за что бог ненавидит людей
Новое в блогах
У меня зазвонил телефон.
После непродолжительного приветствия знакомая сообщила мне, что решительно намеревается уйти от православной веры и поискать для себя Бога где-нибудь на Востоке.
Я слушала ее долго, но, конечно, не услышала ничего нового. В принципе, рассуждения о том, что христианский Бог — злобное чудовище, что это Бог, который требует рабского подчинения и ест младенцев, — видимо, самая распространенная точка зрения в современной России.
Что такое христианский Господь для обыкновенного моего соотечественника?
Чаще всего это просто набор обрядов. В случае если современник имеет свое мнение конкретно о Господе, все делается еще интереснее.
Христианский Бог требует от своего раба смирения — то есть Он может делать с человеком что угодно, а тот должен лишь утираться и возносить благодарственные молитвы за науку. Машину угнали? Спасибо Тебе, Господи, что дом не подожгли. Дом подожгли? Спасибо Тебе, Господи, что дети не сгорели. Дети сгорели? Спасибо Тебе, Господи, за то, что учишь смирению.
Христианский Бог жесток и немилостив. Он ненавидит людей.
Эти страшилки являются для многих почему-то именно христианской концепцией сути отношений Бог — человек. Не понятно, с какой стати, ведь смиренное принятие ударов судьбы — основа любой религии. Благостные, увитые цветочками восточные боги требуют того же самого. Карма, сансара, нирвана. Декорации другие — суть одна.
Нет пророка в своем отечестве. Чужие религии — это чужие религии. Зато они красивые, интересные, блестят! И вообще, человек не обязан выбирать себе Бога согласно территориальному проживанию. Такие дела.
Можно подумать, избиение младенцев и прочие жуткие злодейства человеческого земного пути допускал только Он. А все остальные жители планеты мирно гуляли среди дерев и не портили себе карму.
Образ злобного Бога, очень может быть, сохранился в российском сознании после советского царства. Было бы удивительно, если бы в сознании миллионов подросших детей не остались хотя бы смутные воспоминания о том, что им преподавали на уроках истории. Инквизиция, религиозные войны, бедные крестьяне, которых обирают жирные монахи. Пепел Клааса и все такое прочее.
Обучение было успешным. Обучение будет продолжаться. Взрослые учат детей.
Совок оставил след, и след этот написан алыми буквами над некоей школьной доской:
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!»
Соблазн заманчивый и страшный.
Во-первых, почему заманчивый. Соблазн поверить в то, что человек сильнее окружающего мира. Возьмите слабое существо, внушите ему, что оно самое главное — и существо будет послушно глотать все, что вы ему скормите.
Во-вторых, почему страшный.
Естественно, понятие «природа» — это замена слова «Бог». То есть некая сильнейшая сущность, которая может даровать милости. И вот их мы не будем ждать! А будем брать сами.
Набрали уже, молодцы. Чернобыль, Саяно-Шушенская на соплях. Нефтяные пятна. Раскормленные городские крысы.
Когда человек начинает брать сам, не дожидаясь милости — он может начать брать то, что ему не нужно, не там и вопреки природному равновесию. Советских людей научили, что у них две альтернативы. Либо быть рабами «природы» и клириков, либо поверить в собственное нескончаемое величие. Нескончаемое величие человека, который только берет, обеспечивает духовных крыс вкусной здоровой пищей.
Ни одна религия мира не признает человека более великим, чем Бог. Но почему-то только в России Богу это ставят в вину.
В России состоялся великий эксперимент. Последствия будут долгими. Теперь российский, русский человек уже догадался, что он не так уж и велик — но виноватым остались не те, кто соблазнил русского человека 93 года назад, а Он — злой Бог, который ненавидит людей.
Да, я долго считала, что это совок проклятый виноват, но после того телефонного разговора еще раз осмотрелась и поняла: они хотят себе злого Бога. Даже верующие.
Даже верующие люди в большинстве своем готовы верить только в злого Бога, Бога-карателя, Бога-полицейского. Что случилось? Господь с ними, с атеистами. Но почему люди, которым необходим Бог, как свет, обращаются не к свету, а к полицейскому?
Что такое Божья любовь?
Они думаю, что Божья любовь — это многочисленные бедствия и страдания, через которые Господь говорит с ними. Нужно терпеть и утираться — и тогда Хозяин оценит и наградит.
Но Божья любовь — это же совсем иное! Божья любовь — это чудо рождения ребенка. Иногда чудесное рождение — вопреки заключениям врачей.
Это болезнь, которая внезапно ушла без следа.
Это дворники, доставшие из мусоропровода увечную собаку.
И та девушка, которая будет лечить эту собаку и оставит ее себе, несмотря на доводы рассудка и маленькую жилплощадь.
Божья любовь — в каждом нашем поступке, совершенном, может быть, вопреки жизненной логике, но в стремлении к добру. Она — в каждом неожиданном чуде, от найденной на тротуаре купюры до неожиданно встреченной любви.
Божья любовь в том, что Он дал нам возможность выбирать, разум, чтобы мы выбирали, и силу добиваться своей цели. И терпение — чтобы нести последствия нашего выбора.
Когда с нами случается беда, мы можем терпеть и действовать.
Христиане-клирики, священники публично заявляют о том, что некие бедствия посланы людям Богом в наказание, и мне горько. Разве сможет этот клир рассказать нам, пастве, что такое любовь Господа к людям и почему Господь благ? То есть, что Он добр и милосерден — несмотря на землетрясения, войны и болезни.
Стихийное бедствие — это не наказание. Это законы, по которым живет планета. Божья любовь — это отряды спасателей из всех стран мира. Божья любовь — это сотни литров сданной крови, и в этих литрах смешана кровь и атеистов, и буддистов, и мусульман, и иудеев. Божья любовь — в семьях, которые берут к себе сирот. И в том, что люди, ставшие жертвами законов природы (без которых невозможно физическое существование) — рано или поздно переживают и горе, и безумие. Хоронят тех, кого унесла стихия. Начинают жить дальше. Да-да, у них есть силы жить дальше и строить новое на месте разбитого. Это и есть Божья любовь.
Вот так. А почему людям, считающим себя христианами, так необходим злой бог, я не знаю. Вероятно, они иначе не умеют.
Ну что ж, значит, Царство Божие, о котором так много говорят с амвона, но никто толком не знает, что это такое, придет и воцарится несколько позже. Куда спешить.
Ненавидит ли Бог?
Направлена ли когда-нибудь ненависть Бога на людей?
В Библии ненависть Бога является такой же реальностью, как и Его любовь. Есть то, что Святой и любящий Бог ненавидит, чем гнушается, что не может терпеть и к чему питает отвращение. Более того, эта ненависть часто направлена против падших людей.
Многие думают, что Бог есть любовь и поэтому Он не может ненавидеть. Хотя любовь Бога – это реальность, которая выше нашего понимания, важно увидеть, что любовь Бога и есть причина Его ненависти.
Если человек по-настоящему любит жизнь, признает ее неприкосновенность и нежно любит детей, считая их даром Божьим, то он должен ненавидеть аборты. Невозможно страстно и чисто любить детей и в то же время быть равнодушным к тому, что их убивают.
Если Бог так сильно любит все доброе и справедливое, тогда Он должен с такой же силой ненавидеть все развращенное и злое. Бог не только ненавидит грех, но и направляет Свой гнев на тех, кто совершает его:
«Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие » (Псалом 5:5,6)
Мы должны понимать, что грех от грешника отделить невозможно. Бог наказывает того, кто его совершает. Осуждение на адские муки выносится не греху, но человеку, который грешит:
«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откровение 21:8)
Что означают заявления Писания о том, что Бог ненавидит грешников?
Во-первых, ненависть – это чувство отторжения, активная враждебность, чувство крайнего отвращения.
Во-вторых, Божья ненависть в полной гармонии сосуществует с Его другими качествами. В отличие от человеческой ненависти Божья ненависть свята, справедлива и проистекает из Его любви.
В-третьих, Божья ненависть не отрицает Его любовь. Он способен любить тех, кто является объектом Его ненависти, и действовать для их пользы и спасения.
В-четвертых, хотя Бог долготерпелив к тем, кто вызывает Его ненависть, и предлагает им спасение, будет время, когда Он отменит Свое предложение и примирение уже не будет возможным.
Что это значит для меня?
Пока вы живы, у вас есть шанс примириться с Богом. Он долготерпит ваши грехи и желает вашего спасения. Но вы не знаете, сколько продлится этот благодатный период, и какой день будет для вас последним. Не откладывайте решение самого важного вопроса в жизни – примирение с Богом.
Это был двадцать шестой выпуск из цикла «Понимание Евангелия». В цикле мы шаг за шагом открываем, в чем суть и смысл Евангелия. Наша цель — понять: что это значит для меня?
Материал составлен по книге П.Вошера «Сила и смысл Евангелия»
Хотите знать больше?
«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна 8:32).
Анонсы свежих статей вы можете получать в соцсетях:
Страх Божий и начало мудрости: 10 вещей, которые Бог ненавидит
Вам знакомо выражение «страх Божий»? А вы знаете, что он означает? В Притчах 1:7 написано: «Начало мудрости — страх Господень». Хочет ли Бог, чтобы мы Его боялись? В 1Иоанна 4:18 написано: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». Если мы сильно любим Бога, у нас не будет к Нему страха, потому что наша совершенная любовь победит любой страх. Но о какой тогда мудрости и о каком страхе Господнем говорит Библия?
Страх Божий и ненависть ко злу
В Притчи 8:13 мы находим определение: «Страх Господень — ненавидеть зло». То есть страх Господень – это позиция Бога по отношению ко злу и к любому греху. Бог хочет, чтобы мы Ему подражали, и так же, как и Он, имели ненависть к любому злу и к грехам.
В книге Притч описаны 10 видов поступков, которые Бог ненавидит. Давайте рассмотрим их подробнее.
Гордость и высокомерие
«Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притчи 8:13). Бог ненавидит любое проявление гордости и высокомерия. Именно с гордости сатаны началась духовная война и зло вошло в наш мир. В книге Исайя 14:11-14 написано: «Низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим», говорил в сердце своем: «выше звезд Божьих вознесу престол мой, взойду на высоты, буду подобен Всевышнему». Как через гордость зло вошло в мир, также через гордость зло проникает в наши жизни. В Послании Римлянам 12:3 написано: «не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». Когда в нашей жизни есть духовные победы или какие-то достижения, у нас есть искушение думать, что это мы такие хорошие. Очень часто люди не отдают всю славу Богу, но забирают её себе. Иисус исцелил 10-ть прокаженных, но только один вернулся и воздал Богу славу (Евангелие от Луки 17:12-19).
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Послание Филиппийцам 2:5-8). Иисус ради нас стал слугой, рабом и умер за каждого из нас. Что мы готовы сделать ради Христа?
Злой путь
Без Христа мы блуждали и ходили своими злыми путями: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Исайя 53:6) «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Луки 9:23). Иисус показал нам путь, которым нам идти. Он хочет, чтобы мы подражали Ему во всем: Его отношениям с Отцом, Его отношению к греху, Его невероятной любви. Павел писал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Послание Коринфянам 4:16).
«Иисус Христос сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6). Давайте через Христа приходить к Отцу и иметь с Ним всегда близкие отношения!
Коварные уста
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Послание Ефесянам 4:29-31). Бог предупреждает, чтобы никакие гнилые слова и никакое злоречие не выходило из наших уст. У Бога очень серьезное отношение к тому, что и каким образом мы говорим, Он показывает, что таким образом я могу оскорблять Святого Духа.
«Язык — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Послание Иакова 3:1-13). Когда я говорю плохие вещи про других людей, я их проклинаю, но Бог дал мне уста, чтобы я мог только благословлять.
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Притчи 10:19). Бог хочет, чтобы всегда думали перед тем, чтобы что — то говорить, и были разумными, сдерживая свои уста.
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притчи 6:16-19).
Язык лживый
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Послание Ефесянам 4:25). Мы части большой Божьей семьи, и Бог хочет, чтобы мы бы были открытыми, честными и всегда говорили истину друг другу.
«Диавол лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44). Когда мы не искренни и не говорим правду друг другу, мы поклоняемся диаволу.
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Евангелие от Иоанна 3:19-21). Бог хочет, чтобы мы стремились к свету, и чтобы наши жизни были открыты для других.
Руки, проливающие кровь невинную
Бог ненавидит убийство и все виды насилия, но Иисус поднял планку еще выше. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Евангелие от Матфея 5:21-22). Если у нас есть плохое отношение к нашим братьям и сестрам, нам надо каяться, молиться Богу о прощении, и если надо, надо идти с ними общаться.
Также, когда мы грешим, есть ли у нас серьезное отношение и понимание того, что мы проливаем невинную кровь Иисуса Христа? В Послании Евреям 10:26,29 написано: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи. То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?». Если мы сознательно грешим, и продолжаем упорствовать в грехе, жертвы за наши грехи больше не остается. Наше сердце может стать жестким, и мы можем потерять веру (Послание Евреям 3:12-13). Есть ли у меня такое же отношение к грехам, как у Бога, ценю ли я кровь Иисуса Христа и Святой Дух, который меня обличает?
Сердце, кующее злые замыслы
«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Послание Иакова 3:14-16). Иногда мы удивляемся, откуда в нашей жизни появляются разные неприятности? Иаков отвечает, посмотрите на ваши мысли и ваше сердце, что там? И дальше он показывает, какие мысли у нас должны быть: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Послание Иакова 3:17).
Лжесвидетель, наговаривающий ложь
Бог ненавидит, когда мы сплетничаем, и говорим плохие вещи про других братьев и сестер. Но кто — то может сказать, но я не говорю ложь про другого человека, я говорю лишь истину. Я вижу его неправедные поступки, и рассказываю другим, чтобы все знали правду. Также я доверяю другим братьям и сестрам, если они мне чем — то о ком то делятся, значит, они говорят правду. Но Библия множество раз предупреждает нас, чтобы мы не судили (Евангелие от Матфея 7:1-5). Если мы видим грех, нам надо не говорить о нем другим, но идти и лично разговаривать с этим человеком (Евангелие от Матфея 18:15-17).
«Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» (Евангелие от Иоанна 7:51-52). Мы можем ошибаться в мотивах и неправильно толковать поведение других людей. Нам очень важно их самих спрашивать и выслушивать.
Сеющий раздор между братьями
В Евангелии от Иоанна 17:21 Иисус молится за всех своих учеников: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня». Иисус мечтает, чтобы все Его ученики были едины и, чтобы никто и ничто не могло разрушить этого единства.
Павел также умоляет каждого из нас: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Послание Коринфянам 1:10).Павел понимает, что разрушить единство и посеять раздор очень легко, но сохранить единство может только Бог и мы, если будем оставаться скромными.
Жертвы нечестивых и грешников
«Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притчи 15:8). Когда мы что-то хотим делать для Господа, нам нужно убедиться, что у нас нет нераскаянных грехов.
» Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Псалом 31). Когда мы молимся, нам надо всегда быть открытыми с Богом, что на самом деле происходит у меня в сердце, а не быть как лицемеры, которые только говорят правильные слова. Когда мы исповедуемся, наши сердца очищаются, и мы приближаемся к Богу.
В 1-ом Послании Коринфянам 11:23-34 Павел пишет о причащении: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Когда мы причащаемся, очень важно проанализировать свою жизнь, и увидеть, в чем мне нужно покаяться.
Пророк Исаия пишет о людях, которые что-то старались делать для Бога, но при этом оставались с нераскаянными сердцами: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя 1:10-18). Бог всегда ожидает, что мы сначала покаемся, а затем будем делать добрые дела для Бога.
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного
«Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Притчи 17:15). Если другой человек грешит, я не могу закрывать глаза и его оправдать, но моя ответственность этого человека обличить. «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, — то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иезекииль 33:7-9). Бог поставил нас, чтобы мы могли со стороны видеть грехи друг друга и помогали каяться и меняться. Если я вижу грехи и молчу, то вина за чужие грехи может перейти на меня.
Также мне нужно быть очень осторожным, чтобы не осуждать и обвинять других людей несправедливо. Именно поэтому мне нужно всегда быть очень осторожным с любой информацией о других и стараться, если нужно, иметь личное общение.
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Послание Ефесянам 5:1). Братья и сестры, давайте подражать нашему Богу, и будем любить те вещи, которые Он любит и ненавидеть все, что Бог ненавидит!
Православная Жизнь
Действительно, читая описания Бога, Его действий, чувств, порывов и желаний в Библии — главным образом, в Ветхом Завете — легко прийти в недоумение.
В редакцию пришел вопрос читателя: «Как может Бог, Который есть любовь, любить Иакова, а его брата Исава ненавидеть?» Подобное вопросы вызывают и строки Библии, в которых описываются Божьи гнев, ярость и другие чувства, далекие от нашего представления об абсолютной любви. Как же это понимать?
Действительно, читая описания Бога, Его действий, чувств, порывов и желаний в Библии — главным образом, в Ветхом Завете — легко прийти в недоумение. Уж очень по-человечески ведет себя Создатель вселенной. Он любит, гневается, испытывает отвращение, ставит условия, ревнует, наказывает. В книге Притч Соломоновых мы находим подробное перечисление того, что именно ненавидит Бог. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6, 17-19). Из этой же цитаты следует, что Бог имеет душу, а это противоречит Его природе: как существо совершенное Бог прост. Если допустить в нем наличие нескольких элементов (например души), некую метафизическую сложность, они, следуя философской логике, должны предшествовать Богу. Но это невозможно, потому что Бог — начало всего сущего. Как пишет святитель Григорий Палама, «в Боге состоящем из одной неделимой сущности нет ни уменьшения, ни увеличения, ни приложения, ни отъятия; а значит, нет и разделения, которое являло бы нам предшествующую сложность».
Так значит в Ветхом Завете описывается какой-то неправильный Бог?
Нет. Ветхий Завет — это богооткровенная истина, написанная людьми и для людей. Авторы библейских книг жили в определенном историческом и культурном контексте. Для выражения смыслов, полученных ими в божественном откровении, они пользовались теми образами и языковыми приемами, которые были понятны их современникам. Язык Библии образен и метафоричен, наполнен притчами и аллегориями. Эта образность переносится и на Бога.
Не следует сбрасывать со счетов и нравоучительный характер Писания. Святые отцы, толкуя священные тексты, четко указывали, что библейские пассажи, наделяющие Бога антропофорфными свойствами, приписывающие Ему гнев, ярость, ненависть и прочие качества, имеют педагогическое и назидательное значение, поскольку высокие истины о Боге как абсолютной Любви, в своей полноте открывшиеся людям в Новом Завете, с трудом были бы восприняты людьми ветхозаветной эпохи. Вот, например, как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
Действительно, в книге пророка Малахии есть фраза, сказанная от лица Господа: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал. 1, 2-3). Но дело в том, что данный речевой оборот «это возлюбил, а это возненавидел» в библейском контексте означает «решительно предпочел одно другому». Он не означает, что Бог желал зла Исаву или стремился его уничтожить. Это также не означает, что Исав погиб в вечности. Просто первородство обрел Иаков; именно через него исполнились Божии обетования, именно он стал одним из предков Христа. Почему Бог в этом отношении предпочел Иакова? Очевидно потому, что Исав сам отказался от первородства, предпочтя ему чечевичный суп. По этой же аналогии большинство толкователей Писания рекомендуют понимать и слова Христа: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лк. 14, 26). Господь говорит тут о приоритетах, а не заповедует нам ненавидеть близких.
У библейской истории про Иакова и Исава есть важное педагогическое значение. Писание дает нам нравственный урок — люди, порой, слишком легко отказываются от великих даров, которые уготовал им Бог, ради «тарелки похлебки» — сиюминутных желаний. Бог никогда не отворачивается от человека Сам, это люди постоянно пренебрегают Им, ненавидят и теряют Его.