как надя пошла за водкой чем закончился
«Как Надя пошла за водкой»: Рецензия Киноафиши
Лиричная история на фоне русских хтонических пейзажей.
Две сестры, Валя (Евгения Соляных) и Надя (Надежда Игошина), живут вместе на даче. Жизнь, кажется, не задалась у обеих. Разбитная Надя жалеет, что они продали квартиру в городе, и теперь каждые выходные заливает тоску на вечеринках. Валя занимается в принципе тем же, но в одиночестве, в антураже дачи, потолок которой вот-вот рухнет им на голову. Однажды Надя притащит с пьянки Алексея (Евгений Цыганов), а Валя решит, что они обязаны его спасти от той жизни, в которую он сам себя завёл.
Как Надя пошла за водкой
«Как Надя пошла за водкой» — пример того, как автор не может расстаться с тем или иным материалом. По сути, это дополненная версия новеллы Владимира Мирзоева «Русская смерть», вошедшая в альманах «Время женщин». Не похоже, что это просто перемонтированная версия со сценами, не вошедшими в короткий метр, скорее «Как Надя пошла за водкой» выглядит новой интерпретацией старого фильма с совсем новыми сценами.
Впрочем, интересующийся зритель может посмотреть «Русскую смерть» и сравнить с новым фильмом Мирзоева, излишний компаративизм в рецензии будет не совсем уместен, каждый фильм может отвечать сам за себя. И в отрыве от контекста альманаха «Как Надя пошла за водкой» — произведение вполне самостоятельное.
Как Надя пошла за водкой
Само шутливое название в сравнении с претенциозным «Русская смерть» уже говорит о некотором снижении пафоса (впрочем, уйдя из названия, эта фраза останется в ключевом диалоге фильма). Действительно, это скорее комедия, пускай и довольно хмурая, меланхоличная. Баланс драмы и комедии удерживается за счёт отличного кастинга. Соляных и Игошина из стереотипной пары оторва–ботанка создают вполне жизнеспособных героинь. Да, их отношения почти полностью основаны на агрессии разной степени пассивности, но смотреть на это, особенно со стороны, интересно. Но если в совсем выгоревших сёстрах, кажется, ещё теплится свет, то вот Алексей с концами окунулся в роль ведомого женщинами. Пожалуй, любой другой артист не смог бы добавить в этого сугубо неприятного типа хоть что-то приятное. Цыганову же не впервой играть слабого сомневающегося пьющего мужчину, и он снова делает его в чём-то даже привлекательным. Жаль только Яну Троянову: ей достался персонаж, слишком карикатурный, чтобы придать ему объём. Впрочем, поклонники актрисы всё равно будут рады её увидеть.
Как Надя пошла за водкой
«Как Надя пошла за водкой» — почти фильм-спектакль. Владимир Мирзоев, создавший множество театральных постановок, не раз использует в фильме почти театральные приёмы, подчёркивая условность происходящего, так же иногда работают многие реплики, как бы отпускаемые «в зал». Идти на этот фильм стоит тогда, когда подобная условность зрителю понятна и не вызывает отторжения. И, конечно, картину стоит смотреть любящим упомянутых выше артистов (других в фильме толком и нет): у них достаточно много экранного времени и забавных сцен.
Надя пошла за водкой, а нашла Цыганова
В фильме Владимира Мирзоева актер попадает в плен к чеховской сестре из дома с мезонином
За комическим названием фильма – чеховская драма. Кадр из фильма
Полнометражная картина «Как Надя пошла за водкой» – продолжение короткометражки Мирзоева «Русская смерть», выходившей два года назад как часть альманаха «Время женщин». Точнее, короткий метр в данном случае выглядит как попросту обрезанный полный. Так или иначе обе истории по-своему закончены и несут разные смыслы, а, существуя вместе, рождают новые. Из плюсов выходящей сейчас длинной версии не только интригующее название в духе фильма про Витьку Чеснока и Леху Штыря, но и то, что в ней появляется Яна Троянова. В остальных, главных, ролях все те же Надежда Игошина, Евгения Соляных и Евгений Цыганов.
В разваливающемся посреди леса деревянном доме с мезонином живут две сестры. Строгая, обиженная на весь мир старшая Валя (Соляных), в очках и вязаной кофте, и младшая Надя (Игошина), которая в семье считается красавицей, а также пропащей тусовщицей, так как изредка все-таки выбирается в город и ходит на вечеринки. С одной из них девушка возвращается в компании мужчины средних лет. Его зовут Алексей (Цыганов), и он тоже несчастен: женат на «псине», мечтает о нимфе, которую видел однажды на скамейке в парке, пьет и злится. Сестры накрывают на стол, Надя отправляется за охлаждающейся в морозилке водкой – и пропадает, увлеченная то внезапной уборкой территории, то попытками разбудить уснувшего под забором алкаша. Валя же тем временем заводит с Алексеем беседу, рассказывая о своей разочаровывающей поездке в Венецию и своей безответной мифической любви, так похожей на любовь ее собеседника к незнакомке из парка. Алексей время от времени спрашивает, где же Надя и где же водка, и выдает душераздирающие монологи о ненавистной жене. Валя твердо решает, что его надо спасать и оставлять у себя – он и забор починит, и мезонин подлатает. Алексей понимает, что пора бежать. Надя так и не приносит водку и ложится спать. Мир тесен, и судьба сведет героев вновь.
Короткая история-зарисовка с минимальным количеством действующих лиц и действия в целом, полная горького юмора и грустной иронии, которые кроются и в многословных диалогах, и в деталях быта, и в выразительном в своей невыразительности лице Евгения Цыганова, которое само по себе уже стало каким-то мемом, – и такая роль неприкаянного нытика, вечного маленького человека, «твари дрожащей», к этому лицу очень подходит.
«Как Надя пошла за водкой» – будто бы ненаписанное произведение Чехова, собранное по кусочкам из написанных. Есть и дом с мезонином, и сестры (правда, не три, а две), и бегущий и неспособный убежать от пошлости бытия герой, и всеобщее угасание и умирание – дома, деревни, семьи. Строящую из себя возвышенную интеллигентку Валю одинаково коробит и вонь венецианских каналов, и нетрезвая публика в сельпо, кричащая ей вслед оскорбления. Она живет фантазиями, не работает, умеет вести неловкие и душные метафизические беседы, но одновременно с этим хорошо разбирается в соленых огурцах и отчаянно жаждет завлечь в свое родовое гнездо мужчину.
Они с Алексеем одного поля лишние люди, на словах презирающие всяческое мещанство, но на деле являющиеся этими самыми мещанами куда в большей степени, чем даже формально воплощающая его на экране героиня Яны Трояновой. Жена-псина в велюровом спортивном костюме по вечерам смеется над несмешной юмористической телепередачей, сидя в своей хорошей квартире и поедая чипсы из глубокой миски. Заявление об уходе потихоньку спивающегося от собственного кризиса среднего возраста мужа не тронет ее до глубины души. Куда ему деться от этой невыносимой бытовухи? Не к Вале же, в тайне только о нем и мечтающей.
Тем временем ушедшая за водкой Надя – вот уж действительно героиня, деятельная, решительная и одновременно отрешенная. Полная противоположность сестры, она не пытается создать видимость этакой литературной героини, чеховской барышни, трагического персонажа. И в ее праздном, пьяном, отчаянном шатании по клубу, в ее задумчивом сидении в саду с сигаретой, в ее искреннем, по-детски наивном страхе темноты как конца света – а всего лишь вырубилось электричество, в ее походе за водкой, из которого она и не думает возвращаться, во всем этом куда больше настоящей трагедии, проступающей за, по сути, мелкой и безысходной историей похождений Вали и Алексея. Она ходит на работу, расслабляется в барах, всегда возвращаясь к ноющей сестре и выслушивая ее претензии по поводу непотребного образа жизни и непреходящего похмелья. А как тут протрезветь, в этой чеховской тоске, в этой заполонившей все русской жизни, а точнее, русской смерти.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Премьера: “Как Надя пошла за водкой” Владимира Мирзоева
Разбитый на части в поисках счастья
Дмитрий Котов — об ироничной трагикомедии Владимира Мирзоева
В деревенском доме с покосившимся мезонином и упавшим в саду забором живут две сестры. Младшая Надя — непутевая тусовщица, любительница вечеринок и алкоголя. В противовес ей — старшая Валя, образованная, начитанная, серьезная, рациональная. Объединяет сестер одно — жгучее женское одиночество и жажда обустроить личную жизнь. Соперничество пробуждается, когда младшая после очередной пьянки приводит в родовое гнездо симпатичного и, как оказывается, весьма воспитанного и интересного в общении мужчину. Пока Надя идет за водкой, Валя заводит приятное знакомство с ее новоиспеченным кавалером, и тот честно жалуется на жену-мегеру, которую за глаза называет Псиной…
Владимир Мирзоев — режиссер в первую очередь театральный. Театральность видна с первых же кадров фильма абсолютно во всем, начиная от диалогов и специфики актерской игры, заканчивая художественной условностью экспозиции и сюжетных витков. Вместо антракта — любительская съемка Венецианского карнавала, иллюстрирующая тот самый город мечты, в котором оказалась разочарована Валентина, что тоже добавило определенных красок в ее портрет. Атмосфера фильма-спектакля в классическом понимании подчеркнута и предельно интеллигентным сортом юмора, свойственного чеховским произведениям. Невзирая на то, что действие происходит в наши дни, не покидает ощущение книжной старины, отделенной от суеты современности чередой эпох, будто бы оказался случайным гостем дворянской усадьбы конца XIX века.
Кадр из фильма “Как Надя пошла за водкой”
«Как Надя пошла за водкой» — кино малобюджетное и камерное, фактически пьеса об одиночестве и отчаянном поиске счастья, разыгранная одним актером и четырьмя актрисами, у одной из которых даже нет текста. Ключевая из поднятых тем — некоммуникативность. Герои так сильно хотят выговориться, поделиться своим несчастьем и вылечиться от него, что оказываются не способны услышать ближнего, подменяя объективное восприятие реальности грезами и надеждами. Их чувства выражены в том числе сценографическими средствами: например, в эпизоде возле калитки, когда две сестры ведут диалог, нарочито развернувшись в разные стороны и обращаясь в никуда, или в момент общения Вали и Алексея, перетекающего в откровения двух параллельно произносимых монологов на фоне «вращающейся» комнаты.
Кино малобюджетное и камерное, фактически пьеса об одиночестве и отчаянном поиске счастья, ключевая тема которой — некоммуникативность
Актерские работы хороши именно как работы театральные, Евгения Соляных и Надежда Игошина весьма органичны как сестринская пара, за исключением, пожалуй, первых минут фильма, когда ощущается некая фальшь в семейных склоках, будто актрисы еще не успели сыграться друг с другом. Евгений Цыганов уже давно доказал свое высочайшее мастерство, особенно после роли в фильме «Человек, который изменил всех», так что он и здесь убедителен от и до. Ну, а Яна Троянова, чего уж говорить, всегда роскошна, когда играет стерву, даже если у нее всего несколько минут экранного времени.
Киноспектакль Мирзоева — это настоящая трагикомедия. Несмотря на абсурдность ситуаций и условность мотиваций героев, несмотря на то, что история насквозь пропитана иронией и местами пестрит по-настоящему находчивыми и неглупыми шутками, за комизмом, как нетрудно догадаться, проступает суровая правда жизни о том, что одиночество является неотъемлемой частью человеческой натуры и ее неотвратимым бременем. О том, как зачастую далеко улетают наши мечты от окружающей действительности, и о том, как важно уметь слушать и слышать того, кто рядом.