караимские кенасы в евпатории что это такое
Караимские кенассы Евпатории
Караимские кенассы в Евпатории расположены в старой части города, на улице Караимской. Это один из крупнейших храмовых комплексов крымских караимов на полуострове, которому уже более 200 лет. Является религиозным центром караимов не только Крыма, но и всей России, с 1837 года. Молитвенный комплекс состоит из Большой и Малой кенассы. На территории в 2500 квадратных метров функционирует этнический музей, благотворительная столовая и мидраш — религиозная школа. Комплекс является памятником архитектуры XVIII века государственного значения.
Караимские кенассы Евпатории — панорама Google Maps:
Караимы считаются потомками хазар, принявших иудаизм. Составляют особую религиозную группу. На иврите слово «кара» означает «читать», слово «караим» переводится как «чтецы». Их религия является особым видом иудаизма, основа которого заложена в Ветхом Завете. Караимы чтут Тору, но, в то же время, не признают Талмуд. В некоторых аспектах их вера перекликается и с исламом, и с христианством. Во время оккупации Крыма фашисты истребляли караимов наравне с евреями. Практически был уничтожен целый народ, и сегодня на полуострове Крым проживают около 2200 представителей караимов, которые старательно оберегают свои обычаи и традиции.
Архитектура
Караимские кенассы являются одной из главных достопримечательностей Евпатории. Многие туристы специально приезжают в центр города, чтобы полюбоваться великолепными двухсветными зданиями зального типа. Этот тип зальных сооружений, очень редко встречается в России, что еще больше увеличивает художественную ценность кенасс. Окна здесь построены в два уровня. Причем в Большой — окна верхнего ряда имеют стрельчатое завершение, а в Малой кенассе — завершение окон полукруглое. Крыша черепичная, четырехскатная. Арочные галереи — веранды («азара») остеклены и обрамляют северные фасады зданий. Здесь перед молитвой собирались старейшины общины. Входы в кенассы представляют собой стрельчатые арки, украшенные искусной каменной резьбой.
Кенасса освещена двумя рядами окон, украшена старинной чеканной серебряной церковной утварью и богатыми персидскими коврами. Внутри молитвенного комплекса расположены пять внутренних двориков: Мемориальный, Ритуальный, Ожидание молитвы, Мраморный и Виноградный. Один из них украшен работающим фонтаном. Этот архитектурный ансамбль был построен по проекту Соломона и Самуила Бобовичей в начале девятнадцатого века.
Большая кенасса (Соборная)
Строительство кенассы началось в 1804 году, а уже через год здесь состоялось первое богослужение. По другим данным, она была построена в 1807 году. Эти разночтения, вероятно, возникли из-на начала проведения богослужений, которые могли служить еще в недостроенном храме. Она предназначалась для осуществления богослужений в праздничные и воскресные дни. Алтарь кенассы ориентирован в сторону юга. Центральные ворота кенасс, выполненные в стиле Ренессанс по проекту архитектора Евгения Исаковича, появились в 1900 году. Вход украшен красивым порталом и выстроен в виде триумфальной арки с шестью колоннами, напоминает знаменитые ворота константинопольского дворца Долмабахче. Раньше его дополняли две вазы, расположенные на тумбах. После проведения реставрационных работ осталась лишь одна, которую установили по центру.
Средняя часть соборной кенассы является самой большой и предназначена для моления мужской части общины. Сейчас для молящихся установлены скамьи, а раньше богослужения проводили, стоя на коленях. Замужние женщины молились на балконе, расположенном в северной части кенассы. Под ним было отведено место совершения молитв для стариков и для тех, кто соблюдал траур.
Малая кенасса
Предназначена для проведения богослужений по обычным субботам и будним дням. Была построена в 1815 году, на месте старого и ветхого молитвенного дома XVI века. После произведенных реставрационных работ вновь открылась 4 сентября 1999 года. Здесь сохранился старинный алтарь, который ранее был установлен в караимской кенассе Галича. Также сохранилась старая каменная лестница. Караимские женщины поднимались по ней к отдельному входу, который вел на балкон, закрытый решетками.
Виноградный дворик
Самый большой дворик, который был построен в 1835 году. От Караимской улицы он вел прямо к молитвенному дому. Раньше он был покрыт каменными плитами, здесь росли персики, абрикосы и виноград. В здании, справа от входа, расположен музей, ранее в нем размещалось караимское духовное училище. В этом дворе расположена благотворительная столовая и еще несколько хозяйственных построек.
Длина дворика — около 48 метров, он делится еще на три дворика. В последнем из них находится фонтан из мрамора, используемый для омовения верующими своих рук перед входом в кенассу. В мраморных нишах двора установлены плиты и стелы, имеющие надписи на древнееврейском языке. На них запечатлены имена людей, которые внесли важную лепту в жизнь общины, а также самые важные события, происходившие в истории караимов.
Мраморный дворик
Свое название дворик получил благодаря белому мрамору, которым был вымощен. У него есть и второе название — двор-колоннада, которое он получил в честь конической мраморной стелы. Ее построили в 1851 году, в память о посещении кенассы императором Александром І, которое произошло в 1825 году. На стеле расположен двуглавый орел из бронзы, с широко расставленными крыльями. Сама колонна, вместе с солнечными часами, была изготовлены в Константинополе.
Дворик ожидания
По периметру всего дворика построена сплошная колоннада. В ее центре помещается шестигранная беседка, изготовленная из металла. По форме она напоминает тюркскую юрту. В этом дворике караимы ожидали начала молитв. Также здесь жители общины разбирали общие вопросы, решали конфликтные ситуации. Во время праздников беседка украшалась коврами и фруктами. Перед беседкой расположен вход в Большую кенассу. В Малую кенассу можно войти через вход, расположенный в восточной стене.
После 1927 года кенассы были закрыты. В 1942 году на какое-то время открыли Малую кенассу, а в Большой организовали музей караимов. После войны эти здания использовались как детский сад, здесь работали курсы медсестер и секции спорта, был организован антирелигиозный музей, БТИ и музей краеведения.
Соборная кенасса вновь была открыта 9 сентября 2005 года. Занимался организацией фонда восстановления и руководил строительными работами по восстановлению памятника в конце 90-х годов глава Евпаторийской караимской религиозной общины В. З. Тирияки.
Режим работы и цены
Туристы могут посещать Караимские кенассы Евпатории в течение всего года. Летом они открыты с 8:00 до 20:00, а в межсезонье — с 10:00 до 19:00-21:00. По субботам и в религиозные праздники — комплекс закрыт. Входной билет с экскурсией стоит — от 250 рублей с человека. В теплое время года проводится несколько экскурсий в течение дня. В остальное время необходимо предварительно договориться о ее проведении. В молитвенный комплекс запрещено входить в шортах и людям с голым торсом.
Как добраться
Караимские кенассы Евпатории находятся по адресу: улица Караимская, 68. На общественном транспорте следует доехать до следующих остановок:
В Евпатории и Крыму проще всего вызвать такси с помощью мобильных приложений. На полуострове работают такие таксомоторные компании, как Республика (народное такси), UpTaxi, Такси элит Крым, Крымтакси, Shark.
Видео о Караимских кенассах Евпатории
Кенассы — караимский храм в Евпатории
«Чтецами» (караимами) на средневековом востоке называли тюрков и крымских византийцев, решивших исповедовать иудаизм. Религия была занесена в Тавриду хазарами. Основную массу караимов истребило мусульманское население полуострова. Часть представителей конфессии дождались прихода русских. В Крыму можно найти восстановленные караимские обители. Примечательна в этом плане и Евпатория. Караимские кенасы – архитектурный ансамбль в ее исторической «сердцевине».
СОДЕРЖАНИЕ
Где находятся кенассы в Евпатории?
Караимские кенасы расположены в историческом ядре «детского» курорта, неподалеку от места, где встречаются улицы Интернациональная и Караева. Тут почти тысячу лет стоит Текие Дервишей, а в паре шагов начинается Караимская улица. В этой-то точке приезжие начинают обозревать вышеуказанный пункт для экскурсии. Остается лишь добавить, что посетив данный музей, можно за две минуты добраться до Гезлевских ворот.
Караимские кенасы на карте Крыма
История появления достопримечательности
Кенасы, или кенассы (с одного из еврейских языков слово переводится «дома»), появились на месте караимской церкви постройки XVI века. Ей не удалось дожить до нашего времени. Караимы С. и С. Бабовичи (известные на полуострове архитекторы) когда-то создали проект данных сооружений. После их постройки (в первой четверти позапрошлого столетия) братья украсили здания уникальной ныне достопримечательности Евпатории триумфальной отделкой в стиле позднего классицизма.
В 1927 г. крымско-иудейский храм был закрыт. Благодаря трудам спасающихся в Крыму евреев, Малая кенаса стала действовать в период немецкой оккупации. После Великой Отечественной войны здесь был антирелигиозный музей, бюро технической инвентаризации и даже залы для занятий спортом. Реконструкцией и повторным открытием своего духовного центра караимское население смогло заняться лишь в 1998-1999 гг. С 2005 г. достопримечательность имеет свой нынешний вид.
Интересные факты об иудейской памятке
В мемуарах современников императора Александра I (царский визит в кенасы увековечен величественным обелиском) можно прочесть о том, что тот долго рассматривал иудейские книги, чем навлек подозрения сопровождавшей его свиты в преданности православию. Сразу же после этого события данный храм стал центром караимов Российской империи.
Чем привлекают туристов евпаторийские Караимские кенасы?
Фото, на которых обнаруживается караимская церковь, можно в огромном множестве найти в сети. Евпатория, Караимские кенасы – для многих туристов эти названия тождественны друг другу. Люди приезжают в центр городского округа, чтобы посетить именно этот объект. Дело в том, что помимо исторической, он имеет и художественную ценность. Ансамбль, занимающий четверть гектара, состоит из красивых двухсветных зданий зального типа (таких очень мало на территории России). Внутренний дворик украшен сейчас фонтаном.
Малые и Большие кенассы отстроены по одному принципу. Солнечный свет проникает сюда из окон на фасаде, воздвигнутых в два ряда. Различаются постройки лишь сводами оконных проемов. В Большой кенасе они стрельчатые, а в Малой – имеют форму полукруга. В составе Большой различают Керчийский комплекс, построенный в 1805 г. Работа над Малой закончилась лишь десять лет спустя. Любопытно, что фундаментом к этому фрагменту комплекса послужили останки караимского храма XVI столетия.
Богато декорирован реконструированный зал для молитв, восстановленные помещения религиозной школы, благотворительной столовой и хозяйственных помещений. Сейчас здесь располагаются Музей караимской истории и культуры, библиотека «Карай-Битиклиги» и действующая церковь (ведь официально караимов в Крыму насчитывается не менее двух тысяч).
Вход в комплекс культовых сооружений для туристов открыт только в курортный сезон. Режим работы заведения приводится чуток ниже. Вход на территорию стоит недорого. Для детей, студентов и пенсионеров имеется существенная скидка. Сюда запрещен вход для посетителей с голым торсом или людей, одетых в пляжные шорты.
Как добраться до кенас в Евпатории?
Кенассы в Евпатории посетить довольно просто. Нужно сесть в автобусы №1, №6 или №17 (они проходят автовокзал), а затем доехать до остановки «Укрсоцбанк». Теперь следует просто двигаться на запад – надо пройти не менее 350 м вдоль старинной малоэтажной застройки, имея возможность по пути осмотреть синагогу Егия-Капай.
Чтобы доехать до достопримечательности на машине, от центра Евпатории предстоит преодолеть такой маршрут:
Туристу на заметку
Кенассы в Евпатории – такая же ценная часть религиозного наследия северо-западного Крыма, как останки античного Херсонеса, храм Иоанна Златоуста или Мечеть Джума-Джами. Данный шедевр является частью туристического маршрута «Малый Иерусалим», ознакомиться с информацией о нем можно в городском музее. Многие путешественники указывают в своих онлайн-заметках, что здесь их обволакивала приятная атмосфера уюта. В завершении смотрите небольшое видео об этом культовом объекте.
Караимские кенасы в Евпатории — действующий храмовый комплекс
Евпатория — город солнца, моря и незабываемых впечатлений. Его история насчитывает не один десяток веков, чем и привлекает к себе отдыхающих и туристов. Здесь сохранились уникальные архитектурные сооружения, часть из которых представляют караимские кенасы. Это храмовый комплекс одной из самых малочисленных народностей на планете — караимов.
Караимские кенасы на фото:
Исторический факт:
Строительство храмового комплекса положено в начале XIX века, а его полный архитектурный образ продолжал формироваться в течение половины столетия. Общая площадь сооружения составляет 0.25 га. Кенасы входят в число главных экскурсионных объектов Евпатории.
Народность караимы
Более двух веков караимы были тесно связаны с Российским государством. Историки и Этнографы точно не сообщают, когда именно караимы появились в Крыму и с каких земель пришли их предки. Сегодня небольшие группы караимов проживают в разных частях света. Несмотря на большое удаление друг от друга, члены всех общин осознают себя единым целым с общей историей, культурой и языком.
Караимизм, как религиозное учение, возник в VIII веке, но своими корнями уходят в давние времена. Основоположником движения считается иудейский богослов Анан бен Давид. Изначально караимов так называли за их вероисповедание, и лишь в советское время они превратились в народность. Они исповедуют караимизм. Их вера посвящена единому Богу. Караимы чтят Священное Писание Ветхого Завета на древнееврейском языке. Всего насчитывается не более 2000 представителей этого религиозного движения в мире. Их цель — служение господу, любовь к ближнему и почитание чистоты законов.
История комплекса
На гребне скалистого плато возвышаются стены крепости Чуфут-Кале. Здесь долгое время жили крымские караимы. Гостеприимный приморский город Евпатория на протяжении последних веков становится местом мирного и взаимообогащающего контакта основных мировых религий, и представители караимской общины Чуфут-Кале переселяются в Евпаторию. В конце XVIII века город становится одним из основных мест проживания крымских караимов. В центре этого «Малого Иерусалима» туристов встречают улицы, на которых и обитают караимы. В связи со значительным увеличением численности общины насущным являлся вопрос о строительстве кенасы. В 1803 году архитекторами братьями Бобович создается религиозный центр.
От парадного входа к кенасам ведет беломраморная галерея. Именно здесь находится фактический центр жизни и культурного взаимодействия крымских караимов. В советское время храмовый комплекс был закрыт на долгое время, лишь во время Великой Отечественной войны часть здания открывается для прихожан, а в 1959 году кенасы в очередной раз закрывают. Осенью 2005 года она снова распахивает двери для свободного посещения.
Храмовый комплекс
Одной из значительных построек историко-архитектурного достояния общины, сохранившихся в Крыму, становится сооружение религиозного культа — евпаторийские кенасы. Их архитектурный образ выдержан в духе эклектизма, гармонично сочетая неоготическую, мавританскую и византийскую стилистику. В состав храмового комплекса входят Большая и Малая кенасы, школа, столовая, постоялый двор и несколько внутренних участков. Вход в кенасы украшает триумфальная арка, декорированная гладкими колоннами. Над аркой красуется треугольный портик с изысканной лепниной. Пройдя ворота, с левой стороны находится небольшой фонтан для омовения. Далее следуют несколько двориков, создающих специальный душевный настрой для последующих молитв.
Видео обзор:
Кенасы сегодня
В разное время помещения комплекса занимали всевозможные организации: курсы медицинского персонала, музей атеизма, спортивные секции, детские заведения, краеведческий музей. Сегодня храмовое сооружение открыто для гостей. На территории работает библиотека, музей истории и кафе с народной кухней. В кенасы можно попасть по единому билету, купленному на обзорную экскурсию по Евпатории или приобрести билет непосредственно на входе в кенасы.
Как добраться
Храмовый комплекс расположен на улице Караимская, 68 в районе Старого города. По мощеным улочкам лучше совершить прогулку — это пешеходная зона. От автобусной остановки можно дойти за 5 минут. В эту сторону идут автобусы под номерами 1, 6 и 17 или маршрутное такси до остановки «Водоканал».
Караимские кенасы — это удивительный архитектурный ансамбль, который завораживает простой линий в гармоничном сочетании с природными элементами. Место чистых мыслей и души.
Караимские кенасы на карте Крыма
GPS Координаты: 45.197910 33.372806 Широта/Долгота
Караимские кенасы
Караимские кенасы были для меня пунктом номер один для посещения в Евпатории. Но хотя мы и жили в 10 минутах ходьбы от них, попали только на 5 день нашего пребывания.
До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вёл к дому молитвы.
Кенасы — своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место. Только что вы стояли на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника, — а за воротами кенас будто начинается другое государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры.
Крымские караимы — один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму из проживает несколько сотен, а на Украине — не более тысячи человек. Во всём мире насчитывается около 2000 крымских караимов. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы — заботливый, добрый народ, у них всегда в почёте была благотворительность и образование. Караимов также называют загадочным народом: учёные сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в VIII—XII вв. н. э.
После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведётся на языке Библии — древнееврейском.
Караимизм как религиозная доктрина возник в VIII веке, но корни его уходят в далёкое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого Завета. Цель караимизма — служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто называют «хранителями Завета». Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведётся на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский. Перед молитвой обязательно омовение рук и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведёт на балкон, забранный деревянной решёткой. Службу в храме ведёт газзан (священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочерёдно с прихожанами. Это обязывает прихожан сосредоточить своё внимание на богослужении — не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить, какая молитва читается.
Кенасы — это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т. е. 60 на 30 м). Посетителей встречает портал главного входа, виноградный и мраморный дворики,
Караимские кенасы в Евпатории и их история
Караимские кенасы в Евпатории фото главного входа
Караимские Кенассы на карте города
Кенасы сохраняют наследие достаточно небольшой народности из тех, что и сегодня населяют Крымский полуостров. И хотя в Крыму осталось чуть больше двух тысяч представителей этой национальности, они бережно относятся к своей культуре.
Так кто же такие караимы?
Танцующие караимы в национальных костюмах
А Чуфут-кале оставался центром караимской культуры до конца 18 века — там была их первая типография. Прекрасно сохранилось и расположенное неподалеку кладбище, в то время как евпаторийское, к сожалению, было почти полностью разграблено вандалами.
1783 год заставил караимов разграничить свою религию и ортодоксальный иудаизм — эти меры потребовались в связи с присоединением Крымского полуострова к Российской империи. Но проблем с признанием самостоятельности караимской религии не возникло, хотя этот народ и отправляет служение на древнееврейском языке, то есть том, на котором была написана Библия.
В 1795 году Екатерина II освобождает этот этнос от двойного налога и дает разрешение на владение землями. В документах стали использовать формулировку «караимское вероисповедание», а в Сенате была проведена аналогия между караимскими и мусульманскими духовными должностями.
Гугл панорма места
Характерные черты караимской веры
Корни религиозных верований караимов уходят далеко в прошлое, но официальной датой возникновения религии считается восьмой век нашей эры. Как и иудеи, они чтят Ветхий завет и являются приверженцами единобожия.
Ни Талмуд, ни Коран, ни Новый завет в представлениях караимов священными книгами не являются. Религиозная установка такова: Ветхому завету никакие дополнения и толкования не нужны — именно поэтому богослужение у них ведется на языке древних евреев. Переводы не могут быть идеально верными, так что изучение «библейского» языка обязательно для верующего караима.
Перед тем, как войти в кенасу на молитву, караимы омывают ноги из фонтанчика, который обязательно установлен во дворе, там же споласкивают и руки. Перед входом снимают обувь. Как и у мусульман, женщины и мужчины молятся отдельно, причем женщины даже заходят через специальный вход. Их место для молитвы — балкон.
Фонтан для омовения ног
Служить в храме может как священник, так и член общины, которому доверена эта почетная обязанность. Во время молитвы караим сосредоточен на ней — в основном это псалмы.
Суббота и праздники — это дни для духовных песнопений не из Библии — исполняются песнопения, которые караимские поэты написали в давние времена. Если караим не участвует в богослужении, он оскорбляет храм, а это считается одним из самых ужасных поступков для верующего.
Для крымских караимов всегда была характерна как этническая, так и религиозная изоляция, поскольку библейские заповеди толковались ими на тюркский манер. Такие же мотивы присутствовали и в обыденной жизни.
Караимские кенасы : архитектурный памятник
При входе в кенасы можно увидеть триумфальную арку с гладкими колоннами, а сама арка украшена портиком треугольной формы, который отличает изысканность лепнины. Во дворе слева располагается тот самый фонтан. Прежде, чем войти в сам храм, верующий должен пройти сквозь несколько двориков — так он успеет проникнуться торжественной атмосферой и настроиться на молитву.
Так, длина Виноградного дворика — около 30 метров, его стены украшают мраморные плиты. Он назван так потому, что галерея закрыта решеткой с узором из виноградных ветвей. Плиты не гладкие — если человек знает древнееврейский, он сможет прочесть имена тех, кто принимал участие в строительстве, а также получить информацию о важных исторических событиях. Самая старая плита относится к концу 18 века, а в конце века прошлого установили еще одну, почитая память погибших в войне и от геноцида караимов.
Сразу за ним расположен дворик Мраморный. И действительно — здесь все устелено этим камнем из Италии, есть красивая декоративная колоннада. В память о том, что караимов посещал российский император Александр, в 1851 году здесь установили колонну с двуглавым орлом.
Внутренний мраморный двор
В лапидарии можно увидеть образцы древней письменности, которые высечены в камне, и несколько надгробий, которые перенесены с разграбленного караимского кладбища.
В Малой кенасе по будним дням отправляются службу. Напротив входа есть помост, хранящий древние свитки Торы, а в женское помещение для молитв, украшенное резьбой, ведут ступени из восточной части храма.
В Большой кенасе богослужения проводят по праздникам. Перед ней расположен небольшой портик с мозаичным остеклением, которое особенно прекрасно выглядит в солнечные дни. Это архитектурное сооружение интересно тем, что по своему исполнению оно аналогично храму Соломона.
В самих кенасах можно приобрести очень интересную литературу — от книг о караимской истории и культуре до сборников кулинарных рецептов.
Если не хотите идти, можете доехать на автобусе №1, №6 или №17 (они проезжают автовокзал), и выйти на остановке «Укрсоцбанк».
Как добраться (маршрут)
Важная информация:
В летний период можно попасть на экскурсию в комплекс — они проводятся два — три раза в день, зимой же — только по договоренности. Стоит этого от 500 рублей в любое время года, но пользоваться услугами экскурсовода необязательно: за сто рублей можно изучить территорию самостоятельно.
Ну и как всегда, напоследок редакция сайте еду в Крым подобрала для вас, наших читателей, видео из цикла «Малый Иерусалим«, маршрут которого проходит через кенасы: