за что бог проклял землю
Согрешили Адам и Ева. За что Бог проклял землю?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Почему Господь проклял Землю, которую Сам же и создал? Земля ведь не виновата, что Адам и Ева согрешили!
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Вот так звучит этот стих в книге Бытия
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).
В случае с Адамом и Евой ситуация похожа. Человек был венцом творения и одновременно господином тварного мира. В первых главах книги Бытия мы читаем, как Адам нарекает имена животным, которых ему приводит Господь (ср. Быт. 2: 19-20). Пока человек подчинялся Богу, мир подчинялся человеку. Грехопадение всё изменило. Адам отделился от Бога, так что мы читаем, как Бог «ходит» по Раю и зовёт: «Адам, где ты?», Адам и Ева отделились друг от друга «и увидели, что они наги». Адам больше не господин творений, он один из них. Проклятие земли обозначает её враждебность человеку. Теперь, чтобы добыть себе еду и выжить, он вынужден бороться со всем миром.
Подобное толкование этих строк мы встречаем у Симеона Нового Богослова, монаха и мистика конца X — начала IX века: «Видишь, как тогда приняла преступника земля, после того как была проклята и лишилась первоначальной производительности, по которой плоды порождались из ней сами собой без труда? И для чего? Для того, чтобы быть обрабатываемою им в потах и трудах, и так давать ему то немногое, что произращает на потребу его, для поддержания жизни, а если не будет обрабатываема, оставаться бесплодною и произращать лишь терния и волчцы» (Слово 45).
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Благословения и проклятия
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ
Часто «проклятие» является понятием, по значению противоположным «благословению». Примером может служить Второзаконие 11:29 «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал».
Произнесённое проклятие подразумевало более, нежели просто пожелание чего-то плохого в жизни человека. Что-то ужасное должно было случиться с человеком, по отношению к которому было высказано проклятие. В то же самое время, произнесённое благословение расценивалось не просто как пожелание счастья и благополучия в жизни. Оно подразумевало действительное благословение человека и провозглашения счастья и благополучия в его жизни.
Люди всегда знали, что благословения и проклятия приходят свыше. Поэтому, произнося свои благословения или проклятия, люди как бы призывали Бога (а зачастую просто обращались к духовному миру, к чему-то сверхъестественному), способному либо принести благословение, либо навести проклятие на того или иного человека. Отсюда и пошла весьма распространённая практика ворожбы и гадания, порчи, сглаза и различного рода заклинаний.
Если взглянуть на эти два слова, то несложно заметить, что слово «благословение» состоит из двух слов: «благо» + «слово». Таким образом, термин «благословение» дословно означает «доброе, хорошее слово». Так как слова «благословение» и «проклятие» являются диаметрально противоположными понятиями, то логичным будет сделать следующее заключение: слово «проклятие» означает «плохие, нехорошие, недобрые слова и пожелания» в адрес человека или Бога. Постарайтесь держать это в голове, поскольку к этому мы вернемся ещё раз.
Люди испокон веков проклинали и благословляли друг друга.
Это касается не только еврейского народа, но также и язычников.
Существовал также и такой обычай: в преклонном возрасте или перед смертью отец благословлял своих детей. При этом старший сын получал самое большое благословение. Подобное благословение, как правило, являлось не просто пожеланием (как мы сейчас подписываем открытки с праздником), а это благословение являлось определяющим фактором всей жизни детей. Как отец благословит, так оно и было.
Библейские примеры: Благословение и проклятие Ноем своих сынов и внуков (Бытие 9:25-27), благословение Исааком своих сыновей (Бытие 27) и т.д.
Подобное проклятие не является выражением личного гнева, злобы и мщения. Это своеобразное предсказание.
3. Исполнение проклятия:
A. Проклятия, как правило, сбываются. Примеров тому много и в жизни, и в Библии.
Б. Незаслуженные проклятия не сбываются.
Притчи 26:2 Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.
Б. Новый Завет о проклятии.
Кто находится под проклятием: Галатам 3:10 (проклятие Закона). Иисус освободил нас от этого проклятия: Галатам 3:13
2. Сила человеческого слова.
Божье Слово имеет в самом себе силу исполниться. Человек создан по образу и подобию Бога, и человеческое слово тоже обладает определённой силой. Поэтому благословения и проклятия и исполняются. Человек не может их отменить.
Когда Исаак по незнанию, по ошибке благословил Иакова вместо Исава, то он уже не мог отменить своего благословения, и оно стало частью всемирной истории:
Бытие 27:18-41 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.
[Исаак] сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. [Иаков] подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил [Исаак] запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя—прокляты; благословляющие тебя—благословенны!
Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей. Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя. Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.
Но он сказал: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой? Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же [время], когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова.
IV. А КАК НАСЧЁТ НАС?
Каждому человеку хочется быть счастливым. Наверное, поэтому люди не протестуют против молитв за охрану их жизни, за их здоровье и благополучие. Таким же образом они не противятся словам благословения в свой адрес. Что же касается проклятий, часто люди задаются вопросом: «А какое отношение Божьи проклятия имеют лично ко мне?»
Проклятие Адама
Существует ложное мнение о том, что Адам, предавший Бога, послушавший Еву и Змея обольщения, НЕ попал под проклятие ИХ Богом.
Вопросы подобного рода проявляют лукавство тех учений, которые начинаются из точного следования БУКВЕ, а потом все остальные доводы их воззрения лжеучителЯ «разрабатывают» от собственного ума, далеко не всегда указывая точного места Писания, подтверждающего их умозаключения..
— т.е здесь им БУКВА уже не нужна, но здесь они ссылаются на какие-то личные духовные откровения..
Примечателен тот факт, что если,допустим, какому-то человеку говоришь, что, курить – это грех, он в ответ парирует – а покажи мне место в Библии, где об этом точно говорится..где так и написано – курить – это грех..
Т.е человек не вмещает в свой закоснелый разум, что ВСЁ, что человек делает ПРОТИВ Воли Бога и Его Святой Жизни – является грехом.
Итак, почему же человек нЕ может согласиться с тЕМ, что (совершившие Грех нЕпослушания и отступления от Бога) Адам и Ева оказались под проклятием Бога. и ЧТО такое ПРОКЛЯТИЕ, как духовное понятие?
В Бытии написано, что Бог проклял Змея, и т.к люди связали свою жизнь с тЕМ, кто вещал им через него, послушали его и поверили ему, пошли за ним, то понятно, что они вошли так же под это проклятие..
ибо «соединяющийся с блудницей есть один дух с блудницей»..
(а «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом») (1 Кор. 7)
————
Люди соединили свои помыслы и цели с мыслями сатаны, оборвав связь с Богом, пошли за Его Врагом..
Т.е Проклятие = Смерть…
Бог предупреждал людей – если ослушаетесь Заповеди (НЕ ВКУШАТЬ от древа познания добра и зла), смертью умрёте..—
Бытие 2 гл:
«16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»
—————
Они ПОТЕРЯЛИ Источник вечной Жизни…они стали смертными…
Мало этого – вместо безбедного и светлого, радостного бытия в блаженстве всех нескончаемых благ, данных им Богом, они теперь вынуждены стали добывать себе пропитание «в поте лица своего»…и «рождать в муках»..и испытывать страстные влечения..
Бытие 3 гл:
«16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.»
—————
И кТО Ещё будет доказывать кому-либо, что Адам с Евой НЕ были прокляты вместе с землёй, т.е с тем прахом, откуда Адам был взят и куда теперь должен был возвратиться!
— ведь земля = Адаму – по низкой природе телесной..
и только Дух Божий давал (от начала) Адаму светозарные способности и возможности, чтобы облекать это земное тело в Одежды духовные, становясь совершенным и вечным …
НО отказавшись от Бога, люди потеряли эти возможности и стали плотскими, от земли..утратив духовную составляющую их личности..
Это и есть проклятие, которое «висит» над каждым человеком до тех пор, пока он живёт ВНЕ Божьей Воли и Его Любви…
ВСЕ прокляты до тех пор, пока нЕ обретут мир с Богом, пока нЕ возвратятся в Лоно Его Любви и Послушания Его Воле, Его Заповедям и Его Законам..
Толкование на Бытие 8:21
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 8:21 / Быт 8:21
Иоанн Златоуст (
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
Видишь, как расположение приносящего сделало благовонным дым, и смрад, и все, что ни было неприятного при этом (сожжении животных). Вот почему и Павел сказал в послании своем: «яко Христово благоухание есмы в спасаемых и в погибающих: овем убо воня смертная в смерть: овем же воня животная в живот» (2Кор.2:15−16). «Воню благоухания (обоня Господь)». Не соблазняйся грубостию выражения, но, причиною такого снисхождения в словах признав собственную твою слабость, уразумей отсюда, что приношение праведника было приятно (Богу). А чтобы мы из самого опыта могли знать, что сам Господь не нуждается ни в чем, и жертву (Ноеву) благоволил принять не для чего другого, как для возбуждения людей к благодарности, для этого Он попускает все истреблять огню, дабы и сами приносящие познавали отсюда, что все делается для их же пользы. Для чего же, скажи мне, Он и вообще попускает приносить Ему жертвы? Опять по снисхождению к слабости человеческой. Так как люди, мало-помалу предавшись беспечности, имели впоследствии изобресть себе богов и им приносить жертвы, то Бог предварительно благоволил, чтобы жертвы приносились Ему, дабы, по крайней мере, чрез это отклонить от гибельного заблуждения имевших предаться нечестию. А что все это допущено Им действительно по снисхождению, смотри, как впоследствии времени Он благоволил установить и обрезание, не потому, чтобы оно могло сколько-нибудь содействовать спасению души, но для того, чтобы Иудеи носили его на себе, как бы какой знак и печать, в доказательство своей благодарности, и чтобы не могли смешиваться с язычниками.
Вот почему блаженный Павел называет обрезание знамением, говоря: «и знамение дал обрезания, печать» (Рим.4:3). А что оно нисколько не служит к оправданию, доказательством тому вот и этот праведник (Ной), который достиг до такой (высокой) добродетели, когда еще не было установлено обрезание. И что говорю? Сам патриарх Авраам, еще до принятия обрезания, был оправдан одною верою. Еще до обрезания, говорит Писание, «верова Авраам Богу, и вменися ему в правду» (Рим.4:3). «И обоня Господь Бог воню благоухания». Но не так (поступил Он) с неблагодарными Иудеями. Как же? Послушай пророка, который говорит: «кадило мерзость ми есть» (Ис.1:13), указывая на нечистоту внутреннего расположения приносящих. Как там добродетель праведника сделала дым и смрад вонею благоухания, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. «И обоня, — сказано, — Господь Бог воню благоухания». Видишь, какова жертва праведника, — как она по внешности незначительна, но по чистоте его расположения является весьма великою? Смотри же теперь на беспредельную благость человеколюбивого Господа.
Какая необычайная важность благодеяния, какое величие человеколюбия, какой неизреченный избыток снисхождения! «и рече Господь Бог, размыслив». И это выражение — «размыслив» — употреблено человекообразно и приспособительно к нашей природе. «Не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая». Бог проклял ее за первого человека, сказав: «терны и волчцы возрастит» (Быт.3:18), и потом также за Каина. И вот, так как Он, и теперь навел (на землю) такую всеобщую гибель, то, чтобы утешить праведника и ободрить его, — чтобы, т. е., он не подумал про себя: что за польза от данного (Богом) благословения и от слов: «раститеся и множитеся», если мы, и размножившись, должны будем опять погибнуть, ведь Он и Адаму сказал: «раститеся и множитеся», и однако ж навел потоп, — чтобы, говорю, Ной не подумал так и от этой мысли не чувствовал в душе своей постоянного беспокойства, смотри, какое Господь являет человеколюбие! «Не приложу, — говорит, — ктому прокляти землю за дела человеческая». Смотри, как ясно показал (Бог), что Он наложил проклятие на землю за нечестие людей. Потом, чтобы мы не подумали, будто Он теперь дал такое обещание потому, что они сделались лучше, говорит: «зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности». Необыкновенный вид человеколюбия! Так как «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности», поэтому, говорит, «не приложу ктому прокляти землю». Я, говорит, сделал Свое дело, и раз и два; но так как вижу, что зло растет, то обещаю более уже не проклинать землю. Затем, желая показать великость Своего человеколюбия, присовокупил: «не приложу к тому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих, во вся дни». Смотри, как Бог всем этим подает праведнику величайшее утешение, а лучше сказать, не одному праведнику, но, по Своей благости, и всему имевшему произойти от него роду человеческому. Слова: «не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую», и: «якоже сотворих», и: «во вся дни», означают то, что никогда уже не будет такого потопа и не постигнет вселенную такое всеобщее истребление. Вместе с тем (Бог) показывает и непрерывность Своего благодеяния; «во вся, — говорит, — дни», т.е. обещаю во веки не являть уже такого гнева и не производить такого расстройства в порядке времен года и в состоянии стихий.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 27.
Источник: Против иудеев.
Амвросий Медиоланский (
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
Теперь внимательнее рассмотрим, почему написано, что Господь, подумав, сказал: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и решил Бог не поражать больше всякую плоть, как Он сделал, во все дни земли. Он покарал человеческий род, однако признал, что кара закона способствует скорее страху и научению, чем изменению естества, которое может измениться в некоторых, но не во всех. Итак, Бог покарал нас, чтобы мы боялись, и простил, чтобы мы остались живы; покарал, чтобы внушить страх, а простил на будущее, чтобы не всегда господствовала горечь греха. А кто хочет чаще карать грехи, тот будет скорее жестоким, чем взыскательным. И потому сказал Бог: не буду больше проклинать землю за человека. Иначе говоря, Он хотел явить милость в отношении рода человеческого в целом, но в то же время не хотел позволить людям почувствовать себя в безопасности и проявлять небрежение. Поэтому немногих Он карает, а многих спасает.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
Обетование о сохранении тварей после потопа противополагается предшествовавшему определению о их погублении (Быт. 6:13) и соответствует умилостивительной жертве Ноя. Словом Божиим постановленные вначале законы природы, после словом Божиим потрясенные, словом же Божиим паки восстановляются и утверждаются. И как благочестие Ноя было первым видимым побуждением и средством к избавлению тварей от потопа, то действие сего же благочестия становится случаем к обещанию им дальнейшего сохранения.
И обонял Господь благоухание успокоения. Изображение сие взято с человека, обоняющего запах пищи, и знаменует Божие благоволение о жертве, или лучше, о приносящем ее (Лев. 26:31). Достойно примечания, что выражение воня успокоения по словопроизводству, имеет отношение к пророчественному имени Ноя, которое означает упокоителя. И сказал Господь в сердце своем, то есть в сокровенных советах Своих определил непреложно будущую безопасность тварей.
Отныне Я уже не буду проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого есть зло от юности его. Слова сии по первому виду представляют странную сложность понятий, как будто Бог не хочет проклинать землю по той самой причине, по которой прежде проклинал ее (Быт. 6:5−7), и как будто Он показывает себя умилостивленным потому только, что не достиг цели своей в наказании, что Божества недостойно. Следующее изложение удовлетворительно как для подлинника, так и против недоумений: отныне Я уже не буду проклинать землю за человека, то есть за то, что помышление сердца человеческого есть зло от юности его; и не буду более поражать всего живущего, как Я то сделал. Не обещает Бог совершенной ненаказанности за зло, а только не хочет проклинать землю и все живущее и не хочет поражать так, как сделал сие в потопе; следственно, предоставляет себе и впредь наказания частные и наказания иного рода. Таким образом, без нарушения святости Промысла переменяется только образ его действования. Прежде правосудие открылось всеобщим, а милосердие особенным действователем; отселе правосудие будет являться в частном, как, например, над Содомом, над Фараоном и проч., а милосердие — во всеобщем.
…Поелику Бог не благоволит одних наружных жертв и всесожжений (Пс. 50:18; Евр. 10:4−10), то надобно, чтобы жертва Ноева имела некое сокровенное достоинство, которое соделало ее благоприятною. Сие достоинство состояло в том, что она, будучи всеродною и всеобщею жертвою от всего мира и за весь мир, была посему совершеннейшим преобразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой. Возношение всесожжения на алтарь знаменовало то вознесение Иисуса Христа от земли, которым Он всех привлекает к Себе (Ин. 12:32), и благоухание успокоения, которое обонял Бог, так сказать, издалеча, была любовь Искупителя, с которою Он предал себя за нас в приношение и жертву, во благоухание Богу (Еф. 5:2). Он же прообразован был и алтарем, поскольку Он же возносит к Богу и наши жертвы (Евр. 13:10, 15). Из сего открывается, что Бог обновляет и благословляет весь мир во Христе.
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
Сама ли по себе была благоприятна Богу жертва Ноя? — Нет: она была благоугодна Ему потому, что очи Его, проникающие в сокровенные изгибы сердца, видели в ней искреннюю дань покорности и благодарности сего достойного Патриарха. Мы, живущие в Новом Завете и более блаженные, нежели Ной, должны приносить Богу жертву совершеннейшую, по наставлению Апостольскому: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше; …зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови, Иисус Христом. (Рим. 12:1; 1 Пет. 2:5) Для удовлетворения наших духовных нужд есть священнодействие, превосходнейшее жертв Ветхозаветных, ежедневно повторяемое в Божественной Литургии — жертва крестная. Позаботимся о том, чтобы достойно принимать сей несравненный дар милосердия Божия!
Источник: Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.
Нил Синайский
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
Источник: Письма на разные темы. Децемвиру Зинону.
Иоанн Кронштадский (1829−1908)
Ст. 21−22 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся
Каково было для любви Твоей, Боже, видеть погибель столь многих созданий Твоих — мужей и жен, юношей и дев, взрослых, юных и младенцев, и всяких животных, ходивших и пресмыкавшихся по земле, также летавших по воздуху? Но для правды Твоей несносны были дела человеческие, безобразные и гнусные; Твоя святость не могла более терпеть неправд человека, созданного по образу Твоему, неправд, которые, возрастая все больше и больше, наконец подвигли Твое правосудие на праведную месть всему живущему на земле, так как кроме человека и вся прочая плоть растлила, по свидетельству Писания, путь свой на земле, как бы по примеру человека, царя всех земнородных тварей. Твоему правосудию принесена удовлетворительная жертва потопом; люди перестали от своего злочестия — утих и праведный гнев Твой; Отеческое сердце Твое снова раскрылось для любви к тварям, оком благоволения опять воззрел Ты на оставшихся тварей; Тебе как бы жалко стало погибших, и вот Ты обещаешь не наказывать впредь таким потопом созданий Твоих: не буду больше проклинать землю за человека… не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Так сказал Ты Ною, избранному Твоему. Тяжело было (говоря по-человечески) для любящего сердца Твоего, для Твоего всеуправляющего и всезиждущего Промысла видеть, как в продолжение такого периода времени на земле нет ни сеяния, ни жатвы, ни зимы, ни лета, ни осени, ни весны, ни дня, ни ночи, как все пришло в беспорядок и смятение. Неприятно было Тебе видеть такую пустоту на земле. И Ты сказал, что этого впредь никогда не будет, что впредь во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и ночь не престанут. И вот они послушны Тебе и доселе не престают.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Виссарион (Нечаев) (1822−1905)
Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4−21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.
И обоня Господь воню благоухания
Человекообразное выражение, что жертва Ноева была благоуханна пред Господом, без сомнения означает, что она была Ему угодна, приятна, как человеку приятно обонять благовоние. В буквальном смысле уже и потому нельзя понимать это выражение, что на самом деле запах от горения животных бывает тяжел и сам по себе не может быть приятен. Что же было угодного Богу в жертве Ноевой? То душевное расположение, с каким Ной приносил жертву. С пламенем жертвы, восходившим к небесам, восходила к Богу душа Ноя, пламеневшая верою в Него, любовью к Нему и надеждою на Него.
XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21−22, 9:1−7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.
Рече Господь Бог [Ною] размыслив: не приложу ктому прокляти земли за дела человеческия, зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих
Умилостивленный жертвою, принесенною Ноем по выходе из ковчега, Господь дает ему обещание не возобновлять впредь проклятия земли за грехи ее обитателей, т. е. не повторять всеобщего истребления тварей потопом. К такому обещанию Бог склонился не только жертвою, но вместе с тем, что «размыслил», раздумал, т. е. не нашел сообразным с целями Своей премудрости, благости и правосудия прибегать вперед к такой крайней мере наказания земли и ее обитателей. Он провидел, что земля и вперед будет оскверняема теми же преступлениями, за какие опустошена потопом, что примером наказания людей допотопных они не будут удерживаться от подражания им в нечестии, потому что «прилежит помышление человеку на злая от юности его», т. е. корень преступлений скрывается в самой природе человека, испорченной прародительским грехом, человек родится грешником и с раннего возраста утверждается в нем наклонность к злу. Но если так, зачем же Он казнил людей потопом? Затем, что надлежало показать людям меру, по которой они должны были вперед судить о тяжести своих грехов; надлежало памятию страшного наказания предков, хотя сколько-нибудь, сдерживать разлив нечестия в потомках. И эта память сохранилась не только в избранном народе, но и в преданиях языческих народов, и, вероятно, содействовала к тому, что среди всеобщего языческого нечестия, в лице немногих избранников подготовлялась почва к принятию Искупителя. — Впрочем, Господь, обещая не поражать земли всеобщим опустошением, предоставляет Себе и на будущее время частные карательные меры против греха. Потопы и другие казни будут и вперед, но уже не будут столь обширными. Ибо ясно сказано: «не приложу поразити [не стану губить] всякую плоть живущую, якоже сотворих».
Толкование на паремии из книги Бытия.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
«и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого — зло от юности его…» В этих словах, очевидно, дается торжественное удостоверение самого Бога о неповторяемости подобного общемирового (в смысле универсальном для всего человечества и всех живых тварей) наказания; но самая мотивировка его представляется на первый взгляд несколько непонятной: по-видимому, она представляет повторение того мотива, который послужил главной причиной потопа (Быт. 6:5, 12−13); и здесь тот же самый факт берется в качестве мотива для противоположного отношения к миру.
Но более внимательное сличение этих двух параллелей, произведенное на почве контекста речи, открывает существенное различие между ними.
В первом случае сказано гораздо общее и сильнее — именно, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), чем характеризуется не столько наследственная, сколько, главным образом, постоянная личная греховная настроенность, переходящая, как это видно из контекста, в горделивое попрание нравственных устоев и в нераскаянное упорство (Быт. 6:11).
В рассматриваемом же нами стихе речь идет почти исключительно лишь о наследственной греховной порче, за которую человек сравнительно менее ответственен, чем за сознательную, личную греховность. Принесением же жертвы, о которой только что перед тем говорилось, человек как нельзя лучше доказал, что его личная настроенность значительно улучшилась, что хотя он, в силу греховной немощи своей природы, и продолжал грешить, но каждый раз в сознании своего падения и часто с глубокой скорбью об этом и с просьбой к Богу о помиловании, выражением чего и служили различные жертвы. Такая перемена в настроении человеческого сердца создавала вполне достаточные основания и для перемены к нему божественного отношения. «Прежде правосудие открывалось всеобщим, а милосердие особенным действователем (история потопа и Ноя): отныне правосудие будет являться в частном, как напр., над Содомом, над фараоном, а милосердие во всеобщем» (Филарет). Отсюда, становится вполне естественным и понятным указание на наследственную греховную порчу человека, как на мотив для снисходительного отношения к его греховности, с которой человек выражает (путем жертв) желание бороться по мере своих слабых сил.