за что не любят поляков
Почему русские ненавидят поляков и Польшу?
«Почему русские ненавидят поляков?» — мучаются политики, терзаются философы и теряются обычные люди.
Ответ вроде лежит на поверхности: в ХХ веке страны оказались «разорванными»: с одной стороны тянула тощую руку советская власть; с другой сыпал деньги Запад. Но корни вражды между русскими и поляками начались задолго до ХХ века.
Практически вся история региона – время постоянной борьбы за земли и власть; время постоянного соперничества католицизма и православия; противостояния западного и восточного.
Мы попытаемся проанализировать истоки вражды и их основания
Причина № 1: постоянные войны и смута
В XIV-XVII вв. польские короли, вставшие с колен, не прочь были получить больше территории. Российское государство стало для них «лакомым кусочком». И именно по этой причине прогремело несколько войн.
Русско-польская война 1609—1618
Сначала она совершает несколько вылазок под предлогом помощи самозванцам. А чуть позже тон меняется на другой. И польские власти уверенно заявляют, что собираются покорить Россию.
Война заканчивается временным перемирием, по которому Польша получает Смоленскую и другие земли, но отказывается от притязаний на российский престол.
Как показывает история, отказ этот был не таким и долгим. Не пройдет 40 лет, а между сторонами снова вспыхнет война.
Русско-польская война 1654—1667
Велась с переменным успехом. А главной причиной баталий стали территориальные споры. В этой войне России удалось «оторвать» от Польши (Речи Посполитой на тот момент) Смоленск. А позже король отдаст под контроль России Киев.
XVIII век стал эпохой падения для могущественного королевства. «Избалованные» привилегиями представители знати активно использовали право вето. Стоило одному шляхтичу по собственной прихоти во время обсуждения крикнуть: «Налагаю вето!» — и законодательный орган не мог принять решения. Польше в XVIII веке стала похожа на бездетного старика при смерти. России осталось только прийти и забрать у него жизнь.
Собственно, «восточный сосед» так и сделал. Впереди было 3 раздела Речи Посполитой, и в 1795 году она перестала существовать как государство. Все земли присоединили к России.
Но это не значит, что поляки покорились российским правителям. В этот период Польша реагирует на новую власть несколькими восстаниями:
Но свежими воспоминаниями полон ХХ век. Именно в это время Польша попыталась «сбросить» с себя оковы восточного соседа.
1919-1921 гг.: время восстанавливать справедливость
Окрепшая Польша собирается восстановить границы Речи Посполитой. Советская Россия хочет не просто «оставить» польское государство под своей «опекой», но и «советизировать».
Долгая и кровопролитная война заканчивается Рижским миром. Его условия отдают часть территории под управление Польши, но о восстановлении границ Речи Посполитой и речи идти не может. Восточный сосед понимает, что включить Польшу в состав СССР не получится. Но все равно «косо поглядывал» на земли страны, словно бы пытаясь найти повод для нападения.
Вторая мировая война: тот самый повод
В 1939 году Германия нападает на Польшу. Этот момент – самое время, чтобы «отхватить» у польской стороны территорию. Российская сторона гордо называет это «воссоединением». Но это слово – всего лишь маска, прикрывающая истинную суть.
Причина №2: cегодня все не так просто… Или шахматная доска политики
В геополитическом смысле Россия давно уже потеряла надежды: Польша с 1990-х уверенно заявляет о выборе прозападного капиталистического пути развития. Конечно, это злит Российскую Федерацию, потому как страна по-прежнему считает Польшу «заблудшей дочкой». А тем временем Польша расширяет присутствие на Западе (конечно, не без проблем и сложностей).
Причина № 3: Разная религия = разная культура
Польша предана до мозга кости католичеству. Россия ратует за православие. Заложенный еще в XI веке «постулат» об отличии церквей приводил к религиозным розням. Конечно, они в наше время несколько поутихли. Но это не значит, что исчезли совсем. Разность религии становится причиной разности культуры и быта.
Правда, вряд ли это можно назвать серьезным поводом для ненависти.
Причина № 4: поляки живут лучше!
От зависти рождается ненависть. Русские смотрят на капитализм в Польше, на высокий уровень заработных плат и жизни… Конечно, их начинает «душить жаба».
А часто можно услышать что-то вроде:
Зависть – плохое чувство. И не стоит ему поддаваться.
Впрочем, ученые, политологи и социологи уверены: о сильной ненависти говорить не стоит. Скорее, есть некоторая напряженность в отношениях между странами, обусловленная историческим прошлым и особенностями польской внешней политики.
Сергей Веревкин, один из ведущих историков России, прямо так и заявляет: «Ненависть России и Польши – придуманный миф!».
Ежи Урбан подтверждает это. Но специалист указывает на еще одну особенность: польское общество пропитано фобией России и русского (слишком много было внезапных «ножей в спину» со стороны восточного соседа).
Но дополняет дельным замечанием: СМИ, журналисты, постоянные публикации и переводы, система образования всеми силами пытаются укрепить веру: «Польша плохая!». Это играет довольно значительную роль.
История оставила странам много неприятных страниц, за которые они могут ненавидеть друг друга. Сегодня Польша уже сделала свой выбор, определив вектор своего развития. Сделала выбор и Россия.
В политическом смысле остается много вопросов. Но это же не повод, чтобы продолжать взращивать в своих сердцах ненависть к представителям другого народа. Лучше перевернуть страницы истории и двигаться дальше. А поводов для ярких эмоций так много!
Размышления истинного европейца
Почему Россияне не любят поляков?
Жаль, что Джордж Буш не поддержал дальнейший распад России после падения СССР, сетует на страницах Gazeta Polska журналист Марчин Вольский. Ведь только «маленькая, без лишних земель» Россия могла бы построить добрососедские отношения с Польшей. Он отмечает, что русские не любят поляков особенно за то, что те «видят их насквозь». Только вот жаль, что поляки не могут донести правду о России до Запада, который раз за разом принимает ее «за нормальную страну».
«Почему поляки не любят русских?» – задается вопросом польский журналист и писатель Марчин Вольский. По его словам, поляков, питающих симпатии к россиянам, очень много, но их чувства не находят взаимности.
По мнению журналиста, и в пропаганде, и в сознании обычных граждан бывшей империи поляки играют темную роль: они предатели, лжецы и, вообще говоря, вредители.
«Россия охотно забывает о том, что мы были ее окном на Запад, польский язык был языком московских дипломатов, в церквях пели псалмы на польском, а русская грамматика и литература брала за образец польскую», – отмечает автор. Вместе с тем она не может забыть о том, что Польша дважды вторгалась в Москву во времена Сигизмунда III и Наполеона, что Польша «неоднократно задавала им трепку на поле сражения и непрестанно разбивала их мечтания о могуществе», – неважно, воплощал ли их в жизнь Иван Грозный, Ленин или Леонид Брежнев и его последователи, добавляет он.
«Мы были черной овцой в мире славянских народов и разваливали такие прекрасные идеи, как панславизм или коммунизм. Я считаю, однако, что есть одна причина, о которой не слышно во взаимных стычках. Россияне – и интеллектуальные элиты, и простой народ – на интуитивном уровне понимают то, чего поляки не осмеливаются сказать вслух. И тем более действовать во имя этой идеи! – подчеркивает Вольский. – Какая Россия в будущем должна быть нашим близким соседом? Более маленькая! Без бескрайней Сибири и Северного Кавказа, без Татарстана, без захваченной Восточной Пруссии и всех конфликтогенных псевдогосударств, начиная с Приднестровья, заканчивая Донбассом и Абхазией», – уверен он.
Державная Россия – царская, коммунистическая, демократическая или авторитарная – никогда не будет хорошим соседом Польши. «Не знаю, почему эта зачистка не была осуществлена, прежде чем окрепли большевики, почему Джордж Буш не поддержал центробежных тенденций в период после распада СССР? Почему раз за разом Запад приходит к мнению, что это нормальная страна, с которой можно заключать договоры и преследовать общие интересы? Только поляки знают правду, хотя не могут ее донести», – отмечает Вольский. «И поэтому в Москве нас не любят. А после фильма «Смоленск» нас будут не любить еще больше», – резюмирует автор в издании Gazeta Polska.
Почему поляки не любят русских или 7 польских обид
Не все поляки не любят русских. Но если есть какое-то коллективное сознание, то в нем, конечно, отношение к большому восточному соседу в Польше скорее негативное. Возникает вопрос, почему?
Мы вроде бы к ним со всей душей. Братья-славяне! Каждый новый год любуемся прекрасной полячкой Барбарой Брыльской. От нацистов их освободили. 200 тыс. советских солдат погибли, освобождая Польшу. А они и победу над гитлеровской Германией празднуют без нас. Всячески зазывают к себе американцев, чтобы те устроили у них военную базу с постоянным контингентом и комплексы ПВО. Нужно понимать, что в случае чего, не дай Бог, все ракеты (ядерные!), которые предназначались США, сбитые над Польшей, на Польшу и упадут. Нужно очень сильно не любить Россию, чтобы изъявить готовность погубить все свое население в глобальной войне. Американцы-то, может быть, выживут, а вот поляки – точно нет.
В чем же причина, и есть ли она? Надо сказать: да, есть. Российский медведь на протяжении столетий неоднократно и весьма чувствительно наступал на хвост гонористому соседу. Не по злобе, а так – в силу текущей геополитики.
Обида первая
Червенские города. Русский князь Владимир I Святославич ознаменовал начало своего правления Киевом с того, что совершил большой поход против Польши. В ходе похода были захвачены населенные пункты в верхнем течении Западного Буга, которые в летописях назывались «Червенскими городами».
Надо сказать, что связи Польши и Руси в эпоху раннего средневековья были весьма прочными. По традиции старшие сыновья великих князей женились на польских принцессах. Поэтому польские короли периодически вовлекались в междоусобные войны на Руси. В благодарность за помощь Святополк Окаянный вернул эти города своему тестю польскому королю Болеславу I Храброму. Но Ярослав Мудрый отвоевал их обратно. Обидно? А как же!
Обида вторая
Смутное время. Может быть, мало кто задумывается, но 4 ноября, в так называемый День Народного Единства, Россия празднует победу над Польшей в начале XVII в. Я спрашивал у знакомого поляка, историка, как в Польше относятся к этому российскому празднику? Он лишь пожал плечами. Но остальным, видимо, обидно? Обидно.
Обида третья
Разделы Польши. Во II половину XVIIIв. Польша вошла весьма ослабленной. Причем, причины этой слабости были сугубо внутренние. Несмотря на наличие короля, Польша считалась республикой: Rzeczpospolita – Речь Посполита, собственно, по-польски и означает «республика». Все важные решения принимались сеймом, в котором действовало право «либерум вето». То есть, любой шляхтич без объяснения причин мог заблокировать любое решение. Это сделало государственную систему Польши крайне неповоротливой. Этим незамедлительно воспользовались соседи.
В 1772 г. король Прусский Фридрих II Великий, австрийские Габсбурги и русская императрица Екатерина II Великая договорились между собой, и отрезали от Польши по кусочку. Каждый со своей стороны. Поляки надеялись на помощь Англии и Франции, но она не последовала. Когда генерал, будущий генералиссимус А.В. Суворов занял Краковский замок, французский гарнизон и не подумал сопротивляться. Сопротивление самих поляков было быстро подавлено. Было обидно.
Затея понравилась соседям, но не понравилась полякам. Они, видя, что все идет как-то не так и не туда, попытались собраться, провести реформы, найти новых союзников. Патриотические силы Польши попытались заручиться поддержкой прусского короля Фридриха Великого. Логики в этом было немного. Ведь Фридрих принимал участие в первом разделе. Но уж очень хотелось противопоставить что-нибудь России. В итоге в 1793 г. произошел второй раздел Польши, в котором снова участвовали Фридрих и Екатерина. И снова было очень обидно.
В ходе второго раздела Россия не тронула исконно польские земли. От Речи Посполитой были отторгнуты лишь земли, в прошлом входившие в Древнерусское государство. Но полякам, как было сказано, все равно было обидно. Они подняли восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Россия и прочие соседи воспользовались восстанием как поводом. В 1795 г. был произведен третий раздел Польши, в ходе которого России досталась Прибалтика. Обидно.
Наполеон Бонапарт на некоторое время восстановил польскую государственность. Им было учреждено герцогство Варшавское, вассальное королю Саксонии. Но лучше бы он этого не делал. Ибо после его поражения, Польша окончательно исчезла с политической карты, будучи окончательно разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Коренные польские земли с самой Варшавой достались России. В составе Российской империи эта территория стала называться Царством Польским. Царем, соответственно, был российский император. Польша жила по особым законам. Даже деньги были свои. На польских разменных монетах номинал был написан двояко: в копейках и в злотых. Свободу Польше удалось получить только после Великой русской революции. И это, конечно, тоже было обидно.
Обида четвертая
По факту и сама Польша пыталась воспользоваться помощью Гитлера для оккупации Чехословакии. Но просчитались абсолютно все. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу (которая как и все прочие надеялась, что её-то «пронесет»). Не пронесло. Гитлер захватил Варшаву. Союзники Польши – Англия и Франция, как обычно, ничем ей не помогли. Польша как самостоятельное государство исчезло.
Только после этого СССР ввел войска на территорию западной Украины и Белоруссии. Тогда в состав БССР и, соответственно, СССР вошла легендарная Брестская крепость. Эти земли оставались под польским господством после падения Российской империи. Лучше было оставить их Гитлеру? Вроде бы нет. Но полякам все равно обидно.
Обида пятая
Катынский расстрел. В 1940 г. произошел массовый расстрел пленных польских офицеров в Катынском лесу. Расстреливать пленных офицеров – действительно очень плохо. Тут не поспоришь: обидно.
Обида шестая
В конечном итоге освободили Польшу от Гитлера советские солдаты совместно с бойцами польской Армии Людовой. В Польше на тот момент действовала и другая организация Сопротивления – Армия Крайова. Формально она была подчинена польскому правительству, убежавшему в Лондон. Армия Людова опиралась на поддержку СССР, а Армия Крайова – на поддержку западных стран. Результативность действий Армии Крайовой была весьма скромной.
Вся тяжелая работа была сделана советскими войсками и бойцами Армии Людовой, которая была преобразована в Войско польское (помните фильм «Четыре танкиста и собака?»).
Современные польские власти ориентированы на Запад. Поэтому им очень обидно, что Польшу от гитлеровцев освободили не их идейные предшественники. Очень обидно – в этом все дело.
Обида седьмая
В 2010 г. самолет с польским президентом Лехом Качиньским потерпел крушение под Смоленском. Большая делегация польских политических и общественных деятелей следовала на мероприятия, посвященные 70-летию Катынского расстрела. Президент с супругой и еще 94 человека погибли. Причина гибели самолета – ошибка пилотирования. Польский экипаж не справился. Самолет в тумане ушел ниже глиссады и задел крылом березу. Русскую березу, понимаете?! И это очень обидно.
Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.
Почему Достоевский не любил поляков
Поляки в русской классике XIX века нередко выступают в образе отрицательных героев (в том числе, в произведениях Гоголя, Пушкина). Но особенно глубокую и нелицеприятную характеристику дал представителям этого народа писатель, который и сам имел польские корни – Ф.М. Достоевский.
В чём же первопричины негативного отношения русских и украинцев к полякам? Почему Достоевский, постоянно реабилитировавший в своих произведениях даже людей самых падших, преступных, так строг к представителям этого нарда? Спросим у самого Фёдора Михайловича, а также у современного исследователя этой темы – польского литературоведа Ежи Стемповского.
В известной сцене из «Братьев Карамазовых» поляки изображены полными гордости и собственного достоинства фанфаронами. А на поверку они оказываются шулерами и мошенниками. Один из них даже готов за деньги отдать кому угодно свою любовницу.
По меткому высказыванию Стемповского, в «душе польского народа» Достоевский выделил две очень важные характерные черты. Первая – обидчивое самолюбие и гордость, с налётом патриотической печали и веры в свои достоинства. Вторая – вороватость, готовность воспользоваться удобным случаем для своей выгоды и полное отсутствие угрызений совести от обмана кого-либо.
Черты эти, на первый взгляд несочетаемые, вполне уживаются в характере среднестатистического поляка. Вот за это фальшивое благородство выходцев из Польши и невзлюбили в России.
Восточный форпорст католичества
Другой немаловажный фактор: Достоевский был из тех, кто воспринимал Польшу как крайний восточный форпост враждебной цивилизации – западной, латинской.
«Поляки так презирают нас как варваров, так гордятся перед нами своей «европейской цивилизованностью», что нравственного (т.е. самого прочного) примирения их с нами на долгое время не предвидится», – писал Достоевский о своих впечатлениях от общения с поляками.
«Раньше они нас резали, а теперь работать к нам едут» Почему поляки и украинцы не любят друг друга, но больше всего — Россию
Отношения украинцев и поляков никогда не были простыми: от любви до ненависти здесь всегда было полшага. Один из самых спорных моментов совместной истории — Волынская резня: геноцид поляков, устроенный в годы Второй мировой войны украинскими партизанами. По сей день этот эпизод вспоминается каждый раз, когда речь заходит об истории соседних народов. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в Польшу, чтобы выяснить, помнят ли нынешние поляки обиды прошлого и что они думают об украинцах сегодня.
Тарас Бульба против бандеровцев
«Он надеялся, что родственники-украинцы его защитят. Но когда его пришли убивать, то семья об этом даже не узнала (. ). Он был на улице, к нему просто подошли и разрубили голову топором. Зашли в дом — в постели спала жена. Когда ее ударили топором по голове, то мальчик — ему было девять-десять лет — подскочил и начал кричать: «Степан, не убивай меня! Я тебе хлеба дам!» Видимо, он был знаком с убийцей, знал его имя. А тот взмахнул топором — и мальчик рухнул на пол», — сегодня страшные воспоминания очевидцев, переживших Волынскую резню, не дают забыть о тех преступлениях ни Варшаве, ни Киеву.
С 1921 по 1939 годы западная Волынь с преобладающим украинским населением входила в состав Польши. При этом власти страны в открытую проводили политику ассимиляции украинцев: массово закрывали православные церкви, раздавали волынские земли польским ветеранам войны. Украинцев не брали на престижную работу — они почти официально были людьми «второго сорта».
Причем тот же Тарас Бульба сотрудничал с немцами, но отказался участвовать в карательных операциях против евреев. Местные поляки и солдаты Армии Крайовой скорее сочувствовали СССР, а украинские националисты — немцам. Так, например, в местную полицию гитлеровцы набирали в основном украинцев, но не поляков.
Соперник Киева и Владимира
Во времена Киевской Руси Владимир-Волынский был столицей Галицко-Волынского княжества — одного из самых могущественных государств восточных славян того времени. По своей древности этот город может соперничать с Киевом, Владимиром и Великим Новгородом.
В городе и сегодня сохранились великолепный Успенский собор XII века и несколько шедевров православной архитектуры более поздних веков. Кстати, «Волынским» город стал называться только после присоединения к Российской империи, чтобы избежать путаницы со знаменитым «тезкой».
Впрочем, сейчас от былой славы в городе осталось не так уж и много. Сегодня 40-тысячный Владимир-Волынский — олицетворение западной украинской провинции. По сравнению с соседней Львовской областью и Закарпатьем, здесь практически нет зарубежных туристов, и город выглядит очень провинциально.
Местная архитектура представляет собой причудливую эклектику из древних православных соборов, польских костелов, советских хрущевок и преобладающей частной застройки.
«Убей свою жену»
Для того чтобы понять «польскую точку зрения», я решил посетить местный католический собор. Службу здесь ведет гражданин Польши — заросший бородой монах Лешик. «Чистых поляков на Волыни уже практически нет, а вот полукровки остались. Именно они и приходят к нам. Обычно на службу собирается около 70 человек, а по большим праздникам, Рождество или Пасху, до нескольких сотен», — рассказывает мне ксендз.
Пан Лешик категорически отказывается обсуждать со мной тему Волынской резни: «Вы поймите, это уж слишком деликатная тема. Мне как священнослужителю и к тому же иностранцу ее лучше не касаться. Вот, лучше возьмите в подарок шоколадное яйцо, я его из Польши привез».
К слову, позднее выяснилось, что осторожность проявлял не только господин Лешик, но и другие поляки, живущие на Волыни. Так, Марек Запур, вице-консул Польши в городе Луцке, согласился говорить со мной только не под запись: «Вы поймите, здесь слишком большая смена кадров. Я не хочу лишиться места из-за одного неверного слова». Я ответил ему, что понимаю: помню, что недавно был скандал с каким-то польским вице-консулом, заявившим, что Львов был польским городом.
«Это как раз был я. Меня спровоцировали. Я на самом деле лишь сказал, что до Второй мировой войны во Львове жили в основном поляки. Но это же общеизвестная истина, а ее представили так, что я считаю Львов польским городом», — признался Запур.
«Хотя бабушка и жила в деревне, она всегда подчеркнуто одевалась как городская. В перестройку, когда с продуктами было совсем худо, моя бабушка, нарядившись, пришла в сельпо, где уже стояла длинная очередь за хлебом. «О, наша польская пани пожаловала!» — стали иронизировать из очереди. «Я-то пани, а вы как были крестьянками, так ими и остались!» — парировала бабушка», — поделился Роман семейной историей.
Впрочем, сам он с национальной проблемой никогда не сталкивался: «Это было характерно для людей военного поколения. Чем меньше их остается в живых, тем меньше взаимного недоверия между поляками и украинцами». Он привел пример: во время войны недалеко от города немцы построили концлагерь для советских военнопленных. Еще лет двадцать назад туда регулярно приезжали родственники погибших, на братской могиле концлагеря всегда стояли цветы, а сейчас это место почти заброшено. То же самое происходит и с волынской трагедией — все большего числа ее очевидцев уже нет в живых, а молодежи эта проблема неинтересна.
В то же время, как утверждает Роман, сейчас Волынскую резню вновь пытаются использовать и в Польше, и на Украине, но уже как искусственно раздуваемую политическую проблему. Кстати, даже при потере интереса к ней полностью забыть о резне просто нереально. Так, в 1944 году всех волынских поляков депортировали в Польшу, а в их дома заселили украинцев из Польши — с тех пор там живут их потомки.
«Польская тема будет еще долго напоминать о себе. Так, например, мои родители живут в бывшем польском селе. От поляков здесь сохранилось многое: колодцы, яблоневые сады. Часто, копаясь в огороде, мы находим какие-то предметы, оставленные бывшими хозяевами. Но я не считаю, что в произошедшем виноваты украинцы. Бабушка мне рассказывала, что сначала они жили с поляками очень дружно, ну а потом Москва решила нас искусственно рассорить, применив свой излюбленный прием «разделяй и властвуй»», — рассказала мне 40-летняя продавщица из Владимира-Волынского.
Пугливые поляки
Когда я приехал туда, то с удивлением обнаружил рядом с ним живущих в палатках поляков. Старшим у них оказался заведующий отделом поиска захоронений польского Института национальной памяти из города Люблин Леон Попек. Он встретил меня очень приветливо — поздравил с православной Пасхой и провел небольшую экскурсию по кладбищу, показав в том числе и могилу своего деда.
Интересно, что на кладбище есть могила польских солдат и красноармейцев, погибших в боях друг с другом в 20-е годы прошлого столетия. «Мертвые все равны, поэтому и польских солдат, и красноармейцев мы похоронили вместе, поставив по кресту и тем, и другим», — рассказал мне ученый.
В общем, мое общение с польским активистом проходило очень хорошо, но ровно до того момента, как я начал фотографировать палатки поляков. Мои новые знакомые были этим очень недовольны, а Леон Попек даже вспомнил русский и сказал, что я им оказываю «медвежью услугу». И как не слишком охотно объяснили мне поляки, работают на кладбище они «не совсем официально».
Дело в том что эксгумацию поляков и заботу об их памятниках курирует украинский Институт национальной памяти. Этот институт, взявший на себя, по сути, функции министерства культуры, был создан по инициативе бывшего украинского президента Виктора Ющенко «для воссоздания справедливой истории украинской нации» и «формирования и реализации государственной политики в этом направлении».
Неправильные украинцы
Надо сказать, что предвзятость в работе украинского Института национальной памяти проявляется очень четко — он интересуется лишь «идеологически выдержанными покойниками». По словам председателя общества поляков Украины Владислава Зварича, он рассказывал местным ученым о ветхих могилах советских воинов Первого украинского фронта в Венгрии, — среди них большинство были украинцами. «Мне прямо ответили: «Да, это украинцы, но это червонные украинцы, то есть неправильные»», — жалуется он.
Для полноты картины следует отметить, что Украина сохраняет преимущественно памятники погибшим во Второй мировой войне, но их «деидеологизируют». Так, например, памятники советским воинам считаются «крамольными», и их убирают — шуму наделал и незаконный снос памятника Георгию Жукову в Харькове. Впрочем, случаются и исключения: так, в одном из закарпатских сел перед советским памятником солдатам Красной армии поставили большой крест и тем самым спасли его от уничтожения.
Из Владимира-Волынского я отправился в соседний польский городок Хелм (Холм). Город был основан в XIII веке князем Даниилом Галицким как резиденция правителя Галицко-Волынского княжества. После смерти Даниила в 1264 году Холмщина была поделена между его сыновьями, затем внуками. Холм упоминается в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». Это был центр граничащей с Волынью исторической области Холмщина, где до 1944 года проживало значительное количество украинцев.
«С 1944-го по 1946 год из Холмщины насильно на Украину было выслано 530 тысяч украинцев. Еще 150 тысяч уже в послевоенные годы было депортировано в ходе операции «Висла» на запад Польши», — рассказывает мне переселенец из Польши, почетный председатель общества «Холмщина» Волынской области Николай Онофрийчук.
Сейчас Хелм выглядит небольшим типичным польским провинциальным городом, но напоминания о былом присутствии украинцев здесь все же есть. Так, например, я остановился в гостинице Кozak. Выяснилось, что это просто фамилия хозяина отеля, у которого есть очень далекие украинские корни. Впрочем, полностью о связях со своей исторической родиной владелец гостинцы все же не забывает: так, в столовой отеля висят портреты украинских казаков. Есть в Хелме и достаточно внушительная православная церковь. Ее священник отец Иоанн родом из польского Белостока, в окрестностях которого немало белорусских сел.