камеральная проверка фсс что это
Информация о камеральных и выездных проверках
Выездные и камеральные проверки
Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением страхователями законодательства по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также расходования этих средств страхователями.
Также законодательством предусмотрен контроль исполнительными органами Фонда за выполнением банками обязанностей по предоставлению сведений об открытии (закрытии) страхователями счетов или изменении реквизитов счета.
Контроль проводится посредством выездных и камеральных проверок.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа Фонда на основе представленной страхователями отчетности и других документов о деятельности страхователя.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами исполнительного органа Фонда без какого-либо специального решения руководителя исполнительного органа Фонда в период трех месяцев со дня представления страхователем отчетности.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимися в документах, имеющихся у исполнительного органа Фонда, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
На этом основании страхователь имеет право дополнительно представить в исполнительный орган Фонда выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в отчетность.
Должностное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя исполнительный орган Фонда установит факт совершения правонарушения, предусмотренного законодательством, должностное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано составить акт камеральной проверки. При отсутствии правонарушений акт камеральной проверки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.
Выездные проверки страхователей проводятся на основании ежеквартально разрабатываемых планов проверок. Кроме того проверки могут проводится на основании ежегодно разрабатываемых планов совместных проверок с Пенсионным Фондом Российской Федерации.
Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя исполнительного органа Фонда. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения исполнительного органа Фонда.
Решение о проведении выездной проверки выносится по месту нахождения страхователя. Выездная проверка обособленного подразделения юридического лица проводится по месту нахождения обособленного подразделения.
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
Выездная проверка страхователя проводится исполнительным органом Фонда не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, срок проверки не может превышать один месяц.
Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией страхователя может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки, при этом проверяется период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Срок проведения выездной проверки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Оформление результатов выездных и камеральных проверок
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение рабочих 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами исполнительного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами исполнительного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
Акт проверки в течение пяти рабочих дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в исполнительный органа Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа Фонда, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления страхователем возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Страхователь в обязательном порядке извещается исполнительным органом Фонда о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) исполнительного органа Фонда выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
650066, Кемерово
пр-кт Ленина, д. 80а
Схема проезда
Как проходят проверки ФСС
Основания для проведения камеральной проверки
Для чего нужны проверки ФСС?
Основные задачи, которые преследуются при назначении контроля, это:
Порядок проведения камеральной проверки
Чтобы изучить, насколько верно рассчитаны страховые выплаты, проводятся следующие мероприятия:
Составление акта камеральной проверки
Требования к оформлению документа указаны в Приложении 20 к Приказу ФСС № 2 от 11 января 2016 г. В частности, при составлении бумаги требуется соблюдать следующие условия:
Возражения по акту проверки
Аргументы в пользу своей позиции подаются бизнес-структурой после получения бумаг. Необходимо тщательно ознакомиться с документом.
Возражения могут быть двух видов:
Так, в августе 2017 года Верховный суд РФ оставил в силе решение Арбитражного суда Алтайского края по иску АО «Барнаульская ТЭЦ» у ГУ Алтайское отделение ФСС. Решение было обосновано тем, что при вынесении решения по камеральной проверке были использованы нормы утратившего силу законодательства.
Возражения передаются в течение:
Представители компании имеют право присутствовать при рассмотрении возражений, давать пояснения и представлять доказательства своих доводов.
В случае, если возражения были проигнорированы служащими, в компанию направляются требования по уплате недоимок. В этом случае следует немедленно подать жалобу в вышестоящее отделение проверяющего учреждения. Также следует готовить материалы для обжалования итогов камеральной проверки в суде.
Таким образом, при обнаружении необоснованных требований и взысканий по итогам проведенной камеральной проверкой органами ФСС следует немедленно представить возражения. Кроме того, при необходимости надо обжаловать результаты надзора в суде.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Камеральная проверка фсс что это
Статья 26.15. Камеральная проверка
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
С 01.01.2022 п. 1 ст. 26.15 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика.
С 01.01.2022 п. 2 ст. 26.15 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
3. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа страховщика, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 486-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Страхователь, представляющий в территориальный орган страховщика пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в территориальный орган страховщика выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы (информацию), подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
5. Лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя территориальный орган страховщика установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 настоящего Федерального закона.
С 01.01.2022 ст. 26.15 дополняется п. 5.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.
Как проходят проверки ФСС
Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.
Для чего нужны проверки ФСС?
Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:
К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.
Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:
Необходимые документы
Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.
ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.
Документы общего характера
В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:
Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.
ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.
Документы узкоспециализированные
Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:
Порядок проведения выездной проверки
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Порядок проведения камеральной проверки
Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.
Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:
При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.
На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.
Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.
Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.
Оформление результатов
Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:
Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:
В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.
СПРАВКА! Если работодатель считает, что проверка была осуществлена с нарушениями, он имеет право направить в вышестоящие органы ФСС письменную жалобу с приведением доказательств неправомерности действий должностных лиц ФСС.
Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.
На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.
Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:
Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.
Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:
Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.
Как ФСС будет проверять работодателей
С 1 января 2022 года вступает в силу статья 15.2 Федерального закона № 255-ФЗ. Она устанавливает ответственность страхователей за недостоверность или неполноту сведений, необходимых ФCC для назначения и выплаты пособий. Как страхователей будут проверять и привлекать к ответственности?
Что будет проверять ФСС
ФСС будет проводить камеральные и выездные проверки, чтобы контролировать полноту и достоверность данных и документов по пособиям, которые передал страхователь.
Если во время проверки у фонда возникнут вопросы, он будет истребовать дополнительные документы и пояснения. Кроме того, ФСС сможет обращаться за информацией в другие инстанции:
Камеральная проверка ФСС. Извещения
Если в сведениях от работодателя во время камеральной проверки обнаружатся ошибки, ФСС в течение пяти рабочих дней направит компании извещение, указывая в нем, что нужно исправить.
Если в течение трех рабочих дней компания не подтверждает, что получила извещение, ФСС направляет его заказным письмом. В таком случае через шесть рабочих дней считается, что оно получено.
У работодателя две задачи по извещению:
Выездная проверка ФСС. Возмещение
В чем суть проверки
Выездные проверки будут проводить не чаще одного раза в три года. Но могут такую проверку назначить и внепланово, если в ФСС пожалуются работники или фонд увидит расхождения между сведениями страхователя и госорганов.
Во время выездной проверки цель инспекторов — выяснить, не представил ли работодатель недостоверные данные или документы и не скрыл ли информацию, которая влияет на размер пособия и на право его получать.
Если такое обнаружится, фонд откажет в выплате пособия или отменит решение о его предоставлении. Если же деньги уже выплатили, работодатель должен будет возместить ФСС лишние расходы.
Как возмещать фонду лишние расходы
Решение о возмещении излишне понесенных расходов ФСС вручает в течение пяти рабочих дней со дня, когда оно вынесено. Решение вступает в силу спустя 10 рабочих дней со дня вручения. На основании этого решения в течение 10 рабочих дней ФСС направляет требование о возмещении излишне понесенных расходов. В нем должны быть указаны их сумма и срок исполнения требования.
Если вы получили требование о возмещении излишне понесенных расходов, то его следует исполнить в течение 10 календарных дней со дня получения либо в срок, который указан в требовании. Если требование не исполнить, ФСС обратится в суд.
Как оспорить решение ФСС
ФСС составляет акт проверки с перечнем выявленных нарушений. Он вручается работодателю в течение пяти рабочих дней с даты подписания.
Вы можете подать в орган ФСС, который проводил проверку, письменные возражения по всему акту или его отдельным положениям. Их рассмотрят в течение 10 рабочих дней. В ходе процедуры фонд может найти обстоятельства, исключающие вину, смягчающие или отягчающие ответственность.
После рассмотрения фонд может отказать в привлечении страхователя к ответственности либо все же привлечь. В решении перечислят обстоятельства правонарушения и укажут размер штрафа.
Штрафы
Чтобы схема с проактивными выплатами заработала, в Федеральный закон № 255-ФЗ внесли новые основания для штрафов. Всего их три:
Основание | Сумма штрафа |
---|---|
Страхователь не представил документы на проверку или представил с опозданием | 200 рублей за каждый документ |
Страхователь сообщил недостоверные данные, отправил некорректные документы или скрыл достоверные. Из-за этого ФСС выплатил пособие не тем людям или в большем размере, чем должен был | 20 % от суммы излишних расходов ФСС, но не больше 5 000 и не меньше 1 000 рублей |
Страхователь передал данные для назначения и выплаты пособия позже срока | 5 000 рублей |
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
- Что такое драйвер?
- кошки в подвале многоквартирного дома что делать