за что можно поощрять детей в лагере
За что можно поощрять детей в лагере
Наказания:
1. Написать по письму каждому родственнику/другу о своем проступке. Можно сидеть рядом и дополнять его письмо)
2. Если провинилась значительная часть отряда, лишить огонька
3. Мыть руки 10 минут
Поощрения:
1. Поиграть в долгожданную игру, посмотреть фильм/футбол(с мальчиками)
2. Похвала перед вожатыми других отрядов
3. Отличительный знак
НАКАЗАНИЯ:
1) Уборка территории
2) Сделать вид, что ты(вожатый) обиделся(но на самом деле нет обиделся), вести себя более сдержанно с провинившимся ребёнком
3) Сказать, что их задание самостоятельно придумать номер на какую-либо тематику + показать этот номер старшему отряду\вожатым\всему лагерю
ПООЩРЕНИЯ:
1) Похвалить перед всем отрядом
2) Выдавать что-то вроде жетонов (можно бумажки цветные) в качестве поощрения, и в конце смены устроить ярмарку на которой можно покупать вещи за собранные жетоны
3) Сделать ребёнка своей правой рукой ( немного повысить в статусе, но не сделать из него любимчика)
Наказания:
1)серьезный разговор с Андреем
2)лучший друг важатого
3)-10 очков комнате.
Поощрение:
1)+10 очков комнате.
2)возможность достать кота из мешка : мешок с разными возможностями, либо заданиями.
3)карман вожатого.
Система поощрения в отряде, лагере.
Поощрение– способ выражения положительной оценки поведения или деятельности отдельного ребенка и коллектива.
Способы поощрения: Одобрение (самый простейший), благодарность, награждение (вызывают сильные положительные эмоции и стимул к будущей деятельности).
ГЛАВНОЕ НЕ ПРИУЧИТЬ.
Необходимо учитывать:
1. Поведение подростка должно направляться не стремлением получить похвалу, а внутренними убеждениями и нравственными мотивами.
2. Поощрение не должно противопоставлять ребенка отряду.
3. Поощрение должно начинаться с ответа на вопрос: кому? сколько? за что?
4. Поощрение требует личностного подхода.
5. Справедливость.
6. Возраст (в младших отрядах хвалить чаще, в старших отрядах поступки должны быть более значительными);
Не хвалить:
— в присутствии других не стоит восторгаться, ставить в пример, т.к. может быть ревность, зависть, клевета, неприязнь между друзьями;
— за то, что достигнуто не своим трудом (все природные особенности);
— больше двух раз за одно и то же;
— из жалости, из желания понравиться;
-за счёт унижения другого.
Виды поощрения:
1. Связано с изменением в правах детей.
2. Изменения в обязанностях.
3. Связано с моральными санкциями.
Поощрить весь отряд:
1. Мероприятие (костёр, дискотека в корпусе, позитивное и колбасное КТД и т.п.)
2. Торжественное чаепитие.
3. Грамота от вожатого(СтВ, директора)
4. Не строгий, но тихий сон.час (не переусердствовать)
Поощрить индивидуально:
1. Старший возраст:
— грамота от вожатых или от директора лагеря
— выразить благодарность на огоньке при всём отряде
— хвалить только за серьезные и значительные поступки, а не по пустякам
-назначить помощником вожатого
2. Средний возраст
— грамота
— благодарность на огоньке при всём отряде
— бэйдж (Самый-самый…)
— доска почёта
— назначить помощником вожатого
3. Младший возраст
— грамота, игрушка.
— похвала при всём отряде (торжественно)
— обязательно чётко объяснить детям, за что вы хвалите ребёнка.
Нуждающиеся в похвале:
· Якобы неполноценный ребёнок с сильно заниженной самооценкой (закомплексованный, со смешной фамилией, и др.);
· «Счастливец» (здоровый ребёнок с избытком сил, оптимизмом, с потребностью в подтверждении своих преимуществ);
· Самолюбивый – не выносит неодобрения, расстраивается, сникает и ничего больше не хочет делать.
Хорошие способы похвалы:
1. Похвала авансом – авансирование личности.
· когда человеку плохо, хвалить за то, что есть и даже за то, чего нет;
· не захваливать;
· когда хотим ребёнка чему-то научить («ты это хочешь, у тебя получится, ты лучше, чем сам себе кажешься».
2. «Подъёмная» похвала – всякое повышение требований начинать с похвалы, вдохновить.
3. Косвенное одобрение – хвалить не хваля. Не хвалим, а наводим человека на самостоятельные выводы («Как хорошо, когда никто не балуется во время отбоя»).
4. Рикошет – метод косвенного внушения (разговор между взрослыми, когда ребёнок может услышать). Начиная с 11-ти лет, рикошет действует сильнее личного обращения.
5. Попросить совета как у равного, как у старшего. Главное последовать этому совету, как бы глуп он ни был.
6. Лидер дня (рейтинг).
Система «смайликов», «звездочек» и т.п. для поощрения комнат. Устраивается соревнование между комнатами. Комнате, кто быстрее всех уснет в сончас, в отбой, кто чище всех уберется в санитарный час, на дверь вещается смайлик (звездочка и пр.). Какая комната к концу сезона наберет больше звездочек, та получит приз от вожатых. Призы должны быть действительно приятными и ради них стоит бороться.
Почему же взрослые бьют своих детей? Или вожатые/наставники бьют своих подопечных?
Они не справляются с ситуацией.
Поэтому:
никогда не бить детей
никогда не кричать на детей.
ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ РЕБЕНКА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ТИПОМ ЛИЧНОСТИ
Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений. Гораздо приятнее и результативнее и для детей, и для вожатых воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты, замечания и наказания должны стать крайними мерами.
Третий тип —- дети, уверенные в себе. Им многое удается без особого труда. Другим для достижения тех же результатов потребуется больше сил и стараний. Поощряя таких детей, нужно опасаться, что уверенность в себе может перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе. Длительные и целенаправленные усилия могут стать для ребенка обременительными. Кроме того, достижения других, не столь значительные, он может обесценивать, относиться к ним с иронией и даже презрением. Если вы заметили, что подобное поведение свойственно вашему ребенку, хвалите его только за то, что стало результатом серьезного усилия, а особенно за помощь, оказанную им другим детям. Старайтесь поощрять любую его попытку порадоваться чужому успеху.
Методические рекомендации по осуществлению стимулирования и поощрений в детском оздоровительном лагере
Система стимулирований и поощрений в детском оздоровительном лагере.
Цель системы стимулирования: создание условий в летнем оздоровительном лагере для обеспечения и повышения уровня заинтересованности детей в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.
Принципы применения поощрений: применение мер поощрения, установленных в лагере, основано на следующих принципах:
— единство требований и равенства условий применения поощрений для всех детей в лагере
— стимулирование эффективности и качества деятельности.
Основные виды стимулирования детей в лагере «Эволюция»
участие ребенка в планировании, разработке и проведении мероприятий;
организация соревнования между отрядами.
Творческое стимулирование и развитие рационализаторства
Творческое стимулирование и развитие рационализаторства —
стимулирование, основанное на обеспечении потребностей ребенка в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении (повышение квалификации, приобретение и развитие необходимых навыков).
Участие в работе творческих групп;
участие в конкурсных программах индивидуального и коллективного характера.
Вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях*;
объявление благодарности ребенку (родителям) за личные достижения*
публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений;
размещение фотографий на почетном стенде лагеря;
рост горизонтального и вертикального статуса ребенка;
создание ситуации успеха ребенка.
Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями:
-ритуалы и традиции отряда и лагеря.
* Благодарность директора ДЭБЦ «Натуралист» (Благодарственное письмо) объявляется обучающимся лагеря за конкретные достижения, связанные с успехами в научной,
общественной, спортивной деятельности; за организацию и проведение мероприятий лагеря (концертов, праздников, конкурсов, соревнований и т.п.).
Ходатайство об объявлении благодарности может быть представлено начальником лагеря, организатором или педагогом (воспитателем) с указанием конкретных достижений обучающегося.
Благодарственное письмо директора ДЭБЦ «Натуралист» родителям объявляется:
— родителям обучающегося, достигшего высоких показателей в научной деятельности, спорте, творчестве, общественной деятельности;
— родителям, оказавшим большую помощь и поддержку в организации общелагерных мероприятий.
Грамотами и дипломами поощряются обучающиеся лагеря, ставшие победителями или призерами в общелагерных, районных, региональных и Всероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и др.
Система индивидуального рейтинга обучающихся лагеря
В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего летний оздоровительный лагерь «Эволюция»
Ребята получают значки за активное участие в каждом направлении деятельности научно-фантастического центра «Возрождение»: естественно- научном, художественно- эстетическом, спортивно-оздоровительном, социально- педагогическом. У каждого ребенка есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый юный исследователь может достигнуть определённого звания в научном центре. Значки вклеиваються в журнал или в личную зачетную книгу. По окончания смены значки переводяться в «валюту лагеря»- ЭВО.В конце смены лагеря организовывается ярморка-продажа, где каждый ребенок может купить на свои «ЭВО» сладкий приз, игрушку или поделку, сделанную детьми в лагере.
«Мастер искусств»- назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
«Магистр творчества»- назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные достижения в области творчества, театрального мастерства, художественной деятельности, танцев
5-10 значков-«Муза лагеря»
За личные достижения в области творчества, театрального мастерства, художественной деятельности, танцев
За активную помощь в организации лагерных мероприятий художественно- эстетического направления
Орган самоуправления «Департамент науки»
назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные достижения в исследовательской деятельности, за высокие результаты участия в интерактивных играх, квестах, мастер- классов естественно- научного направления
10 и более-«Гений науки»
За личные достижения в исследовательской деятельности, за высокие результаты участия в интерактивных играх, квестах, мастер- классов естественно- научного направления
За активную помощь в организации лагерных мероприятий естественно- научного направления
Орган самоуправления « Департамент СМИ»
назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные достижения в журналистике, ведение фоторепортажей, оформление лагерного стенда
5-10 значков «Спец.корр»
10 и более- «Золотое перо»
За личные достижения в журналистике, ведение фоторепортажей, оформление лагерного стенда
За активную журналистскую деятельность, ведение репортажей с места проведения общелагерных мероприятий,работы с сайтом учреждения
Орган самоуправления « Департамент спорта»
назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности
назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности
За личные высокие результаты участия в спортвно- оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, играх.
5-10 значков- «Мастер спорта»
10 и более-«Олимпиец»
За личные высокие результаты участия в спортвно- оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, играх.
За помощь в организации лагерных спортивно- оздоровительных мероприятиях
Поощрение и наказание ребенка
Каждый вожатый сталкивается с проблемой непослушания и плохого поведения детей. Будучи ограниченным в мерах воздействия на них, вожатый должен выбирать наиболее эффективные и мягкие методы воспитания. К таким элементам воспитания относятся поощрение воспитанника за послушание и уступчивость, и наказание за непослушание и плохое поведение. Но эти методы надо использовать очень осторожно и грамотно, не причиняя вреда ребенку.
Поощрение – это метод, поддерживающий и усиливающий положительные эмоции и побуждения. Основное значение метода в том, что воспитанники испытывает чувство радости и гордости.
Поощрение зачастую может привести к манипулированию вожатым со стороны детей, которые могут начать требовать поощрения и ставить условия («я буду участвовать в мероприятии, если не буду ложиться в тихий час»).
Вожатый должен понимать, когда следует остановиться в вопросах поощрения.
Наказание – воздействие с целью недопущения нежелательных поступков и осуждения отдельных действий.
Наказания бывают разные, но вожатый ни в коем случае не должен:
В наказание, как элемент воспитания, входят следующие методы воздействия:
Необходимо дать понять ребенку, почему и из-за каких действий он наказан и как можно было повести себя. Очень важно, чтобы ребенок понял полную ответственность за свои поступки.
Наказание и поощрение ребенка – очень действенные элементы воспитания, но необходимо быть весьма аккуратным и осторожным в выборе метода. Поощрение стимулирует верный путь поведения, а наказание тормозит проявления недисциплинированности и непослушания. Взаимосвязь этих элементов воспитания помогают ребенку осознать хорошие и нежелательные черты характера, ведут к его самоконтролю.
Если вы не знаете, как правильно поступить при необходимости наказания и поощрения детей, рекомендуем вам обратиться к более опытным коллегам за советам.
Поощрение и наказание
Вожатый помни! Обвиняя подопечного в том, что он не совершал, ты подаешь ему идею.
Собственно, самое главное, что мы думаем об этом методе, уже сказано в предложенном выше определении. Мы очень просим тех наших коллег, кто по той или иной причине верит в этот метод и, возможно даже, как в былые времена, считает его основным, либо терпеливо прочесть несколько строчек, посвященных ему, либо просто пропустить эту главу. Несмотря на заявленное нами отношение к т.н. методу поощрения и наказания, мы понимаем, что невозможно обойтись без него.
Сторонники поощрений и наказаний обычно главным аргументом в защиту этого метода говорят: «Но ведь он работает, с его помощью педагог действительно может добиться от ребенка желаемого!» Увы, с этим трудно спорить. Но очередной раз зададимся вопросом: а действительно ли в этом наша цель? В том, чтобы добиться от подопечного ребенка желаемого?
Давайте поймем, в чем именно заключается противоречие между неформальным образованием (далее НО) и методом поощрения и наказания.
Во-первых, поощрение и наказание принципиально исходит из превосходства одной личности над другой. Это очевидно: ведь кто-то должен решать, что достойно поощрения, а что – наказания. Один может лишить другого чего-то или, по собственному решению подарить что-то. Воистину «казнить и миловать волен…» А в таких обстоятельствах, если и может происходить диалог между личностями, то только исходя из правоты одного и постоянного «экзамена» для другого. Согласитесь, на таком базисе говорить об исследовании, взаимообогащении сложно.
Во-вторых, в рамках этого метода происходит очень быстрая (а часто и изначальная) подмена мотивации участника. Несмотря на то, что именно в этом методе часто приходится слышать фразы типа «Ты это делаешь не для меня! Это важно тебе – потом благодарить будешь» и т.п. Ребенок же, конечно, делает это (принимает участие, демонстрирует модель поведения и т.п.) не для того, чтобы изучать, участвовать и т.п., а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.
В-третьих, в отличие от НО, в котором выбор является одной из определяющих процесс категорий, в рассматриваемом методе участник практически лишен выбора (если, конечно, не брать в расчет манипуляции типа: «ты сам выбрал не слушаться, поэтому и конфетку получит другой мальчик…»).
Что же касается наказания – тут все совсем просто: в НО такого понятия попросту не существует. Да и не может существовать. Ведь это тот самый случай, когда более сильный диктует свою волю более слабому, пользуясь средствами насилия в качестве основного инструмента. И оставим многочисленные истории, твердящие о том, что наказанием можно много достичь. Не так уж многого. Давайте проверим возможные педагогические эффекты от использования наказаний. Таковые, на наш взгляд, могут проявиться в двух вариантах.
Первый – внешний. Действительно, велика вероятность того, что после наказания «воспитуемый» поступит так, как велел старший. Наказание «сработало» – никто не хочет быть ущемленным в чем- либо. «Педагог» получил искомое подчинение. И самое время задать наш любимый вопрос: зачем нам это подчинение? Какое отношение оно имеет к педагогическому процессу? Ведь мы получили всего лишь внешнюю поведенческую модель, основанную на подавлении слабого сильным.
Второй – наказуемый действительно поверил, что так вести себя нельзя. То есть по той или иной причине принял навязываемую модель поведения. Ну? И чего же мы добились? Подменили личностный процесс участника нашим собственным, (теперь он наконец-то будет знать…). А заодно взяли на себя право решать, что такое хорошо, что такое плохо.
Неужели это и есть то, за что мы так боролись? А как же споры, сомнения, выбор? Зададимся вопросом: с какой стати вообще кто-то имеет право кого-то наказывать? Что это за история про сверхчеловека, который во всех случаях «знает как надо»? Мы считаем, что если и можно добиться какого- то эффекта, манипулируя человеком, максимум – это жалкое подобие процесса, разыгранное талантливыми участниками.
Похожим образом дело обстоит и с поощрениями: нам-то почему дано решать, что достойно поощрения, а что нет?… Не лучше ли попытаться избежать оценочной шкалы и вступать в диалог о самой сути проблемы, минуя скользкий вопрос «нравится – не нравится».
Выбирая возможные инструменты НО, необходимо неустанно проверять. Помогают ли они организовать процесс? Является ли возникающий процесс образовательным? Личностным? Субъектным? Наконец, такого ли эффекта мы хотим достичь, такой ли ценой.
Однажды у опытной вожатой спросили, как она умудряется поддерживать идеальную дисциплину, и заставляет детей делать именно то, что ей нужно.