канна галилейская что это
Святая Земля. Часть 11. Кана Галилейская
Продолжение. Начало читайте здесь.
Галилея – область на севере Израиля, прилегающая с запада к Генисаретскому озеру. Здесь находится родной город Спасителя – Назарет, отсюда же родом были ученики Господа, здесь Он совершил множество чудес и произнес большинство проповедей.
Кана Галилейская
Фреска Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502—1503 гг.)
Чуду претворения воды в вино посвящена православная греческая церковь (в честь св. Георгия Победоносца), возобновленная Россией на средства Императорского Палестинского православного общества и освященная в октябре 1889 г. В память происшедшего на этом месте чуда Господня в храме стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня.
Один из древних каменных водоносов внутри храма.
Из паломнических впечатлений 2009 года: «К сожалению, не всем паломникам удается осмотреть храм; гостей там встречают крайне негостеприимно. Нас отказались пропустить дальше калитки, если мы не купим достаточного количества вина в церковной лавке. Хотели, стоя у входа, прочитать Евангелие, но фрагмент, который легко удалось отыскать утром, теперь никак не получалось найти; пришлось ограничиться краткой молитвой и покинуть территорию храма.
Рассказы о том, что вино из Каны невкусное, по-видимому относятся именно к продукту, приобретаемому в уплату за осмотр храма. Буквально в двух шагах есть магазинчики и лавки, где можно попробовать разные сорта вина, все они необычайно вкусны и трудно удержаться, чтобы не купить в подарок близким хотя бы одну бутылку. Красное литургическое вино 12-тилетней выдержки, вероятно, приближается по вкусу к тому, что пили на памятном брачном пиру 2000 лет назад».
Храм св. Георгия Победоносца в Кане Галилейской
Храм св. Георгия Победоносца в Кане Галилейской
Из паломнических впечатлений 2016 года: «Несколько лет назад настоятеля храма в Кане сменили, и теперь вход для паломников туда беспрепятственный. Правда, храм открыт до 17 часов, и мы чуть было не опоздали. Но нам повезло: на Фаворе наша группа повстречала архиепископа Тюменского и Тобольского, который как раз собирался ехать в Кану. Благодаря владыке и для нас открыли двери после пяти часов вечера.
В Кане был призван Апостол Нафанаил. Евангелист Иоанн упоминает, что Нафанаил был родом из Каны Галилейской (Иоан.21:2), и подробно рассказывает о том, как он стал учеником Христа: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». (Иоан.1:45-51)
Апостол Варфоломей. Икона с сайта days.pravoslavie.ru
Еще одно упоминание о Кане Галилейской относится к чуду исцеления сына капернаумского царедворца, совершившемуся по одному лишь слову Спасителя: «Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его». (Иоан.4:46-53)
Водоносы более позднего времени дают предсталение о внешнем виде этих сосудов.
Храм Георгия Победоносца в Кане Галилейской
Кана Галилейская
Выберите раздел серии
Прикосновенье к Святой Земле.
Кана Галилейская
Можете представить, с каким душевным трепетом я ехал к Кане Галилейской, городку, в котором Христос совершил Свое первое чудо.
Так что же произошло в этой Кане, что за первое чудо, описанное во второй главе Евангелия от Иоанна?
Почитаем и прокомментируем.
Только прошу серьезней отнестись к этой истории и моему комментарию. Это не самое легкое из Евангельских чтений для понимания. Нелегкое, но очень важное и очень много дающее нам, если мы внимательно его прочитаем:
«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак…»
Обратим внимание на начало фразы – на третий день. Это не случайное число, а для иудея – весьма важное. Третий день – это день заключения Завета Израильского народа с Богом на горе Синай. И слова три дня, в 19-й главе книги Исход повторяются несколько раз.
Во времена Христа сказать «в третий день» значило сказать «в день Завета». Именно таков смысл слов Осии (6, 1,2): «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он … оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его».
Ч итаем Евангелие от Иоанна дальше:
«И, как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте».
Час Христа – час проявления Его Мессианства, как говорит Иоанн, час Прославления, и это время еще не наступило. Словами что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой Христос не отказывается сотворить чудо. Просто Он хочет, чтобы мы видели в этом действии нечто большее, чем простое превращение воды в вино.
И Мать Его сказала служителям на пире: что скажет Он вам, то сделайте. И опять мы мысленно вспоминаем событие заключения Завета на горе Синай и слова народа: «…все, что сказал Господь, исполним» (Исх 19, 8 и 24, 7).
З Здесь недостает вина. А вино, «которое веселит сердце человека» (Пс 103, 15), в Священном Писании – это образ Духа Святого (Мф 9, 17). Когда, впоследствии, Дух сойдет на Апостолов, они будут выглядеть, как «напившиеся сладкого вина» (Деян 2, 13).
Отсутствие вина на браке означает отсутствие Духа, отсутствие благодати Божией.
Мария «не говорит, что его больше нет, но что нет вовсе. Это абсолютная нехватка. Она просто констатирует факт, ни о чем не прося: приглашенные на брак нищи Духом. Угодно ли будет Иисусу вернуть им радость брачного пира?» (свящ. П. Дюмулен).
«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры».
Каждый иудей, приступающий к трапезе, должен был омыть руки, то есть произвести обряд очищения.
Очень знаменательно, что вода для очищения превращена в вино для брачного пира. Эра Духа Святого приходит на смену времени Ветхозаветного Закона. Завет, записанный на каменных скрижалях, уступает место Завету Новому, написанному на скрижалях сердца, ритуальное очищение преображено в радость Духа Святого, исполняющего человека целиком, в меру его способности принимать и даже сверх этой меры:
«Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет женихам и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.»
Дух Святой сбережен Богом до «последних дней» (Евр 1, 2), и вот Он нисходит на мир, приходит к людям!
Это первое чудо Христово в православной традиции называется чудом претворения воды в вино. Не превращения, но претворения.
Второе слово больше подчеркивает таинственность, неизреченность происшедшего. Вода стала вином. И то, что произошло, – больше, чем гастрономический факт. Это знак наступления новой эры, эры Духа Святого.
Прежнее изменяется, Дух Святой обильно изливается на верующих, во Христе сияет Слава Божия.
Можно вспомнить, что Иоанн писал свое Евангелие позже всех остальных Евангелистов. Тогда в Церкви появились секты, извращающие первоначальное Благовестие. Некоторые из сектантов (гностики), в соответствии с духом античной философии, учили, что земное, плотское ниже духовного. Брачные отношения, человеческие радости, пиры и праздники – это что-то плохое, греховное…
Иоанн, безусловно, полемизирует с еретиками.
Он вспоминает, как Иисус пришел на брак (!), воду претворил в вино (!), благословил людей продолжать веселье (!)… Разве можно после всего этого считать правыми людей, который обвиняют христианство в умалении радости бытия, в ущерблении полноты жизни.
Радость человеческая оскудела. Осталась лишь вода Закона Моисеева. Но приходит Иисус – и все меняется. «Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17)! Дух, радость, пир! И ты – не зритель, не слушатель, ты – приглашен на него.
Современные израильские города вписаны удивительно органично в контекст древнего пейзажа. На фоне современного города – Галилейское озеро.
Посмотреть вложение 4898
Вот такой предстает перед паломником современная Кана Галилейская.
Кана Галилейская
«В Кане Галилейской положил Иисус начало знамениям, и явил славу Свою».
«От Иоанна» 2:11.
Выехав из Назарета (по шоссе № 754) путём, который Иисус прошёл пешком, после Его изгнания из города, мы вскоре останавливаемся в поселении Кана Галилейская. Почему Галилейская? Потому что была ещё одна, на юге от Цора. Во времена Иисуса Кана была достаточно большим поселением, во всяком случае более важным, чем Назарет, хотя бы даже из-за своего стратегического положения, являясь связующим звеном между столицей края того времени Циппори и его будущей преемницей Тиберией.
В историю христианства Кана вошла не только за счёт самого факта Чуда, которое Иисус совершил здесь, но и за счёт его важности, смысловой нагрузки: только-только после Крещения в воде — претворение воды в вине. «Счётчик» включился, процесс стал необратимым, обязанным на заключительном этапе свершить претворение вина в кровь, т.к. должна была быть перекинута арка от первой вечери в Кане до последней, пасхальной, в Иерусалиме. Напомним себе, наконец, что же произошло на самом деле…
«На третий день был брак в Кане Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Тебе, Жено? — ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином — а он не знал, откуда это вино, знали только служители почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
События, описанные Иоанном, происходили на свадьбе Симона (Зилота) Канонита. Кем он был и как Иисус и Его Мать попали сюда? Муж Девы Марии, обручник Иосиф, был женат в первом своём браке на некой Саломие. У него было от этого брака шестеро детей, четыре сына: Иаков, Иосий, Симон и Иуда и две дочери: Мария и Саломия. По кончине супруги, Иосиф, как известно, был обручен с Пречистой Марией, ставшей по Божьему Промыслу Матерью Иисуса. Таким образом, Симон был братом Иисуса по родству. Узрев чудо, совершённое Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью к Господу, и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «…уневестив душу свою Жениху бессмертному». Впоследствии он, как и все апостолы, станет нести в Мир учение Иисуса, будет подвергнут гонениями на христиан и захоронен на территории нынешней Абхазии, где его мощи упокоятся в священной гробнице.
Провозглашая Свою Божественную силу, Иисус Христос освятил брачный союз, являющийся как бы прообразом маленькой церкви. Это событие требовало почитания. Считается, что первую церковь построила ещё царица Елена. Далее её судьба похожа на все церкви Палестины, вплоть до XVI века, когда греки первыми приобрели здесь земли, построив церковь к 1886 году. Орден францисканцев на этот раз несколько «опоздал» и воздвиг свою церковь лишь в 1905 году.
Францисканская церковь Венчания
В эти годы во главе монастыря стоял францисканский монах, уроженец Австрии, Эгидиус Гейслер. Он избрал архитектурный проект, представляющий собой в миниатюре точную копию кафедрального Собора Зальцбурга, откуда Э.Гейслер происходил.
Две башни фасада церкви словно символизируют собой венчающихся, а проглядывающий между ними купол — хупу, освящающую этот брачный союз. Пройдя через ворота церкви, Вы попадаете в уютный, небольшой двор, в котором тут и там расставлены археологические находки. Оформление базилики совершенно типично для католического храма. О том, что мы находимся именно в Кане, говорит свадебная тематика росписей и картин. В алтаре расположена одна из них — «Брак в Кане Галилейской».
А священный кувшин, в котором вода превратилась в вино, находится в крипте, где уровень пола соответствует евангельскому. Время от времени служители перемещают его из крипты к алтарю (отметим, что оригинал находится в Германии, в Кёльне). Здесь же находятся фрагменты древней мозаики на арамейском языке с надписью «Помяни добром набожного Иосифа …, который сделал сию мозаику. Аминь!». Она важна не только сама по себе, но и как свидетельство наличия здесь ранней церкви. На обладание подобным священным сосудом претендует и другая церковь, в которую мы сейчас перейдём. Это…
Греческая православная церковь Первого Чуда
Она значительно более скромная (я уже упоминал годы её строительства), но, как часто бывает в подобных случаях, отсутствие показной парадности привносит даже большую теплоту и своеобразную привлекательность, чему немало способствует и сельская пасторальность территории двора греческого православного монастыря.
Церковь была построена на русские средства, за счёт денег Императорского Православного Палестинского Общества. На это сразу же, при входе, указывают изображения (на северной и южной дверях) преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы, в честь одноименных покровителей, почётных Председателей ИППО Великого Князя Сергея Александровича и святой мученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Большинство икон — русской работы. А два древних водоноса стоят справа и слева от алтаря. В одном из них в н.в. освящают воду, а в другом крестят детей.
Церковь имеет здесь большой приход, а православные жители Галилеи совершают тут обряд Венчания. Нужно сказать, что Русская Духовная Миссия (в период руководства ею архимандритом Антонином, с 1964 по 1994 г.г.) приобрела в Кане немалый участок, который был потерян в ХХ веке, что очень жаль, т.к. РДМ проводила здесь активную миссионерскую работу, одним из результатов которой было создание для православных арабов 2-х школ: мужской и женской.
По дороге к посещённым нами церквям находится ещё одна святыня, связанная с Иисусом, это…
Церковь Св.Нафанаила
Нафанаил — один из 12 апостолов (в латинской традиции — Бартоломео, в русской — Варфоломей). Это его, сидящего под смоковницей, увидел Иисус, проходя мимо дома, на месте которого, в честь этого события, затем была построена францисканская церковь. Вот как это происходило…
«Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о котором писал Моисей в законе и пророки; Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев».
Церковь находится в н.в. не в лучшем состоянии и может быть осмотрена только внешне. Из любопытства, можно побывать также на южной части поселения у источника, из которого набиралась вода для Чуда Превращения, но он тоже сегодня выглядит достаточно убого, так что нам остаётся лишь возвратиться к нашему транспорту и по дороге зайти в арабские магазинчики прикупить себе бутылочку-другую канского вина, на память о посещении Каны Галилейской.
Кана Галилейская
Святыни Санкт-Петербурга Новый год
16 МЕСТ 4 дня / 5 ночей
Поездка в Дивеево Новый Год
5 МЕСТ 2 дня / 1 ночь
РОЖДЕСТВО НА АФОНЕ По монастырям
2 МЕСТА можно улететь 8.01
Божественная литургия в Оптине Новогодняя
Поездка в Дивеево Рождество Христово
7 МЕСТ 2 дня / 1 ночь
Встреча Рождества в Годеново
Рождество в Оптиной Пустыни
5 МЕСТ 2 дня / 1 ночь
Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Город с названием Кана встречается в египетских источниках, начиная со времен Рамзеса II (1290- 1224 гг. до Р.Х.). Упоминается также в Священном Писании Ветхого Завета, но относится к местности, принадлежащей колену Асира и расположенной недалеко от библейских городов Сидона и Тира (Нав. 19:28) на берегу Средиземного моря (Ливан).
Город Кана в Галилее упомянут в ранних иудейских источниках. О нем писал еврейский историк Иосиф Флавий, рассказывая, как он в течение первого еврейского восстания против Рима (66-70 гг. н.э.) останавливался на некоторое время «в деревне Галилейской, называемой Кана». Через Кану в те времена проходила римская дорога, соединяющая Сепфорис с Тиверией. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. в «Кане» поселилась священническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) упомянутая в первой книге Паралипоменон 24:12. Свидетельствуют об этом документы, найденные при раскопках древней синагоги в Кесарии Палестинской. Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Terumot.46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли.
Археологические раскопки показали, что в первом веке нашей эры в Кане Галилейской существовало еврейское поселение. Во время еврейско-римской войны город был укреплен. Еврейское присутствие в Кане существовавшее с конца эпохи Второго Храма и продолжалось вплоть до XVI в. после Р.Х. В византийский период в Кане существовала большая христианская община. Также в период мамлюков (1291-1516 гг.) большинство жителей Кафр-Каны были христианами, хотя все еще продолжала существовать в ней еврейская община.
Господь Иисус Христос благоволил присутствовать в Кане Галилейской на брачном торжестве и «Матерь Иисуса была там» (Ин.2:1). Это бракосочетание Господь освятил Своим присутствием и совершением первого из Своих чудес, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза.
Большая Галилея — Кана Галилейская (гора Фавор), Тверия (Ярдeнит) (14-я часть)
По пути из Назарета в Тверию (в 10 км от Назарета) лежит арабское поселение Кафр-Кана, где живет 22 тысячи жителей. Мы ехали туда.
Здесь, у подножия горы Фавор, в библейские времена была Кана Галилейская, где Христос с Богородицей и Своими учениками были на свадебном пиру в скромной семье друзей Христа и где Иисус по просьбе Своей матери превращал воду в вино.
По преданию, описанный брак в Кане Галилейской был свадьбой будущего апостола Симона Кананита и его невесты Саломии. Чудо, которое сотворил Христос на их свадьбе, потрясло их обоих и они вскоре, оставив все мирское, пошли за Христом.
Я даже не хотела здесь об этом рассказывать. Но потом решила все же написать. Потому что устные предания, как и Библию, церковь почитает.
Что известно из Жития апостола Симеона: он был внуком Иосифа Обручника (земного отца Христа), сыном дочери Обручника от первого брака.
Мы как-то привыкли думать, что Иосиф был обручен с Девой Марией (поэтому и зовется Обручник) и принял, как Бог ему велел, Иисуса Христа, Сына Божия, и воспитал его, Богочеловека.
Особенно католики не хотят замечать, что старец Иосиф имел прежде семью и детей (4 сына и 2 дочери), а потом уже, на старости лет, был обручен с Девой Марией.
Св. Симеон стал вторым Иерусалимским епископом и также был пригвожден римлянами ко кресту, как и Иисус Христос. Старец апостол Симеон был столетнего возраста.
Христос не хотел вначале творить чудо. Он сказал Богородице, что «еще не пришел час Мой». Но она сказала служителям в доме, чтобы сделали то, что скажет им Христос.
Иисус сказал служителям наполнить 6 каменных водоносов водой. Те наполнили, сделали, как сказал Он.
Иисус сказал им почерпнуть из водоносов и нести к распорядителю пира. Те понесли.
Распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, и позвал жениха
«И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (От Иоанна, 2, 10–11)
В память об этом чуде, сотворенном Иисусом Христом, на этом месте в 6 веке построили первый византийский храм и в нем были те самые каменные водоносы, о которых упоминается в Евангелии от Иоанна.
Вскоре мусульмане- завоеватели разрушили этот храм. Снова на этом месте со временем построили церковь и снова новые завоеватели ее разрушили.
Сейчас здесь стоят две церкви: одна — католическая, церковь Венчания, другая — греческая православная церковь в честь святого Георгия Победоносца.
Этот православный греческий храм возобновили на месте прежнего на средства Российского Императорского Палестинского православного общества. Большую часть средств на строительство храма пожертвовали Великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна Романовы.
Церковь была освящена в 1889-м году.
Наша группа, стоя у церкви св. Георгия Победоносца, внимала молитвам, читаемым нашим священником, который был с нами.
Прочитав молитвы, перекрестившись, зашли в храм.
Там, в память о происшедшем чуде превращения воды в вино, стоят два больших каменных сосуда, выдолбленных из цельного камня. Это — древние каменные водоносы.
Понятное дело, что на этом месте сам Бог велел купить вино. Что многие с удовольствием и сделали.
Дам маленький совет.
Там продают вино как виноградное, так и финиковое. Покупать надо именно виноградное. Не покупайте на территории церкви. Там как раз финиковым вином обычно торгуют.
Хорошего качества вино, как нам сказали, продают у церковной ограды, в магазине церковной утвари. Он справа, у входа на территорию церкви.
Но я еще не все рассказала о Кане Галилейской.
Евангелист Иоанн рассказывает, что апостол Нафанаил, был тоже родом из Каны Галилейской и был также призван Христом на служение (от Иоанна, 21, 2)
Еще Кана Галилейская упоминается в Иоанновом Евангелии (4, 46–53), когда рассказывается о чуде исцеления сына капернаумского царедворца, свершившемся по одному лишь слову Спасителя.
Он сказал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».
Из Каны Галилейской (Кафр-Каны) мы отправились в Тверию. Через Мигдал, Капернаум и Табху. О них мой рассказ о Святой земле — в 12-й и 13-й частях. Сейчас — о Тверии (Тивериаде).
Тверия — древний город в Галилее, расположенный на юго-западном берегу библейского Галилейского моря (ныне — озеро Киннерет).
Это озеро — пресноводное. Оно — основной пресноводный водоем в Израиле. Киннерет — одно из самых низких пресноводных озер в мире (213 м ниже уровня моря).
На этом озере происходило много разных событий, описанных в Евангелиях. Я о них рассказывала в предыдущих частях моего повествования о Святой земле.
Сейчас — о Тверии (библейской Тивериаде).
Здесь в наше время проживает около 43-х тысяч, в основном (91,3%) — евреи.
Основан город в 17–22 годах н. э. и назван в честь римского императора Тиберия.
Евреи Тивериады не участвовали в восстании 70 года н. э. против римлян. И город последние не разрушили. А вот Иерусалим те не пожалели, разрушили. И иерусалимские евреи, ученые мужи, переселились в Тивериаду.
Он становится важным духовным центром евреев. Именно здесь устную Тору перевели в письменные Мишну (главную часть Талмуда) и был написан Иерусалимский Талмуд. В то время в Тивериаде было 13 синагог. Но не всегда здесь были одни евреи.
В 4-м веке здесь была самаритянская община, а в 5-м веке — христианская.
Как, однако, интересно пишет электронная еврейская энциклопедия — «после возобновления византийского владычества (628 г) евреи Тверии подверглись преследованиям за поддержку, которую они оказали персам в 614 году».
«И поделом», — говорю я. Сколько красоты, чудных византийских храмов, церквей было разрушено персами! Сколько христиан загублено!
Кстати, что меня очень удивило, в последующем арабском завоевании (636 г) Тверия стала значительным еврейским городом. Вот так. И это — у злых арабов.
В 1187-м город был разрушен в результате большого сражения между мусульманами и крестоносцами. Так и стоял в развалинах до 1560 года. Пока султан Сулейман Великолепный не пожаловал город с окрестностями Иосефу Наси, который стал отстраивать его.
В 1837-м город накрыло землетрясением. Он сильно пострадал.
Но плавно перейдем все же к христианской теме, именно которая меня и интересует.
Тут скажу, что неизвестно, бывал ли в Тивериаде Христос (Евангелия об этом не говорят), но то, что Он бывал в окрестностях города и у Тивериадского озера, — это точно известно.
Собственно, мы ехали сюда к Ярдениту, расположенному южнее города, у истоков Иордана, чтобы совершить омовение в водах Иордана.
В Тверию мы заехали после. В ресторан. Но об этом позже. Сейчас — o Ярденитe.
Я так понимаю, что слово «Ярденит» образовалось от «Иорданит»
Вообще здесь обязательно надо рассказать об этой чудной реке.
Иордан течет с севера на юг. Длина реки — 252 км.
Она берет начало на Голанских высотах, истоки ее — у подножия горы Хермон, и долго течет по гористой местности, впадая, наконец, в озеро Киннерет (Тивериадское, Генисаретское, Галилейское — у него много названий и все они красивы).
Но Иордан не успокаивается в красивой, чудной озерной Киннеретской чаше, а стремится в вечном своем движении дальше, вперед — на юг. Он убегает, слегка петляя, из озера Киннерет и течет размеренно, вольготно и широко по красавице — Иорданской долине, питая, насыщая ее своими водами, достигая местами ширины в 40 м, и, устав течь и стремится еще куда-то, Иордан отдает себя Мертвому морю, его соленым, тяжелым водам, входя в него и уже не покидая его.
Какую, однако, песню я спела Иордану!
Жертвенный Иордан… Великая река.
Иордан часто упоминается в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Иисус Навин перевел еврейский народ посуху, между чудом расступившихся вод Иордана. Священники несли Kовчег завета перед народом. Так и шли между расступившимися водами Иордана.
Этим закончились 40 лет скитания евреев по пустыням Аравии. Моисей перед своей смертью поставил Иисуса Навина, помогавшего ему выводить свой народ из египетского рабства, вместо себя.
И евреи, и христиане относятся к Иордану, как к священной реке.
Евангелие, Новый Завет, рассказывает нам, как Иисус Христос принял крещение в священных водах Иордана.
Христос начал Свое служение с крещения в этой реке и крестил Его Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель).
«Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (От Матфея, 3, 1–6).
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда (Иоанн) допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (От Матфея, 3, 13–17)
Где же было точное место крещения Иисуса Христа в Иордане?
Сказать это сейчас сложно.
По христианской традиции, cчитается, что крещение Его было там, где в древние времена была переправа через Иордан. Река там очень узкая — всего несколько метров в ширину.
«Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (От Иоанна, 1, 28)
Это, как выяснили, — рядом с теперешним Бейт-ха-Арав, по дороге Иерусалим — Амман. На территории Иордании. В нижнем быстром течении реки.
В наше время здесь проходит государственная граница по воде между Израилем и Иорданией.
Похоже, в этом месте перешли Иордан ветхозаветные пророки Илия и Елисей (4 Цар., 2, 4–15).
Елисей оздоравливал воду истока реки в Иерихоне.
Вот как говорится об этом в Ветхом Завете: «И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4 Цар., 2, 21–22)
Я не была в том месте на Иордане, хотя очень хотелось побывать.
Наш гид, монахиня Фотина, рассказала нам, что несколько лет назад одна русская группа, приехав сюда, к Иордану, увидела щиты со словами «Кругом — мины! Опасно!»
Прочитали наши русские люди, спустили эти щиты на воду и, с Божьей помощью, окунулись в Иорданские воды.
Люди рассказывают, что воды реки там мутные, но если набрать воду и отстоять ее несколько часов, то ил оседает и иорданская вода становится прозрачной.
Христиане, не глядя на мутные воды, радостно погружаются в них.
Ветхозаветный библейский пророк Елисей просто так говорить не будет о здоровых водах священной реки Иордан.
Наш русский паломник на Святой земле игумен Даниил писал в 12-м веке: «Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека»
Еще скажу, что важно, — на территории Иордании, в этом месте, стоит Русский странноприимный дом и церковь. Слава Богу за все!