за что наградили василия теркина

«Василий Тёркин» (А. Твардовский)

Цитата: «Бой идёт святой и правый. / Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле».

Проблематика:

Смысл названия: поэма названа по имени главного героя Василия Тёркина. В этом имени таится глубокий смысл: сразу понятно, что Тёркин — парень простой, бывалый, «тёртый калач». И силами именно таких василиев (а также иванов, фёдоров и прочих ребят) была одержана победа в войне.

В военных испытаниях раскрывается народный характер: стойкость, решительность, патриотизм, чувство долга.

Другое название поэмы «Василий Тёркин» — «Книга про бойца».

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: важность битвы подчёркивается не менее важными бытовыми описаниями: отдых, баня, еда, музыка. Человек на войне не только сражается, но и просто живёт. Также описание военных действий в поэме перемежается авторскими размышлениями о судьбе Васи Тёркина (и всего русского народа). Исходя из этого мы можем назвать «Василия Тёркина» лиро-эпической поэмой.

Важно отметить, что изложение событий в поэме нелинейно: как сказал сам Твардовский, начинается «с середины» и заканчивается «без конца». Автор был уверен: на войне нет сюжета.

Время и место действия: СССР, годы Великой Отечественной войны.

Действующие лица

Василий Тёркин — простой русский солдат, мужественный и весёлый.

Тёркин прибывает в пехотную роту. Ему там рады: парень опытный (уже воевал в финской войне), решительный, любит пошутить.

Василий вспоминает, как пробирался вместе с отрядом в сторону фронта. Шли через захваченную немцами деревню командира. Жена командира накормила солдат и обеспечила их ночлегом, и Тёркин думает, что потом, когда будет возвращаться, должен зайти и в ноги ей поклониться.

Наши войска переправляются через реку. Первый взвод успевает перебраться, и тут — немецкий огонь. Все в растерянности. Что будет делать первый взвод? Тут из-за реки приплывает Вася Тёркин (действие происходит зимой, вода ледяная). Тёркин, несмотря на критическую ситуацию, весел. Он сообщает, что первый взвод может обеспечить переправу, но необходимо осадить немцев огнём.

В ходе военных действий Василий Тёркин обнаруживает немецкий схрон («погребушку») и устраивает там засаду. Когда приходит немец, Тёркин убивает его, однако вражеский офицер успевает ранить Василия. Его увозят в госпиталь.

После лечения Тёркин спешит вернуться в свою роту. Его подвозит транспортная колонна. У танкистов есть гармошка, только играть никто не умеет: хозяин гармошки погиб недавно. Тёркин играет сначала печальную мелодию, а потом весёлую, плясовую. Развеселившиеся танкисты преподносят Василию гармонь в подарок.

Василий Тёркин заходит по пути в дом, где живут дед и бабка. Он помогает старикам, чинит часы и пилу. За это Тёркина угощают салом. На прощание дед спрашивает у Василия, победим ли мы немцев. Тёркин уверенно отвечает: победим!

Один из бойцов потерял кисет. Василий вспоминает, что когда-то ему, раненому, девушка-медсестричка отдала свою шапку. Тёркин дарит бойцу свой кисет и говорит: что угодно можно потерять на войне — только не Россию.

При разведке Василий Тёркин вступает в схватку с немцем и берёт его в плен.

Наступает весна. Услышав гул немецкого самолёта, солдаты падают на землю — а Василий Тёркин встаёт и стреляет в бомбардировщик. Самолёт падает, и Василия награждают орденом.

Орден Василию в радость: он вспоминает, как видел в госпитале мальчика — ещё ребёнка, но уже героя. Юный герой гордо говорил, что родом из Тамбова. А Тёркину хотелось и родную Смоленщину прославить.

Генерал даёт Тёркину отпуск на неделю. Это истинное наслаждение: можно сколько угодно есть и спать. Но и сутки не успели пройти, как Тёркин уезжает и направляется в свою роту.

Подлечившись, Василий Тёркин возвращается в родную роту, но там, оказывается, появился новый Тёркин — Иван. Некоторое время спорят, кто же из Тёркиных «настоящий». Решает вопрос старшина: говорит, что в каждой роте должен быть свой Тёркин.

Рота Тёркина проходит через село, в котором Василий чинил деду с бабкой пилу и часы. Село оккупировано. Идут военные действия. Немцы забрали у деда с бабкой и пилу, и часы; старикам пришлось переселиться в погреб. Василий Тёркин (к тому моменту — уже офицер) говорит старикам, что привезёт им часы из Берлина.

Родное село Тёркина отвоёвано. Василий прощается со своей малой родиной: он рад, что Смоленщина уже не в плену, а в тылу.

Василий Тёркин рассказывает историю о солдате-сироте: пришёл парень в отпуск, а села уже и нет, нет его семьи, его двора. Этому солдату нужно продолжать воевать, а каждому из нас — помнить о его горе и горе тысяч таких же ребят.

Солдаты идут на Берлин и встречают бабку, возвращающуюся из немецкого плена. Её снабжают конём, повозкой и вещами и велят сказать, что получила всё это от Василия Тёркина.

В немецкой бане парятся наши солдаты. Один из них весь покрыт шрамами, но парень весёлый, за словом в карман не лезет, наград у него много. Самый большой комплимент такому — сравнение с Василием Тёркиным.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Определите литературный жанр «Василия Тёркина» и обозначьте его особенности.

Ответ. Лиро-эпическая поэма, в которой описание поступков героя в ходе военных действий перемежается авторскими размышлениями.

Чем Василий Тёркин был награждён за сбитый самолёт?

Ответ. Василий Тёркин получил орден и отпуск на неделю. Отпуск был Василию в радость. Но прошёл всего один день — и солдат Тёркин отправился на фронт снова.

Как называется характерный для поэмы «Василий Тёркин» художественный приём, подразумевающий обратный порядок слов («С первых дней годины горькой, / В тяжкий час земли родной»)? Для чего он использован в поэме?

Ответ. Инверсия. В поэме «Василий Тёркин» инверсия обеспечивает имитацию разговорной речи.

Источник

Василий Тёркин (герой)

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин» посвящена подвигу советских солдат во время Великой Отечественной войны. Главным героем произведения является вымышленный персонаж по имени Василий Тёркин. Образ Тёркина собирательный, поэтому не имеет конкретного прототипа. Автор наделил своего героя лучшими качествами, такими как отвага, честность, смекалка, находчивость, безграничная любовь к Родине.

Описание героя

Биография

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

Иллюстрация О. Верейского

Василий Тёркин родился и вырос на Смоленщине. До ухода на фронт работал в колхозе. Участник двух войн – Финской и Великой Отечественной. На фронте служил в пехоте, был бойцом стрелкового полка. Получил награду за то, что сбил фашистский самолет. При наступлении взял командование взводом вместо убитого командира и был ранен. После лечения в госпитале снова встал в ряды Красной армии и дошел до Берлина в звании офицера.

Внешность, характер

Внешность у Тёркина неброская, типично славянская. Внутренняя красота этого человека заключена в его широкой душе: «Не красавец, но красив душой, не велик и не мал, зато удал-герой». Этот прием типичности и обыкновенности автор использует с целью показать, что его герой – это обобщенное воплощение характера советского солдата, ценой своей жизни одержавшего победу над врагом. Твардовский присваивает персонажу фамилию Тёркин, словно намекая: «…мой Тёркин жизнью тёртый человек». Тёркин – отважный солдат, не боится смерти, в бою готов стоять до конца.

По характеру Василий очень позитивный и доброжелательный. Благодаря общительности, он легко вливается в любой коллектив и становится душой компании. Зная, как нелегка жизнь солдата на фронте, Тёркин в часы отдыха и в перерывах между боями старается развлечь бойцов, поднять им настроение. Он поёт, играет на гармони, рассказывает забавные истории. Товарищи любят Тёркина за его жизнелюбие, оптимизм, находчивость, умение посмеяться над врагом.

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

Иллюстрация В. Гальдяева

Многогранность образа Тёркина проявляется не только в умении воевать, но и работать. Василий – умелец на все руки. Так, в эпизоде с дедом он легко выправляет пилу: «Сам пилу берет – А ну-ка… и в руках его пила, точно поднятая щука, острой спинкой повела». Ремонтирует он и часы, которые уже давно стоят у стариков и, благодаря Василию, снова заводятся. К старости Тёркин испытывает глубокое уважение, поэтому и старается, как может помочь деду с бабкой.

За внешним образом балагура и весельчака скрывается истинный патриот, готовый не раздумывая отдать жизнь за Родину. Его отвага и мужество проявляются в битве с врагом, а природная скромность – в отсутствии жажды славы и орденов. Он честно выполняет свой долг по очистке русской земли от коричневой чумы фашизма. У Василия не осталось родных, и провожать на фронт его было некому. Но он с ностальгией вспоминает свою малую родину, дорогие сердцу места. От этих воспоминаний у него еще сильнее обостряется чувство патриотизма, он убежден, что на нем лежит ответственность «за Россию, за народ и за всё на свете».

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

Иллюстрация В. Гальдяева

Молва о Тёркине быстро распространяется по всему фронту. Он становится героем, которым восхищаются все, от рядового до генерала. Но сам Василий далек от тщеславия и гордости. Он воюет не ради орденов и славы, а «ради жизни на земле», самой главной ценностью для него является свобода его любимой Родины.

Тёркин, как и остальные персонажи поэмы, представлены самыми обычными людьми. Все они действуют в будничных, не приукрашенных героизмом условиях. Символично, что и заканчивают они свой доблестный путь не на ступенях Рейхстага, и не на Красной площади, а в жарко натопленной бане, там, где испокон веков заканчивали тяжелую работу все русские люди.

Роль героя в произведении

Герой поэмы А.Т. Твардовского стал самым настоящим символом Великой Отечественной войны. Бойцам, особо отличившимся на фронте, в качестве поощрения выдавали брошюру со стихами о Василии Тёркине. Этот герой придавал солдатам мужество, силы и огромное желание победить в этой кровопролитной войне.

Редакции газет были переполнены письмами Тёркину, которые бойцы отправляли ему со всех фронтов. В них они, как брату, рассказывали Василию о себе, о фронтовой жизни, спрашивали совета. Для них Тёркин существовал в реальной жизни и помогал выживать в неимоверно тяжелых фронтовых условиях. Многие бойцы на груди, вместе с письмами из дома носили вырезки из газет со стихами о Тёркине.

Василий Теркин – не просто литературный герой, он – олицетворение целой эпохи, образ, который воплотил в себе лучшие качества советских людей. Поэтому значение его трудно переоценить. Несмотря на свое литературное долголетие, он до сих пор является одним из самых любимых в народе.

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета образ Тёркина претерпевает определенные изменения. В самом начале повествования, когда автор описывает тяжелые бои 1942 года, Василий предстает, как источник неиссякаемого оптимизма. Солдат демонстрирует ту твердость духа, в которой так нуждаются бойцы, оказавшиеся в нелегкой ситуации. Вместе с тем, он не беспечен, трезво оценивает обстановку и принимает верные решения.

В тех главах, в которых описываются переломные сражения, когда советская армия идет в активное наступление, настроение Тёркина меняется. Наряду с радостью от успехов на наших фронтах, его все чаще преследует горькая мысль о той невосполнимой цене, которую пришлось заплатить солдатам за эти победы.

Ближе к концу повествования героя все больше одолевают тревожные думы. Конец главы «На Днепре» хорошо иллюстрирует настроение Теркина. На фоне всеобщего ликования он молча стоит в стороне с папиросой. О его состоянии можно судить по вопросу, обращенному к нему: «Что ж ты, брат, Василий Теркин, плачешь вроде. – Виноват…»

Отношение автора к герою

Автор с любовью относится к своему герою. Он называет его русским чудо-мужиком. По аналогии с народным любимцем Швейком у русских также появляется свой национальный герой. Отношение Твардовского к Тёркину прослеживается на всем протяжении поэмы. Он словно оберегает героя и помогает ему найти выход из самых тяжелых ситуаций. Его образом автор демонстрирует доблесть и бесстрашие простого солдата. Именно благодаря таким людям, как Тёркин, наша страна смогла одержать победу в Великой Отечественной войне.

Экранизации героя

В 1973 году режиссер театра Моссовета Борис Щедрин поставил фильм-спектакль «Василий Теркин». На роль главного героя он пригласил семерых актеров, которые один за другим выступают в образе Тёркина. Актерами, воплотившими образ солдата-балагура стали: Олег Щетинин, Вячеслав Бутенко, Юрий Кузьменков, Александр Леньков, Владимир Дёмин, Леонид Евтифьев, Евгений Стеблов.

В 1979 году состоялась премьера фильма-концерта «Василий Теркин». По сути это можно назвать моно-спектаклем, так как на сцене присутствует только один актер – Олег Павлович Табаков. Мастеру удалось передать всю многогранность образа Тёркина. Кроме того, он выступил и в роли остальных персонажей поэмы.

В 2003 году свет увидел мультфильм «Василий Тёркин». Режиссером и автором сценария выступил Роберт Лабидас. Интересное решение его работы состоит в том, что мультипликационные рисованные кадры сменяет документальная хроника военного времени и фронтовые фотографии тех лет.

Источник

«Срок придёт, назад вернёмся. »

О народном герое Василии Теркине

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

«Книга про бойца» Александра Твардовского, как это ни покажется теперь странным, была задумана автором более чем за год до начала Великой Отечественной.

Уже после Победы, в 1951 году, Александр Трифонович в своём очерке «Как был написан «Василий Теркин». (Ответ читателям)» сам рассказал историю замысла и создания «Книги про бойца».

Замысел возник у Твардовского ещё в 1939-1940 годы, в ходе финской военной кампании, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины».

Великая Отечественная застала Твардовского в глухой подмосковной деревушке Грязи. Здесь поэт облюбовал место для спокойной работы над задуманной поэмой о Василии Тёркине.

Воскресный день 22 июня резко нарушил эти планы: едва услыхав о нападении на нашу страну гитлеровской Германии, поэт выезжает в Москву в переполненном поезде звенигородского направления.

Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта.

В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский проходит с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны многие сотни километров на особенно беспокойном, «жарком» Южном фронте. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Александр Трифонович написал и напечатал много стихотворений и фронтовых очерков и совсем забыл об оставленной в Москве рукописи поэмы, замысел которой уже не представлялся ему актуальным.

Весной 1942 года Твардовский был переведён в резерв в Москву, где вернулся к своим старым тетрадкам с записями о Тёркине.

Долго автор не мог найти ту самую ниточку, сюжет, сомневался в нужности этой работы, но вскоре понял, что нашёл то самое большое дело, которому можно отдаться до конца.

Когда в июне ему пришла счастливая мысль продолжить поэму о Тёркине, «уже как о бойце новой, большой войны», Александр Трифонович собрал разрозненные записи и наброски и снова садится за работу, которая сразу же приняла соответствующий военному времени фронтовой темп. Он решил написать поэму о нашем русском парне, который есть в каждой роте, который каждому знаком и близок.

27 июня 1942 года в письме к жене Марии Илларионовне в Чистополь он поделился своими мыслями о новом замысле:

С 4 сентября 1942 года фронтовая газета «Красноармейская правда» одну за другой помещала на своих страницах главы поэмы Твардовского. В то же время они печатались в журналах «Красноармеец» и «Знамя».

Уже первая глава поэмы аттестует героя как человека «свойского», легко находящего общий язык с новым коллективом. Нормальность Теркина прямо выражена в развернутой авторской характеристике, начинающейся «установочным» четверостишием:

Просто парень сам собой

Авторская установка на обыкновенность главного героя не только не мешает, но, напротив, помогает созданию максимально обобщенного образа. Твардовский наделяет своего героя подчеркнуто «общерусской» внешностью, избегает слишком выпуклых внешних примет («особые» портретные приметы сделали бы его образ излишне индивидуализированным).

Образ Тёркина близок фольклорному типу персонажей, своей неуязвимостью и «всеприсутствием» в самых разнообразных ситуациях он напоминает находчивого героя бытовой солдатской сказки.

Поэма имела большой успех. Отрывки из неё читают по радио Орлов и Левитан.

Твардовский и сам читает «Тёркина» на фронте, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.

До войны ещё в помине

Был ты, Тёркин, на Руси.

Тёркин? Кто такой? А ныне

25 ноября 1942 года в издательстве газеты «Красноармейская правда» было подписано к печати первое издание поэмы (А. Твардовский. Василий Теркин. Книга про бойца. Библиотечка газеты «Красноармейская правда», вып. 16. Издательство газеты «Красноармейская правда». Действующая армия. Западный фронт. 1942. 104 стр.). Издание книги, которая была отпечатана в Москве, в типографии «Гудок», приурочивалось к XXV годовщине Октября.

Вслед за вступлением «От автора» в книгу вошло десять глав: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Тёркин ранен», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «О потере» и «Поединок».

Поэма имела большой успех у народа и издавалась, несмотря на военное время, большими тиражами.

Тогда знаменитая «Книга про бойца» не была ещё создана в том виде, в каком она существует сейчас, однако автор, вероятно, считал её на данном этапе законченной.

Война продолжалась, и вёл свой поэтический бой с фашизмом Твардовский. «Книга про бойца» создавалась в течение всей войны, следовала за её ходом, сочетая в себе: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность.

После выхода первой части Твардовский без промедления преступает ко второй части, и поэма перерастает в «Книгу про бойца».

Печатание второй части его «Книги про бойца» началось 12 декабря 1942 года в газете «Красноармейская правда».

В 1942-1943 году поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на «ура», но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии.

«Поэма отвечает его сердцу», признавался секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев, но «. надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам».

Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста.

В 1943 году после написания второй части, Александр Трифонович решил остановиться, хотел закончить поэму. Это, по словам ряда критиков, было одной из его замечательных черт: чуткое осознание меры, когда работа удалась, и нужно уметь вовремя её завершить, не допустить исчерпанности. Однако вскоре поэт понял, что Тёркин ещё не исчерпан, не завершён. К тому же он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения.

В феврале 1944 года Твардовский приступил к работе над третьей частью «Книги про бойца», без которой мы теперь её не представляем. Какой Теркин без глав «Смерть и воин», «В бане», «Про солдата-сироту» и без прощания автора с Тёркиным в последней главе «От автора»!

В итоге «Книга про бойца» была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») была закончена в марте 1945 года.

Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии.

Тайна обаяния Василия Теркина в особом отношении к нему автора, который отдал герою всё лучшее, что имел сам, свой огромный неисчерпаемый талант и своё большое сердце, своё вдохновение, шутки и выдумки, тепло и бодрость духа.

Обаяние Тёркина и в том крайне обострённом чувстве «земли родимой»: «Лучше нет родной сторонки, что у каждого одна».

Тёркин величает землю матерью, говорит о Родине «большой и малой»; они сливаются в его сознании и в мыслях героя воедино: спасти родину-мать от вторгшегося злого врага. Об этом мечтали они ежеминутно каждый день.

Важно и то, что книга завершается вовсе не оптимистическими здравицами: в финале выражено чувство вины, и сама книга посвящается памяти павших:

Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Симбиоз Автора и Героя на фоне эпической темы большой войны создаёт особый лиро-эпический сплав. В связи с этим можно считать «Книгу про бойца» произведением совершенно особого и небывалого жанра.

Твардовский не случайно не называет его «поэмой» (подзаголовок «Поэма» фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете «Красноармейская правда»), а именно «Книгой про бойца».

В годы войны появилось несколько значительных поэм, как правило лирических или лиро-эпических (среди них, например, «Сын» П.Г.Антокольского и «Россия» А.А.Прокофьева).

В отличие от большинства из них, либо посвящённых конкретным эпизодам войны, либо сугубо лирических по характеру, книга Твардовского говорит о войне в целом, даёт жизнь солдата во всех её проявлениях. Поэтому по аналогии с пушкинским «Евгением Онегиным» о «Василии Тёркине» часто говорят как об энциклопедии фронтовой жизни.

Не зарвёмся, так прорвёмся,

Срок придёт, назад вернёмся,

Что отдали, всё вернём.

Поэтому «Книга про бойца», какими бы суррогатами не хотели её сегодня вытеснить либералы, бессмертна.

Источник

Народный подвиг в поэме твардовского василий теркин. Анализ главы «Смерть и воин»

История создания

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».
Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

О ком рассказал автор

Читатели часто спрашивали: кто был прототипом интересного героя, описанного поэтом. Всем хотелось узнать этого человека, который стал настоящим кумиром, взглянуть на него, познакомиться.

Читая поэму, очень легко представить себе этого бойца, он предстаёт перед глазами как живой. Даже несмотря на то, что Твардовский не охарактеризовал его подробно. Сказано лишь, что Василий Тёркин:

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

Примечательных внешних данных он не имел. Также не говорится о каких-то особых талантах молодого бойца. Василий не был выдающейся личностью. Но его весёлый нрав вызывал искреннее восхищение. Простота, мужество, задор и жизнелюбие этого солдата делали его всеобщим любимцем, поэтому читатели интересовались, кто же он: боец по имени Василий Тёркин. Сочинение Твардовского представлялось многим не просто вымыслом, а рассказом о реальном человеке.

Сам Твардовский хорошо знал простых солдат, и Тёркин получился у него таким понятным и близким советскому человеку. «…Парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» — сказано в поэме. Многие солдаты узнавали в нём себя и товарищей.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

Подвиги Тёркина

За время службы герою приходилось быть не только обычным бойцом, но и связистом, разведчиком, даже командиром. Смелость и отвага простого пехотинца, показанные в образе главного героя поэмы, олицетворяют героизм советских воинов, сражавшихся с захватчиками. Их искренняя вера в торжество армии помогала им выстоять и вынести все тяготы.

Василий Тёркин, шутник и весельчак, не раз совершал героические поступки. И оказывался на волосок от гибели, но бесстрашно шёл до конца, без всяких рассуждений. Он вовсе не стремился:

И в этом вся суть настоящего бойца-патриота, Его действия были продиктованы стремлением помочь товарищам. В главе «Переправа» рассказано, как он переплыл ледяную реку, чтобы сообщить своим о судьбе взвода. Рискуя при этом не только замёрзнуть, но и попасть под пули. После такого купания в воде, которая «даже рыбам холодна», едва согревшись, вернулся обратно, зная, что его ждут. Так он сумел спасти взвод.

Замечательно описал Твардовский рукопашный бой Тёркина с немцем. Ослабевший, измученный Василий, казалось, не имел никаких шансов справиться с сытым, самодовольным бойцом, который был «ладно скроен, крепко сшит». Однако исход этой борьбы показал, что сила духа способна помочь одержать победу даже над значительно превосходящим противником. И Василию это удалось: он привёл к своим «языка». Этот поединок, так красочно и с юмором описанный — один из самых ярких моментов поэмы.

Глава «В наступлении» повествует, как после гибели командира Тёркин без колебаний сам повёл своих товарищей в атаку. Под его началом они уверенно и слаженно бились с врагом. Он собственным примером вдохновил их на бой.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» — сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Василий Теркин: 4. Переправа. Александр Твардовский.

Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава, Кому темная вода,- Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны, Обломав у края лед, Погрузился на понтоны Первый взвод. Погрузился, оттолкнулся И пошел. Второй за ним. Приготовился, пригнулся Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны, Громыхнул один, другой Басовым, железным тоном, Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то, Притаив штыки в тени. И совсем свой ребята Сразу — будто не они,

Сразу будто не похожи На своих, на тех ребят: Как-то все дружней и строже, Как-то все тебе дороже И родней, чем час назад.

Поглядеть — и впрямь — ребята! Как, по правде, желторот, Холостой ли он, женатый, Этот стриженый народ.

Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Как когда-нибудь в двадцатом Их товарищи — отцы.

Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат.

Налегли, гребут, потея, Управляются с шестом. А вода ревет правее — Под подорванным мостом.

Вот уже на середине Их относит и кружит… А вода ревет в теснине, Жухлый лед в куски крошит, Меж погнутых балок фермы Бьется в пене и в пыли…

А уж первый взвод, наверно, Достает шестом земли.

Позади шумит протока, И кругом — чужая ночь. И уже он так далеко, Что ни крикнуть, ни помочь.

И чернеет там зубчатый, За холодною чертой, Неподступный, непочатый Лес над черною водой.

Переправа, переправа! Берег правый, как стена…

Этой ночи след кровавый В море вынесла волна.

Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.

И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…

Под огнем неразбериха — Где свои, где кто, где связь?

Только вскоре стало тихо,- Переправа сорвалась.

И покамест неизвестно, Кто там робкий, кто герой, Кто там парень расчудесный, А наверно, был такой.

Переправа, переправа… Темень, холод. Ночь как год.

Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод.

И о нем молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем-то виноваты, Кто на левом берегу.

Не видать конца ночлегу. За ночь грудою взялась Пополам со льдом и снегом Перемешанная грязь.

И усталая с похода, Что б там ни было,- жива, Дремлет, скорчившись, пехота, Сунув руки в рукава.

Дремлет, скорчившись, пехота, И в лесу, в ночи глухой Сапогами пахнет, потом, Мерзлой хвоей и махрой.

Чутко дышит берег этот Вместе с теми, что на том Под обрывом ждут рассвета, Греют землю животом,- Ждут рассвета, ждут подмоги, Духом падать не хотят.

Ночь проходит, нет дороги Ни вперед и ни назад…

А быть может, там с полночи Порошит снежок им в очи, И уже давно Он не тает в их глазницах И пыльцой лежит на лицах — Мертвым все равно.

Старшина паек им пишет, А по почте полевой Не быстрей идут, не тише Письма старые домой,

Что еще ребята сами На привале при огне Где-нибудь в лесу писали Друг у друга на спине…

Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы.

И тверда, как камень, груда, Где застыли их следы…

Может — так, а может — чудо? Хоть бы знак какой оттуда, И беда б за полбеды.

Долги ночи, жестки зори В ноябре — к зиме седой.

Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой.

То ли снится, то ли мнится, Показалось что невесть, То ли иней на ресницах, То ли вправду что-то есть?

Видят — маленькая точка Показалась вдалеке: То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке?

— Нет, не чурка и не бочка — Просто глазу маята. — Не пловец ли одиночка? — Шутишь, брат. Вода не та! Да, вода… Помыслить страшно. Даже рыбам холодна. — Не из наших ли вчерашних Поднялся какой со дна.

Оба разом присмирели. И сказал один боец: — Нет, он выплыл бы в шинели, С полной выкладкой, мертвец.

Оба здорово продрогли, Как бы ни было,- впервой.

Подошел сержант с биноклем. Присмотрелся: нет, живой. — Нет, живой. Без гимнастерки. — А не фриц? Не к нам ли в тыл? — Нет. А может, это Теркин?- Кто-то робко пошутил.

— Стой, ребята, не соваться, Толку нет спускать понтон. — Разрешите попытаться? — Что пытаться! — Братцы,- он!

И, у заберегов корку Ледяную обломав, Он как он, Василий Теркин, Встал живой,- добрался вплавь.

Подхватили, обвязали, Дали валенки с ноги. Пригрозили, приказали — Можешь, нет ли, а беги.

Под горой, в штабной избушке, Парня тотчас на кровать Положили для просушки, Стали спиртом растирать.

Растирали, растирали… Вдруг он молвит, как во сне: — Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне, Чтоб не все на кожу тратить?

Дали стопку — начал жить, Приподнялся на кровати: — Разрешите доложить. Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу! Лейтенант всего лишь просит Огоньку туда подбросить. А уж следом за огнем Встанем, ноги разомнем. Что там есть, перекалечим, Переправу обеспечим…

Доложил по форме, словно Тотчас плыть ему назад.

— Молодец! — сказал полковник.- Молодец! Спасибо, брат.

И с улыбкою неробкой Говорит тогда боец: — А еще нельзя ли стопку, Потому как молодец?

Посмотрел полковник строго, Покосился на бойца. — Молодец, а будет много — Сразу две. — Так два ж конца…

Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

С предложениями пишите.Контакты. Главная

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

Анализ поэмы «Василий Теркин»

Анализ бессмертного произведения Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». Узнаем факты из истории поэмы, рассматриваем основную мысль произведения, тему и жанр, главных героев (есть ли еще герои в поэме, кроме Теркина?), строфы, размер и рифмовку.

История произведения

Имя главного персонажа поэмы родилось в редколлегии ленинградской газеты «На страже Родины». Василий Теркин придумывался центральным героем небольших фельетонов. Однако спустя некоторое время, герой «вырос» из размера небольших стихов, и Твардовский задумал создать произведение, своим масштабом более подходящее персонажу — поэму.

Первые главы произведения были созданы и напечатаны в 1942 году. Автор создавал поэму на протяжении трёх лет, поэтому произведение публиковалось в газете частями. История Теркина настолько полюбилась читателям, что, когда поэма была окончена, Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения.

Замысел истории солдата Великой Отечественной войны пришёл Твардовскому в то время, когда автор сам участвовал в военных действиях — был военным корреспондентом в русско-финской войне. Настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.

Тема и жанр

Анализ стихотворения «Василий Теркин» можно начать с разбора темы поэмы. Автор сделал свой выбор в пользу жизни солдат, где есть место не только страшным событиям войны, но и юмору, и оптимизму. Примечательно, что в поэме отсутствует идеологическая подоплёка. Со стороны власти на Твардовского оказывалось немалое давление — автору следовало затронуть в повествовании тему политической партийной значимости, её вклад в победу. Но политика бы разрушила общий тон произведения, и автору удалось отстоять свою позицию и не включать «идеологические строки» в поэму.

Даже без «политических строк» поэма успешно публиковалась во всех главных изданиях, таких как «Правда», «Известия» и «Знамя». Известность стихотворного героя росла, строки декламировали по радио, зачитывали фронтовикам, даже дарили подарочные издания в качестве награды за боевые отличия.

«Василий Теркин» повествует о простых и важных военных моментах: вера в торжество справедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и когда-нибудь можно будет увидеть его и пожать ему руку. Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов. Главная мысль поэмы — верить в победу и не переставать бороться — была актуальна для настоящих воинов. Твардовскому не удалось бы выразить эту мысль так живо и правдиво, если бы автор сам не прошёл через войну.

за что наградили василия теркина. Смотреть фото за что наградили василия теркина. Смотреть картинку за что наградили василия теркина. Картинка про за что наградили василия теркина. Фото за что наградили василия теркина

Для полного анализа произведения «Василий Теркин» важно определить жанр. Твардовский оценивал жанр своего труда как «книга про бойца», потому что в классические каноны поэмы его работа не вписывалась. Тем не менее «Василий Теркин» — это поэма. Да, поэма особая, затрагивающая проблемы колоссальных масштабов, исключительно самобытная и бессмертная.

Настоящий патриотизм

Василий прошёл всю войну и участвовал в штурме Берлина. И до самого конца он оставался верен себе: шутил, балагурил и не сомневался в победе и торжество над врагом. Оптимизм и жизнелюбие не покидали его никогда. Благодаря таким качествам он смог достойно выстоять все испытания.

Тёркин, несмотря ни на что, остаётся простым и скромным человеком. Он не ищет наград за всё, что сделал в борьбе с врагом, ведь считает это вполне естественным. «Нет, ребята, я не гордый. Не заглядывая вдаль, я скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль!». Он вовсе не считает себя героем, достойным почётных наград. И не думает, что вполне заслужил даже не один орден.

А медаль ему нужна, чтобы после войны покрасоваться перед девчонками. Это, разумеется, также сказано в тоне шутки. Но в ней выразилось истинное отношение Тёркина. Главной и такой желанной наградой для него, как и для миллионов советских людей, была полная победа над фашистами, освобождение страны и мирная трудовая жизнь, которая представлялась ему высшим счастьем.

Этот образ стал олицетворением мужества, патриотизма и внутренней силы. Именно такие люди отстояли страну. Благородство, честь и достоинство роднят его с былинными богатырями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *