за что изгнали адама
За что изгнали адама
Можем ли мы постичь мудрость изгнания Пророка Адама из Рая? (Источник фото: yandex.ru)
Всевышний Аллах после создания Адама (мир ему) на Земле сказал: «О, Адам! Живи в Раю вместе со своей супругой» (сура «аль-Бакара», аят 35), поселил его вместе с Хавой в Райскую обитель и сказал обоим, напоминая о запретном дереве, которое находится в Райской обители:
И Мы сказали: « Ешьте [все, что есть] там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву [не ешьте его плоды], либо [в противном случае] вы навредите [сами себе, нарушив повеление Аллаха]» (сура «аль-Бакара», аят 35).
В другом аяте Всевышний Аллах говорит о Сатане, который хочет ввести их в заблуждение:
««И Мы сказали: «О, Адам! Он [Иблис] – враг тебе и твоей жене [Хавве]. Пусть же он не выведет вас из Рая, иначе станешь несчастным. Поистине, в нем [в Раю] ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя» (сура «Та-Ха», аяты 117-119).
Существует множество преданий о дереве, плоды которого стали запретными для Адама (мир ему). Согласно преданию Ибн Аббаса и Абу Бакра ас-Сиддыка (да будет доволен ими Аллах обоими), наиболее известное предание – это пшеничное дерево. Некоторые говорят, что это финиковое, камфорное или инжирное дерево. Самое лучшее – не определять его название, так как в аятах не указывается его название.
Иблис, завидуя превосходству Адама (мир ему), ослушался Всевышнего Аллаха, не совершил земной поклон и не оказал ему должного уважения и в результате был изгнан из Райской обители. Тогда он получил право вводить в заблуждение Адама (мир ему) и его детей. В итоге Иблис, имея способность к наваждению и козням, совершал с дозволения Всевышнего Аллаха омерзительные деяния и нашел путь в Райскую обитель.
По этому поводу наш Господь сказал:
«И шайтан стал наущать их [совершить грех], чтобы выставить напоказ их наготу, которая была скрыта от них. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только потому, чтобы вы не стали ангелами или не стали вечными» (сура «аль-Араф», аят 20).
В результате наущения они послушались Сатану. Всевышний Аллах описывает этот случай следующим образом:
«И он низвел их [с той высокой степени, которой они обладали, до уровня совершающих грех] обманом [принеся ложную клятву именем Аллаха и представив им ложь истиной]. И когда они [немного] оба вкусили [плоды] с этого дерева, то обнажилась их нагота [они заметили свою наготу], и они стали прикрывать себя райскими листьями. И обратился к ним их Господь [с порицанием и предупреждением]: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал, что шайтан – ваш явный враг?» (сура «аль-Араф», аят 22).
«Шайтан же побудил их оступиться [и они отведали плодов запретного растения] и [тем самым] вывел их двоих оттуда, где они находились [из райских садов]» (сура «аль-Бакара», аят 36).
Потом Всевышний Аллах сказал:
«[О, Адам, Хавва и Иблис!] Спуститесь [из Рая на землю], будучи врагами друг другу! Земля будет для вас [и ваших потомков] местом пребывания, и вы будете пользоваться ее благами до определенного срока» (сура «аль-Араф», аят 36).
Тема, которую здесь следует рассмотреть, это отсутствие или наличие греха в поступке Адама (мир ему). Если мы не найдем оправдания его поступку в виде забывчивости, непогрешимость Адама (мир ему,) окажется под вопросом и станет причиной беззакония. Однако, как указывается в аяте, Дьявол, давая клятву именем Аллаха, обманул Адама (мир ему):
«[И чтобы они поверили ему] он поклялся им [сказав]: «Поистине, я лишь даю вам полезное наставление [поэтому раскрываю вам эту тайну]» (сура «аль-Араф», аят 21).
Адам (мир ему) не мог предположить, что Дьявол может быть настолько смелым, что принесет клятву именем Аллаха. Одним словом, Адам (мир ему) не сделал это преднамеренно. Тем более Всевышний Аллах этот вопрос упомянул в аяте:
«Мы заключили договор с Адамом [чтобы он не ел плод с дерева], но он забыл [и нарушил договор]. И мы не нашли в нем выдержки [силы и терпения в соблюдении повеления Аллаха] (сура «Та Ха», аят 115).
Пророки лишены возможности совершать греховные поступки. Адам (мир ему) один из первых среди них, следовательно, он обладает высокими степенями. Согласно преданию Абу Умамы ал-Бахили (да будет доволен им Аллах):
«Однажды один человек подошел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О, посланник Аллаха! Является ли Адам (мир ему) пророком?»
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да, тем более он обучен (Всевышним Аллахом) и удостоен разговора (с Ним)» (Хаким, ал-Мустадрак, №3039, 2/288).
Следовательно, становится понятно, что пророк, с кем разговаривал Всевышний Аллах, не может совершить грех преднамеренно, здесь, возможно, существуют определенные истины (которые нам неизвестны).
Как показывает эта ситуация, человеческий разум не способен постичь блага и милость, которые сокрыты в деяниях Всевышнего Аллаха.
Люди не смогут постичь и охватить мудрость деяний Всевышнего Аллаха, истину Его имен и качеств. Возможно, в том, что Адам (мир ему) съел запретный плод и по этой причине был изгнан из Райской обители, таятся множество истин, но человеческий разум не осведомлен об их деталях.
Из книги «Ответы на вопросы о Райской обители»
История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая
Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.
Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.
Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – Бытие – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).
Создание Адама и Евы.
Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.
Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.
Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.
Где находился Эдемский сад?
Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.
На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.
Искушение.
Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.
Почему именно змей выступает как символ зла?
Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.
Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.
Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?
Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.
Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.
История грехопадения.
Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам — на жену, а жена — на змея.
Страшное наказание постигло Адама и Еву вслед за грехопадением. Стоит сказать, что сама природа человеческая изменилась – грех стал паразитировать на ней – появились болезни, вместо благодати человек стал испытывать страдания. В результате грехопадения человек утратил абсолютную праведность и бессмертие. Первородный грех Адам передал всем своим потомкам – всему человечеству.
Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.
Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни — уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха — его начало и природа.
Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.
Изгнание из рая.
Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.
Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 — 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.
Дети Адама и Евы.
Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.
О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:
Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель. Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.
Третьим сыном Адама и Евы был Сиф. Потомком Сифа был Ной.
Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.
О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.
Почему Господь не простил Адама и Еву, а изгнал их из рая?
Современные люди за лавиной забот и проблем, которые заполняют их сознание, нечасто задумываются о рае. Какой может быть райский сад, если с утра до ночи думают о том, как обеспечить себя и детей, помочь родителям и выполнить все обязанности по службе? Но для тех, кто в этой круговерти находит возможность остановиться, задуматься о вечном, духовном, божьем – вопрос блаженной жизни с Богом в Эдемском саду кажется одним из самых главных вопросов. Почему люди отлучены от рая, почему Господь так сурово поступил с прародителями, изгнав их от своего лица? Мог ли он простить их и жизнь человечества сложилась бы совсем по-другому?
Жизнь в раю
Адам и Ева, созданные Господом для блаженной жизни в райском саду, недолго пребывали в том состоянии, в котором хотел бы сегодня находиться любой человек. Их жизнь – покой, беззаботность, постоянное пребывание вблизи Бога, наполняющее жизнь смыслом и делающее ее полноценной и находящейся в непрерывном совершенствовании. Их наполняла непревзойденная любовь, которая исходила от Творца, чистая и не запятнанная грехом. Что еще нужно было человеку, чтобы быть счастливым?
При чем, в период жизни людей в раю, они могли общаться с ангелами, которые были бестелесны, но их души населяли пространство вокруг Бога. То есть, они имели самую полноценную духовную жизнь, которая людям на Земле незнакома и недостижима.
Да, супруги имели определенные запреты, которые Господь наложил на них, чтобы их неопытные души не получили слишком много информации, пока Он не дал им понимания и опыта для принятия знаний, привнесённые в их жизнь Древом познания добра и зла. Оно также было создано для людей. Но познавать эти истины нужно в процессе развития, а не одномоментно. Такой пласт познания людские души не готовы были принять так, как это было предусмотрено Творцом.
И запрет вкушать плоды этого древа Адам и Ева приняли, как должное. Как принимали на веру всё, что Он им вкладывал в умы и сердца.
Предательство в раю
Дьявол, который руководствовался самыми низкими чувствами – завистью, злобой, подлостью – решил в очередной раз навредить Господу, показав ему, что его создания несовершенны. Что мужчина и женщина легко решатся на предательство тех отношений, которые связывали их с Создателем. И со свойственной ему подлостью и коварством, он вошел в образ змея, считавшегося мудрым и, говоря современным языком, солидным, творением Господа.
В этом образе, не вызывающем подозрений, он стал соблазнять Еву, говоря ей, что стоит съесть райское яблоко, как она станет равной Богу. После этого женщина сможет командовать не только своим мужем, но и самим Создателем и всеми небесными силами. Дьявол нагло клеветал на Бога, совершенно откровенно лгал, но она поверила ему. И так как, все же, боялась одна стать отверженной, то вовлекла в предательство и мужа. И, вкусив запретный плод, первые люди тут же стали смертными.
Надежда на покаяние
Разумеется, все, что происходило, было известно Господу от начала и до конца. Но он все же дал свершиться злу, потому что изначально создал людей свободными в проявлении своей воли. Люди могли и могут выбрать между добром и злом, начиная от Адама и Евы и заканчивая людьми 21 века.
Грехопадение случилось утром, но Господь дал время до вечера, чтобы посмотреть, не настигнет ли парочку раскаяние, не придут ли они в покаянных слезах просить прощения. Но этого не произошло. Супруги пытались спрятаться от Бога, что выглядело довольно глупо, так как Он вездесущ.
Но по своей любви к неразумным чадам, Господь и после того, как явился клятвопреступникам, пытался подтолкнуть их к раскаянию, спрашивая по очереди, кто виновен в случившемся. Покайся они, признай свою вину, прощение тут же было бы им дано. Но вместо этого люди, предавшие Бога, стали предавать друг друга, сваливая вину: жена на мужа, а муж – на жену. И вот тут, свершилось самое главное предательство – человек предал сам себя, передал себя из рук Бога в руки дьявола.
И этот поступок уже не мог примирить Господа с неразумностью своих творений. Три шанса, которые Он им дал, люди не использовали. И после этого прощение стало невозможным.
Потерянный рай
И вот, первые люди лишаются рая и начинают жить на земле, добывая сами себе хлеб насущный. Тут то и настигло их раскаяние. Не столько тяготы физического плана, а именно смысл жизни – богообщение, которого лишились Адам и Ева, стало главной составляющей потери. Люди потеряли духовное общение с Богом и ангелами, их души стали пусты и холодны.
Но Господь не лишил человечество надежды вернуться в Эдемский сад. Он сделал людей смертными потому, что зло, которое в них поселилось с тех пор, не должно быть вечно. И послал своего сына на землю в образе Иисуса Христа. Именно Спаситель искупил грехи, дав людям надежду на воскресение, как и Он воскрес. Но для этого нужно привести души в такое состояние, которое не покажется Богу противным. Чистить души покаянием, добрыми делами, молитвой – вот путь к обретению потерянного рая для любого человека.
Адамово изгнание
Изгнание Адама и Евы из рая. Худ. Джузеппе Цезари
Я его чувствую, это изгнание, или это очередное сочетание благочестивых звуков? Не хочется быть похожим на одну чеховскую героиню, которая млела от церковных слов типа «понеже» или «аще убо», плохо понимая, что они означают.
Адамово изгнание – это вселенская катастрофа, случившаяся всего лишь с одним человеком и его женой, но имеющая прямое отношение ко всему живому. К людям – понятно. Ко всем людям. Всем вообще. Но и ко всему живому. «Потому что тварь (всё творение) покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо мы знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8: 20–22).
Вся тварь стенает. По-русски: всё творение стонет. Мы этот ежедневный стон слышим? Ведь нужно же слышать. И связывать нужно личное и общее страдание с той далекой точкой в истории, начиная с которой всё пошло не так.
Адам не понимал Рая, живя в нем. Так рыба не понимает воды, будучи со всех сторон окружена водою. Но пойманная крючком за губу и вытащенная на берег, рыба хватает ртом обжигающий воздух и понимает: привычная жизнь кончилась. Началось мучение. Наверное, то же самое понимал Адам, когда Рай вдруг оказался не вокруг него, а позади. Как он стыдился, плакал и трепетал, когда его, возможно взашей, выгоняли из первого дома и места блаженства! Какие вопли исторгались из груди жены, когда до нее всё глубже и неотвратимее доходил весь ужас произошедшего!
Изгнанный Адам вскоре повернется лицом к сладкому месту, из которого изгнан. Церковь так и изображает его нам – сидящим напротив Рая и плачущим. Но потом, когда Адам познает жену и даст ей имя, когда родятся дети и начнется освоение земли изгнания, потомство Адама разделится по этому признаку. Для одних Рай будет позади, а для других – перед глазами. Вторые будут ждать возвращения, первые махнут на потерю рукой. Разделение это существует даже до сей минуты.
Дети Каина. Им не нужен Рай и Бог. Они сами себе – боги в собственных глазах. И еще у них есть рукотворный идол – цивилизация. Ей они поклоняются, ей служат и ею хвалятся. О том, как черствеют, озлобляются и развращаются люди по мере технического прогресса, нам должно быть известно не только из книг, но также из повседневного опыта. Дисбаланс между этикой и техникой – хронический недуг человечества. Машин все больше, совести все меньше. И фантастам уже давно грезится одно и то же. А именно: антропоморфный моллюск (бывший человек, сильно изменившийся в худшую сторону), окруженный сложной техникой, рушит и испепеляет всё вокруг себя и погибает сам.
Дети Сифа, которого Ева родила вместо убитого Авеля, имели веру и молитву. Они «призывали имя Господа». Они жили с детьми Каина рядом, по соседству, но до времени не смешивались. Образ жизни был другой. И их было меньше. Возможностей похвалиться внешними успехами у них либо не было вообще, либо было намного меньше. И это тоже узнаваемая черта человеческой жизни. Возможно, над ними смеялись успешные и гордые каиниты. Смеялись так же громко и раскатисто, как потом будут смеяться над чудаком Ноем, 120 лет строившим несуразную по виду коробку без руля и паруса под названием «ковчег».
Так люди массово забывают Рай и Бога. Так лихорадочной деятельностью своею люди зарываются всем существом в землю – то ли в поисках там находящихся сокровищ, то ли в бегстве от солнечного света. А ведь это было тогда, когда первый человек еще жил. Адам, словно живая книга, мог рассказывать каждому из детей, внуков, правнуков и так далее о жизни в Раю, о невыдержанном искушении, о проклятии змея и обещании спасения от «семени Жены». Его слова обладали силой достоверного свидетеля. Адам был чудным существом, венчающим всё творение. Он был человеком, которого не рождала женщина. Которого лично сотворил Сам Господь. Но всё же проповедь пренебреглась. Грех усилился. Земные дела заслонили Небо. Духовные вопросы утратили всякую актуальность.
Я повторю несколько последних предложений.
Проповедь пренебреглась. Грех усилился. Земные дела заслонили Небо. Духовные вопросы утратили всякую актуальность.
Угадайте с двух раз: я говорю о сегодняшнем дне или о людях перед Потопом?
Изгнание из рая. Худ. Томас Коул
В 1954 году У. Голдинг выпустил в свет книгу «Повелитель мух». По-еврейски это название звучит как «Баал зебуб», более известный русскому читателю из Святого Евангелия как Веельзевул. Мушиный король, Диавол, начальник всякой грязи.
Книга рассказывает о группе мальчишек, воспитанников элитного колледжа, которых занесла нелегкая на необитаемый остров. Там они стремительно растеряли все покровы цивилизованности и очутились в состоянии первых детей Адама. Одни, которых было меньше, сказали: «Давайте жечь костры на вершине горы, чтобы нас заметили и спасли». Другие полюбили новое место жизни, сплотились в стаю, выбрали вожака. Потом раскрасили лица цветной глиной, загнали и убили первую жертву – дикую свинью. Опьянев от крови и азарта охоты, устроили ритуальные пляски. Голову убитой свиньи воткнули на шест посреди острова как некий символ духа этих мест. Облепленная мухами свиная голова и станет «иконой» Веельзевула.
Голдинг показывает, как быстро – в считанные дни – люди возвращаются в библейскую праисторию и начинают вести себя как каиниты (большинство) или потомки Сифа (малый остаток). Причем показывает это на примере детей, у которых нет еще того тяжелого груза личной греховной грязи, который есть у взрослых.
Это всего лишь одна литературная ассоциация с поднятой темой.
Напомню, что Каин – первенец Адама и Евы. А мы пытаемся говорить на тему: касается ли меня лично Адамово изгнание? Чувствую ли я масштаб этой трагедии? Наконец, заметно ли сердцу моему, оку моему, уху моему, что каинитов гораздо больше, чем детей Сифа, и что каинитам плевать на светлый Рай, на попытку вернуться в него покаянием, да если честно, и на Самого Вечного Бога?
У одних Рай за спиной, и нет желания оборачиваться. У других Рай перед глазами.
«Чертог Твой вижу, Спасе, украшенный. Но нет одежды, да войду в него». Так будет петь Церковь на Страстной. И еще сказано: «Покаяние – это трепет души перед воротами Рая».
Вроде так заоблачно и так далеко… Адам, Ева, змей, Рай. А всё про нас.
И в Христа, Нового Адама, не получится верить, если пренебречь тем, ветхим Адамом, от которого мы по плоти.
Да мы и не будем им пренебрегать. И обижаться не будем. Хоть он и нарожал нас в земле изгнания, но он же и учит к земле не прилепляться. Плакать о грехах учит и надеяться на Того, Кто, сойдя во Ад, перво-наперво нашел души праотца и праматери и извлек их из места печали в чудный Свой свет. Так на иконе «Сошествие во Ад» написано.
Что мы знаем о жизни Адама и Евы после изгнания из рая
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия?
В книге Бытие — первой из библейских книг, автором которой Церковь считает Моисея, — рассказывается и о жизни первых людей в раю, и о том, что было с ними потом. Но прежде чем говорить о жизни Адама и Евы после изгнания, давайте разберемся, почему Бог удалил их из рая и что это для них означало. Тогда понятнее станет и разговор о дальнейшем.
Так почему Бог изгнал первых людей из рая?
Ответ вроде бы всем известен: Адам и жена нарушили запрет, наложенный Богом, и вкусили плод от древа познания добра и зла. Но почему этот проступок имел такие катастрофические последствия?
Блаженный Августин объяснял: заповедь не вкушать от этого древа подспудно содержала в себе и все прочие заповеди, которые Бог даст людям впоследствии. И не укради (Адам и его жена взяли то, что брать было нельзя), и не убий (вкусив от запретного плода, человек стал смертным — по сути, совершил самоубийство), и не пожелай чужого (первозданные люди захотели стать как боги, знающие добро и зло; Быт 3:5). Главной же бедой было то, что человек отвернулся от Бога, соблазнился «легкой» возможностью приобрести знание, дающее власть над сотворенным Богом миром, своими силами, помимо Творца: будете, как боги, — обещает жене диавол, принявший образ змия (Быт 3:5). Поверив клевете на Бога, вышедшей из змеиных уст сатаны, первые люди на личном опыте познали, что такое зло. Они впервые взглянули на Бога глазами не любви, а подозрения и страха. Они внутренне отстранились от Него — и с тех пор уже не могли возродить в себе прежнего детского доверия и любви к Отцу.
Разве Бог поступил не жестоко по отношению к людям, которых Сам же создал?
Бог сделал всё, чтобы помочь Своим созданиям. Во-первых, дал им возможность сразу же покаяться, спросив сперва у Адама (спрятавшегося от Бога, совсем как нашкодивший ребенок): Адам, где ты. Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт 3:9, 11). А затем — у жены: Что ты это сделала? (Быт 3:13). Но люди оказались не готовы взять на себя ответственность: Адам свалил всю вину на жену, жена — на змея. И тогда ситуация испортилась окончательно. Людям стало тяжело находиться рядом с Богом, Его присутствие сделалось для них невыносимым, и изгнание из рая стало естественным выходом: Бог смилостивился и отпустил людей, сделал их свободными в том числе и от Самого Себя. Это во-вторых.
Что было сразу после изгнания?
Библия не описывает историю жизни наших прародителей на земле во всех подробностях. Сообщает только две детали: нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Быт 3:20); Господь же, изгоняя людей из рая, сделал… Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт 3:21).
Ева — по-еврейски Хавва — значит «жизнь». Казалось бы, «самое имя жизни неприлично жене после осуждения на смерть», замечает святитель Филарет (Дроздов). Но это имя стало пророческим. Ведь Еве предстояло стать праматерью Спасителя, богочеловека Иисуса Христа — Второго Адама, которого апостол Павел назовет духом животворящим (1 Кор 15:45). Так что свое жизнеутверждающее имя она получила не случайно.
Чем занимались наши прародители в обычном мире?
В том-то и беда, что мир стал необычным — враждебным для человека, не исполнившего своего предназначения, которое состояло, по мысли Максима Исповедника, в том, чтобы достигнуть святости самому и привести к Богу всю сотворенную природу. Адам и Ева были вынуждены приспосабливаться к жизни в новой реальности, в холодном и негостеприимном мире.
В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт 3:19) — это определение Бога о падшем человеке не сводилось только к тому, что Адаму и его потомкам пришлось отныне тяжело трудиться: возделывать землю, учиться пахать и сеять, выпалывать сорняки — терния и волчцы, которые норовили заглушить добрые посевы. У людей появилась сама необходимость в пище — новом источнике жизненной энергии, заменившем собой древо жизни, но так быстро иссякающем…
Пришлось и приручать животных, которых некогда Сам Бог приводил к Адаму, чтобы тот нарек им имена (ср. Быт 2:19). Пришлось думать об укрытии от непогоды…
Но, может быть, самым тяжелым для Адама и Евы было привыкнуть к мысли, что чудная райская жизнь вместе с ее главной радостью — непосредственным общением с Богом — осталась в невозвратном прошлом. Как поется об этом в стихире, которая звучит в храме в субботу накануне Великого поста:
«Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену!»
(Перевод: Сидел Адам на противоположной стороне от рая и плакал, рыдая о своей наготе: горе мне, прельщенному лукавым словом, ограбленному и удаленному от славы Божией. — Прим. ред.)
Сколько детей было у Адама и Евы?
Но у Евы и Адама был и третий сын — Сиф. Он, согласно Библии, положил началу роду ветхозаветных праведников, и именно его потомком был Ной.
Рождались у Адама с Евой и другие дети, судя по всему, их было достаточно много. Уже о Каине, который после убийства брата ушел скитаться, сказано, что он построил город (Быт 4:17). Очевидно, в нем было как минимум несколько десятков жителей.
Где именно жили Адам и Ева?
Об этом в Священном Писании ничего не сказано. Кроме того, после Потопа очертания земли, скорее всего, сильно изменились, так что указание конкретного места вряд ли много дало бы нам.
Правда, в Церкви сохранилось предание, что погребен Адам был на том же месте, где тысячи лет спустя будет распят Господь Иисус Христос, — его череп, согласно этому преданию, лежит в основании Голгофы. До сих пор его иногда изображают в нижней части Креста Господня. Но никакой возможности удостовериться в том, что Адам в самом деле был погребен на Голгофе, конечно, нет.
Сколько лет прожили Адам и Ева?
Адам после изгнания из рая прожил еще целых 930 лет (Быт 5:5) и застал семь или восемь поколений Восемь — если держаться хронологии согласно еврейскому оригиналу книги Бытия. Семь — согласно счету лет в Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета, выполненном в Египте на рубеже III и II века до Р. Х. — Прим. ред. своих потомков. До рождения Ноя он не дожил всего несколько десятков лет. Так что, можно сказать, перед Адамом прошла почти вся история допотопного человечества. Он увидел, к какой трагедии привел его разрыв с Богом: в каждом из его потомков жила склонность ко греху. И, конечно, Адам и Ева передавали детям, внукам, правнукам и всем дальнейшим поколениям людей свою память о Боге — уникальный опыт, которого не было больше ни у кого.
Сколько лет прожила Ева, Библия не сообщает: первые главы книги Бытие прослеживают жизнь людей только по мужской линии. Дело тут вовсе не в пренебрежении к женщине, наоборот, Библия ставит женщину и мужчину абсолютно вровень и даже подчеркивает: человек — это именно двое, мужчина и женщина; когда Бог сотворил человека… мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек (Быт 5:1–2).
Но все-таки именно мужчина считался главой рода, опорой семьи и старшим в доме, ибо, как напишет много позже апостол Павел, не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Кор 11:8–9). Поэтому указание на годы жизни ветхозаветных патриархов Патриархами в Священном Писании именуются старейшины древних родов, самые авторитетные отцы семейств и хранители традиции, прежде всего религиозной. — Прим. ред. в Библии — это просто необходимый элемент всякой летописи, а не деталь конкретной биографии.
Какова посмертная участь Адама и Евы?
Об участи всех ветхозаветных людей вообще Священное Писание говорит только в туманных выражениях. Апостол Павел сообщает, что Христос нисходил прежде в преисподние места земли (Еф 4:9), а апостол Петр — что Он… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал (1 Пет 3:19). О том, что Спаситель вывел из ада души праведников, живших в прежние времена (и Адама в числе первых), рассказывает апокрифическое Апокриф — текст, посвященный тем или иным событиям и лицам Священной и церковной истории, который Церковь не включила в канон Священного Писания. — Прим. ред. Евангелие от Никодима, но Церковь не считает этот текст богодухновенным и не включила его в состав Священного Писания.
Тем не менее все церковное предание проникнуто твердой верой в то, что Иисус Христос вывел Адама и Еву из ада, когда Его душа спустилась туда после смерти на Кресте. Об этой вере свидетельствует множество богослужебных текстов, к примеру, воскресный кондак 1-го гласа:
Предание Православная Церковь считает таким же важным источником своей веры, как и Писание, ведь и Писание первоначально существовало в форме устных рассказов, которые передавались из уст в уста. В таких же устных преданиях сохранилось, согласно вере Церкви, и не вошедшее в Священное Писание знание о том, что Господь принял покаяние Адама и Евы и ввел их в Царствие Небесное.