за что критиковал л фейербах философия гегеля
Философия Г.Гегеля и Л.Фейербаха.
ФИЛОСОФИЯ Г. ГЕГЕЛЯ И Л. ФЕЙЕРБАХА.
План.
I. Вступление. Немецкий идеализм в первой половине XIX века.
II. Основная часть. Философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
1. Объективно-идеалистический характер философии Гегеля.
2. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
III. Заключение. Значение философских трудов Гегеля и Фейербаха.
Немецкий идеализм в первой половине XIX века.
Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид.
Значение философских трудов Гегеля и Фейербаха.
Гегелевский диалектический метод носил революционный характер, тогда как система Гегеля, предполагающая достижение абсолютной истины, оказалась консервативной.
Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа». Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта.
Критика Фейербахом гегелевской философии
Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
отвергает идею тождества бытия и мышления;
не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир – окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
не признает единства философии и религии;
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
Философия Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха
Цель лекции: познакомить студента с философской системой Г.Гегеля и идеями философии Л.Фейербаха.
Идеи, содержавшиеся в учении Канта, подверглись глубокому переосмыслению в философии Гегеля. Гегель отказался от кантовского агностицизма и создал наиболее глубокую систему диалектической философии, основанную на объективно-идеалистической концепции мира.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Творчество Гегеля является вершиной немецкого классического идеализма. Первым и основным произведением гегелевской философии является » Феноменология духа «, его первый фундаментальный труд. Следующим философским трудом Гегеля стала » Наука логики «, где представлена основная гносеологическая проблематика. Завершенная система философского знания Ф.Гегеля содержится в фундаментальном труде » Энциклопедия философских наук», где центральное место занимает произведение » Наука логики «.
Основные философские идеи «Энциклопедии философских наук». Вначале Гегель резко критикует идею Шеллинга о том, что единственным способом достижения глубины философского знания является интеллектуальная интуиция. Для Гегеля, такое убеждение, безусловно, приводило к иррационализации процесса познания и агностицизму. Действительно, если постичь истину можно только интуицией, а она доступна только избранным как метод познания, то гносеология сводится к агностицизму. Гегель противопоставил такому способу познания мышление посредством понятий. Гегель считал, что истина познается за счет рассудочно-понятийного аппарата, и соответственно единственной формой отображения философских истин является рассудочно-понятийная форма. В этой форме истина обретает свое существование.
Однако, если Шеллинг считал, что философской интуицией могут обладать только отдельные индивиды, то Гегель пошел дальше и сказал, что философия в принципе является делом избранных, и далеко не все могут философствовать, также как далеко не все могут овладеть ремеслом сапожника. Это тем не менее не означало, что Гегель хотел превратить философию в элитарное знание. Задачей Гегеля была сблизить философию и науку.
Гегель делит философское теоретическое знание на три части в » Энциклопедии философских наук «, которые в совокупности составляют природу Гегелевской философии:
Философские идеи в «Науке логики». Логика Гегеля состоит из следующих разделов: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Важно заметить, что Гегель онтологизирует логику. По мнению Гегеля, форма мышления (форма логики, законы логики )- есть сущность законов и форм бытия. Эта точка зрения называется в философии панлогизмом.
Гегель рассматривает развитие логической идеи. Это развитие осуществляется в сфере понятий диалектически. Диалектика предполагает наличие триад. Однако основной триадой в труде » Науке логики » Гегеля является триада понятий качество, количество и мера.
Гегель постулирует следующий основной диалектический принцип- принцип перехода количества в качество и наоборот, качества в количество. Такой переход возможен при нарушении меры и происходит посредствам скачка. Так, Гегель критикует утверждения Лейбница о том, что природа не делает скачков. Гегель считал, что все принципиальные качественные преобразования происходят скачкообразно. Философская система Гегеля в отдельных моментах принимает идеалистически мистифицированную форму.
Таким образом, Гегель выдвинул следующие диалектические принципы:
В разделе «физика» он определял такие понятия, как трение, вес, сцепление, звук, теплота.
В разделе «тотальная индивидуальность» Гегель определял такие три фундаментальные силы природы, как электричество, магнетизм и химизм. Магнетизмом по Гегелю это стремление к формообразованиям, например кристалл. Электричество философ рассматривал, как форму движения материи. Химизм Гегель определял, как синтез магнетизма и электричества, как их синтез.
Органика состоит из трех частей: «геологический организм», «растительный организм» и «животный организм». Гегель полагал, что живая материя она произошла из неживой материи. А также он высказал гипотезу спонтанного самозарождения простейших живых организмов. Растения и животные отличаются от неживой материи репродуктивной функцией.
Философию духа Гегеля. Здесь абсолютная идея, возвращается к себе самой из инобытия. Эта часть посвящена социально-этической проблематике. Здесь также выделяется три части:
Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах. В самом начале его творчества его философия была сходна с философией Гегеля. Однако в более зрелом творчестве Фейербах стал оппонентом Гегеля по многим вопросам.
Главные недостатки материализма Фейербаха сводятся к следующему:
Преодоление этих недостатков было осуществлено в философии марксизма, которая является последовательной хорошо структурированной системой материализма. Именно в философии марксизма был осуществлен синтез материализма и диалектики, а также сформирована материалистическая концепция общества, что не смог сделать Фейербах.
Философские учения Гегеля и Фейербаха являются завершением классического периода в истории философии. За классическим периодом в истории философии следует постклассический, в котором формируется идеология уже развитого индустриального общества. Основными философскими школами этого периода стали марксизм, позитивизм и неопозитивизм, иррационализм, включающий в себя экзистенциализм, неотомизм, прагматизм, философская герменевтика, философская антропология, фрейдизм и неофрейдизм. Эти философские учения являются сложными структурированными системами философского знания, которые разрабатывают разные направления философского знания. Однако у истоков многих разносторонних и многогранных концепций философии постклассического периода стояли философские идеи, разработанные в классическом периоде.
За что критиковал л фейербах философия гегеля
Подводя итог реконструкции системы гегелевской философии, можно заключить, что мыслитель пытался сотворить философию из связи исторического развития человеческого духа. Человеческое самосознание — это g пришедший к самому себе мировой дух. Развитие человеческого духа — это сознательное самопостижение мирового духа. Сущность вещей должна быть понята из того процесса, какой прошел человеческий дух, и чтобы постичь свою собственную организацию, а значит, и организацию | вселенной. Гегелевская философия рассматривает себя как самосознание \ общего культурного развития человеческого родового разума, а в нем она I видит в то же время самосознание абсолютного духа, развивающегося в \ виде мира.
| 9.4. Антропологическая философия Л. Фейербаха
9.4.1. Критика Фейербахом гегелевской философии
Характеризуя свой творческий путь, поиски новой философии, Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) писал: «Моей первой мыслью был бог, вто- i рой — разум, третьей и последней — человек»[1008]. Это фрагмент весьма примечателен, ибо в нем лаконично отражена вся философская эволюция I мыслителя. В начале своего творческого пути Фейербах находился «в объ- : ятиях бога», однако прослушав курс богословия в Гейдельбергском университете и не найдя в нем удовлетворения своему пытливому, критическому уму, переходит в Берлинский университет, где судьба его сводит с Гегелем.
Фейербах был в течение двух лет, по его собственным, словам, «внимательным, единодушным и восторженным слушателем» Гегеля, под влиянием которого он приходит к выводу, что ему «нужна не теология, а философия… нужна не вера, а мышление!»[1009]. На стадии формирования как философа Фейербах исходит из гегелевской философии, являющейся, по его словам, «последним, всеохватывающим выражением спекулятивной философии»[1010]. Однако уже в своем сопроводительном письме к Гегелю на отзыв к докторской диссертации «О едином, универсальном и всеобщем разуме» (182:8) Фейербах высказывает взгляды, не совпадающие с мнением его учителя. И хотя он заявляет, что в своей диссертации он является приверженцем гегелевского способа философствования, который осуществил «инкарнацию чистой логики», всё же он предлагает «низвести его (абсолютный дух. — И. Ш.) с престола, дабы идея действительно существовала и господствовала»[1011], господствовал исключительно разум.
Свое расхождение с учителем Фейербах усугублял утверждением о том, что «христианство не может… понято как совершенная и абсолютная религия, таковой религией может быть только царство действительности идеи и сущего разума»[1012]. Только этим, по-видимому, можно объяснить, что письмо осталось без ответа, и отзыва на свою диссертацию Фейербах так и не получил. В дальнейшем это расхождение с учителем только усугублялось. И если на первоначальном этапе несогласие с учителем касалось только вопроса о соотношении философии и религии, то уже в 1839 г. в своей работе «К критике философии Гегеля», зародившееся за десять лет до этого сомнение в правильности панлогизма Гегеля, настолько укрепилось, что он подверг полномасштабной критике всю систему гегелевской философии. Он поставил под сомнение притязание гегелизма на статус «абсолютной философии», осуществившей «секуляризацию идеи».
Фейербах Л. Фрагменты к характеристике мой философской биографии // Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. Т. 1. С. 265.
Фейербах Л. Отношение к Гегелю // Фейербах Л. История философии в 3 т. T. 3. М.: Мысль, 1974. С. 373.
Главное меню
Вы здесь
Критика [Фейербахом] идеализма. Учение о природе.
КРИТИКА ИДЕАЛИЗМА. УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ
В первые годы своей сознательной жизни Фейербах был последователем Гегеля. К этому периоду относится его замечательное сочинение «Мысли о смерти и бес-
смертии», его историко-философские сочинения, в частности работа о голландском философе-материалисте Спинозе. В этих работах он пытается проследить историю развития человеческой мысли как развитие разума, а отдельные философские системы исследовать как своеобразное проявление и выражение исторической жизни и развития этого разума.
Но уже с 1836 г. Фейербах, как указывает Ленин, начинает критиковать теологию и поворачивать к материализму. Фейербах говорил, что Гегель призывал своих читателей и слушателей к изучению «небесных сфер». Это не удовлетворяло Фейербаха. В 1839 г. он написал известную работу— «Критика философии Гегеля», в которой дал содержательный- критический разбор гегелевской идеалистической философии. Эти же аргументы Фейербах развил затем в 1841 г. в своей важнейшей работе «Сущность христианства». Основное его возражение против Гегеля состояло в том, что философия не может достигнуть истинных результатов до тех пор, пока она замыкается в рамках чистой мысли. Философия, по Фейербаху, сама, собственными силами не может создать жизнь. Философия не порождает из себя все богатство своих идей. Лишь изучая природу, философ приобретает знания. Философская система, пытающаяся выйти за пределы и природы и человека, игнорирующая то и другое, является ничтожной и бессмысленной. Самые глубокие тайны скрыты в естественных вещах, а их-то и попирают ногами представители идеалистической философии. Для философии имеется единственный путь исцеления — вновь возвратиться к природе. Поэтому истинная задача философа, по мнению Фейербаха, состоит не в том, чтобы замкнуться в пределах мышления отдельного человека, но в том, чтобы обратиться к изучению природы.
Фейербах возвестил торжество материализма. Он доказал, что гегелевский идеализм есть не что иное, как философски подкрашенная теология, философское выражение поповской точки зрения на мир и его происхождение.
«Абсолютный дух» Гегеля, говорил Фейербах, есть обыкновенное человеческое сознание, но оторванное от человека.
В противовес учению Гегеля Фейербах утверждал, что сознание есть порождение материи. В этом материалистическом решении основного вопроса философии, в нанесении
решительного удара гегелевскому идеализму — историческая заслуга Фейербаха.
Энгельс в своей классической работе «Людвиг Фейербах» заметил, что когда появилось сочинение Фейербаха «Сущность христианства», оно одним ударом рассеяло старые противоречия, накопленные в идеалистических системах, провозгласив торжество материализма. Энгельс пишет, что существо идей Фейербаха можно было бы свести к таким положениям: природа существует независимо от какой бы то ни было философии, от мышления, сознания человека. Она есть основание, на котором вырастают люди — продукты природы. Вне природы и человека нет ничего. Высшее существо, бог, созданный религиозной фантазией людей, — это лишь фантастическое отражение человеком своей собственной сущности. И дальше Энгельс продолжает:
«Кто не пережил освободительного влияния этой книги, тот не может и представить его себе. Мы все были в восторге, и все мы стали на время последователями Фейербаха. С каким воодушевлением приветствовал Маркс новое воззрение и как сильно повлияло оно на него, — несмотря на все его критические оговорки, — можно видеть из книги «Святое семейство» 1
«Сущность христианства», по выражению Маркса и Энгельса, дала «отставку мировому духу Гегеля». В «Святом семействе» они так оценивают историческую заслугу Фейербаха:
«Кто уничтожил диалектику понятий — войну богов, знакомую только философам? Фейербах. Кто поставил на место старой рухляди, на место «бесконечного самосознания» не «значение человека» (точно человек имеет еще какое-то другое значение, как не то, что он человек!), а самого «человека»? Фейербах и только Фейербах» 2.
И действительно, все внимание Фейербаха после его увлечения Гегелем было направлено на борьбу против идеализма. Высоко оценивая философию Фейербаха, Маркс приглашал Фейербаха принять участие в «Немецко-французском ежегоднике», считая его естественным, призванным природой и историей противником философов-идеалистов— Шеллинга и Гегеля.
1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 642.
2. Маркс и Энгельс, Соч., т. III, стр. 117.
«Вы, — писал Маркс, — Шеллинг наизнанку».
Вместе с тем Маркс и Энгельс с самого начала видели ограниченность материализма Фейербаха.
Фейербах, критикуя философию Гегеля, отвергал и то положительное, что принес с собой немецкий классический идеализм, отбрасывал в сторону диалектику Гегеля.
Фейербах еще не был в состоянии правильно оценить диалектику Гегеля. Энгельс в своей замечательной работе о Фейербахе отмечал, что при жизни философа естествознание находилось в состоянии сильного брожения. Было собрано огромное количество новых научных данных и осуществлено много открытий. Но их внутренняя связь только начинала устанавливаться. Некоторые общие выводы к тому времени наукой уже были сделаны. Так, например, еще при жизни Фейербаха было создано учение о клетке, учение о превращении энергии, появилась теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Однако Фейербах не мог следить за всеми научными открытиями в той деревенской глуши, куда он был вынужден уехать из университетского центра. «Жалкие немецкие порядки» приводили, по словам Энгельса, к тому, что профессорские кафедры замещались «эклектическими крохоборами», а великий немецкий философ Фейербах вынужден был «окрестьяниваться и прозябать в деревенском захолустье». Этим в значительной мере объясняется, почему для философа оказался недоступным исторический взгляд на природу.
Материализм Фейербаха ярко виден при решении им основного философского вопроса.
В своих «Предварительных тезисах к реформе философии» Фейербах пишет, что мышление, взятое само по себе, абстрактно, вне связи с природой, не дает никакого положительного знания, что положительное знание возникает
1. Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 8.
в результате общения человека с природой или, как пишет Фейербах, общения «я» и «не-я». Природа — источник всех знаний; с природы начинается истинная философия, а философия выступает родоначальницей остальных наук. Природа — мать всех наук. Единство науки и философии состоит в том, что они происходят от природы, у них общая основа — материальный мир. В своих сочинениях «Предварительные тезисы к реформе философии» и «О начале философии» Фейербах констатирует, что философия опирается в своих выводах на факты природы. Но каким образом она это делает? Фейербах считал, что философия не приходит от идеи реальности к природе, но, наоборот, она начинает с реальности, с природы. «Дух следует после чувства, а не чувство после духа», — пишет Фейербах. Мысль человека — это конец, а не начало вещей. Переход к природе от мысли, от сознания есть «прихоть чистой веры». В другом месте он указывает, что если человек начинает с изучения реальности, природы и остается в ней, то философия является для человека постоянной потребностью. Если же человек строит философскую систему, не обращаясь к изучению природы, эта система будет пустой и бессодержательной, она будет поповщиной.
Уже самое понимание Фейербахом начала философии направлено против гегелевского учения о задачах и предмете философии. У Гегеля истинная философия соединяется с религией. У Фейербаха истинная философия берет свое начало там, где она отграничивает себя от религии. У Гегеля человек приходит к природе от разума. У Фейербаха философия начинается с реальности, с природы. У Гегеля все развитие совершается благодаря особой активности «абсолютной идеи». У Фейербаха в центре внимания— жизнь самой природы. Природа активна и вполне самостоятельна. Здесь налицо разные исходные положения, противоположные обоснования предмета, содержания философии.
Если все содержание и весь характер философии, по учению Фейербаха, складываются из взаимоотношения человека и природы, то что же представляет собой человек? Человек, отвечает Фейербах, это часть природы. Субъект, «я», человек является одновременно и объектом, частью природы, подчиненной законам природы. Поэтому, по Фейербаху, отношение «я» к «не-я», субъекта к объекту, человека к природе построено на том основании, что чело-
век, субъект, является одновременно и объектом и в этом состоит его единство с природой.
Правда, человек Фейербаха — существо абстрактное, не связанное с определенным классом, сословием, партией, с определенными политическими интересами, с общественно-исторической определенной средой. Он часть природы, и только. Такой человек — только биологическое существо. В этом смысле человек Фейербаха еще абстрактен, пассивен, он страдательное, созерцательное существо. Активная сторона находится в объекте, в природе. По учению Фейербаха, только природа воздействует на человека, человек же остается пассивным.
Хотя по Фейербаху человек и представляет собой единство внешнего мира—природы и мира субъективного и в этом смысле является высшим предметом философии, однако Фейербах не был в состоянии наметить переход от человека к природе. Этого и нельзя было сделать с таких философских позиций, согласно которым человек — бездействующее, пассивное существо. Наметить переход от человека к природе возможно лишь в том случае, если изучить деятельность человека по изменению природы, если изучить классовую борьбу людей.
Когда Ленин говорил о недостатках философской системы немецкого материалиста, он указывал на так называемый антропологизм Фейербаха. Ленин говорил об «узости» антропологической философии, отмечая, что и антропологический принцип и натурализм есть лишь неточные, слабые описания материализма.
Что же представляет собою этот антропологизм философского учения Фейербаха? Слово «антропология» происходит от двух греческих слов: «антропос» — человек, «логос» — учение, слово, мысль; антропология — учение, наука о человеке. Фейербах сделал попытку, опираясь на учение о человеке, построить целую философскую систему.
Первое впечатление таково: если человек Фейербаха един с природой, если он сам есть часть природы, то он, этот человек, реален, конкретен. Однако это только первое впечатление. Стоит рассмотреть, как проявляются особенности природы в человеке и чем отличается человек от животного мира, как открывается ограниченность учения Фейербаха. Энгельс в своей книге «Людвиг
Фейербах» заметил, что хотя человек Фейербаха реален, однако — он абстрактное, вне мира находящееся существо.
«. За точку отправления он берет человека; но о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остается тем же абстрактным человеком, который фигурирует в религии» 1.
Этот анализ Энгельса вскрывает один из важнейших пороков системы метафизического материализма, представителем которого выступал и Фейербах. Этот порок состоит в созерцательности его философии.
Если по учению диалектического материализма высшее единство человека и природы проявляется в практической деятельности человека, в промышленности, то по учению Фейербаха дело обстоит совсем иначе. Человек дан у него раз навсегда. Его свойства неизменны. Он — существо биологическое. Фейербах не мог раскрыть практически-критическую, революционную, политическую деятельность человека. Он рассматривал человека вне окружающей его общественной среды. В этом и состоит существо так называемого антропологизма его философского учения. Недаром первый тезис Маркса о Фейербахе гласит, что материализм Фейербаха был созерцательным, что Фейербах не понимал роли революционной, практически-критической деятельности общественного человека.
Несмотря на всю тщательность разработки Фейербахом учения о человеке, теория его была ограничена, недостаточна. Ведь сколько бы люди ни изучали с точки зрения физиологии и биологии строение, скажем, человеческой руки, они никогда не могли бы достигнуть познания того огромного исторического дела, которое совершалось при ее помощи. Для того чтобы раскрыть значимость, роль человеческой руки в истории общества, требуется обратиться к производственной деятельности человека, где способность человеческого сознания и человеческой руки проявляется практически-действенным образом.
И все же антропологическое учение Фейербаха имело прогрессивное значение. Его учение о человеке стояло неизмеримо выше абстрактно-идеалистической теории Канта и Фихте.
1. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, стр. 30.
Фрагмент кн.: Александров Г. Философские предшественники марксизма. Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940. С. 109-115.