желтая звезда давида на одежде что значит
«Еврейская звезда», эта «жёлтая заплата на уровне сердца». (Перевод с немецкого и предисловие Леонида Комиссаренко)* 0
Предисловие переводчика
Каждый раз при подготовке материалов для публикации, будь то перевод или оригинальная статья, связанная с Холокостом, я останавливаю внимание на этом снимке, который сделал в числе многих других на выставке «Национал-социализм во Фрайбурге». Лежит в витрине полоса жёлтой ткани с напечаткой шестиконечных звёзд и словом «Jude».
Увидев впервые этот экспонат, я удивился тому, что никогда не задавал себе вопрос: а где, собственно говоря, брали евреи эти звёзды? Не рисовали же сами на жёлтых лоскутах и вырезали. Поиск дал пока что локальный ответ, только по Германии, стране пресловутого Ordnug’а. Как было в оккупированных странах, пока не знаю.
Звезда и полицейское разрешение
С 19 сентября 1941 года все евреи в Германии должны были носить желтую звезду как видимый отличительный знак.
Герман Геринг, второй человек нацистского режима, получает к своему 45-летию поздравление от руководства СС в 1938 году, присутствует и глава гестапо Рейнхард Гейдрих (2-й справа).
На конференции 12 ноября 1938 года, на которую Геринг также пригласил Гейдриха, глава гестапо предложил «отличительный знак» для евреев.
Гейдрих сразу же поручил своим чиновникам разработать эскизы.
14-го ноября 4 представленных здесь эскиза были отправлены Герингу.
С 1939 года эсэсовцы заставили евреев в Польше носить Звезду Давида. Вскоре это было распространено на евреев всех оккупированных территорий.
В сентябре 1941 года еврейская звезда стала обязательным клеймом и для немецких евреев.
«Вчера, когда Ева пришила еврейскую звезду, меня охватила отчаянная ярость. И у Евы нервы на пределе». Так написал в дневнике 20 сентября 1941-го года о себе и своей жене Виктор Клемперер. Накануне национал-социалисты приняли «Постановление полиции об отличительных знаках евреев». Оно было выпущено 1 сентября 1941 года. Все граждане-евреи старше шести лет должны были носить желтую Звезду Давида, называемую в нацистской пропаганде еще «еврейской звездой», на своей одежде на видном месте. Еще один шаг дискриминации — последний перед началом депортации в лагеря смерти.
Сотни тысяч против воли нашивали этот символ. Они слишком хорошо знали, что звезда означает вездесущее тавро: для Клемперера (1881—1960), уволеного в 1935 году профессора Дрезденского технического университета, мир рухнул. «Я чувствую себя разбитым, не могу прийти в себя… Это означает для нас потрясения и катастрофы», — писал романист, происходивший из еврейской семьи и ставший в 1912 году протестантом. «Я выхожу из дома только на несколько минут в темноте».
Рейнхард Гейдрих, начальник Главного управления безопасности Рейха, выступил в ноябре 1938 года, вскоре после погромов, за идентификацию евреев, за то, чтобы «внутренние враги» рейха «были видны всем», как он сформулировал: «Каждый еврей в смысле Нюрнбергских законов должен носить отличительный знак. Это возможность, которая облегчит многие другие вещи».
Эскалация насилия в отношении евреев
Сразу после захвата власти национал-социалистами в 1933 году в Германии началось лишение евреев гражданских прав.
Более чем двумя тысячами законов и правил нацистского режима евреи были маргинализированы, ограблены, изгнаны и подвергнуты угрозам.
В своей книге «Майн Кампф» Гитлер писал в 1924 году: «Зачумление нашей крови … сегодня планомерно проводится евреями».
Режим немедленно приступил к тому, чтобы следовать словам на деле. Уже весной 1933 года начались массовые акции бойкота …
… против еврейских магазинов и практик.
Закон «О восстановлении профессионального чиновничества» позволил уволить государственных служащих — евреев.
Закон о защите немецкой крови и немецкой чести
С «Нюрнбергскими законами» 1935 года расовое разделение между гражданами Германии и евреями Рейха было кодифицировано Те, кого определили как евреев, потеряли свои лицензии врачей или адвокатов и были изгнаны из публичного пространства.
Не покупайте у евреев!
30 000 евреев-мужчин были арестованы (здесь фотография из Баден-Бадена), сотни евреев были убиты …
… тысяча синагог и 7500 еврейских магазинов были разрушены.
Еврейки были выставлены на всеобщее обозрение. Им обрезали волосы, привязали таблички: «Я исключена из национальной общины».
В 1939 году около 80 000 евреев, у которых, как правило, было изъято имущество, покинули Великую Германскую империю. Но вскоре их число сократилось до нескольких тысяч.
После нападения на Советский Союз в июне 1941 года айнзатцкоманды немедленно начали массовые казни евреев.
20 января 1942 года высокопоставленные чиновники на вилле «Марлир» на берегу озера Ванзее, Берлин обсуждали организацию «окончательного решения» еврейского вопроса.
Конечными точками «избавительного антисемитизма» (по Вернеру Бергману) в итоге стали фабрики уничтожения в лагерях смерти.
Эскизы службы Гейдриха (1938 года — пер.) сохранились: например, шестиконечная звезда синего цвета с черным контуром и желтой надписью «Jude». На другом эскизе — круглая синяя металлическая табличка, на которой нанесена либо Звезда Давида, либо буква «J». Но планы, по мнению историков, пока что оставались в ящике стола, вероятно, из опасения негативной реакции за рубежом.
С началом войны в 1939 году такие соображения уже не имели значения: сначала СС заставило польских евреев носить клеймо — желтый кусок ткани, на котором были нанесены черные контуры звезды Давида и «J» или слово «Jude». Наконец, нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс призвал Гитлера принять решение. 18 августа 1941 года диктатор одобрил введение звезды также для всех евреев в немецком рейхе — сообщение, которое распространилось в столице подобно лесному пожару. Согласно полицейскому указу Гейдриха, «запрещается показываться в общественных местах без еврейской звезды». Она должна представлять собой «размером в ладонь 6-конечную звезду с чёрным контуром из желтой ткани с черной надписью „Jude“». Знак «видимый, пришит к одежде на левой стороне груди».
С 1942 года первые поезда идут в Освенцим
Название места как синоним массового убийства по графику — механически, систематически, тщательно. С февраля 1942 года поезда смерти катятся на восток.
Терминал Освенцим. Здесь погибло более миллиона евреев. Кроме того, впредь евреям было запрещено носить ордена, медали и другие знаки отличия, а также покидать свой жилой район без разрешения полиции: решающая «предварительная мера» перед перевозкой жертв на восток, в лагеря смерти, начавшейся в октябре 1941 года. Распределение звезд нацистские власти поручили представителям еврейской «Имперской ассоциации евреев в Германии». На человека — четыре звезды.
Контракт на их изготовление получила берлинская фабрика флагов Geitel & Co., которая выполнила заказ в течение нескольких дней. «Был изготовлен почти миллион звезд, напечатанных на длинных рулонах ткани и упакованных в тяжелые тюки», — пишет бохумский историк Хубер Шнайдер.
Во время церемонии памяти в Бундестаге пережившая Холокост писательница Инге Дойчкрон в 2013 году рассказала: «Большинство немцев, которых я встречала на улицах Берлина, увидев на мне эту звезду, смотрели сквозь меня, отмеченную, или отворачивались».
«Звезда создала для нас дискриминирующую изоляцию»
«Носите её с гордостью, желтую звезду». Этими словами функционеры еврейской общины Берлина пытались подбодрить своих членов, когда они вынуждены были «прикрепить эту желтую ткань на уровне сердца», как это описано Дойчкрон. «С гордостью? На улице я привыкла придавать своему лицу вид маски. Никто не должен был догадаться, что я чувствовала на самом деле», — вспоминала Дойчкрон. — Несомненно, звезда создала для нас дискриминирующую изоляцию». Историк Хюберт Шнайдер пишет:
«Некоторые евреи больше не могли справляться с растущим давлением, они сдались. Они запирались в своих домах, умирали от голода или выбирали более быстрый способ самоубийства». Другие едва появлялись публично и, если это происходило, пытались спрятать желтый знак за портфелями, пакетами или книгами. Но «против этой практики гестапо применяло драконовские меры», — подчёркивает историк. Полиция получила указание внимательно следить за «способом ношения» звезд. Каждое нарушение было «в принципе наказуемо арестом в качестве меры пресечения».
Добавление от переводчика
Евреев, покончившиx в эти годы жизнь самоубийством, вопреки традиции, хоронили на еврейских кладбищах.
Фальсификация истории. Урок третий, фашистский
Практически в каждой публикации о фашизме приводится факт об обязательном ношении евреями желтых нагрудных нашивок со звездой Давида. При этом публичное ношение могендовида преподносится пишущими и говорящими об этом как расизм, как проявление чуть ли не садистского отношения нацистов к ветхозаветному народу. Обязательное ношение желтой звезды евреями было введено в Германии 19 сентября 1941 года, то есть не просуществовало на практике и четырех лет. Сами евреи пишут об этом так: «Обязательное ношение желтой звезды превратило повседневную жизнь евреев, которая уже и без того находилась под угрозой, в сплошное страдание».
Стоит ли изумляться, почему ношение евреями на груди «щита Давидова», а именно так с идиш переводится могендовид, превратило их жизнь в «сплошное страдание»? Мало ли какие причины у какой нации способны вызвать сильные переживания, вплоть до мук. Странно другое: отчего традиционная еврейская гескаграмма, пусть и желтая, с надписью «еврей», а не «жид», служила и продолжает считаться в глазах евреев унизительным клеймом. Вероятно, причины этих еврейских мучений следует искать в человеческой психике, считающей любое клеймение, даже и условное — на верхней одежде, — унижением. Однако вольным евреям в отличие от узников концлагерей различных национальностей не делали несводимых татуировок на теле — не ставили нацистской «печати».
Очевидно, что в таком узконациональном толковании исторического факта обязательного ношения евреями желтого могендовида проявляется типичная еврейская претензия на преувеличение мучений собственного народа. Полагаю, что мудрость великого русского человека Александра Трифоновича Твардовского, заявившего в свое время: «. Ни одному народу, в том числе и еврейскому, нельзя давать привилегию на страдания!», служит примером и образцом честного и справедливого подхода к трагичным фактам истории ХХ века.
В «клеймении» тряпочными нашивками евреев есть несколько уровней смыслов и знаков. Обращает на себя внимание самый очевидный — внешне отличить евреев от немцев, австрийцев, датчан и т. д., что не может не вызывать недоумения: разве немцы и евреи неотличимы друг от друга внешним обликом, разве эти народы наружно «похожи»? Другое дело, если предполагается отличить «своих» от «чужих», когда «чужие» принадлежат к той же нации, что и «свои». Тогда рвут ноздри, прижигают раскаленное тавро ко лбу, обрезают уши, вырывают языки, то есть наносят неустранимые знаки внешнего отличия на «чужих». Но и от нашивок не отказываются.
Перечисленные указы петровского времени имели долгое историческое эхо: они последовательно подтверждались и императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной, причем каждый из подтвердительных указов порождал всплеск деятельности по проведению его в жизнь и новые беспощадные гонения на старообрядцев. В исторической повести Константина Петровича Массальского «Черный ящик» (1833) содержится примечательный эпизод:
«Илья Фомич весьма удивился, увидев перед собою вечером такою красивого молодца, каков был Карп Силыч. Он видал его в Калуге еще ребенком, но с тех пор китайский идеал красоты вырос и достиг такого совершенства, что Воробьев вовсе его не узнал, тем более что Карп Силыч, по примеру отца держась раскола (читай — православия), носил платье, предписанное указом для раскольников (читай — староверов). На нем надет был длиннополый суконный кафтан, весьма низко подпоясанный, с четвероугольником из красного сукна, нашитым на спине. В руках держал он с желтым козырьком картуз, который было предписано носить задом наперед.
Шубин с Троицкой площади вошел в Большую Дворянскую улицу и вскоре прибыл к дому, где он с приказчиком своим по приезде в Петербург остановился. На другой день рано утром отправился он в гостиный двор за разными покупками и лишь только поравнялся с большим деревянным домом князя Бутурлина, отличавшимся куполом и статуею Бахуса наверху, как толпа мальчишек окружила Шубина. Прыгая и указывая на четвероугольник из красного сукна, который был нашит у него на кафтане, они хохотали и кричали: „У! У! Туз бубновый идет! Туз бубновый!“
— Отстаньте, бесенята! — проворчал сердито Карп Силыч.
Мальчишки пуще захохотали.
— Молчи, желтый картуз! — закричал один из них, который был постарше. — Смотрите-ка, ребята! На картузе у него желтый козырь. Туз-то, видно, козырный. Вишь, он каким козырем идет!
Карп Силыч вышел из терпения и, схватив с земли попавшуюся ему палку, побежал за насмешником. Вся толпа вмиг рассыпалась в разные стороны, однако ж издали продолжала воспевать хором: „Туз бубновый! Туз козырный! Что, взял!“»
Лишь в 1783 году в царствование просвещенной императрицы Екатерины II ограничения со старообрядцев были сняты, как и само оскорбительное и лживое их наименование «раскольниками». Таким образом, русские старообрядцы носили «позорную» нашивку (не православный осьмиконечный крест, хоть желтый, хоть черный, заметьте) 61 год, то есть почти три поколения. Евреи же не проносили звезду Давида и четырех лет. Но для них ношение своего могендовида — «сплошные страдания», а старообрядцы терпели оскорбительное «е.р.о.», как пишет Пушкин, «без всякого стыда». Исторический факт расистского клеймения сумасшедшим Петром I и его безумными потомками русских людей помнят только старообрядцы и некоторые историки, а про тряпичный могендовид известно, вероятно, даже папуасам. Фашистствующего извращенца, садиста, кощунника и сыноубийцу «православного» (читай — никонианина) Петра I и его мизантропов-русофобов не только не предали за их преступления анафеме, но превозносят как героев, а бесноватого Гитлера с его фюрерами-дегенератами считают исчадиями ада и осудили международным трибуналом.
Очередная фальсификация истории с долгим историческим и политическим эхом — налицо, последствия — неочевидны и непредсказуемы.
Как Дания спасла 98% своих евреев: Желтая звёзда датского короля
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сказка — ложь.
По легенде, после оккупации Дании немцы издали указ, по которому все евреи Дании были должны носить жёлтую звезду на одежде, как и во всех других оккупированных странах. Узнав об этом указе, пожилой король Кристиан. отправился на прогулку по столице. Верхом, как сказочные короли. При виде него датчане замирали, а потом кланялись.
На следующий день пришла очередь замирать немцев. Выйдя на улицы, они увидели, что все жители столицы носят теперь жёлтые звёзды. Дело в том, что накануне король объехал весь город с жёлтой звездой на мундире. Датчане поняли его верно и тоже нашили звёзды. У нацистов случилась настоящая истерика. Через несколько дней они добились того, чтобы датчане больше не носили звёзд. Но. звёзды исчезли с улиц совершенно. За три дня всех евреев Дании переправили в нейтральную Швецию. Нацистам осталось только беситься.
. да в ней намёк
Одним из участников подполья был знаменитый исследователь Арктики Петер Фрейхен. У него появилась интересная привычка: если он где-то слышал разглагольствования про необходимость окончательного решения еврейского вопроса, он нависал над болтуном всем своим немалым ростом (и количеством мускулов) и говорил: «Ну, я еврей, дальше что?» Все болтливые языки моментально замолкали. Кстати, Фрейхен действительно был не то, чтобы евреем, но полуевреем по отцу. В конце концов за участие в подполье его арестовали и приговорили к смертной казни, но другие подпольщики организовали его побег в Швецию.
В 1943 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса в подконтрольных им странах, невзирая на мнение местных правительств. Немецкие сотрудники в Дании получили предписание подготовить срочный захват и переправку евреев в концлагерь Терезин. Один из дипломатических сотрудников, военный атташе Дуквиц, был убеждённым национал-социалистом многие годы. Но он утратил доверие к идеям национал-социализма из-за массовых убийств. Он нарушил секретность и наугад предупредил по очереди премьер-министра Дании и социал-демократов. Со вторыми он угадал: именно у них был выход на подполье.
Часть денег подпольщики моментально собрали в своём кругу и по знакомым, но на всех не хватило. Тогда рыбаки. просто взяли расписки с пассажиров. Позже спасённые евреи вразбивку несколько лет выплачивали купленные ими пассажироместа. Не оставили из-за нехватки денег на берегу никого.
Часть лодок перевернулась из-за непогоды и большого количества пассажиров. Владельцы лодок тоже не выжили. Но всё же несколько тысяч датских евреев в одночасье высадились живыми на шведском берегу. Ещё несколько сотен прятались в самой стране и несколько сотен отловило гестапо. В итоге менее полутысяч евреев уехало в концлагерь, выжило там сто двадцать человек. Из отловленных восемьдесят прятал один датский пастор в своей церкви, но его выдала молодая соседка, мечтавшая выйти замуж за знакомого немецкого солдата.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Глава 182 Желтая звезда
1 апреля 1933 года, когда нацисты объявили общенациональный бойкот принадлежавших евреям магазинов, слово «годе» («еврей» по-немецки) внутри больших желтых звезд Давида появилось в окнах всех еврейских магазинов. Нацисты сделали эти рисунки, чтобы предупредить потенциальных покупателей-арийцев о том, что магазин, в который они собираются войти, принадлежит еврею. Злосчастная желтая звезда, которую евреи впоследствии были обязаны нашивать на наиболее заметные места своей одежды, стала самым зримым символом нацистского антисемитизма.
Мало кто помнит, что особые желтые отличительные знаки для евреев придуманы не нацистами: впервые их ввел правивший в IX веке халиф из династии Аббасидов Гарун аль-Рашид, который распорядился, чтобы евреи всегда носили желтый пояс. Примерно через четыреста лет на четвертом Латеранском соборе (в 1215 г.) католическая церковь предписала, чтобы евреи, живущие в католических государствах, также носили отличительные одежды. Впрочем, светские власти приостановили реализацию этого предписания.
Нацисты вводили желтый отличительный знак с каким-то упоением: к 1941 г. все евреи, достигшие шести лет, в любое время суток должны были носить на груди желтую шестиконечную звезду со словом «юде». В Польше нацисты предупреждали, что евреев (включая вы крестов-христиан), у которых не будет желтого отличительного знака на обеих сторонах одежды (спереди и сзади), ждет смертная казнь.
В апреле 1933 г. в ответ на нацистский бойкот еврейских магазинов Роберт Вельш, немецкий сионистский лидер, воспользовался еще сохранявшейся в Германии ограниченной свободой печати, чтобы опубликовать редакционную статью «Носите желтый знак с гордостью». Вельш убеждал своих собратьев не терять чувства собственного достоинства под воздействием нацистской пропаганды. Для Велыиа единственным проступком евреев было то, что они оказались не в состоянии воспринять идеи Теодора Герцля: «Это неправда, будто евреи предали Германию. Если они и предали что-либо, так это самих себя и иудаизм». Как бы то ни было, призыв Вельша к самоутверждению евреев значительно укрепил их моральный дух.
Однако после войны Вельш признался друзьям, что жалеет о написанной когда-то статье. Вместо того чтобы призывать евреев не терять чувства гордости, следовало бы убедить их бежать из Германии и тем спасти свои жизни. Конечно, в 1933 г., когда Вельш писал свою статью, еще никто не мог предположить, что нацисты вынашивают кровавый план «окончательного решения еврейского вопроса».
Во всех европейских странах, завоеванных нацистами, принималось законодательство, обязывавшее евреев носить на одежде звезду. В Польше, например, где антисемитизм был широко распространен, подобный отличительный знак позволял полякам сразу же распознавать евреев и выталкивать их из длинных очередей за хлебом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
8. О башмаках и рисе Отказ от территории происхождения в Китае и Индии Инд, реки Желтая и Янцзы
8. О башмаках и рисе Отказ от территории происхождения в Китае и Индии Инд, реки Желтая и Янцзы Значит, вы думали, что это эхо— Индия? Э.М. Форстер. Путешествие в Индию Мы как будто находим в этой неясности сущность долгого прошлого Китая. Танидзаки Юнисюро. Хвала
«Рождественская звезда» и «Рассвет»
«Рождественская звезда» и «Рассвет» Отзвуки Тютчева можно расслышать и в стихотворениях Юрия Живаго. Строки «Рождественской звезды» об ангелах «Незримыми делала их бестелесность, / Но шаг оставлял отпечаток стопы» (III, 539) напоминают образ из «Хоть я и свил гнездо в
ЖЕЛТАЯ ВЕРА
ЖЕЛТАЯ ВЕРА Подводя итог двухтысячной истории буддизма, мы не можем не заметить странной, на наш взгляд, особенности этого учения. Каждый основатель школы или направления в Европе начинает с отрицания предшествовавших концепций и критики их, более или менее жесткой. В
Звезда тротуаров
Звезда тротуаров Некоторое время назад, окинув взором вереницы колясок, протянувшиеся вдоль игровых площадок от Форт Грин Парк до Вашингтон-сквер и от Бэттери Парк до Верхнего Ист-Сайда, можно было заметить, что родители в основном приобретают функциональные
«РОК-ЗВЕЗДА»
«РОК-ЗВЕЗДА» При обращении к личности Майка Науменко обнаруживается совершенно иной, в сравнении с Башлачевым и Цоем, биографический миф. Миф этот необычен уже тем, что практически редуцировался еще при жизни художника, возродился, как водится, после смерти, но не получил
1. Звезда
1. Звезда Когда египтяне рисуют звезду, они подразумевают Бога, сумерки, ночь и время, а также человеческую
Звезда Утренняя, звезда Вечерняя
Звезда Утренняя, звезда Вечерняя Для древнего человека взгляд на небо значил многое. По звездам собирали урожай, следили за разливами рек, начинали военные действия. И течение суток задавалось небесными знаками: Солнце означало день, Луна и звезды — ночь. А в самое