жало хорошо что не рожала
Лучше бы не рожала. Истории женщин, пожалевших о своем материнстве
Несколько раз в жизни от разных женщин я слышала эти слова: «Лучше бы не рожала», «Родила себе врага», «Стыдно за своего ребенка перед людьми». Прежде, чем осуждать прочтите их истории.
Мы с подружками снимали квартиру на лето у знакомых в небольшом курортном городке. Каждое утро выходили на балкон посмотреть на море, оценить погодные условия и каждый раз видели сидящую на лавочке возле подъезда пожилую женщину. Она вообще сидела там постоянно: рано утром (мы шли на пляж в 7-8 часов утра), в обед, когда мы возвращались с моря, вечером, когда мы приходили с пробежки и только ближе к ночи, она заходила в подъезд. Однажды мы с ней разговорились, а потом пригласили в гости, тогда она нам рассказала очень грустную историю своей жизни.
Людмила Васильевна (так звали нашу соседку) замуж вышла рано, а через год овдовела. Всю жизнь прожила одна, а ближе к 50-ти познакомилась с мужчиной, тоже вдовцом и стали они жить вместе. Хорошо жили, дружно. Неожиданно для всех она забеременела и в 53 (!) года родила дочку, а через шесть лет снова стала вдовой. Они скромно жили с дочкой, но на жизнь хватало. Дочка закончила школу, потом университет, вышла замуж. Зять переехал жить к ним, а вскоре родилась внучка.
И еще одна реальная история. В очень интеллигентной семье университетских преподавателей родилась умница и красавица. Выросла, пошла учиться на психолога. Старательно повышала свои знания на всяких тренингах и конференциях. Родители не сразу заметили странности в поведении дочки. Первый конфликт случался, когда пропала крупная сумма денег, потом мать не досчиталась нескольких золотых украшений. В общем, попала их умная девочка в секту. Что они не делали, к каким только специалистам не обращались, но ничего не помогло. Длится это уже восемнадцать лет, дочке сейчас под сорок. Она то появляется дома, но ведет себя отчужденно, то пропадает на полгода-год. Пожилые родители уже не переживают за дочь, но зато очень переживают за себя. Однажды она пришла не одна, привела с собой еще двенадцать сектантов, пришлось с помощью полиции выпроваживать из дома. Сначала они очень винили себя, что вовремя не заметили как дочь попала по влияние, а сейчас они просят только об одном: чтобы она больше не возвращалась домой. Да, они не хотят видеть родную дочь, потому что это неадекватный человек, а еще они ее элементарно боятся. Они тоже жалеют о ее рождении.
Можно сколько угодно говорить о проблемах воспитания, только есть еще влияние генов и внешних обстоятельств. Рождение ребенка – это чудо и никто не знает что за человек появится на свет. Есть люди с сильным духом, стойким характером, а есть, которые легко поддаются внушению, чужому влиянию.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, что вы думаете об этих историях жизни. Есть ли вина родителей? Почему одним достаются хорошие дети, которым можно городиться перед людьми, а другим приходится испытывать стыд? Как так получается? Эти матери любили и заботились о своих детях, но теперь жалеют, что родили.
«Я не рожала своего ребенка»: колонка о том, почему опыт кесарева сечения нелегко дается женщинам
Когда я рассказываю о своем опыте материнства, я нередко шутливо отмечаю, что я не рожала своего ребенка. Нет, биологически он совершенно точно мой — растяжки на животе работают убедительнее любых документов о родстве.
А то, что в не самых дружелюбных частях интернета называется «полочкой», «валиком» или «фартуком» (если вы там не бывали, подсказываю: это игривые названия для выступающей вперед складки на животе), говорит о том, что мой ребенок появился на свет благодаря стараниям анестезиолога, хирурга и других медицинских специалистов.
Мое кесарево сечение не было прихотью, капризом или результатом сделки — все произошло практически случайно.
Спустя почти 50 часов после того, как у меня отошли воды, и порядка 10 часов схваток (половина из них — на капельнице с окситоцином, которую мне поставили без моего согласия) выяснилось, что голова моего башковитого ребенка заняла такое положение, что она не проходит в мой вообще-то немаленький таз.
Это называется «клинически узкий таз», это происходит в 1,4–8,3 процентах случаев (по разным источникам), и от этого никто особо не застрахован. Вероятность примерно такая же, как поскользнуться на банановой кожуре или получить по голове сосулей.
Когда стало понятно, что все мои старания проходят даром, мне добродушно предложили: «Можем тянуть щипцами или на операцию пойдем?» Уже почти теряя сознание от боли и усталости я, конечно, согласилась на операцию.
Я рассказываю об этом так подробно не ради того, чтобы вызвать у вас сочувствие или запугать тех, кто амбициозно планирует родить «естественно» и «самостоятельно». Я рассказываю это потому, что чувствую глубокое внутреннее желание оправдаться — вот видите, я очень старалась, но у меня — правда, честно-честно — не было возможности «родить самой». И да, это желание было не настолько безумно сильно, чтобы добровольно согласиться на щипцы и вакуум.
Дальше все развивалось довольно быстро — беседа с анестезиологом, общий наркоз, внезапное пробуждение от озноба, жгучая боль в животе, перевод в палату и напутствие «как можно раньше вставать и ходить, чтобы шов заживал быстрее».
Восстановление заняло у меня чуть больше, чем у моих соседок по палате — на шве образовался огромный кровоподтек, который заметила почему-то только третья врач, которая меня смотрела. Он болел и горел так, что перехватывало дыхание, но медперсонал отмахивался и ставил мне в пример более бодрых соседок (привет, газлайтинг: «Ничего у вас не болит, не придумывайте!») — и я уже даже почти начала им верить.
Прошло уже больше четырех лет, и я до сих пор не смогла сформировать отношение к своему кесареву сечению. Меня мало беспокоит шрам или «валик» от которого все фанатично пытаются избавиться, но вот психологически мне все еще сложно примириться с тем фактом, что я родила «не сама».
Прежде чем я подробнее расскажу о всех тех эмоциях, чувствах и мыслях, которые могут возникать после того, как вам сделали экстренное кесарево, я хочу обратить внимание вот на что. Мы тут часто говорим о том, что культ «естественных родов» и сверхцели непременно «родить самой» должны сгинуть из общественного поля зрения.
Нет, безусловно, очень классно, когда у женщин все само складывается естественным образом, как задумано матушкой природой, — и рожает она вагинально без единого разрыва и почти без боли, и грудное вскармливание налаживает без трещин и кровавых сосков. Это очень круто, без сарказма, и я даже знаю нескольких таких женщин (или они чего-то не договаривают).
Однако я решительно против того, чтобы они считались значительно более успешными (не везучими — а именно успешными) чем все те, у кого что-то пошло не по «естественной» дорожке.
Потому что, к сожалению, достаточно почитать комментарии к текстам про кесарево сечение для того, чтобы понять, что женщины до сих пор регулярно получают бестактные вопросики: «А ты сама рожала?», а также всевозможные обесценивающие комментарии, которые предполагают, что кесарево — это часок полежать на операционном столе (тебе там живот распарывают от края до края, алло!), а «естественные» роды — это для тех, кто хорошо постарался и вообще молодец.
И вот сейчас важное: никто и никогда за всю мою жизнь ни разу не говорил мне, что я ленива, плохо старалась, что мне «повезло», что я не рожала «сама».
Никто никогда не спрашивал и не обвинял меня в том, что я с чем-то там не справилась. Однако весь тот информационный шум, который существует вокруг этой операции, неизбежно зацепил и меня. Я получила на руки здорового, крепкого, очаровательного ребенка, однако у меня на подкорке откуда-то взялся факт о том, что родить «естественно» — это хорошо и правильно, а родить операционным путем — это для слабачек и неудачниц.
Это так работает — не только с родами, а с любыми другими вопросами, которые активно обсуждаются. Лично вам никто никогда может не сказать, что вы поправились после родов, или что вы толстая, но в вашей голове уже существует установка о том, что надо обязательно худеть.
Это социальный контекст — и против него не работают лозунги «Ой, ну чего дураков слушать» — дураки могут вам ничего не говорить, но вы все равно знаете, что считается «хорошим», а что «плохим».
И вот я — даже без участия нечувствительных родственников и слишком любопытных друзей — знаю, что кесарево сечение — это автоматически «серебро» в мире деторождения, какими бы спасительными ни казались фразы: «Ну, главное что ребенок здоровый» или «Хорошо все, что хорошо кончается» (а они на самом деле довольно обесценивающие, но это уже другая история).
Так вот, вернемся к тому, что мне довелось подумать и почувствовать за те годы, что я пыталась проанализировать произошедшее со мной и убрать уже это на антресоли сознания с каким-нибудь нейтральным ярлычком (пока не получилось).
Меня об этом никто не предупреждал. Вся индустрия подготовки к родам заточена на естественные роды. На курсах для беременных тратят два часа на то, чтобы выучить двадцать разных поз для продыхивания схваток (угадайте, сколько из них я вспомнила во время реальных схваток?), но ни минуты на то, чтобы рассказать о том, что может в этих родах пойти не так, и чем это все может закончиться.
Все книги о родах тоже сконцентрированы на том, чтобы живописать процессы, происходящие во время вагинальных родов, и процессы восстановления после них. Кесарево сечение — будь то плановое или экстренное — упоминается обычно вскользь, как что-то маловероятное и незначимое.
Оно как будто есть, но оно настолько нереалистично, что и писать о нем не стоит (а роды путем кесарева сечения, вообще-то, по официальной статистике, составляют 25–30 процентов от всех родов, происходящих в России).
Черт возьми, даже в фильмах и сериалах героини в подавляющем большинстве случаев рожают «сами» (я понимаю, что к кинематографическим родам вообще много вопросов, но и там тоже вагинальные роды возведены в абсолютную норму везде — от комедий до драм).
Мое тело меня подвело. Эта мысль стала для меня, наверное, самым тяжелым разочарованием. Если присмотреться, она связана все с тем же стереотипом: кто родил «сам» — тот молодец, а кто «не сам» — тот что-то сделал не так. У меня не было претензий к себе, я старалась изо всех сил, и я до сих пор считаю, что приняла правильное решение, выбрав операцию вместо попыток «родить самой» любыми средствами, но при этом мне показалось, что мое тело меня подвело. Не только тело — сама природа.
Мне обещали, что если следить за здоровьем, выполнять предписания врача, готовиться, стараться, прислушиваться к себе и не мешать естественным процессам — все получится, а у меня не получилось. И да, я понимаю, «так бывает», но почему со мной? В общем, много риторических вопросов и горького разочарования в самом «естественном процессе», для которого мое тело вообще-то и предназначено, если верить сторонникам этой теории.
Я чем-то хуже других? Когда мы делим какие-то практики на «лучшие» (в данном случае — «естественные») и остальные, те, кто попал во вторую категорию, невольно начинают сравнивать себя с другими — с теми, у кого все получилось в лучшем виде. Я пыталась разобраться, что такого смогли сделать мои подруги и женщины из интернета, которые благополучно родили вагинально, чего не смогла я.
Я люблю слушать чужие истории родов — они завораживают меня, но каждый раз я чувствую немного горечи из-за того, что не могу поддержать разговор — поэтому я отшучиваюсь и просто говорю: «Я не рожала своего ребенка».
В конце дня, когда я укладываю спать своего прекрасного сына (который по сто раз в день умиляет, радует и раздражает меня как любой другой четырехлетка), мне совершенно неважно, каким образом он появился на свет — как хорошо, что он жив, здоров и вообще появился.
Плохо то, что тысячи женщин живут с чувством вины, разочарования, неудовлетворения, сожаления и обиды за собственные роды путем кесарева сечения.
Плохо то, что многие врачи до сих пор относятся к кесареву сечению как к «крайней мере», которую надо применять только в самых критических случаях, тогда как другие средства для «вспоможения» вагинальным родам: выдавливание ребенка, вытягивание его щипцами или вакуумом, до сих пор применяются. Плохо то, что до сих пор полно людей, которые считают, что кесарево — это «просто полежать» и вообще для ленивых, и не стесняются говорить об этом вслух.
Хочется верить, что многие из них делают это не со зла, а просто потому, что не обладают достаточной информацией о том, как проходит эта операция и восстановление после нее — и им действительно практически неоткуда ее получить.
Рано или поздно я смогу упаковать свой опыт «неидеальных» родов так, что он не будет больше меня беспокоить. Но пока я хочу сказать: давайте уже перестанем оценивать качество родов по тому, какую роль в них сыграла вагина.
Беременность — это тяжело. Роды — любые — это еще тяжелее. Процесс послеродового восстановления — это тоже жесть.
Кому-то что-то дается проще, кому-то — сложнее, каждый опыт уникален, и никто не вправе его обесценивать — даже мы сами, одурманенные нереалистичными ожиданиями от того, как непременно должны появляться на свет человеческие детеныши.
Давайте делиться своим опытом, прислушиваться к опыту других и принимать его — без осуждения и оценок. Нет никакого одного способа «правильно родить» — как не существует одного способа правильно вырастить и воспитать ребенка. И чем раньше мы к этому придем на уровне общественного сознания, тем проще и спокойнее нам всем будет.
Ещё почитать по теме
Кесарево сечение: «легкий способ» родить ребенка
Не рожала – не женщина! Дети- святой долг или добровольное решение?
Среди тех, кто не планирует заводить детей, женщин больше, чем мужчин (51% против 41%).
Каждая еще не родившая женщина хоть раз в жизни слышала такие фразы:
«Дети — это счастье, цветы жизни», «А кто поднесёт стакан воды в старости?», »Часики-то тикают», «Потом будет поздно, пожалеешь!», «Ну и что, что нет мужа, роди для себя!».
Общественное мнение как рычаг давления
В обществе бытует строгое утверждение, что женщина не только обязана иметь детей, ей еще полагается этого хотеть.
Это репродуктивное давление оказывает на женщин социум, семья, супруг, подруги. Давление, заставляющее женщину сосредоточиться на рождении детей, как на основном, едва ли не единственном смысле ее существования.
Если у тебя нет детей, то ты какая-то неполноценная…
Это происходит на государственном уровне!
Несколько лет назад Виталий Милонов впервые заявил о том, что женщины, не родившие ребёнка до 23 лет, должны отдавать свой долг родине. Его мнение поддержали и другие депутаты Государственной думы России. К таковым относятся Всеволод Чаплин и Андрей Кураев. Они также посчитали, что женщин пора привлекать к военной службе.
Милонов во время слушания заявил, что женщина обязана родить ребёнка до 23 лет. Это её прямая обязанность, которая была дана ей природой и Богом. Если девушка не следует этим правилам, то её нужно отправлять в армию. Там она сможет найти себе мужа, и заодно пополнит ряды военнослужащих России.
А давайте вспомним, как ввести налог на бездетность предложили в «Совете матерей».
«Мы говорим о тех, кто сознательно отказывается от решения родить ребёнка. Не любят, пусть платят налог и не любят дальше. Либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит», – цитата председателя правления этой общероссийской общественной организации Татьяны Буцкой.
По мнению общественницы, если ты строишь карьеру, живешь для себя, путешествуешь, получаешь «пятое образование» – плати.
Социум диктует правило: «Если ты женщина и у тебя есть матка, то ты должна рожать!»
Беременность – это эмоционально, психологически и физически сложный процесс. Да, можно сказать, что это естественный для женского организма процесс, однако женщине психологически сложно переживать этот период, кроме того, не будем забывать про смертельные риски, неправильно ставить жизнь человека под угрозу против его воли.
Акушерское насилие – это проблема, которая является еще одним фактором, почему женщины отказываются от вторых и последующих родов. Но это не является основной причиной.
Выращивание ребенка становится очень дорогим, родительские стандарты задираются до небес, не родившие женщины сталкиваются с осуждением со стороны окружающих.
Ребенок– это огромная ответственность, не удивительно, что есть женщины, которые не хотят взваливать себе на плечи такой груз.
Любая мамочка с ребенком скажет вам, что вы просто не знаете, о чем говорите, вот он появится и все будет по-другому! Но понимания, что, возможно, женщина не готова отказаться от себя ради продолжения рода, нет.
Женщина должна сама решить, что ей делать со своей жизнью. Отказ от материнства не всегда связан с какими-либо карьерными амбициями, обычно, это простое нежелание быть матерью.
Решение женщины не иметь детей – это позиция, которую общество должно научиться уважать.
Главная задача женщины понять, чего на самом деле хочет она сама, это гораздо сложнее, чем сопротивляться или следовать общественному давлению.
Я не просил меня рожать.
От Божьего дара к предмету роскоши
И это очень больно ранит и одновременно ставит в тупик. Ведь опять же, рассуждая логически, благодарить часто бывает особенно не за что. От кого-то мать отказалась прямо в роддоме. Кто-то живет с папой-алкоголиком, а у кого-то даже такого папы нет. Кто-то побирается по электричкам, кого-то тяжелая болезнь с младенчества приковала к постели.
От благословения к проклятию
Под стать и содержание журнала. Такую грязь, как метко выразился когда-то К.И.Чуковский, «без калош читать нельзя». Но зато все с претензией на оригинальность. Это, кстати, часто бывает у маргинальных меньшинств.
Читаешь и поражаешься: надо же, такие заявки на оригинальность и одновременно такой беззастенчивый плагиат! В журналах родоначальницы «планирования семьи» Маргарет Зангер еще в 20-30-е гг. прошлого столетия ребенок изображался «орущим куском мяса»!
И подобные пассажи не новы: «Хочешь нести ответственность за наличие корки засохших соплей у него под носом и регулярность его физиологических отправлений? Может быть, хочешь запаривать по вечерам чернослив и впихивать ему в рот под дикий визг, а он в ответ будет плеваться в тебя коричневой гадостью?»
Вот-вот! Сторонники Зангер, описывая младенцев, тоже старались вызвать к ним отвращение и брезгливость.
И ладно бы это были просто автобиографические заметки «морального урода»! (Хотя все равно им место не на страницах журнала, а в истории болезни.) Так эти помои еще и преподносятся как совершенно нормальные общечеловеческие переживания! Только плебс их пока скрывает, а элита ведет себя более естественно, более натурально.
Теперь понятно, что «Я не просил меня рожать!» не просто детский истерический выплеск, а можно сказать, «итоговое заявление», имеющее под собой крепкую идейную базу. Фундамент, кирпичики которого плотно пригнаны один к другому. А параллельно, пока закладывался этот новый фундамент, методично, тоже по кирпичику, разрушался старый, традиционный.
Но и в полных семьях отец сплошь и рядом не имеет должного авторитета: кто из-за пьянства, кто из-за низких заработков, кто из-за своего инфантилизма (часто слышишь от женщины: «У меня не муж, а еще один ребенок»), кто по десятку иных причин. Какое там главенство, когда и о равенстве речи не идет. Уважать такого отца, а тем более, благоговеть перед ним, разумеется, очень трудно.
Теперь настал черед матерей. Тех, чей авторитет, напротив, должен был бы непомерно вырасти, чтобы компенсировать утрату отцовского влияния. До последнего времени так оно и было. Мать оставалась главной и, по существу, единственной надежной опорой для своего ребенка. Но как все неестественное, искажающее Богом данную иерархию, сверхзначимость матери обернулась ее низвержением с пьедестала. Будто он не выдержал такой громоздкой фигуры.
Затем пренебрежение распространилось на всех матерей. В том числе, на неповинных в многодетности. Не поздоровилось даже тем, кто эту многодетность осуждал. Наверное, не всем нашим взрослым читателям знакомо выражение «биологическая мать». Во всяком случае, они о своих матерях так никогда не думают и не говорят. А вот подростков начала XXI в. уже просветили, и они вполне могут (пускай в запальчивости) поставить маму на место словами: «Какое право ты имеешь диктовать мне, как жить?! Ты всего лишь моя биологическая мать!»
И это еще что! Передовая Англия, законодательница прогресса, пошла дальше. Там, как сообщает немецкая газета «Форум», выходящая на русском языке, «по заказу врачей конструкторы спроектировали жилет, имитирующий беременность. Надев его, испытываешь на себе всю тяжесть материнства. В скором времени школьников заставят носить изобретение на переменах. Чудо инженерной мысли напоминает бронежилет. Только с большим животом и грудью третьего размера. Весит все хозяйство около 15 килограммов. Носить его, в целях безопасности для здоровья, рекомендуют не более получаса. Дальше может заболеть сердце, станет тошнить. Псевдобеременный чувствует увеличение веса, изменение осанки, возникает давление на внутренние органы, повышается артериальное давление. По задумке ученых, после примерки на себя «тяжелых» симптомов материнства школьницы задумаются, надо ли им повторять такое испытание не 10 минут, а 9 месяцев. Жилет включен в обязательные школьные программы. Носить его будут на переменах в общей сложности 3 часа все школьники от 11 до 17 лет.» («Форум» 12 (16), декабрь 2003.)
А там и клонирование подоспеет, тогда вообще напрягаться не обязательно. Как теперь принято говорить: «Заплати налоги и живи спокойно». Зачатие (как естественное, так и искусственное) станет попросту неактуальным. В общем, все эти кошмары давно описаны в футурологической беллетристике. Например, в романах Станислава Лема, которые чем дальше, тем больше напоминают не спонтанные провидческие озарения, а литературные иллюстрации вполне реальных проектов глобалистской перестройки мира.
Во всяком случае, точность воплощения многих, казалось бы, безумных фантазий, заставляет задуматься. В 2000 г. европейская практика судопроизводства обогатилась прецедентом, получившим название “дело Перрюша”, который еще недавно мог быть сочтен остроумным вымыслом. Суть такова: умственно отсталый мальчик получил по решению суда денежную компенсацию за то, что его мать в свое время не сделала аборт. На следующий год уже три семьи, дети которых (от 9 до 11 лет) родились с физическими недостатками, потребовали себе компенсации, и высший аппеляционный суд Франции постановил, что инвалиды имеют право на материальное вознаграждение за то, что их матерям не была предоставлена возможность от них своевременно избавиться. СМИ откликнулись на это заголовками типа «Суд Франции признал право ребенка быть нерожденным» (Lenta Ru, 14. 07. 2001).
Процесс, как видите, встречный: с одной стороны, родители получают все большие права и возможности не рожать детей. С другой стороны, детям предоставляется вопиющее по своей абсурдности право быть нерожденными. Ведь предъявлять-то это право может только уже появившийся на свет!
Противники абортов говорят, что операция вредна для здоровья?
Что?! Гомосексуалисты не имеют права преподавать в школах? Да это ж чудовищная дискриминация! Нельзя допустить, чтобы кто-то чувствовал себя изгоем, чтобы развивался комплекс неполноценности, который может привести даже к суициду.
И принимаются гуманнейшие законы, позволяющие содомитам работать не только в школах, но и в яслях.
И на претензии тоже очень гуманной Организации по правам инвалидов либералы не замедлят ответить. Эти умелые игроки в гуманизм всегда найдут чем крыть.
(Про безопасный аборт читай немного выше.)
Путевка в вечность
Но ведь мы не спорим о важности воспитания. Только, во-первых, одно нельзя противопоставлять другому, а во-вторых, не следует так смещать акценты на земную жизнь.
В одной широко известной молитве матери о чадах своих почти дословно повторяется строка из книги Пророка Исайи. Там, правда, говорится: «Вот я и дети, которых дал мне Господь» (Ис. 8:18). А в молитве читаем: «Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном Суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: «Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!»
ТЫ, а не я! А что должна будет сказать женщина, руководствовавшаяся ленинским принципом «лучше меньше, да лучше»? Ты давал, а я не хотела? Думала, мне виднее, когда придет нужный момент? Полагалась не на Тебя, а на себя? Считала, что слова апостола мне не указ? Не верила в помощь Твою и Твое промышление о моей семье?
Даже если отказ от многодетности не связан с эгоистической боязнью трудностей, все равно он свидетельствует о маловерии. Так что не только аборт и гормональная контрацепция, фактически вся имеющая абортивный эффект, не только «барьерные» методы, связанные с излитием семени (грех, каравшийся в Ветхом Завете смертью), но и самые, казалось бы, невинные, «естественные» методы планирования семьи, мягко говоря, небезупречны.
И пусть никому из нас неведомо, кого Господь помилует и введет в Царствие Небесное, все же чем больше детей, тем больше возможность, что хотя бы кто-то станет праведником и молитвенником о нашем роде. Не потому ли так преизобилует сейчас благодать на тех многодетных православных семьях, которые, вопреки логике мира сего полагаются на волю Божию? Хотя быт в таких семьях совсем не похож на рекламную картинку из глянцевого журнала, эту благодать чувствуешь почти физически, особенно если родители сами из многодетных православных семей, и их предки тоже были чадолюбивы, то есть, правильное устройство семьи и жизни не нарушалось ни в одном поколении.
В XX веке, когда идеология планирования семьи, провозглашающая право людей на «безопасный секс» (т.е., на все тот же разврат, отказ от деторождения и аборты) пронизала как международное право, так и национальные законодательства многих стран, постепенно происходит сатанизация мира. Хотя люди пребывают в уверенности, что это никакой не сатанизм, а наоборот, просвещенность, цивилизованность и гуманность.
Что ответим на это мы, в сущности, такие же дерзкие, неблагодарные дети своего Небесного Отца?