карьерный трек что это
Как продумать свою карьеру на пять лет вперед
В попытках сбежать из «душного офиса» или добиться желанного руководительского кресла мы часто не видим ничего, кроме заветного пункта B. Представьте, что вы уже на месте. Что дальше? Может оказаться, что желанная работа – это ваш потолок, или она перестанет быть желанной. О пункте C вы еще не думали.
Решить эту проблему поможет карьерная карта. Это инструмент, который поможет вам всегда видеть масштабные цели и иметь под рукой запасные варианты. Подробно о том, что это за карта, зачем она нужна и как ее составить, рассказывает бизнес-психолог, карьерный консультант и преподаватель программ MBA Светлана Войтенко.
Кому и зачем нужна карьерная карта?
Карьерная карта добавляет ясности во время движения от одного карьерного пункта к другому. Она подсказывает, что нужно сделать и какие качества и навыки «нарастить» во время движения, чтобы наверняка достичь поставленной цели — переместиться на другой уровень жизни.
Карьерная карта экономит ваше время и помогает понять, к какому результату вы стремитесь, как итог — вы не блуждаете бессмысленно, верно определяете направление и способы движения на новый уровень.
Карьерная карта позволяет держать баланс между внутренним — самим человеком: его способностями, интересами, навыками, и внешним — рынком труда, состоянием отрасли.
Карьерная карта нужна вам, если вы:
• Чувствуете застой и остановку в карьере.
• Находитесь на карьерном перекрестке, видите одновременно несколько возможностей и хотите сделать правильный выбор.
• Только начинаете свою карьеру или еще планируете ее.
Какие важные проблемы решает карьерная карта?
Узкое видение профессионального поля, особенно если человек работает много лет в одной компании. О том, что творится на рынке труда, да даже в его отрасли, он мало представляет в силу банальной нехватки времени. Карьерная карта помогает профессионалу взглянуть шире, за пределы своей компании и себя, текущего. Заставляет проснуться и всегда быть включенным и бодрым.
Непонимание реальной ценности самого себя, как профессионала. Человек часто живет в иллюзии, что он — единственный и неповторимый, и его «оторвут с руками и ногами, как только он заявит о своей готовности сменить работу».
Либо другой полюс: мои навыки кому-то вообще нужны? Карьерная карта определяет человека и его местоположение относительно других профессионалов. Вы видите своих конкурентов, прямых и косвенных, тех, с кем можете претендовать на одни и те же позиции, если это про найм, или на одних и тех же клиентов, если работаете сами на себя. Создание карьерной карты не лишает вас индивидуальности, а, наоборот, позволяет ей проявиться наилучшим образом.
Переход из одной отрасли в другую или из одной профессии в другую. Переход — это период, в течение которого ощущение времени теряется, и если им не управлять, процесс затягивается. Плюс в этот момент человеку важно знать, на какие из уже имеющихся навыков он сможет опираться в новой карьере, а какие нужно будет убрать, чтобы не смущать ими новых работодателей и самому быть уверенным в актуальности своих инструментов.
Опытные соискатели часто «везут» с собой все, чему научились с первого рабочего дня, не учитывая, что ссылка на этот навык в резюме может только помешать поиску работы или карьерному продвижению. У меня в 2019 году был клиент, который до сих пор указывает в резюме навык «программирование на Бейсике», полагая, что работодатель сделает вывод из этого пункта, что «у него есть интерес к IT». Хотя весь последующий опыт человека был совершенно в другой сфере, а в IT в активе сейчас совсем другие языки.
Карьерная карта и фриланс
Есть мнение, что карьерная карта нужна только тем, кто в найме, а вот если ты вышел в свободное плавание, – никто тебе не указ: что хочу, то делаю, куда хочу, туда плыву, но это не так. Спустя 10 лет нахождения в «свободных водах» я могу сказать, что для фрилансера такая карта еще важнее.
Приходит в голову метафора с надувной резиновой лодкой, которая вышла в открытое море, и ее то к одному берегу прибьет, то к другому, а то закрутит с бешенной скоростью на одном месте. Если смотреть на такую лодку издали, из бинокля, например, то вообще непонятно, чего от нее ждать в следующую минуту: не перевернется ли она от дуновения ветра и насколько ее хватит вообще продержаться на воде. Такое состояние очень энергозатратно для самой лодки и непонятно для других судов, находящихся с ней в одной воде — клиентов, партнеров, родных и близких.
Карьерная карта включает в себя оценку своих умений и навыков в текущий момент, и если для тех, кто в найме, регулярно проводится оценка, то фрилансеры сами редко решаются пройти эту процедуру.
Основное отличие карьерной карты фрилансера от наемного сотрудника в том, что при планировании карьеры в организации необходимо учитывать устремления как самого человека, так и организации. А фрилансер должен соотносить себя с рынком в целом: с конкурентами, трендами, которые есть на рынке, изменяющимися запросами клиентов.
На какой период составлять карьерную карту?
Изменения в жизни и на рынке труда происходят регулярно. Уже сейчас в течение жизни человек делает несколько карьерных переходов, и их количество будет расти. Времени на переходы будет все меньше, поэтому их нужно готовить и продумывать заранее, и быть готовым рассматривать альтернативы.
С другой стороны, приходит понимание, что за свою карьеру отвечаете вы сами, а не работодатель. У последнего могут быть карьерные возможности, но они могут не отвечать вашим карьерным потребностям. Вариантов карьеры и форм занятости стало гораздо больше: можно работать в найме и одновременно фрилансить, открыть ИП и вести бизнес, даже нанимать сотрудников, оставаясь при этом одной ногой в стабильной организации.
Отсюда вытекает период, на который составляется карьерная карта. Обычно это не более 3-5 лет, потому что на больший срок планировать бессмысленно: слишком много неопределенности.
Я бы еще обращала внимание на скорость развития самой отрасли, появления в ней новых профессий, требований к новым навыкам и знаниям и сложность овладения новыми навыками. Например, в IT скорость изменений очень высока. Здесь всегда появляется что-то новое, и требования к сотрудникам регулярно меняются, профессий и уровней в них много, карьерный путь может быть самым разнообразным. А, например, на металлургическом или любом другом крупном, технологичном производстве изменения происходят гораздо медленнее, и чтобы освоить профессию, тоже нужно больше времени.
Как составить карьерную карту?
Целью может быть должность в компании определенного уровня, задачи, которые хотите решать, или роль, которую хотите реализовать. Например, «войти в ТОП-10 своей отрасли», «стать президентом корпорации» или «стать самым крутым разработчиком программ развития детей».
Не бойтесь желать и помните: это цель не на всю жизнь, а на определенный период, и вы всегда можете ее изменить, если захотите.
Оцените свое текущее положение, основные компетенции и навыки. Это будет точка А в карьерной карте. Что здесь важно? Оценивать не по названию должности, а по совокупности знаний, умений и навыков, которые есть у вас сейчас.
Можно просто взять листок бумаги или открыть гуглдок и выписать все, что делаете сейчас, какие навыки и знания в этом помогают и насколько они проявлены, например, по 10-балльной шкале.
Самому бывает сложно быть объективным к самому себе, особенно если с рынком труда «нет связи» и не очень четко представляешь, насколько твои навыки развиты по сравнению со «средним по больнице». Тогда можно найти эксперта в своей отрасли, который проведет такую оценку и даст развернутую обратную связь об уровне ваших навыков. Могут помочь актуальные профессиональные тесты, если они есть для вашей позиции и обязанностей. Для наглядности укажите, где эти навыки и знания вы «прокачивали»: курсы, тренинги, книги, реализованные проекты.
Если готовы составлять карьерную карту с доходом, тогда укажите рядом с этой точкой ваш текущий уровень дохода. Иногда это тоже отрезвляет и дает «внутреннего пинка» для более активного движения вперед, если доход и уровень умений-знаний находятся не в балансе.
Нужно найти и отследить карьерные треки и истории успеха тех, кто впереди вас, кто уже прошел тот путь, который вам еще предстоит пройти.
Ищите резюме на работных сайтах, LinkedIn, в фейсбуке и просто в гугле. Заходите и анализируйте профили людей. Каким образом вырастали текущие топ-менеджеры в вашей индустрии/функции?
Обращайте внимание на:
Сохраняйте себе названия обучающих курсов и мест обучения, которые они указывают, замечайте их последовательность.
Научитесь различать стандартные переходы, принятые в отрасли, и нестандартные кросс-индустриальные и кросс-функциональные переходы из серии: «А что, так можно было?». Именно они помогут намного шире взглянуть на собственный карьерный трек.
Очень полезно выяснить, как строится карьера в индустрии, в которую вы хотите перейти или только начинаете строить карьеру. Кто в разных индустриях считается компаниями высшей лиги, кто профессионалы и полупрофессионалы, переход из каких/в какие индустрии происходит легко/трудно и при каких условиях или вообще не происходит. Также обращайте внимание на уровень дохода и его структуру в индустрии в целом и на отдельных позициях.
Встречайтесь с людьми из отрасли, задавайте вопросы и слушайте ответы. Это могут быть неформальные профессиональные тусовки, конференции, форумы, где можно общаться напрямую и наблюдать за участниками: наблюдения очень много дают.
Для фрилансера примерно такой же труд предстоит в оценке рынка товаров или услуг, которыми он занимается. С той лишь разницей, что вместо работных сайтов и резюме нужно будет изучать сайты конкурентов (например, небольших агентств), страницы специалистов в соцсетях.
Удобно составить таблицу в Excel и методично заносить в нее всю интересующую вас информацию, а потом анализировать. Эта работа сильно раздвигает рамки и расширяет масштаб видения.
Найдите резюме тех, чья карьера не состоялась и они, скорее, откатываются назад, чем движутся вперед. Это истории «сбитых летчиков», как любят сейчас говорить. Тех, кто упустил время, когда нужно было предпринимать какие-то шаги для движения вперед. Вам не важны причины, почему это произошло (для их выяснения все-таки нужны живые диалоги). Вам нужны факты, которые вы можете учесть в планировании своих треков и не допустить их появления у вас.
Для карьеры бывает важна не только мотивация «к», но и мотивация «от»: все время кажется, что что-то неприятное произойдет с кем-то, но не со мной, что если я еще чуть-чуть порасслабляюсь, ничего страшного не произойдет. Такие резюме — о том, что происходит в реальности. Иногда увидеть, что их составляют и размещают реальные люди, и они совсем рядом с вами, бывает лучшей мотивацией для собственного движения.
Выключите внутреннего критика и опишите все возможные варианты, отсеять ненужное вы всегда успеете.
Какие варианты возможны вообще? Рассмотрим на примере Руководителя отдела трейд-маркетинга компании, которая занимается продажей потребительских товаров. Итак, можно:
• Развиваться в рамках своей отрасли (FMCG) и своей же функции (трейд-маркетинг), то есть стать экспертом очень высокого уровня в том, что уже хорошо делаешь.
• Перейти в другую отрасль (например, фармацевтику).
• Выполнять смежные функции (например, дизайн или реклама).
• Остаться в найме или заняться своими проектами на фрилансе, открыть свой бизнес или стать партнером в чьем-то бизнесе.
• В крупных компаниях возможно движение от младшего трейд-маркетолога к старшему с расширением задач и зоны ответственности.
• Менять масштаб компании, в которых работаешь, с региональной до международной и обратно.
• Рассматривать компании с работой в разных регионах.
• Предпочитать работать в компаниях на разных этапах их развития (стартап, зрелая или компания на этапе стагнации).
• Выбирать традиционный для этой профессии путь (тот, что у большинства в резюме) или нетрадиционный — составленный лично вами и учитывающий ваши индивидуальные возможности и способности.
Постройте несколько вариантов карьерных маршрутов на ближайшие 3-5 лет, включающих все возможные варианты перемещений. Укажите позиции, функционал, прирост навыков и знаний в каждой точке, уровень зарплаты.
Оцените риски каждого перехода — что вы потеряете, а что получите, определите критерии выбора карьерного маршрута, который в приоритете: какие есть перспективы в отрасли, возможны ли другие переходы, что будет с вашими финансами, навыками и знаниями.
Послушайте себя и сделайте выбор в пользу наиболее перспективного трека, имея в запасе еще несколько. Жизнь всегда вносит свои коррективы в любые планы, и важно не пугаться, что все пропало. Каждый шаг всегда открывает новые возможности, невидимые до определенного времени, и если они быстрее приведут вас к намеченной цели, стоит ими воспользоваться.
На этом этапе нужно определиться со стратегией — как вы будете идти к своей цели, и планом развития.
В плане развития пропишите, каким способом вы будете развивать навыки и знания: читать книги, проходить тренинги, слушать вебинары, наймете наставника, поучаствуете в кроссфункциональных проектах или что-то еще, с учетом вашей способности к обучению. Собственно, после того, как определитесь со стратегией движения, план развития станет понятным.
Действуйте. Для этого все и затевалось, ведь даже самая гениальная карьерная карта сама себя не реализует.
Напишите в комментариях, узнали ли вы что-то новое из этой статьи? Появились ли идеи и мысли по поводу карьеры после прочтения?
Карьерный трек что это
Что такое карьерный трек. Объясняем простыми словами
Дата публикации: 2021-12-08 18:17:59
Как правило, карьерный трек выглядит как цепочка этапов, выполнение которых позволит претендовать на позицию повыше. По каждой из ступеней чётко прописаны детали и конкретные критерии, которым должен соответствовать кандидат: опыт работы, навыки, багаж знаний, а также курсы и тренинги, которые придётся пройти.
Карьерный трек призван помочь с составлением плана профессионального развития, включающего варианты продвижения к более статусной должности, возможные переходы, желаемый уровень дохода и т. д. По сути, механизм напоминает ролевую компьютерную игру, в которой сотрудник определяет, кем хочет стать, и развивает необходимые для этого способности.
Пример употребления на «Секрете»
«Лучшая оценка качеств менеджера — карьерная траектория его «учеников». Не бойтесь «отпускать на волю» своих воспитанников».
Нюансы
Карьерная траектория может объединять в себе программу обучения и практические задания от руководителя. Профессиональное развитие сотрудников не менее важно и для руководителей коллективов — оно позволяет понять, как использовать лучшие качества работников, грамотно поощрять их и ротировать, чтобы компания не застаивалась. Само движение по карьерному треку мотивирует сотрудника на обучение, саморазвитие, достижение высоких результатов и т. д.
Когда в компании много однотипных линейных сотрудников (техподдержка, разработка, операторы колл-центра, курьеры), карьерный трек выступает эффективным способом избавления от застоя внутри компании. Нужно
Подпишитесь на все самые свежие новости и статьи в маркетинге и рекламе в удобном для вас канале: Telegram, Facebook, Twitter, вКонтакте, LinkedIn
Как найти свой карьерный трек
Строить карьеру сложно. Что делать, если вы устали, запутались и хотите перемен, и где найти поддержку — разбираемся вместе с Серафимой Шумеевой, Head of Talent в Skyeng, и Наталией Ландау, карьерным консультантом и основателем проекта «Точка сборки».
Инструментов управления карьерой много, и не всегда понятно, за что хвататься. В статье разберем основные из них и подскажем, как найти себя и сферу, которая придется по душе, как исследовать рынок и выбрать востребованную профессию, а также где искать помощь, если вы запутались на карьерном пути. Еще поделимся классным упражнением, которое можно сделать здесь и сейчас и понять, насколько вам комфортно на текущей позиции.
В последнее время растет значимость психологического комфорта, поэтому отдельное внимание сотрудники уделяют рабочей среде. Если еще 5 лет назад ДМС и печеньки в офисе казались лучшими бенефитами, которые может предложить компания, то сейчас их спектр намного шире.
Рабочая среда включает следующие факторы:
Если хотите проанализировать текущие условия, предлагаем провести эксперимент, который разработал карьерный коуч PCC ICF Светлана Бергер.
Это упражнение поможет понять, насколько вам комфортно работать сейчас. Если ваше колесо не крутится, возможно, вы выгорели и пора что-то менять.
Забота о себе и своем состоянии, безусловно, ответственность личная. Но есть и хорошие новости: существует много разных инструментов, которые помогут прийти в норму даже без помощи специалистов. Чтобы поддержать тех, кто сейчас в огне, команды Skyeng и «Эйч» запустили марафон заботы о себе, в котором делятся полезными практиками по работе с ресурсом. В телеграм-канале три раза в неделю появляются видео от экспертов, тесты, карточки и упражнения, которые помогут оценить степень выгорания, поработать с эмоциональным состоянием и начать год с чистого листа. Для тех, кто решится на глобальные перемены, еженедельно разыгрываем карьерные консультации — чтобы трансформация прошла проще и осознаннее.
Если упражнение показало, что пора выбирать новый карьерный трек, вам предстоит провести большую внутреннюю работу и глубокое исследование рынка, чтобы найти свое место среди тысяч компаний и позиций.
Сопоставьте свои желания и возможности с тем, что сейчас востребовано. За основу можно взять японскую систему поиска ценностей — икигай. Традиционно ее представляют в виде четырех сфер, которые отвечают на следующие вопросы:
Монстры аналитики: как случайная беседа в Клабхаусе превратилась в спецпроект по карьерной ориентации
24 февраля, на волне популярности эфиров в Клабхаусе, на встрече по теме «Скиллсет будущего» познакомились основательница Школы карьеры Изи Пизи Женя Логинова и руководительница направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии Лена Герасимова.
А уже 20 апреля запустился совместный спецпроект для будущих аналитиков и тех, кто хочет продолжать развиваться в этой сфере — карта 23 актуальных профессий в Data Science.
Редакция Нетологии узнала у Лены Герасимовой, как появилась идея создать карьерную карту, сколько времени и денег потребовалось на спецпроект и откуда в аналитике взялись монстры.
Руководительница направления «Аналитика и Data Science» в Нетологии
На рынке аналитики огромное количество новых профессий, в них легко запутаться — нужна была карта, которая помогла бы увидеть все возможные карьерные траектории
Мы познакомились с Женей на встрече «Скиллсет будущего» в Клабхаусе.
Основательница Изи Пизи
Это был мэтч с первого слова. В дискуссии сразу стало понятно, что Лена наблюдала не одну сотню выпускников Нетологии, и чётко представляет, какие навыки ведут к успеху в карьере, а какие нет. Тогда в Изи Пизи уже были две карты профессий в сферах маркетинга и дизайна, и когда мы собрались делать карту по аналитике, я предложила Лене работать над ней вместе.
У нас и Изи Пизи общая аудитория: люди 25–40 лет, которые хотят сменить вектор карьеры. Только их задачу мы решаем на разных этапах: Нетология помогает осваивать новые навыки, а Изи Пизи — находить подходящие курсы и вакансии.
На рынке диджитала ещё не сформировалась единая картина новых профессий, и есть потребность описать их стандарты. Многие люди теряются — они не знают, что выбрать и с чего начать. А кроме того, не имея чёткого плана, отвлекаются и уходят не туда.
Мы поставили перед собой задачу создать навигатор, который поможет проложить маршрут и понять, какие конкретные шаги нужно сделать.
С помощью карты Изи Пизи собирает курсы по необходимым навыкам, которые предлагают школы, и даёт осмысленные рекомендации. С точки зрения бизнеса — это продвижение: трафик и способ интегрироваться со школами. А для Нетологии это возможность охватить новых людей и показать свою экспертность в открытой для общения среде.
Мы провели несколько встреч, чтобы обсудить концепцию, и по их итогу составили бизнес-план. В продашн заложили работу проджекта, визуальное оформление, подготовку контента и вёрстку. Дальше предстояло пройти три этапа:
«Ну вы и монстры!»: 2 месяца работы, 300 проанализированных вакансий, 30 привлечённых экспертов
Реализацией спецпроекта занимались в Изи Пизи: Женя руководила командой из трёх копирайтеров, дизайнера, иллюстратора и проджекта. В Нетологии был свой проектный менеджер, который собирал информацию у продюсеров программ и организовывал работу с экспертами. Я подключалась для обсуждения идей и общего видения.
В работе использовали логику, как в предыдущих картах Изи Пизи: разделяли профессии по направлениям и по скорости освоения, а затем подробно описывали каждую. А в основу легли данные из внутренней схемы Нетологии, которая используется для структурирования курсов. В ней уже было описано сколько времени и какие инструменты нужно изучать в течение карьерного пути части специалистов.
Изучение рынка и выбор профессий
Этот этап получился самым длительным и занял 3 недели. Как руководитель Женя погрузилась в проект: детально продумала план работы и распределила задачи в Trello. Затем мы в Нетологии собрали всю накопленную информацию по направлению аналитики и передали в Изи Пизи. Исходник охватывал те профессии, которые можно освоить с нуля.
Теперь карту нужно было дополнить другими актуальными позициями в сфере, определить требования по навыкам и существующие этапы в карьере. Проектная команда проанализировала 300 вакансий аналитиков из российских и зарубежных ресурсов по поиску работы: hh.ru, «Буду», Indeed, Glassdoor и тематических Telegram-каналов. В результате схема расширилась.
Когда мы прослеживали путь роста аналитика, то видели, что здесь нет линейной зависимости. К примеру, чтобы стать директором по продукту, недостаточно нарабатывать опыт в сфере — нужны софт-скиллы и смежные навыки из управленческих профессий. Появились промежуточные звенья, такие как тимлид и менеджер проектов.
Какие тенденции в вакансиях мы обнаружили
Работодатели сами не всегда знают, кто им нужен. В вакансии может быть написано, что ищут Data Scientist или аналитика данных, а по требованиям понятно, что нужен бизнес-аналитик.
Продвинутые вакансии переполнены нереалистичными требованиями по навыкам — «Ищут Господа Бога без права на ошибку».
В иностранных компаниях встречаются более реалистичные требования. Здесь готовы брать аналитиков без полного стека и компетенций, которые можно наверстать в процессе.
Подготовка информации
Дальше стояла задача просто и понятно показать реальные карьерные треки: от джуна до сеньора и тимлида. На это у команды было 2 недели.
Понять и сформулировать различия между профессиями в карьерном треке помогали эксперты из Нетологии. В зависимости от своего бэкграунда они консультировали по разным вопросам: давали рекомендации по необходимым навыкам, проверяли взаимосвязи на карте, рассказывали, как строится иерархия и разделение задач в компаниях.
Ещё два года назад сфера аналитики была куда более дезориентирована. Сейчас она стала немного понятнее, но продолжает меняться. Идёт преобразование одной универсальной профессии в отдельные роли с вполне оформленным стеком. Если раньше был просто аналитик, то сейчас есть аналитик данных, продуктовый аналитик, бизнес-аналитик и системный аналитик.
Так человеку, который давно работает на позиции аналитика, может не хватать навыков, чтобы стать аналитиком данных. Если он не знает ни SQL, ни Python, но имеет опыт, классно работает с Excel и может правильно интерпретировать данные, придётся научиться более современным инструментам, которые стали стандартом профессии. Тогда он сможет начать карьерный путь в новой специализации, при этом даже может рассчитывать на позицию выше джуна.
Работа с экспертами оказалась более трудозатратной, чем мы рассчитывали. С каждым необходимо было созвониться, но помимо этого кто-то присылал дополнительные правки и комментарии, некоторым потребовалось дополнительное время на подготовку, а другие просили запросить данные у коллег. Все вместе эти дополнительные коммуникации удвоили работу. Если изначально мы рассчитывали, что с ней справится один человек, то в итоге это пришлось делать вдвоём.
Упаковка контента
Глядя на работу команды, Женя всё время повторяла: «Ну вы и монстры!» В итоге появилась идея сделать не просто схему, а создать персонажа для каждого аналитика.
Аргументов было несколько: монстры делали карту веселее и помогали наглядно показать различия между профессиями. Кроме того, это отражало суть проекта. С одной стороны, работа аналитиков выглядит такой сложной и непонятной, что они кажутся какими-то монстрами, непохожими на других сотрудников. С другой стороны, отражало то, что карта поможет стать крутым профессионалом, то есть монстром в аналитике.
С такой креативной идеей всей проектной команде стало интереснее работать. Когда иллюстратор начал рисовать монстров, помогали ему разбираться, чем различаются все 23 аналитика. Устраивали мозговой штурм, и звучало это примерно так:
В образе каждого монстра мы старались учесть несколько факторов: какие задачи этот аналитик выполняет, частью какого процесса является и какие ассоциации вызывает его образ у окружающих. При этом у каждого карьерного трека должен был сохраниться единый образ, который эволюционирует в процессе. Например, сначала это змея, которая ползает между данными и пытается их структурировать, дальше эта змея работает в нескольких плоскостях и у неё вырастает несколько голов, а потом у неё в роли тимлида появляются детёныши.
Так получилась альтернативная версия карты с монстрами. Оставалось только собрать весь проект. Итоговый макет подготовили в Figma и сверстали в Тильде, на которой сделан весь сайт Изи Пизи. На весь этап упаковки ушло 2 недели.
Дополнительно в качестве лид-магнита сделали PDF-формат. Получилась целая книга на 26 страниц. Здесь мы думали и о потребностях пользователя: тех, кто зайдёт с мобилки и захочет посмотреть в более удобное время на широком экране, и тех, кому просто проще воспринимать информацию в отдельном файле или в печатной версии. К каждой профессии добавили QR-код для перехода на страницу сайта, где можно посмотреть медиа-материалы: видео, ссылки на курсы и блоги экспертов.
Весь процесс работы над проектом занял почти 2 месяца и обошёлся примерно в 150 тысяч рублей. В целом это соответствовало изначальному плану. Немного дополнительных расходов и времени добавила работа по созданию монстров, но она полностью себя оправдала, поскольку оживила проект.
Основной сложностью было то, что информации и мнений отраслевых экспертов очень много. Учитывать всё просто невозможно, да и не было нужно. Мы не старались провести всеобъемлющую систематизацию, а напротив — ставили задачу сделать универсальную и актуальную карту. Поэтому ограничились ресурсами, где можно получить именно такую информацию, и приняли на себя ответственность убрать навыки, которые уже выходят из обращения. Так из скиллов аналитика данных исключили работу с VBA и макросами. И хотя её ещё нередко можно встретить в требованиях вакансий, это скорее пережиток прошлого, который позволяет поддерживать исторические данные, но не даёт возможности развиваться ни компании, ни специалисту.
Как запустить спецпроект с крупным партнёром почти без бюджета: кейс Нетологии и hh.ru
Курс
Старт в аналитике
Как пользоваться картой
Формат карты быстро и наглядно показывает, как обстоят дела в сфере. С помощью неё человек может разобраться, какие вообще бывают аналитики и чем один отличается от другого. Те, кто ищет варианты развития в профессии, могут глубже изучить обязанности, навыки, курсы и советы профессионалов.
Механика использования карты зависит от бэкграунда пользователя. Если человек уже работает в профессии, то находит на карте свою должность и смотрит, куда возможен его карьерный рост. Дальше может перейти на страницу текущей профессии и проверить, всеми ли навыками он владеет. А потом выбрать следующий карьерный шаг и узнать, какие навыки осваивать и где это можно сделать.
Если опыта нет, выбирает в нижнем ряду точку входа в профессию и смотрит, какие задачи нужно будет выполнять и на каких курсах поучиться. Можно пойти и от обратного: если есть амбиции работать на высоких позициях, найти целевую профессию и проследить путь вниз, чтобы понять откуда в неё можно прийти.
Например, человек хочет работать дата-сайентистом, но навыков недостаточно. На карте он может посмотреть более низкие уровни в траектории желаемой профессии и найти те, в которых у него уже есть частичный скиллсет. Маркетолог может начать с маркетолога-аналитика, освоив недостающие навыки или изучая новое в процессе работы. Карта даёт возможность быстро найти точку входа и зайти в направление, которое кажется перспективным.
Карта аналитиков — это не конечный проект, а только MVP. Это фундамент экосистем, которую мы будем постепенно наполнять полезной информацией: тестовыми заданиями, мнениями практиков и отраслевыми специализациями. В ближайших планах запустить онлайн-встречи по профессиям, где можно будет задать вопросы и пообщаться с практикующими экспертами.
А в перспективе планируем сделать подбор профессий в зависимости от технологического стека. Например, человек со знанием SQL на начальном уровне, сможет быстро понять, куда ему двигаться в карьере, и получить готовые рекомендации по дальнейшему обучению. Он сможет не тратить время на самостоятельное исследование рынка, а сразу заняться погружением в профессию.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Руководительница направления «Аналитика» в Нетологии