математическая регата что это
рТБЧЙМБ РТПЧЕДЕОЙС НБФЕНБФЙЮЕУЛПК ТЕЗБФЩ
6. лПНБОДЩ – РПВЕДЙФЕМЙ Й РТЙЪЕТЩ ТЕЗБФЩ ПРТЕДЕМСАФУС РП УХННЕ ВБММПЧ, ОБВТБООЩИ ЛБЦДПК ЛПНБОДПК ЧП ЧУЕИ ФХТБИ. оБЗТБЦДЕОЙЕ РПВЕДЙФЕМЕК Й РТЙЪЕТПЧ РТПЙУИПДЙФ УТБЪХ РПУМЕ РПДЧЕДЕОЙС ЙФПЗПЧ ТЕЗБФЩ.
рТЙЧЕДЕООЩЕ РТБЧЙМБ ДБАФ ПУОПЧОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФПН, ЛБЛ РТПИПДЙФ ТЕЗБФБ. йНЕЕФ УНЩУМ ДПВБЧЙФШ, ЮФП ЧУЕ ЛПНБОДЩ Й ЮМЕОЩ ЦАТЙ ОБИПДСФУС Ч ПДОПН РПНЕЭЕОЙЙ. ч РЕТЧЩЕ ЗПДЩ ЬФП ВЩМ БЛФПЧЩК ЪБМ ЫЛПМЩ, ЧРПУМЕДУФЧЙЙ – ПДЙО ЙЪ ВПМШЫЙИ ЪБМПЧ ЗПТПДУЛПЗП дЧПТГБ. уФПМЩ Ч ЬФПН РПНЕЭЕОЙЙ ТБУУФБЧМСАФУС ФБЛ, ЮФПВЩ ЛБЦДБС ЛПНБОДБ УЙДЕМБ ЪБ ПФДЕМШОЩН УФПМПН, Й ХЮБЭЙЕУС НПЗМЙ ЧЕУФЙ ПВУХЦДЕОЙЕ, ОЕ НЕЫБС ДТХЗЙН ЛПНБОДБН. тБУУБДЛБ ЛПНБОД РТПЙЪЧПДЙФУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЪБТБОЕЕ ЪБЗПФПЧМЕООЩНЙ Й ТБУУФБЧМЕООЩНЙ ОБ УФПМБИ ФБВМЙЮЛБНЙ У ОБЪЧБОЙСНЙ ЛПНБОД, РТЙЮЕН УФПМЩ ЛПНБОД ЙЪ ПДОПК ЫЛПМЩ ОЕ ТБУРПМБЗБАФУС ТСДПН. юМЕОЩ ЦАТЙ ТБЪНЕЭБАФУС ЛПНРБЛФОП (ОБ ОЕЛПФПТПН ТБУУФПСОЙЙ ПФ УФПМПЧ ЫЛПМШОЙЛПЧ), ОП ДМС ТБВПФЩ ЛБЦДПК ЙЪ ФТЕИ ЛПНЙУУЙК ЧЩДЕМСАФУС ПФДЕМШОЩЕ НЕУФБ. дМС ТБЪВПТБ ТЕЫЕОЙК ЪБДБЮ ДМС ДЕНПОУФТБГЙЙ ЙФПЗПЧ РТПЧЕТЛЙ ЧОБЮБМЕ ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ДЧЕ ЛМБУУОЩЕ ДПУЛЙ. чРПУМЕДУФЧЙЙ ПОЙ ВЩМЙ ЪБНЕОЕОЩ ОПХФВХЛБНЙ, НХМШФЙНЕДЙБ РТПЕЛФПТБНЙ Й ЬЛТБОБНЙ ОБ ЫФБФЙЧБИ.
цАТЙ УПУФПЙФ ВПМШЫЕК ЮБУФША ЙЪ РТЕРПДБЧБФЕМЕК ХЮБУФЧХАЭЙИ ЫЛПМ Й УФХДЕОФПЧ НБФЕНБФЙЮЕУЛЙИ ЖБЛХМШФЕФПЧ ЧХЪПЧ. ч ЛБЦДХА ЛПНЙУУЙА ЦАТЙ НПЗХФ ЧИПДЙФШ ПФ 5 ДП 15 ЮЕМПЧЕЛ, Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЛПМЙЮЕУФЧБ ХЮБУФОЙЛПЧ ТЕЗБФЩ. чПЪЗМБЧМСЕФ ЛПНЙУУЙА, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПДЙО ЙЪ ФЕИ ПТЗБОЙЪБФПТПЧ, ЛФП ЗПФПЧЙМ ФЕЛУФЩ ТЕЫЕОЙК. рТЕДУЕДБФЕМЕН ЦАТЙ СЧМСЕФУС ПДЙО БЧФПТЙФЕФОЩИ ЮМЕОПЧ ЦАТЙ, РП РТЕДЧБТЙФЕМШОПК ДПЗПЧПТЕООПУФЙ.
юЙУМЕООПУФШ ЗТХРРЩ ЛППТДЙОБФПТПЧ ЛПМЕВМЕФУС ПФ 6 ДП 12 ЮЕМПЧЕЛ (ФБЛЦЕ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЛПМЙЮЕУФЧБ ХЮБУФОЙЛПЧ ТЕЗБФЩ). юБУФШ ЙЪ ОЙИ ЧЩРПМОСЕФ ТПМШ «МБУФПЮЕЛ», ФП ЕУФШ ТБЪДБЕФ ЪБДБОЙС, УПВЙТБЕФ ТЕЫЕОЙС, УМЕДЙФ ЪБ РПТСДЛПН. дЧБ ЮЕМПЧЕЛБ УЙДСФ ЪБ ЛПНРШАФЕТБНЙ. пДЙО ЙЪ ОЙИ ПФЧЕЮБАФ ЪБ УЙОИТПООХА ДЕНПОУФТБГЙА ТЕЫЕОЙК ОБ ДЧХИ ЬЛТБОБИ, Б ДТХЗПК ЧЕДЕФ ЬМЕЛФТПООЩК РТПФПЛПМ ТЕЗБФЩ.
пВСЪБООПУФЙ ПУОПЧОПЗП ЧЕДХЭЕЗП ТЕЗБФЩ ВЕТЕФ ОБ УЕВС ПДЙО ЙЪ ПТЗБОЙЪБФПТПЧ, РТЙОЙНБЧЫЙИ БЛФЙЧОПЕ ХЮБУФЙЕ Ч РПДЗПФПЧЛЕ ЪБДБЮ. оБЙВПМЕЕ ПФЧЕФУФЧЕООБС ЮБУФШ ЕЗП ТБВПФЩ – РПДТПВОЩК ТБЪВПТ ТЕЫЕОЙК ЪБДБЮ ДМС ЫЛПМШОЙЛПЧ (Ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ТБЪВЙТБЕФУС ОЕУЛПМШЛП ЧПЪНПЦОЩИ УРПУПВПЧ ТЕЫЕОЙС), ЛПФПТЩК РТПЧПДЙФУС РПУМЕ ЛБЦДПЗП ФХТБ Й ЪБОЙНБЕФ ПФ 10 ДП 20 НЙОХФ. ьФПЗП ЧТЕНЕОЙ ПВЩЮОП ИЧБФБЕФ ЛПНЙУУЙСН ЦАТЙ, ЮФПВЩ ЪБЧЕТЫЙФШ РТПЧЕТЛХ ТБВПФ Й ЧОЕУФЙ ТЕЪХМШФБФЩ Ч ПФДЕМШОЩЕ РТПФПЛПМЩ. рП НЕТЕ ЪБЧЕТЫЕОЙС РТПЧЕТЛЙ, ТЕЪХМШФБФЩ ЛПНБОД РП ЛБЦДПК ЙЪ ЪБДБЮ ФХТБ РЕТЕОПУСФУС Ч ЬМЕЛФТПООЩК РТПФПЛПМ Й РПУМЕ ПЛПОЮБОЙС ТБЪВПТБ ЪБДБЮ ДЕНПОУФТЙТХАФУС ЛПНБОДБН. рПУМЕ РПСЧМЕОЙС ОБ ЬЛТБОЕ ТЕЪХМШФБФПЧ РТПЧЕТЛЙ, ЛПНБОДЩ, ОЕ УПЗМБУОЩЕ У ПГЕОЛПК ЙИ ТБВПФЩ, НПЗХФ ЪБСЧЙФШ ПВ ЬФПН РПДОСФЙЕН ФБВМЙЮЕЛ У ОБЪЧБОЙЕН (РП ЛПНБОДЕ ЧЕДХЭЕЗП). ьФЙ БРЕММСГЙЙ РЕТЧПОБЮБМШОП ТБУУНБФТЙЧБАФУС ЛПНЙУУЙСНЙ ЦАТЙ ВЕЪ ХЮБУФЙС ЫЛПМШОЙЛПЧ, РПУЛПМШЛХ ФЕ Ч ЬФП ЧТЕНС ХЦЕ ТЕЫБАФ ЪБДБЮЙ УМЕДХАЭЕЗП ФХТБ. йОПЗДБ ЛБЛЙЕ-ФП ЙЪ ПГЕОПЛ ЙЪНЕОСАФУС ОБ ЬФПН ЬФБРЕ, ЮБЭЕ – ЬФПЗП ОЕ РТПЙУИПДЙФ, ОП ЪБ ЛПНБОДБНЙ ПУФБЕФУС РТБЧП ОБ МЙЮОХА БРЕММСГЙА, ЛПФПТХА РП ЛБЦДПК ЙЪ ЪБДБЮ НПЦЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШ ФПМШЛП ПДЙО ЙЪ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК ЛПНБОДЩ.
дМС ПВМЕЗЮЕОЙС ТБВПФЩ ЧЕДХЭЕЗП Й ЮМЕОПЧ ЦАТЙ РПМОЩЕ ФЕЛУФЩ ТЕЫЕОЙК ЧУЕИ ЪБДБЮ ЗПФПЧСФУС ЪБТБОЕЕ. лБЦДБС ЛПНЙУУЙС ЦАТЙ РПМХЮБЕФ ОЕУЛПМШЛП ЬЛЪЕНРМСТПЧ ТЕЫЕОЙК «УЧПЙИ» ЪБДБЮ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП РЕТЕД ОБЮБМПН РЕТЧПЗП ФХТБ ТЕЗБФЩ Й ЙНЕЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ПВУХДЙФШ РТЕДЧБТЙФЕМШОЩЕ ЛТЙФЕТЙЙ РТПЧЕТЛЙ. рПМОЩЕ ФЕЛУФЩ ТЕЫЕОЙК ОБИПДСФУС ФПМШЛП Х ЧЕДХЭЕЗП (Ч ТБУРЕЮБФБООПН ЧЙДЕ) Й Х ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЪБ ТБЪВПТ ЪБДБЮ (Ч ЧЙДЕ ЛПНРШАФЕТОПК ДЕНПОУФТБГЙЙ).
пДЙО ЙЪ ПФЧЕФУФЧЕООЩИ ЪБ ТБЪВПТ ЧЩРПМОСЕФ ФБЛЦЕ ТПМШ ЧФПТПЗП ЧЕДХЭЕЗП. ч ЕЗП ПВСЪБООПУФЙ ЧИПДЙФ, Ч ЮБУФОПУФЙ, ЖЙЛУБГЙС ЧТЕНЕОЙ, ПФЧЕДЕООПЗП ОБ ЛБЦДЩК ФХТ. пДЙО ЙЪ ЧЕДХЭЙИ ПВЯСЧМСЕФ П ОБЮБМЕ Й ПЛПОЮБОЙЙ ЛБЦДПЗП ФХТБ, Б ФБЛЦЕ РТЕДХРТЕЦДБЕФ ЛПНБОДЩ ЪБ ДЧЕ – ФТЙ НЙОХФЩ ДП ПЛПОЮБОЙС ФХТБ (Ч ФЕЮЕОЙЕ ФХТБ ЮБУЩ ДЕНПОУФТЙТХАФУС ОБ ЬЛТБОБИ). чЕДХЭЙЕ ФБЛЦЕ ПФЧЕЮБАФ ОБ ЧПРТПУЩ ХЮБЭЙИУС РП ХУМПЧЙА ЪБДБЮ Й ЧЪБЙНПДЕКУФЧХАФ У ЦАТЙ (РП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ).
рПУМЕ ФПЗП, ЛБЛ ЪБЛПОЮЕОЩ ЧУЕ БРЕММСГЙЙ Й ЧОЕУЕОЩ ЧУЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч РТПФПЛПМ, РТПЙУИПДЙФ РТПГЕДХТБ ОБЗТБЦДЕОЙС ЛПНБОД – РПВЕДЙФЕМЕК Й РТЙЪЕТПЧ. рП УМПЦЙЧЫЕКУС ФТБДЙГЙЙ ЛПНБОДЩ – РТЙЪЕТЩ ОБЗТБЦДБАФУС ДЙРМПНБНЙ ФХТОЙТБ бТИЙНЕДБ. лТПНЕ ФПЗП, ЮМЕОЩ ЛБЦДПК ЛПНБОДЩ (Ч РПТСДЛЕ ЪБОСФЩИ НЕУФ) РПДИПДСФ Л ЬФБЦЕТЛЕ У НБФЕНБФЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТПК Й ЛБЦДЩК ЫЛПМШОЙЛ ЧЩВЙТБЕФ УЕВЕ РТЙЪ. лПМЙЮЕУФЧП ОБЗТБЦДБЕНЩИ ЛПНБОД ЪБЧЙУЙФ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ПФ ХУРЕЫОПУФЙ ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮ Й УПУФБЧМСЕФ, ЛБЛ РТБЧЙМП, 20 – 25 РТПГЕОФПЧ ПФ ЛПМЙЮЕУФЧБ ЛПНБОД–ХЮБУФОЙГ.
Математическая регата
Математическая регата — соревнование школьных команд 7-11 классов, составленных из учащихся одной параллели, в коллективном письменном решении математических задач. Проводится, начиная с 1996 года (для учащихся 7–9 классов – с 1998 г.).
Входят в систему Турниров Архимеда с 1998/99 учебного года, когда в каждой из регат приняло участие от 19 до 24 команд школ Москвы и Московской области. Проходят в течение всего учебного года.
В настоящее время в каждой регате принимают участие от 55 до 88 команд школ Москвы и Московской области, а также гг. Переславль-Залесский, Кострома, Санкт-Петербург.
В каждом из туров школьникам предлагается решить три задачи, относящиеся к различным разделам математики. В составе каждой команды – 4 человека. Особенность предлагаемых заданий – возможность короткого и изящного решения. Время, отводимое на решение задач, изменяется от 10 минут в первом туре до 25 минут – в последнем туре (или в предпоследнем), соответственно возрастает и сложность заданий.
Проверка решений проводится после каждого тура. Одновременно с проверкой, для школьников, проводится разбор задач прошедшего тура, что подчеркивает учебную направленность этих соревнований. Общая продолжительность регаты (включая награждение) – примерно 3-3,5 часа.
1 Московские математические регаты. Часть 1. 1998–2006. / Сост. А.Д.Блинков, Е.С.Горская, В.М.Гуровиц. – М.: МЦНМО, 2014.
2 Московские математические регаты. Часть 2. 2006-2013. / Сост. А.Д.Блинков. – М.: МЦНМО, 2014.
Правила проведения математической регаты
1. В математической регате участвуют команды учащихся одной параллели. В составе каждой команды – 4 человека. Участие неполных команд согласовывается с организаторами перед началом регаты. Если школа (город, кружок) представлены на регате несколькими командами, то к названию команды добавляется буквенный индекс. В виде исключения допускается участие сборных команд, название которых сообщается организаторам заранее, и команд, составленных из школьников более младшей параллели.
2. Соревнование проводится в четыре тура (для учащихся 7 – 8 классов) или в пять туров (для учащихся 9 – 11 классов). Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном листе. Эти листы раздаются командам перед началом каждого тура. На каждом таком листе указаны: номер тура, «ценность» задач этого тура в баллах, время, отведенное командам для решения, двойной индекс задачи и ее условие. Получив листы с заданиями, команда вписывает на каждый из листов свое название, а затем приступает к решению задач. Каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач, не подписанные работы – не проверяются. Использование какой-либо математической литературы или калькуляторов запрещено. Мобильные телефоны должны быть отключены.
3. Проведением регаты руководит группа координаторов. Представители этой группы организуют раздачу заданий и сбор листов с решениями; отвечают на вопросы по условиям задач; проводят разбор задач и демонстрируют итоги проверки.
4. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из трех комиссий, специализирующихся на проверке задач N1, N2 и N3 каждого тура. Критерии проверки каждая комиссия вырабатывает самостоятельно. В каждой комиссии выделяется ответственный член жюри, организующий работу этой комиссии. Он полномочен принимать окончательные решения в спорных ситуациях.
5. Разбор задач для учащихся осуществляется параллельно с проверкой. Итоги проверки объявляются только после окончания этого разбора. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия проверявшая решение, осуществляет повторную проверку, после которой может изменить свою оценку. Если оценка не изменена, то сам процесс апелляции эта же комиссия осуществляет после окончания всех туров регаты, но до окончательного подведения итогов. В результате любой апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или же оставлена без изменения. В спорных случаях окончательное решение об итогах проверки принимает председатель жюри.
6. Команды – победители и призеры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов регаты.
Приведенные правила дают основное представление о том, как проходит регата. Имеет смысл добавить, что все команды и члены жюри находятся в одном помещении. В первые годы это был актовый зал школы, впоследствии – один из больших залов городского Дворца. Столы в этом помещении расставляются так, чтобы каждая команда сидела за отдельным столом, и учащиеся могли вести обсуждение, не мешая другим командам. Рассадка команд производится в соответствии с заранее заготовленными и расставленными на столах табличками с названиями команд, причем столы команд из одной школы не располагаются рядом. Члены жюри размещаются компактно (на некотором расстоянии от столов школьников), но для работы каждой из трех комиссий выделяются отдельные места. Для разбора решений задач для демонстрации итогов проверки вначале использовались две классные доски. Впоследствии они были заменены ноутбуками, мультимедиа проекторами и экранами на штативах.
Жюри состоит большей частью из преподавателей участвующих школ и студентов математических факультетов вузов. В каждую комиссию жюри могут входить от 5 до 15 человек, в зависимости от количества участников регаты. Возглавляет комиссию, как правило, один из тех организаторов, кто готовил тексты решений. Председателем жюри является один авторитетных членов жюри, по предварительной договоренности.
Численность группы координаторов колеблется от 6 до 12 человек (также в зависимости от количества участников регаты). Часть из них выполняет роль «ласточек», то есть раздает задания, собирает решения, следит за порядком. Два человека сидят за компьютерами. Один из них отвечают за синхронную демонстрацию решений на двух экранах, а другой ведет электронный протокол регаты.
Обязанности основного ведущего регаты берет на себя один из организаторов, принимавших активное участие в подготовке задач. Наиболее ответственная часть его работы – подробный разбор решений задач для школьников (в некоторых случаях разбирается несколько возможных способов решения), который проводится после каждого тура и занимает от 10 до 20 минут. Этого времени обычно хватает комиссиям жюри, чтобы завершить проверку работ и внести результаты в отдельные протоколы. По мере завершения проверки, результаты команд по каждой из задач тура переносятся в электронный протокол и после окончания разбора задач демонстрируются командам. После появления на экране результатов проверки, команды, не согласные с оценкой их работы, могут заявить об этом поднятием табличек с названием (по команде ведущего). Эти апелляции первоначально рассматриваются комиссиями жюри без участия школьников, поскольку те в это время уже решают задачи следующего тура. Иногда какие-то из оценок изменяются на этом этапе, чаще – этого не происходит, но за командами остается право на личную апелляцию, которую по каждой из задач может осуществлять только один из представителей команды.
Для облегчения работы ведущего и членов жюри полные тексты решений всех задач готовятся заранее. Каждая комиссия жюри получает несколько экземпляров решений «своих» задач непосредственно перед началом первого тура регаты и имеет возможность обсудить предварительные критерии проверки. Полные тексты решений находятся только у ведущего (в распечатанном виде) и у ответственных за разбор задач (в виде компьютерной демонстрации).
Один из ответственных за разбор выполняет также роль второго ведущего. В его обязанности входит, в частности, фиксация времени, отведенного на каждый тур. Один из ведущих объявляет о начале и окончании каждого тура, а также предупреждает команды за две – три минуты до окончания тура (в течение тура часы демонстрируются на экранах). Ведущие также отвечают на вопросы учащихся по условию задач и взаимодействуют с жюри (по мере необходимости).
После того, как закончены все апелляции и внесены все изменения в протокол, происходит процедура награждения команд – победителей и призеров. По сложившейся традиции команды – призеры награждаются дипломами турнира Архимеда. Кроме того, члены каждой команды (в порядке занятых мест) подходят к этажерке с математической литературой и каждый школьник выбирает себе приз. Количество награждаемых команд зависит прежде всего от успешности решения задач и составляет, как правило, 20–25 процентов от количества команд–участниц.
Урок-игра «Математическая регата»
Разделы: Математика
Правила математической регаты и её проведение для учащихся начальной школы
1. В математической регате участвуют школьные команды учащихся параллели четвёртых классов. В составе каждой команды – 4 человека. Школа может быть представлена одной или несколькими командами. Названием команды является номер школы с добавленным к нему буквенным индексом А, Б, В.
2. Соревнование проводится в 3 тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном одинарном листе. Каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. (Эти листы раздаются каждой команде вместе с условием задачи; на каждом из них сверху пишется название команды, а ниже – её решение.)
3. Проведением регаты руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор задач и объявляет итоги проверки.
4. Время, отведенное командам для решения, и «ценность» задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач, которые каждая команда получает перед началом каждого тура.
5. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из трех комиссий, специализирующихся на проверке задач N 1, N 2 и N 3 каждого тура соответственно.
6. Параллельно с проверкой, Координатор осуществляет разбор задач для учащихся, а затем объявляет итоги проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и, после нее, может изменить свою оценку. Если оценка не изменена, то сам процесс апелляции эта же комиссия осуществляет после окончания всех туров регаты, но до окончательного подведения итогов. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или же оставлена без изменения. В спорных случаях окончательное решение об итогах проверки принимает председатель жюри.
7. Команды – победители и призеры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов регаты.
В состав комиссий жюри входят, как правило, преподаватели участвующих школ.
Обязанности координатора регаты берёт на себя один из преподавателей (или преподаватели–организаторы берут на себя один из туров), принимавший активное участие в подготовке задач. Наиболее ответственная часть его работы – подробный разбор решений задач для школьников, который проводится после каждого тура и занимает, в среднем 5-10 минут. (Разбор задач проходит по заранее подготовленной компьютерной презентации.) Этого времени обычно хватает жюри, чтобы завершить проверку работ.
По окончании разбора задач и по мере завершения проверки, результаты команд по каждой из задач тура вносятся в протокол и заносятся в компьютер.
Для облегчения работы координатора и жюри тексты решений всех задач готовятся заранее. Жюри получает несколько экземпляров решений задач непосредственно перед началом первого тура регаты.
Полные тексты решений находятся только у координатора регаты.
Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор решений задач и обеспечивает своевременное появление информации об итогах проверки.
Два-три человека (ассистенты) помогают координатору: разносят тексты заданий, собирают решения учеников, один из этих ассистентов (освобожденный от работы в жюри) переносит все результаты проверки в сводный протокол.
После объявления итогов тура, команды, несогласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия, проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и после нее может изменить свою оценку.
В каждом туре учащимся предлагается решить три задачи. Тематика задач должна максимально соответствовать возрасту участвующих школьников.
Для таких соревнований пригодны только задачи, решение которых может быть изложено кратко.
Задачи каждого тура должны иметь различную тематику, но примерно одинаковый уровень сложности.
Сложность заданий и время, выделяемое на их выполнение, увеличиваются от тура к туру.
Задания первого тура должны быть сравнительно простыми, чтобы они были решены большинством команд.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. “Мозговой штурм”. (Разминка). Приложение 1.
Подведение итогов математической регаты, награждение победителей и участников. Приложение 4.
Как Тинькофф Образование прокачивает мозги и готовит студентов и школьников к «Математической регате»
10 июля стартовал приём заявок на участие в новом соревновании Тинькофф Образования “Математическая регата”. Пока идёт регистрация, каждый желающий может проверить свою подготовку и пройти пробный тур.
Математическая регата — это мероприятие для школьников, студентов и выпускников российских вузов, которые увлекаются математикой и любят решать задачи. Состязания между командами пройдут в онлайн-формате в два этапа 18 и 25 июля.
18 июля состоится первый этап — Математическая регата. Команды в течение двух часов будут решать математические задачи разного уровня сложности: чем меньше попыток команда использует для решения каждой задачи, тем больше баллов она получит в конце этого этапа. Команды с лучшим результатом перейдут на следующий уровень.
Чтобы понять, как будет проходить первый этап, попробовать свои силы и подготовиться к соревнованию, каждый желающий до конца регистрации (17 июля) может пройти пробный тур — аналог первому этапу состязаний. Для этого необходимо: создать личный кабинет на платформе Тинькофф Образования, подать заявку на участие и выбрать опцию «Пробный тур». Далее выбирается несколько задач разным номиналом (100-500), чем выше число, тем сложнее задачи, тем больше баллов получает участник за верное решение.
Второй этап соревнований — «Домино»— состоится 25 июля.
На старте команды сами выберут сложность задач с помощью виртуальных “костяшек” домино: чем выше значение костяшки — тем сложнее задачи. У каждой команды будет 30 минут на их решение. После этого начнутся поединки, в которых члены всех команд встретятся с противниками в индивидуальных схватках и верно разыграют свои “костяшки”. Победит команда, которая выберет верную стратегию, и решит максимальное количество задач с самыми высокими значениями “костяшек”.
Традиционно Тинькофф Образование проводит каждой весной масштабные математические игры для студентов и выпускников технических вузов Москвы в штаб-квартире группы. В этом году пандемия внесла свои коррективы: мероприятие пройдет дистанционно в новом формате. В этот раз организаторы расширили круг участников и приглашают не только студентов и выпускников вузов, но и школьников.
Команда-победитель получит главный приз — 50 тыс. рублей. Команды, занявшие 2 и 3 места, а также те, кто дошёл до этапа “Домино”, получат фирменный мерч Тинькофф Образования.
Математическая регата
Разделы: Математика
Цели:
Оформление зала:
Оборудование:
Правила математической регаты и её проведение для учащихся начальной школы
2. Соревнование проводится в 3 тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном одинарном листе. Каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. (Эти листы раздаются каждой команде вместе с условием задачи; на каждом из них сверху пишется название команды, а ниже – её решение.)
3. Проведением регаты руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор задач и объявляет итоги проверки.
4. Время, отведенное командам для решения, и «ценность» задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач, которые каждая команда получает перед началом каждого тура.
5. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из одной комиссии.
6. Параллельно с проверкой, Координатор осуществляет разбор задач для учащихся, а затем объявляет итоги проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и, после нее, может изменить свою оценку. Если оценка не изменена, то сам процесс апелляции эта же комиссия осуществляет после окончания всех туров регаты, но до окончательного подведения итогов. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или же оставлена без изменения. В спорных случаях окончательное решение об итогах проверки принимает председатель жюри.
7. Команды-победители и призеры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов регаты.
В состав комиссий жюри входят, как правило, преподаватели участвующих школ.
Обязанности координатора регаты берёт на себя один из преподавателей (или преподаватели-организаторы берут на себя один из туров), принимавший активное участие в подготовке задач. Наиболее ответственная часть его работы – подробный разбор решений задач для школьников, который проводится после каждого тура и занимает, в среднем 5-10 минут. (Разбор задач проходит по заранее подготовленной компьютерной презентации.) Этого времени обычно хватает жюри, чтобы завершить проверку работ.
По окончании разбора задач и по мере завершения проверки, результаты команд по каждой из задач тура вносятся в протокол и заносятся в компьютер.
Для облегчения работы координатора и жюри тексты решений всех задач готовятся заранее. Жюри получает несколько экземпляров решений задач непосредственно перед началом первого тура регаты.
Полные тексты решений находятся только у координатора регаты.
Обязанности координатора
Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор решений задач и обеспечивает своевременное появление информации об итогах проверки.
В его обязанности также входит:
Два–три человека (ассистенты) помогают координатору: разносят тексты заданий, собирают решения учеников, один из этих ассистентов (освобожденный от работы в жюри) переносит все результаты проверки в сводный протокол.
После объявления итогов тура, команды, несогласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия, проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и после нее может изменить свою оценку.
Задания, использованные при проведении «Математической регаты», приведены в Приложении 1, протокол регаты и план проведения – в Приложении 2, презентация ответов – в Приложении 3.
Подготовка регаты
В каждом туре учащимся предлагается решить три задачи. Тематика задач должна максимально соответствовать возрасту участвующих школьников.
Для таких соревнований пригодны только задачи, решение которых может быть изложено кратко.
Задачи каждого тура должны иметь различную тематику, но примерно одинаковый уровень сложности.
Сложность заданий и время, выделяемое на их выполнение, увеличиваются от тура к туру.
Задания первого тура должны быть сравнительно простыми, чтобы они были решены большинством команд.
Стихи – приветствие командам-участникам.
Разминка «Мозговой штурм»
Теперь вас лишь сложные ждут испытанья,
Нужны вам смекалка, командность, старанье.
Три тура, ребята, у вас впереди.
Команды, готовы вы дальше идти?
Проходят тур 1, тур 2, тур 3 с проверкой заданий в перерывах.
Подведение итогов математической регаты, награждение победителей и участников.