житков беспризорная кошка о чем
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
31.08.2019
Житков Б. «Беспризорная кошка»
Жанр: рассказ о животных
Главные герои рассказа «Беспризорная кошка» и их характеристика
Чему учит рассказ «Беспризорная кошка»
Рассказ учит самостоятельности, умению находить выход из любой ситуации. Учит трудолюбию, стремлению самому добывать свой хлеб. Учит смелости и отваге. Учит любить животных.
Отзыв на рассказ «Беспризорная кошка»
Мне очень понравился этот рассказ и понравилась кошка Мурка. Она была очень свободолюбивой, независимой, уверенной в своих силах. Она выжила в дикой природе и всегда сама добывала себе еду. А вот котята у нее росли ленивыми, ведь они жили в роскоши и ни в чем не нуждались.
Пословицы к рассказу «Беспризорная кошка»
Труд кормит, а лень портит.
Лень голодом изгоняют.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Своя рука владыка.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Беспризорная кошка»
Борис жил на берегу моря и промышлял рыбной ловлей. С ним жили мальчик Володя и огромный мохнатый пес Рябка. Борис часто разговаривал с псом, а тот хорошо стерег дом.
А вот кошки у Бориса не было, и мыши его одолевали. Они погрызли все сети и все нитки. И раз Борис даже съездил в город за кошкой, но кошек в городе не было. Стоял голод и людям самим нечего было есть, не то что котов держать.
Борис мечтал приманить кошку, и стал подкидывать хлеба большой серой кошке. Та утаскивала хлеб в нору, но к человеку не шла.
Весной Борис вновь стал рыбачить и тут к дому пришла серая кошка. Он сразу бросил ей рыбку и та с довольным видом стала рыбу есть. Она осталась у дома, и постепенно привыкла к человеку, так что даже позволила себя погладить.
Рябка на нее не лаял, а все мечтал с ней познакомиться. И однажды кошка осталась ночевать у него в будке.
Когда пошел дождь, Рябка даже не стал заходить в будку, чтобы не потревожить кошку. А когда та уходила пытался удержать ее лапами.
Однажды Борис увидел, как кошка тащит в зубах молодого кролика. Он обменял кролика на рыбу, и тот выжил, и прижился в доме.
В другой раз кошка поймала взрослого кролика и сожрала, а Рябка смотрел на нее и облизывался.
Борис назвал кошку Муркой, и как-то увидел, как та прячется в яме. Он решил узнать зачем, и увидел, как Мурка подпрыгнула и поймала ласточку. В яме она караулила птиц из засады.
А еще Мурка ходила по берегу и подбирала ракушки, которые разгрызала как орехи, и съедала слизняка.
Возле дома появилась стая бродячих собак. С лаем она пронеслась мимо, а Рябка сердито смотрел им вслед. Борис сказал Володе, что бояться собак не надо, ведь Рябка может спрятаться в будке, а Мурка залезть на столб, и ушел в город.
Когда он вернулся, оказалось, что собаки снова приходили. Она напали на Мурку, но та не подумала убегать. Она встала в углу и приготовила когти. А когда собаки кинулись к ней, так ими заработала, что от собак полетели куски шерсти.
Володя прикладом ружья отогнал собак, а Мурку забрал к себе в будку Рябка и там выхаживал.
Скоро Мурка поправилась и снова стала ходить на охоту. Но как-то ночью бродячие собаки вновь вернулись. Поднялся шум, Борис выстрелил из ружья и собаки убежали. Они покусали Мурку, но не очень сильно.
Мурка потолстела и скоро должна была родить котят. В дом она не шла, и Борис решил отвезти ее знакомым рыбакам, туда, где нет бродячих собак.
Он отвез Мурку и сказал, что Мурка вольная кошка, ей нужна норка. Рыбаки обрадовались кошке и сделали ей домик из тростника.
Рябка очень грустил и ругался на людей, куда те дели кошку. Только осенью Борис отправился проведать Мурку.
Мурка рыбачила вместе с рыбаками. Рыбаки тянули невод, а Мурка шла по берегу и откидывала в сторону крабов. Потом зашла по горло в воду и стала ловить мелких рыбешек, которые уходили от сети. Она выкидывала рыбу на берег и там ее подбирали четыре котенка, уже взрослых, но боявшихся зайти в воду.
Рыбаки очень хвалили боевую Мурку и были недовольны ее котятами. Те были совсем ленивыми и не хотели сами ловить рыбу. Даже на мышей не реагировали.
Мурка принесла котятам мышь, а те на нее смотрели, как на пустое место. Мышь убегала, Мурка возвращала ее котятам, а коты лениво переворачивались на другой бок и ждали обеда из рыбьих голов.
Володя сказал, что ему противно смотреть на этих лодырей.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Житков Б. «Беспризорная кошка» Читательский дневник, краткое содержание
Житков Б. «Беспризорная кошка» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Житков Борис Степанович
Название: «Беспризорная кошка»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: отношения людей и животных.
Число страниц: 10
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Это рассказ человека, который встретил беспризорную кошку. Кошка эта была совсем самостоятельной и одичавшей, ей не нужен был дом людей, но она привыкла к автору, подружилась с его псом, сделала себе кладовую в углу его дома.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод, когда кошка Мурка не побоялась стаи бродячих собак, а смело защищала свою кладовую с припасами. Автор и его помощник очень удивились, ведь они думали, что Мурка просто убежит от собак, запрыгнет на столб и крышу.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Труд и самостоятельность важны не только для людей, но и для животных.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что животные – удивительные создания, у каждого свой характер, свои привычки. Ещё рассказ учит тому, что надо быть самостоятельнее, ведь очень легко разлениться, когда за тебя всё делает кто-то другой, родители ради своих детей готовы на всё, и иногда это приводит к плохим результатам.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился этот рассказ, автор очень уважительно относится к животным. Он не стал насильно держать кошку дома, ведь она привыкла жить на воле и делать то, что ей нравится. Сама кошка Мурка тоже очень интересная, она смогла выжить одна в лесу, научилась своими лапками ловить рыбу, ловко охотилась, ничего не боялась.
Новые слова и выражения:
Верста – единица измерения расстояния.
Пословицы к произведению:
Кошки нет дома – мышам воля.
Кошачья лапка мягка, а коготок остёр.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Краткое содержание Житков Беспризорная кошка для читательского дневника
Год: 1964 Жанр: рассказ
Главные герои: рассказчик-автор, кошка Мурка
Сюжет:
В книге рассказывается про человека, который жил на берегу моря. Он занимался рыбалкой каждый день. Его дом сторожила большая собака, которую звали Рябкой. Он часто разговаривал с собакой. И она его понимала. Когда рассказчик уходил в море на долгое время, Рябка будто все понимала и не хотела его отпускать. В дому у хозяина рябки заполонили мыши. Мыши прогрызли его сеть для ловли. Поехал он в город для приобретения кошки. Поискал в магазинах и во дворах, но никак не мог найти кошку. В городе люди страдали от нехватки денег и еды.
Настала весна и герой книги начал рыбачить. Тут он услышал как Рябка лает. Он подошел к дому и видит, как мимо дома проходит серая кошка. Кошка увидела рассказчика и села перед его домом. Он взял рыбу и бросил кошке. Она забрала рыбу и убежала. С тех пор кошка приходила к дому постоянно, чтобы поесть. Хозяин дома хотел задобрить, но никак не получалось. И в один день она дала себя погладить. Кошка ходила возле дома постоянно, но жить там не хотела. Как – то раз она осталась переночевать в будке с Рябкой. Хозяин дома назвал ее Муркой. Мурка полностью жить к нему не переходила. А приходила поспать, иногда поесть. В основном Мурка охотилась на берегу и ловила кроликов и птиц.
Чуть позже на берегу появились дикие собаки, которых хозяева выгнали из дома. Рассказчик беспокоился, что они нападут на Мурку. Но Мурка ничего не боялась. Через некоторое время он заметил, что его беспризорная кошка потолстела. После она родила 4 котят. Она начала их сама выхаживать, учить их охотиться и выживать.
Важно заботиться о братьях наших меньших.
Читать краткое содержание Беспризорная кошка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Конспект урока по литературному чтению на тему » Б. Житков «Беспризорная кошка»
Тема: Б. Житков «Беспризорная кошка»
Цель урока: познакомить с рассказом, в котором рождается дружба между теми, кто еще вчера был одинок и беспризорен;
формировать навыки правильного чтения; учить восстанавливать порядок событий, описанных в рассказе;
развивать устную речь учащихся; умение анализировать слова и поступки героев, делать выводы о чертах характера персонажа, умение работать в группе, в парах; сочинительство рассказов;
воспитывать у детей положительные качества личности на материале прочитанного рассказа: стремление к дружбе, взаимопомощь в трудную минуту;
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы : словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, презентация, видео, звездочки, листы, карандаши для групп.
Улыбнулись друг другу, пожелали здоровья и успехов.
Работа по теме урока.
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
Он мурлычет, он поёт,
Только мыться он боится.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
О ком мы сегодня будем говорить?
Постановка учебной задачи урока.
— Знаете ли вы поговорку «Живут, как кошка с собакой».
— Как вы понимаете поговорку?
— Сегодня мы узнаем, всегда ли верно это утверждение, прочитав рассказ Бориса Степановича Житкова. Познакомимся с его творчеством, будем работать над содержанием рассказа, узнаем, чему учит этот рассказ.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде. (Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище).
Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка.
Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.
Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.
А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу.
Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги.
Борис Житков рассказал очень много правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным. Один из таких рассказов «Беспризорная кошка».
Помогать мне сегодня читать этот рассказ будут ребята: Ерасыл, Айтуар и Шынгыс, которые дома должны были подготовиться. Вы должны внимательно слушать, следить за текстом, чтобы ответить на вопросы. Но прежде, чем мы начнем читать я хотела бы узнать:
-Как вы понимаете слово «беспризорная»?
-Какие события могут развиваться с таким названием?
Чтение текста учителем стр 73.
Чем занимался человек, от лица которого идет рассказ?
— Опиши внешний вид Рябчика (словами из текста). Как они дружили?
— Зачем понадобился хозяину кот?
Чтение текста подготовленными учениками стр. 74( Айтуар, Ерасыл)
Как появилась кошка? (словами текста)
— Как отнесся к ней хозяин?
— Что он хотел, задабривая кошку рыбой?
— Как вела себя кошка?(Вела себя как зверь)
— Почему она вела себя как зверь, ведь она домашнее животное?
— Почему она одичала?
(Скорее всего, ее бросили нерадивые люди, и ей пришлось самой добывать себе пищу, защищаться от диких зверей и поэтому она не доверяла человеку)
Как вел себя Рябчик?
— Где поселилась кошка?
— Был ли рад Рябчик такой соседке? Почему?
Какую картину во время дождя увидел хозяин?
— Кого и почему пустил Рябчик в будку?
Что вы можете сказать о характере Рябчика и кошки?
— Кто с кем дружил? Кто с кем подружился?
— Подходит к рассказу поговорка «Живут, как кошка с собакой»?
-Совпали ли ваши предположения о том, что случится с кошкой?
Чему учит нас этот рассказ?
(Прирученное животное чувствует доверие и любовь к человеку, а человеку надо не забывать, что он « навсегда в ответе за всех, кого приручил»)
Ребята, сейчас я хотела бы показать вам видео («Звери спасают друг друга»). Посмотрите и подумайте, что хотел сказать автор этого видео.
Даже звери помогают друг другу в трудную минуту, а мы иногда забываем, что мы люди и равнодушно проходим мимо, видя, что кому-то плохо, больно будь то человек или животное.
Ведь бездомных животных можно встретить повсюду: около магазинов, школ, на рынках, в подъездах. Они грязные, голодные и поэтому злые. Некоторым животным везет больше: их определяют в специальные приюты, некоторых подбирают и уносят к себе домой, как в нашем рассказе о беспризорной кошке, некоторых просто подкармливают на улице. Давайте, подумаем, как мы можем помочь животным, тем которые когда-то имели дом, а теперь остались на улице.
Мы попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы, работая группами.
Попробуйте написать письмо людям от лица бездомных животных.
В чем причина появления повсюду бездомных животных?
Можем ли мы что-то сделать, чтобы проблемы бездомных животных не стало?
Вывод : Однажды приручив животное, приблизив его к себе, мы берем ответственность за его жизнь, здоровье, настроение, судьбу до конца его дней. Важно не обмануть его доверие, не предать его сердце, быть верным в любви и заботе к тому, кто верил тебе.
Я знаю, что у каждого из вас есть кошка, собака. Вы любите их, заботитесь о них, и постарались нарисовать своих любимцев. Давайте посмотрим.
Презентация «Наши любимые животные».
— С каким произведением мы познакомились?
— Кто написал этот рассказ?
Каждый из вас хорошо потрудился. (Оценивание ответов детей)
Задание на дом : составить план пересказа и пересказать текст.
Урок литературного чтения 2 класс Б.Житков «Беспризорная кошка»
Тема: Борис Степанович Житков « Беспризорная кошка».
Продолжить работу по разделу.
Познакомить с творчеством Б.С. Житкова.
Продолжить работу по совершенствованию навыков чтения и умения работать с текстом: выделять главную мысль; отрабатывать навык изложения прочитанного текста посредством подробного, близкого к тексту пересказа.
Расширить представление детей о жизни домашних и диких животных. Развивать речь, воображение, наблюдательность.
Воспитывать гуманное отношение к меньшим братьям нашим.
Тип: урок – репортаж
Методы:словесный, практический, поисковый, анализа, самооценки.
Формы: коллективная, самостоятельная, фронтальная, индивидуальная, словарная работа,
фоторепортаж о жизни животных.
Оборудование: электронный учебник, слайдовая презентация на интерактивной доске,
фоторепортаж о животных.
1.Организационный момент. Готовность к уроку.
Эмоциональный настрой на сотрудничество.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй теплый ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
— Мы продолжим работу по интереснейшему разделу « Мы в ответе за все живое на планете». Сегодня мы познакомимся с произведением Б.С. Житкова « Беспризорная кошка».
Творческий путь Б. С.Житкова (1882 – 1938)
Борис Житков мальчишкой жил в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов, все его дяди – адмиралы. У него была собственная лодка под парусом, телескоп на трех ножках, скрипка, чугунные шары для гимнастики и дрессированный пес, очень лохматый, который часто провожал своего хозяина до ворот школы, неся за ним в зубах его скрипку, а потом мчался без оглядки в гавань к кораблям и матросам.
Борис Житков был молчаливым, добрым, тихим мальчиком. Но любили его все, потому что он многое знал, умел; умел читать, объяснять и растолковывать. Впоследствии Борис Житков – штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара; инженер – кораблестроитель, изобретатель, бескорыстный друг и человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта. Одаренный изумительным даром рассказчика.
Вот такой человек однажды берется за перо и сразу же создает беспримерные в мировой литературе книги.
3.Работа над текстом:
— На фоне слайдов проводится словарная работа – задабривать, дичиться.
Как вы понимаете поговорку: « Живут как кошка с собакой»?
— Можно ли так сказать о героях Б.С.Житкова?
( они опровергают эту поговорку и являют редкий факт удивительной и нежной
2. Отношение автора к своим героям.
Почему автор собаке дал имя, а кошке нет? Не значит ли это, что он собаку любит больше, а кошку меньше?
3.Словесное описание героев рассказа:
3.С человеком у него давняя дружба. 3.Никем не приручен,
Человек кормит его, заботится о нем. сам себе хозяин, т. е
сам решает, где ему
4.Пес признал в человеке хозяина 4.Любит свободу, в
и стал послушен ему. его натуре
5.Собака приручена, хозяин 5. Раз у него нет хо
Дал ей имя – Рябчик зяина, значит и
3. Физминутка – гимнастика для глаз.
Закройте глаза. Представьте перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим. Но закончить раскрашивание нужно обязательно своим любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
4. Обдумывающее восприятие текста. Анализ произведения.
— Чем занимался человек, от лица которого идет рассказ?
— Опиши внешний вид Рябчика(словами из текста). Как они дружили?
— Зачем понадобился хозяину кот? Как появилась кошка? ( словами текста)
— Как отнесся к ней хозяин?
— Что он хотел, задабривая кошку рыбой?
— Как вела себя кошка? А Рябчик?
— Где поселилась кошка?
— Был ли рад рябчик такой соседке? Почему?
— Какую картину во время дождя увидел хозяин?
— Кого и почему пустил Рябчик в будку?
— Что вы можете сказать о характере рябчика и кошки?
Прирученное животное чувствует доверие и любовь к человеку, а человеку надо не забывать, что он « навсегда в ответе за всех, кого приручил»
4.Фоторепортаж о жизни домашних животных.
5.Вывод: Однажды приручив животное, приблизив его к себе, мы берем ответственность за его жизнь, здоровье, настроение, судьбу до конца его дней. Важно не обмануть его доверие, не предать его сердце, быть верным в любви и заботе к тому, кто верил тебе.
— С каким произведением мы познакомились?
— Кто написал этот рассказ?
9.Домашнее задание: читать и подготовить подробный пересказ рассказа, с. 88 – 91