если человек фотографируется спиной что это значит
Что общего у тех, кто на аватарку ставит фото со спины (затылок или во весь рост), хотят скрыть что-то?
Часто люди мечтают о том, чтобы понимать другого, уметь анализировать его, читать, словно книгу. Именно такому упованию отдались многие исследователи-психологи и начали пытаться создать раздел психологии, который мог бы позволять по жестам, движениям глаз, положению тела судить о том, что человек испытывает сейчас. Только представьте: важная беседа, ты начинаешь прощупывать почву, смотришь на человека и безошибочно понимаешь, что сейчас он испытывает тревогу, начинаешь давить, он не справляется и ты выходишь из беседы победителем.
К сожалению, это так и осталось фантазией. Возможно, вы натыкались на работы Экмана, Фризена или, упаси господь, Аллана и Барбары Пиз. Вся суть данных работ описывается исключительно проективной гипотезой, на которой строится в целом проективная психодиагностика:
все, что совершает человек (прим. автора: говорит, рисует, делает, да хоть чихает) является проекцией его личности
Тут важно понять как работают проективные методики. Человек совершает ряд действий, психолог получает на руки некоторый материал и начинает его интерпретировать. Именно в интерпретации кроется слабое место любой проективной методики. Уверены ли мы, что если на рисунке дерева веток 5, то человек сейчас находится в таком состояние? Не уверены, а значит нам нужно каким-то образом в этом убедиться. На помощь психологам приходит статистика. Проводим ряд тестов, условно выделяем группу с важным для нас признаком и смотрим на их рисунки. Все нарисовали 5 веток? Красота, мы убедились или убедили себя в том, что правильно проинтерпретировали материал.
Можно ли сделать то же самое с «языком тела»? Конечно, можно! Примерно на этом строится большинство работ, посвященных его изучению. Однако, тут есть небольшая сложность. Любая невербалика тесно вплетена в наше естественное поведение. Получить её в экспериментальных условиях не так то просто. Тут мы начинаем обращаться к обратной связи от испытуемых и напрямую или косвенно пытаемся узнать что они чувствовали, когда скрестили руки в этом диалоге. Это, конечно, еще больше снижает валидность получаемых результатов.
И вот мы с горем пополам провели ряд исследований и узнали, что скрещенные руки означают закрытость человека (можете вставить сюда любое другое слово с таким же размытым значением). Мы видим человека, у него скрещенные руки, значит он закрытый и решаем проверить нашу гипотезу. Но тут мы узнаем, что ему было холодно или это удобная для него поза, в которой он проводит большую часть времени. Кажется, что наша гипотеза о том, что мы можем судить о человеке по «языку тела» не оправдала себя, даже с учетом наших исследований.
Мы можем много фантазировать о том, почему человек встал на фото так, а не так и даже, возможно, окажемся правы, но, к сожалению, суждения по языку тела, как и другие проективные методы работы психолога, очень зависят от таланта психодиагноста, от качества собранной статистики и, конечно, иногда совсем неуловимого социо-культурного контекста.
Подытожим: Можем ли мы судить по фото об особенностях человека? Да, можем. Будем ли мы правы? Скорее всего нет. А психолог может? Да, может. Будет ли он прав? Скорее всего нет.
Но раз я психолог, то все-таки попробую что-нибудь сказать про людей, которые фотографируются спиной к камере. Думаю, что они, как и я, считают, что ничто другое не передает так хорошо мечтательно-меланхоличное настроение, как фотография, на которой ты смотришь на воду в лучах заката и цитатки из «Мысли волка». Прав ли я? Скорее всего нет.
Что наши позы на фотографиях говорят о нас
Исследователи Колумбийского университета подсчитали: только 9% людей моложе 30 лет полностью довольны тем, как получаются на фотографиях. Остальные считают свои позы неестественными, улыбки ― натянутыми, а образ в целом ― не соответствующим истинному. Психологи и фотографы, напротив, в один голос утверждают: то, как мы получаемся на снимке, куда ближе к реальности, чем образ в нашей голове. Руководитель фотослужбы признается: одна из самых больших сложностей заключается в том, что человек всю жизнь видит себя в зеркале и привыкает именно к этому изображению. Отражение ― улучшенный, перевернутый (стороны лица в зеркале меняются местами) вариант нашего образа. Реальную картинку можно увидеть, только если смотреться в два зеркала: вторичное изображение и есть тот самый образ, но куда более знакомый окружающим. Кроме того, во время фотосъемки проявляются все наши зажимы, которые не столь ярко выражены в повседневной жизни.
Полюби себя
Если верить психологам, у каждого есть своя фотоистория. Мы собираем личные фотографии и на основании увиденного делаем выводы, в каких ракурсах лучше выглядим. Именно так в идеале должна формироваться любимая поза, однако в реальности мы зажимаемся, копируем или даже выражаем глубинные, скрытые от нас самих послания ― мимикой, жестами, телодвижениями. Но мы не учитываем, что ракурс, в котором видит нас фотограф, может существенно отличаться от воспринимаемого в зеркальном отражении.
Людмила Городничева, кандидат психологических наук и бизнес-тренер, объясняет: то, как мы позируем, во многом обусловлено обликом нашего идеального Я ― то есть какими мы хотим быть, к чему стремимся. По ее словам, зажимы на фотографиях демонстрируют глубокий внутренний конфликт: человек отвергает себя такого, какой он сейчас есть. Я-идеальное формируется за счет средств массовой информации, модных трендов, телевидения: нам диктуют, как мы должны выглядеть, что следует говорить. В ожидании момента, когда из фотоаппарата «вылетит птичка», многие бессознательно копируют популярные в соответствующих социальных кругах позы, жесты, движения. В случае глобального несоответствия Я-идеального Я-реальному возникает нелюбовь к фотографированию: человек боится снова выглядеть не таким, каким хотелось бы ― отсюда скованность, жеманство. Значит, прежде всего нужно воспитывать уверенность, учиться принимать себя со всеми индивидуальностями. Помимо моды и масс-медиа на фотографирование любимых поз влияет заложенное внутри нас желание подражать. Мы бессознательно имитируем тех, кого уважаем и кем восхищаемся. Имитация ― один из способов достичь желаемой цели: основательно вжившись в роль, можно действительно казаться тем, кем хочешь стать. Это доказала своими исследованиями группа ученых-психологов ― Дана и Эми Карни, Эми Кадди и Энди Яп. Они предложили испытуемым принять по две позы: открытую, демонстрирующую власть и силу, и закрытую, показывающую, что человек сомневается в себе. Люди, принявшие позы уверенности, охотнее шли на риск, более того ― в их крови даже менялся уровень гормонов.
Но в случае с фотографией все не так однозначно: позу нужно успеть прочувствовать, сделать ее своей, а не пытаться впервые изобразить в стрессовых условиях съемки. Фотограф Анна Макаревич считает: когда мы хотим показать себя определенным образом, происходит внутренний диалог. Куда положить руки? Как поставить ноги? Какое положение принять? «Весь фокус фотографии в том, чтобы диалог был внешним: между камерой и объектом, фотографом и моделью, ― говорит Анна. ― Внутренние споры модели в процессе съемки ― это всегда плохо. Он перекрывает все взаимодействие».
Иногда кажется, что принять удачную позу перед объективом недостаточно, и тогда мы начинаем двигаться ― перекладывать руки, оставлять ногу, прыгать. «Осознанное движение в кадре ― всегда попытка выделиться: динамичные объекты привлекают внимание», ― объясняет психолог-консультант и системный терапевт Елизавета Левина. Если в процессе фотосъемки не знаешь, куда деть руки, ― это выдает волнение, а также незнание своей личности, неумение поставить себя не только в кадре, но и в обществе. Людмила Городничева подтверждает: «Люди, знающие и ощущающие себя полностью, как правило, не имеют проблем с фотографированием: открытые позы и жесты, высоко поднятая голова». Прыжки демонстрируют попытку выйти за рамки: те, кто прыгает на фотографии ― позитивные, открытые, творческие. Это попытка самовыразиться через движение. Любителям фотографироваться таким образом имеет смысл присмотреться к своей жизни ― достаточно ли в ней творчества?
Держи лицо
Зажимы на фото характерны не только для тела, но и для лица. На это есть причина: фотограф хочет извлечь эмоцию веселья, счастья, нежности ― приятную, достойную того, чтобы ее запечатлеть, а человек изображает нечто другое. Но не потому, что вредный или бестолковый, а просто потому, что не может расслабиться. В момент фотографирования на лице часто проявляется странная смесь эмоций, которые мы хотим показать и тех чувств, которые действительно испытываем в этот момент. Американские психологи Кэрол Барр и Роберт Клек утверждают: обычно не удается выразить и половины того, что, по нашему мнению, должно быть написано на лице. Зато демонстрируем то, чего не осознаем: за ухмылкой, к примеру, часто скрывается попытка показать себя милым, безобидным и достойным симпатии существом. Губы вообще наше слабое место ― они рассказывают больше, чем мы хотим о себе поведать. По словам Людмилы Городничевой, губы бантиком ― показатель слабой личности, не способной противостоять навязанным стереотипам. Стоило возникнуть моде на чувственный рот, как многие девушки, вне зависимости от того, подходит ли им это, стали изображать именно такие губы. «Это снова поиск идеального Я, ― считает психолог. ― Мы ловим волну, копируем тренды, однако не задумываемся, насколько это соответствует нам, насколько это наше». Фотографии с поджатыми губами говорят о внутренней скованности. Зажатые губы, по мнению Елизаветы Левиной, демонстрируют желание скрыть свои чувства под маской безразличия. Как правило, они появляются на фотографиях тех, кто любит контролировать процесс.
Задранный подбородок показывает степень уверенности в себе. А вот опущенный свидетельствует о том, что человек подавлен, ощущает внутренний дискомфорт. Если подбородок опущен постоянно, у человека, возможно, много проблем.
Некоторые любят корчить рожи, гримасничать перед камерой. Такое поведение может быть результатом работы разных психологических механизмов. Самый очевидный ― то же копирование, которое в основном проявляется в юном возрасте. Комиксы, мультфильмы наполнены персонажами, чьи лица демонстрируют моду на гипертрофированное уродство. Скорчить рожу на фотографии ― это еще и самый простой способ привлечь внимание, показать свое отличие от массы окружающих людей. Однако иногда срабатывает более тонкий механизм: человеку кажется, что гримаса в любом случае будет выглядеть смешной и забавной, тогда как его настоящее спокойное лицо может показаться недостаточно привлекательным. «Вряд ли кривляющийся отдает себе в этом отчет, но так он просто защищается от неодобрения, от неприятия себя, ― поясняет Елизавета Левина. ― Конечно, бывает, что причина гримасничанья ― внутренний кураж, хорошее настроение и желание ненадолго впасть в детство. Но чаще всего корчат рожи личностно незрелые, инфантильные люди, ― замечает Людмила Городничева.
Внимание, паника
Иногда механизм зажима вполне очевиден: «Минуту назад человек смеялся, шутил, был адекватен. Но стоит направить на него камеру ― и лицо меняется кардинально», ― говорит Анна Макаревич. В такие моменты мы убеждаем себя: смущаться неконструктивно и несерьезно. И тем самым попадаем в собственноручно поставленную ловушку: зажим только усиливается. Задача фотографа в этой ситуации ― прекратить съемку, любым способом переключить внимание человека на что-то приятное. Анна Макаревич, например, предлагает своим моделям выпить кофе, ненавязчиво касается руки, показывает фотографии на дисплее камеры ― воздействует на телесную и эмоциональную сферу. Или активизировать логику: попросить человека рассказать о любимых фильмах, семье, особенностях профессии. Это помогает снять напряжение, создавая атмосферу комфорта и взаимного доверия. О ней, кстати, желательно позаботиться заранее ― особенно в сложных случаях. Хорошо, если фотограф и модель могут встретиться, обсудить концепцию и детали будущей съемки. Но чего точно не стоит делать ― это тренироваться перед зеркалом, запоминая позы и гримасы. Отработанные положения вряд ли совпадут с тем, как видит нас фотограф, и внутренняя паника только усилится.
Анна Макаревич считает, что необходим изначально позитивный настрой: «Во время съемки не надо думать о том, что сейчас опять получится неудачно. Иначе все придуманные недостатки ― кривой нос, прикрытые глаза, толстый живот ― действительно проявятся». Словом, пока человек думает, что получается на фото плохо, так оно и будет. Кстати, профессиональные фотографы только отчасти подтверждают распространенный миф о том, что небольшая доза алкоголя, например, бокал шампанского или рюмка коньяка ― помогает раскрепоститься.
По имени нарцисс
Проблемы с самооценкой всегда мешают человеку грамотно подать себя на снимке. Фотографы отмечают: работать с людьми нарциссического склада, влюбленными в себя, бывает сложно ― они редко прислушиваются к чужому мнению. В то же время между чрезмерно строгим восприятием себя и самовлюбленностью есть довольно широкое поле, существование в котором делает жизнь куда более комфортной. По мнению Анны Макаревич, человек, с любовью относящийся к себе, практически всегда прекрасно выглядит на фотографиях, вне зависимости от типа съемки (бытовая или студийная) и от того, позирует он или нет. С ней согласна и Елизавета Левина: «Если не знаешь своих сильных сторон, не умеешь позиционировать себя, с этим обязательно нужно что-то делать». Бессознательное копирование других, внутренние конфликты, самокритичность ― показатели глобальной неуверенности, сомнений в верности выбранного пути. Внутренние зажимы мешают не только получить хорошие фотографии, но и отнимают множество возможностей в реальной жизни.
«Скованный человек, который не работает над этим и никак не меняется, сам себя ограничивает, ― предупреждает Людмила Городничева. ― Это ставит табу: здесь я не гожусь ― внешностью не вышел, этот партнер не для меня ― он лучше выглядит, специальность тоже не подойдет, ведь там нужна презентабельная внешность. Мне бы что-нибудь попроще, похуже». Взгляни на свою фотоисторию: возможно, ты сама лишаешь себя лучшего, поскольку не веришь, что по-настоящему его достойна?
Спина всему голова! Вид сзади может рассказать о человеке больше, чем можно предположить
|
Глядя на такое рукотворное антропологическое совершенство, начинаешь думать, что эволюция посрамлена. |
«Глаза – зеркало души» (романтическое); «Глаза твои бесстыжие» (брутальное); «Глаза б мои на тебя не смотрели» (безнадежное).
Все эти и несчетное множество других семантических конструкций, в которых так или иначе упоминаются органы зрения, уже на генетическом уровне приручили нас воспринимать человека в фас (фасово, почти фарсово – аллитерация не выглядит случайной). Но человек – это не только фас, но еще и профиль, и три четверти (полуоборот), и. вид сзади, со спины.
Этот последний ракурс, думается мне, сильно недооцененным остается. Недооцененным в смысле идентификации Другого. Да и в смысле самоидентификации тоже. Спина, тыл – та часть тела (лучше сказать – область), которую человек сам у себя непосредственно наблюдать не может (недаром «у вас спина белая!» – каноническая первоапрельская шутка). Как не можем мы правильно слышать собственный голос и удивляемся его звучанию, когда нам прокручивают его в записи. Вид сзади – это в норме всегда вид Чужого.
Павел Флоренский в своей небольшой работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (1924–1925) отмечал: «Фасовое изображение представляет субъектность человека, которую следует строго отличать от субъективности. Объектность же его, когда он есть средство, а не цель, когда он движим, но не движет, когда он – часть мира, с ним несоизмеримая и им охватываемая, – такой подход к человеку выражается поворотом тыловым. Со спины человек мыслится и воспринимается беззащитным, не имеющим силы отпора и даже не сознающим грозящей опасности. Тогда человек есть только Он, в котором мы забываем о моменте Я; в таком аспекте человек мыслится только как представление чужого сознания, но не сам по себе».
Идеальная иллюстрация к словам русского философа и ученого – последний шедевр Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669). Стандартное описание этого полотна: «На нем изображен финал сюжета из евангельской притчи: младший сын, ушедший некогда из отцовского дома, возвратился, полный раскаяния. Упав на колени перед старым отцом, он уткнулся в его колени, надеясь на прощение. Голова юноши обрита наголо, одежда больше смахивает на рубище нищего, обувь истоптана…» Отец – к нам лицом, сын – со спины. Голова его хоть и повернута в три четверти, но выписана как бы через матовое стекло, размыта.
|
«Держать спину!» И она с удовольствием держит. |
Кстати, я одно время все никак не мог припомнить, кого мне напоминает этот несчастный, уткнувшийся в колени отца, – и вдруг недавно осенило: андроидов из голливудского научно-фантастического триллера «Я, робот» (2004). Совпадение настолько недвусмысленное, что я рискну утверждать: художники картины вдохновлялись именно рембрандтовским младшим сыном, создавая облик кибернетических организмов из 2035 года.
Но это, что называется, apropos. Мы же с полным правом отметим, что все известное нам об этом рембрандтовском юноше-бродяге «считывается» с его спины, затылка и голой левой ступни с огрубевшей пяткой, выставленной торчащей прямо («в фас»!) в зрителя.
Даже мимолетные бытовые наблюдения заставляют чуть-чуть дольше задержаться на этой точке наблюдения за человеком. Диапазон оценок необычайно разнообразен: от презрительного отношения древних к воинам, раненным в спину (значит – убегал от врага, трус), до откровенно эротического восхищения декольтированными спинами кинозвезд и моделей на красных дорожках и подиумах.
Вид сзади отнюдь не банален. Он как бы достраивает образ человека. Делает его, образ, объемным, стереоскопичным, фрактальным даже. Тут как нельзя более кстати строчки советского песенного хита Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (1975):
Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
Может, я это, только моложе.
Не всегда мы себя узнаем.
|
Московский метросексуал. Фото автора |
Вот и степной флибустьер, гоголевский Тарас Бульба, неслучайно, хотя и непроизвольно (что добавляет его эмоции дополнительную ценность) первое что вскрикивает, встречая сына из бурсы: «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!»
Неслучайно и общее – для военнослужащих, спортсменов, балетных – требование в ультимативном порядке: «Держать спину!». Тут можно усмотреть и антропологическую подоплеку. Прежде чем стать Homo sapiens’ами (людьми разумными), нашему виду понадобилось пройти через стадию Homo erectus’сов (людей прямоходящих).
Прямой хребет – а следовательно, и прямохождение (бипедия) – отличительный признак нашего вида. Сапиенсы начали привыкать к этой не вполне естественной для остального животного мира позе как минимум уже 7 млн лет назад. Что подтолкнуло нас к этому – одному Чарлзу Дарвину известно! Мне лично нравится энергетическая гипотеза: передвижение на двух ногах требует меньше затрат калорий, чем на четырех лапах.
Однако доктор биологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Варвара Бахолдина несколько снижает эволюционный пафос: «Таз человека, прекрасно приспособленный к двуногому передвижению, отнюдь не идеален для прохождения головы плода с большим мозгом, и процесс родов у человека – один из самых тяжелых среди всех живых существ. Хотя вены нижних конечностей и снабжены специальными клапанами, облегчающими продвижение крови против силы тяжести, тем не менее с возрастом они с этой задачей уже не справляются. Считается, что многие болезни сердечно-сосудистой системы, и прежде всего гипертония, связаны с прямохождением» (Происхождение человека. Бахолдина В.Ю. М., 2004). Против силы тяжести, что называется, не попрешь…
И все же доверимся поэтическому чувству Иосифа Бродского. Эссе «Посвящается позвоночнику» (1978) он начинает с таких строк: «Сколь бы чудовищным или, наоборот, бездарным день ни оказался, вы вытягиваетесь на постели и – больше вы не обезьяна, не человек, не птица, даже не рыба. Горизонтальность в природе – свойство скорее геологическое, связанное с отложениями: она посвящается позвоночнику и рассчитана на будущее».
Остается добавить, что черепная коробка человека – это всего лишь несколько гипертрофированных шейных позвонков нашего станового хребта.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Что говорят селфи о характере человека: топ 10 самых популярных фото
В период пляжного отдыха тонны «себяшек» загружаются в социальные сети и мессенджеры. Как их расшифровать, рассказали наши эксперты. Так, ноги на пляже фотографируют хвастуны, а еду — скупердяи.
Иллюстрация «Вестей», кликните для увеличения фото
Лицо крупным планом — раскрепощенность и высокомерность
Такое фото — проявление эгоцентризма, при этом наклон головы, ракурс камеры и выражение лица на снимке расскажут о разных качествах человека. Так, если девушка сделала губы уточкой — Duckface, — она демонстрирует свою раскрепощенность и сообщает противоположному полу, что «уже созрела» к любовным отношениям.
Селфи с кем-то — комплекс внутреннего одиночества
«Себяшки» с молодым человеком/девушкой — попытка доказать всему миру: «Я не один, я нужен!» Такие люди на самом деле одиноки, а фотографиями заглушают в себе чувство сиротливости и непризнанности. Селфи женщины с ребенком может обнажать ее чувство вины за то, что из-за работы она мало времени уделяет своему чаду или, напротив, она не смогла построить карьеру, поэтому убеждает всех, в том числе и саму себя, в том, что ее жизнь идеальна, а ребенок — это главное.
Фото в зеркало (примерочные, лифты) в полный рост — низкая самооценка
Кривляния (прищуривается, показывает язык) — внутренний дискомфорт
Иллюстрация «Вестей», кликните для увеличения фото
Снимок с отдельными частями тела без лица — активность и хвастовство
Выставляя фото, на котором только ноги, человек подсознательно хвастает перед подписчиками в соцсетях: «Я двигаюсь, я чего-то добиваюсь, поэтому и так классно отдыхаю!» При этом обратите внимание на положение ног: если лодыжки перекрещены — это признак психологической закрытости человека, он никому не расскажет о своих настоящих чувствах.
Уходит вдаль, ведя за собой вторую половинку за руку, — усталость и желание доминировать
Эта поза показывает неприятие окружения, жизненного уклада, рутины и т. д. Если девушка «уводит» за собой молодого человека — она хочет за него замуж. Если на снимке семейная пара, им необходимо уединение — скорее всего, в их жизни очень много посторонних людей. Тот человек, который уводит партнера, хочет доминировать в отношениях и вести за собой не только на снимке, но и в жизни.
В ванной, в постели — уверенность в своей неотразимости
Расслабленность и даже некая небрежность на фото демонстрируют пренебрежительность к людям. Если на снимке рука заложена за голову — это показатель чувства превосходства над другими, человек со снимка как бы говорит: «Может быть, и вам когда-то повезет так, как мне!» При этом он настолько уверен в своей неотразимости, что даже не напрягается, чтобы выглядеть на фото как-то лучше. Подсознательный посыл: «Любите меня таким, какой я есть!»
На фоне дорогих машин, яхт, витрин брендовых магазинов — недостаток материального комфорта
Частые селфи на фоне дорогих, но при этом не своих вещей — свидетельство того, что человеку не хватает комфорта. Он болезненно ощущает недостаточный уровень своих заработков и из-за этого комплексует, даже если явно этого не показывает. При помощи таких снимков он пускает окружающим пыль в глаза и убеждает себя в некой причастности к миру богачей и элиты.
Фото с едой — неготовность тратиться
Еда всегда ассоциируется с благополучием, сытостью жизни. Поэтому, выставляя такие фотографии, человек на подсознательном уровне хочет показать, что у него дела не хуже, чем у других. На самом деле, такие люди нечасто себе позволяют подобные деликатесы — и не потому, что у них нет денег, а потому, что они скупы и не готовы расточать свои «кровно заработанные» на угоду своему пузу.
С фильтрами или надписями — недоверие и недостаток теплоты
Пропуская селфи через различные фильтры, вставляя их в фоторамки или делая цветные подписи, человек скрывает под ними не только часть снимка, но и настоящего себя. Черно-белые фильтры, или ретрику, применяют люди, тоскующие по своему прошлому. Используя такую обработку, они как будто возвращаются к семейному альбому, который навевает теплоту и уверенность в завтрашнем дне.