журналистика в медиаиндустрии что это
Что такое мультимедийная журналистика: понятие, типология, особенности
Мультимедийная журналистика — сравнительно новое явление для современной медиа-сферы. Чтобы разобраться в этом понятии, нужно определить, что же лежит в основе.
Понятие и определение
Как известно, информация и медиа не могут существовать друг без друга. Это вполне логично, ведь информация не может доставляться до адресата без каналов коммуникации, в качестве которых и выступают медиа. В свою очередь и коммуникационные каналы теряют своё назначение без транслирующегося по ним предмета. Следовательно, эти понятия не разделимы.
Итак, мы понимаем, что в основе термина лежит тесная взаимосвязь, из которой и вытекает определение. Мультимедийная журналистика — это направление современной журналистики, которое подразумевает под собой распространение информации по двум и более каналам коммуникации или же по одному каналу Интернет, но с использованием разных форматов подачи материала.
Виды и типы
По типу восприятия информации всю мультимедийную журналистику можно разделить на три группы: иллюстративные, аудиальные и видеожанры. Каждый тип включается в себя различные виды.
Так, например, к иллюстративным жанрам можно отнести:
В ряду аудиальных жанров можно выделить четыре вида:
Видеожанры включают в себя такие виды:
Основные черты
Мультимедийная журналистика, как и классическая, имеет характерные черты, отличающие её от других направлений:
Безусловно, некоторые черты можно отнести и к иным направлениям журналистики, ведь по сути классические печатные издания обрабатывают и, как следствие, хранят варианты готовых к печати изданий на том же компьютере. Однако мы не рассматриваем каждую черту по отдельности, ведь только в комплексе они составляют реальный и полноценный образ «новых медиа».
Специфику и тонкости создания мультимедийных объектов уже рассмотрели теоретики и практики.
Особенности
С появлением нового направления изменилась и вся журналистика в целом. Даже сама профессия «журналист» приобрела иные характеристики. В современном ритме настоящий профессионал в сфере СМИ приобрел характеристику «универсальный». Иными словами, особенности мультимедийной журналистики принудили профессионала к освоению новых инструментов для добычи и создания информационного продукта. Теперь журналист считается востребованным, если он может выполнять несколько ролей: снимать, писать, монтировать, фотографировать и другое.
Еще одна особенность мультимедийной журналистики — необходимость подстраивать материал под требования интернет-аудитории. Любой материал в первую очередь оценивается с точки зрения его онлайн-потенциала. Чтобы определить его самостоятельно, почитайте о новых критериях оценки Интернет-СМИ.
Эти особенности проистекают из одной современной тенденции, конвергенции. Она коснулась не только самих журналистских материалов, но и организации работы внутри СМИ. Появившиеся совсем недавно «конвергентные редакции» — это ответ на особенности мультимедийной журналистики. Задача такой редакции заключается в создании мультимедийной статьи. Такой материал отличается достаточно большими трудозатратами, которые отнимут у одного журналиста очень много времени. Для более оперативной работы несколько журналистов начинают работать над одним материалом. Так и возникают конвергентные редакции.
Плюсы и минусы
Итак, мультимедийная журналистика — это серьезный шаг вперед в развитии сферы медиа. Она позволяет наиболее оперативно, четко, емко и доступно доставлять информацию до аудитории. Кроме того, она обеспечивает качественную обратную связь. Но нельзя забывать и о минусах. С появлением «новых медиа» у большинства редакций возникли вопросы по поводу мотивации сотрудников. По сути в современной реальности журналист оказался в невыгодном положении. Он должен выполнять больше ролей, но при этом получать те же деньги.
Нельзя дать точную оценку мультимедийной журналистике, но свою лепту в процесс упрощения информационной коммуникации она внесла.
Мультимедийная журналистика: актуальные тренды, инструменты, сервисы
Мультимедийная журналистика как тренд существует уже достаточно давно. Некоторые считают, что специалисты без навыков работы в разных форматах в ближайшие годы окажутся невостребованными. Выход из ситуации один: постоянно учиться новому.
Современные инструменты и сервисы позволяют сделать качественный продукт буквально за 15 минут. Об этом рассказал Юрий Звягинцев — опытный редактор, издатель, медиатренер из России, на тренинге «Современная мультимедийная журналистика» для онлайн-медиа из Узбекистана. «Новый репортёр» сделал конспект лекции.
Наступает новая медиаэпоха
Несколько важных трендов в коммуникациях с аудиторией:
Мультимедийная журналистика — кому это нужно?
Сейчас технологии позволяют одному человеку делать разные форматы. Мультимедийная журналистика — это не текст с приделанной инфографикой. Это когда журналист выбирает сразу несколько форматов, которые работают на одну идею, чтобы рассказать одну историю. Если под каждую часть текста подобран свой формат, то у читателя после возникает ясность и тот самый «момент дзена» — когда человек ловит ощущение, что ему всё понятно. Если это произошло, он вернётся к вашему изданию, чтобы повторить опыт, ведь ему нравится, что его уважают, объясняют не как ребенку, не просто словами.
Большинство людей в мире — и это научный факт — визуалы. Поэтому у нас нет другого пути, кроме как применять все эти форматы. Пусть это будет постепенно, шаг за шагом, но каждый ваш последующий текст будет лучше, чем предыдущий. У вас появится больше драйва, когда вы поймёте, что вас читают больше, чем других. Возникает эффект win-win-win:
Актуальные форматы, инструменты и сервисы:
Узнать больше о формате можно в специальной подборке материалов, вебинаров, пошаговых гайдов от «Нового репортёра»:
Пошаговый гайд по работе с сервисом TimeRime:
Подробнее о работе в Thinglink:
Пошаговая инструкция для работы с сервисом Story Map JS:
Гайд по использованию сервиса, а также пример того, как выглядит конечный результат, можно найти здесь:
Самоучитель по созданию подкастов с онлайн-конференции «Медиа топтоо — 2020»:
К подборке Юрия Звягинцева команда «Нового репортёра» хотела бы порекомендовать ещё один сервис, Storyboardthat.com:
Мультимедийная журналистика — это больше, чем «работать на сайте»
Мультимедийная журналистика — это определенный способ представления журналистского материала. Это медиапродукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея, проблема. Мультимедийная журналистика в этом понимании встает в один ряд с телевизионной, радио, газетной журналистикой.
Интервью для журнала медиафорума «Байкальская пресса — 2013».
В большинстве своем под термином «мультимедийный журналист» понимается человек, который способен сделать материалы в газету, на сайт, снять видеоролик и прочее. Но, судя по вашим интервью, вы закладываете другой смысл в мультимедийную журналистику. Какой?
— Это — другой способ подачи информации, другой способ творческого мышления. Как телевизионщик отличается повышенной чувствительностью к хорошему кадру и движению, как радийщик улавливает “правильные” звуки и полутона интершума, как “текстовик” владеет печатным словом, так мультимедийщик отличается умением комбинировать.
В мультимедийной журналистике есть разные специализации, в том числе и та, которая стала популярным образом — мобильный журналист с мультимедийным рюкзаком. Человек, владеющий и словом, и картинкой, и интерактивом. Да, такие есть. Но это — одна из специализаций, ею мультимедийная журналистика не исчерпывается.
В отличие от распространенного мнения, мультимедийная журналистика — это не дело одиночек. Это — командная работа, причем высококвалифицированная. Есть мультимедийные журналисты, есть одномедийные. И это нормально. Совершенно необязательно всех в редакции переучивать на “рюкзачников”.
Дальше встает вопрос грамотного менеджмента — как увязать множество разнообразных бизнес-процессов в редакции, чтобы медиапродукты были экономически эффективны, интересны аудитории, а работа в редакции не приводила к перегрузу и нервным срывам. Сейчас уже есть наработанные схемы, алгоритмы, по которым можно проводить аудит работы редакций и принимать решения, какие изменения нужно внести. Но это не задача журналистов. Это задача медиаменеджеров.
Таким образом, я бы разделила три понятия, которые обчно смешивают. Во-первых, мультимедийная журналистика — это определенный способ представления журналистских материалов. Она не равна газетному тексту, в который на сайте врезали телевизионный сюжет. Во-вторых, мультимедийный журналист — это не только и не столько человек, который может писать, снимать и монтировать. Это человек, который умеет мультимедийно думать, который может взять на себя разные роли в команде создателей мультимедийных проектов. В-третьих, мультимедийная редакция состоит из множества разнообразных специалистов, и не все из них есть или должны быть мультимедийными журналистами.
Кто вы в мультимедийной редакции?
Исходя из вашей практики, как мультимедийная журналистика приживается в России? Что тормозит ее развитие: техническая сторона или человеческий фактор?
— Есть российские проекты, которые сделаны не хуже, а иногда и лучше многих западных. Мы редко попадаем в мировые рейтинги и обзоры исключительно потому, что наши материалы написаны на русском. Международные жюри редко по своей инициативе смотрят на неанглоязычные проекты. Но инфографиков наших, например, на Западе знают.
Мультимедийная журналистика — дело достаточно дорогое. И с точки зрения стоимости квалифицированного труда, и с точки зрения организации процесса. Поэтому далеко не все редакции готовы выделять ресурсы на развитие в своих недрах мультимедийных команд. К тому же мультимедийные проекты совершенно необязательно прибыльны, совершенно необязательно имеют высокую посещаемость. И это тоже останавливает многие редакции.
Те, кто на эту тропинку встал, столкнулись с массой вопросов, на которые подчас нет готового ответа — отрасль очень молодая, опыта наработано не так много. Это еще сокращает количество экспериментаторов.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, стоит сказать, что мультимедийная дорога — не для всех. И это нормально. Если редакция не знает, зачем ей идти в мультимедийность, то лучше пока не начинать. С грустью смотрю на редакции, руководители которых говорят: “Всё, через две недели начинаем работать как мультимедийная редакция. Все должны будут плюсом к текстам приносить фото и монтировать видео”. И журналисты здесь не виноваты. Виноват менеджер, который не вник, не продумал, не подготовил, не распланировал переход.
Техника давно уже не проблема. И даже журналистов, которые хотят делать мультимедийные проекты, сегодня найти или выучить гораздо проще, чем 4 года назад. Вот с чем сейчас действительно трудно — это с неким ощутимым количеством менеджеров мультимедийных редакций. Организаторов процесса, понимающих, как работают мультимедийные проекты и как собирать для их создания творческие команды.
Карта мультимедийных компетенций
Конвергентная редакция в районных СМИ — это утопия или завтрашний день?
— Я знаю примеры, когда это — сегодняшний день. Таких примеров немного, но они есть. Это не вопрос веры — возможно это или нет. Это вопрос практики, экспериментов и анализа сделанного. Я даже далека от мысли, что всем районным СМИ нужны сайты. Потому что запустить вменяемый сайт не дешевле, чем запустить новую газету или районное телевидение.
Внешняя простота — студент нам сваяет сайтик за 6 тысяч рублей, а мы потом туда будем наши газетные материалы выкладывать — плохо сказалась как на самой идее интегрированных редакций, так и на практике. Когда редакция не понимает, зачем она делает сайт, она делает плохой продукт. А таскать на себе обузу, которую не любишь, не ценишь, в развитии которой не заинтересован, никому не хочется.
Автоматически свой негатив журналисты транслируют на сам мультимедийный подход и говорят: “Пробовали мы вашу мультимедийную редакцию. В два раза больше работы за те же деньги. Не хотим.” Но ведь это неправда. Никакого отношения “двойной оброк” к мультимедийной редакции не имеет. И мы опять возвращаемся к вопросу о недостатке менеджерских знаний в этой области.
Есть уже вполне понятный и четкий список вопросов, который должны задать себе редакторы СМИ, задумывающихся о переходе на мультимедийную редакцию. Если на все эти вопросы ответить “да”, можно начинать плавный переход. Я не знаю редакций, у которых этот путь перехода занял бы меньше двух лет. Вне зависимости от крупности СМИ. Два года системной методичной работы по перестройке работы редакции, переобучению сотрудников, экспериментам и анализу результатов.
Срок в два года обусловлен и психологией людей, их способностью к адаптации и изменению своих профессиональных привычек. Так что каждая редакция решает сама — поверить в утопию интегрированных редакций, проверить мультимедийных подход на себе или следовать своей собственной стратегии, которая совершенно необязательно должна быть мультимедийной.
Довольно часто приходится в журналистской среде, что падает доверие к нашему брату со стороны читателей, зрителей, слушателей. В чем вы видите проблемы взаимодействия СМИ и аудитории? Какое решение проблемы вы видите?
— Проблема, безусловно, существует. И о недоверии к журналистам гораздо больше говорят не внутри профессиональной среды, а как раз за ее пределами.
Масса журналистов “вложилась” в наш теперешний имидж. Своей небрежностью по отношению к фактам, отсутствием принципиальной позиции по важным для сообщества темам, перепечатыванием пресс-релизов. Здесь “постарались” все — и федеральные, и региональные, и районные СМИ. У каждого есть скелетик в шкафу, который портит доверие к журналистике в целом.
Основная проблема, которую я вижу сейчас, — это распространение “телефонной”, “пресс-релизной” и “копипастной” журналистики. Когда из СМИ выхолащиваются живые истории, реальные проблемы, а читателя накрывает волна сухих сообщений ни о чем. Журналисты часто в погоне за мифическими ценностями — кликами, рейтингами, наполнением полос — забывают о живых людях, которые нас читают и смотрят.
Мы уверены, что знаем, что должно быть первой новостью, но забываем хотя бы иногда спрашивать наших читателей, что их по-настоящему волнует. Мы заняты переписыванием новостей, “ведь наши конкуренты про это уже написали” вместо того, чтобы поискать жизненные истории и разобраться в проблемах, которые вызовут живой отклик и дискуссию.
Эти проблемы существуют вне зависимости от того, федеральное это СМИ или районное. Есть хорошие примеры на разных уровнях. Но эти хорошие примеры взаимодействия со своими читателями — это исключения, уникальные кейсы, а не естественная, регулярная практика наших журналистов.
И не стоит думать, что на Западе или Востоке по-другому. Кризис доверия к профессиональной журналистике развивается сейчас по всему миру. Но от нас зависит, как мы будем себя в этой ситуации вести. Обвинять кого-то в недоверии к нам или своими поступками формировать другое к себе отношение. Это сложно.
Как сложно заслужить уважение одному человеку, так и редакции это сделать сложно. Не лгать в историях, которые публикуешь, не лгать в редакторских колонках, признавать свои ошибки, спрашивать совета у читателей и приглашать их на дискуссии, не бросать начатые истории, не выдергивать слова героев материалов из контекста, открыто заявлять о своей позиции и выполнять обещания. При этом, как и в случае с отдельным человеком, зарабатывается доверие и авторитет трудно, а теряется очень быстро.
Довольно часто приходится в журналистской среде, что падает доверие к нашему брату со стороны читателей, зрителей, слушателей. В чем вы видите проблемы взаимодействия СМИ и аудитории? Какое решение проблемы вы видите?
— Проблема, безусловно, существует. И о недоверии к журналистам гораздо больше говорят не внутри профессиональной среды, а как раз за ее пределами.
Масса журналистов “вложилась” в наш теперешний имидж. Своей небрежностью по отношению к фактам, отсутствием принципиальной позиции по важным для сообщества темам, перепечатыванием пресс-релизов. Здесь “постарались” все — и федеральные, и региональные, и районные СМИ. У каждого есть скелетик в шкафу, который портит доверие к журналистике в целом.
Основная проблема, которую я вижу сейчас, — это распространение “телефонной”, “пресс-релизной” и “копипастной” журналистики. Когда из СМИ выхолащиваются живые истории, реальные проблемы, а читателя накрывает волна сухих сообщений ни о чем. Журналисты часто в погоне за мифическими ценностями — кликами, рейтингами, наполнением полос — забывают о живых людях, которые нас читают и смотрят.
Мы уверены, что знаем, что должно быть первой новостью, но забываем хотя бы иногда спрашивать наших читателей, что их по-настоящему волнует. Мы заняты переписыванием новостей, “ведь наши конкуренты про это уже написали” вместо того, чтобы поискать жизненные истории и разобраться в проблемах, которые вызовут живой отклик и дискуссию.
Эти проблемы существуют вне зависимости от того, федеральное это СМИ или районное. Есть хорошие примеры на разных уровнях. Но эти хорошие примеры взаимодействия со своими читателями — это исключения, уникальные кейсы, а не естественная, регулярная практика наших журналистов.
И не стоит думать, что на Западе или Востоке по-другому. Кризис доверия к профессиональной журналистике развивается сейчас по всему миру. Но от нас зависит, как мы будем себя в этой ситуации вести. Обвинять кого-то в недоверии к нам или своими поступками формировать другое к себе отношение. Это сложно.
Как сложно заслужить уважение одному человеку, так и редакции это сделать сложно. Не лгать в историях, которые публикуешь, не лгать в редакторских колонках, признавать свои ошибки, спрашивать совета у читателей и приглашать их на дискуссии, не бросать начатые истории, не выдергивать слова героев материалов из контекста, открыто заявлять о своей позиции и выполнять обещания. При этом, как и в случае с отдельным человеком, зарабатывается доверие и авторитет трудно, а теряется очень быстро.
Дата-журналист: кто это и почему его работа так востребована
Кто такой дата-журналист
Дата-журналист — это специалист, который собирает и анализирует большие данные, чтобы на их основе писать новости и статьи. Дата-журналист ищет их в публичных отчетах государственных служб и некоммерческих организаций, в статистике частных сервисов и аналитических агентств, изучает базы данных и другие источники.
Задача дата-журналиста — изучить данные и наглядно их представить: в виде графиков, таблиц или отдельных веб-страниц, которые поймет его аудитория. То есть дата-журналист переводит массивные данные, в которых могут разобраться только специалисты, в понятные форматы для обычных читателей.
Например, в начале пандемии коронавируса The Washington Post выпустила статью с симулятором распространения SARS-Cov-2 и объяснением, почему важна социальная дистанция [1].
В 2019 году Strelka Mag выпустила исследование по Красной площади в Москве и добавила к нему анализ фотографий, опубликованных в открытом доступе [2]:
Тренды и направления профессии
Работа с Big Data и ее визуализация — тренд, который не утихает с середины 2000-х годов, и вряд ли утихнет в ближайшем будущем [3]. Этому способствует и цифровой формат СМИ, и распространение программного обеспечения с открытым исходным кодом, и сама концепция «открытых данных», когда информация от госорганов и компаний публикуется в интернете в открытом доступе.
Поэтому специалисты с навыками дата-журналистов требуются не только в медиа, но также в госструктурах, финансах, банках, аналитических агентствах — везде, где нужно работать с данными и представлять их в наглядном виде.
Меняется также и содержание работы дата-журналиста. Как пишет Ник Ньюман из Института исследования журналистики Reuters, журналистика данных ищет новые способы представления информации. К примеру, многие европейские и американские издания визуализируют данные в формате сторис для социальных сетей [4]. Например, само агентство Reuters использует инфографику в Instagram, чтобы подвести читателя к полному тексту статьи о рынке рождественских елей в США [5]:
Еще один тренд — персонификация материалов. Когда мы публикуем информацию о своем возрасте, поле, социальном статусе, нейросети замечают это и подстраиваются под наши интересы. Например, YouTube рекомендует видео, опираясь на то, что и как долго вы уже смотрели. С дата-материалами произойдет то же самое: детям, профессиональным юристам или родителям будут показываться свои версии статей.
Откуда придет профессия
Профессия дата-журналиста находится на стыке гуманитарного и технического знания, поэтому из существующих профессий в нее можно прийти двумя путями. Во-первых, такими специалистами могут стать профессиональные журналисты, если изучат программы для сбора и анализа данных. Во-вторых, сюда могут перейти аналитики данных, которые научатся работать с текстом, изучат приемы повествования и редактуры.
Ключевые навыки дата-журналиста
В первую очередь — это умение выстраивать логичное повествование, увлекающее читателя. Для этого понадобятся навыки писательского мастерства, сторителлинга.
«Меня в слове «дата-журналистика» смущает «журналистика». Я предпочитаю говорить о дата-сторителлинге. Чаще всего компании хотят нанять не столько дата-журналистов, сколько специалистов с навыком объяснения того, что происходит в данных. Их много, и дата-сайентистов тоже — их регулярно поставляют онлайн-школы, университеты. Зато людей, которые нормально бы написали и — главное — сделали выводы из данных, мало», — отмечает Андрей Дорожный, дата-журналист и специалист по визуализации данных, старший преподаватель факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ.
Дата-журналисту необходимо освоить методы работы с информацией в интернете: речь идет о ее поиске, обработке и проверке. Полезными будут знания картографии и того, откуда и как получать данные для анализа. Не обойтись и без навыков работы с базами данных и программами вроде Excel, Tableau, а также языка Python и его библиотек: Seaborn, pandas, SkLearn.
Как стать дата-журналистом
Дата-журналистике в России можно учиться в разных форматах. Очный доступен в НИУ ВШЭ на двухгодичной магистерской программе «Журналистика данных» [6]. Или на курсе от Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» [7], который идет раз в год и длится около месяца.
В онлайне можно получить профессию дата-журналиста за десять месяцев в «Нетологии» [8] или познать азы на онлайн-курсе от Иллинойского университета в Урбане-Шампейне на Coursera [9].
Зарплата дата-журналиста зависит от места работы и навыков специалиста, однако она выше обычного за счет навыка обработки данных. В регионах дата-журналист получает в среднем ₽20–60 тыс., в Москве — до ₽130 тыс. [10].
По словам Дорожного, никто из потенциальных заказчиков не откажется от контента, основанного на данных, поэтому его заказчиками могут быть и СМИ, и бизнес, и госструктуры. «Но в последних двух больше денег, и они могут себе позволить таких специалистов чаще, чем СМИ», — отметил он.
О современном понимании СМИ и журналистики
The Current Understanding of Media and Journalism
Вартанова Елена Леонидовна
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, evarta@mail.ru
Elena L. Vartanova
Ph D, professor, chair of media theory and economics, Faculty of journalism, Moscow State University, evarta@mail.ru
Аннотация
Московская школа теории журналистики, которая возникла и развивалась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, долгое время считала, что журналистика и СМИ – это близкие, взаимозаменяемые понятия, почти синонимы. Исследователи предполагали, что журналистика одновременно является и профессионально-предметной творческой деятельностью, и видом социальной активности, и отдельной социальной системой. Однако последнее утверждение, на взгляд автора, который прослеживает эволюцию теоретических представлений о сути «журналистики» и «СМИ» в контексте российской исследовательской традиции, трансформационных процессов в самой отрасли, а также в русле общемировых тенденций, относится, скорее, к средствам массовой информации.
Ключевые слова: СМИ, журналистика, медиатекст, теория СМИ, теория журналистики
Abstracts
The Moscow school of media theory, established at the Faculty of Journalism (Moscow State University), considered journalism and mass media as close and interchangeable terms, almost synonyms. Researchers supposed that journalism is a professional creative activity, a type of social ctivity and a separate social system all at the same time. The author of the article has tracked the evolution of the theoretical understanding of the essence of such notions as ‘journalism’ and ‘mass media’ in the context of the Russian research framework, the transformation processes in the very industry, as well as from the perspective of world trends. From the author’s point of view ‘social system’ is a notion that refers only to mass media.
Key words: mass media, journalism, media text, theory of mass media, theory of journalism.
В последнее время мы все яснее осознаем, что масс-медиа оказывают значительное воздействие не только на знание конкретных людей о происходящих вокруг них событиях. Все больше появляется подтверждений особой роли и эффективности влияния СМИ на общественное − массовое и индивидуальное − сознание, на функционирование социальных институтов, на систему коллективных и индивидуальных ценностей, на общественные и личные практики. Однако зачастую, ставя вопросы, мы не можем найти на них ответа в силу значительной терминологической неопределенности, трансформации прежде четких понятий, которые по мере развития медиасистем приобретают новые черты.
Именно поэтому представляется актуальным обозначить хотя бы некоторые принципиально важные точки изменений в теоретических представлениях о журналистике и средствах массовой информации.
Синонимы или различные понятия?
Тем не менее, и в первом, и во втором случаях речь идет прежде всего о подходах к созданию журналистского текста в условиях определенной социальной позиции. Но в обоих случаях за пределами внимания все-таки остается системная и целенаправленная деятельность компаний СМИ по организации производства комплекса медиатекстов, по приданию медиатекстам законченной медиаформы, по их дальнейшему распространению.
Таблица.
Суть журналистики
Суть СМИ
Производство содержания информационного характера (журналистский текст), характеризующегося одновременно чертами творческого и индустриального производства
Индустрия, обеспечивающая производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов.
Представляется актуальным разделить понятия «СМИ» и «журналистика», с одной стороны, по сфере функционирования, с другой − по их сущности. Журналистика − профессия очень конкретная, прикладная. Задача журналиста очевидна − найти новость, изложить ее в том виде, в каком это требуется для конкретного органа СМИ, и в принципе на этом она может считаться выполненной. Встроить эту новость в более широкий информационной контекст, передать ее затем аудитории должен уже не журналист, а редакция, медиаорганизация, фактически − канал СМИ.
Журналистика применительно к СМИ − это, безусловно, прежде всего содержание, или, как все чаще говорят в исследованиях СМИ, контент (от англ. content − содержание). Анализируя деятельность масс-медиа сегодня, мы уже не можем избежать заимствований, поэтому зачастую понятия «контент» и «содержание» употребляем как абсолютные синонимы. Конечно, злоупотребление англоязычными терминами − это не очень хороший процесс с точки зрения русского языка, но, с другой стороны, он важен с точки зрения осознания россиянами комплекса текущих процессов массовой коммуникации.
Впервые за многие годы, в течение которых СМИ и журналистика рассматривались инструментально, а поэтому в отрыве от запросов общества, но в прямой зависимости от указаний элиты, мы начинаем понимать, что наши средства массовой информации и журналистика в целом соответствуют мировой практике. У них, конечно, есть и свои заметные специфические черты, но при этом они развиваются по универсальным законам, и значит, следует рассматривать российскую медиадействительность в контексте общемировых представлений и теорий масс-медиа, а сами СМИ и журналистику России как неотъемлемые компоненты глобальной информационной сферы. Формулируя универсалии современных СМИ, можно заключить: журналистика представляет собой профессию и вид профессиональной (творческой) деятельности, на которую опирается социальная система, являющаяся одновременно мощнейшей отраслью современной экономики, − средства массовой информации.
Одно без другого? Журналистика в основе СМИ
Понятие «СМИ» сегодня описывает индустрию, систему производства содержания − от создания до упаковки − и отчасти организации каналов по их распространению. СМИ и обслуживающие их системы распространения все еще разделены, что связано с существовавшим в доконвергентной эпохе разделением медиаиндустрии, телекомов и почт. Однако со временем все более очевидным становится процесс конвергенции СМИ, при котором происходит объединение различных медиаканалов, медиаплатформ, видов медиаконтента. Так, кабельные операторы − типичные представители телекома в ХХ веке − сегодня стали полноценными представителями медиаиндустрии. То же самое можно сказать и об операторах мобильной телефонии.
Журналисты как важнейший сегмент на рынке труда в медиаиндустрии занимаются созданием содержания (контента). Однако следует оговориться: не все содержание масс-медиа создано журналистами. В качестве примера достаточно вспомнить рекламные объявления в любом СМИ, художественные фильмы, сериалы, без которых мы уже не представляем ТВ, или музыкальные записи, составляющие основу программирования для абсолютного большинства радиостанций. Поэтому предложенный Г.В. Лазутиной термин «журналистский текст» представляется весьма корректным, поскольку в рамках практически безграничного понятия «медиатекст» журналистские тексты сосуществуют с рекламными текстами, художественной фотографией, кинотекстами и т.п. Журналистика, несомненно, остается творческой профессией, однако все больше характеризуется противоречием между творческим характером труда и высоким уровнем его коммерциализации и индустриализации, которые − как ни парадоксально − возрастают под влиянием новых технологий и процесса конвергенции. Для иллюстрации этого положения обратимся к схеме.
Журналистика в СМИ
Она показывает, что сегодня не только журналисты занимаются производством содержания, медиатекстов. К примеру, каково место журналистских текстов на телевидении? Ответ очевиден: незначительное. Новости, документальные фильмы, аналитические программы сегодня не занимают основного времени ни на российских федеральных, ни на многих зарубежных общенациональных телеканалах. К сожалению, даже если речь идет о каналах общественных вещателей. На этом фоне особенно заметно внедрение «развлекательности» в традиционные журналистские тексты: информация роднится с развлечением, порождая инфотейнмент, документальное кино − с постановочным, создавая докудраму, жанр политического ток-шоу трансформируется в развлекательные и постановочные ток-шоу. Не менее заметны изменения и на радио, особенно на музыкальных радиостанциях, где журналистов, собственно производителей журналистских текстов, сегодня уже почти не встречается.
Любопытным примером здесь становится современная книга, наиболее древнее средство информации. Вопрос, является ли книга СМИ, в последние годы все более интригует исследователей. С традиционной точки зрения отрицательный ответ не вызывает сомнений, особенно если мы примем во внимание фактор периодичности. Однако концепция индустрии содержания предполагает, что книга есть текст, который наряду с другими текстами борется за время и внимание аудитории (потребителей). Более того, цифровое содержание книги с этой точки зрения ничем не отличается от других цифровых текстов. Возможно, что функции, реализуемые журналистскими текстами, отличаются от тех, которые выполняют тексты нежурналистские. Но в рамках индустриального подхода пересечений наблюдается много.
Это и возможность организации свободного времени, и борьба за внимание аудитории, и одинаковая форма существования «в цифре». В результате современная книга (в том числе и на электронных носителях), несомненно, становится частью индустрии СМИ.
Несмотря на отмеченные выше противоречия, в масс-медиа сегодня представлен значительный объем журналистских текстов. Анализ показывает, что чем исторически «взрослее» и технологически традиционнее СМИ, тем больше в них содержания, созданного журналистами. Из существующих сегодня масс-медиа самое древнее − газета. Конечно, рукописную газету нельзя считать газетой в современном смысле, хотя в принципе именно она заложила основы, сформировала наши представления о периодической печати. Но все-таки римским «курантам» или китайским рукописным листкам не хватало главного − механического воспроизводства многостраничных текстов, что стало возможно только после изобретения печатного станка. Это были единичные или крайне ограниченные в количестве экземпляров издания. И только после изобретения печатного станка газеты, наконец, стали средством массовой информации, потому что оригинал, т.е. одна (первая) копия, созданная журналистами и другими сотрудниками редакции для последующего тиражирования, индустриально размножалась для широкого распространения. Это изобретение заложило основы другого сегмента экономики − полиграфии. В дополнение информационное производство стала обслуживать почта, которая долгое время занималась основным распространением печатной периодики.
Появление рекламы в средствах массовой информации оказалось неизбежным. Реклама создала единственную действенную бизнес-модель, которая позволила существовать СМИ относительно независимо. Ведь в условиях планового целевого финансирования масс-медиа любыми структурами − государством, политическими партиями, церковью или какими-либо другими социальными институтами, СМИ обязаны выполнять конкретный заказ. В условиях же рекламной индустрии при всех возможных негативных последствиях, к которым может привести зависимость от рекламы, газеты, журналы, телевидение могут достичь определенной независимости. Хотя для многих стран, в том числе и России, условия достижения независимости СМИ − это прежде всего вопрос политической культуры политической и финансовой элиты, а также наличия в государстве просвещенного гражданского общества.
Появление радио, кино, телевидения, заложившее основу аудиовизуальных СМИ, изменило баланс в масс-медиа, создав предпосылки для развития медиаиндустрии в качестве индустрии развлечений. Признаемся: большинство зрителей включает телевизор для того, чтобы провести свободное время, − за исключением, конечно, тех профессионально активных людей, которым непрерывный поток телевизионных новостей нужен как воздух. Но основная масса зрителей не только в России, но и в Соединенных Штатах Америки, Западной Европе, Азии смотрит ТВ ради того, чтобы отдохнуть после рабочего дня, чтобы «расслабиться». Именно поэтому в последние десятилетия программные стратегии ТВ начали включать так много художественных фильмов, сериалов, мультфильмов, игр и викторин, музыкальных концертов. То есть содержание, созданное не журналистами.
Однако даже тогда, когда, на первый взгляд, перед нами журналистские программы, говорить о журналистике возможно не всегда. Так, объем рекламы на российском телевидении строго регламентирован Законом о рекламе, что ограничивает продолжительность рекламных сюжетов. Однако российское ТВ столь привлекательно для рекламодателей, что многие передачи содержат неявную рекламу, предлагая product placement − размещение рекламируемых товаров и услуг в журналистском тексте. В результате на телеэкран широкой волной выплескиваются авторские программы о кулинарии, ремонтах, дизайне интерьеров, «начиненные» продвижением всем нужных продуктов питания, отделочных материалов, мебели. Это журналистика или уже нет?
Журналистика в системе творческих профессий
В России журналистика выросла из литературы, из «толстых» журналов, общего литературно-культурного процесса XIX века, который сформировал прочные нравственные, публицистические и просветительские основы, оставив, однако, в тени на долгие годы новостную и репортерскую природу журналистики.
Но в отличие от литературы журналистика излагает и анализирует реальные факты. Важно подчеркнуть: анализ может присутствовать и в журналистских, и в литературных произведениях. Когда мы читаем, например, Л. Толстого, мы видим его анализ, порожденный прекрасным знанием действительности. Но в тексте, к примеру, «Анны Карениной» мы находим вымышленных героев, вымышленные факты, вымышленный мир, поэтому и анализ, проводимый в литературном сочинении, отличается от журналистского анализа. В основе журналистики − всегда реальный факт, журналистский анализ − это исследование действительности. И в этом ее отличие от литературы; здесь, на наш взгляд, пролегает основной «водораздел» между журналистским и нежурналистским творчеством. Политические ток-шоу С. Сорокиной и ток-шоу Д. Нагиева «Окна» − абсолютно разные вещи. Первые всегда были основаны на фактах действительности, вторые − на вымысле. Вымысел − это, конечно, возможный способ переосмысления действительности, в каком-то смысле он и есть «сырье» литературы, но журналисты работают с другим сырьем. Их «сырье» − реально свершившиеся факты, поэтому и журналистику следует рассматривать как тексты, основанные на фактах и осмыслении реальности.
Однако действительность многогранна, сложна, комплексна, она состоит из множества связанных и не связанных друг с другом фактов. Для журналистики важен не только выбор единичного факта, но и соотнесение его с другими фактами, важны причинно-следственные связи, предыстория факта и его возможное развитие в будущем. Потому журналист и не может, и не должен не понимать широкого социального контекста, даже сообщая об одном только событии.
Несомненно, журналистика − это профессия, близкая к литературному творчеству, филологическая специальность, но все же трактовать, изучать, понимать ее только в русле классической филологии сегодня уже невозможно. Так, современный политический процесс, выборы на всех уровнях без журналистики практически неосуществимы. Следовательно, встает вопрос об эффектах журналистики, которые и есть часть профессии. Но эффекты здесь − это уже область психологии, прежде всего социальной, социологии, социальной антропологии. Журналистика, как и вся система СМИ, определяет и многие явления в социуме − просвещение людей, социализацию личности, формирование национальной идентичности, интеграцию отдельных людей в общественную жизнь. Более того, без журналистики невозможно и функционирование рыночной экономики, потому что именно она обеспечивает создание и организацию информационных потоков − и для инфраструктуры бизнеса, и для потребителей.
Журналистика как социальный институт
Журналистика одновременно удовлетворяет потребности в информации и конкретных индивидуумов, и всего социума. Основные потребности общества в информации можно разделить на несколько основных групп. Во-первых, общество нуждается в информационном обеспечении нормального функционирования политической сферы. Здесь налицо две группы интересов. С одной стороны, политики, которым нужно участвовать в выборах, организуя политический процесс. Вне зависимости от целей политиков − поддерживать и развивать демократию или просто добиться переизбрания ради удовлетворения собственных амбиций − необходимы демократические выборы. Ни информирование населения, ни формирование позиции избирателей без СМИ сегодня не происходит. Участие СМИ в организации и обслуживании политического процесса, таким образом, становится ответом журналистики на один из запросов общества.
Могли бы США избрать Барака Обаму президентом без участия СМИ и интернета? Вряд ли. То, что случилось в Америке в 2008 г., в очередной раз подтверждает, что роль СМИ в политике трудно переоценить. Американская политика открыла эту зависимость на выборах Д. Кеннеди в 1960 г. Теледебаты, в которых Кеннеди участвовал впервые, оказались настолько эффектными, а молодой кандидат настолько пленил аудиторию, что итоги выборов оказались предрешены. Первые в истории США выборы, в ходе которых ТВ сыграло решающую роль, стали отправной точкой для последующей концептуализации роли СМИ.
Ситуация, в чем-то похожая, произошла в 2008 г. во время предвыборной кампании Б. Обамы, с той лишь разницей, что в условиях цифровой революции основным каналом медиапродвижения его стал интернет. Именно посредством глобальной Сети кандидат общался с избирателями, информировал общественность о своей программе, занимался сбором средств. Новые медиа, по мнению некоторых исследователей, стали важным инструментом достижения успеха.
СМИ обслуживают политический процесс не только с позиции политиков, но, в идеале, и с позиции электората. Сами избиратели без помощи журналистов не могут составить представления ни о политике, ни о возможных формах гражданского участия. В результате большинство опросов аудитории подтверждают, что читатели газет всегда более активны на выборах и в своих местных сообществах. Пользователи, которые проводят много времени в интернете, зачастую политически грамотны и активны. Ни одна значимая гражданская акция не может пройти без СМИ. Вспомним георгиевскую ленточку, которая превратилась в общенациональную кампанию, причем даже поддерживаемую правительством, благодаря тому, что лет пять назад несколько активистов по собственному почину раздавали эту ленточку и писали об этом в интернете. Мало кто отдает себе отчет, что подобные инициативы способны менять политический климат в обществе. В итоге не только журналистика, но и система СМИ в целом становятся важнейшим компонентом политического процесса.
Во-вторых, несмотря на то, что российское общество сегодня не дает достаточно примеров удовлетворения своих экономических нужд СМИ, мировые примеры этого более чем многочисленны. Наша новая экономика, то есть постплановая, посттоталитарная, еще не сформировалась в той степени, в какой она существует за рубежом. Но ни один инвестор, ни один частный мелкий акционер в России не может уже существовать без экономической прессы или экономических отделов в газете. Для многих потребителей рекламные сообщения удовлетворяют абсолютно прагматический интерес, поскольку могут ответить на немаловажный для жизни вопрос: что и где продается, к тому же подешевле. Рекламу потому и читают, что она дает потребителю нужную ему информацию.
Другой вопрос, что непрофессиональная реклама со временем начала играть против себя и ее перестают читать. Но людям все равно важно, где продают дешевле и что можно с выгодой для себя приобрести. На распродажи в магазины многих стран мира люди приходят с купонами, вырезанными из газет и журналов, чтобы купить более дешевый продукт, да еще получить скидку. С точки зрения потребителя в рекламе есть определенный смысл, поскольку она воспитывает его экономическую грамотность и формирует его потребительские привычки. Но у рекламы есть более широкий, более важный смысл − обслуживание рынка. Ни одна рыночная экономика, основанная на потребительском поведении, не будет функционировать, если потребители не будут приобретать товары и услуги, если они не будут потреблять. Но для того, чтобы спрос и предложение нашли друг друга, необходимо информационное поле. В рыночной экономике таким информационном полем стали СМИ.
В-третьих, журналистика как социальный институт удовлетворяет культурные потребности общества. Возьмем один наиболее очевидный аспект проблемы. Что общего у жителей Москвы и жителей Дальнего Востока, кроме гражданства? Что позволяет нам ощущать себя согражданами? Прежде всего русский язык. Именно тот общий, понятный для всех язык, который «живет» в средствах массовой информации − в федеральных новостях, в развлекательных телешоу, на страницах многотиражных «желтых» изданий, в продуктах массовой культуры, распространяемых по каналам СМИ. Именно благодаря русскому языку в последнее время мы выстраиваем общую культуру, общие ценности, общих кумиров, героев и антигероев − через язык, через культуру, через СМИ.
В-четвертых, СМИ удовлетворяют важнейшие для молодых государств потребности в формировании идентичности и интеграции общества. Везде в мире СМИ были своего рода инструментом, стимулировавшим создание наций и до сих пор поддерживающим их существование. Российскому государству в определенном смысле было легче, поскольку после 1991 г., когда оно в своем современном виде только начало формироваться, в нашей стране уже существовал практически универсальный доступ к ТВ. Понятая и высоко оцененная исследователями роль СМИ в формировании коллективных ценностей и национальной идентичности была взята на вооружение российскими политиками, которые, оказывая прямое давление на процесс производства содержания, не сумели полностью использовать потенциал ТВ для конструирования новой российской идентичности.
США избрали другой путь: здесь существует запрет на иностранную собственность в сфере ТВ, в результате иностранный гражданин не может стать владельцем общенациональной телесети. Могущественный и преуспевающий Р. Мэрдок, медиамагнат глобального масштаба, принял американское гражданство, чтобы стать владельцем телесети «Фокс» ( Fox ). Это подтверждает, что телевидение всегда было в сфере особого внимания государства. И даже сегодня, когда и ЕС, и США, и Россия заявляют о переходе к цифровому вещанию в кратчайшие сроки, именно государство берет на себя основную функцию организации этого процесса. При этом у каждого государства сохраняется своя внутренняя политическая культура, свои политические и культурные традиции. Одна из самых интересных и интригующих тем − совершенно американская система коллективных ценностей Голливуда. И вопрос в том, как Голливуд, будучи коммерческой системой, структурой, ориентированной не на политику, а на развлечения, стал столь корректен и столь глубоко интегрирован в систему американского образа жизни, не ощущая на себе прямых механизмов воздействия «сверху».
Завершая анализ некоторых аспектов современного соотношения понятий «СМИ» и «журналистика», признаемся: соображения, приведенные выше, могут оказаться спорными, недостаточно доказанными, преждевременными. Против этого не стоит и возражать. На наш взгляд, очевидно одно: трансформируются не только СМИ. Журналистика − какой бы смысл мы ни вкладывали в этот термин − уже никогда не будет прежней. Ее развитие / эволюция / изменение не вызывает сомнений. Как не вызывает сомнений и то, что процесс этот пора осмысливать − прежде всего с теоретической точки зрения.