за счет чего плывет бмп
Как перевооружали БМП-2
Базовый образец и его недостатки
По меркам конца семидесятых годов и ближайшего периода, БМП-2 располагала весьма мощным вооружением, позволявшим бороться с широким спектром целей на дальностях до нескольких километров. Максимальная дальность стрельбы ПТРК, в зависимости от его типа, достигала 2-4 км. Эффективная дальность автоматической пушки по живой силе определялась на уровне 4 км, по легкобронированной технике – до 1,5 км. Наклонная дальность до воздушной цели ограничивалась 2-2,5 км.
Однако техника и вооружение развивались, вследствие чего со временем потенциал БМП-2 заметно сократился. Некоторые черты этой машины, ранее считавшиеся приемлемыми, превратились в существенные недостатки, а имеющиеся возможности более не соответствовали требованиям времени. В результате понадобились различные доработки, затрагивавшие разные элементы машины. В первую очередь, дорабатывался комплекс вооружения.
Учитывая возможности советской легкой бронетехники, вероятный противник дорабатывал свои машины. В результате с определенного времени 30-мм автоматическая пушка 2А42 перестала представлять особую угрозу для противника. Имеющиеся ракеты с бронепробиваемостью до 700-800 мм уже не позволяли бороться с новыми танками. Наконец, для использования ПТРК экипажу приходилось вручную ставить контейнер с ракетой на пусковую установку, покидая защищенный объем и подвергаясь известным рискам.
БМП с автоматическим гранатометом
Еще в конце восьмидесятых годов был предложен вариант незначительной модернизации машин БМП-2, позволявший существенно повысить их потенциал в борьбе с живой силой. Имеющийся комплекс ствольного вооружения следовало дополнить автоматическим гранатометом АГ-17 «Пламя». Примечательно, что этот проект не требовал особой переработки базовой машины, и носителями гранатометов могли стать любые БМП.
Башенный гранатомет мог вести огонь очередями и атаковать цели на дальностях до 1700 м. Выстрел ВОГ-17 при подрыве образовывал облако осколков со сплошным поражением живой силы в радиусе 7 м. Предполагалось, что на дистанциях до нескольких сотен метров гранатомет АГ-17 дополнит пулемет ПКТ, а на больших расстояниях будет помогать автоматической пушке 2А42.
В конце восьмидесятых годов новая модификация БМП-2 была принята на вооружение Советской армии. Вскоре Курганский машиностроительный завод, строивший такую технику, дооснастил некоторое количество серийных машин новыми установками и гранатометами. Согласно разным источникам, такое обновление прошло не более нескольких десятков БМП. В дальнейшем выпуск подобной модификации остановился.
«Бахча-У» комплектуется панорамным командирским прицелом с дневным и ночным каналом, а также лазерным дальномером. Наводчик располагает схожим оборудованием, но в его прицеле присутствует лазерный канал для управления противотанковыми ракетами. Управление вооружением облегчается за счет автоматизированных систем.
Используя ствольное вооружение, БМП-2 с «Бахчой-У» способна атаковать цели на расстояниях до 4 км. Применение современных ракет комплекса 9К116 позволяет увеличить зону обстрела до 5 км. Ракеты способны пробить до 800 мм гомогенной брони. Осколочно-фугасные снаряды двух пушек разного калибра эффективны против живой силы и различных построек.
Боевой модуль «Бахча-У», в зависимости от конфигурации и некоторых особенностей конструкции, может весить от 3,6 до 3,98 т. Его установка на шасси БМП-2 приводит к некоторым неприятным последствиям. Так, «Бахча-У» сокращает объем десантного отделения и приводит к удалению пары мест для солдат. Кроме того, она утяжеляет машину в целом, вследствие чего та больше не может плавать.
В начале прошлого десятилетия отечественные предприятия построили опытную БМП-2М с модулем «Бахча-У». Такой прототип прошел испытания, а также принял участие в нескольких выставках. Тем не менее, все усилия разработчиков проекта оказались бесполезными. Несмотря на активное продвижение новой разработки, потенциальные заказчики не заинтересовались им. Опытная машина привлекала внимание посетителей выставок, но не более того. Российская армия не стала заказывать обновленную технику, продолжив эксплуатацию имеющейся.
Почти одновременно с предыдущим проектом был предложен иной вариант модернизации серийных БМП-2. На этот раз повышать характеристики техники планировалось при помощи боевого модуля Б05Я01 «Бережок», так же разработанного Конструкторским бюро приборостроения. Любопытно, что этот вариант обновления бронемашин тоже обозначили как БМП-2М. При этом, в отличие от другого проекта, он сохранил такое название до нашего времени.
Впервые модуль «Бережок» был представлен в середине двухтысячных годов, и вскоре стал предметом экспортного контракта. Российская армия до определенного времени не проявляла интереса к такому изделию. За прошедшее время существующий модуль Б05Я01 прошел некоторое обновление и после выполнения всех актуальных требований вновь был предложен министерству обороны России.
Как внешне, так и по части своего оснащения новый «Бережок» похож на штатную башню БМП-2. Он так же строится на основе конического купола и вмещает разнообразные системы. В лобовой амбразуре купола монтируется установка с автоматической пушкой 2А42 и пулеметом ПКТМ. Углы наведения, в целом, соответствуют базовым агрегатам БМП-2. На кормовой части крыши башни монтируется новая установка с автоматическим гранатометом АГ. Ее основой является крупный ящик для ленты с выстрелами, на котором имеется опора для качающейся части с гранатометом. На бортах купола располагаются две спаренные пусковые установки управляемых ракет комплекса «Корнет», прикрытые легкими броневыми щитками. На лбу – пара блоков дымовых гранатометов.
В боекомплект автоматической пушки входит 500 снарядов, для пулемета имеется 2000 патронов. В коробе под автоматическим гранатометом перевозится 300 гранат в ленте. ПТРК располагает четырьмя ракетами. В зависимости от типа используемых ракет, БМП-2М с «Бережком» способна поражать цели на дальностях до 8-10 км. Бронепробиваемость – 1200-1300 мм за динамической защитой. Дальность стрельбы из пушки и пулемета осталась прежней. Гранатомет поражает живую силу на расстояниях до 2100 м.
Как уже упоминалось, еще в середине прошлого десятилетия модуль «Бережок» стал предметом экспортного контракта. Российская армия, однако, не торопилась заказывать подобное оборудование. Ситуация изменилась лишь несколько лет назад, в первой половине текущего десятилетия. Минобороны проявило интерес к «Бережку», и вскоре он получил реальные перспективы. Улучшенный модуль стали показывать на выставках, а в средствах массовой информации появились оптимистичные сообщения.
Наконец, был разработан полноценный новый проект модернизации техники. Нынешний проект БМП-2М в первую очередь предусматривает установку модуля Б05Я01 в его современной конфигурации. Кроме того, технику планируется оснастить двигателями УТД-23 повышенной мощности – 370 л.с. Для сравнения, базовый двигатель машины УТД-20С1 развивает лишь 300 л.с. Прирост мощности позволит компенсировать некоторое увеличение массы и сохранить желаемую подвижность.
Не так давно стало известно, что армия заказала первую партию модернизированных БМП-2М. 16 машин с новыми двигателями и вооружением до конца года должны будут поступить в одну из танковых дивизий сухопутных войск. После всестороннего изучения в частях будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта. При получении положительных результатов армия продолжит обновление техники.
По разным данным, в настоящее время в вооруженных силах России эксплуатируется порядка 3,5 тыс. боевых машин пехоты типа БМП-2. Около 1500 единиц такой техники находится на хранении. Все эти машины относятся к базовой модификации, и потому далеко не в полной мере соответствуют актуальным требованиям. При этом армия пока не имеет возможности заменить весь этот парк современной техникой и будет вынуждена продолжать ее эксплуатацию. Для сокращения известных рисков армии, ожидающей совершенно новые машины, придется модернизировать уже имеющиеся.
После нескольких десятилетий поисков решений и разработки проектов российская армия выбрала наиболее интересный и выгодный способ модернизации имеющейся техники. В обозримом будущем может развернуться полномасштабная серийная модернизация существующих БМП-2, в результате которой парк такой техники получит новые боевые возможности и сможет более полно отвечать требованиям времени.
Должна ли БМП плавать?
Вы прочитаете это материал за 7 минут
На протяжении многих лет ведется дискуссия о том, должны ли боевые машины пехоты и некоторые специализированные версии уметь плавать. Об этом пишет в статье для Defence24.pl. Вальдемар Скшипчак, бывший командующий Сухопутными войсками Польши.
Когда в 2002 году было принято решение о покупке нового БТР для польской армии, ответ был практически однозначным. Амфибийность считалась одним из основных тактико-технических требований. Тем более, что новая машина была преемником в основном СКОТ ОТ-64, который тоже был плавающим.
Никто никогда раньше не сомневался в необходимости этой способности. Это продиктовано двумя основными причинами. Во-первых, требовалась возможность участвовать в высокоманевренных действиях, что, в свою очередь, было следствием доктрины Варшавского договора. Но вторая — необходимость преодолевать водные преграды, часто несколько раз в день, которых много — от польской равнины до немецкой и французской.
На восток от Польши то же самое. Характерной особенностью этих рек является их меридиальное течение и ширина, достигающая более 20 м при скорости течения от 5 до 8 км в час, что затрудняет их пересечение. Кроме того, есть непроходимые, часто заболоченные старицы.
Местность тоже сражается
Что должно было создать условия для преодоления реки другими силами, в том числе танковыми частями по дну. И только затем было запланировано возведение переправ и мостов. Но при условии, что противник отброшен от реки и имеет ограниченные возможности ведения огня на водной поверхности.
Конечно, с развитием новых средств поражения возможности борьбы с силами, форсирующими реки, неизмеримо возрастают, например, за счет использования барражирующих боеприпасов или беспилотников, но общие принципы остаются теми же.
Подводя итоги, следует констатировать, что условием успешного маневрирования на нашем театре военных действий является возможность оперативного преодоления густой сети рек и каналов.
К сожалению, такие возможности есть у немногих стран НАТО. В учениях «Анаконда-2016», которые мы наблюдали, преодоление водной преграды началось с пересечения … паромами, груженными БТР Stryker. Для обывателя это захватывающе, для обученного солдата это почти самоубийственная миссия. Ни один противник не позволит себе не защищать реку как удобный для этого рубеж. И пока его не отбросят от этой реки, он будет уничтожать все, что появляется на ней прямым, направленным огнем. Беспомощный паром — отличная цель.
Важна не толщина брони
Опыт войн в Ираке и Афганистане побудил военных, не только поляков, сформулировать тактические и технические требования с точки зрения обеспечения максимальной безопасности солдат на боевых машинах. И в основном не от огня более крупных калибров, которого у повстанцев не было кроме РПГ, а против различных типов мин-ловушек, от которых все воюющие там несли большие потери.
Возникает вопрос, является ли синдром «максимальной брони» рациональным? На мой взгляд — нет, по двум причинам.
Во-первых, в будущих боевых действиях будет обычным явлением использование мин различных типов, как это было до сих пор в крупномасштабных конфликтах. Во-вторых, наращивание веса транспортных средств снижает их мобильность в полевых условиях и увеличивает габариты с целью сохранения плавучести, что значительно упрощает их обнаружение.
Мины-ловушки в Ираке или Афганистане предназначались для нанесения любых потерь войскам коалиции и НАТО. Их использование имело характер разовой атаки. Но минная война как элемент обычной войны — это постоянное использование различных типов мин, устанавливаемых в соответствии с разработанным планом специализированными формированиями, и их очертания или детали являются частью общего плана операций. Таким образом, практически любой маневр на поле боя будет сопряжен с риском вступления на заминированные территории. И, на мой взгляд, увеличивать толщину брони днища боевых машин нецелесообразно.
Кумулятивные (противоднищевые) мины и аналогичные им хорошо справляются с пробиванием брони любой толщины. И еще кое-что: практика пересечения минных полей доказывает, что каждая мина, взорвавшаяся, например, под танком, как минимум повреждает его, а экипаж выводит из строя. Эта практика также показывает, что вид первого поврежденного или подбитого танка на минном поле задерживает всех тех, чьи командиры не хотят стать следующими жертвами мин.
Таким образом, основная цель — создание систем, позволяющих в первую очередь разрушать различные типы минных заграждений. Таких как, например, удлиненные заряды, которые использовались до сих пор, или российские термобарические системы, которые использовались, среди прочего, для расчистки проходов в минных полях для боевых машин.
И посредством этого краткого анализа мы возвращаемся к плавучести боевых машин и к выводу, что не следует переносить опыт Ирака в этом отношении и пытаться сделать эти машины противоминными, нарастив броню. Нужно искать новые технологические решения, и прежде всего по расчистке проходов в минных заграждениях для войск. Проектируйте корпуса новых машин таким образом, чтобы подрыв на мине был наименее болезненным для экипажа.
Конечно, нельзя отказываться от требований к броне, защищающей против различных типов вооружения, которое легче основного вооружения танков, хотя применение в бою с боевыми машинами калибра менее 30 мм встречается все реже. Приходится искать новые композитные материалы и не только. Которые легче стали и более баллистически стойкие. Также стоит попробовать поискать в новых разработках боевых машин возможности замены композитами стали.
Действующие стандарты НАТО STANAG в этой области были созданы на основе опыта, полученного в основном в Ираке, в основном американцами. Мы были свидетелями постепенного повышения уровня бронирования от Комплект-1 до Комплект-5 на HMMWV с довольно сомнительным эффектом. Однако, это была другая война.
В «около военной» дискуссии часто звучал вопрос о том, должны ли боевые машины пехоты уметь плавать. Почти все их участники назвали это требование неоправданным капризом военных. К этому мнению часто присоединялись политики, которые скептически относились к амфибийности. Интересно, что они убедили многих военных.
Тактика маневрирования и преодоления водных преград на протяжении многих лет была тренировочной практикой и одной из самых сложных задач для командиров. Многие из них, учитывая сложность процесса подготовки и преодоления препятствия, избегают этой темы, потому что уровень риска слишком высок. Однако, если военнослужащие обучаются в соответствии с принципами методологии, мудрый командир без колебаний примет такой вызов
Я также считаю, что тщательный анализ и оценка этого региона заставят НАТО по-другому взглянуть на свою оперативную деятельность в пространстве между Балтийским морем и Карпатами.
Тест-драйв БМП-3: «Попмех» за штурвалом знаменитой машины
Модель трудно назвать новинкой: она была поставлена на производство «Курганмашзаводом» еще в 1987 году и не раз успешно участвовала в международных тендерах. Для тест-драйва нам предоставили БМП-3 — машину особенно знаменитую: она принимала участие в парадах и демонстрациях перед специалистами и публикой.
Несмотря на многолетние успехи на рынке, машина остается уникальной в своем классе: отталкиваясь от предыдущего хита БМП-2, разработчики в корне изменили компоновку. V-образный 10-цилиндровый двигатель размещен на танковый манер, над задней осью. Это позволило добиться лучшей балансировки и обзора для водителя и обеспечить дополнительную защиту десанту.
В непосредственной близости БМП выглядит выше и массивнее из-за дерзко вздернутого носа и высокого клиренса, визуально сбалансированного расширяющимися к задней части линиями бортов. Выступающая над крышей низкопрофильная башня создает ощущение мощи. Способная к развороту на все 360 градусов, она несет жестко связанные в единой маске 100-мм орудие, 30-мм автоматическую пушку и спаренный с ними пулемет калибра 7,62-мм, а по бокам — два трехствольных гранатомета системы постановки дымовой завесы «Туча».
БМП-3 стоит на вооружении России, ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии, Южной Кореи и других стран. Для тех, кто ценит особый комфорт при выполнении поставленных задач, поставляются версии: командирская (БМП-3К), ремонтно-эвакуационная (БРЭМ-Л «Беглянка»), разведывательная (БРМ-3К «Рысь») и другие.
Таким вооружением не может похвастаться ни одна из машин этого класса: стабилизированное в двух плоскостях 100-мм орудие способно потягаться и с броней серьезного танка. «А завесой мы можем накрыть пространство длиной в 100 м, — добавляет механик-водитель БМП-3, заместитель командира мотострелковой роты гвардии старший лейтенант Петр Галабурда, — фактически весь взвод из трех машин». Лобовая сторона башни усилена накладной броней, которая, впрочем, нисколько не портит обводов верхней части корпуса.
Об аэродинамике разработчики заботились в последнюю очередь: 500 л.с. «под капотом» и без того позволяют 19-тонной машине развивать около 90 км/ч на шоссе и до 10 км/ч на плаву. Двигатель может работать и на бензине, и на керосине, хотя штатно используется дизельное топливо. Он не блещет экономичностью и потребляет около 100 л на 100 км пробега, однако 600-литрового бака хватит на то, чтобы съездить на работу, на дачу и вернуться обратно без дозаправки.
«Чтобы даже на базовом уровне управлять танком, надо учиться довольно долго, — не скрывает гордости Петр Галабурда. — Но вот, поверьте, БМП-3 вы освоите за пару минут». В самом деле, полуавтоматическая гидромеханическая трансмиссия (на четыре передние и две задние скорости) позволяет не отвлекаться на переключение передач и сконцентрироваться на управлении с помощью штурвала мотоциклетного типа. На нем же, кстати, расположена и кнопка, позволяющая моментально перейти к маневренному развороту на месте.
Первое, что обращает на себя внимание, — фантастическая приемистость машины. Данные о разгоне с места нам получить не удалось, но ощущения тут вряд ли обманывают: одно нажатие на педаль — и вся бронированная масса срывается с места, как готовый к броску зверь. «Было дело, мы соревновались на ровной площадке, на спринтерской дистанции, — наша БМП-3 против Т-72 и БТР, — вспоминает старший лейтенант. — Мы пришли первыми, оторвались на несколько корпусов». В самом деле, двигатель БТР не отличается такой оборотистостью, и хотя транспортер может набирать большую скорость, стартует он не так резво, как БМП-3.
Топливный бак переместился под передний «капот», но безопасностью жертвовать не пришлось: секретный пористый материал, заполняющий бак изнутри, исключает детонацию топлива даже при прямом попадании. «В инструкциях он фигурирует просто как «уплотнитель», — разводит руками старший лейтенант Петр Галабурда. — На ощупь что-то похожее на пенопласт».
Проходимость гусеничной машины выше всяких похвал. Согласно спецификации, БМП способна преодолевать ров глубиной до 2,2 м и подъем до 30 градусов, брать стенки почти метровой высоты. «Натяжение гусениц контролируется отдельно, и, если надо, механик-водитель может подтянуть их, не выбираясь наружу, — рассказывает Петр Галабурда. — Показания многих датчиков, от температуры двигателя до уровня масла, сводятся к единой лампочке «Авария»: она сразу подскажет, если что-то случилось, можно остановиться и посмотреть».
Внутренняя отделка премиальностью не отличается, да и тишины пассажирам ждать не стоит. С особым грохотом работает автомат заряжания, расположенный во вращающейся вместе с башней части по центру. При необходимости стрельба из основной 100-миллиметровой пушки может вестись и противотанковыми ракетами с лазерным управлением, но заряжать ее придется вручную.
Штатное место механика-водителя расположено в передней части, по бокам от него — места пулеметчиков, которые могут вести огонь из двух курсовых пулеметов. В башне располагаются кресла наводчика-оператора и командира экипажа, еще пять человек десанта располагаются в задней части салона. Обзор пассажиров сильно ограничен, что при движении и дикой тряске создает заметные неудобства и требует привычки к головокружению. В мороз можно воспользоваться печкой, а экспортные версии, поставляющиеся в арабские страны, оснащены кондиционерами. Впрочем, перспективная гусеничная платформа «Курганец-25», которую не так давно представили разработчики «Курганмашзавода», должна стать намного комфортнее. «Вот это машина завтрашнего дня, — рассказывает Петр Галабурда, которому довелось управлять «Курганцем» на параде Победы. — Все цифровое, куча сенсорных экранов, да и комфорт на новом уровне». Осталось дождаться нового тест-драйва.
Советский Союз всегда славился своим вооружением, как подводным так и наземным.
История создания
Данную машину разработали во втором главном конструкторском бюро в городе Челябинске на заводе имени Ленина.
Приняли на вооружение в 1966 году, и серийно выпускали до 1983 года, после чего документация была передана и перешли к производству БМП-2.
Конструкция
Уникальность этой машины в том, что она имеет возможность преодолевать водные препятствия, является плавающей. Это первая в своем роде машина в Советском Союзе. Для таких маневров она была оснащена полыми катками из металла. Водомета на машине не было, поэтому гусеницы имели специальные решетки, и таким образом поток воды перенаправлялся. Также корпус машины имел обтекаемую форму и при контакте с водой нос транспортного средства был приподнят. В отличии от танков, здесь гусеницы не перекрывали друг друга и таким образом на одном комплекте аппарат мог проходить 8000 километров.
Двигатель был создан на базе дизельного 12-цилиндрового В-2, довольно популярного в Союзе.
Из вооружения на БМП-1 могли использовать 73-мм пушку, спаренный пулемет и даже зенитно-ракетный комплекс. Броня сделана из стали высокого качества, люк также бронированный. Башня имеет форму конуса. Также используется противорадиационный подбой. Броня могла спасти от пуль или легких орудий, но была слаба против мин и различных противотанковых орудий. Из-за малого угла поднятия пушки, который составлял 15 градусов, очень часто их самостоятельно модифицировали для разных целей. В дальнейшем этой машине было сложно противостоять более мощным снарядам и орудиям.
Модификации
Но несмотря на минусы, было очень переделок, которые созданы на базе БМП-1. Среди них:
Было еще довольно много разных других модификаций, причем как у нас, так и за границей. Можно сказать, она была универсальной, и могла применяться для очень многих отраслей.
Почему солдаты не доверяют отечественным БТР? Часть 2
Предыдущая статья о перспективах тяжелого бронетранспортера вызвала жаркое обсуждение среди читателей портала «Военное обозрение»: в разгоревшемся споре прозвучало множество интересных мнений, вопросов и предложений. Я благодарю всех, кто принял участие в обсуждении этой важной и интересной темы о защищенности современной бронетехники.
На мой взгляд, на эту тему лучше всех высказался один из комментаторов: Для разных задач машины разные нужны. Но машины, которые становятся гробами, не нужны априори.
Кто первый придумал, что многочисленному экипажу БМП требуется меньше защиты, чем трем-четырем танкистам ОБТ?
Попытка оправдаться в виде утверждения о более высокой подвижности БМП (скорость и маневренность, положительная плавучесть, авиа-траспортабельность) не выдерживает никакой критики: уже первые результаты танковых сражений на Ближнем Востоке отчетливо показали, что подвижность – это далеко не первостепенный фактор. Парадоксально, но более тяжелые танки, несмотря на все неприятности виде зыбучих песков и непроходимых каменных завалов, показали лучшую подвижность по сравнению с легкими машинами: подразделения, оснащенные легкими французскими танками AMX-13 большую часть времени не атаковали противника, а искали естественные укрытия; более тяжелые танки, наоборот, действовали на поле боя намного увереннее и смело рвались вперед.
Тяжелая бронетехника может крушить любые баррикады, проламывать стены и бетонные заборы, при этом по удельной мощности (л.с./тонну массы) и динамическим характеристикам современные ОБТ отнюдь не уступают БМП.
Что касается преодоления вплавь водных препятствий – навык, на первый взгляд, полезный, однако, при внимательном анализе ситуации, здесь возникают три интересных обстоятельства: 1. Положительная плавучесть машины всегда входит в противоречие с обеспечением ее защищенности – приоритетным качеством любой бронетехники. 2. Куда собрались плыть? Вопрос с экстремальным форсированием водных препятствий, с целью захвата плацдарма на противоположном берегу и наведения переправы, до сих пор остается открытым. Пожалуй, это единственный внятный аргумент о необходимости положительной плавучести у БМП в условиях глобальной войны. Сей аргумент тоже легко подвергнуть сомнению: учитывая возможности классической БМП и её отвратительную стойкость даже перед самыми примитивными средствами поражения*, становится неясно, чем же этот «гроб на гусеницах» сможет помочь группе захвата? *Борт БМП-2 толщиной целых 16 мм гарантированно пробивается из пулемета ДШК с дистанции пары сотен метров. Не трудно догадаться, что ждет машину в случае попадания самого примитивного «фаустпатрона» или близкого разрыва любого артиллерийского снаряда. 3. Если военные действительно испытывают острую необходимость в скорейшем форсировании водных препятствий (я уверен, что этого нет), то почему бы не обратиться к опыту прошедших десятилетий. Шнорхель, чем вам не вариант? Оборудование для подводного вождения танков позволяет преодолевать по дну водоемы глубиной 5-7 метров. В конце-концов, тяжелая бронетехника способна безо всякой подготовки преодолевать брод глубиной до 1,5 и более метров! Резюмируя все вышесказанное: за последние 30 лет не отмечено ни одного сколь-нибудь значимого случая, когда отечественной бронетехнике приходилось в боевых условиях форсировать водные препятствия. Впрочем, и в глобальной войне по захвату Европы, БМП-1,2,3 вряд ли смогли бы реализовать свои плавательные способности – плыть некуда, незачем и, честно говоря, бесполезно, учитывая толщину «брони» БМП. Советская БМП-1 с украинским вооружением. Фото: Сергей Птичкин. Российская газета. |
Все смешалось в доме Облонских
Стоит заметить, что все, что было сказано по поводу БМП справедливо для БТРов, соответственно, все, что будет сказано ниже про бронетранспортеры, в свою очередь, справедливо для БМП.
Многие до сих пор уверены, что бронетраспортер предназначен исключительно для доставки личного состава мотострелковых подразделений к месту выполнения задачи. Эта глупость, придуманная кабинетными теоретиками, кочует из одного учебного пособия в другой, смущая молодые умы.
Бронетранспортер БТР-90. Источник: worldweapon.ru
Приводу выдержку из комментария одного из читателей :
Точнее не скажешь. Действительно, современные «классические» БТРы и БМП неспособны защитить экипаж даже от самых примитивных средств поражения.
Монстры с Ближнего Востока
Дальше всех в создании высокозащищенных БТР пошло государство Израиль – набив многочисленные «шишки» в бесконечном Арабо-Израильском конфликте, военные всерьёз задумались, что может спасти экипаж БТР, например, в случае подрыва на мине или при попадании кумулятивной гранаты РПГ – обычных явлений в локальных** войнах? Результатом стало создание тяжелого бронетранспортера «Ахзарит» на шасси трофейного танка Т-54/55.
**К слову, глобальная война с захватом Европы будет отличаться лишь еще большим количеством противотанковых средств.
К сожалению, многие до сих пор скептически относятся к полезному израильскому опыту, постоянно звучит вопрос: «Для каких задач создана эта техника?». Отвечаю: БТР «Ахзарит» создан для ведения войны с многочисленным и вездесущим противникам, чьи боевые отряды предельно насыщены противотанковыми средствами. А климат Израиля здесь ни при чем.
К тому же, есть все основания полагать, что, созданный на базе советского Т-54/55, «Ахзарит», ничуть не уступает своему прародителю в подвижности и проходимости. Так что нет никаких сомнений в возможности (и необходимости!) применения израильского опыта в Российской армии.
Попытка апеллировать к размерам Израиля несостоятельна: никто не заставит отечественные танки и БТРы совершать тысячекилометровые марши, в России есть развитая сеть железных дорог – тяжелая бронетехника может быть без проблем доставлена в любую точку нашей огромной страны (не станем доходить до абсурда – танкам и БТР нечего делать на Таймыре, хотя и туда, при желании, можно доставить танки морским транспортом).
Самая важная глава
Но гораздо важнее тот факт, что наряду с робкими попытками усилить бронирование «классических» БТРов и БМП, в нашей стране ведутся работы над созданием по-настоящему перспективных образцов высокозащищенной бронетехники. Еще в 1997 году конструкторский коллектив из Омска продемонстрировал тяжелый бронетранспортер БТР-Т на шасси танка Т-54/55 (что-то очень знакомое, не правда ли?). К сожалению, полезная машина так и не попала в войска, всю Вторую Чеченскую российские солдаты катались верхом на броне своих «картонных» БМП.
В настоящий момент на вооружении находятся около 10 машин этого типа – слишком мало, чтобы делать какие-либо выводы. Однако сам факт появления такой бронетехники говорит о том, что идея тяжелого БТР, наконец, завладела умами наших конструкторов.