как объяснить ребенку что нельзя ругаться матом в школе
Школа без мата: профилактика ненормативной лексики
Ученики начальной школы
Если речь идет о младших школьниках, следует пресечь нежелательное поведение спокойно, но твердо. С ребенком обязательно нужно поговорить. Его надо спросить, знает ли он значение тех слов, которые употребляет. Возможно, ответ будет отрицательным, и ребенок просто повторяет за кем-то «крутые» слова. Тогда достаточно сказать, что это плохие слова, которые нельзя произносить вообще, и в школе тоже. Ругать ребенка не надо, он ни в чем не виноват. Можно попросить родителей поговорить с ребенком об этом более подробно, если у него возникают вопросы о плохих словах. Некоторые дети очень удивляются, узнав, что люди «ругаются частями тела».
В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова. Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет. Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.
Средняя и старшая школа: подростки
Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».
Чего делать не надо?
В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.
«Бессмысленно праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной».
Что делать обязательно нужно?
Удерживать взрослую позицию
Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.
Устанавливать правила и санкции
Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения. Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики.
Психологи — специалисты центра «Перекресток» в работе с подростками использовали правило «3 синонима». Это означает, что человек, произнесший матерное слово, должен назвать три литературно приемлемых синонима этого слова. Такая мера не унижает достоинство ребенка, но требует некоторого творческого усилия, заодно расширяя его кругозор. В подростковом клубе, где действует это правило, ребята сами следят за его соблюдением, напоминая друг другу: «Эй, ты назвал только два синонима, за тобой еще один!» Санкция не обязательно должна быть неприятной и ни в коем случае не должна быть унижающей, творческие задания работают лучше всего.
Помогать формировать коммуникативные навыки
О красоте русского языка говорить можно и нужно, но не стыдить при этом ребят, «позорящих славный русский язык, на котором разговаривал Пушкин». Пушкин, как известно, не брезговал «низкой» лексикой, которой, как и всеми пластами языка, владел в совершенстве. Подростки не выносят ханжества, никогда нельзя забывать об этом. В работе с ребятами, привыкшими использовать обсценную лексику в повседневной речи, следует относиться к этому как к несформированному речевому навыку.
Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми. Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.
Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания
Многие дети с хорошо развитой речевой коммуникацией используют обсценную лексику в разговоре как часть молодежной субкультуры. Несмотря на то, что они прекрасно понимают, что нарушают этим школьные правила, часто они даже не понижают голоса в присутствии педагогов. Вероятно, в этот момент они не осознают свои высказывания как что-то неадекватное ситуации. Им следует спокойно напомнить правила и вынести предупреждение. Удачной формулировкой здесь может стать что-то вроде «У нас в школе так не принято». Скорее всего, они извинятся и постараются в следующий раз помнить, где находятся.
Если оставлять такие проявления без внимания, они будут усиливаться. Существует теория разбитых окон, сформулированная американскими социологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом. Она утверждает: «Когда человек видит, что нарушения правил никем не пресекаются, он перестает считать любые правила обязательными для себя». Название теории взято из опыта криминологии: если в здании выбито одно стекло и его не заменяют, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна, а криминогенная обстановка в районе заметно ухудшится.
«Нарушения правил должны пресекаться спокойно, но твердо».
Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу
Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах. Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах. «Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.
Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова
С помощью «плохих» слов дети чаще всего выражают агрессию, иных способов сделать это у них мало, а также пытаются поразить взрослых, считает психолог Катерина Демина.
— Сказал слово «пиписька» — и все прыгают, это же так круто. А если еще что-нибудь более неприличное сказал, то прыгают очень высоко. Это то, что лежит на поверхности.
Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема.
До каких-то пор он натыкается на родительский запрет — так говорить нельзя. Но он же эти слова услышал, значит, кому-то можно. Кому можно? Девочке говорят: «Что ты такое говоришь, ты же девочка». И она думает, что такое позволено мальчикам, и пытается стать как они, — заключает Катерина Демина.
Но стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.
Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова
— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова.
Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?»
Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.
— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.
— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».
Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя.
«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»
— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.
Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».
— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним.
Школьники: когда все вокруг дураки
Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.
— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.
Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.
— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.
Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.
Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю?
Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.
Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
Подростки: мат и грубые выражения
До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.
— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.
Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.
Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:
— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.
Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.
— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».
Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.
Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях.
Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.
Почему дети ругаются матом? Как объяснить ребенку что нельзя ругаться матом? Как отучить ребенка ругаться матом?
К сожалению, сегодня матерные слова и выражения прочно засели в лексике многих людей. Потому представить современную языковую культуру без сквернословия довольно сложно. Однако, несмотря на это, употребление мата все же считается проявлением дурного тона и невоспитанности, а в некоторых ситуациях и вовсе считается совершенно недопустимым. Так уж сложилось, что в повседневной жизни на сквернословие со стороны взрослых людей окружающие часто закрывают глаза. Зато мат из уст ребенка любого возраста всегда рассматривается как серьезная проблема. Конечно, в первую очередь, «некрасивые» слова становятся причиной беспокойства родителей. Здесь-то они и начинают задаваться вопросом, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом.
Почему дети ругаются матом
Принято считать, что в большинстве случаев ребенок приобщается к «матерной культуре» с подачи родителей. То есть, если мама или папа имеют привычку регулярно прибегать к «крепкому словцу», то малыш с самого детства начинает воспринимать это как норму. Так что, появление матерных слов в лексиконе крохи будет вполне предсказуемым явлением.
Тем не менее, это далеко не единственная причина, почему дети ругаются матом. Согласитесь, нередко бывают случаи, когда мат начинают использовать малыши, чьи родители совсем не склонны к употреблению «нехороших слов». Оказывается, что существуют вполне конкретные причины, почему дети ругаются матом на том или ином этапе взросления. На них мы и остановимся подробнее:
Таким образом, каждому этапу взросления ребенка свойственны те или иные особенности, которые и определяют причины детского сквернословия. Для родителей очень важно знать об этом, чтобы как можно лучше понимать свое чадо. Кроме того, осознание причин, по которым ребенок прибегает к ненормативной лексике, поможет подобрать наиболее оптимальные пути решения вопроса, как отучить ребенка ругаться матом.
Как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом
Разобравшись с причинами детского сквернословия, родителей еще больше начинает волновать, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом. Как и в любых других проблемах, касающихся психологии человека, единого решения здесь нет и быть не может. Все потому, что каждый ребенок абсолютно уникален. А это значит, что в данной ситуации, скорее всего, придется искать подход конкретно к вашему чаду. Тем не менее, можно сформулировать несколько рекомендаций, как отучить ребенка ругаться матом. Они помогут сделать первые шаги на пути к решению существующей проблемы.
Советы о том, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом, могут быть весьма действенными в борьбе с ненормативной лексикой в детском возрасте. Однако стоит помнить, что самый лучший способ предотвратить появление таких выражений в речи малыша – самим подавать достойный пример. Ведь именно в семье закладываются основные модели поведения крохи.
Как объяснить современным подросткам, что мат действительно вредит душе?
Очень ли приятно общаться с человеком, от которого, скажем так, не совсем хорошо пахнет? А мат есть словесное зловоние. Вообще, по словам другого человека мы познаем его душу, речь человека приоткрывает внутреннее, сокровенное содержание сердца. Поэтому древнегреческий философ Сократ как-то сказал: «Говори, чтобы я мог узнать тебя». Что слышно в речи, тем и наполнена душа говорящего, произнести что-либо — значит показать, кто ты есть. Господь Иисус Христос выразил это известной евангельской фразой: От избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:34 ). Чем же избыточествует сердце сквернословящего человека? И если мы признаем, что вымаранная одежда — это не очень красиво, то надо признать, что и грязная речь — не самое лучшее украшение своей личности. Поэтому сквернословие есть то же самое, как наплевать самому себе на одежду и вот так и ходить.
Вообще, слово играет слишком большую роль в жизни человека, который, кстати, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение нашего чувства. И еще, у каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матерщинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно и, как кажется, простой привычкой произносить нечистые слова. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься ( Мф. 12:37 ), — сказал Господь.
Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015
Фото блюда
Блок автора
А вот если те же слова срываются с уст школьника, это заставляет краснеть перед другими взрослыми и учителями. В таких случаях придется принимать действенные меры, и зачастую одного наказания не хватает.
Почему дети матерятся в школе
Бранные слова могут вылетать изо рта школьника всего по двум, самым распространенным причинам:
Родители должны понимать, что именно они несут ответственность за культуру речи своего ребенка. А значит, они должны дать правильное воспитание.
Однако также важно понимать, что даже в семье интеллигентных академиков ребёнок может употреблять нецензурные выражения. Малыши ведь посещают общественные места, домой могут прийти люди рабочего класса.
Например, тот же сантехник может выругаться при замене сифона. Или же к папе придет друг дядя Вася, и вдруг ударится мизинцем об угол стула. Вряд ли он скажет «какая досада», выражение явно будет покрепче.
Соответственно, необходимо выработать определенную стратегию поведения еще, когда малышу не стукнуло и трёх лет. Правильно повести себя в случае появления нового слова в лексиконе ребенка. Это поможет избежать проблем в школьном возрасте.
Как вести себя родителям
О том, что из общения внутри семьи необходимо исключить бранные слова, уже сказано. Но кроме этого, нужно понимать, как вести себя, если маты вылетают из уст совсем маленького ребёнка, только недавно научившегося говорить.
Если малыш периодически использует нехорошие слова, в большинстве случае заострять на этом внимание не следует. Нужно проанализировать собственное поведение и разговоры, и искоренить брань из лексикона. Тогда и малыш быстро избавится от вредной привычки.
Если же мат срывается с языка школьника и в стенах учебного заведения, и дома, придется приложить немало усилий. Многие родители прибегают к крикам и физическому воздействию.
Это ошибка: одна показательная порка не будет иметь эффекта. Ребенок только обозлится, но по-прежнему будет использовать мат. Действовать придется иначе, порой прибегая к небольшим хитростям.
Как отучить ребенка материться
Комплекс мер, уловки и хитрости помогут очистить речь школьника от сквернословия. Однако во всем нужно знать меру, так как психика ребенка еще не до конца сформирована. Неправильным поведением и мерами наказания можно легко добиться эмоционального срыва чада. И тогда уже придется обращаться к психологу для прохождения курса лечения. Есть несколько эффективных рычагов воздействия на школьника.
1. Показательная глупость
Эти слова ребенок должен слышать, однако конкретно ему говорить ничего не надо. Ребенок, пытающийся казаться взрослым, не потерпит такого отношения со стороны родителей. Он потребует прекратить говорить о нем в таком тоне, а родители в ответ должны потребовать прекратить материться.
Такой взаимный договор чаще всего помогает. Однако способ подойдёт только спокойным, уравновешенным родителям, которые могут закрыть глаза на маты.
2. Наказание
Сразу стоит отметить, что речь идет не о телесном наказании. Это бесполезная мера, которая не приведет ни к чему хорошему. Наказание нужно выбирать иначе, ребенок должен почувствовать, что материться действительно постыдно и неприемлемо в культурном обществе.
По возвращению домой стоит красочно рассказать о своих впечатлениях. Разумеется, это сработает, если мероприятие интересно самому школьнику.
Также можно исключить любимые игры, планшеты, телефоны. Применить «учебное» наказание, заставив прочитать книгу и пересказать ее за определенный срок. Вариантов наказания существует несколько, выбирать можно исходя из образа жизни семьи.
Спортивный договор
В первую очередь договор должен быть обоюдным. То есть, если бранное слово вылетело изо рта ребенка, он должен отжаться. Но и родитель, с которым заключен договор, должен делать то же самое.
Бранные слова периодически проскальзывают у всех взрослых, и ребенок будет за этим строго следить. Это спортивный интерес, азарт, школьнику однозначно захочется выиграть у мамы или папы, и он приложит для этого все усилия.
Можно завести блокнот, или прикрепить бумажный лист с достижениями на холодильник, отмечая в нем каждое поражение и победу.
В конце каждой недели в качестве вознаграждения стоит отправляться в магазин и покупать сладости, а потом вместе их съедать. Очень действенный метод, который помогает искоренить мат в кратчайшие сроки.