канфарение что это такое

НАША МАСТЕРСКАЯ

ЮВЕЛИРНЫЕ СТАНКИ MAGIC

ДЛЯ ЮВЕЛИРОВ и МАСТЕРОВ

Фрезы Граверы

Курсы

Тел: +7(495)-972-35-59
Skype: GRAVBIZ
E-mail: gravbiz@mail.ru

Россия, 115516
Москва, ул. Промышленная
д. 11, стр. 2, офис 662

Канфарение — процесс украшения поверхности предмета из металла мелкими точками, линиями, штрихами, равномерно их располагая, с помощью специальных пуансонов или чеканов. С помощью канфарения предмету придается изящество. В древние времена канфарение также называли торевтикой. Сначала изделие шлифовали и полировали, а затем ювелир размещал его на мягкой поверхности (часто использовали мешок с песком) и набивал на металле штрихи, линии или мелкие узоры — звездочки или кружочки. Все это выполнялось при помощи пуансонов или молоточков. Сейчас при канфарении используют механические приспособления.

Канфарение применяется при чеканке ответственных работ (например, портретов, многофигурных композиций). Рисунок прикрепляется к металлической поверхности при помощи воска или пластилина. Его также можно наклеить мыльным раствором. После этого рисунок по контурам рядами точек пробивают канфарником. Точки образуют пунктирные линии, которые отчетливо видны после снятия бумаги.

Процесс канфарения нужно проводить легко, но так, чтобы все точки от ударов канфарника были отчетливо заметны. Однако, точка не должна пробивать металл слишком глубоко. В процессе последующей чеканки такое глубокое канфарение практически невозможно устранить. Маленький рисунок создается при помощи острого чекана, а крупный наносится тупым канфарником.

В ювелирном деле изделия декорируют несколькими способами. Сейчас применяют различные технологии: старинные и современные. При сочетании этих двух способов время от времени появляются настоящие шедевральные работы. Канфарение является наиболее сложной техникой декорирования в ювелирном производстве.

Одной из разновидностей канфарения является гравировка. Она выполняется вручную, вытравлением или при помощи механических приспособлений. Механизированная гравировка вытеснила ручную еще в 17 веке. Вытравливание делается с применением серной кислоты. При этом изделие покрывается грунтом, а затем в нем прорезают рисунок, который остается после обработки серной кислотой.

Канфарение или зернение фона — последний этап работы над рельефом. Часто ударяя молотком по ударной части канфарника, равномерно перемещайте его боек по поверхности металла. Частые углубленные точки образуют на металле красивую бархатистую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью рельефа.

Канфарение — вид чеканки, распространенный в России в 17 в. и выполнявшийся с помощью канфарника (род тупоконечного шила)

Источник

Чеканка, гравировка и тиснение – механические технологии декорирования металлов

В отдельных статье мы описывали химические методы художественной обработки металла – такие как травление ювелирных изделий, покрытие золотом (золочение) и другими металлами, а также чернение серебра. А сейчас поговорим о механических способах декорирования.

Чеканка по металлу

Художественная чеканка (англ. — hammering) была известна практически повсеместно с древнейших времён. В этой технике создавались как масштабные, так и миниатюрные изделия (культового или бытового назначения).

Техника чеканки

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеХудожественную чеканку выполняют из листового металла, или по «литью» — то есть на поверхности отлитого изделия. Это два технологически разных способа. При первом из листовой заготовки чеканят новое изделие. При втором способе — только оттачивают исходную художественную форму. Мастер действует чеканом (специальным стержнем, который ставят вертикально, ударяя по нему сверху молотком). Нижний, рабочий конец (бой) чекана и оставляет отпечаток на материале.

Чеканщик берёт металл с определённой пластичностью и вязкостью, способный менять форму под действием силы. Пригодны большинство металлов и их сплавов (исключая особо колкие, например чугун). Работают с листами металла толщиной от 0,4 до 1 мм подходящей пластичности.

Инструменты для художественной чеканки

Ученикам Хогвардса полагалось по одной палочке, но у чеканщиков всё не просто. Чувство координации при ведении чекана и точном ударе молотка — результат упорной практики. В помощь дан целый арсенал вспомогательных средств для чеканов — расходники, лощатники, пурошники, бобошники и трубочки длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения. Не забудем про пуансоны — чеканы, на рабочей стороне которых установлены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли и пуансоны с изображением рук, глаз и тому подобного. Это оптимизировало чеканку лицевых, культовых изображений.

Как наносят рисунок для чеканки? Приём канфарения по металлу

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеОтрезанной от листа металлической бляшке нужен припуск вокруг рисунка 30—40 мм для закрепления бляшки на смоле при чеканке.
Для нанесения рисунка на металл, заготовку грунтуют белой акварелью. Затем на нее переводят (через копирку) рисунок, — контурный, в натуральную величину. Полученный контур закрепляют нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Но в серьёзных случаях (больших многофигурных композиций, портретов и тому подобное) лучше применять канфарение. Суть этой техники в следующем. Закреплённый на металле рисунок «перфорируют» специальным инструментом — канфарником, пробивая по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии.

Чеканка по металлу: что идет за нанесением орнамента?

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеДальнейшие этапы в работе чеканщика включают: расходку, создание рельефа и отделку (нанесение фактуры).

В ходе расходки канфарный рисунок чеканом-расходником соединяют в сплошную линию. Затем лощатниками «опускают» фон вокруг рисунка. Выколотку рельефа (если это в планах) проводят с обратной стороны, на резине или мешке с песком. Далее финальная доводка.

Легко ли найти настоящие чеканные изделия?

Ручной труд дело непростое, ценник рядом с изящной вещицей тому подтверждение. «От и до» вручную отчеканенное украшение — это редкий гость в современном ювелирном ассортименте. Заводы и фабрики давно перешли на литьё и штамповку с последующим «доведением» — в том числе и чеканкой. Тем не менее, сохранились промысловые предприятия, практикующие создание украшений в традиционном стиле. Яркий представитель подобных ювелирных бизнесов — дагестанские Кубачи, широко применяющие техники чеканки, гравирования, чернения и зернения.

Примеры работ Кубачинских мастеров с применением чеканки:

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое

Художественное гравирование по металлу

Так называемое плоскостное гравирование (англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла. канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеЭто широко распространенный приём в художественной обработке металла. Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ. Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.

Техника гравирования

Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеПеренос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель (резец). Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Ювелиры Кубачинского промысла (как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..

Художественное тиснение на металле

Техника тиснения по металлу зародилась еще в домонгольский период (X—XI вв.). Её преимущество по сравнению с чеканкой — в быстроте производства изделий, а также в значительной экономии золота и серебра (тиснение проводят на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой). канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеВ работе, как и в случае чеканки, используют пуансоны. Одного удара пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму.

Как и в случае чеканки, при тиснении не обязательно добиваться определенного рисунка или орнамента. Вместо этого ювелир может создать изделие с игрой света путём тиснения «неровностей» на поверхности. То же самое может служить цели обеспечения «эффекта древнего украшения». Однако, довольно часто тиснят именно определённый орнамент.

Басма («отпечаток» на тюркском) — это тиснение рельефных рисунков с помощью специальных матрицбасманных досок. Матрицы — это шаг в развитии тиснения, заменяющего чеканку. Они представляют собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев и углов и резких выступов (иначе рвётся тонкий металл при тиснении).

Техника тиснения по металлу

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеСуть процесса тиснения: на матрицу кладут лист подготовленного металла толщиной 0,2—0,3 мм. Сверху кладут прокладку из листового свинца. По ней работают деревянным молотком или прессуют винтовыми ручными прессами мощностью от 5 до 10 (15)т. Под действием силы свинец (в силу пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, копируя ее рельеф. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, повторяющий детали матрицы, включая и фактуру. Иногда контур узора канфарят, подчёркивая рисунок.

В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки ларцов, икон, окладов и подобных изделий. Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая столярную конструкцию и превращающая изделие как бы в чеканное. Для получения орнамента на матрице выполнялся только один рапорт — «шаг». Затем после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину рапорта и вновь оттискивалась (на готовой басме такие стыки хорошо видны). По наличию стыков на басме легко отличить тиснение от чеканки.

Надеемся, теперь всеми понят смысл названия московской Басманной улицы).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Виды ювелирных техник | Серебряная чернь — одна из техник химической обработки металлов | Травление серебряных изделий и других металлов. Родирование ювелирных изделий, и другие техники химического декора по металлу

Источник

КАНФАРЕНИЕ

Смотреть что такое «КАНФАРЕНИЕ» в других словарях:

канфарение — чеканка Словарь русских синонимов. канфарение сущ., кол во синонимов: 1 • чеканка (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

чеканка — деньги; обжатие, обрезание, расчеканка, чека, чекань, отделка, изготовление, канфарение, выколотка Словарь русских синонимов. чеканка сущ., кол во синонимов: 14 • бутылка (48) • … Словарь синонимов

Технологии, применяемые при изготовлении оружия — Воронение покрытие железных и стальных предметов защитной и декоративной окисной пленкой. Известно издавна, но широкое применение получило в Зап. Европе только в нач. XVI в., первоначально в Италии. Чернение заполнение углублений смесью серебра,… … Энциклопедия средневекового оружия

Оклад иконы — Для термина «Оклад» см. другие значения. Для термина «Риза» см. другие значения. Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери. Г … Википедия

Оклад (риза) — Запрос «Оклад» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. У термина «Риза» существуют и другие значения. Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в. Риза, или оклад (в южных и западных областях России шата, цата[1], греч … Википедия

Риза (икона) — Запрос «Оклад» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. У термина «Риза» существуют и другие значения. Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в. Риза, или оклад (в южных и западных областях России шата, цата[1], греч … Википедия

Риза (оклад) — Запрос «Оклад» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. У термина «Риза» существуют и другие значения. Оклад иконы типа Владимирской Божьей матери. ГИМ, XVII в. Риза, или оклад (в южных и западных областях России шата, цата[1], греч … Википедия

ИКОНОПИСЬ — [иконопись], вид живописи, задачей к рого является создание священных образов икон. Несмотря на то что в восточнохрист. традиции греч. слово εἰκών (изображение, подобие, образ) является общим наименованием священных изображений (см. статьи… … Православная энциклопедия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… … Православная энциклопедия

Источник

Канфарение что это такое

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеканфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеканфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеканфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такоеканфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое

Технология чеканки

Если используют лист меди или алюминия толщиной до 0,5 мм, перевести рисунок на металл можно с помощью ручного расходника или давильника. Инструмент ведут по линии рисунка, сильно прижимая к металлу, работать удобней, ведя его на себя. Полированное острие инструмента легко скользит по кальке и линиям рисунка, сделанного графитным карандашом, хорошо продавливает металл и оставляет четкий след.

Рисунок можно перевести на металл и с помощью копировальной бумаги. Для этого лист металла покрывают белой гуашью и переводят рисунок, закрепив его нитролаком. Однако этот способ неэффективен из-за недостаточной прочности рисунка.

Чтобы после канфарения отдельные точки превратились в сплошную линию, выполняют расходку чеканом-расходником, который оставляет неглубокую линию-бороздку. Удары молотком следует наносить с одинаковой силой и частотой, тогда линия будет выглядеть ровной и одинаковой глубины, без забоев.

После расходки контура рисунка, имеющего множество линий, желательно металл отжечь. Для этого на алюминии, не дающем цветов побежалости, мылом делают отметки, которые при температуре около 100 °С начнут обугливаться (момент рекристаллизации алюминия). При отжиге металла открытым пламенем заготовку необходимо уложить на лист асбеста.

Когда смоляная смесь готова и залита в ящик, производят насмолку. Для этого пластину с размеченным контуром рисунка переворачивают и делают отбортовку на лицевую сторону, чтобы закрепить пластины в смоле (рис. 113). Если изделие имеет небольшие размеры, допускается отгибание только углов пластины, а если пластина изготовлена по рисунку и имеет сложную форму, перпендикулярно ему на свободном поле делают надрезы. Частота их зависит от сложности рисунка. Где возможно, металл отбортовывают и получают лапки, которые будут удерживать пластину в смоле (рис. 114).

Если смола в ящике застыла, ее расплавляют паяльной лампой или горелкой. В момент разогрева смолу необходимо помешивать, не давая опуститься на дно твердым частицам. Нельзя допускать воспламенения и выгорания ее, поскольку при этом она теряет пластичность и клейкость. Чтобы предупредить воспламенение, следует накрыть ящик тонким металлическим листом, который при нагревании не касался бы поверхности смолы. Лист будет плавить ее выделяемым тепловым излучением и защищать от открытого пламени. После расплавления смолы нужно выждать некоторое время, пока она перестанет выделять воздушные пузырьки.

Затем приступают к насмолке: пластину слегка нагревают и укладывают на смолу. Очень важно, чтобы под пластиной не оказалось воздушных мешков и она присмолилась всей поверхностью, иначе в процессе работы в местах попадания воздуха могут образоваться прорывы металла. Чтобы этого не случилось, на смолу укладывают сначала край пластины, а затем постепенно опускают ее в смолу всю (рис. 115). Смола с пластиной должна остыть. Процесс остывания можно ускорить, подставив ящик под струю холодной воды.

После вытягивания рельефа пластину снимают со смоляной основы. Если во время чеканки она отскочила от смолы, значит под ней образовалась воздушная прослойка, поэтому для снятия достаточно подковырнуть пластину. В тех случаях, если пластина прочно закреплена, смолу вокруг нее сначала скалывают, а затем, захватив ее за край плоскогубцами или клещами и подогревая горелкой, освобождают от основы (рис. 117). После снятия пластины на ней остаются куски смолы и пятна, которые удаляют отжигом. В процессе нагрева металл отжигается, а смолистые вещества выгорают. Оставшиеся твердые частицы легко удаляются с помощью металлической щетки. Этот прием пригоден только для сплавов на основе меди и для черных металлов.

Алюминиевую пластину, которую нельзя подвергнуть высокотемпературному отжигу, слегка нагревают и смолу смывают ветошью, обильно смоченной керосином. Загрязненные места растирают до тех пор, пока не исчезнут пятна. После освобождения изделия от смолы его отбеливают и промывают.

Работать с кислотами, необходимо в резиновых перчатках и очках под вытяжкой или на открытом воздухе. После обработки изделия кислотой его промывают в содовом растворе, а затем в большом количестве проточной воды.

Иногда в работе, выполненной на песке, на часть рельефа необходимо нанести орнаментальное или шрифтовое изображение. В этом случае с обратной стороны засмоливают ту часть рельефа, на которой будут чеканить рисунок. Засмоленный участок рельефа укладывают на мешок с песком и прочеканивают (рис. 119). Вместо смолы можно использовать свинец, применение которого предпочтительней, так как он не оставляет грязных пятен.

Чеканка объемных форм имеет особенности. Объемные полые формы-заготовки для чеканки получают штамповкой, выдавливанием симметричных частей на токарных станках с применением шаблонов, а также свободной ручной выколоткой.

Для конических, цилиндрических и сферических изделий делают развертку рисунка. В случаях, когда этого сделать невозможно, рисунок выполняют по фрагментам, затем заливают формы смолой. Обычно объемные заготовки не имеют дна, поэтому один конец их устанавливают на лист бумаги и обкладывают по бокам сырым песком, а через отверстие в другом производят заливку.

После перевода рисунка на объем его наводят мягким карандашом, внося поправки и, если требуется, исправления. Несложный или хорошо продуманный рисунок можно рисовать прямо на форме, покрыв ее предварительно белой гуашью. Затем его скрепляют лаком, форму укладывают на песок и проходят рисунок расходником.

Когда обводка рисунка готова, вытапливают смолу из формы. Для этого форму отверстием вниз устанавливают на металлических стержнях или такой же сетке, под которыми ставят емкость со смолой. Если нет возможности установить форму на стержнях, ее подвешивают на проволоке и равномерно прогревают горелкой снизу вверх до полного удаления смолы. У формы с узким горлышком нагревают только узкую часть, так как нагрев всего объема может привести к вздутию и разрыву изделия. Для полной очистки от остатков смолы форму необходимо отжечь. Отжиг объемной формы проводят очень осторожно, потому что во время нагрева она может деформироваться под воздействием собственной массы. Отжигать форму желательно в подвешенном состоянии или в вертикальном положении.

После выплавки смолы и отжига формы вытягивают рельеф по заданному рисунку с внутренней ее стороны с помощью крюков и трещотки двумя способами в зависимости от применяемого инструмента. При использовании крюков форму укладывают на мешки с песком, затем рабочий конец крюка вводят в ее полость и располагают его напротив места, где будет выполнен рельеф. Крюк удерживают левой рукой, а правой наносят удары молотком по его штанге. В процессе работы рабочий конец крюка передвигают и постепенно выколачивают весь рельеф. Затем форму опять заливают смолой и прорабатывают обычными чеканами с лицевой стороны, повторяя операцию до готовности изделия.

При работе крюками обе руки чеканщика заняты, а положение формы не зафиксировано, что создает определенные трудности. Удобно при чеканке использовать трещотку (рис. 120). Нерабочий конец ее зажимают в тисках или забивают в деревянную колоду. Изделие удерживают в одной руке, а другой наносят удары молотком по штанге трещотки. Предварительно определяют место, при ударе по которому штанга дает наибольшую амплитуду колебания, и отмечают его. Изделие полостью нанизывают на рабочую часть трещотки и выколачивают рельеф.

Определить местонахождение боя трещотки вслепую довольно сложно, поэтому, нанося несильные удары по штанге, нащупывают необходимое место. Его можно определить по небольшим бугоркам, появляющимся на изделии после каждого удара. Дойдя до нужного места, начинают наносить сильные удары до получения необходимого рельефа. Иногда используют приспособление, которое дает возможность точно определить место нахождения боя трещотки. Оно представляет собой дугу, один конец которой с помощью винтов и хомута фиксируется на штанге трещотки, а другой располагается над центром ее боя (рис. 121). Применение этого приспособления не всегда возможно вследствие разных размеров изделий, оно может также мешать нанесению ударов молотком. Если позволяет длина крюка, то, зажав один конец в тисках, его можно использовать как трещотку.

Чтобы надежно зафиксировать полую форму в момент прочеканки ее с лицевой стороны, вместо песка лучше использовать смоляную подушку (рис. 122). Для этого из меди или алюминия вычеканивают полусферу размером чуть больше изделия. Затем в нее заливают смолу. В тот Момент, когда смола начнет застывать, но еще довольно вязкая, ее накрывают мокрой тряпкой и вдавливают форму, заполненную смолой, которую будут чеканить. Мокрая тряпка не дает изделию прилипнуть к смоле, и в ней останется углубление, повторяющее форму изделия. В таком углублении изделие хорошо удерживается в процессе чеканки, легко снимается и не пачкается смолой. Саму же сферическую емкость крепят на кожаном или резиновом кольце, что позволяет во время работы устанавливать ее в любом удобном положении.

Рассмотрим некоторые способы, позволяющие домашнему мастеру самому изготовить объемные заготовки. При наличии токарного станка можно выдавливать их полностью или частями. Для этого изготавливают шаблон в соответствии с эскизом задуманного изделия. Следует помнить; что диаметр донной части изделия должен быть равен или быть меньше диаметра горловины, иначе полученная форма не снимется с шаблона. Если изделие предполагается изготовить иных форм и пропорций, то его необходимо конструктивно расчленить так, чтобы оно отвечало технологическим требованиям, или часть давильных работ выполнить на станке, а часть методом ручной дифовки с последующей сборкой.

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое
Рис. 123. Формы давилъииков для механического выдавливания по шаблону

Формы можно выточить на токарном станке из металла, дерева или изготовить методом литья. После литья поверхность модели следует хорошо обработать.

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое
Рис. 124. Расчет размера заготовки для механического выдавливания

Необходимо помнить, что в сложных формах толщина стенок заготовки может быть различна, что следует учитывать в дальнейшей работе.

Используя приведенный способ, можно изготовить сферические заготовки большого диаметра, размеры которых будут зависеть только от размеров станка, т. е. расстояния от центра патрона до станины, что будет составлять половину диаметра полусферы. Для этого сначала изготавливают форму, соответствующую половине полусферы необходимого размера. Выдавив по ней две заготовки, получают таким образом полусферы, которые обрабатывают по краям и подгоняют одна к другой. Место стыка спаивают или соединяют сваркой. Если необходимо, их предварительно прочеканивают.

Полусферы небольшого диаметра применяют для изготовления мебельной фурнитуры и декоративных гвоздей, а также в ювелирном деле. Формирование объемной пластики или рисунка происходит за счет опускания фона, для чего обратную сторону полусферы заливают свинцом, а прочеканку выполняют с лицевой стороны. При изготовлении шляпок декоративных гвоздей используют фасонные пуансоны, с помощью которых наносят декор на лицевую сторону изделия (рис. 128). С обратной стороны оловом припаивают обычный гвоздь. Изготавливать объемные формы можно и ручным способом, например выколоткой на песке.

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое
Рис. 129. Выколачивание полусферы вручную на песке

При выполнении полусферы и подобных форм также используют заготовки металла в форме круга. Для этого заготовку кладут на песок и по ней наносят удары чеканным молотком. Операцию начинают с края заготовки по спирали, постепенно сгоняя металл к центру и вытягивая его. Сначала удары должны быть не частые и не сильные. Выколачивают форму постепенно, в несколько заходов, с увеличением частоты ударов (рис. 129).

Такого же эффекта можно добиться, используя в качестве основы стальную плиту. Удары молотком начинают наносить с центра заготовки. В месте их нанесения толщина металла уменьшается и он раздается вширь, лист начинает деформироваться в сферическую поверхность, так как нетронутые края препятствуют его раздаче в стороны. Учитывая это свойство металла и нанося удары в нужных местах, формируют необходимую поверхность.

В тех случаях, когда поверхность заготовки хотят сохранить относительно чистой, без видимых ударов молотком, применяют выколотку на стойке, представляющую собой стальную сферическую форму (амбус), которая зажимается в тисках или забивается в деревянную колоду. В данном случае придание формы металлу происходит не за счет расплющивания его, а в результате выгибания по форме (рис. 130). Операцию выполняют с помощью деревянных или резиновых молотков. При выколотке на стойке по краям заготовки образуется гофрировка. Если заготовка приобрела нужную форму и размеры, а гофрировка низкая и широкая, ее осаживают на стальном листе или поверхности наковальни. Если гофрировка интенсивная, образовалась на промежуточном этапе и мешает дальнейшей работе, то вершины гофров вырезают ножницами по металлу, затем производят дальнейшее их осаживание (рис. 131). После окончания работы надрезанный край заготовки удаляют.

Описанные способы получения полусфер являются технологическим приемом и их можно применять как по отдельности, так и в комбинации между собой и с другими способами художественной обработки металла. Они пригодны не только для изготовления полусфер, но и другие объемных форм, например сосуда из отдельных частей (рис. 132). В данном случае основной формой является цилиндр, который легко изготовить из листа металла. Шов выполняют с помощью пайки. Если изделие будет иметь чистую поверхность, пайку лучше производить встык, а если его будут чеканить, то металл можно спаять внахлестку, шов прочеканить и обвальцовать внутрь один край цилиндра. Так же выполняют горлышко сосуда, только с отгибанием края наружу. Когда готово дно, сосуд монтируют пайкой.

канфарение что это такое. Смотреть фото канфарение что это такое. Смотреть картинку канфарение что это такое. Картинка про канфарение что это такое. Фото канфарение что это такое
Рис. 133. Последовательность изготовления объемных форм из отдельных элементов (а, б, в). Штриховкой обозначена чеканка, которая предварительно выполнялась на плоскости, стрелками указаны места обвальцовки

При изготовлении объемных форм чеканку целесообразно выполнить на развертке в плоском виде, а затем уже аккуратно придать ей, например, форму цилиндра или конуса и смонтировать готовое изделие (рис. 133).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *