жирандоль что это такое разница между канделябром
Жирандоль – царица подсвечников, или в чем ошиблась Википедия
Почему каждый подсвечник мечтает стать жирандолью, а не канделябром; зачем шандалу кривая ручка и вообще, «Кто все эти люди?» (с). Обычно ответ дает Википедия, но в данном вопросе сведения явно лукавят… Простой рассказ с красивыми иллюстрациями по теме. Итак:
Что такое подсвечник
Если говорить «вообще», то все понятно. Приспособление для освещения свечами. Которое помимо утилитарной приобрело функции украшения, статуса, а также восстановления мировой справедливости (читайте раздел «Кого били канделябром»). В ходе развития украшательно-статусной функции появились группы подсвечников со своими собственными именами. Поэтому сейчас подсвечником принято называть настольное приспособление для одной свечи. Независимо от уровня навороченности дизайна. Среди подсвечников с историей есть исключение – читайте в разделе Жирандоль.
Что такое канделябр
Подсвечник может возвыситься до звания канделябра двумя способами. Увеличить количество креплений (рожков) для свечей или «залезть на стену». Википедия пишет только об одном варианте «классического» канделябра – это ошибка №1.
Классический канделябр и торшер
Классический канделябр – это настольный подсвечник, у которого не один рожок для свечи, а несколько, причем все они имеют общее основание. Массивный канделябр, который ставят на пол, именуют торшером. За исключением тех случаев, когда этот напольный канделябр – жирандоль. В России в бытовой речи слово «торшер» применительно к напольному канделябру не очень распространено. И ассоциируется исключительно с ламповыми светильниками. Впрочем, не слишком распространены и напольные канделябры, поэтому их чаще называют именно так, в два слова.
Настенные канделябры
Согласно Википедии, на канделябре всегда несколько рожков, и это ошибка №2. Настенные канделябры могут быть и однорожковые. Справедливости ради отметим, что это особенность русского языка. Английский язык делает различия между candelabre с несколькими рожками и sconce (бра) с одним рожком.
Рояльные канделябры
Рояльные канделябры являются разновидностью настенных. Особенность: ограничение по размерам, так как они должны освещать, но не мешать игре. И практически все – поворотные, что тоже закономерно. Чаще бывают парные, хотя встречаются и одиночные. И практически все – однорожковые.
Сколько рожков у канделябра
У настольного канделябра чаще всего 3 или 5 рожков. У настенных канделябров не редкость два и даже один рожок, в этом случае они, как правило, парные. Еврейский ритуальный подсвечник менора — по сути 7-рожковый канделябр характерной формы. Ну а больше всего рожков у массивных напольных канделябров.
За что бьют канделябром?
Во времена возникновения традиции канделябром били исключительно за шулерство в карточной игре. Впоследствии призыв остался, но в качестве обвинения в жульничестве вообще. В дальнейшем красивое слово запомнилось лучше некрасивого подтекста. Но если кто-то рядом с вами упоминает вместе слова канделябр и битье, присмотритесь повнимательнее. Возможно это не просто так.
Жирандоль – вершина эволюции подсвечника, или еще 3 ошибки Википедии
По версии Википедии, жирандоль – это канделябр с круговым расположением рожков, украшенный хрустальными подвесками. Это утверждение содержит целых три ошибки, как с исторической точки зрения, так и для современного прочтения. Во-первых, жирандолью действительно начали называть украшенные хрустальными подвесками светильники. Только это были не многорожковые канделябры, а серебряные однорожковые бра – те самые sconces. Во-вторых, в настоящее время жирандолью именуют подсвечники, украшенные не только хрустальными подвесками, но также деталями из цветного стекла и/или фарфора. За примерами отсылаю в Государственный Эрмитаж полюбоваться на настольную жирандоль
Или великолепные напольные торшеры-жирандоли
И в третьих, главный признак жирандоли – это украшения из хрусталя и стекла, а отнюдь не количество рожков. За примерами отсылаю в тот же Эрмитаж. Вот великолепная жирандоль, где вся красота и «навороты» — ради одной-единственной свечи.
Жирандолью или жирандолем?
Если вам посчастливилось стать владельцем этого раритета, то ему надо как минимум соответствовать и склонять правильно. Красивое слово girandole женского рода. А значит, склонять его следует как слово «обитель», а не как «учитель» (смайл).
«Посчастливилось» употреблено потому, что жирандоли массово производили в период увлечения стилем рококо и частично – неоклассицизмом. То есть совсем недолго сравнительно с прочими подсвечниками, известными со времен охоты на мамонта. И обилие хрупких стеклянных деталей не способствовало сохранности. Особенно в странах, где революционные массы имели обыкновение врываться в замки и дворцы, круша все на своем пути. Но если вдруг в ваши руки попадет антикварная жирандоль, вы сможете украсить ею не только классический интерьер, но и квартиру в стиле фьюжн.
Подсвечники, канделябры, тапперты, браны, киндилы: от «времен Адамовых» до наших дней
Подсвечник — древний и вечно молодой
Подсвечник — это, по большому счету, приспособление, куда помещается свеча. Основное предназначение подсвечника — удерживать горящую свечу, чтобы она более-менее ровно освещала помещение, а также чтобы свеча не упала и не натворила бед.
Это, пожалуй, самый первый осветительный прибор в истории человечества. Лучинка, воткнутая в какую-нибудь каменную расщелину — уже подсвечник. Глиняная плошка с плавающим в жире фитильком — тоже подсвечник. Ну, а о тех подсвечниках и их разновидностях, о которых мы читали в книжках, которые видели в кино (а некоторые из читателей, что постарше, пользовались ими собственноручно) и говорить не приходится. Подсвечник — вещь заслуженная. Не зря он пережил века и тысячелетия и дожил до наших дней.
Подсвечники в современном мире
В настоящее время подсвечники во всех их разновидностях уже не служат своему основному предназначению — освещению помещений. Сейчас они используются большей частью как декоративное украшение или как особенность интерьера…
А также — в храмах многих номинаций во время проведения служб.
Когда возник и как развивался подсвечник
Никто в доподлинности не может сказать, когда именно возник первый подсвечник, и уж тем более никто не назовет имени гениального первобытного дизайнера, придумавшего этот, без сомнения, великий предмет. Хотя как именно он возник, можно легко догадаться: в пещере было темно, вот он и возник. Как говорится, нужда заставила.
Самые первые — глиняные подсвечники были обнаружены на территории Древнего Египта и датируются они 400 г. до н. э. Примерно тогда же и в том же самом месте начали изготавливаться и восковые свечи — необходимое дополнение к подсвечнику.
Что касается более поздних исторических времен, то известно, что подсвечниками пользовались предки современных греков — эллины, древние римляне.
Широкое применение подсвечник нашел у древних славян и у других народов. И общем и целом, подсвечник во всех мыслимых разновидностях был незаменимым предметом вплоть до изобретения и широкого распространения электричества — то есть, до конца 19-го начала 20-го века. Подсвечниками и их разновидностями — канделябрами и люстрами освещались жилища простолюдинов и знати…
Без подсвечников не могло быть и речи о проведении церковных служб. До сей поры в православных и католических храмах используются подсвечники.
Можно сказать, что подсвечник — один из немногих древних предметов, который имеет для человечества сакральное значение, а потому — он пережил века и, судя по всему, будет жив и впредь. А уж какое применение, помимо украшения интерьера и ритуальных служб найдут наши потомки, можно долго фантазировать.
Материал для изготовления подсвечников
Необходимое примечание. С самого начала подсвечники рассматривались в двух ипостасях: как подставка для свечей и как украшение интерьера. Поэтому большей частью они изготавливались с разнообразными украшениями и всяческих форм. Были подсвечники витые, со всяческими изгибами, узорами, в виде мифических или сказочных фигур — всего и не перечислить.
Издревле подсвечники изготавливались из различных материалов. В первую очередь, это металлы: бронза, медь, чуть позднее — сталь. Начищенный металл, особенно бронза и медь, это красиво, а потому придает интерьеру помещения особенную красоту и торжественность.
Дерево. Когда-то это был самый простой и доступный материал для изготовления подсвечников. Но, вместе с тем, и опасный из-за легкой воспламеняемости. Впрочем, это не помешало деревянному подсвечнику дожить до наших времен.
Фарфор и керамика. Подсвечники из этих материалов обычно разрисовываются цветными узорами.
Стекло. Это — самый поздний (и самый дешевый) материал. Обычно такие подсвечники изготавливаются из цветного стекла. Но и из прозрачного стекла — тоже.
Разновидности подсвечников и их применение
За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.
Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.
Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.
Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.
Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.
Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).
Тапперт — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.
Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.
Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.
Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.
Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…
В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата
Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1
Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69
Последние новости
Оригинальная идея для коллекции: крышки от пива
Бирофилия — это коллекционирование любых объектов, связанных с пивной тематикой: бочонки.
Старые кулинарные книги как предмет коллекции и источник оригинальных рецептов
Уезжая в отпуск за границу, всегда планируешь изучить не только достопримечательности новой.
Российские мастера серебряного века
В связи со 100-летием Республики Бурятия, с конца октября Национальный музей в столице.
Наша рассылка
Что такое жирандоль?
Если спросить у любого обывателя, что такое жирандоль, то вряд ли можно будет получить ответ. На самом деле жирандоль представляет собой особый вид светильника, который появился впервые в 17 веке во Франции. По сути, данный осветительный прибор чем-то напоминает канделябр. Правда есть некоторое отличие: жирандоли представляли собой сложные композиции, украшенные хрустальными подвесками или другими скульптурными деталями.
Данный вид осветительного прибора — особый фигурный подсвечник сразу для нескольких свечей. Его особенность заключается в том, что рожки расположены по окружности, т.е. вокруг центральной оси изделия, которая получила название стояна. Эти осветительные приборы делали в специальных мастерских. Нередко изготовлением жирандолей занимались профессиональные ювелиры.
Жирандоли были двух основных видов:
Изделия использовали преимущественно для того, чтобы организовать освещение парадных залов дворцов. Первые жирандоли были оборудованы подсвечниками. Более современные модели бывают электрическими.
В настоящее время данные осветительные приборы активно используют дизайнеры интерьеров. Особенно эффектно они смотрятся на кофейных столиках небольших размеров. А если выбрать модификации со свечами или тусклыми лампами, то этот осветительный прибор сможет стать дополнением для того, чтобы организовать вечерний романтический ужин.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Солнечные обои на рабочий стол Дарю солнечное настроение. Предлагаю установить яркие обои на р.
НЕЗАБВЕННАЯ ТРЕНДОВАЯ ШАПКА ПО ДИАГОНАЛИ ПО СОВРЕМЕННОМУ/ЭТУ ШАПКУ БУДУТ НОСИТЬ ВСЕГДА Вязать лег.
Не умрем, но изменимся На одном из конгрессов врачей-реаниматоров с докладом выступил пр.
А вы бы хотели так. Волны до 27 метров. Серфинг. Дух захваты.
Шима Энага- японская бескрылая птица Шима Энага- японская бескрылая птица, летает за счет свое.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Сообщества
—Статистика
Подсвечники, канделябры и жирандоли
Подсвечники, канделябры и жирандоли
Подсвечник – изысканный символ романтики, поэзии и загадочности. Горящая свеча в подсвечники – излюбленный образ влюбленных и поэтов.
В прежние, давние времена подсвечники были всего лишь необходимым предметом обихода, ведь о существовании электричества люди тогда даже не догадывались.
Тем не менее, даже сейчас подсвечники не потеряли свою актуальность. Конечно, свечи и подсвечники уже не используют в качестве основного освещения, но эти предметы все же есть практически в каждом доме.
Подсвечники могут быть самых разных видов: большими канделябрами, выполненными в старинном готическом стиле и позволяющими зажигать сразу несколько свечей, настенными, оригинальными, маленькими блюдцами для плавающих свечей, цветными лампами.
Различные виды подсвечников можно использовать как элемент декора, украшая ими дом. Наиболее хорошо для этого подходят канделябры, так как именно их вид привычно характеризует стиль старины и помпезности. Канделябры могут оригинально дополнить интерьер, долгими вечерами подсвечивая мерцающими светом свечей комнаты в доме.
Канделябры встречаются в культуре этрусков. Канделябр представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа). Высота канделябра достигала 1,6 метра. Стержень был укреплен на ножках, часто в форме звериных лап. На стержне крепилась розетка подсвечника, иногда она перемещалась вдоль стержня. Часто канделябр завершался четырьмя подсвечниками.
У этрусков канделябры были переняты древними римлянами.
В древнеримском искусстве конца I в. до н. э. — 50-е годы I в. н. э. был популярен т. н. «канделябровый» стиль. В архитектуре преобладали лёгкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключённые в рамы картинки.
В Древнем Риме делали большие канделябры из бронзы или мрамора, превращавшиеся в сложнейшие сооружения. Эти произведения послужили основой древнеримского орнамента, в котором самые причудливые изображения как бы нанизаны на одну ось.
В одном из древнеегипетских мифов рассказывается о том, как на возникшем из первобытного хаоса холме вырос цветок лотоса, из которого родился солнечный бог Ра. Он победил силы мрака, рассеял тьму и освободил от страха перед нею человеческие сердца.Мотив цветка, рождающего свет, а вместе с ним жизнь, прочно вошел в облaсть декоративно-прикладного искусства, вылился в художественный образ подсвечника.
В эпоху Итальянского Возрождения такие лепные и расписные орнаменты стали называть гротесками.
Подсвечники-канделябры получили большое распространение во Франции, а затем и в других европейских странах в XVII—XIX вв. В XVIII веке канделябры зачастую стали изготовляться из железа, иногда в роскошных формах стиля рококо; они применялись для освещения залов, улиц и площадей.
В XIX веке кованое железо заменено было литым чугуном. В XVI и XVII веках их изготавливали из серебра, бронзы и олова, в XVIII веке стали пользоваться фарфором. В ватиканской галерее канделябров хранятся мраморные канделябры, являющиеся памятниками классического искусства.
Изящные канделябры являются превосходным украшением помещения, особенно комнаты в классическом стиле.
Танец с канделябром (шимадан) традиционно исполняется в Египте на свадьбах.Зажженный канделябр на голове танцовщицы, по мнению эзотериков, олицетворят собой светящуюся верхнюю чакру.
В дизайне современного интерьера используют: настенные канделябры, каминные канделябры, наборы, совмещающие канделябры с часами.
шимадан
В карточной игре шулеров — игроков, применяющих мошеннические приёмы, было принято бить канделябрами. В Спортивном «Что? Где? Когда?» Канделябром называется система оценки качества вопросов общим голосованием игроков. Клетки-канделябры — ГАМКергические интернейроны коры головного мозга.
В мультфильме Красавица и Чудовище 1991 года, персонаж «Люмьер» был канделябром.
Жирандоль могла ставиться на геридон. Украшалась она хрустальными подвесками, бронзовыми рельефами. Жирандоль может быть названа «настольной люстрой»: она заменяла настольные лампы в те времена, когда их не было, однако она могла быть и напольной, то есть являлась полноценным предметом мебели.
Главная опора разделялась внизу обычно на три или четыре ножки и являлась осью центральной симметрии жирандоли. Напольная жирандоль имела высоту порядка человеческого роста, так как соединяла в себе сам подсвечник и подставку под него.
В отличие от канделябров такие жирандоли могут представлять собой сложные композиции с хрустальными подвесками, скульптурными деталями из позолоченной бронзы. Главная декоративная роль в жирандоли отводилась хрустальному убору, а металлическая конструкция являлась лишь каркасом.
Жирандоль были популярны во Франции в XVII веке, а также в других странах. Жирандоли появились как разновидности канделябров и напоминали небольшие деревья. На их металлических стержнях и кронштейнах сверкали подвески из хрусталя, среди которых виднелись фарфоровые фигурки людей и животных, корзинки с фруктами и цветами.