за счет чего можно обеспечить прибыль монополий
Монополия
Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение
Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.
Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.
Какую компанию считают монополистом
Компанию можно считать монополистом, если она:
Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.
Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.
Какие бывают монополии
Монополии бывают государственными и негосударственными.
Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.
Есть три цели, для которых государство образует монополию:
Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.
Почему появляются естественные монополии
Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.
Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.
Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.
Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.
Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.
Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.
Как регулируют естественные монополии
Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.
Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.
Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.
При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.
Почему появляются искусственные монополии
Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.
Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.
Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:
Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.
В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.
Чем опасны искусственные монополии
Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.
Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.
Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.
Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.
Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.
Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.
Монополизация как фактор повышения прибыли
Механизм образования монопольной прибыли. Монополизация как фактор максимизации прибыли. «Чистые» потери при монополизации. Ограничение прибыли естественных монополий. Сокращение средних издержек и потерь.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.08.2003 |
Размер файла | 32,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Введение
В данной работе анализируется явление монополизации как фактор максимизации прибыли. Возникающая наряду с этим проблема чистых потерь имеет ряд особенностей в попытках их преодоления и разрешения. Общий подход к теме работы формулируется в следующих положениях.
Cмысл организации крупного произ-водства был бы минимален, если бы пришлось в неболь-шом числе изготовлять продукты с сильно отличающимися свойствами, поскольку для каждого их сорта понадобились бы но-вые технологии, новое оборудование, заново обученный пер-сонал. Даже если крупная фирма была бы создана, в техноло-гическом отношении она в таких условиях представляла бы плохо связанный конгломерат мелких производств.
Поскольку рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально. При этом наблюдается следующая закономерность: появление в отрасли крупных фирм и ее переход в олигополистическое состояние обычно со-провождается резким увеличением производительности (олигополией, собственно, и называется такое состоя-ние рынка, когда на нем действуют лишь несколько крупнейших фирм). Наиболее известные примеры способны прояснить результат исследуемого процесса.
В основе столь впечатляю-щего прогресса лежит несколь-ко факторов, исследуемых в настоящей работе.
В условиях свободной конкуренции происходит образо-вание средней нормы прибыли. Однако в эпоху монополи-стического капитализма свободной конкуренции не суще-ствует, господствующее положение в экономике и бизнесе принадлежит монополиям. Монополии сосредотачивают в сво-их руках огромную экономическую мощь. Это позволяет получать им такие прибыли, уровень которых значительно превышает среднюю норму прибыли. Высокие прибыли мо-нополий включают в себя следующие элементы:
1) среднюю прибыль. Ее участники монополий присваи-вают не потому, что они монополисты, а просто потому, что они предприниматели;
2) сверхприбыль как разницу между общественной и ин-дивидуальной стоимостью товаров. Положительной эта раз-ность складывается на лучших предприятиях. Монополии, обладая значительными капиталами, имеют более широкие возможности использовать лучшую технику, технологию и менеджмент;
Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продавае-мых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:
1) по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;
2) по величине. Монопольная прибыль превышает сред-нюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возра-стающие прибыли;
Монопольно высокие прибыли имеют следующие глав-ные источники:
1) прибавочная стоимость, создаваемая наемными рабо-чими, а также частично и стоимость рабочей силы. На моно-полизированных предприятиях является очень высокой ин-тенсивность труда, применяются различные потогонные си-стемы труда. Монополии эксплуатируют не только соб-ственных рабочих, но и рабочих немонополизированных предприятий через механизм продажи им товаров выше сто-имости. Подъем монополиями цен на предметы потребления ведет к падению реальной заработной платы ниже стоимости рабочей силы. В итоге монополии эксплуатируют наем-ных рабочих как путем присвоения их прибавочного труда, так и путем присвоения части их необходимого труда;
2) стоимость, созданная трудом мелких товаропроизво-дителей в развитых странах. Монополии эксплуатируют не только наемных рабочих, но и мелких производителей де-ревни (крестьян) и города (ремесленников). Эта эксплуата-ция осуществляется через механизм установления монопо-лиями высоких цен на товары монополизированных пред-приятий и низких цен на товары, которые они покупают у мелких производителей;
3) стоимость, созданная трудящимися в экономически слаборазвитых странах. Монополии получают свои прибы-ли не только внутри страны, но и извне за счет эксплуата-ции народов экономически слаборазвитых стран. Достаточ-но указать на неэквивалентный обмен, заключающийся в том, что монополии продают свои товары на рынках разви-вающихся стран по ценам выше стоимости, а покупают то-вары этих стран по ценам ниже стоимости;
4) перераспределенная прибавочная стоимость между предпринимателями в пользу монополистов. Когда монопо-листы продают свои товары выше их стоимости немонопо-лизированным предпринимателям, а последние не могут от-ветить тем же, то происходит перераспределение части при-бавочной стоимости от немонополистической к монополи-стической буржуазии. Здесь источником монопольной при-были служит тоже прибавочная стоимость, но прибавочная стоимость, созданная рабочими на немонополизированных предприятиях.
Средняя прибыль выражает прежде всего отношения между наемными рабочими и предпринимателями, а также отношения между предпринимателями. Монопольная при-быль выражает более сложный комплекс производственных отношений, а именно:
1) между монополистами и рабочим классом;
2) между монополистами и мелкими производителями в развитых странах;
3) между монополистами и трудящимися массами эконо-мически слаборазвитых стран;
Искусственная монопольная прибыль возникает в ре-зультате монополизации рынка или производства и рынка сбыта какого-то продукта. Ее возникновение связано с появ-лением монополий. По мере развития капитализма искус-ственная монопольная прибыль принимает следующие все более развитые формы:
1) случайная форма монопольной прибыли. Она образу-ется для покупателя или продавца благодаря случайному соотношению спроса и предложения, а также благодаря случайно возникшей монополии на определенный вид про-дукции, на лучшую в данной отрасли технику, технологию или рабочую силу. У других капиталов данной отрасли или других отраслей возникают такие же по величине потери, вычеты из средней прибыли. Случайные монопольно высо-кая прибыль одних капиталов и монопольно низкая при-быль других капиталов выступают как два полюса выраже-ния средней нормы прибыли;
3) всеобщая форма монопольной прибыли. Она возника-ет в условиях, когда монополии всесторонне подчинили себе экономику и в результате этого оказались на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателя-ми. Б монополистическом секторе конкуренция эффективно устраняет обогащение одних отраслей за счет других. Нор-ма прибыли различных по уровню доходов отраслей отли-чается не более чем на 1—2%.
Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Это связано с тем, что прибыль монопо-лий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержек производства.
1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливае-мые монополиями на продаваемые ими товары;
2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним от-носятся: а) товары, производимые крестьянами и ремеслен-никами в развитых странах, б) товары, производимые в эко-номически слаборазвитых странах.
Два вида монопольных цен представляют собой экономи-ческую реализацию двоякого господства монополий. Во-пер-вых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монопо-лий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленни-ков в своей стране, а также при покупке товаров экономиче-ски слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.
В результате установления монопольно высоких и моно-польно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на про-дукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохо-зяйственное сырье.
Ножницы цен имеются также между ценами экспорти-руемых из развитых стран товаров и ценами товаров, им-портируемых ими из слаборазвитых стран. С течением вре-мени предприниматели развитых стран за свои товары при-обретают все больше продукции, закупаемой за рубежом.
Как известно, цена производства представляет собой из-держки производства плюс средняя прибыль.
Монопольно высокая цена равняется издержкам произ-водства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров,
Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монопо-лизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возмож-ность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:
1) искусственное ограничение предложения товаров, производимых самими монополистами;
2) доведение до разорения немонополизированных пред-приятий, что также ограничивает предложение товаров;
3) ограничение ввоза товаров из-за границы с помощью протекционистской политики государства.
Хотя монопольная цена, как правило, превышает их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать. Действительно:
1) и в эпоху монополистического капитализма закон сто-имости определяет общую сумму товарных цен. Правда, об-щая сумма монопольно высоких цен превышает общую сум-му стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприя-тий. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов;
2) закон стоимости через механизм конкуренции ставит границы повышению цен монополиями. Обострение конку-ренции нередко ведет к срыву монопольных цен. Например, в конце 20-х годов XX в. цены на медь, которые вначале были сильно подняты международным медным синдикатом, упали под давлением конкуренции со стороны алюминия и других заменителей;
3) монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний производства. Факт падения цен во время кризисов свиде-тельствует о том, что монополии не могут по своему произ-волу регулировать цены на товары. Закон стоимости про-должает действовать и в. эпоху монополистического капита-лизма.
2. Монополизация как фактор максимизации прибыли
Аксиома производства со-стоит в том, что с ростом размеров предприятия издержки про-изводства единицы продукции падают, соответственно, любая монополия как крупное объединение или производитель есть фактор снижения издержек, и соответственно, возможного понижения цены.
Сокращение средних издержек и потерь с возникновением монополии обусловлено рядом причин:
1. Технологические причины. Как показывает опыт, толчок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникновению в ней крупных монополий обычно дает изобретение некой новой тех-нологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изго-товление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как правило, используется на крупных предприятиях. Часто это связано с законами природы. Так, экономичность тепловых электростанций, домен, химичес-ких реакторов и ряда других видов оборудования по самой фи-зике процессов пропорциональна размерам установок. Важны и стоимостные факторы. Более производительное оборудование обычно и стоит дороже. Поэтому купить его под силу только круп-ной фирме. Да и использовать дорогое оборудование рациональ-но только при выпуске значительного объема товаров или услуг.
2. Выгоды от специализации. Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализа-ции. В частности, повышается: а) специализация оборудования; б) специализация персонала.
3. Выгоды от совместного производства нескольких товаров. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного монополизированного производства столь велики, что позво-ляют на их базе почти без дополнительных расходов выпус-кать новые продукты. Так, наличие в Дании крупных скотобоен вызвало к жизни мощное производство инсулина. Дело в том, что этот жизненно важный медикамент экстрагируют из подже-лудочной железы домашних животных. Высокая концентрация отходов мясопереработки обеспечила дешевым сырьем фар-мацевтическую промышленность, более того, стала важнейшей предпосылкой ее возникновения (понятно, что если бы фармацевтам пришлось поштучно собирать в разных местах, транспортировать и сохранять поджелудочную железу, то про-извести из нее инсулин с разумной ценой они бы не смогли).
Существование экономии на масштабах производства не означает, что монопольные предприятия мо-гут увеличиваться до бесконеч-ности. Так, на слишком боль-ших заводах и объединениях технологические преимущества перерождаются в недостатки. В производствен-ных процессах возникают узкие места: высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, конт-рольными, погрузо-разгрузочными и тому подобными работа-ми, которые не поспевают за ростом производительности глав-ных технологических линий. Излишняя специализация и выго-ды от совместного производства нескольких товаров показы-вают свою оборотную сторону. А именно, производство стано-вится неповоротливым, неспособным быстро реагировать на изменение ситуации на рынке. Например, узкоспециализиро-ванные машины обычно производительней универсальных, но их трудно перестраивать на выпуск новых продуктов. Не уве-личивает гибкости и связка основного производства с выпус-ком массы сопутствующих продуктов. Ведь любые перестрой-ки работы главных технологических линий в этих условиях надо вести так, чтобы не повредить и побочному производству. А это далеко не всегда возможно.
Если производитель производит 10 раз меньше то-варов массового спроса, чем его конкурент, это обычно не зна-чит, что первый может позволить себе иметь вдесятеро меньший рекламный бюджет. Поступи он так, его рекламу просто не заметят. Ведь рекламное объявление, чтобы оказать воздей-ствие на потенциального покупателя, должно попасться ему на глаза вполне определенное число раз. Значит сэкономить на этом, допустим, поместив свое объявление 1 раз вместо 10, нельзя. В других случаях (скажем, при спонсорстве каких-то мероприятий) и малая, и большая фирма должны внести одну и ту же фиксированную сумму, либо отказаться от этого канала рекламы.
Схожие проблемы ставит сбы-товая сеть: широкая не годит-ся для небольшой фирмы из-за непомерных фиксирован-ных издержек. А отказ от нее отдает все преимущества круп-ным фирмам, такой сетью располагающим.
Научные, сбытовые, производственные, рекламные и про-чие компоненты издержек, связанных с созданием и продвиже-нием на рынок новых товаров, могут действовать не только порознь, но и вместе. При этом их значение как факторов отбо-ра взаимно усиливается.
Быть может, наиболее яркое проявление совместного воз-действия разных видов безусловно-фиксированных издержек можно наблюдать в авиационной промышленности. Создание крупного пассажирского самолета требует гигантских расходов: а) на НИОКР, б) на подготовку производства, в) на создание сервисной сети по всему миру. В итоге достаточно крупными, чтобы нести такие издержки и оставаться в этом бизнесе, во всем мире оказались лишь две компании: американский «Боинг» и западноевропейский «Аэро-бус индастри».
Главное, а может быть, и единственное достоинство стан-дартных товаров состоит в возможности организовать их эффективное производство. Ведь у потребителя стандартный продукт при прочих равных условиях вызывает мало симпа-тий. Созданный в расчете на некоторые усредненные потреб-ности, он может лишь в общих чертах соответствовать конк-ретным нуждам конкретного потребителя.
К числу стимулов для потребителя относятся: низкие цены, улучшение качества и сервиса, а также полнота ассортимента.
Опираясь на низкие издер-жки, крупное монопольное предприятие мо-жет установить привлекатель-ные цены. Так, в свое время Генри Форд выдвинул шокирующий принцип: покупатель волен выбрать фордовскую машину любого цвета при условии, что согласится, чтобы она была черной. Вряд ли юмор этого выс-казывания нравился тем, кто предпочел бы приобрести авто-мобиль красной, желтой или синей расцветки.
Дело здесь, разумеется, не в окраске как таковой, а именно в принципе. Форд предлагал очень приличный автомобиль (вы-сокую потребительскую ценность) по низкой цене и, следова-тельно, обеспечивал своей продукцией большой запас конку-рентоспособности. Для того чтобы цена была низкой, надо было держать низкими и издержки. А это диктовало необходи-мость по-спартански ограничить любые «излишества» (вроде разноцветья красок), подчинив все усилия предельному повы-шению эффективности производства (ясно, что красить в один цвет можно дешевле и производительней, чем в разные). Кста-ти, выбор из всей палитры именно черного цвета тоже был на-прямую связан с дешевизной автомобилей. В те годы только черная краска могла быстро сохнуть на воздухе и, следова-тельно, не требовала дорогостоящих сушильных камер.
Тесно связана со стремлением привлечь массового клиента и используемая в рамках виолентной стратегии ассорти-ментная политика. В своем большинстве виоленты предлагают полную ассортиментную палитру наиболее популярных разновидностей товара.
Более того, брешь в производственной программе равносиль-на прямому приглашению конкурентам вторгнуться в реализо-ванную нишу фирмы. Дело в том, что потеря клиентуры скорее всего не ограничится утратой тех покупателей, которым был нужен именно отсутствующий в палитре предложения товар, а охватит существенно более широкий круг.
В 1994—1995 гг. женская часть населения России подверг-лась серьезному искушению. Телевизионная реклама предло-жила сразу три конкурирующие серии кремов для ухода за ко-жей лица: «Ойл оф юлей» компании «Проктор энд Гембл», «Пле-нитюд» производства «Лореаль» и «Гарнье» фирмы «Лаборато-рии Гарнье». Представим себе, что в стандартном наборе средств (дневной и ночной крем, молочко, тоник, крем от мор-щин) у одной из фирм был бы пробел. Тогда дама, не нашед-шая, скажем, в серии «Пленитюд» косметического молочка ку-пила бы его у «Гарнье». Где, однако, гарантии, что и остальные средства ухода за кожей она не приобрела бы там же? Скажем, из вполне рационального мотива, что кремы одной фирмы луч-ше сочетаются друг с другом, чем кремы разных фирм. «Пле-нитюд» в этой ситуации утратил бы не только потенциальную покупательницу молочка, но потерял бы в ней и потребителя других кремов.
Опасность массовой утраты клиентов из-за пробела в ас-сортименте всегда актуальна для крупной фирмы в силу неполной удовлетворенности клиентов стандартными товарами. Их при-вязанность к марке по этой причине ограничена, и они легко переходят к конкурентам.
В результате всех усилий виолента возникает очень интерес-ный экономический механизм. Покупатель приобретает товар, обладающий совсем не теми свойствами, которые ему нужны. Но делает это совершенно добровольно, привлеченный мощны-ми стимулами, которые создал для него крупный производитель.
3. «Чистые» потери при монополизации
Именно в силу объективных ограничений в большин-стве рыночных ситуаций крупные фирмы-виоленты ведут себя не как враждебные потребителям монополии, а напротив, на-водняют экономику массовыми, стандартными, качественны-ми товарами по доступным ценам.
Американская исследовательница А.П. Байт провела со-поставление ведущих корпораций, доминировавших в своей отрасли, с другими крупнейшими фирмами, не являющими-ся, однако, лидерами соответствующих отраслей. Выясни-лось, что лидеры получают более высокие и более стабиль-ные прибыли. Одновременно они больше, чем сопоставимые фирмы:
1) тратят на научно-технические исследования;
2) расходуют на рекламу и маркетинг;
В каких же условиях виоленты проявляют себя как злостные монополисты? Из сказанного выше ясно, что возможность для этого у них может появиться только тогда, когда ухудшение ус-ловий продажи товара (повышение цен, снижение качества, сокращение сервиса и т.п.) не будет вызывать мгновенного пе-реключения потребителей на продукцию конкурентов. В свою очередь, такая ситуация складывается на реальном рынке, как правило, в двух случаях: при существовании естественной мо-нополии и при формировании картеля.
При превышении монопольной фирмой определенного (оптималь-ного) размера экономия на масштабах производства сменяет-ся дезэкономией, т.е. тенденцией к возрастанию «чистых» потерь на производство единицы продукции по мере дальнейшего роста размеров предприятия и монополизации.
Затраты на производство всякого стандартного товара при монополии состоят из двух частей:
* издержек, связанных с выпуском данного экземпляра из-делия (скажем, стоимость бумаги и краски, труда типограф-ских рабочих, затраченных именно на лежащий перед чита-телем экземпляр книги) и
* издержек, необходимых для создания всех товаров дан-ного вида (например, затраты труда автора и редактора, ко-торым не надо повторять свою работу для каждого нового оттиска издаваемой книги).
Как известно, фиксированны-ми издержками называют из-держки, которые сохраняют свою величину неизменной вне зависимости от объема произ-водства, а возмещаются (как, впрочем, и любые другие) путем включения их величины в цену готового продукта. Примером фиксированных издержек могут служить затраты на аренду земли. Если завод стоит на арендованной земле, то платить за нее придется одну и ту же сумму вне зависимости оттого, рабо-тает ли завод в расчетном режиме, удвоил ли производство или совсем остановил его.
Большинство фиксированных издержек неизменно только в краткосрочном периоде. Напро-тив, в долгосрочном периоде, когда меняются производствен-ные мощности, фиксированные издержки растут (поэтому точ-нее их называют условно-фиксированными). Скажем, решив по-строить рядом с заводом новый цех, фирма будет вынуждена арендовать дополнительный участок земли и ее условно-фик-сированные издержки по выплате арендной платы увеличатся.
Ли Якокка, вероятно, самый знаменитый из ныне живущих американских менеджеров, возглавлял самую маленькую из трех автомобильных компаний США («Крайслер») в трудные для нее времена. Низкие фиксированные издержки более крупных фирм были предметом его постоянной зависти:
«Не требуется специальной вычислительной машины, чтобы определить, что если «Дженерал моторз» расходует на некий при-бор 1 миллион долларов, а продает 100 тысяч автомобилей, то каждый покупатель выплачивает дополнительно 10 долларов. Если же фирма «Крайслер» расходует столько же на создание того же прибора, но продает лишь 20 тысяч машин, то каждый покупатель должен платить дополнительно уже 50 долларов».
Крупная монопольная компания имеет перед мелкой своеобразную фору. Пусть небольшая компания располагает столь же производи-тельным оборудованием, квалифицированным персоналом и выпускает столь же качественный товар, что и крупная. Даже в этом случае ее эффективность в сфере стандартного производства автома-тически окажется ниже в силу одного только меньшего размера.
Это не абстрактная теория, а каждодневная практика конкурен-тной борьбы. В очень многих отраслях необходимость нести ги-гантские фиксированные издержки буквально выталкивает из мас-сового бизнеса все недостаточно крупные фирмы. Мощным фак-тором подобного отбора в наше время выступают, в частности, затраты на научные и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1989, с. 74.
При всей важности НИОКР, как компонента фиксированных издержек, дело не сводится к ним одним. В производстве това-ров и услуг массового потребления, например, сходную роль часто играют расходы на рекламу, сервисную и сбытовую сеть.
4. Ограничение прибыли естественных монополий
Рынок практически не терпит полной монополии, то есть гос-подства в прямом смысле одной-единственной компании. Случаи установления в какой-либо отрасли такого рода единовластия для каждой страны можно пересчитать по пальцам. К тому же конкуренция подрывает монополию, так что (даже возникнув!) монопольное гос-подство не бывает долговечным.
Исключением из этого правила являются естественные мо-нополии. Сам термин «естественная монополия» в последние годы стал очень модным в России, но применяется весьма вольно. В частности, и по отношению к фирмам, являющимся естественными монополиями, и по отношению к компаниям, ими не являющимся.
В точном значении естественной монополией называет-ся состояние рынка, при котором одна фирма способна про-изводить продукцию более эффективно (в частности, с мень-шими издержками), чем это бы делали несколько фирм. Та-ким образом, эпитет «естественная» приложим к монополии только тогда, когда она объективно справляется со своими функциями лучше, чем компании, действующие в условиях взаимной конкуренции.
Это одно из классических «фиаско рынка», то есть противо-речий, с которыми сам рынок без вмешательства государства справиться не может. По этой причине во всех странах естествен-ные монополии либо являются государственными компаниями, либо находятся под жестким государственным контролем.
Основным рычагом государственного вмешательства обыч-но служит принудительное установление цен на продукцию ес-тественных монополий. Эти цены, разумеется, оказываются много ниже того уровня, который бы выбрала монополия, будь она предоставлена сама себе. Конкретнее, цена обычно выби-рается с таким расчетом, чтобы либо а) сделать невыгодными для монополии попытки искусственного занижения объема про-изводства, либо б) установить цену на уровне покры-тия издержек, то есть нулевой прибыли.
Заключение
Таким образом, сокращение средних издержек и потерь с возникновением монополии обусловлено рядом причин:
1. Толчок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникновению в ней крупных монополий обычно дает изобретение некой новой тех-нологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изго-товление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как правило, используется на крупных предприятиях. Важны также и стоимостные факторы.
2. Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализа-ции. В частности, повышается: а) специализация оборудования; б) специализация персонала. В то время как если объем производства невелик, то многие операции со-вершаются либо вручную, либо на универсальном оборудова-нии.
3. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного монополизированного производства столь велики, что позво-ляют на их базе почти без дополнительных расходов выпус-кать новые продукты.
Как факт, можно констатировать, что монополии получают более высокие и более стабиль-ные прибыли. Одновременно они больше, чем сопоставимые фирмы в качестве дополнительных издержек и потерь 1) тратят на научно-технические исследования; 2) расходуют на рекламу и маркетинг; 3) направляют средства на капиталовложения. Эти факты показывают, что монополия по-прежнему стремит-ся к получению сверхприбылей и успешно достигает этой цели. Но добивается своего не путем грубого сило-вого давления на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя. Только так можно, на наш взгляд, ис-толковать непропорционально большие вложения капитала в производство, науку, маркетинг.
Литература
3. Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1989.
6. Искусство управления приватизированным предприятием. М.: Дело, 1996, в 7 томах.
Подобные документы
Схема формирования прибыли от реализации товаров. Виды и показатели прибыли торгового предприятия. Влияние изменения объема товарооборота на размер прибыли. Методы прогнозирования величины прибыли и условия ее роста. Пути повышения рентабельности.
контрольная работа [34,6 K], добавлен 16.11.2010
Роль прибыли в деятельности предприятия и необходимость использования связей с общественностью. Организация PR в ООО «СтройСервис» для взаимодействия с потребителями на рынке. Разработка предложений по проведению PR-кампании для повышения прибыли.
дипломная работа [520,2 K], добавлен 21.12.2012
Оценка возможностей и способов увеличения прибыли: сокращение издержек, повышение или снижение цен, изменения в структуре бизнеса, инновации. Анализ действий для увеличения доли рынка в существующих сегментах и разработки методов конкурирования.
статья [11,5 K], добавлен 09.04.2009
Экономическое содержание, источники формирования и основные направления использования доходов и прибыли торгового предприятия. Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия. Динамика доходов и прибыли, оценка их влияния.
курсовая работа [1,9 M], добавлен 17.10.2008
Экономическая сущность валового дохода. Понятие торговых надбавок, уровень дифференциации. Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия «Лента», эффективность торговли по показателю валового дохода. Методы прогнозирования прибыли на предприятии.
курсовая работа [68,8 K], добавлен 29.05.2009
Роль цены в комплексе маркетинга. Стратегии ценообразования: выживание, максимализация текущей прибыли и роста продаж, «снятие сливок», лидерство по качеству продукции. Формы и методы рекламы. Анализ безубыточности продукции и обеспечение целевой прибыли.
контрольная работа [3,7 M], добавлен 11.04.2013
Правовое обеспечение деятельности салона по оказанию парикмахерских услуг. Метод расчета индекса рентабельности инвестиций и экономической эффективности проекта. Составление плана маркетинга. Получение для инвестора чистого дохода в форме прибыли.
бизнес-план [18,8 K], добавлен 24.08.2015