за что могут лишить субсидии на оплату коммунальных услуг
ВС РФ разъяснил, когда должника нельзя лишать льгот на оплату ЖКУ
В городе Ярцево Смоленской области департамент соцзащиты отказал женщине инвалиду II группы в субсидии на оплату взносов за капремонт из-за долга в 825 рублей. Женщина обратилась в суд, но суды первой и второй инстанции решили, что власти города действовали законно. ВС РФ не согласился с выводами предыдущих судов и обязал органы соцзащиты восстановить льготу.
Суды первых двух инстанций посчитали, что городской департамент социальной защиты действовал в рамках закона. Согласно местному законодательству, получатель субсидий на оплату ЖКУ может лишиться льгот, если просрочка по оплате будет больше 2 месяцев. У жительницы Ярцева был долг по оплате взносов на капремонт за 4 месяца.
Рассмотрев дело, ВС РФ установил, что задолженность возникла после того, истцу пришла первая квитанция за капремонт. В этом документе регоператор потребовал не только оплатить взнос за текущий месяц, но и за 4 предыдущих месяца, хотя счета за этот период ранее не выставлялись. Женщина не согласилась с требованием регоператора и обратилась в суд с иском. Однако все последующие квитанции гражданка оплачивала без задержек. Когда департамент социальной защиты города Ярцева лишил женщину льгот на оплату ЖКУ, судебное разбирательство с регоператором капремонта было не закончено.
ВС РФ в своём решение указал на то, что суды предыдущих инстанций не исследовали обстоятельства возникновения задолженности и не установили наличие уважительных причин для неоплаты ЖКУ. Верховный Суд РФ отменил решения предыдущих судов и обязал местные власти восстановить получение субсидий на оплату ЖКУ, в том числе за тот период, когда женщина была их лишена.
Управляющие организации не участвуют в начислении субсидий для льготных категорий граждан. Однако им следует внимательно относиться к потребителям коммунальных услуг, которые получают такие льготы. Отмена субсидий может привести к образованию задолженности по оплате ЖКУ. А такая задолженность может стать финансовой нагрузкой для управляющей организации.
Поэтому в интересах УО разъяснить жителям своих домов, что перед тем, как лишить должника субсидий на оплату ЖКУ, местные органы власти должны выяснить, были ли уважительные причины для неоплаты квитанций. О том, в каких случаях долг по оплате ЖКУ не является основанием для лишения субсидии, мы рассказали в этой статье.
Лишение ЕДК на ЖКУ из-за задолженности по оплате ЖКУ
Для предоставления субсидии на ЖКУ в орган социальной защиты населения по месту своего жительства заявитель должен предоставить заявление по установленной форме (приложение 2 к указанному выше регламенту) и следующий комплект документов (п. 2.7 Регламента):
копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства;
документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидий месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидий.
Копии документов должны быть нотариально заверены. В случае если указанные копии документов не заверены нотариально, заявитель представляет их оригиналы для сличения.
Пункт 2.12 Регламента предусматривает следующие основания приостановления и прекращения предоставления субсидий.
Предоставление субсидий приостанавливается по решению учреждения социальной защиты при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается (за все прошлое время начиная с месяца приостановки предоставления субсидий).
Предоставление субсидии прекращается по решению учреждения социальной защиты при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в личное дело.
Из вышесказанного следует, что одним из оснований для приостановления и прекращения выплаты субсидии, согласно п. 2.12 Регламента, является наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и невыполнение гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии по ЖКУ при наличии задолженности по оплате ЖКУ необходимо обратиться в управляющую организацию по месту жительства для заключения соглашения о погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
После заключения соглашения о погашении задолженности необходимо повторно подать документы на оформление субсидии, приложив копию указанного соглашения. Таким образом, долг по оплате ЖКУ не будет являться основанием для приостановления или отказа в выплате субсидии. Но необходимо подчеркнуть, что взятые обязательства по погашению задолженности должны выполняться четко и в срок, и в случае нарушения условий соглашения субсидии могут лишить на законных основаниях.
С 1 апреля 2016 г. в Закон Нижегородской области от 29.11.2004 № 133-3 «О мерах социальной поддержки ветеранов» были внесены изменения в части права ветеранов труда Нижегородской области на меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат, не превышающей величину среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области.
Данные изменения в части установления критерия нуждаемости внесены в рамках федеральных законов от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части и учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В качестве критерия нуждаемости введена величина среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области (в месяц), которая в 2016 году составляет 27 929 руб. 80 коп. (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области).
Доход учитывается за три предшествующих месяца, исходя из заработной платы и пенсии ветерана труда Нижегородской области.
В случае непревышения дохода указанной величины предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда Нижегородской области в форме ежемесячной денежной компенсации в размере 50% платы за жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья с учетом членов семей указанных лиц и предоставляемых коммунальных услуг в пределах установленных нормативного потребления коммунальных услуг (пп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 № 133-3 «О мерах социальной поддержки ветеранов») возобновляется по факту обращения в управления социальной защиты населения с соответствующим заявлением и документами о доходе.
Задолженность по ЖКУ основаниям для отказа в предоставлении компенсации не является.
Долги за ЖКХ — субсидии не помеха. Госпомощь могут получить все
Даже если человек имеет право на субсидии по ЖКХ, ему могут отказать, если он уже накопил долги. А вдруг начисления сделаны неправильно? Если человек ограничен в финансах, он не будет тратить деньги на оплату завышенных цифр в квитанции и подождёт перерасчёта в сторону уменьшения. Верховный суд постановил, что долги долгам рознь, и не всегда их наличие влечёт отказ в господдержке. При каких долгах люди могут получать субсидии?
Есть долги? Нет субсидий
Жительница Челябинска, назовём её Анна, обратилась в соцзащиту за субсидией на оплату ЖКХ. И хотя право на господдержку у Анны действительно было, ведь суммы по квитанциям превышали предельный процент от доходов, в субсидии ей отказали, поскольку она к моменту обращения за помощью уже накопила долги за водоснабжение на общедомовые нужды и установку общедомового счётчика. Анна объяснила, что она не согласна с этими начислениями, они рассчитаны вопреки Жилищному кодексу, а потому она не собирается их оплачивать. Соцзащита не сочла этот аргумент убедительным, и Анна обратилась в суд.
Одни начисляют за всё, что ни попадя, другие отказывают в субсидиях — ну, я им всем задам. Фото: centr-prava71.ru
Дело рассмотрел сначала районный, потом областной суд, но Анна ничего не добилась: суды согласились с соцзащитой. Задолженность истицы подтверждена документально, а при наличии долгов субсидию давать не положено (по статье 159 Жилищного кодекса и по Правилам предоставления субсидий). Но даже если принять во внимание то, что Анна считает начисления незаконными, то почему она не оспорила их в суде? Само по себе несогласие платить не влечёт освобождения от уплаты.
Высокие материи
Однако Анну всё это не убедило, и она дошла до Верховного суда. Как это часто бывает, он посмотрел на ситуацию более глобально. Для начала там вспомнили Конституцию, где сказано, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Затем судьи согласились, что, если появляются долги, то людям отказывают в субсидиях, но с оговоркой.
Значит, и при назначении субсидий соцзащита тоже должна проверить причины появления долгов. А поскольку челябинский собес не обратил на причины никакого внимания и не исследовал, почему появились долги, то выходит, что в субидии он отказал незаконно.
Но ведь областной суд разбирался, откуда взялся долг, и пришёл к выводу, что вся «уважительность» состоит в нежелании Анны платить? На это Верховный суд сказал, что вывод сделан без исследования обстоятельств, касающихся дела, а потому он может быть ошибочным.
Таким образом, если у получателя появились долги, не стоит соглашаться с отменой субсидий: пусть сперва соцзащита установит, что на то нет уважительных причин. Правда, если нет желания доходить до Верховного суда, лучше всё-таки оплачивать квитанции вовремя. К тому же, сейчас при назначении субсидии учитываются только судебные дела по долгам ЖКХ, а не справка из управляющей компании. То есть, пока человек копит долги, но никто не подаёт на него в суд, он продолжит получать субсидию. Это должно уменьшить количество подобных проблем, когда люди, не согласные с начислениями или просто не получившие квитанций, теряют господдержку.
За что могут лишить субсидии на оплату коммунальных услуг
VIII. Условия приостановления
и прекращения предоставления субсидий
56. Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
57. Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, в течение которого приостанавливалось предоставление субсидии.
60. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 734)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 1001)
(см. текст в предыдущей редакции)
62. Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело.
63. Предоставление субсидии прекращается:
со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась (при отсутствии оснований для возобновления предоставления субсидий).
64. Факт отсутствия (погашения) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашению задолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полноте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Когда за долги по ЖКХ не имеют право забрать субсидию
Получение жилищной субсидии предусмотрено на законодательном уровне и распространяет свое действие на всей российской территории.
Получатели жилищной субсидии пользуются определенными льготами, однако это не избавляет их от оплаты жилищно-коммунальных услуг. В случае возникновения задолженности по ЖКХ правомерно ли лишать должников жилищной субсидии или нет?
Основания для прекращения выплаты субсидии на оплату ЖКХ
Порядок предоставления жилищных субсидий, условия предоставления и основания прекращения установлены и закреплены в Постановлении Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Сообразно пункту 56 Постановления Правительства № 761, уполномоченный орган может принять решение по приостановлению выплаты в случаях:
Согласно пункту 60 Постановления Правительства № 761, уполномоченный орган вправе прекратить субсидиарную выплату в отношении гражданина, который:
☝️ Уважительные причины, при которых субсидию могут оставить
В некоторых ситуациях образование долга по коммунальным услугам не влияет на отмену жилищной субсидии. В данном случае речь идет об уважительных причинах, из-за которых получатель субсидии не смог вовремя оплатить коммунальные услуги или долги.
Верховный Суд РФ расширяет перечень уважительных причин, а также указывает на то, что при вопросе о приостановлении или прекращении субсидии, уполномоченное лицо должно руководствоваться причинами, способствовавшими образованию задолженности.
Помимо прочего, уполномоченные лица должны выяснить, какие меры были предприняты лицом по уплате задолженности (возможно человек пытался взять кредит на погашение долга или собирался продать имущество, чтобы погасить задолженность хотя бы частично).
В частности, уважительными причинами, по мнению Верховного Суда РФ, являются:
⚖️ Судебная практика
Верховный Суд РФ высказал свою позицию по части выплат субсидии при наличии задолженности по ЖКХ.
По мнению суда, появление и образование коммунальных долгов не является поводом для лишения жилищной льготы, необходимо тщательное выяснение информации и причин, помогающих понять, что послужило основанием для образования долга.
Данная позиция была озвучена Верховным судом после громкого дела. Жительница Смоленской области, являющаяся получателем жилищной субсидии, не вносила коммунальные платежи на протяжении четырех месяцев. В связи с чем у гражданки образовалась коммунальная задолженность величиной в 825 рублей.
Социальные службы лишили должницу жилищной субсидии. Гражданка была вынуждена обратиться в Ярцевский городской суд за помощью в восстановлении субсидии. Однако, суд в иске отказал, сославшись на правомерность действий работников соцслужбы.
Получив отказ, гражданка попыталась обжаловать решение Ярцевского городского суда, обратившись в Смоленский областной суд. Однако обжаловать судебное решение не удалось, поскольку Смоленский областной суд принял позицию городского суда и посчитал, что лишение субсидии абсолютно правомерно, поскольку гражданка сама виновата, что допустила долг по коммунальным услугам.
Верховный Суд РФ принял кардинально противоположную позицию на вышеизложенную ситуацию.
Позиция Верховного суда РФ такова, что права гражданки были нарушены, поскольку она является инвалидом II группы и имеет полное право на получение жилищной субсидии, которая является федеральной, а не региональной льготой.
Кроме того, необходимо учитывать, что гражданка, имеющая инвалидность II группы, регулярно и в полном объеме оплачивала коммунальные платежи. Задолженность в 825 рублей образовалась за неуплату не коммунальных платежей, а за неуплату взноса за капитальный ремонт.
Таким образом, Верховный Суд РФ принял позицию гражданки, удовлетворил ее исковые требования и постановил отменить все предыдущие судебные решения, а также возобновить выплату жилищной субсидии, в том числе за период, когда гражданка была неправомерна лишена субсидиарных выплат.