каретка bb30 что это
Диманиум
качу куда хочу
Путаница со стандартами Press Fit
Какие только мне не попадались аббревиатуры для безрезьбовых кареток: BB30, PF30, BB71, BB86, BB89, BB91, BB90, BB92, BB95 и даже BB121! Тут кто угодно запутается. В конце концов мне это все надоело и я решил взять и разобраться, хуизху.
Стандарт BB30
Строго говоря BB30 не является пресс-фитом, но не сказать про него было бы ошибкой.
Итак, стандарт расчитан под ось диаметром 30 мм и ширину кареточного стакана 68 (road) или 73 мм (MTB). Кареточная труба должна иметь внутренний диаметр 41.96 мм. В нее устанавливается стопорное кольцо, а затем прямо в трубу запрессовывается пром. подшипник.
Стандарт BB30 предложен в 2000-ом году фирмой Cannondale, которая, кстати говоря, разрешила его использование кому угодно совершенно бесплатно.
Стандарт PF30
Press Fit 30 — это развитие стандарта ВВ30. Здесь подшипники уже не запрессовываются напрямую в раму, а находятся в специальных чашках (алюминиевых или пластиковых). Из-за этого внутренний диаметр кареточной трубы увеличен с 42 мм до 46 мм. Стопорного кольца теперь нет, роль ограничителей играют бортики на чашках (фланцы), которые при запрессовки ложатся на кромку кареточного стакана.
Стандарт также как и BB30 подразумевает кареточную трубу длиной 68 или 73 мм.
Для кареток PF30 используются те же шатуны, что и для ВВ30. Никакой разницы с точки зрения системы нет.
В каретки BB30 и PF30 можно воткнуть систему Shimano Hollowtech II / SRAM GXP Press Fit, только нужно приобрести простейший переходник (адаптер):
Из Press Fit 30 можно получить кареточный узел под резьбовую каретку. Понадобится адаптер:
Стандарт BB86/BB92
Каретки BB92, расчитанные под длину кареточного узла 89.5 или 92 мм, идеально подходят под шимановскую Hollowtech II, хотя на коробке с шатунами написано 68/73 мм:
Казалось бы, какая-то фигня получается. Но здесь надо понимать, что на коробке указана длина кареточной трубы для использования с обычными резьбовыми каретками, которые с внешними чашками (например, всем знакомая ВВ51):
Т.о. если к ширине кареточного стакана 68/73 мм добавить толщину самих чашек (их наружной части), то суммарная длина всего этого бутерброда будет точно такой же, как если бы у вас была каретка ВВ86/92 и стакан длиной 89.5/92 мм.
Получается, что для системы шатунов вообще без разницы, какая у вас каретка — привычная с резьбой (например, SM-BB51) или безрезьбовая (например, тот же SM-BB71). Ни на диаметр вала, ни на его длину это никак не повлияет.
BB71, BB91
Шимано намутила воду, добавив в название своих кареток аббревиатуры ВВ71 и ВВ91. На самом деле, это не является стандартами PressFit, это просто конкретные модели кареток для стандарта BB86/92 (см. чуть выше).
Каретка Shimano SM-BB91-41 является улучшенной версией SM-BB71-41 (можно сказать, что первая — это Deor, а вторая — уже SLX). Они полностью взаимозаменяемы, т.к. принадлежат одному стандарту BB86/BB92.
Каретки BB71-41A и ВВ71-41B имеют одни и те же чашки, но отличаются длиной герметизирующей трубки между ними. Первая — для МТБ, вторая более короткая — для шоссе.
Вот неплохой чертеж ВВ71, на нем кое-чего не хватает, но в целом выполнен довольно подробно:
Тут можно посмотреть на эту каретку вживую. Особенно интересно, как она выглядит после значительного пробега.
Надоело мне все это писать, все есть в этой пдф-ке.
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме:
Каретка bb30 что это
Заправка кондиционера в автомобиле является довольно простым занятием, но требует подготовки. Далее мы ознакомим вас с принципами работы, устройством самим фреоном и как это проводится в домашних условиях.
Когда система кондиционирования воздуха теряет способность нормально охлаждаться, может возникнуть необходимость заправить систему новым хладагентом. Заправка проводиться на примере хладагента R-134a в кондиционере.
Примечание. При зарядке системы кондиционирования всегда надевайте защитные очки и перчатки.
Как почистить кондиционер в автомобиле
В этой статье мы поговорим на тему того, как почистить кондиционер в автомобиле.
Что будет если перелить масло в двигатель?
Что произойдет, если перелить масло в двигатель?
Слышали ли вы фразу: «Слишком много хорошего никогда не бывает хорошо?» Что ж, это, безусловно, верно, когда дело доходит до переливания моторного масла вашего автомобиля.
Есть причина, по которой автопроизводители рекомендуют определенное количество масла, необходимое для каждого двигателя. Заливка слишком большого количества масла в двигатель вашего автомобиля может вызвать несколько проблем, которые в конечном итоге приведут к катастрофическому отказу двигателя, если не позаботиться о них.
Пропала компрессия в цилиндре, что делать?
Довольно популярная тема: «пропала компрессия в цилиндре». Двигатель внутреннего сгорания имеет ряд поршней, соединенных с коленчатым валом. При вращении коленчатого вала эти поршни перемещаются вверх и вниз на разных тактах цикла сгорания. Это позволяет двигателю обеспечивать плавную и постоянную мощность. После такта впуска впускной и выпускной клапаны закрываются, эффективно изолируя камеру сгорания.
Полная расшифровка всех значков панели приборов на авто
Если говорить о том, что полная расшифровка всех значков панели приборов на авто определенно требует знаний. Все запомнить не слишком легко, поэтому рекомендуем сохранить страницу.
Каждый день тысячи водителей сталкиваются с новыми, незнакомыми сигнальными лампами на приборной панели. Мы можем помочь узнать что они означают, на этой странице! Здесь вы можете узнать, что случилось с вашим автомобилем, прежде чем отправиться в сервисный центр. Небольшие знания сэкономят вам много времени и денег!
Как диагностировать неисправности на грузовом автомобиле КАМАЗ?
В этой статье мы поговорим о том, как диагностировать неисправности на грузовом автомобиле КАМАЗ.
В современном мире практически на любом транспорте имеются электронные блоки управления. С их помощью можно вести тотальный контроль и выявлять неполадки на ранней стадии. Уже не надо интуитивно определять неполадки, пользуясь своей жизненной практикой и советами бывалых шоферов. С набором определенных технических средств любой водитель может проводить самостоятельное компьютерное диагностическое сканирование грузовика. Что для этого нужно:
Почему проскакивает цепь на велосипеде?
Эта проблема не может оставаться незамеченной так как испортит вам впечатление от езды на велосипеде.
Пропуск цепи может быть вызван множеством вещей, связанных с системой трансмиссии, в большинстве случаев изношенной или несовместимой цепью. Чтобы решить эту проблему, вам потребуется провести тщательный осмотр нескольких частей, чтобы узнать, что именно источник проблемы.
Как правильно выбрать велосипед по росту?
В этой статье мы поговорим о том, как правильно выбрать велосипед по росту.
Выбор размера велосипеда зависит от типа велосипеда, вашего роста, стиля езды и ваших предпочтений. Правильно подобранный велосипед будет более комфортным, более эффективным и более увлекательным. Это руководство по размерам велосипедов дает нашим клиентам общие рекомендации по выбору правильного размера. Это только руководство, и мы всегда рекомендуем посетить один из магазинов для личного тестирования.
С чего начать подбор велосипеда по росту?
Обзор механического дискового тормоза Spyre компании TRP
Главные фишки этой тормозной системы для велосипеда были реализованы в пределах, заявленных на выставке, в марте прошлого года. Главное, что хочется отметить: вес 158 г. Немного легче, чем большинство подобных моделей, представленных на рынке в данном ценовом диапазоне. Важно отметить и больший диаметр алюминиевого суппорта – он позволяет сделать процесс установки проще, а износ тормозных колодок более равномерным.
Обзор инновационной трубчатой покрышки Chicane для шоссейного велосипеда
Грубо говоря, покрышка Chicane наглым образом «склеена» из прочных стенок в центральной части и правильно спроектированной части протектора на плоскости контакта. По крайней мере такой вывод можно сделать если взглянуть на любую из фотографий данного товара.
vile_gnus
Паталагичиский падонак
Раньше все было просто, все люди, как люди использовали резбовые каретки, которые вкручивались в кареточный стакан рамы, наиболее популярен на сегодня так называемый стандарт BSA, в котором левая и правая чашки имеют противоположное направление витков резьбы (левосторонняя резьба со стороны привода и обычная с противоположной).
Выглядит это примерно так:
Обслуживается просто: берется съемник и каретка вкручивается-выкручивается без особых умственных усилий, если, конечно, не прикипит резьба.
В случае систем с интегрированными каретами типа Shimano Hollowtech II в этих чашках находятся относительно стандартные промподшипинки, которые, не смотря на утверждение о том, что разбирать конструкцию нельзя, достаточно просто меняются, при наличии спец. инструмента.
В далеком 2000 году компания Cannondale, которой свойственны разного рода инновации и игра с совместимостью, решила подойти к вопросу достаточно альтернативно. Логика была примерно такая: зачем сношать себе мозг разными чашками на резьбе, если можно сделать в раме посадочные места для запресовки подшипников и просто менять их по мере необходимости, выпрессовывая и запрессовывая новые, имеющие, к слову стандартный типоразмер 6806 (42x30x7), которые в отличие от запрессованных в чашки Shimano, можно купить в любом профильном магазине.
Выглядит это примерно так:
Для установки в раму с таким кареточным узлом шатунов типа Hollowtech II использутся переходники типа такого:
https://www.3-athlon.com/product.php?productid=2281
Конструкция собирается примерно так, т.е. адептеры устанавливаются в промы:
Для дальнейшего чтения важно понимание и осознание двух важнейших тезисов:
1) все в этом мире далеко от идеального
2) мир соткан из геморроев
Долгое время стандарт BB30 считался маргинальным, многие производители, признавая при этом его силу, либо игнорировали, либо делали вид, что игнорируют. Но в какой-то момент, понимая простоту и в какой-то мере гениальность затеи, разные производители, как из рга изобилия начали выкатывать свои стандарты, как две капли воды похожие на BB30, но естественно с ним не совместимые.
Тут можно выделить сразу два течения:
1. Стандарты, расчитанные под ось шатунов диаметром 24мм
2. Стандарты, заточенные под 30-и миллиметровую ось, но «покращенные» по сравнению с оригиналом
Забавно то, что в идеальном мире, где балом правят инженеры, а не маркетологи, вероятно не появился бы ни один из этих стандартов.
Начну я со вторых, как они «роднее» и геморрои с ними связанные появились в моей жизни парой лет ранее.
А вот теперь начинается то, за что я ненавижу слово маркетинг (с ударением, а «А», кстати)
Каждому хотелось как-то «покращити» стандарт, сделать его еще лучше и, конечно еще несовместимее с продукцией конкурентов.
Одной из первых отличилась Cervelo, которая решила выпустить сразу 2 стандарта, имеющих диаметр вала в 30мм, но не совместимый с обычными BB30 шатунами: BBRight Direct Fit и BBRight Press Fit
Отличаются эти стандарты друг от друга ровно тем же, чем BB30 от PF30. В первом случае подшипники вставляются прямо в раму, во втором облачаются в пластиковую «чашку». Интересно то, что сами каретки совместимы используются те же размеры посадочных мест и внутренние диаметры и ширина подшипников, но длина вала у Cervelo больше, а, значит, на совместимости можно поставить крест:
BBRight Direct Fit
При этом, Specialized выкатил на рынок потрясающую модель шатунов, совместимую только со своими рамами. Кулибины находили способы установки их в рамы BB30 и, даже, в рамы стандарта BSA, но пользователя, купившего карбоновую раму Epic того года и к ней шатуны ХХ например под каретку BB30 ждал большой облом. Я таких парочку знаю.
При этом Specialized громко говорили во всяких обзорах о «выдающейся жесткости», «идеальных пропорциях» и т.п., но в 2011 году ожидаемо перешли на привычный PF30.
Радует, что шоссейный вариант был, таки изначально совместим с BB30.
Следующим в линейке брендов, «покращивших» простой и понятный стандарт стала компания FSA, внедрившая свой стандарт:
386 EVO
86 в его названии обозначает ширину кареточного стакана 86мм.
С совместимостью все совсем печально: шатуны 386 стандарта, RotoЯ 3D+, Hollowtech II. Все
Чашки каретки подходят от обычного PF30, на этом потенциальная совместимость заканчивается.
Этот стандарт весело подхватила компания Giant, уверяя всех, что с таким широким карточным узлом их рамы уж точно будут самыми жесткими в природе. Пофиг, что ничего кроме FSA, RotoЯ и Hollowtech IIтуда не поставишь.
Переходник под Hollowtech II в природе существует и выглядит вот так:
Итого, мы имеем вагон стандартов кареток, как 2 капли воды похожих на BB30, но намеренно с этим стандартом не совместимых. Кто после этого возьмется удверждать, что что-то в этом мире делается во благо потребителя?
Но это еще не все!
Маленькая предыстория.
Я уже 3 года являюсь весьма счастливым обладателем велосипеда, собранного на раме Giant TCR Advanced SL
Есть еще один, совершенно отбитый стандарт, о котором даже вспоминать не хочется, но для полноты картины нельзя не указать.
BB90/BB95