каплуновская икона божией матери о чем молятся
Подлинная история Иконы Божией Матери Каплуновская
Подлинная история Икона Божией Матери «Каплуновская» ч.1
24 сентября в Русской православной церкви Московского Патриархата чтят «чудотворную» икону Божией Матери «Каплуновская».
И действительно, если попытаться объективно разобраться в нагромождении исторических фактов о «явлении» очередной « чудотворной « иконы то оказывается, что она (история) крайне занимательна и поучительна. Причем как с точки зрения истории Украины вообще, так и реальных взаимоотношений украинского и русского народов, о дружбе которых так любят много говорить российские политики…
Но к этим, путь и запутанным, но все же историческим фактам, примешано столько псевдоисторических фантазий тех или иных авторов, что от этого вся история Иконы Божией Матери « Каплуновской», в ее подаче через официальные источники РПЦ МП ( что печатные, что через СМИ или интернет сайты) выглядит просто невероятной.
Так же надо сказать, что очередной «всплеск внимания» церковных историков к этой иконе, наблюдался в связи с приближением юбилея исторического события, вызвавшему очередное политическое противостояние между Украиной и Российской Федерацией, а именно –«О 300-и Полтавской битвы».
Читатель наверно и сам хорошо помнит 2009 год и все эти «марши и демарши» президентов, политиков, политологов, культурологов и прочих «деятелей» вокруг этой темы.
И поэтому мы о ней тоже вспомним, но только в общих чертах, да в нужном месте.
И в связи с вышеназванным юбилеем, на официальном сайте Московской патриархии 10.07.2009р. была размещена работа Т.Пономаревой (http://www.pravoslavie.ru/put/31123.htm) посвящённая истории этой иконы.
Вот ее то, мы уважаемый читатель и возьмём, за основу нашего исследования, как официальную версию РПЦ МП и следую предложенной нам канве повествования, самостоятельно попытаемся разобраться, где здесь, правда, а где вымысел.
И именно поэтому, царское правительство освобождала «поселенцев» от уплаты налогов, разрешало винокурение и позволяло свободно заниматься промыслами.
Переселенцы безвозмездно владели определенным количеством свободной земли (право заимки), за ними сохранялись казацкие привилегии и самоуправление! Чего не было в Московии, где уже полностью была государственная монополия на винокурение, вся торговля была обложена податями, земля переделена между дворянами и установлено крепостное право!
А возвращаясь к теме «Харьковской губернии» надо отметить, что только 25 апреля 1780 года то есть примерно за 90-100 лет от условной аты появления «Каплунской иконы Божией матери» был подписан Указ императрицы Екатерины II «Об учреждении Харьковской Губернии и о составлении оной из 15 уездов».
Но продолжим читать работу Т. Пономаревой дальше, где она описывает место обретения «Каплуновской иконы Божией Матери»:
«Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой.
В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани.
При нем и явилась эта чудотворная икона».
Итак, мы видим, что у нас сразу появляются два новых действующих лица:
Казацкий полковник И.И. Перекрест
Сельский священник с Каплуновки И.И. Уманов.
Начнем нашу перепроверку с Ивана Ивановича Перекреста!
И тут оказывается, что зовут его вовсе не Перекрестом, а Перекрестовым и не стольник он ахтырского казачьего полка, а полковник!
Личность этого человека ранее хорошо изучил украинский историк, проф. Д. И. Багалей. Вот что он писал по этому поводу:
Перекрестов со своим полком принимал участие в неудачных крымских походах кн. В. В. Голицына; особенно пострадали его казаки во втором походе 1689 г.: из двух Слободских полков (Ахтырского и Сумского) после нападения на них татар у Черной долины осталось в живых всего 250 человек, а сам полковник ахтырский был ранен в плечо.
Деятельное участие Перекрестов принимал и в Великой Северной войне.
Царь Петр в награду за это сделал сына Ивана Ивановича Даниила помощником отцу по части полкового управления; это давало ему право надеяться занять впоследствии место отца. Но вышло совсем иначе.
В 1704 г. Ив. Ив. Перекрестов был отстранен по Высочайшему повелению от полковничьего уряда, а все огромные имения его были отобраны от него в казну».
( в том числе и с.Каплуновка!-автор)
« В 1714 г. он жил в загоне в своем небольшом хуторе.
В 1721 г. началось дело о расхищении описных перекрестовских маетностей, а вслед за тем и его самого потребовали к ответу по каким-то делам в Архангельск.
Он лежал в это время на смертном одре; об этом сообщили начальству, тем не менее велено было исполнить данный приказ — и старец скончался на пути.
Причины этих гонений не вполне ясны, но они, кажется, лежат в старательности самого Ив. Ив. Перекрестова.
Ахтырский полковник слишком быстро уже хотел нажиться и не пренебрегал никакими средствами для достижения своей цели.
Мы имеем обширную челобитную ахтырских полчан на обиды и притеснения Ив. Ив. Перекрестова (1692 г.).
Тут мы находим, между прочим, следующую жалобу и обвинение.
Он, по словам жалобщиков, отдал селение Певни с казаками в подданство своему родственнику, также перекресту (т. е. выкресту) Семену Бугаенку, который отягощал их несносными работами; затем следует 25 пунктов челобитной, в которых говорится о грабеже движимого имущества, захвате недвижимости, боях, вымогательствах и других аналогичных обидах.
Впрочем, нужно сознаться, что жалобы эти исходили от личных противников Перекрестова, желавших низвергнуть его из полковничьего уряда, главным образом, от бывшего наказного ахтырского полковника Андрея Прокофьева.
Претендентом на ахтырское полковничество являлся в это время сын сумского полковника Роман Герасимович. Борьба была очень напряженная.
В Московском Архиве Министорства Юстиции, мы нашли столбцы, заключающие в себе подробности этого столкновения двух выдающихся слободско-украинских фамилий.
Из прочтения их мы вынесли впечатление, что все дело было в личностях претендентов; полчане-масса играли тут роль орудия в руках той или другой сторопы.
По крайней мере, мы нашли две челобитные полчан — диаметрально противоположного содержания; в одной говорится о притеснениях Перекрестова, а в другой заявляется, что Ив. Перекрестов «к старшине и казакам держит ласку и привет и расправу чинит вправду» и «опричь его другого такого разумного человека нет».
Перевес в борьбе оказался на стороне Ив. Перекрестова, между прочим, и потому, что за него был Белгородский воевода Борис Петрович Шереметев.
Когда к Шереметеву явился Роман Кондратьев поздравить с праздником по своему черкасскому обыкновению, то он, по наговорам Перекрестова, начал его бить смертным боем, за волосы драл и топтал, раскровавил нос и рот и выбил ребро; и все это делалось слободскому полковнику в присутствии многих русских начальных людей и иноземцев, в том числе и самого Ив. Перекрестова.
Так велика была теперь уже власть Белгородского воеводы!
О причине благорасположения начальных людей к Перекрестову догадаться не трудно: он был очень богатый человек и мог, конечно, по обычаю того времени хорошенько их одаривать.
Роман же Кондратьев, по выражению акта, не имел даже в Ахтырке собственного двора и проживал «в соседях».
Теперь разберемся с священником И.Умановым и самымим с. Каплуновкой.
Вот что писал по этому поводу Филарет (Д.Г.Гумилевский) «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» ( напечат. в Харькове, в 1859 г) т.е. через 171 год от начала явления Каплуновской иконы Божией Матери.
В 86 верстах от Харькова и в 35 от Богодухова, на р. Хухре.
«Один из самых величественных храмов в епархии есть храм Каплуновский, и это же место ознаменовано любовию Богоматери.
Ныне существующий каменный храм Рождества Богоматери основан в 1788 и освящен в 1798 г.
Храм по первоначальной постройке его вполне достойный благодеяний Богоматери, но ныне к сожалению довольно много утративший из своей прежней славы.
Представьте себе храм с 20 окнами в главном куполе: размер громадный! Четыре малые купола стоят как бы на страже по сторонам большого купола; храм такой обширности, что в нем свободно могут помещаться до 2000 человек.
В нем ныне, кроме главного престола, два придельные: южный во имя Петра митрополита Киевского; северный в честь Пр. Иеремии и прав. Елисаветы; а прежде был еще престол во имя свят. Николая в верхней галерее, которая уничтожена по случаю оказавшейся трещины в боковых стенах храма.
Построение сего храма происходило под особенным наблюдением Св. Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.
Тогдашний владелец Каплуновкн Еремей Васильевич Перекрестов-Осипов, (т.е. правнук И.И. Перекрестова- автор) а по смерти его супруга Елисавета Степановна, урожденная Коновницына, употребили значительный капитал на этот храм.
Первый храм в Каплуновке в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен был в 1688 г.
Строителем был Ахтырский полковник Иван Иванович Перекрестов, получивший пред тем по жалованной грамоте землю в 20 верстах от Ахтырки в вершине р. Хухры и назвавший образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчого Каплуна — Каплуновкой».
Для справки: слово КАПЛУН, немецкого Kapphahn]… происхождения и означает «кастрированный петух, откармливаемый на мясо».
«За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильич Уманов,— едва ли не выходец из Умани.
В следующем году Иван Ильич просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием.
Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ».
Тут мы прервем текст книги архиепископа Филарета, поскольку нам надо сделать необходимые проверки и уточнения.
С тех пор прошло более чем 90 лет, СССР распался, КПСС вроде бы тоже сама по себе, как любил говорит А. Кашпировский «рассосалась», хотя вчерашние коммунисты и комсомольцы никуда с Каплуновки не делись.
Да и куда им деться, как говорится с подводной лодки. Был колхоз им. Постышева, а стал ООО «Нептун»!
И вот, что интересно пишут в энциклопедических справочниках о с.Каплуновке сегодня:
«Каплуновка (укр. Каплунівка, англ. Kaplunivka), село, Каплуновский сельский совет, Краснокутский район, Харьковская область.
Код КОАТУУ — 6323581201. Население по переписи 2001 года составляет 855 (380/475 м/ж) человек.
Является административным центром Каплуновского сельского совета, в который, кроме того, входит село Мойка.
Село Каплуновка находится на реке Хухра, недалеко от её истоков. Ниже по течению на расстоянии в 1 км расположено село Мойка.
На расстоянии в 1 км расположено село Гаркавец. На реке сделано несколько запруд. К селу примыкает большой лесной массив.
История
1688 — дата основания.
1709 — во время войны шведский король Карл XII и гетман Мазепа были в Каплуновке и стояли в доме священника Уманова
(Источником этого утверждения, есть в се тот же архиепископ Филарет и его книга «Историко-статистическое описание Харьковской епархии».)
Экономика
Молочно-товарная ферма.
КСП «Каплуновское».
«Нептун», сельскохозяйственное ООО.
Объекты социальной сферы
Школа.
Достопримечательности
Братская могила советских воинов. Похоронено 159 воинов.
Могила Морозова В.Б., полковника. 1943 г.
Памятный знак Нестеренко И. М., Герой Советского Союза. 1943 г.
Религия
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Вот фото этой церкви. Видно, что это здание бывшего магазина построенного во времена СССР и наспех приспособленное под церковь!
А настоящая церковь выглядела вот так:
Да и сама история постройки церкви и всех связанных с ней исторических событий при изучении гос. архивов выглядит так:
«Владельцами Каплуновки были представители двух известных родов Перекрестовы-Осиповы и Коновницыны, находившиеся в родстве.
В 1786 году Санкт-Петербургский генерал-губернатор генерал-поручик Петр Петрович Коновницын подает прошение о строительстве новой каменной церкви в селе Каплуновка, так как старая деревянная обветшала.
Справка: Коновницын Петр Петрович (ск. ок. 1801), государственный деятель, потомок древнего рода.
С 1785 по 1792 был петербургским губернатором.
Известен следующий отзыв Екатерины II в 1788 о Коновницыне: «Здешний губернатор Петр Петрович Коновницын глуп». Однако пребывание Коновницына в должности губернатора в течение семи лет показывает, что государыня ценила его, а резкий отзыв о нем, вероятно, был сделан в минуту досады.
Впоследствии он был архангельским и олонецким генерал-губернатором. Коновницыну принадлежало в Слободской Украине с. Каплуновка, известное чудотворным образом Каплуновской Божией Матери.
Он построил здесь великолепную церковь.
Новая церковь была заложена 9 мая 1788 года (все даты указаны по старому стилю) по проекту подобному Покровской церкви в городе Ахтырка с внесением большого количества изменений.
Теперь о том, как Иван Ильич Уманов смог стать священником церкви с. Каплуновка.
Есть вот такие данные припысываеме архимандриту Филарету:
«За год до построения храма явился к полковнику на службу из Польши Иван Ильичь Уманов,— едва ли не выходец из Умани.*
В следующем году Иван Ильичь просил полковника исходатайствовать ему сан священства, и в 1688 г. посвящен он был во священника Каплуновской церкви Рождества Богородицы митрополитом Авраамием.
Сему то священнику Богоматерь указала на свой чудотворный образ»
Об этом Иване Ильиче Уммнском почти ничего не известно. Кроме догадки Филарера,что он происходил из г. Умани. Поэтому по московским порядкам и получил новую фамилию « Уманский».
Но в то же время данные о том, что И.И. Умаенский через год ( 1689 г.) был рукоположен во священики ( прествитеры) говорят нам о том, что он до прихода на «Слобожащину» на территорпии Речи Посполитой, он был православным диаконом!
Ибо только диакона модна посвятить ( рукополодить) в священики!
Вот тому подтверждение: Да 300 лет назад небыло видео,а теперь есть. Но вот обьряд посвязения в православной церкви не изменился за это время!
Уникальная видеосьемка! Посмотреть тут http://www.youtube.com/watch?v=xkl04X0CwAw
А прочитать здесь:
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ)
Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово. (Православный катихизис)
История Каплуновской иконы Божией Матери и где находится, тексты молитв
К Пресвятой Деве, покровительнице больных, несчастных, молитвеннице перед Господом, обращаются, если нуждаются в утешении, помощи. Православные верующие ищут спасения, защиты перед чудотворными образами Богородицы или их изводами в храмах, у домашнего иконостаса. Каплуновской иконе Божией Матери молятся, когда враги грозят уничтожить воинство, разорить страну.
История появления Каплуновской иконы Божией Матери
Пресвятая Богородица являлась во сне благочестивым православным и указывала, где обрести ее иконописный образ. Так была найдена икона Божьей Матери на пепелище в Казани в конце XVI века. Святой образ не один раз показал свою чудодейственную силу, спасая православный люд от вражеского нашествия.
Прошло 110 лет. Священнику сельской церкви на Харьковщине, освященной в честь Рождества Богородицы, Иоанну Уманову, 8 сентября 1689 года приснился сон. Благочестивому священнослужителю привиделся седовласый, в белоснежных одеждах старец. Святой в сновидении предрек Иоанну, что через 3 дня ему встретятся три московских иконописца. Самому старшему из них будет 90 лет.
В его суме будет 8 копий икон Пресвятой Девы. Восьмую копию, список с иконы Казанской Божьей Матери, Иоанн должен оставить себе, ибо от нее к нему придет благодать и милость Божья.
Священнослужитель на протяжении последующих дней постился и служил литургию перед образом Богородицы. 11 сентября, возвращаясь после богослужения, Уманов встретился с иконописцами. Иоанн пригласил путников к себе домой, накормил и предложил отдохнуть.
Следуя указанию ночного видения, Иоанн выбрал извод Казанской Божьей Матери и попросил ее продать. Иконописцы не соглашались брать плату с радушного хозяина, но, в конце концов, согласились взять за работу 15 копеек. Священник поставил святой образ в домашний иконостас и ежедневно возносил молитвы Пресвятой Деве. День и ночь перед образом горела свеча.
Наступил Рождественский пост. В начале декабря Усманову во сне явилась Богородица и повелела отнести ее образ в церковь. Удивительный сон пробудил Иоанна. Открыв глаза, он увидел, что дом освещен искрящимся светом. Священник испугался, но, набравшись духа, подошел к иконостасу и увидел, что у Богородицы из глаз струятся слезы.
На следующий день священнослужитель собрал жителей села Каплуновка, сотворил молебен и перенес икону в сельский храм. С этого времени икона стала называться Каплуновской. О чудодейственной силе святого образа стало известно Петру I, когда он готовился к битве со шведами под Полтавой.
Священник был вызван в ставку к императору вместе с Каплуновской иконой. Две недели русское войско и сам Петр I молились перед образом о даровании победы над врагом. Во время кровопролитного сражения образ Каплуновской Божьей Матери был на поле боя. После разгрома шведов император вернул святыню в храм в ковчеге в окладе из золота и серебра с царским венцом на голове.
Описание и значение в православии
О чудесной силе образа засвидетельствовал Иоанн Уманов. Подлинность того, что икона была во время Полтавской битвы с русскими войсками, подтверждена надписью на ковчеге. На обратной стороне ковчега можно прочесть, что император Петр I в нем вернул в Каплуновку чудотворный образ Богородицы по окончании войны со шведами в 1709 году.
Каплуновское изображение Богородицы имеет отличие от первоначальной копии Казанской Божьей Матери. После Полтавской битвы на голове Богородицы появился императорский венец.
В 1766 году были утверждены дни памяти в честь Каплуновской иконы: 8 июля и 11 сентября (по старому стилю).
Где можно найти святой образ
Каплуновская икона находится в Свято-Троицком храме, в Полтавской области. Чтимый список хранится в Казанском женском монастыре.
О чем просят перед иконой
В обращении к Каплуновскому образу верующие молятся:
Искренняя вера в милость Божью поможет просящему помощи у Богородицы.
Православные тексты
Прославление Пресвятой Девы и молитвенное обращение можно найти в Православном молитвослове.
Молитва
Богородице Дево, надеждо всем концем земли, Заступнице рода христианского! Пред честною иконою Твоею припадающе и неисчетная Твоя благодеяния отцем нашим воспоминающе, вси мы к тебе прибегаем и из глубины сердца усердно вопием: град наш и во удалении сущия люди Твоя милостию Твоею посети и от всякаго зла соблюди. Даруй мирови мир, земле плодов изобилие, державе Россиистей крепость и единение, в мирном житий христианстем преспеяние и мудрое строение, на враги же одоление. О премилосердная Царице Небесная, паче материнския любве нас, недостойных чад Твоих, возлюбившая! Ты видиши, яко плача и рыданий достойно есть нынешнее житие наше, и до конца от невидимых и видимых врагов в путь погибели преходит. Ибо вси мы от твердыни закона Бога нашего отвергохомся и в лености и маловерии изнемогаем, яко сын блудный, на страну далече от пути правды его заблудихом и о спасении нашем нерадим. Несть мира, несть любве в сердцах наших, и тьмою грехов многих ослепили мы духовныя очи свои. О пренепорочная и пречистая Владычице, благая Мати издревле верного народа Твоего, ныне безмерными падении низу поверженнаго! Вси мы, грешнии и непотребнии раби Твои, в стенании сердца нашего, воздыханиях горьких и покаянии нелицемерней к Тебе, яко последней помощи и отраде нашей, прибегаем и неотступно Тебе зовем. Воспомяни веру и молитвы отец наших, не отвертись от нас, но воздвигни из глубины греховныя и от тяжкой пленицы беззаконий свободи. Всеисцельную силу Твою низпосли, стеною покрова Твоего нас, в беде и отчаянии сущих, огради и во правой вере и делании заповедей Христовых утверди. Облецы ревностию и святынею пастырей наших, дух их, во еже прилежати доброму деланию в винограде сем, возбуди, и обращение веры и братскаго друг о друге попечения в стаде Христовом насади и возрасти. Разсеянные собери, унывающее сердце наше любовию и умилением согрей, и всех нас в единомыслие и истину приведи, заблуждших же и от православной веры отступльших братии наших вразуми и во единение Святые Церкве, яко спасительного для нас ковчега, возврати. Скорбящия и во искушениях сущия умудрй и подкрепи, озлобленный умири, юныя направи, сирыя, убогия и вся бедствующия ризою Твоею честною защити. О всесильная Владычице, радосте всех скорбящих и страждущих, дивная Помощнице люте обуреваемых! Услыши нас, услыши, молим Тя, вонми стенаниям и рыданиям многим несчастных чад Твоих, зле ныне погибающих. Посети милостию Твоею братий наших, во гладе и болезнех смертных сущих, лютыя нужды их утоли и от всяких злых обстояний избави. Буди всем, притекающим к Тебе, верная помощь, утешение и благоотйшное пристанище от всяких бурь и напастей многомятежныя нашей жизни: Ты бо еси больных исцеление, скорбящих терпение и отрада, заблуждших и соблазняемых вразумление и на пути правды утверждение. Приими зде приносимая моления наша и вознеси их ко престолу Всевышняго, яко да Твоим предстательством ограждаеми и всемощным покровом Твоим милостивно осеняеми и соблюдаеми, в благодарении сердца нашего прославим, всегда, победители нас творящаго Бога, и Тебе, о наше по Бозе благодатное Упование, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Госпоже Царице Богородице, похвальная дерзаем приносити пения. Ты же, яко имущая бездну милосердия и пучину щедрот, от всяких нас бед свободи теплым Твоим к Богу предстательством, да зовем Ти: Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Икос 1
Ангельстии лицы дивятся, зря в Тебе тайну от века сокровенную и в последняя лета всем явленную; мы же, аще и должни в молчании пребывати, дерзаем звати сице:
Радуйся, во чреве приемшая прежде век от Отца Рожденнаго;
Радуйся, родившая Сына Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог.
Радуйся, Царице, одесную Царя славы предстоящая;
Радуйся, рясны златыми одеяна и преукрашена.
Радуйся, обителище Бога Живаго;
Радуйся, Доме, егоже Премудрость Себе созда.
Радуйся, Кладезю воды Живы;
Радуйся, Врата, имиже Господь пройде и не отверзошася.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 2
Видящи Елисавет Деву Пресвятую исполнь Духа Святаго, и сама темже Духом рече: Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Мы же, раби смиреннии, такожде не вемы, откуду явися нам сей образ цельбоносный, пред нимже главы приклоньше, умильно речем Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разум всяк недоумеет разумети, киими дарми послужити Ти, Всесвятая Дево? Мы убо потщимся, подражая волхвом богопросвещенным, принести пред пречистый образ Твой, вместо злата, смирны и ливана, упование, любы и веру нашу, ихже возлагающе, поем:
Радуйся, Ковчеже, имже тварь от потопления греховнаго свободися;
Радуйся, Земле невозделанная, Плод Животный принесшая.
Радуйся, Облаче, от греховнаго зноя покрывающий;
Радуйся, каплями благодати Божией души наша орошающая.
Радуйся, Купино, огнем Божества неопальна пребывшая;
Радуйся, от огня страстнаго нас свобождающая.
Радуйся, Кадильнице златая, Духа Божия пребывалище;
Радуйся, Трапезо, носящая Хлеб жизни.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 3
Силою свыше облеки нас, Всесильная, во бранех противу козней вражиих, да возможем неколеблемо стояти в правоверии и неумолчно Сыну Твоему взывати: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи мнози гради и веси, храмы и обители сокровища великия – Твои, Дево, иконы честнии. Аще и разнолични образы тии, обаче Единем Духом чудеса изливают, ижхе воспевающе, глаголем радостно:
Радуйся, всего мира нерушимая Стено;
Радуйся, страны нашея Покрове и Ограждение.
Радуйся, Цареграду благословение небесное;
Радуйся, Новуграду знамение милости Божией.
Радуйся, Смоленску Путеводительнице к небеси;
Радуйся, Казани сокровище пребогатое.
Радуйся, Печерская Славо;
Радуйся, Почаевская Похвало.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 4
Бурю внутрь имеют помышлений сумнительных суемудрении философи мира сего, егда зрят, како от святыя иконы Твоея, о Дево, истекают токи благодати. Мы же, просвещени светом истинныя веры, пред образом поклонение Первообразным приносим, Единому Богу поя: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав во сне иерей Иоанн чудныя словеса старца, яко имать прияти икону Богородичу, от неяже излиются благодать и милость, потщася в посте и молении приуготоватися к сретению Царицы, рекуще Преблагословенней:
Радуйся, во успении Твоем нас не оставляющая;
Радуйся, на всяко время с верными благодатию Сына Твоего пребывающая.
Радуйся, посещений благодатных грады и веси христианския сподобляющая;
Радуйся, благодать и милость людем Твоим изливающая.
Радуйся, помощи скорая подательнице;
Радуйся, утешения Источниче преизобильный.
Радуйся, к Богу шествующим наставнице;
Радуйся, в мори житейском плывущим управительнице.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 5
Боготечную звезду разуме иерей Иоанн икону Твою Каплуновскую, о Дево, егда узре сбытие предречения старча; темже прият на руце образ святый, и облобыза и со слезами, Богу поя: Аллилуиа.
Икос 5
Видящи Пресвятая Дева икону Свою в доме поставлену, явися во сне пресвитеру, и рече, да не принуждает Царицу жити во храмине, но да пренесет во Дворец, иже есть Церковь Божия; восстав же от сна, благоговейный иерей призва люди веси тоя, и купно с ними возопи:
Радуйся, Небесе Царице;
Радуйся, всего мира Владычице.
Радуйся, Всесильная Ходатаице за род наш;
Радуйся, Всесвятая Заступнице всякаго человека.
Радуйся, Милостивая вразумительнице заблуждших;
Радуйся, многолюбезная исправительнице неразумных.
Радуйся, утверждение право шествующих;
Радуйся, укрепление во бранех духовных.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 6
Проповедание чудес, от иконы Каплуновския бывших, во вся концы вселенныя изыде, да вси вернии воспоют Подателю чудес Господеви: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия во всем мире свет от иконы Твоея, о Дево, созывая с высоким проповеданием на трапезу милосердия. Темже вси, требующии благодатнаго утешения, приидоша послушати о чудесех, и своих недуг исцеление прияти, еже улучивше, пояху Богородице:
Радуйся, хромым благошествие устрояющая;
Радуйся, на стези истины наставляющая.
Радуйся, слепым прозрение дарующая;
Радуйся, душевныя очеса к боговедению отверзающая.
Радуйся, расслабленных укрепляющая;
Радуйся, грехами отягощенных воздвизающая.
Радуйся, прокаженных очищающая;
Радуйся, греховныя струпы врачующая.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 7
Хотящим еретиком супостатом храм во славу Рождества Твоего сожещи, дивно тем воспретила еси, Богомати Всемощная, огнь вещественный угасила еси, обаче воспалила во всяцем сердце познание, яко велик и славен Бог Христианский, Емуже поем: Аллилуиа.
Икос 7
Новое знамение силы Божией показа дивная икона Каплуновская, егда во брани явися укреплением воинству православному. Взирающе на вражия полчища пораженныя, и видящи демонския полки сокрушаемы предстательством Божия Матере, поем той сладце:
Радуйся, во бранех Поборнице;
Радуйся, во дни мира утишение.
Радуйся, воинов православных благословение;
Радуйся, на супостаты одоление.
Радуйся, умерших в Бозе упокоение;
Радуйся, живых к пакибытию приготовление.
Радуйся, сирот воспитание;
Радуйся, вдов защищение.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 8
Странное Ангелом и человеком имать украшение храм наш, икону Твою Каплуновскую, пред нейже всяк, моления приносяй, просимая получает, токмо еже вопити Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся тварь, всяк род и возраст, всяко звание и достоинство не возмогут изрещи всех щедрот, яже излияла еси, о Пресвятая Дево, чрез чудотворныя иконы Твоя на вся люди. Темже всяк чин святых на небеси, и всяк грешник на земли, единеми усты и единем сердцем воспевают Тя, Богомати, песненно:
Радуйся, пророков уста и праотец чаяние;
Радуйся, святителей радование и апостолов мудросте.
Радуйся, Евангелистов благовестие и проповедников учительнице;
Радуйся, мучеников крепосте и исповедников терпение.
Радуйся, постников Питательнице и преподобных Сладосте;
Радуйся, столпников поддержание и девственников оградо.
Радуйся, молчальников собеседнице и богословов умудрение;
Радуйся, пресвитеров наставнице и учителей церковных поучение.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 9
Вся в мире сем скоротечно: кийждо человек из праха произыде и абие ко гробу тщится; несть надеяния на друзи или власти; нимало пользует слава или богатство. Где и взыщем надежду, или кто в скорбех защитит? Воистинну, Владычица Богородица в скорбех Заступница! Воистинну, Господь Иисус Христос, Егоже Дева роди Неискусобрачная, упование подает нераскаянно всем, Истинному Богу покланяющимся, и вопиющих Тому: Аллилуиа.
Икос 9
Ветиями сладкогласными, о друзи, воспоем хотя и малую часть от дивных благодеяний Богородичных, имиже вера утвердися и вся концы научишася пети Преблагословенней:
Радуйся, яко Тобою прелесть низложися;
Радуйся, яко Тобою сатана посрамися.
Радуйся, неверия токи уставившая;
Радуйся, соблазнов огнь угасившая.
Радуйся, острейшая стрело, язвящая враги;
Радуйся, молние, попаляющая зловерие.
Радуйся, яко Тобою соборища нечестивых исчезоша;
Радуйся, яко Тобою вся мудрость лжеименная посрамися.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 10
Спасение Тя имамы верное, Дево, ибо ко Христу Богу молишися о спасении мира, и чрез иконы чудотворнии мнозем подаеши утешение, Сыну Твоему поющим: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и заступление нам грешным Ты еси, Богородице, яко безпрестани подаеши нам милости Твоя богатныя, и препобеждаеши всякое зло, коегождо научая пети Тебе:
Радуйся, цвете неувядаемый рая Христова;
Радуйся, древо, плод животный израстившее.
Радуйся, взыскание погибшим.
Радуйся, спасительнице утопающим;
Радуйся, помощнице женам чада рождати;
Радуйся, млекопитательнице чадом.
Радуйся, Живоносный Источниче;
Радуйся, Спорительнице хлебов.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 11
Песнопений наших, аще и тма тем, обаче не достоит всех вкупе к достойному воспеванию Твоея любви к нам, грешным, и благодеяний, и чудес, ихже сотвори Твоими молитвами Господь наш Иисус Христос, Емуже поем: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарную свещу, сущим во мраце греховнем, зрим честный образ Твой, Марие Дево, чрез негоже всяк научается покланятися Трисиянному Божеству, Единоцарственней и Соприсносущней Троице, от Неяже Ты неизреченно Бога Слова породила еси. Таковому чуду дивящеся, верно вопием Преблагословенней:
Радуйся, яко сущую Богородицу Тя чтим;
Радуйся, яко Приснодеву Тя почитаем.
Радуйся, яко Честнейшую Херувим Тя хвалим.
Радуйся, яко Славнейшую без сравнения Серафим Тя величаем;
Радуйся, яко Присноблаженную и Пренепорочную Тя нарицаем;
Радуйся, яко благословенную в женах Тя воспеваем.
Радуйся, Славо Небесных Сил;
Радуйся, Похвало земнородных.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 12
Благодатию Твоею николиже оставила еси нас, о Мати, Надеждо ненадежных, и по мнозех летех икону Твою паки мирови в храме нашем дивно явила еси. Темже и мы, зряще сие новое чудо, яко знамение присутствия в сем месте Сильнаго Бога, превозносим Его, вопиюще Господеви: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и воспевающе чудеса, бывшия от иконы Твоея Каплуновския, чтим Тебе, Дево, яко Пречистую и Всеблаженную, и на Тя по Бозе упование возлагаем, чающе, яко и в предняя не презриши молений наших сицевых:
Радуйся, обрадованная иногда;
Радуйся, присно в радости пребывающая.
Радуйся, яко Тобою Радость Небесная на землю сниде;
Радуйся, яко Рожденным Тобою всяка печаль в радость преложися.
Радуйся, вертограде Божественныя радости;
Радуйся, саде Горняго веселия.
Радуйся, Источниче радования;
Радуйся, чаше, черплющая радость.
Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, Дево Богородице, Милостивая и Премилосердная наша Ходатаице и первое наше по Бозе упование! Приими моление сие наше и подаждь нам исполнение всех, яже ко спасению, прошений, низпосли надежду верную и любы крепкую, и веру непостыдну, и сподоби с Тобою в Горнем Царствии воспевати Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
(Сей кондак глаголи трижды, и паки чти Икос 1, и Кондак 1)