карачаевцы что за народ
Новое в блогах
Народы России: Карачаевцы
Карачаевцы
Кавкасионский антропологический тип (кавкасионский тип, кавкасионский антропологический комплекс, кавкасионская популяция[4], кавкасионская группа популяций, кавкасионский расовый тип], кавкасионская раса) — вариант европеоидной расы, распространённый на Северном Кавказе, в Грузии и сопредельных регионах. Получил своё название от грузинского названия Кавказа — Кавкасиони.
Кавкасионский тип рассматривается как ветвь балкано-кавказской расы.
Карачаевцы населяют Карачаево-Черкесию и являются по происхождению тюрками. Это очень интересный народ, характеризующийся многочисленностью, особыми свадебными традициями и красивой культурой.
Численность
В России проживает более 200 тысяч карачаевцев. Большая часть сосредоточена в Карачаево-Черкесии. В СНГ живет не более 5000 человек — это Казахстан и Киргизия.
История
Карачаевцы жили в области Карачай, у них были свои князья и налаженный жизненный уклад. Однако в начале 19 века сюда вторглась русская армия, что привело к присоединению Карачая к Российской империи. Это помогло уберечь Карачай от разгрома и сохранить все обычаи, которые сформировались за долгие годы жизни народа. Движение за независимость началось в 1831 году, что стало причиной покидания родных земель некоторыми карачаевцами. Их потомки и сейчас живут в других странах, например, Турции. Самым сложным периодом жизни народа стала депортация, начавшаяся в 1943 году. Ее причиной стала оккупация территории фашистскими войсками. Во избежание возможного сотрудничества с фашистской армией Советская власть массово переселяла людей в Казахстан и Киргизию. Реабилитироваться народу удалось только в 1957 году. Одновременно произошло создание Карачаево-Черкесской автономной области, позже преобразованной в республику.
Основной язык — карачаево-балкарский. Считается достаточно сложным ввиду малоизученности. Одной из его главных особенностей является наличие нескольких числительных систем, в том числе четверичная, десятичная и двадцатеричная. Карачаевцы также знают русский язык.
Жизнь
Основу быта карачаевцев всегда составляло животноводство. Фермерское дело тоже было развито, карачаевцы занимались выращиванием пшеницы, кукурузы, огородных культур. Из ремесел наибольшее распространение получили изготовление ковров, обработка кожи, вязание, изготовление изделий из дерева.
Самой значимой в жизни каждого карачаевца была община, которой он принадлежал. Земля и всякий скот были имуществом общины, пользоваться ими могли все ее члены.
Жилище
Характер
Карачаевцы являются народом гор, что характеризует их как изолированных от остальных людей. Их главными чертами стали независимость и стремление к взаимопомощи.
Определяющую роль играет «Ёзден Адет», регламентирующий права и этикет. В этом кодексе есть правила, которым следуют мужчины и женщины. Уважение к женщине в первую очередь основано на понимании того, что она является дочерью своих родителей.
Внешность
Одежда
Основными элементами мужского национального костюма карачаевцев являются:
Штаны в традиционном карачаевском костюме называется кёнчек. Они слегка заужены, имеют широкий клин. Поверх них надевают ноговицы, которые могут доходить до колен. Головной убор представляет собой шапку-папаху, характерную для многих кавказских народов. На праздники надевают каракулевую шапку, а в поход надевают бурку. Обувь делают из сыромятной кожи и носят почти круглый год. С наступлением зимы надевают сапоги из войлока.
Женская одежда имела свои особенности. Девушки носили платья, украшенные пряжами. Праздничное платье шили из бархата, как правило, оно имело темно-красный цвет. Украшали такие платья вышивкой из золотых нитей. Пояс кямар считался самым дорогим, не менее роскошно смотрелась шапочка.
Традиции
Самой яркой традицией карачаевского народа является «воровство невесты». Носит похищение чисто формальный характер, однако иногда это событие случается весьма неожиданно. Часто невесту крадут по сговору, что позволяет ей выбрать себе спутника. Он должен быть в любом случае — играть роль сопроводителя.
Кража обычно совершается друзьями или родственниками жениха. Невесту доставляют к жениху в дом, а родители спешат девушку вернуть. Девушке надлежит остаться, но ее родные так просто сдаваться не должны. Они отправляют друзей и родственников, чтобы те сумели ее вернуть. На этот случай у дома жениха будет дежурить целый отряд его друзей.
Все это — воссоздание старой традиции, которая наглядно иллюстрирует нравы карачаевцев. Невест действительно похищали и удерживали в доме до тех пор, пока они не давали согласия. Сейчас настоящие похищения являются редкостью, хотя и не исключены.
Другим свадебным обрядом было обережение — жениху положено праздновать свадьбу в отдельной комнате со своими друзьями. После этого он должен был уходить в военный поход, поэтому появление на свадьбе перед всеми могло навлечь сглаз. Невеста же должна всю свадьбу сидеть в углу и проявлять сдержанность.
Очень важным элементом каждой свадьбы был платок невесты. Перед тем, как его снять, невеста должна была зайти в зал, пока ее осыпали монетами, а над головой держали кинжал. Такой обряд должен был защитить ее и всю семью, подарить богатство и счастье. Платок на голове невесты был не простым, а тройным: один она шила сама, а два других делали родственники со стороны ее семьи и семьи мужа.
Свадьба
События свадьбы всегда ассоциировалось с большой радостью и большими тратами. Такое событие могли позволить себе далеко не все. Свадьба обязательно предполагала организацию торжества и выплату калыма. Организацией свадьбы тогда и сейчас занимаются родственники, они же собирают деньги, хотя молодые в этом тоже обязаны участвовать. Основные элементы свадьбы таковы:
Сначала семья жениха отправляет деньги после получения согласия, вместе с ними нужно дарить угощение, в том числе вина и сладости. Затем идет уплата калыма. Раньше калым выплачивался деньгами и скотом. Теперь скот дарить не нужно, а вот деньги являются обязательным условием. Без них выкуп невесты невозможен. Третий раз жених платит деньги на смотринах. Помимо заранее оговоренной суммы им должны быть преподнесены украшения и подарки, которые он вручит родственникам невесты. Причем делать это он должен не в одиночку — его родственники тоже участвуют в преподнесении подарков и дарят украшения, купленные за собственные средства.
Может создаться впечатление, будто семья жениха и сам жених должны потратить огромные суммы, однако траты семьи невесты несоизмеримо больше. В приданое, которое она обязана преподнести, обязательно входит вся утварь, которой молодые будут пользоваться в быту. Родственники с ее стороны тоже должны дарить подарки семье жениха. Нести дары приходится дважды: первый раз — до свадьбы, второй раз — после так называемой побывки. Самым же дорогим становится свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. Зачастую родственники с обеих сторон вкладывают суммы, которые приходится занимать.
Последние годы свадьбы проходят более скромно, что обусловлено проникновением в жизнь карачаевцев ислама. Мусульманские свадьбы исключают выпивку, которая может стоить очень дорого, подарки и калым. Гостей приглашают только из числа близких и доверенных.
Культура
Карачаевцы научились в совершенстве отделывать ткани из войлока. Техника позволяла им быстро наносить узор на ткань с двух сторон. Основными узорами являются ромбы и треугольники. Если требовалось провести инкрустацию, использовали другую технику. Для этого брали два разных войлока и накладывали их один на другой. Широкое распространение получила аппликация, обычно исполненная в красном и белом цветах. Карачаевцы не ограничивались исключительно геометрическими узорами, вышивая животных, человека и растительные орнаменты.
В наши дни развивается изготовление ковров. Карачаевцы ткут ковры со сложными узорами, перенимая технику у черкесов и создавая абсолютно уникальные узоры. Золотое шитье устаревает, так как является трудоемким делом. Чаще пользуются шелковыми нитями, благодаря которым можно создавать тонкие работы. Активно развивается хореографическое искусство — у карачаевцев много танцев. Самым популярным музыкальным инструментом является свирель. Народной стала гармонь, которая была позаимствована у русского народа. В хоровых песнях мужчины тянут одну ноту, в то время как один начитывает текст. Хоровое пение может сопровождаться танцем, в котором тоже участвуют мужчины.
Фольклор
В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен.
Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами.
В советский период стала преобладать поэзия, восходящая к традициям народа. Немало вдохновения карачаевцы черпали из работ русских авторов. Многие карачаевские авторы призывали соотечественников бороться с фашизмом, взывали к гордости и чувству долга, призывали быть храбрыми во время боя.
Карачаевцы являются одним из тех народов, который ориентировался на культуру других, чтобы создать собственную. Им приходилось сталкиваться с очень тяжелыми временами, когда произошла депортация. Но они все пережили и сейчас живут в мире.
Карачаевцы что за народ
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О КАРАЧАЕВЦАХ И БАЛКАРЦАХ
В связи с тем, что некоторые слова и фразы киммерийцев, скифов, сармат, алан переводятся с карачаево-балкарского языка и летопись «Карча» написан на этом языке, хотелось бы дать краткие сведения об этом народе.
Карачаево-балкарцы – древнейший тюркоязычный народ, живущий в настоящее время в предгорьях и ущельях Центрального Кавказа. Наиболее близкие языки к карачаево-балкарскому – кумыкский, караимский и крымско-татарский. Самоназвание карачаево-балкарцев: алан, таулу, балкар, малкар, карачайлы. Соседи же называют их так: сваны-сабар, осетины-ассон, мегрелы-алани, абхазы-азухо (асы), грузины-басиани.
Карачаевцы и балкарцы считают себя единым народом с общими языком и культурой. Предками своими признают аланов, асов, болгар, которые уходят своими корнями к легендарным нартам. Изолированность в горах позволила им сохранить древний язык, народные предания, древние танцы и обычаи. О том, что карачаево-балкарцы древнейший народ, свидетельствуют многочисленные факты лингвистические, исторические и археологические данные. Начнем с археологических.
«Обнаруженные до настоящего времени следы деятельности первобытного человека на территории Балкарии восходят к концу палеолита, т.е. древнекаменного века (12–15 тысяч лет назад). Они характеризуются первобытными стоянками Сосруко в Баксанском ущелье. Над самым верхним слоем каменного периода шел культурный слой бронзовой эпохи с характерными для этой эпохи остатками деятельности человека. Еще выше начинался период конца бронзы и начала железа (кобанско-скифский период). Затем шел кавказско-аланский и, наконец, на самом верху были остатки пастушеских костров нашего времени.
Таким образом, грот Сосруко является своеобразной книгой-историей, на страницах которой последовательно запечатлена жизнь человеческого общества в течение 12–15 тысяч лет».1
Основным занятием карачаевцев и балкарцев было разведение крупного и мелкого рогатого скота. Наряду со скотоводством они занимались и земледелием.
«Скотоводство в Балкарии, как и вообще в горах Кавказа, стало ведущей формой хозяйства, очевидно, после приручения овцы (II тысячелетие до н.э.). По археологическим данным, тогда же началось приручение лошади.
В это же время в Центральном Кавказе, богатом полезными ископаемыми, зародилась древняя примитивная металлургия и металлическое производство».2Археолог И. М. Мизиев сам участвовал во многих раскопках на Кавказе и пришел к следующим выводам: «Кавказ был освоен и заселен еще первобытными людьми эпохи палеолита. Он является одним из очагов становления человека как существа разумного. Недаром уже древнейшие художники пытались воспроизвести громадный кавказский хребет в своих произведениях. Еще 4200 лет назад, на заре бронзового века, неизвестный художник из Передней Азии пытался изобразить горную цепь Кавказа на знаменитой майкопской вазе».3
Аналог подобной вазы с изображением Эльбруса был найден в Балкарии в Черекском ущелье.
Гамирзан Давлетшин в статье «Белый волк и крылатый барс» отмечал: «центральную группу мифов у народов с развитыми мифологическими системами составляют мифы о происхождении мира, Вселенной. У остальных народов их крайне мало. У наших предков еще в глубокой древности сформулировался разветвленный комплекс космогонических воззрений».4
О том, что карачаево-балкарский народ сформировался в глубокой древности, говорят и названия на родном языке звезд, созвездий и даже танцы, посвященные им. Озай – «Космос», Жетегейле – «Большая Медведица», Чолпан – «Венера», Мелек жулдузла – «Дева», Къандауур – «Кентавр», Покъун – «Козерог», Мырых – «Марс», Гидала – «Орион». Космосу, созвездиям и отдельным звездам посвящены одноименные танцы.
«Орнамент с изображением небесных светил и явлений так называемых «солярных знаков» применяется для мужской и женской одежды к танцам. »5
В связи с тем, что балкарцы долгое время жили почти изолированно в неприступных горах Кавказа, у них сохранился не только древний язык, но и архаичные обычаи. И. С. Щукин отметил такой момент: «В старину часто бывали такие случаи, что два хороших приятеля еще в детстве обручали своих малолетних детей с целью породниться; еще и теперь в Карачае встречаются люди, которые были в детстве обручены родителями. если они были против, то их не принуждали, особенно в крестьянской семье, в княжеской же договоренность не нарушалась».6
Известно, что этот обычай существовал у древних тюрков и корнями уходит в седую старину, подобный обряд отмечается еще при легендарном Деде Коркуте.
Предания и легенды карачаевцев и балкарцев также свидетельствуют о древности этого народа. Одно из таких преданий написано классиком карачаевской поэзии Сымаилом Семеновым. В 1936 г. в соревновании акынов, посвященном армянскому эпосу «Давид Сосунский», проходившем в Ереване, занял первое место среди участников СССР. В предании «Ассы тау», написанном в стихотворной форме, говорится о всемирном потопе. Пророк Нух (Ной) хотел пристать во время потопа со своим ковчегом к горе Эльбрус. Но тот возгордился своей высотой, красотой и отверг пришельцев. Тогда Нух (Ной) решил наказать гордеца и прорезав ковчегом вершину Эльбруса, сделал его двуглавым. С тех пор гора назвалась Ассы – непокорный, злой.7
Автор этих строк, будучи научным сотрудником Института археологии Кавказа, сам записывал у стариков Приэльбрусья предания с подобным сюжетом. Мало того, даже рассказывали, что чабаны находили в снегах Эльбруса крашеные доски, якобы оторвавшиеся от ковчега.
Это предание отмечено еще в 1879 г. П. Остряковьм, который напечатал его в Петербурге в «Вестнике Европы». Вот что он пишет: «Как только Творец создал Кавказ и лучший его перл, величественный Эльбрус, то и дозволил у подножья этой горы селиться людям; первыми поселенцами были Ной со своим семейством, ковчег которого после всемирного потопа остановился на Эльбрусе. (В примечании отмечено) Горцы (балкарцы – А. Г.) положительно убеждены, что Ноев ковчег остановился на Эльбрусе. Одни указывают на впадину между вершинами горы как на место, через которое прошел ковчег, а другие более основательно ссылаются на то, что одному из горцев, всходившему на вершину, удалось найти обрубок как бы обделанного дерева, и обрубок этот до сих пор хранится у них как святыня.
Мало-помалу селения разрослись, но у подножья Эльбруса поселилось самое честное и воинственное племя, представителем которого был мастистый старец Девет, обучивший своих соплеменников ковать железо. За трудолюбивую жизнь, честность и веру в бога Девет был награжден девятнадцатью сыновьями-героями».8
Но вернемся к преданию Семенова Сымаила «Ассы Тау». Ассы означает гордый, непокорный, злой. Вспомним слова античных авторов о том, что аланы получили свое название от гор. Если горы Эльбруса назывались ассы, а впоследствии в I в. ассы переименовались в аланов, то появляется гипотеза, не оттуда ли аланы (асы) получили свое название от гор? «. Танаиса (Дон), составляющая границу Азии и Европы. За ней тянутся бесконечные степи Скифии, населенные аланами, получавшими свое название от гор; они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространяли на них название своей народности подобно персам.9
В старинном предании, опубликованном Мисостом Абаевым в начале ХХ века в парижском журнале «Мусульманин», есть интересные сведения об этногенезе балкарцев. В них говорится, что в древние времена в Балкарию пришел некто Малкар и застал там поселение, состоящее из жителей «таулу» (горцы). Затем к ним пристал некий Мисака, а впоследствии к ним пришел из Маджар Басиат, и после этого начинает расти население Балкарского общества.10
Из этого предания явно прослеживаются исторические процессы происходившие на Кавказе:
Малкъар (болгары).
Таулу (тауасы) – союз асских, аланских племен.
Мисака (подразделение гуннов – масаха).
Басиат из Маджар (хазары).
Таким образом прослеживается этногенез балкарского народа.
Болгары (малкар) – асы (тауласы) – гунны (мисака) – хазары – балкарцы. Возможно, особой разницы в языках этих племен не было.
Тюрки издревле пользовались рунической письменностью, о чем свидетельствуют некрологи, на обелисках, написанные в начале VIII века в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука. Карачаевцы и балкарцы также имели свою письменность, о чем свидетельствует древнее слово «месул» – редактор, которое уходит корнями в глубокую древность. Слово «мес» означает кожа, так сейчас называют кожаные ноговицы. Таким образом «месул» – редактор, возможно, образовалось еще в те времена, когда пользовались кожаными пергаментами. Первое свидетельство о наличии письменности у карачаево-балкарцев, относится к началу XV века.
«Иоанн де Галонифонтибус после посещения Кавказа в 1404 году написал, что карачаевцы имеют «свой собственный язык и свою письменность».
О том, что предки балкарцев и карачаевцев использовали руническое письмо, пишут В. А. Кузнецов, Е. П. Алексеева и др. Но если Е. П. Алексеева только предполагает, что раннесредневековая руническая письменность сохранилась у карачаевцев и в позднем средневековье, в XV в., то С. Я. Байчоров в результате многолетних исследований пришел к выводу, что предки карачаевцев и балкарцев – болгары – пользовались руническим письмом. Он сумел доказать, что язык памятников, найденных в Балкарии, Карачае, Дигории, – булгарский. Это подтверждает и множество булгарских топонимов в тех местах».11
В карачаево-балкарском языке сохранилось еще одно интересное слова – «къара таныгьан», т.е. человек, знакомый с письменностью, грамотный человек. В данном случае слово «къара» имеет два значения – «смотреть» и «черное», посмотреть на записи, на книгу. А слово «черное» тоже присутствует не случайно, возможно, тогда писали черной краской. Тогда слово «къара» может означать «посмотреть на черные буквы». В русском языке ведь также присутствуют слова «черновые записи», «черновик». Возможно, это калькированные переводы с тюркского, попавшие в русский язык с хазарских времен. Одним из ближайших языков к карачаево-балкарскому, является караимский язык. «Караим» также означает «посмотреть», «поглядеть». Возможно, что предки караимов были во времена Хазарского Каганата интеллигенцией, ведущей переписку, государственные дела, требуемые знания письма при оформлении документов. Таким образом, караимы – это нечто вроде клички, данной одному из хазарских племен. В Хазарии письменность велась на двух языках: на иврите и на тюркском. Кстати, на иврите слово «караим» означало то же самое, что и на тюркском, – «читающие».12
Доказательством всему вышесказанному может служить «Киевское письмо». Краткая история документа такова: в 1896 г. в Кембриджскую библиотеку Соломоном Шехтером была доставлена из Египта коллекция еврейских документов. Среди них оказалось «Киевское письмо» написанное еврейской общиной Киева своему ограбленному соплеменнику. В письме, написанном квадратным еврейским шрифтом, была просьба оказать единоверцу помощь для уплаты долгов. Внизу пергамента, в левом углу, тюркскими рунами написано «окудум» – я прочел. Резолюция оставлена неким хазарским чиновником, через которого проходила документация Киева. По мнению Норманна Голба, письмо написано примерно в 930 году.13
Тюркские руны написаны «с помощью пишущего инструмента в виде птичьего пера или кисточки. Чернила остаются черными».14 Обратите внимание, надпись сделана черными чернилами, что подтверждает предположение о том, что в слове къара – «смотреть» не случайно присутствует второе значение – «черное». Таким образом, караим означает «читать» (смотреть на черные буквы). В карачаево-балкарских легендах говорится о книгах, хранящихся в пещерах. Данный факт зафиксирован многими исследователями.
«В 1883 году В. Ф. Миллер на горе Донгат, в районе сел. Верхний Чегем, обнаружил «целое собрание могильных плит. » Эта тропинка ведет к пещере, в которой будто бы были найдены книги. »
«Л. И. Лавров писал, что «в районе Верхнего Чегема существовали небольшие церкви. Кроме них, в пещере на левом берегу реки Джилги находился склад богослужебных книг».15
Обычай хранить книги в пещерах напоминает сюжет из «Кембриджского анонима».
«И сказали начальники Казарии: «Есть пещера в долине Тизул, достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами». Они сделали так. Они вошли внутрь пещеры, и вот там были книги. »16 Долина Тизул и сегодня находится в Балкарии у подножия Эльбруса, за селением Гунделен в Баксанском ущелье. Тизул и Чегем находятся на территории современной Балкарии, и вряд ли можно считать случайностью, то что там, в пещерах хранились книги. Это традиция, которая уходит своими корнями в глубокую древность, когда появилась письменность, а затем и книги.
Историки локализуют Тизул в Барсилии рядом с горой Сеир. Горой Сеир в данном случае может быть Эльбрус. Сеир на карачаево-балкарском означает «прекрасный», «чудесный», возможно, это одно из древних и многочисленных имен Эльбруса. Кто же скажет, что Эльбрус не «прекрасная», «чудесная» гора!
Территория Карачая и Балкарии в свое время входила в Барсилию. В Чегемском ущелье и поныне находится местность Башиль (Барс эль), т.е. «страна барсов». Буква «с» перешла в «ш» сравнительно недавно, в древние времена употреблялась «с». Многие слова в «Кодексе Куманиксе» пишутся через «с», которые сейчас у карачаевцев и балкарцев произносятся через «ш».
Некоторые надгробные надписи античных городов Кавказа не только читаются и объясняются с тюркского языка, но даже сохранились в карачаево-балкарских фамилиях.
Мирмекий
«Акк, сын Атафия» (IV в.до н.э.).
Китей.
«Забаг. Тасион» (II в. н. э.).17
Фамилии Аккиевы, Атабиевы, Забаковы, Тесиевы сохранились в Балкарии до настоящего времени. В «Энеиде» Вергилия также упоминается подруга амазонки Камиллы-Акка.
В надгробиях античных Горгиппия, Танаиса также сохранились имена идентичные карачаево-балкарским фамилиям Аттакуас (Атаккуевы), Папа (Бабаевы), Атта (Аттаевы), Атас (Аттасаовы), Рахойсак (Рахаевы), Сога (Согаевы), Сарак (Саракуевы), Гол (Голлаевы), Дот (Доттуевы), Бадаг (Бадаховы). Месак (Мысакаевы), Багги (Бегиевы).18
Кроме того, в этих надписях встречаются имена идентичные этнонимам и топонимам карачаево-балкарского нартского эпоса
Борак – напоминает нартскую фамилию Бораевых и кличку коня нарта Борак.
Аттамаз (Ачемез) – герой нартского этпоса.
Басилид. Басил (Башиль) – местность в Балкарии, находится в Чегемском ущелье. Грузины называют балкарцев басианами. Византийское василевс так же имеет карачаево-балкарский корень бас(баш)-глава.
Встречается в этих надписях и имя царя Аспарга, что напоминает имя болгарского хана Аспаруха. Данный материал свидетельствует, что тюрки, в частности предки карачаевцев и балкарцев, жили на Кавказа еще до нашей эры. Об этом же свидетельствует и хронология летописи «Карча».
Вышеназванные фамилии встречаются не только у карачаевцев и балкарцев, их можно встретить у многих представителей Кавказа, но переводятся они только с тюркских языков.
Атабиевы. Атабий (карач.-балк. ата – отец, бий – князь) – Отец князь. Акаевы. Акка – «дед».
Долаевы. Дуло – древний княжеский род болгар.
Аттаевы, Атаевы. Ата – «отец». Аття – «отец». Фамилия напоминает имя скифского царя Атея, воевавшего с отцом Александра Македонского Филиппом в IV в. до н.э. В царских монетах Атея пишется Атайос.
Яхтанигов, ссылаясь на Волкова Н. Г. пишет: «Осетинскими по происхождению являются и другие балкарские фамилии: Атабиевы, Кобановы, Гузеевы, Кундуховы, Глашевы, Гасиевы, Мусукаевы, Цораевы…»19
Но этимология этих фамилий говорит об обратном. Атабиевы. Атабий (кар.-балк. Ата – отец, бий – князь). Кобановы. Кобан – «буйный, бешеный». Гузеевы (гузы – тюркское племя). Кундуховы. Кундух (тюрк. кун – солнце, ух, ук – род) – из рода солнца. Цораевы. Цор (тюрк. цор, джор – крест). Глашевы (тюрк. гылас – предводитель). Упоминается в «Походной песне Нартов».20
Адилбек тизилгенлени башы– Адилбек становится
бола главой строя
Джортуулда чауш бола, В походе воином становится
Гылаш бола, о-о-ой…» Полководцем становится,
По преданиям, некоторые из этих фамилий пришли в Балкарию из Осетии (Дигории). Но это не значит, что они были изначально осетинами. Территория Осетии раньше называлась Оз, Ос. В грузинских летописях она получила название Осетия. А осетины называют себя ирон. В летописи Карча эта земля называется «Оз жери» – земля Оз. Точно так же обстоит дело с фамилиями, пришедшими из Грузии, – Курдановы, Соттаевы, Рахаевы, Эбзеевы… Курдан (тюрк. курт – волк) – тотем тюрков. Курдан – местность возле Аральского моря, где в свое премя проживали асы-аланы. Соттаевы. Сат, шат означает на карачаево- балкарском «радостный», «счастливый». Оттуда идет имя нартской героини Сатанай – счастливая мать, мать счастья. Да и гора Эльбрус в древних балкарских преданиях отмечается как Шат-тау (гора счастья). Рахаевы. Ра – древнее тюркское название реки Волга. Предки Эбзеевых жили в Карачае, после нашествия Тамерлана уехали в Грузию, но потом вернулись, поэтому их назвали Эбзеевыми (Грузиновыми). Легендарная грузинская фамилия Багратиони имеет так же карачаево-балкарские корни. Баграт (карач.-балк. багыр-медь, ат-конь) – медный всадник. Карачаевцы и балкарцы имели с соседями-грузинами, тесные дружеские связи и имеют фамилии с грузинскими корнями. Эристаевы. Эристав (груз. князь). Отаровы. Их предок Отари был из княжеского рода Дадиани, воспитывался в Баксанском ущелье, упоминается в легенде «Карча – вождь свободных».
Вышесказанные археологические, мифологические, лингвистические доводы свидетельствуют, что карачаево-балкарцы жили на Кавказе с древнейших времен и сохранили многое из культуры своих предков.
1. Очерки историй балкарского народа. Нальчик, 1961. С. 6.
2. Там же. С.11.
3. Мизиев И. М. Следы на Эльбрусе. Ставрополь, 2001. С. 7.
4. Журнал «Родина» №8. М., 2005. С. 24.
5. Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1998 С. 917.
6. Там же. С.14.
7. Джырчы Сымаил. М., 1992. С. 176–178.
8. Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик.1983. С. 48.
9. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 2004. С. 205.
10. Абаев. М. К. Балкария: Исторический очерк. Нальчик. 1980. С. 6–7.
11. Проблемы исторической лексики карачаево-балкарского и ногайского языков. Черкесск, 1993. С. 137.
12. Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2002. С. 158.
13. Норманд Голд и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва – Иерусолим, 1997. С. 96
14. Там же. С. 139.
15. Бабаев С. К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2007. С. 224.
16. Норманд Голд и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва – Иерусолим, 1997. С. 139.
17. Античные источники о Северном Кавказе/ Сост. Аталиков В. М. Нальчик 2004. С. 242–243.
18. Там же. С 249–257.
19. Яхтанигов Хасан. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993. С. 28.
20. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001. С.369.