желай людям того же чего желаешь себе
Войдите в ОК
Удивительная история
связанная с чтением Корана Один пожилой человек жил вместе со своим внуком в
горах. Будучи мусульманином, каждое утро он проводил за чтением Книги Аллаха.
Внук старался быть похожим на деда и во всем ему подражал. Однажды он спросил:
«Дедушка, я стараюсь читать Коран так же, как и ты, но я не понимаю его. Все,
что запоминаю, я забываю сразу после того, как закрою книгу. Так какая польза в
чтении Корана?» Дед, клавший уголь в печь, остановился и ответил: «Возьми
корзину для угля, спустись к реке, наполни ее водой и принеси сюда». Мальчик
старался выполнить поручение, но вся вода вытекла до того, как он успел
вернуться домой. Рассмеявшись, дед сказал: «Попробуй идти быстрее» и отправил
внука обратно к реке, чтобы тот попытался снова. В этот раз мальчик бежал
быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой до того, как он достиг дома.
Сказав деду, что воду невозможно нести в корзине, мальчик отправился за ведром.
Дед возразил: «Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно выкладываешься».
Мальчик, желая показать, что даже если он будет бежать изо всех сил, вода
выльется до того, как он добежит до дома, снова погрузил корзину в реку и
побежал так быстро, как только мог. Но пока он увидел деда, корзина вновь была
уже пустой. «Видишь дедушка, это бесполезно!», — подытожил выдохшийся внук.
«Так, ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину», — ответил дед. Мальчик
посмотрел на не и увидел, что черная от угля корзина стала чистой как внутри,
так и снаружи. «Сынок, вот, что происходит, когда ты читаешь Коран. Ты можешь
не понимать и не запомнить из него ничего, но когда ты его читаешь, он меняет
тебя: как внешне, так и внутренне. Так Аллах меняет нашу жизнь»
Золотое правило в Исламе
По данным Оксфордского словаря философии, золотое правило нравственности или общее этическое правило определяется как любая форма изречения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «Не делайте другим того, чего не желаете себе». Золотое правило нравственности является основополагающим мировым этическим принципом.
Золотое правило, или принцип взаимности, является исламским моральным принципом. Этот принцип был неоднократно заявлен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение).
Анас ибн Малик сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه أو قال لجاره ما يحب لنفسه
«Никто из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для своего брата или соседа то, что он любит для себя» («Сахих» Бухари, «Сахих» Муслим).
الأولى أن يحمل ذلك على عموم الأخوة حتى يشمل الكافر والمسلم فيحب لأخيه الكافر مايحب لنفسه من دخوله في الإسلام كما يحب لأخيه المسلم دوامه على الإسلام ولهذا كان الدعاء بالهداية للكافر مستحبا والمراد بالمحبة إرادة الخير والمنفعة ثم المراد المحبة الدينية لا المحبة البشرية
В другом повествовании Пророк (мир ему и благословение) сказал:
لا يؤمن أحدكم حتى يحب للناس ما يحب لنفسه وحتى يحب المرء لا يحبه إلا لله عز وجل
«Никто из вас не будет иметь полной веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит для себя, и пока он не будет любить людей только ради Всевышнего Аллаха» (Муснад Ахмад).
Ещё одно изречение Пророка (мир ему и благословение):
لا يبلغ عبد حقيقة الإيمان حتى يحب للناس ما يحب لنفسه من الخير
«Раб не достигнет действительной веры, пока он не полюбит для людей то, что он любит для себя» (Сахих Ибн Хиббан).
В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорил:
لا يجد أحد حلاوة الإيمان حتى يحب المرء لا يحبه إلا لله
«Никто из вас не найдет сладость веры, пока он не полюбит людей только ради Аллаха» («Сахих» Бухари).
Абдуллах ибн Амр сообщил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал»:
من أحب أن يزحزح عن النار ويدخل الجنة فلتدركه منيته وهو يؤمن بالله واليوم الآخر ويأتي إلى الناس ما يحب أن يؤتى إليه
“Тот, кто хотел бы спастись от Ада и войти в Рай, умереть с верой в Аллаха и в Последний День, пусть он относится к людям так, как он хотел бы, чтобы относились к нему”» («Сахих» Муслим).
Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
لا تدخلون الجنة حتى تؤمنوا ولا تؤمنوا حتى تحابوا أولا أدلكم على شيء إذا فعلتموه تحاببتم أفشوا السلام بينكم
«Вы не войдете в Рай, пока не уверуете и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Должен ли я указать вам на то, что, если бы вы сделали, то полюбили бы друг друга? Распространяйте мир между вами» (Сахих Муслим).
В другом повествовании, Пророк (мир ему и благословение) сказал:
والذي نفسي بيده لا تدخلوا الجنة حتى تسلموا ولا تسلموا حتى تحابوا وأفشوا السلام تحابوا وإياكم والبغضة فإنها هي الحالقة لا أقول لكم تحلق الشعر ولكن تحلق الدين
«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока вы не уверуете, и Вы не уверуете, пока вы не полюбите друг друга. Приветствуйте друг друга с миром, и вы будете любить друг друга. Остерегайтесь ненависти, ибо это бритва. Я не говорю, что бреет волосы, она бреет вашу религию» (Аль-Адаб аль-Муфрад).
В другом повествовании, Пророк (мир ему и благословение) сказал:
وأحسن إلى جارك تكن مؤمنا وأحب للناس ما تحب لنفسك تكن مسلما
«Будь добр к своим соседям, и будешь уверовавшим, люби для людей, что любишь для себя, и будешь мусульманином» (Сунан ат-Тирмизи).
Ибн аль-Мунтафик сообщил, что он сказал: «О, Посланник Аллаха, научи меня, что спасет меня от наказания Аллаха и введёт меня в Рай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
اعبد الله ولا تشرك به شيئا وأقم الصلاة المكتوبة وأد الزكاة المفروضة وحج واعتمر وأظنه قال وصم رمضان وانظر ما تحب للناس أن يأتوه إليك فافعله بهم وما تكره أن يأتوه إليك فذرهم منه
«Поклоняйтесь Аллаху и не связывайте с Ним ничего. Совершайте предписанные молитвы, выплачивайте закят, поститесь в месяц Рамадан и также любите для людей то, что любите для себя, и обращайтесь с ними таким образом, как хотели бы, чтоб обращались с вами, и ненавидьте для людей то, что ненавидите для себя» (Аль-маджам Аль-Кабир).
Халид ибн Абдулла аль-Касри сообщил, что его отец передал ему, что его дед сказал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил:
«Вы любите Рай?»
Он ответил: «Да, о, Посланник Аллаха!» Пророк (мир ему и благословение) сказал:
فأحب لأخيك ما تحب لنفسك
«Тогда любите для своего брата то, что ты любите для себя» (Муснада Ахмад).
Муаз ибн Анас сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
أفضل الإيمان أن تحب لله وتبغض في الله وتعمل لسانك في ذكر الله
«Лучшая вера – это любить ради Аллаха, ненавидеть ради Аллаха, и заставить работать свой язык в поминании Аллаха».
Муаз спросил: «Как это, о Посланник Аллаха?» Он ответил:
وأن تحب للناس ما تحب لنفسك وتكره لهم ما تكره لنفسك وأن تقول خيرا أو تصمت
«То, что любишь для себя, то люби и для других, и что ненавидишь для себя, ненавидь и для людей, и говори благое или молчи» (Муснада Ахмад).
Ибн Раджаб в комментариях к этому хадису пишет:
قال بعض الصالحين من السلف أهل المحبة لله نظروا بنور الله وعطفوا على أهل معاصي الله مقتوا أعمالهم وعطفوا عليهم ليزيلوهم بالمواعظ عن فعالهم وأشفقوا على أبدانهم من النار ولا يكون المؤمن مؤمنا حقا حتى يرضى للناس ما يرضاه لنفسه وإن رأى في غيره فضيلة فاق بها عليه فتمنى لنفسه مثلها فإن كانت تلك الفضيلة دينية كان حسنا
«Некоторые из праведных предшественников были людьми, которые любили Аллаха, смотрели на свет Аллаха, и они были сострадательны к тем, кто не повинуется Аллаху. Они находили их дела предосудительным, но проявляли милосердие к ним так, что через их увещевания они могли оставить свои действия. Они очень боялись, что окажутся в числе обитателей ада. Верующий не будет действительно верующим, пока он не желает людям того же, что желает себе, и если он видит в ком-то достоинства, которыми они превзошли его, он желает быть похожим на них».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Желай людям того же чего желаешь себе
ТОЛКОВАНИЕ ВАЖНОГО ХАДИСА
Сообщается со слов Абу Хамзы Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который был слугой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». — [аль-Бухари, 13; Муслим, 45].
Разъясняет шейх Салих али Шейх:
«Не уверует никто из вас…» — данная фраза указывает на обязательность того, о чём говорится после неё.
Шейх уль-Ислям ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «(В данном хадисе) имеется в виду отрицание полноценной веры». — [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 7/257-258].
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе» — эти слова указывают на то, что человек обязан желать своему брату того же, чего желает себе самому. Если человек оставил нечто желательное, то, говоря о нём, не отрицают наличие у него веры. А в хадисе сказано: «Не уверует…», — а это указывают на то, что упомянутое вслед является обязательным.
«Не уверует никто из вас…» — следовательно, эта фраза означает: не уверует никто из вас полноценной верой.
Фраза «…не уверует…» часто приходит в сунне. Например, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще». — [аль-Бухари, 15; Муслим, 44].
Также, однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла». — [аль-Бухари, 6016].
Во всех этих хадисах под фразой «…не уверует…» имеется в виду: не уверует полноценной верой.
«…желать своему брату того же, чего желает самому себе» — то есть: не станет желать своему брату всех праведных слов, деяний и убеждений. Человек должен желать своему брату таких же прекрасных УБЕЖДЕНИЙ, какие есть у него самого. Это – обязательно (уаджиб). Человек должен желать своему брату, чтобы тот всегда совершал молитву. Если же человек желает своему брату заблуждения, то тем самым он совершает запретное и не считается полноценно верующим. Если человек желает своему брату, чтобы тот отклонился от правильных убеждений, которые соответствуют сунне, то этот человек также НЕ является полноценно верующим. То же самое касается всех остальных видов поклонения. То же самое касается и оставления грехов. Если человек перестал брать взятки, но желает своему брату того, чтобы тот брал взятки, то такой человек не является полноценно верующим.
В другой версии данного хадиса сказано: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе из блага». — [ан-Насаи в «аль-Кубра», 6/534; Ахмад, 3/206; ибн Хиббан, 1/471; Абу Йа‘ля, 5/268; ибн Мандах в «аль-Иман», 1/441].
Что касается желания своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то это желательно (мустахабб). Например, человек желает быть обладателем достатка в имуществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Например, человек желает быть почитаемым в обществе, и ему желательно желать того же самого своему брату. Но если человек не желает своему брату какого-либо блага, касающегося мирской жизни, то этот человек не считается тем, у кого отрицается наличие полноценной веры. Ведь, в данном случае все вышеперечисленное желательно, а не обязательно.
Следовательно, всё вышеперечисленное можно разделить на две группы:
1 — Если человек желает себе чего-то, что связано с религией, то он обязан желать своим братьям того же самого. В противном случае, человек считается тем, кто не обладает полноценной верой. Человек обязан желать своему брату того, чтобы тот выполнял обязательные и желательные религиозные предписания, а также оставлял всё запрещенное Аллахом.
2 — Если человек желает себе блага, которое связано с мирской жизнью, то ему желательно (мустахабб) желать своим братьям того же самого. Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот имел изобилие в пропитании. Например, желательно желать своему брату того, чтобы тот обладал почётом, имуществом или полезными книгами, и так далее. Всё это является желательным.
«Шарх аль-Арбайин ан-Науауи Шейх Али аш-Шейх» Хадис №13
Желай людям того же чего желаешь себе
Я люблю Ислам – мою
религию… Я люблю Аллаха – моего Создателя. Я
люблю Мухаммада – моего Пророка. Я
люблю Коран – мою Книгу. Я люблю Каабу – мою
кибл
Удивительная история
связанная с чтением Корана Один пожилой человек жил вместе со своим внуком в
горах. Будучи мусульманином, каждое утро он проводил за чтением Книги Аллаха.
Внук старался быть похожим на деда и во всем ему подражал. Однажды он спросил:
«Дедушка, я стараюсь читать Коран так же, как и ты, но я не понимаю его. Все,
что запоминаю, я забываю сразу после того, как закрою книгу. Так какая польза в
чтении Корана?» Дед, клавший уголь в печь, остановился и ответил: «Возьми
корзину для угля, спустись к реке, наполни ее водой и принеси сюда». Мальчик
старался выполнить поручение, но вся вода вытекла до того, как он успел
вернуться домой. Рассмеявшись, дед сказал: «Попробуй идти быстрее» и отправил
внука обратно к реке, чтобы тот попытался снова. В этот раз мальчик бежал
быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой до того, как он достиг дома.
Сказав деду, что воду невозможно нести в корзине, мальчик отправился за ведром.
Дед возразил: «Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно
выкладываешься». Мальчик, желая показать, что даже если он будет бежать изо
всех сил, вода выльется до того, как он добежит до дома, снова погрузил корзину
в реку и побежал так быстро, как только мог. Но пока он увидел деда, корзина
вновь была уже пустой. «Видишь дедушка, это бесполезно!», — подытожил
выдохшийся внук. «Так, ты думаешь это бесполезно? Взгляни на корзину», —
ответил дед. Мальчик посмотрел на не и увидел, что черная от угля корзина стала
чистой как внутри, так и снаружи. «Сынок, вот, что происходит, когда ты читаешь
Коран. Ты можешь не понимать и не запомнить из него ничего, но когда ты его
читаешь, он меняет тебя: как внешне, так и внутренне. Так Аллах меняет нашу
жизнь»
Чего желаешь себе, пожелай и другому
Одним из главных принципов в Исламе является то, чтобы мусульмане желали братьям и сёстрам по вере того же, чего желают себе, или не желали другому того, чего не желают себе.
Как, к примеру, этот принцип может реализоваться в жизни? Есть у мусульман, хвала Аллаху, хорошая черта, когда они могут отказаться от той или иной вещи, если она понравилась твоему брату. Это очень благородная черта характера, поскольку мы не жадничаем, а делимся, порой, самым дорогим своему сердцу. Это – подарок, преподнесение которого брату по вере считается ценным в Исламе.
Есть и другие стороны нашей земной жизни. К примеру, нам не нравится, когда нас обманывают. Если так случится, мы будет долго возмущаться. Но, увы, мы не страшимся гнева Всевышнего Аллаха, когда подвергаем обману другого человека. С ложью мы сталкиваемся на каждом шагу: на рынках, в разговорах с людьми. Получается, мы привыкаем к плохому, к греховному, ложь становится частью нашей жизни. А это уже пагубно влияет на состояние души.
Если мы хотим, чтобы к нам хорошо относились в обществе, мы сами тоже обязаны посылать в него позитивное настроение и деяния. Разве будут к нам хорошо относиться, если мы сеем раздор, показываем плохое настроение, совершаем что-то неприличное? «Спасибо» нам точно никто не скажет.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) нёс своим окружающим только благо и совершенно искренне желал своим соплеменникам того же, что желал и себе.
В те далекие времена, когда религия Ислам только развивалась, сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего не жалели ради праведного дела, ради распространения истинной религии. Они отдавали всё своё состояние ради Всевышнего Аллаха. Они ничего не жалели ради общего дела. И только благодаря такому братству между сподвижниками пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) сегодня мы самые счастливые люди, ибо можем исповедовать религию Единобожия, которая ведёт только к добру, миру и созиданию. Хвала Всевышнему за то, что Он избрал нас и мы в числе покорных и служащих Ему.
Ислам учит нас тому, чтобы думали о себе в последнюю очередь, так, как это делали великие сподвижники на пути Ислама. Вряд ли кто-то из них думал о предстоящем ужине или завтраке или о том, что надеть завтра. У них была одна цель – помочь Любимцу Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на пути проповедования.
Принцип того, чтобы мы желали другому того же, чего желаем себе способствует единству мусульман, сплочённости и укреплению любви и взаимопонимания между братьями и сёстрами по вере. Только в таком случаем можно говорить о справедливости и спокойствии в обществе. У нас же на самом деле выходит всё наоборот: мы думаем о себе, как бы нам разбогатеть, обеспечить семью на три поколения вперёд, приобрести недвижимость за границей и купить высокопоставленный пост до конца жизни своей, а потом ещё умудриться передать его по наследству. При таком раскладе дел разве будет когда-либо справедливость на земле?
Есть ещё один важный момент в стремлении человека помочь ближнему и пожелать ему того же, чего и себе. Тогда, когда это становится частью нашей жизни, вера наша укрепляется в существование и единственность нашего Господа. Думаю, каждый сейчас согласится с тем, что веру нам стоит укреплять и не раз от разу, а каждый день, минуту и секунду. Когда наша душа начинает двигаться по пути избавления от эгоизма, ненависти, неприязни, тогда мы начинаем двигаться к довольству Всевышнего Аллаха, получению Его милости и благоволения.
Со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса (да будет доволен ими Аллах) передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть желающий, чтобы его удалили от огня и ввели в рай в (день) смерти своей окажется верующим в Аллаха и в Последний день и относится к людям так же, как хочет он, чтобы относились к нему» (Муслим).
Руководствуясь этим принципом, мы обязаны помогать друг другу. Если сосед нуждается в помощи, к примеру, просто покрыть крышу, мы должны помочь ему в этом. Если же наш сосед совершает ошибку в отношении религии, мы тоже должны определённым образом указать ему на проступок. Вместе с тем, мы не должны остро реагировать на замечания в свой адрес, поскольку человек, указавший нам на это, желает нам благого, то есть того, чего он желает себе. И если нас хотят видеть лучше в поступках, нраве, характере, остаётся только вознести Создателю хвалу за то, что Он послал Своих рабов с наставлениями, значит Он желает нам хорошего.
Мусульманин стремится совершать благие дела. И даже известны случаи из истории, когда праведные люди соревновались в совершении хорошего. Это правильно, потому что мы привыкли лишь осуждать тех, кто оступился, ведёт не совсем приличный образ жизни. Осуждая и обсуждая, мы не делаем ничего хорошего ни для себя, ни для него, а лишь зарабатываем грехи. Напротив, когда мы хотим кому-то и что-то доказать и показать, только добропорядочные поступки могут стать свидетелями наших благих намерений. Ниена грешника мы должны смотреть, а на праведника и стараться походить на него.
Я уже упоминала о единстве, а забота о ближних ведёт к этому. А мусульмане, согласно хадису, являются единым организмом, и когда болит одна часть тела, эту боль ощущает другая. Если мусульманину, находящемуся в другой части света больно, его постигли какие-то несчастья, мы должны воспринимать это как свою боль, постараться чем-то помочь и сделать дуа. Мы же не хотим, чтобы нас постигло несчастье, и нам было плохо, значит, мы не должны желать этого и другим.
Предела нет совершенству, ярчайшим примером воплощения братства и единства среди мусульман является пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). К этому должны стремиться и мы. Нам не нужно изобретать, всё давно сказано в священном Коране, до нас доведены хадисы, мы знаем биографию Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вплоть до мельчайших подробностей. Остаётся лишь следовать.
В довольстве Аллаха мы видим смысл своей жизни и к этому стремимся в отпущенный нам срок земного пребывания. Пожелания же брату или сестре по вере того, чего желаем себе, непременно, станет ещё одним шагом по пути приближения к довольству нами Всевышним, иншааллах.