кантовать груз что это такое
Кантовать груз что это такое
Кантовку грузов разрешается выполнять только по заранее составленным схемам, в которых должны быть отражены последовательность выполнения операций, способы строповки и кантовки грузов.
В зависимости от конкретных условий строительства кантовку выполняют по-разному: вручную с помощью простейших приспособлений, специальным кантовальным оборудованием, грузоподъемными кранами.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Кантовка груза краном — это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой поручается только опытным крановщикам и стропальщикам.
В процессе переворачивания груза очень важную роль играет положение центра тяжести. Если центр тяжести изделия расположен в пределах его опоры, то груз находится в положении покоя. В момент подъема, когда центр тяжести выйдет за пределы опорной поверхности (положение II), груз переворачивается и падает на другую плоскость (положение III ).
Кантовка может быть относительно плавной или с рывками, ударами. Это зависит от того, в какой точке зацепляется груз и 5а сколько ветвей. Кантовка груза, зацепленного в верхней точке будет плавной, а зацепленного в нижней точке — с ударом, так как в последнем случае груз ничем не удерживается и опрокидывается свободно.
В действительности же и при плавной кантовке происходят рывки из-за того, что при переворачивании изделия стропы натягиваются наклонно. В момент опрокидывания груза они немного ослабевают, а затем снова натягиваются. При кантовке крупногабаритных изделий амплитуда падения может быть большой, следовательно, рывки будут значительными. Ликвидировать их почти невозможно, так как скорость падения груза намного превышает скорость движения механизмов любого крана.
Выбор способа кантовки зависит от массы и габарита груза, его формы, наличия мест захвата и возможности крепления грузозахватными устройствами. Наиболее распространенными способами являются кантовка “на весу”, “на упор” и “на бросок”.
Плавное переворачивание груза называется кантовкой “на весу”, а переворачивание со свободным падением — кантовкой “на бросок”. Кантовка “на бросок” не сложна, но к широкому применению не рекомендуется, так как связана с некоторой опасностью.
Груз переворачивается согласованными действиями механизмов крана: подъемом или опусканием крюка, ходом моста или тележки. Непосредственно переворачивание осуществляется Движением моста или тележки. Использовать ход моста следует ограниченно и осторожно, так как грузовые канаты крана при косом натяжении выскакивают из ручьев барабана лебедки, сильно трутся об их бортики, отчего сильно изнашиваются и становятся непригодными для эксплуатации.
При кантовке грузов кранами устраивают специальные участки с амортизирующей поверхностью — кантовальные площадки, которые необходимы для смягчения ударов при броске переворачиваемых грузов и предохранения изделия от излома. Площадки бывают досчатые, насыпные, бревенчатые и др.
Для кантовки изделий серийного и массового производства необходимо применять специальные кантователи, а также различные вспомогательные приспособления (струбцины, угольники, подставки).
Кантовку грузов кранами разрешается выполнять только на кантовальных площадках или в специально отведенных для этого местах. Кантовальная площадка во время переворачивания груза должна охраняться сигнальщиком.
Стропальщик и сигнальщик при кантовке обязаны находиться сбоку от груза на безопасном расстоянии. Стоять со стороны подкладок, на которые опирается груз во время кантовки, запрещается. Стропальщик должен знать устройство кантовальных механизмов и приспособлений, применяемых на строительной площадке. Следует помнить, что выполнять кантовку грузов механизмами на предельной грузоподъемности строго запрещено.
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
5.9. Кантование грузов
Кантованиемназывают операцию переворачивания, повертывания груза из одного положения в другое. Кантование (рис. 5.11) чаще всего вызывается технологией процессов производства. В металлургическом производстве — это разливка металла из печей в ковши, из ковшей в миксера, печи, изложницы и т. п. На машиностроительных предприятиях кантование необходимо производить при изменении операции обработки. Прибегают к кантованию изделий при проведении ремонтов, монтаже и демонтаже оборудования. Иногда кантование груза применяют в связи с необходимостью поставить или уложить груз в требуемое положение: из транспортного в рабочее, и наоборот.
В зависимости от площади цеха, его оснащенности, формы и массы деталей и от массовости производства существует следующие виды кантования:
Рис. 5.11. Кантование грузов:
а, б — прямоугольной детали с помощью лома; в, г, д — профильного проката и труб с помощью кантовальной скобы
Ручное кантованиедеталей массой до 100 кг выполняют с помощью монтировки (специального лома) и подкладок. Под деталь сначала подсовывают загнутую часть лома, приподнимают ее и подкладывают брусок, затем переворачивают деталь другим концом лома (см. рис. 5.11, а, б).
Профильный металл и трубы можно кантовать специальным инструментом, напоминающим гаечный ключ (см. рис. 5.11, в, г, д).
Ручные кантователи (захватные рычаги) часто используют для разворота деталей и узлов, когда их поднимают не вручную, а кранами.
Механизированное кантованиедеталей массой более 100 кг осуществляют специальными механическими кантователями (рис. 5.12). Поворачивание деталей вокруг продольной горизонтальной оси выполняют цепными кантователями, которые навешивают на крановые крюки, и клещевыми кантователями — манипуляторами. Поворот деталей вокруг вертикальной оси выполняют с помощью роликов, тележек, поворотных кругов, столов станков и т. п.
Кантование груза кранами (рис. 5.13) — это ответственная и трудоемкая операция, выполнение которой доверяют только опытным стропальщикам, такелажникам и крановщикам. Правильная организация и выбор наиболее эффективного способа кантования влияют на повышение производительности труда. Кантование деталей может выполняться как одним краном, так и двумя спаренными, работающими на одних путях или на разных, в ярус, т.е. друг под другом, что часто встречается в современных высоких цехах.
Почему сложно обеспечить безопасность кантования оборудования
Поделиться
Кантование технологического оборудования — сложнейшая такелажная операция, требующая инженерных расчетов и профессионализма. Чтобы выполнить кантование безопасно, исполнитель должен понимать процессы, которые происходят с грузом при вращении, и иметь опыт соответствующих работ.
Для чего кантуют оборудование
Кантование — это изменение положения объекта в пространстве с вращением вокруг горизонтальной оси.
Существует много типов промышленного оборудования, которое при эксплуатации установлено вертикально и достигает многометровой высоты. Это колонны, сосуды, реакторы, прессы и т.д. Такое оборудование перевозится в горизонтальном положении, поскольку для дорог общего пользования стандартная разрешенная высота груза — 4 метра. Перемещать оборудование по производственной площадке в вертикальном положении тоже не всегда возможно: нередко оно не проходит в габариты ворот, под эстакадами, трубопроводами и иными препятствиями. Как правило, вертикализация груза (кантование) происходит непосредственно рядом с местом установки.
Иногда кантование нужно сделать дважды. Сначала оборудование переворачивают вокруг своей оси, а затем ставят вертикально. Необходимость такой операции может быть связана с ограничениями окружающего пространства или конструкцией самого оборудования: некоторые машины и их детали необходимо поворачивать вокруг определенной точки. На порядок операций по кантованию влияет и расположение строповочных точек. К примеру, бывает, что проушину сосуда можно нагружать только в одном направлении.
В чем сложность кантования
У груза есть центр тяжести, то есть точка, относительно которой он уравновешен во всех направлениях. Центр тяжести конкретного оборудования не всегда совпадает с его геометрическим центром. Точное расположение центра тяжести зачастую неизвестно, поскольку оборудование состоит из разнородных частей и имеет сложную конфигурацию, в том числе выступающие детали.
Представим, что мы приподнимаем картонный куб за одно ребро. Из повседневного опыта человеку кажется, что куб начнет заваливаться на противоположную сторону, когда угол между нижней гранью и поверхностью стола достигнет 45 градусов. Но это справедливо только для тех ситуаций, когда центр тяжести совпадает с геометрическим центром. Если на верхнюю грань куба изнутри наклеить тяжелую металлическую пластину, центр тяжести сместится вверх, и куб упадет на противоположную сторону раньше, чем этого ждет наблюдатель.
Каким оборудованием кантуют груз
Для кантования производственного оборудования можно использовать следующие пары грузоподъемных механизмов:
Выбор грузоподъемных механизмов зависит от габаритов кантуемого оборудования и наличия свободного пространства в зоне такелажа. К примеру, емкости, сосуды, колонны и другие грузы длиннее 10 метров кантуют с использованием двух кранов или башен с тросовыми домкратами (верхняя точка подвеса) и портала (нижняя точка подвеса). А при установке пресса в стесненных условиях цеха наилучшим, а зачастую и единственным вариантом будет пара гидравлических порталов.
Подготовка к кантованию
На такелаж, включающий кантование оборудования, обязательно разрабатывается организационно-технологическая документация: проект производства работ (ППР), технологическая карта. Инженеры должны провести все необходимые расчеты, чтобы предусмотреть развитие событий, не допустить самопроизвольного движения груза в какую-либо сторону.
При разработке ППР проектировщики опираются на курс теоретической механики, описывающий законы механического движения или равновесия материальных тел и механического взаимодействия между ними, а также на прежний опыт реализации подобных проектов. Они учитывают геометрическую форму груза, расположение точек строповки относительно габаритов груза и относительно друг друга (близко-далеко), а также расположение центра тяжести относительно точек строповки.
Кантование допустимо проводить только в соответствии с ППР. Если на площадке выясняется, что имеющийся план неприменим (к примеру, точки строповки расположены не так, как указано в документации), производственный персонал должен согласовать все отклонения с проектировщиком. Безопасность кантования гарантирована только при условии, что инженер проанализировал ситуацию с учетом новых условий и смоделировал поведение груза на основании расчетов.
Безопасность кантования
В Правилах безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, описаны требования по выполнению кантовки тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации. Согласно Правилам эти работы можно производить только под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений. Это обученный, аттестованный человек, который должен знать теорию и иметь практику подобных операций.
В процессе кантования важно синхронизировать работу грузоподъемных механизмов и перемещение оборудования в горизонтальной и вертикальной плоскости. Для этого помимо операторов порталов и/или машинистов крана на площадке работает несколько сигнальщиков. Они отслеживают вертикальность строп и опор портала, работу крана, а также положение оборудования в пространстве. Обычно у всех участников такелажа есть возможность переговариваться по радиосвязи.
Настоящие профессионалы в сфере такелажа знают, что невозможно на глаз определить расположение центра тяжести или спрогнозировать поведение груза с абсолютной достоверностью, исходя «из опыта». Даже если сотрудники не раз кантовали подобное оборудование, нет никаких гарантий, что новый пресс или емкость при вращении поведут себя точно так же как предыдущие.
Опыт необходим производственному персоналу с другой целью. Он помогает сигнальщикам и операторам заметить первые признаки отклонения процесса от нормы и не допустить развития опасной ситуации. Сотрудники, не понимающие теоретических основ и не имеющие практики кантования, зачастую не учитывают нюансы, которые в итоге могут привести к аварии.
«100 ТОНН МОНТАЖ» — профессионал в кантовании
За 18 лет работы на рынке монтажных и такелажных услуг «100 ТОНН МОНТАЖ» реализовала несколько десятков проектов, включающих сложное кантование технологического оборудования.
Инженеры производственно-технического отдела компании имеют обширный опыт разработки ППР для безопасного проведения работ. По итогам каждого проекта специалисты изучают обратную связь от такелажных бригад и учитывают эти сведения при разработке новых проектов.
Компания обладает обширным парком грузоподъемного оборудования, в том числе имеет 48 опор гидравлических порталов грузоподъемностью от 60 до 1100 тонн, а также комплект тросовых домкратов грузоподъемностью 800 тонн.
Производственный персонал «100 ТОНН МОНТАЖ» знает все тонкости безопасного производства работ при кантовании технологического оборудования.
Особенности кантования грузов
Если груз переворачивается из одного положения в другое — кантованием называют именно эту операцию. Обычно необходимость в этом возникает из-за особенностей производственного процесса.
Что такое кантование и для чего его используют
Например, в металлургии предполагается перемещение металла из одних ёмкостей в другие, где осуществляют хранение и дополнительную обработку. С обработкой эта операция связана и в сфере машиностроения. Ремонт, монтаж и демонтаж оборудования — другие сферы, где кантование грузов часто оказывается полезным. Часто это делают, если определённое положение груза считается более удобным для дальнейшей эксплуатации. Например, если рабочее положение меняют на транспортное, либо происходит наоборот. Кантовка груза – это действие, без которого сложно представить современное производство.
Об оборудовании для кантования
Вручную, с помощью лома чаще всего кантуют единичные детали небольших габаритов, весом до 100 килограмм. Ручные или пневматические, электрические приводы становятся незаменимыми помощниками на объектах, где часто повторяют кантование для одинаковых грузов, или когда они подобны друг другу. Краны применяют по по отношению к единичным деталям крупных габаритов.
Требования к технике безопасности
Перемещение грузов связано с необходимостью выполнять определённые требования. Например, саму операцию проводят только на специализированных площадках. Они обязательно дополняются поверхностями с амортизирующими свойствами. Или это делают на весу. Опора — ППР, разработанные заранее.
Есть и другие дополнительные меры безопасности при кантовке груза.
Стропильщики не могут находиться между грузами и стенами, другими препятствиями. Иначе велика вероятность зажатия. Рекомендуемое место расположения — сбоку. Расстояние — высота груза, к которой прибавляют 1 метр.
Если груз опускается на покладки, стоять со стороны последних строго запрещено.
Специалист, отвечающий за безопасное проведение всех работ, должен сопровождать любые действия, связанные со сложными и тяжёлыми грузами. Без дополнительного контроля заниматься такими работами строго запрещается. Тяжёлыми при кантовании считаются грузы, если их общий вес составляет более 75% от веса механизма, обеспечивающего объём. Сложная конфигурация предполагает, что смещён центр тяжести.
Специальными кантователями пользуются в случае с деталями в массовом и серийном производстве.
Кантование: особенности процесса
Механизированное и ручное, с участием грузоподъёмных механизмов — вот какие разновидности кантования применяют на практике. Выбор делают в зависимости от нескольких факторов, в том числе — массового производства, формы и типа деталей, оснащённости цеха и площади помещений.
Ручное кантование актуально для деталей, чья масса не превышает 100 кг. Предполагается наличие подкладок, специального лома. Сначала его загнутую часть размещают под деталью. Потом всё приподнимают. Подкладывают брусок, идёт переворачивание деталей.
Специальный инструмент, похожий на гаечные ключи, применяют для профильного металла, труб. Это позволяет выполнить минимальное требование безопасности при кантовке грузов.
Есть захватные рычаги или другие разновидности ручных кантователей. Они помогают, если само перемещение идёт с помощью кранов, но требуется развернуть детали и узлы.
Механизированным кантованием рекомендуют пользоваться, если масса превышает 100 килограмм. Для этого есть механические приспособления. Например, цепные разновидности — для поворачивания деталей вокруг продольной горизонтальной оси. Инструменты навешивают на крановые крюки. Клещевые кантователи-манипуляторы тоже станут незаменимыми помощниками. Столы и станки, поворотные круги, тележки, ролики обеспечивают повороты вокруг вертикальной оси.
При использовании кранов к операции надо подходить особенно ответственно. Крановщики, такелажники или стропальщики в этом случае должны обладать соответствующим опытом. А такелажные работы должны проводится строго с соблюдением техники безопасности. Труд становится более производительным, если выбирать самый эффективный способ кантования и оборудование, которое тоже справляется со своими функциями. Допустимо применение только одного крана или двух, но спаренных. Они работают на одном пути, либо на разном. Для современных высоких цехов такая картина давно перестала быть чем-то необычным.
Положение центра тяжести груза — самый важный фактор, имеющий значение. У детали сохраняется положение покоя, если эта часть расположена в пределах площади опоры. Переворачивание происходит в момент подъёма, одновременно центр тяжести будет выходить за пределы опорной поверхности. Тогда часть конструкции оказывается на другой плоскости. То есть, при кантовании центр тяжести перемещается принудительно.
Есть несколько способов, получивших распространение:
В первом случае делают так, чтобы центр тяжести оказывался за пределами опоры. Поворот вокруг ребра подставки происходит, когда крюк крана опускается. Тогда кромка оказывается на поверхности площадки. В дальнейшем деталь сама может встать на торец, если центр тяжести оказывается за точкой опоры. Порядок кантовки грузов стандартный.
Специальные кантователи, установленные в потоке, — обязательное требование для кантования деталей в массовом, серийном производстве. Если производство индивидуальное, кантование относят к слишком дорогим операциям. Выгоднее использовать специальные площадки, на которых выполняются перевороты. Главное — помнить о том, что при кантовке груза стропальщик должен находиться там, где отсутствуют дополнительные препятствия. Только в этом случае работа останется безопасной для техники и операторов, которые участвуют в её управлении. Контроль необходим при любых условиях, даже если процесс стал постоянным и налаженным. Иначе велика вероятность пропустить небольшие ошибки, способные привести к серьёзным последствиям.
Оставьте заявку или позвоните нам по телефону 8 (917) 277-29-08
Словари
1. Обшивать, окаймлять кантом [кант I 1.].
2. Обтёсывать брус, доску, камень и т.п., образуя кант I 2..
Переворачивать заготовки, детали, изделия при обработке или груз при перемещении.
III несов. неперех. разг.-сниж.
КАНТОВА́ТЬ, кантую, кантуешь, несовер. (к окантовать), что (нем. kanten) (спец.).
2. Обтесывать известным образом (брус, камень; см. кант во 2 знач.).
1. Обшивать, окаймлять кантом (1.К.; 1-2 зн.). К. гравюру.
2. Обтёсывать (камень, брус и т.п.) таким образцом, чтобы получился кант (1.К.; 3 зн.).
1. Обшивать, окаймлять кантом 1 (в 1 знач.).
Обтесывать брус, камень и т. п. таким образом, чтобы получался кант 1 (во 2 знач.).
несов., перех. спец. Переворачивать изделие при обработке или груз при перемещении.
Тут же стоял высокий ящик, покрытый толем, с множеством предупреждающих надписей: «верх», «не кантовать», «осторожно». С. Антонов, Первая должность.
Ср. У Макарья в семи трактирах вечор кантовали. И надо полагать, дела завершили ладно.
Мельников. На горах. 1, 9. Ср. Там же. 3, 5.
Кантуй помалу. Жарг. мол. Шутл. Призыв начать работу. Елистратов 1994, 186.
1. что. Грузить, кидать, перетаскивать.
Вовика (Володю) не ждите, он кантует семью в Чертаново.
окаймлять, наклонять, перекантовывать, грузить, перетаскивать, опрокидывать, перевозить, перевертывать, окантовывать, кидать, переворачивать. Ant. выпрямлять
Syn: наклонять, опрокидывать
обшивать, окаймлять кантом
обтёсывать брус, камень и т. п. таким образом, чтобы получался кант
Не допускается кантовать, волочить, захватывать железными крюками и сбрасывать груз с высоты.
Жарг. угол. Оказывать помощь вору-карманнику, поворачивая жертву так, чтобы её легче было обворовать. ТСУЖ, 81.
Оказывать помощь карманному вору, поворачивая жертву таким образом, чтобы ее легче было обворовать
страд. к гл. кантовать I
страд. к гл. кантовать II
III несов. неперех. разг.-сниж.
Находиться где-либо, не имея определённых занятий, или ехать куда-либо, не имея определённой цели.
Проводить время; жить, работать.
Кантоваться на вокзале.
Кантоваться в университете (учиться или работать).
Весь день дома кантуюсь.
Симулировать болезнь, чтобы уклониться от работы в бараке или зоне