канделябр что это такое фото
Жирандоль – царица подсвечников, или в чем ошиблась Википедия
Почему каждый подсвечник мечтает стать жирандолью, а не канделябром; зачем шандалу кривая ручка и вообще, «Кто все эти люди?» (с). Обычно ответ дает Википедия, но в данном вопросе сведения явно лукавят… Простой рассказ с красивыми иллюстрациями по теме. Итак:
Что такое подсвечник
Если говорить «вообще», то все понятно. Приспособление для освещения свечами. Которое помимо утилитарной приобрело функции украшения, статуса, а также восстановления мировой справедливости (читайте раздел «Кого били канделябром»). В ходе развития украшательно-статусной функции появились группы подсвечников со своими собственными именами. Поэтому сейчас подсвечником принято называть настольное приспособление для одной свечи. Независимо от уровня навороченности дизайна. Среди подсвечников с историей есть исключение – читайте в разделе Жирандоль.
Что такое канделябр
Подсвечник может возвыситься до звания канделябра двумя способами. Увеличить количество креплений (рожков) для свечей или «залезть на стену». Википедия пишет только об одном варианте «классического» канделябра – это ошибка №1.
Классический канделябр и торшер
Классический канделябр – это настольный подсвечник, у которого не один рожок для свечи, а несколько, причем все они имеют общее основание. Массивный канделябр, который ставят на пол, именуют торшером. За исключением тех случаев, когда этот напольный канделябр – жирандоль. В России в бытовой речи слово «торшер» применительно к напольному канделябру не очень распространено. И ассоциируется исключительно с ламповыми светильниками. Впрочем, не слишком распространены и напольные канделябры, поэтому их чаще называют именно так, в два слова.
Настенные канделябры
Согласно Википедии, на канделябре всегда несколько рожков, и это ошибка №2. Настенные канделябры могут быть и однорожковые. Справедливости ради отметим, что это особенность русского языка. Английский язык делает различия между candelabre с несколькими рожками и sconce (бра) с одним рожком.
Рояльные канделябры
Рояльные канделябры являются разновидностью настенных. Особенность: ограничение по размерам, так как они должны освещать, но не мешать игре. И практически все – поворотные, что тоже закономерно. Чаще бывают парные, хотя встречаются и одиночные. И практически все – однорожковые.
Сколько рожков у канделябра
У настольного канделябра чаще всего 3 или 5 рожков. У настенных канделябров не редкость два и даже один рожок, в этом случае они, как правило, парные. Еврейский ритуальный подсвечник менора — по сути 7-рожковый канделябр характерной формы. Ну а больше всего рожков у массивных напольных канделябров.
За что бьют канделябром?
Во времена возникновения традиции канделябром били исключительно за шулерство в карточной игре. Впоследствии призыв остался, но в качестве обвинения в жульничестве вообще. В дальнейшем красивое слово запомнилось лучше некрасивого подтекста. Но если кто-то рядом с вами упоминает вместе слова канделябр и битье, присмотритесь повнимательнее. Возможно это не просто так.
Жирандоль – вершина эволюции подсвечника, или еще 3 ошибки Википедии
По версии Википедии, жирандоль – это канделябр с круговым расположением рожков, украшенный хрустальными подвесками. Это утверждение содержит целых три ошибки, как с исторической точки зрения, так и для современного прочтения. Во-первых, жирандолью действительно начали называть украшенные хрустальными подвесками светильники. Только это были не многорожковые канделябры, а серебряные однорожковые бра – те самые sconces. Во-вторых, в настоящее время жирандолью именуют подсвечники, украшенные не только хрустальными подвесками, но также деталями из цветного стекла и/или фарфора. За примерами отсылаю в Государственный Эрмитаж полюбоваться на настольную жирандоль
Или великолепные напольные торшеры-жирандоли
И в третьих, главный признак жирандоли – это украшения из хрусталя и стекла, а отнюдь не количество рожков. За примерами отсылаю в тот же Эрмитаж. Вот великолепная жирандоль, где вся красота и «навороты» — ради одной-единственной свечи.
Жирандолью или жирандолем?
Если вам посчастливилось стать владельцем этого раритета, то ему надо как минимум соответствовать и склонять правильно. Красивое слово girandole женского рода. А значит, склонять его следует как слово «обитель», а не как «учитель» (смайл).
«Посчастливилось» употреблено потому, что жирандоли массово производили в период увлечения стилем рококо и частично – неоклассицизмом. То есть совсем недолго сравнительно с прочими подсвечниками, известными со времен охоты на мамонта. И обилие хрупких стеклянных деталей не способствовало сохранности. Особенно в странах, где революционные массы имели обыкновение врываться в замки и дворцы, круша все на своем пути. Но если вдруг в ваши руки попадет антикварная жирандоль, вы сможете украсить ею не только классический интерьер, но и квартиру в стиле фьюжн.
Канделябр: сквозь глубину столетий и до современности
Танцующие огоньки пламени в грациозном подсвечнике – что может быть романтичнее и чувственнее? Действительно, несмотря на множество современных изысков в сфере света и иллюминации украсить интерьер изящным канделябром актуально до сих пор. Именно поэтому в этой статье мы хотим рассказать вам об удивительном изобретении человечества, чья история метаморфоз начитывает целые тысячелетия, а красота и разнообразие форм завораживает и сегодня.
Старинный канделябр: как все начиналось
Достоверных фактов о том, кто и когда изготовил первый канделябр, не существует. Однако точно известно, что появился аксессуар тогда же, когда и свеча. Об этом говорит и происхождение слова «candelabrum», что в переводе с латинского означает свеча и подставка («candela» и «brum» соответственно).
Благодаря изысканиям археологов и историков мы можем утверждать, что канделябрами пользовались еще в древности. Например, в Египте они применялись в ритуальных обрядах и символизировали возрождение бога Ра из цветка лотоса. Именно в его форме были выполнены первые подсвечники из глины, дерева и тростника.
В Греции подставки под свечи были расставлены в храмах, а также встречались в домах знати. Тут они имели более эстетичный вид, так как обожженная глина покрывалась прототипом современного лака.
До наших времен дошли этруские подвечники-канделябры. Несколько из них по сей день хранятся в музеях Западной Европы. Это были первые светильники из бронзы, железа или серебра, но встречались аксессуары и из дерева. Особенностями украшений был декор в виде людей и животных, а высота изделий достигала 1,6 м. В некоторых чаша могла двигаться по стержню, другие включали ряд подставок.
Именно у этрусков переняли моду на свечи древние римляне. Они дополнили этот предмет присущей своей культуре помпезностью и зародили целый «канделябровый стиль», выраженный в архитектуре, где доминировали легкие сооружения, напоминающие подсвечники с картинами внутри. Здания, кстати, тоже массово дополнялись каменными выступами, в которых горел огонь.
Интерьерные же светильники приобрели знакомую сегодня форму треноги с чашами для сала или воска. Полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона, а удивительные мраморные изваяния хранятся в Ватиканской Галерее.
Жирандоль, Менора, Шандал – красивые имена или…
В Средние века одиночный канделябр на 3 свечи и более продолжал оставаться атрибутом элиты. Их устанавливали в храмах и домах знати. Зачастую подсвечник имел довольно крупные габариты. Высота могла достигать от 1,5 до 2,7 м. Наряду с этим, церковь использовала и маленькие светильники, с которыми передвигались по территории обители священнослужители.
В 16-17 вв. деревянные подсвечники сменились металлическими, с которыми риск пожаров существенно сократился. Их делали из олова, бронзы и серебра, зачастую украшали позолотой и драгоценными камнями. Гнезда аксессуаров выполнялись в виде раскрытых цветочных бутонов, что было символом зарождения новой жизни, а также разделения тьмы и света.
Особенно яркий период в истории канделябров – Эпоха Возрождения. Именно она сделала подставки под свечи такими изящными и красивыми. На чашах и ножках появились причудливые завитки растений, ангелочки, цветы и лепестки, которые вместе представляли собой настоящие произведения искусства.
Со временем разновидностей светильников стало больше и каждый из них получил свое название:
Жирандоль – объемная, многоярусная форма на низкой подставке (часто делался из хрусталя). «Ножки» здесь располагались по окружности, а устанавливался он на каминных столешницах.
Менора – символ иудаизма, семирожковый подсвечник, где чащи расположены в один ряд. Кстати, в православном христианстве 7 отводов тоже присутствовали, но образовали две нисходящие линии и напоминали перевернутую V.
Торшер – канделябр напольный. Он служил для украшения дворцовых залов и будуаров. Часто аксессуар был декорирован орнаментами и барельефом, а его ножка представляла собой фигуру человека, животного или растение.
Шандал имел внушительный вес с утяжелением снизу для большей устойчивости и вмещал несколько свечей. Ими освещали лестницы и другие темные помещения.
Современные канделябры и их место в декоре
В далекие времена канделябры настольные и напольные были единственным источником света в темное время суток. Однако их красота и способность создавать романтическую атмосферу оказалась настолько притягательны, что в эпоху электричества изделия не утратили интерес как обычных людей, так и профессионалов в сфере дизайна интерьеров.
В современном ассортименте подсвечников любой желающий найдет жирандоль, менору, торшер или шандал интересующей формы и размера. Сейчас их изготавливают практически из любых материалов: стекло, металл, дерево, фарфор, керамика, камень и даже корни деревьев. Дизайн не знает границ: антикварные подсвечники на ножках, блюдца, фонарики, стаканчики и т.д. Некоторые из них не уступают по изысканности раритету, а не одно торжество по-прежнему не обходиться без магического сияния пляшущих огоньков.
Классический канделябр: виды подсвечников
Канделябры в классическом понимании – это подсвечники на ножке, которые могут быть установлены практически везде:
Низкие и высокие подсвечники могут быть выполнены из различных материалов и иметь какую угодно форму. Например, для романтического рандеву подойдет светильник с одной чашей – скромный по размеру или на изящной тонкой ножке. Наиболее распространенные модели – это подставки на 3 и 5 свечей. Они элегантно смотрятся в любой обстановке, способны наполнить всю комнату приятным мерцанием огоньков и нотками интимности. А вот для большой компании лучше обратить внимание на семисвечники, которые мягко рассеют свет по всей комнате.
Примечательно, что в продаже в основном присутствуют светильники на нечетное количество чаш. Этот факт связан скорее с нашим суеверием, поэтому если вам приглянулась модель на 4 свечи, не раздумывайте: в христианстве она имела особый смысл и олицетворяла четырехнедельное ожидание перед Рождеством.
Что касается оформления канделябра напольного или настольного, то тут дизайнеры советуют отталкиваться от интерьера помещения, де он будет установлен. К классике в этом понимании относятся и простые, ровные формы, и пышный барокко с вензелями, и модерн, характеризующийся минималистичностью исполнения и плавными линиями.
Стеклянные аксессуары: магия света
Визуальная легкость и дополнительное мерцание пламени в гранях изделия – основные достоинства, которые предлагают стеклянные подсвечники. Фарфор иногда дополнен декоративными элементами из других материалов (например, металлические ободки), может быть гладким или рельефным, прозрачным или полностью окрашенным.
В основной массе хрустальный подсвечник имеет небольшой размер и одинарную чашу. Это связано с хрупкостью предметов. А вот выбора форм предостаточно:
Особую атмосферу создает обилие стеклянных изделий, расставленных по всему периметру комнаты. Таким образом, вы получите достаточно яркое освещение и интимную обстановку одновременно. Подобный вариант отлично подходит для оформления праздничного дизайна на Новый год, свадьбу и другие торжественные события.
Подсвечник металлический: от античности до хай-тек
Если бронзовые подсвечники на 3 свечи и более вызывают у вас ассоциации только с роскошью дворцовых балов, то вы точно видели не весь ассортимент современных предложений. Изделия из металла поражают воображение. Это:
Осталось определиться с дизайном, а крохотный или массивный предмет интерьера с огоньками сделает свое дело – наградит пространство нотками сказочности, таинственности или романтики – смотря какие вы ставите цели.
Прочие декоративные подсвечники
Все вышеперечисленные и многие другие формы настольных, напольных и подвесных подсвечников выполняются также из керамики, дерева и других материалов. Современный внешний вид аксессуаров не знает границ. Очень актуальны сейчас полноценные композиции с подсветкой, выполненные в виде невысоких ширм на подоконник, нескольких фигурок и сюжетных инсталляций.
Популярны сегодня изделия в винтажном и восточном стилях – домики и фонарики с изображением Снеговичков, зимнего леса, оленят и т.д. Рождественский вечер здорово дополнит тематическая конструкция для чайных свечей, а детки придут в восторг от светящегося паровозика или деревни Санты. В абсолютно любой интерьер отлично впишется комплект разнокалиберных стаканчиков или набор восковых фигур.
И не забудьте про главное: ни один подсвечник или канделябр не подарит желаемых эмоций без своей важнейшей составляющей – свечи. Их ассортимент, кстати, тоже на любой вкус:
На какой бы свече вы не остановили свой выбор, мы знаем точно: с бодро горящим фитильком интерьерный аксессуар словно оживет и подарит вам особое настроение в обычный или праздничный вечер.
Надеемся, мы смогли приоткрыть вам завесу истории подсвечников и канделябров, их названий и происхождений, и вы узнали что-то новое и интересное для себя. И, конечно же, мы будем рады, если один из волшебных аксессуаров нашего времени принесет вам особое настроение и украсит собой домашнее, романтическое или любое другое торжество.
Истории из жизни канделябра
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Скоро зима. В восьмом часу вечера уже темным темно, особенно если небо нахлобучивает лохматую шапку облаков на крыши и опрокидывается на город бесконечным питерским дождём. Хочется безвылазно сидеть дома, кутаясь в тёплый плед, попивая горячее какао и смотреть милые сентиментальные комедии или задушевные мелодрамы. Или разбирать летние платья и блузки, ещё хранящие воспоминания о лете, солнце и море, и бережно упаковывать их в чехлы,чтобы на целые полгода упрятать в дальний шкаф. Или достать с антресолей картонную коробку, хранящую всякие глупые, но от этого не менее ценные, сокровища, и найти в обветшалой, напрочь замусоленной записной книжке телефон старого приятеля в которого была тайно влюблена лет этак 30 назад. Набрать его номер, с удивлением обнаружить, что телефон до сих пор работает и, услышав абсолютно не изменившийся знакомый голос, молчать и дышать в трубку, чувствуя, как щёки заливаются румянцем и сладко ёкает сердце. А потом включить альбом Таривердиева, зажечь свечи, чем больше, тем лучше, и глазеть в окно на озябших прохожих, пытающихся фехтовать разноцветными зонтами с разгулявшимся не на шутку ураганом Мортимера, представляя, что все мы клеточки единого организма, плавающие в безбрежном океане этой реальности. Я — клеточка сердца, синтезирующая уютную, пахнущую какао и осенними сумерками грусть, а они — клеточки кровеносной системы, разносящие её во все уголки засыпающего на долгие зимние месяцы города.
В осенне-зимние холода я особенно люблю смотреть на огонь, на его бесконечную изменчивость, игру цвета и формы, на то, как он вылизывает своими бесплотными оранжевыми языками дрова в камине, незаметно превращая их в ничто, в прах, в горстку золы. Мне нравится наблюдать за его бесподобным танцем, то спокойным и ласковым, то страстным и неистовым, и высматривать в его жаркой сердцевине огненную саламандру, хранительницу и повелительницу этой своенравной и непредсказуемой стихии. Огонь спасителен и опасен, прекрасен и разрушителен, он требует к себе особого внимания и отношения. Ему нужны постоянные подношения, чтобы он не погас, и неукоснительная бдительность, чтобы он не вырвался на свободу. Говорить об огне, можно также бесконечно, как и смотреть на него, но наша история сегодня не о нём самом, а о приспособлениях для его приручения — подсвечниках и канделябрах.
Первые упоминания о подсвечниках найдены в древнейших египетских и этрусских текстах. Они использовались в ритуальных целях, изготавливались из дерева, глины, тростника и представляли собой длинные палки с закреплённой наверху плоской чашей для свечей, выполненной в форме цветка и украшенной листьями и плодами. Богатые горожане вполне могли позволить себе такие светильники в доме, а вот все остальные довольствовались огнём о очаге.
До эпохи Возрождения подсвечники и канделябры имели исключительно утилитарное предназначение, но Ренессанс в корне изменил эту ситуацию, превратив обычные функциональные вещицы в предметы искусства. Их стали украшать рельефной резьбой и скульптурами, драгоценными камнями и роскошными орнаментами, золотом и эмалью. Новые эпохи привнесли в декоративно-прикладное искусство и новые материалы — металл, латунь, бронза, серебро, золото, фарфор.
Бронзовые, серебряные или металлические подставки для свечей с мощной декоративной отделкой были найдены в огромном количестве в этрусских могильниках итальянской Тарквинии. Чуть позже римляне не просто переняли у этрусков традицию богато украшать подсвечники, а возвели эту идею в культ, превратив эти предметы в статусную вещь — эффектное и шикарное украшение интерьера. Чтобы убедиться в этом, загляните при случае в ватиканскую Галерею канделябров, в которой собрана коллекция великолепных монументальных мраморных экземпляров этих древних люстр, торшеров и бра.
Поскольку до изобретения электрической лампочки все дома освещались свечами, подсвечники и канделябры были обязательными предметами интерьера любого дома. По их внешнему виду, материалу, из которого они были изготовлены, и количеству свечей можно было судить о достатке хозяев. Роскошные канделябры, элегантные торшеры, эффектные витые жирандоли, утонченные меноры, изящные дикирии и трикирии, дошедшие до нас из прошлых эпох, восхищают и поражают мастерством исполнения.
И, напоследок, несколько интересных историй о свечах.
Оказывается, было время, когда свечи использовали не только для освещения, но и в качестве часов. В XIII в. придумали так называемые огневые часы — свечные часы. Суть проста, но от этого не менее оригинальна: на длинную тонкую свечу по всей длине нанесли шкалу. По тому, сколько свечи успело сгореть, определяли который сейчас час. Какова была погрешность таких «часов» история умалчивает. Свечи, применявшиеся для этой цели, были метровой длины. За ночь выгорало примерно 3 такие свечи, отсюда вопрос — кто же вставал ночью, чтобы «включить» следующую?
Известное выражение «игра не стоит свеч» пришло к нам от картёжников. Обозначает оно небольшой выигрыш, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.
В Тихом океане водится рыба-свеча, или эвлахон, эулахон или тихоокеанский талеихт — маленькая рыбка семейства лососевых. Она содержит много жира. Индейцы Северной Америки высушивали её, продевали сквозь неё фитиль и жгли как обычную свечу.
Все представленные на фото канделябры — из архива аукциона Сотбис.