календарь пирелли это такое что
«Календарь Пирелли»: вечная красота самого желанного календаря в мире с 1964 по 2022
Создание «Календаря Пирелли 2022» доверили Брайану Адамсу. Фотограф и музыкант решил объединить мир музыки с миром дорог и путешествий, что идеально подошло для производителя автомобильных шин. Среди звёзд, украсивших выпуск под названием «В дороге», Рита Ора, Шер, Игги Поп, Граймс, Saweetie, St. Vincent, Дженнифер Хадсон. Съёмки 48-го издания календаря прошли в Лос-Анджелесе и на Капри. Всего за три съёмочных дня Адамс постарался передать идею странствия по жизни артиста, показать моменты, из которых последние 45 лет состоит и его жизнь тоже.
Колоссальный интерес, вызванный первым выпуском «Календаря Пирелли», предопределил его судьбу. Из маркетингового продукта он быстро вырос в ожидаемое культурное событие и зажил собственной жизнью культового издания. Ретроспектива «Календаря Пирелли» говорит не только об его эволюции, но и об изменениях во вкусах, эстетике и искусстве, об эволюции женщины в современном обществе, об эволюции фотографического языка с течением времени.
Создание «Календаря Пирелли 2022» доверили Брайану Адамсу. Фотограф и музыкант решил объединить мир музыки с миром дорог и путешествий, что идеально подошло для производителя автомобильных шин. Среди звёзд, украсивших выпуск под названием «В дороге», Рита Ора, Шер, Игги Поп, Граймс, Saweetie, St. Vincent, Дженнифер Хадсон. Съёмки 48-го издания календаря прошли в Лос-Анджелесе и на Капри. Всего за три съёмочных дня Адамс постарался передать идею странствия по жизни артиста, показать моменты, из которых последние 45 лет состоит и его жизнь тоже.
Колоссальный интерес, вызванный первым выпуском «Календаря Пирелли», предопределил его судьбу. Из маркетингового продукта он быстро вырос в ожидаемое культурное событие и зажил собственной жизнью культового издания. Ретроспектива «Календаря Пирелли» говорит не только об его эволюции, но и об изменениях во вкусах, эстетике и искусстве, об эволюции женщины в современном обществе, об эволюции фотографического языка с течением времени.
В начале 1960-х производитель шин Pirelli задумал создать календарь, который продвигал бы бренд, но не напоминал бы рекламу. Концепция заключалась в том, чтобы сфотографировать красивых девушек из двенадцати регионов мира, в которые компания активнее всего экспортировала свою продукцию, и презентовать эксклюзивный месяцеслов в качестве корпоративного подарка важным клиентам и избранным знаменитостям. Так появился «Календарь Пирелли».
Сначала на его страницах преобладали райские острова с белым песком, а кадры напоминали пляжный репортаж. Постепенно календарь осваивал новые локации – от области мифологии до городских улиц – и осмысливал разновидные темы: спорт, фетиши, путешествия, голливудские иконы, мечты.
Герб Ритц, Ричард Аведон, Петер Линдберг, Брюс Вебер, Питер Бирд, Стив Маккарри, Патрик Демаршелье, Стивен Майзель, Хельмут Ньютон, Сара Мун, Энни Лейбовиц – далеко не полный список фотографов, представлявших своё видение культового календаря. Каждый с гордостью принимал приглашение «Пирелли». Клайв Эрроусмит, снимавший календарь в 1991 и 1992 годах, сказал, что «это похоже на обретение рыцарского звания в фотографии». А Энни Лейбовиц сравнила со «вступлением в очень эксклюзивный клуб».
Первый набор фотографий для назначенной задачи сделали в 1963 году, но до выпуска не дошло, снимки посчитали слишком смелыми. Дебютный календарь мир увидел в 1964-ом, когда снимать пригласили фотографа «Битлз» Роберта Фримана. Календарь оставался исключительно мужским делом вплоть до 1972 года, когда впервые снимала женщина. Сара Мун творила в свойственной ей манере и придала снимкам импрессионистский стиль. В её исполнении женщины в неглиже отдалённо навеивают мысли о буднях борделя времён «прекрасной эпохи» и в то же время картинки пронизывает меланхолично-романтическое настроение.
Брюс Вебер впервые поместил на страницы календаря мужчин. Его выпуск 1998 года вышел под девизом: «Женщины, ради которых живут мужчины; мужчины, ради которых живут женщины». Карл Лагерфельд для выпуска 2011 года преобразил моделей в богов, полубогов и героев классической мифологии. Фотожурналист Стив Маккарри, работавший над «Календарём Пирелли 2013», превратил выпуск в своеобразное признание в любви к Рио. Он снимал на улицах бразильского мегаполиса, моделей не раздевал, но всё же добился притягательной атмосферы.
Революционным стал «Календарь Пирелли 2016», снятый Энни Лейбовиц, когда сексуальных супермоделей заменили влиятельными женщинами, отличившимися в политике, бизнесе, искусстве, спорте. В 2017 году тенденция закрепилась. Хотя перед объективом Петера Линдберга и позировали мировые киноактрисы, выпуск назвали гимном натуральной красоте. «Пока женщин представляют в средствах массовой информации и повсюду в качестве послов совершенства и молодости, я подумал, что важно напомнить всем, что есть другая красота, более реальная и правдивая, за гранью коммерческих и любых других манипуляций, красота, которая говорит об индивидуальности и мужестве быть самим собой», – сказал Линдберг.
Создавать выпуск 2018 года доверили Тиму Уолкеру. Британский фэшн-фотограф, известный сказочно-сюрреалистичным стилем, перенёс «Пирелли» в страну чудес. На страницах его версии красуются исключительно чернокожие знаменитости, запечатлённые в стиле «Приключений Алисы в Стране чудес». «Календарь Пирелли 2019» под названием «Мечтающие» создал ветеран модной фотографии Альберт Уотсон. Он постарался передать позитивное видение современной женщины, показать её настроение в моменты размышлений о своём будущем.
Выпуск 2020 года снял итальянский фотограф Паоло Роверси. Тема его календаря: «В поисках Джульетты». Отправной точкой для концепции о режиссёре в поисках «своей» героини послужило классическое произведение Шекспира. Во время съёмок, которые проходили в Париже и Вероне, каждая из актрис-моделей дала свою интерпретацию Джульетты, играя в соответствии с личными эмоциями и характером.
К 50-летию календаря вышла уникальная книга «Eternal Beauty: Over 50 Years of the Pirelli Calendar». В ней объединили изображения всех выпусков, включая неизданный номер 1963-го года, закулисные кадры и подборку цензурированных снимков, которые в своё время посчитали слишком рискованными. Одновременно с печатным выпуском «Вечной красоты» прошла одноимённая выставка, которая из Италии переехала в Буэнос-Айрес, продолжив тур по Бразилии, Чили, Мексике.
Из-за нефтяного кризиса календарь не издавался с 1975 по 1983. Отменили выход и в 2021 году, на этот раз причина в COVID-19; бюджет, заложенный на создание календаря, решили передать для борьбы с коронавирусом. Но мы всегда можем обратиться к прежним выпускам, запечатлённая в них красота не имеет срока давности. В альбоме фотографии, созданные для Pirelli, начиная с 1963 года. В них фигурируют признанные супермодели и актрисы, в том числе 16-летняя Наоми Кэмпбелл («Календарь Пирелли», 1987), беременная Адриана Лима («Календарь Пирелли», 2013) и Софи Лорен, позировавшая в 72 года («Календарь Пирелли», 2007).
Эволюция календарей Pirelli
Сегодня в МАММ открывается выставка календаря Pirelli — «В поисках Джульетты», снятого итальянским фотографом Паоло Роверси. К одному из самых тиражируемых женских образов в истории культуры великий фотограф обращается в диалоге с молодыми актрисами — в том числе Эммой Уотсон и Кристен Стюарт. Разговор фотографа с его героинями в итоге становится не менее, а может, и более важен, чем снимки. Ведь за свою долгую историю календарь Pirelli успел стать инструментом как объективации женщин, так и борьбы с ней. Мы проследили эту более чем полувековую эволюцию на примере самых незаурядных календарей.
Календари Pirelli — гламурные, роскошные, доступные лишь ограниченному числу избранных друзей бренда, кажутся на первый взгляд пережитком прошлого. Того, в котором богатые белые мужчины, в чьих руках сосредоточились все деньги и власть на свете, искали способ украсить свою жизнь — в том числе и красотой обнаженного женского тела. Однако за пятьдесят с лишним лет эти альбомы успели стать и выразительной хроникой фотоискусства. Лучшие фотографы, главные модели, самые яркие звезды и эстетика, максимально соответствующая текущему моменту, — от раскованной наготы 1960-х до социального драматизма 2010-х. Мы не возьмемся утверждать, что календарь Pirelli радикально менял представления о моде, красоте и сексуальности, но фиксировал он их максимально выразительно.
Женщины, красота которых — в простоте
Фотограф Роберт Фриман
Строго говоря, первые календари Pirelli напечатали еще в 1962 году. Но первые пару лет это были заурядные постеры с полуобнаженными девушками — дальнобойщики охотно покупали их вместе с шинами Pirelli и вешали в кабинах грузовиков. Концепция облагородилась в 1964 году благодаря арт-директору британского представительства компании Дереку Форсайту. Форсайт, фотограф Роберт Фриман и две модели — жена фотографа Сонни Фриман-Пей и Джейн Ламб — отправились на Майорку, сняли дом у моря и без помощи визажистов, стилистов и ассистентов сделали 12 чувственных и эмоциональных кадров. Так началась история календаря Pirelli как произведения пусть и эротического, но искусства.
Фотограф Гарри Пачинотти
Британский фотограф Гарри Пачинотти собрал на острове Джерба в Тунисе моделей со всех уголков мира, чтобы продемонстрировать уникальность и разнообразие женской красоты. Съемочный процесс постоянно прерывался: консервативные местные жители негодовали при виде полуобнаженных моделей, а из-за антиизраильских беспорядков в арабских странах всех иностранцев вынудили вернуться с острова на материк. Арт-директора и продюсера съемки Дерека Форсайта и вовсе арестовали и хотели отобрать весь отснятый материал. К счастью, мужу одной из моделей удалось спасти снимки и доставить пленку в Лондон. В итоге снимки напечатали, сопроводив стихами Аллена Гинзберга, Элизабет Браунинг, Пьера де Ронсара и других поэтов из самых разных стран и эпох.
Женщины глазами женщины
В 1972 году календарь Pirelli впервые снимала женщина. Фотограф и бывшая модель Сара Мун для съемок выбрала парижскую Виллу ле Тилель. Фирменный стиль Сары — сюрреалистичные размытые фотографии, герои которых находятся как будто между сном и явью. Так что и страницы календаря в итоге больше напоминали картины французских импрессионистов, чем привычные съемки Pirelli. Модели позировали в шляпках, пеньюарах и пышных юбках, и даже обнаженное женское тело на этих снимках преподносилось прежде всего как произведение искусства, а не объект мужского желания.
Фотограф Теренс Донован
Почти через двадцать лет после календаря Пачинотти его соотечественник Теренс Донован выступил еще смелее. В этот раз для календаря снялись исключительно темнокожие модели. В том числе — 16-летняя Наоми Кэмпбелл. Итоговую дюжину выбрали из 30 тысяч кадров, но титанический труд не был напрасным. Календарь пользовался ошеломительным успехом и поднял планку расовой сознательности в индустрии на недосягаемую ранее высоту. Просто подумайте — знаменитый Black Issue итальянского Vogue выйдет только через двадцать один год. Хотя критично настроенный зритель может заподозрить фотографа и в экзотизации чернокожих моделей.
Женщины, которые могут быть сильными
Фотограф Артур Элгорт
Не только красоту, но и силу женского тела решил подчеркнуть фотограф Артур Элгорт в съемке 1990 года. Модели дерутся на мечах, бросают копья, стреляют из лука и несут олимпийский огонь. Из одежды на них — только повязки на бедрах, но в данном случае это скорее отсылка к древнегреческим атлетам, которые, впрочем, со временем отказались и от повязок.
Женщины с характером
Фотограф Херб Ритц
Ярким артефактом эры супермоделей стал календарь Pirelli 1994-го. Тогда американский фотограф Херб Ритц снял главных моделей эпохи: Летицию Касту, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс и других — снова на пляже, снова обнаженными и сексуальными, но уже другими. Теперь женщина — главная героиня снимка, она знает свои достоинства, понимает свою силу и сама собой любуется. Так и календарь Pirelli больше не заигрывает с мужским вниманием: всеобщий интерес к работе лучших фотографов с лучшими моделями создатели альбома воспринимают как должное.
Фотограф Стив Маккарри
40-е, юбилейное издание Pirelli доверили снимать тревел-фотографу и мастеру документальной съемки Стиву Маккарри (это он автор того самого снимка афганской девочки на обложке National Geographic 1985 года). Неудивительно, что на фотографиях не нашлось ни одной обнаженной модели, а героинями стали актрисы и модели, занимающиеся общественно важной деятельностью. Съемки проходили в Рио, и кадры знаменитостей тут перемежаются фотографиями повседневной жизни бразильцев. Никакой нарочитой сексуальности — только попытка показать красоту простого человека.
Женщины, которые меняют мир к лучшему
Фотограф Энни Лейбовиц
Энни Лейбовиц всегда отличалась способностью раскрыть героя одним кадром. Для съемки календаря Pirelli в 2016 году она пригласила женщин, которыми восхищается из-за их активного участия в жизни общества, социальных программах и благотворительности. Как тех, кто уже оказывался перед ее объективом (все мы помним Йоко Оно в объятиях обнаженного Леннона и Патти Смит в огне на обложке Rolling Stone), так и героинь сегодняшнего дня — Наталью Водянову с ребенком на руках, обнаженную Эми Шумер со стаканчиком кофе навынос и мускулистую Серену Уильямс.
Женщины, красивые как есть
Фотограф Питер Линдберг
Питер Линдберг вместо молодых моделей решил снимать своих старых подруг. Многих из героинь этой съемки он уже фотографировал двадцать-тридцать лет назад. Не изменил Питер и фирменому стилю: черно-белые снимки, ноль ретуши, никакого макияжа. Николь Кидман, Кейт Уинслет, Хелен Миррен и Джулианна Мур поучаствовали в этом манифесте естественной красоты — той, что скрыта в небольших несовершенствах: морщинках вокруг глаз, неровностях кожи. Сам Линдберг назвал этот календарь маленькой революцией красоты взрослых женщин.
Красота как гимн мультикультурности
Фотограф Тим Уокер
В 2018 году британский фотограф Тим Уокер решил повторить успех Теренса Донована и снять второй в истории Pirelli календарь с участием исключительно темнокожих моделей. Так появилась эта вариация «Алисы в Стране чудес». Главные роли в сказке сыграли модели Адвоа Абоа и Наоми Кэмпбелл, актриса Вупи Голдберг, телеведущий Ру Пол, рэпер Шон «Дидди» Комбс и другие, а стилистом съемки стал главный редактор британского Vogue Эдвард Эннинфул. «Сегодня темнокожая Алиса помогает детям любой расы понять ценность культурного разнообразия с самого юного возраста. Она позволяет увидеть, что красота может иметь множество цветовых оттенков. Мы живем в мире культурного неравенства. Такие проекты доказывают, что в этом мире, погрязшем в бездне цинизма, еще не все потеряно», — говорил о съемке Эннинфул.
«Я все еще ищу Джульетту». 5 вопросов к легендарному календарю Pirelli
Темнокожий здоровяк на входе Teatro Filarmonico в самом центре Вероны всматривался в посетителей так, будто это не премьера очередного календаря Pirelli, а новогодняя пресс-конференция Владимира Путина.
«Так, стоп. Покажи мне свой браслет и назови фамилию. Документы есть? Нет? Тогда жди», — охранник с огромным наушником точно не прохлаждался в дождливый декабрьский вторник.
Это не совсем календарь. Парадокс в том, что за свою почти полувековую историю (первый выпуск датирован 1964 годом) календарь превратился из обычного каталога с постерами в уникальное произведение искусства, над которыми работают ведущие фотографы, стилисты и модели. Классического календаря здесь больше нет: сетка с числами и месяцами носит скорее номинальный характер. Так что это скорее не календарь, а уникальный арт-объект.
Каждый год календарь посвящен отдельной теме, которую выбирает автор, то есть знаменитый фотограф. Последний выпуск, над которым работал итальянец Паоло Роверси, посвятили поискам шекспировской Джульетты. Именно поэтому, кстати, презентация календаря и состоялась в Вероне — городе, где когда-то разыгралась легендарная любовная драма.
«Поиск Джульетты — это предлог для встречи с ней, причина устроить съемку и почувствовать себя лучше. Мне кажется, что каждая девушка похожа на Джульетту. Я до сих пор ищу свою Джульетту и буду искать ее всю жизнь. Потому что она — мечта», — объяснил задумку Паоло Роверси.
Кстати, над предыдущим выпуском календаря работал британский дизайнер и фотограф Альберт Уотсон. Свою работу он назвал «Сила мечты» — о мечтах четырех женщин и страстном стремлении каждой из них к достижению своей цели.
Обычно это актрисы, фотомодели и музыканты. Состав участников определяет только автор календаря — обычно эту информацию рассекречивают за несколько месяцев до мировой премьеры. Например, в новом выпуске снялись Клэр Фой, Миа Гот, Крис Ли, Индия Мур, Росалия, Стелла Роверси, Яра Шахиди, Кристен Стюарт и Эмма Уотсон.
В прошлом году над календарем работали Джиджи Хадид в паре с Александром Вэнгом, Джулия Гарнер, Мисти Коуплэнд с Кельвином Ройалом и Летиция Каста совместно с известным танцовщиком Сергеем Полуниным. А в 2017-м снялись Адут Акеч, Адвоа Абоа, Альфа Диа, Джимон Хонсу, Даки Тот, Джаха Дукуре, Кинг Овусу, Лил Яти, Лупита Нионго, Наоми Кэмпбелл, РуПол, Саша Лейн, Шон «Дидди» Комбс, Слик Вудс, Тандо Хопа, Вупи Голдберг, Вилсон Ориема и Зои Бедо.
Официально — нигде. Его дарят только гостям премьерного показа, а тираж издания строго ограничен. В каждой стране, как правило, оказываются всего несколько экземпляров. Нередко гости церемонии продают календари на eBay — средняя цена составляет около 1000 евро (71 тыс. рублей). Позже в продаже появляются неоригинальные версии, которые по сути являются перепечаткой. Такие издания стоят в несколько раз дешевле настоящих календарей.
Это одна из самых мощных и продуманных PR-кампаний в мире. В 1964 году над календарем работал известный фотограф Роберт Фриман — по большей части снимки были эротическими. Первый календарь разослали под Рождество клиентам и партнерам Pirelli, а уже через несколько дней об этом писали все итальянские газеты, называя его высоким искусством.
Новое издание — только 47-е по счету, несмотря на дебют в 1964 году. Дело в том, что календарь не выпускали в период с 1975 по 1983 год из-за нефтяного кризиса, который сильно ударил по Pirelli.
Что сделало календарь Pirelli таким знаменитым?
Координатор проекта Pirelli Calendar о том, почему появился знаменитый календарь, что с ним происходило в течение 50 лет, и как он сочетается в маркетинговой программе с участием в Formula 1
В этом году календарю Pirelli исполняется 50 лет, и что это означает для проекта, рассказала его координатор Джули Нейлор (Julie Naylor).
Календарь Pirelli, несомненно, является самым известным календарем в мире, и он прошел долгий путь эволюции за последние пять десятилетий. Чем обусловлен его успех все эти годы? В чем причина его популярности – фотографы, топ-модели, места съемок, эксклюзивность и/или свою роль сыграл фактор эротики?
Календарь Pirelli – это культовое произведение искусства, призванное отображать высокий стандарт престижа нашего бренда. От выбора самых знаменитых моделей мира и топовых фотографов до съемок в самых модных местах планеты – Pirelli всегда стремиться сделать календари самым известными, разнообразными и при этом эксклюзивными.
Шины не являются ключевым элементом. Почему?
В период с конца 80-х до начала 90-х протекторы шин недолгое время появлялись в календарях. Как бы то ни было, цель Pirelli тогда и сейчас заключается в том, чтобы на первый план вывести креативность и художественное видение фотографа и сделать это без каких-либо ограничивающих факторов. Потребность показать продукт, естественно, может быть ограничением.
В мире есть очень много компаний, занятых в автомобильной индустрии, которые публикуют собственные календари. Почему их работы не добиваются такого успеха? Что они делают не так? Когда и как календарь Pirelli стал особенным?
Своей международной славой календарь обязан многим факторам. Он доступен только как корпоративный подарок и никогда не был в продаже. Помимо наших ключевых клиентов он рассылается различным влиятельным людям из промышленности, финансов, культуры или из королевских семей. Это превратило его в культовый объект, который очень хотят получить поклонники по всему миру.
Какой образ вы хотите создать в мышлении людей, когда они думают о Pirelli и календаре?
Ключевой посыл компании – это стремление к инновациям, и это позволило Pirelli стать одним из ведущих шинных производителей мира. Календарь – это просто еще один из маркетинговых инструментов Pirelli, который компания использует для привлечения потребителей в широком спектре культур и возрастов по всему миру.
Конечные пользователи часто думают о шинах и шинных компаниях как о чем-то скучном и неинтересном. Pirelli удалось создать другой образ посредством своего календаря, и вы уникальны в том, что вам удалось совершить подобную трансформацию. Было ли это целью Pirelli, когда компания выпустила свой первый календарь 50 лет назад, или все начиналось с просто еще одного промо-материала?
Идея календаря принадлежит тогдашнему директору по маркетингу британского отделения Pirelli Дереку Форсайту (Derek Forsyth). Именно он придумал календарь, который может стимулировать полет фантазии и при этом является маркетинговым феноменом.
Что, по-вашему, воплощает в себе календарь?
Это шедевр и произведение искусства. Это чествование силы и красоты женского пола, и календарь остается удивительным культурным явлением, иллюстрирующим изменение отношения к обнаженному телу и женственности за последние 50 лет.
Изменилось ли это отношение благодаря календарю? Должно ли и будет ли оно меняться в ближайшем будущем?
Календарь продолжает эволюционировать, как это происходит с самого его появления, и иллюстрировать ключевые темы времени.
Вы считаете календарь самым ценным инструментом для улучшения образа бренда Pirelli? Возможно, именно он и создал этот образ?
Суть бренда Pirelli в инновационности коммуникаций и технологий, и для Pirelli это означает поиск новых путей и нового языка для трансляции этой идеи. Это также позволяет Pirelli сохранять чувство гордости своей историей и традициями, потому что мы постоянно подтверждаем свою верность ключевым элементам бренда Pirelli.
Хотя календарем можно наслаждаться как произведением искусства, участие Pirelli в Formula 1 обладает более прямой связью с продукцией компании. Как, на ваш взгляд, эти два проекта работают вместе?
Календарь и сильное присутствие Pirelli в автоспорте, в том числе в F1, позволяет нам усиливать коммуникации в премиум-сегменте нашего ключевого рынка и демонстрировать стремление к совершенству и достижению высочайшего уровня качества и дизайна, с которым ассоциируется наш бренд.