жалейка плачет что это значит
О чём плачет жалейка
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Категория: Славянская культура Теги: Советское кино Автор: Николай Ряполов
О старинных народных традициях и обрядах, сохранившихся в селах Алексеевского района Белгородской области. Ни один праздник здесь не обходится без песен. В каждом селе свои песни и свои традиционные народные костюмы. Сегодня со всей округи съезжаются гости в село Афанасьевка. Старинные песни и
Записи обертонных флейт были известны только из Белгородской области. Однако, вот новый источник. Посмотрите очень интересное видео, причем использование флейты совершенно мелодическое (русские в алтайском крае)! Серебренников Пётр Яковлевич, село Алтайское, Алтайского р-на. Родом он из села Куяча
Документальный фильм «Россия. Спрятанная память» (Russia: Hidden Memory) американский режиссер Сэм Пригг снял во время проведения фольклорных экспедиций в села Воронежской, Белгородской, Курской областей в 1994 году.
Село Фощеватово Белгородской области. Режиссёр Н. Ряполов
Что такое жалейка? Как плачет жалейка?
О чём поёт в песне Валентина Толкунова «Я не могу иначе»?
Жалейка это старинный русский духовой инструмент сделанный из дерева. Кое где Жалейку называют «пастушьим рожком» Не которые исследователи русского этноса высказывают мнение что название это инструмента происходит от слов «жаления» или «жели» означающими в свою очередь, поминки по усопшим. В некоторых губерниях был такой обычай в помин играть на Жалейке.
Современными, нам 5 лет. Особенно, смешно он поёт «Николай, Николай, Ко-о-оля».
Но это хорошая песня, мне тоже нравится. Пару лет назад чадо напевало «О, боже какой мужчина».
Ещё ему нравится «Маршрутка» и «О, боже мама, я сошел с ума». Это ужас.
И детские песни ему нравятся: «Бибика», песни зайчика Шнуфеля. Советские детские песни он не очень любит, разве что песни Крокодила Гены ему нравятся.
А вообще, он любит слушать радио «Кекс ФМ» с моей подачи. Там же танцевальные песни 90-x, ему нравятся многие, танцует под них.
Традицонный инструмент пастухов — жалейка
Один из самых ярких музыкальных инструментов России – это жалейка. Она относится к духовым, пользовалась большой популярностью среди славянских племен. Бытует мнение, что прародительницей кларнета (язычковый инструмент с одинарной тростью) была именно жалейка. Первые упоминания о деревянной трубке встречаются в конце восемнадцатого века.
Общее описание
Музыкальный инструмент жалейка представляет собой тростниковую или камышовую трубочку, оснащенную на конце раструбом, выполненным из верхнего слоя березовой коры или рога животного. Некоторые мастера в качестве основы использовали иву или бузину.
Жалейка отличается по конфигурации, делится на раздвоенные и однотрубчатые. Длина инструмента варьируется от десяти до двадцати сантиметров. Количество отверстий, которые используют для извлечения мелодии колеблется от трех до семи штук. В некоторых южных поселениях России местные аборигены прикрепляли к трубке колокольчик.
Жалейка проста в обращении, справиться с ней под силу даже начинающим музыкантам. Поскольку для извлечения мелодии не требуется натренированное дыхание или какие-то особые навыки. Инструмент используется для сольной программы, нагревания мотивов в дуэте либо применяют в ансамбле.
Происхождение жалейки
Изначально деревянная трубка позиционировалась как пастуший рожок, поскольку чаще всего её применяли для привлечения внимания и сбора скота. Инструмент получил широкое распространение во многих регионах России, Беларуси, Литвы и Украины. В наши дни жалейка часто встречается в народных ансамблях. Услышать ее звучание можно практически на любом фольклорном концерте.
Русская жалейка имеет «псевдоним» жаломейка. Писатель Владимир Михневич отыскал схожесть в корнях двух слов «жальник» и «жалейка». Первый термин применяли в Новгороде для определения древнего языческого могильника по типу кургана. Иное значение слова ассоциировалось с погостом.
В связи с этим Михневич предполагал, что инструмент часто использовали в процессе проведения обрядов, проводившихся в память об умершем после похорон либо в определенные моменты поминовения.
Также жалейка пользовалась популярностью у скоморохов. Однако в семнадцатом веке царь Алексей Романов подверг их гонениям из-за едких выпадов в сторону советской власти. Инструменты артистов были уничтожены, что нанесло большой урон по национальной музыкальной культуре страны.
Конструкция
Инструмент состоит из основы, мундштука и раструба. Первая деталь длиной до двадцати сантиметров имеет форму цилиндра. Раньше пастухи для изготовления основы брали бузину, клен, тростник. Современные мастера используют разнообразные материалы, от красного дерева до эбонита. На стволе размещают от трех до семи дырочек для извлечения звука.
Раструб выполняет роль резонатора, его крепят к нижнему концу основного элемента. Чаще всего для изготовления берут бересту или рога. Место соединения раструба и основы декорируют кольцом, выполненным из латуни.
Мундштук или пищик располагается в верхней части жалейки. Представляет собой трубку определенного размера и формы. Для создания мундштука берут дерево, металл или пластмассу. К пищику с помощью двух кембриков крепят одинарную трость (язычок), выполненную из камыша или пластика.
Разновидности жалейки
Музыкальный инструмент представлен в широком ассортименте. В его «семейство» входят изделия, отличающиеся по размеру, конструкции, звучанию. По устройству жалейка классифицируется на одинарную и двухсоставную.
Звук из них извлекается по идентичному принципу, суть которого заключается в вибрации язычка. Инструмент обладает семизвуковой системой, имеется воспроизведение высоких нот «ре», «соль», «ля».
Двухсоставная жалейка представляет собой спаренные трубочки одинакового размера. Каждая имеет собственные звуковые отверстия, их количество может отличаться. Одна трубка является ведущей, вторая выполняет роль «помощницы». Соответственно, у «примы» отверстий на стволе больше. Стволы вставлены в один раструб. |
Жалейка неспроста получила такое название. Инструмент выдает громкий, пронзительный и напористый звук. Можно сказать, что он кричит. В трубке практически нет обертонов, поэтому динамические оттенки ей не под силу. Тембральный окрас жалейки характеризуется как жалостливый и слегка гнусавый.
Звучание инструмента – это результат постоянной вибрации язычка, которая возникает под воздействием воздуха, вдуваемого исполнителем. Жалейка в основном имеет диатонический звукоряд, но встречается и хроматический.
Диапазон мелодии зависит от количества отверстий на стволе. В большинстве своем звуки, издаваемые жалейкой грустные. Но при должном умении из нее можно извлечь веселый мотив.
Двухсоставный инструмент по звучанию напоминает волынку. Их нижние тона находятся на одинаковой волне, исполняя роль бурдона. Есть мнение, что эти два инструмента являются дальними родственниками. Ведь они похожи не только в плане конструкции, но и по типу звучания.
Интересные факты
Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:
Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.
Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины. |
В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.
Заключение
В последнее время вновь возродился интерес к старинным духовым инструментам, в том числе и к жалейке. Многие музыканты стремятся овладеть умением игры на них. Подобная тенденции символизирует расширение интереса к национальным культурным достояниям и инструментам, на которых исполняли мелодии еще наши предки. Это позволяет надеется, что жалейка не будет забыта и искусство игры на ней сохранится на долгие годы.
Из видеоролика вы узнаете, как звучит старинный духовой инструмент.
О чем поет жалейка Как «Сувенир» из Дивногорска мир покорил
Александр Михайлович ВИНИВИТИН бережно раскладывает на столе свои сокровища – трубочки, трещотки, ложки, рубель. Сегодня играть на этих истинно русских инструментах умеют единицы. В музыкальных школах или училищах этому не обучают. И напрасно, считает Винивитин. Музыка, в исполнении которой используются эти народные инструменты, имеет особое звучание, выразительность.
В советское время именно рожки и жалейки принесли дивногорскому самодеятельному ансамблю народных инструментов «Сувенир», которым руководил Александр Михайлович, славу не только в России, но и за рубежом.
В Дивногорск за красотой
Музыкант с увлечением рассказывает истории о трещотках и кугиклах. Продвижение народного искусства – дело его жизни. Ему удалось поднять на уровень профессиональных коллективов дивногорский «Сувенир», в котором пели, играли маляры, водители – обыкновенные рабочие люди, увлеченные творчеством. Создать учебные пособия для руководителей фольклорных коллективов и музыкальных школ. А главное – показать ребятишкам дивногорских и красноярских школ красоту звучания наших национальных инструментов.
На вопрос, сибиряк ли он, Александр Михайлович отвечает утвердительно – с Алтая родом. В Дивногорске оказался случайно. Приехал на экскурсию – посмотреть судоподъемник, и заворожила его природа дивного города.
– Такая красота, что захотелось остаться. Не выдержал, заехал в отдел культуры Дивногорска: «Нет ли у вас места по классу балалайки или баяна?» (я оканчивал институт по классу народных инструментов). Ответили, что пока нет.
Судьба привела его в Дивногорск через несколько лет. В 1976 году тесно стало музыканту в Барнауле, захотелось перемен. А тут выясняется: в дивногорский ДК «Энергетик» требуется концертмейстер в танцевальный ансамбль «Кедриночка». Сначала руководил общим коллективом, в который входили хор, танцевальная группа и музыканты, а потом организовал «Сувенир». Очень уж хотелось ему показать народу красоту звучания жалеек, кугиклов, рожков.
– У нас в школах и институтах только народно-академические инструменты изучают – балалайку, домру, баян, для них письменная традиция существует. А духовые и ударные незаслуженно забыты, – говорит Александр Михайлович. – Я с ними в Москве познакомился.
А на рожке сыграть могли бы
Та московская командировка за инструментами перевернула жизнь Александра Винивитина. В столице фестиваль «Русская зима» начался, участвовал в нем хор имени Пятницкого. Пропустить выступление такого знаменитого коллектива музыкант не мог, купил билет. А когда услышал со сцены звуки незнакомых инструментов, пришел в восторг. После концерта пошел знакомиться и с исполнителями. Узнал, что на рожках-жалейках играли не профессиональные музыканты, а тракторист да пастух. Но так мастерски! Они-то и прислали потом в Сибирь первые кугиклы, жалейки и рубели.
Инструменты только на первый взгляд простые (кугиклы в деревне из обыкновенного борщевика делали – срезали сухую трубочку и дули в нее), но осваивать их пришлось долго.
– Сам учился играть, пособий-то не было. Дую-дую, а звука нет, один треск идет, – улыбается музыкант. – Обратился к трубачу: «Помоги». Только вместе и разобрались. Сильная подача воздуха нужна, тогда рожок заиграет, завибрирует.
В 1977 году дивногорский «Сувенир» победил на краевом конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов. У других-то все балалайки и баяны, а у Винивитина необычные для тогдашнего слушателя жалейки и косы. Затем – Всесоюзный фестиваль народного творчества, агитпоезд ЦК комсомола. Чем больше народных инструментов в ансамбле звучало, тем сильнее захватывала музыка слушателей, тем больше наград получал «Сувенир».
«Стахановец» из Овсянки
В 1979 году дивногорцы представляли Красноярский край на комсомольском агитпоезде, который отправился по стройкам Байкало-Амурской магистрали, в Нечерноземье. Выступали и на строительных площадках, и в клубе, который размещался в одном из вагонов. Однажды в Вологде на репетицию «Сувенира» заглянула солидная делегация. Один из пришедших, стахановец, все пристально поглядывал в сторону дивногорцев. Представился: «Виктор Петрович Астафьев, писатель. Из ваших мест родом – из Овсянки. Что же за уровень у вас, что отправили край представлять? Обязательно приду послушать».
Слава «Сувенира» росла. Ансамбль стал лауреатом премии Ленинского комсомола. С поздравлениями вновь вологодский «стахановец» пришел: «Настолько затронули меня своим выступлением, что я твердо решил на родину вернуться!»
– Виделись потом с Астафьевым?
– Да что вы, – машет рукой Александр Михайлович. – Мы потом по заграницам…
С культурной миссией
Тур по странам Юго-Восточной Азии – Северная Корея, Вьетнам, Филиппины, Япония – принес «Сувениру» уже международную известность. Первыми россиянами, приехавшими на Филиппины, были именно дивногорцы. По ним оценивали весь советский народ.
– Филиппинцы очень удивились, увидев нас, – вспоминает музыкант. – Они представляли: русские в шкурах ходят, на собачьих упряжках ездят. А тут появились европейцы с голубыми глазами (цвет глаз особо их впечатлил). Да и мы думали, что тут папуасы в бусах…
В Маниле произошел своеобразный обмен культурами: «Сувенир» играл свою музыку, местные коллективы демонстрировали филиппинское творчество. Сибирякам тяжело приходилось в тропическом климате – пот ручьями тек. Зато принимали южане русскую музыку на ура – овации устроили, а потом в национальный ресторан пригласили.
– Фартуки белые на нас надели и водоросли принесли. А на столе даже вилок нет. Гид пятерню в «лапшу» запустил – брызги летят. Мы не растерялись, достали ложки, на которых на концерте играли. Филиппинцы аж обомлели: музыкальными инструментами едим.
Ложки выручали россиян в самых сложных ситуациях. Александр Михайлович смеется, вспоминая, как в Корее палочками пытались зерна риса зацепить. А с ложками дело быстро пошло.
В Пхеньяне дивногорские ложки заставили корейцев по достоинству оценить русское народное творчество. Перед концертом к музыкантам подошел представитель советского посольства: «Оваций не ждите. Корейцы холодно принимают иностранцев». Но, к удивлению дивногорцев, уже после третьего номера в зале послышались осторожные, неуверенные хлопки, которые после песни «Русский сувенир» перешли в массовые аплодисменты. Уходили со сцены уже под овации зала. Это был настоящий успех.
Во Вьетнаме встречи с молодежью проходили в порту Хайфон. Именно здесь в 1972–1973 годах девять месяцев американцы блокировали экипаж советского теплохода «Дивногорск». Во время бомбежки экипаж «Дивногорска» участвовал в спасении моряков с польского судна «Джозеф Конрад», потопленного американцами. А потом «застрял» в Хайфоне.
И вот дивногорцы вновь встретились с вьетнамцами. Теперь уже с культурной миссией.
В программе отсутствует
Александр Винивитин возглавлял «Сувенир» до конца 1980-х годов. В 1987-м народный коллектив оставили без материальной поддержки, и он перестал существовать (сейчас в ДК «Энергетик» есть ансамбль с таким же названием, но уже без национальных инструментов). Александр Михайлович стал заниматься с ребятишками. Работал в музыкальных школах Дивногорска и Красноярска. Созданный им детский ансамбль ложкарей «Жалейка» был лауреатом краевых, всероссийских фестивалей и конкурсов. Сейчас музыкант занимается с ребятами из гидротехникума. Они с удовольствием слушают мастера и сами учатся играть на сложных народных инструментах («Играть на них труднее, чем на скрипке», – уверяет мастер).
– Мало времени на это дается, – вздыхает музыкант. – Пять лет назад мы с концертмейстером Красноярского колледжа имени Радкевича Сергеем Пучининым – мастером по народным инструментам – обращались в академию музыки и театра. Предлагали программу составить по обучению студентов игре на рожках и жалейках. Пусть даже факультативно заниматься, но студент овладеет инструментами, и профессия его будет востребована. Отказали: федеральное Министерство культуры часов на это не выделяет.
Отсутствие каких-либо программ и учебников подвигло Винивитина создать свои учебные пособия. В них музыкант подробно описывает, как составить пьесу или партитуру, как брать аккорды. Эти брошюры облегчили задачу руководителей ансамблей народных инструментов, но практика обучения так и не получила широкого распространения.
– Если неакадемические народные инструменты все-таки войдут в программу, значит, не зря я жизнь прожил, – говорит Александр Михайлович.
На фото: Рожки, кугиклы и жалейки принесли ансамблю Александра Винивитина мировую славу
Жалейка
Мне б на родину любимую слетать,
Взять гитару и в саду бы спеть,
Мне б сестру любимую обнять
И живою мать застать успеть.
– С гусь вода – с Юрочки худоба! С гусь вода – с Юрочки худоба!
Я зажмуриваю глаза. Не от страха, что в них попадёт вода – от того, что мне так хорошо, как только может быть хорошо на этом свете!
– Мам! Полей ещё на меня!
– Ну, давай.
Мать снимает с моих плеч только что наброшенное полотенце. Ставит меня на полОк, набирает из банного котла в ковшик кипяток и смешивает его с ледяной колодезной водой в тазике. Черпает её ладошкой, смачивает себе шею. Убедившись в нужной температуре воды, кладёт свою руку мне на голову и, поливая на неё из ковшика нежную, ласковую влагу, тихо шепчет:
– Как с гуся вода, так и с Юрочки уходи вся худоба… вся!
По моему телу разливается приятная истома – блаженство, счастье! Прищурившись от попавшей в глаза воды, смотрю в маленькое банное оконце на свою любимую яблоньку. Самая близкая к бане ветка почти совсем склонилась к окну и, покачиваясь, вот-вот стукнет по стеклу большим, румяным яблоком. Мне вдруг становится нестерпимо жалко его, это яблоко!
– Мам!
– Всё, сынуленька, всё. Водичка кончилась холодная. Сейчас пойду папе крикну, чтобы с колодца еще принёс…
– Мам! Нет! Скажи ему: пусть баню маленько подвинет…
– Как? Зачем? Да как же он подвинет-то её? Сыночка, ты плачешь-то что?
– Ему больно будет, мама!
– Да кому – же? Господи…
– Яблочку…
– Господи… Да что ж ты жалостливый-то такой у нас …
Мать заматывает меня в полотенце, выносит в предбанник и сажает на скамейку. Бормочу сквозь всхлипы:
– Яблонька злая… Она нарочно ветку склоняет… Ведь яблочко – её сыночек, как ей его не жалко?! Вот тебе же меня жалко!
– Яблочко растёт, тяжелеет. Чем оно тяжелее, тем ниже веточка склоняется.
– А яблонька? Его мама? Она ведь любит его и плачет, что никак помочь ему не может! Им надо помочь, мама!
– Ну и поможем. Папа вот привяжет веточку верёвочкой повыше, яблочко и не достанет до окошка.
Но моё маленькое сердечко уже разбередилось…
– Мам, ты мне дашь немного денюжек? Мне братику, Вове, помочь надо…
Мать, вытирая мои, выгоревшие от солнца вихры, смеётся.
– Тебе ведь только ещё осенью, в октябре, четыре годика будет, а братик на пять лет старше, большой уж совсем, тебе помогать должен. А у вас всё наоборот. Папа шоколадки купит, братик свою слопает, а потом вы вместе твою едите. Я ему по попе, а ты плакать…
Мать поцеловала меня в мокрую макушку и смахнула со щеки слезу.
– Жалейка ты моя… господи…
– Мам, нам дедушка, Иван Фролович, вчера денюжек подарил. Братику маленьких денюжек, а мне большой рубль железный дал. А Вова мне и говорит: давай меняться. Я тебе, говорит, вон сколько монеток дам, а ты мне – всего одну. Мам, я знаю, что рубль больше стоит, я знаю, что он обманывает меня, но мне жалко его, и… я отдал ему рубль… железный. А у него ничего не взял. Мам! Он так обрадовался! Ты мне дашь немного денюжек, а я ему отдам. Он опять обрадуется! Мне так хорошо, когда мои любимые радуются… Ведь вы все – мои любимые!
***
Как же это было давно! Больше полвека прошло! И много лет не был я на своей малой родине. Говорят, что банька наша всё еще стоит, хоть и почернела, покосилась… и стекло в маленьком окошке треснуло. Но веточка больше не стучит в него – моя любимая яблонька, замёрзла, высохла и упала, как и весь наш, когда-то большой, густой и красивый, сад…
- Что такое драйвер?
- кошки в подвале многоквартирного дома что делать