каркас безопасности газпромнефть что это
Семь ступеней к безопасности
«Нефть любой ценой» — этот лозунг был главной идеологией развития советской нефтяной отрасли почти три десятилетия. Под этим лозунгом разрабатывались гигантские западносибирские месторождения, появлялись новые города в тайге. Наверное, тогда так было надо, но времена меняются, и в нынешних условиях такой подход не актуален ни с экономической, ни, что более важно, с моральной точки зрения. Здоровье и жизнь людей гораздо дороже черного золота — эта философия, ставшая неотъемлемой частью корпоративной культуры «Газпром нефти», теперь должна стать главным правилом и для всех ее подрядных организаций
«Когда меня просят подробно описать мой без малого сорокалетний опыт нахождения в море, могу лишь сказать, что со мной никогда ничего не случалось. Разумеется, бывали бури, штормы, туманы и тому подобные неприятности, однако за всю свою карьеру я никогда не был участником настоящего инцидента, если его можно так назвать. В рейсе мне никогда не встречалось тонущее или потерпевшее кораблекрушение судно, а сам я не оказывался в ситуации на грани выхода из-под контроля», — сказал Эдвард Джон Смит в интервью, датированном 1907 годом. Через пять лет капитан Смит погиб в самой известной и масштабной морской катастрофе — он был капитаном «Титаника».
Гибель «Титаника» — история, которую вполне можно использовать как учебное пособие для специалистов по производственной безопасности. В ней есть все: уверенность в абсолютной надежности техники, перешедшая в самоуверенность; психологическая установка «с моим опытом со мной ничего не может случиться»; приоритет бизнес-интересов перед вопросами безопасности, в конце концов — неподготовленность к действиям в чрезвычайной ситуации.
Еще не так давно весь этот риск-набор был нормой для российской промышленности в целом и нефтегазовой отрасли в частности. Нефть добывалась любой ценой, и безопасность была далеко не главной сферой внимания. Однако времена изменились, и российские нефтяные компании сегодня нацелены на рост финансовых показателей за счет развития бизнеса, его масштабов, а не на применение методов извлечения максимальной прибыли за кратчайший срок при минимуме усилий и вложений. А для цивилизованного бизнеса обеспечение безопасности сотрудников — важнейшая составляющая корпоративной культуры. Если подходить к вопросу более прагматично, то можно вспомнить, что практически все топ-менеджеры большинства крупнейших нефтегазовых компаний — лидеров мирового рынка когда-либо говорили о прямой взаимосвязи финансовых показателей с уровнем развития системы промышленной и экологической безопасности — в первую очередь за счет нацеленности сотрудников, следующих стандартам производственной безопасности (ПБ), следовать и функциональным стандартам.
Однако если в крупных российских нефтегазовых компаниях вопросы охраны труда, промышленной и экологической безопасности уже давно стали первым приоритетом, то во многих сервисных компаниях, с которыми ВИНКи работают по договорам подряда, дела обстоят гораздо хуже.
Большую часть работ, непосредственно связанных с производством, а значит, потенциально опасных, в современной нефтянке выполняют сервисные компании
Опасные связи
Если опираться на такой показатель, как удельный показатель травматизма (LTIFR*), использующийся при сборе статистики международной ассоциацией производителей нефти и газа (OGP), и рассматривать только предприятия «Газпром нефти», то ситуация в целом вполне благополучна — при среднеотраслевом индексе 0,45 LTIFR компании 0,44 (данные 2013 года). Однако если добавить статистику контрагентов, показатель становится гораздо выше среднего.
«Газпром нефть» постоянно совершенствует деятельность в сфере обеспечения промышленной безопасности и охраны труда сотрудников компании и подрядных организаций. Уверен, что совместная работа с партнерами, внедрение единых принципов производственной безопасности приведут к формированию общей культуры, в которой жизнь и здоровье людей являются высочайшей ценностью, а правила, необходимые для их обеспечения, будут соблюдаться всеми без исключения участниками производственных и технологических процессов. Все это позволит «Газпром нефти» достичь стратегической цели — войти в число ведущих нефтяных компаний мира с точки зрения уровня промышленной безопасности и охраны труда.
Конечно, специфика нефтегазовой отрасли (и в мировом, и в российском разрезе) такова, что большую часть работ, непосредственно связанных с производством, а значит, потенциально опасных, выполняют именно сторонние сервисные компании. Ежегодно на производстве и строительстве объектов «Газпром нефти» задействовано более 100 тыс. сотрудников подрядных организаций. Однако когда речь идет о жизни и здоровье людей, использование статистического подхода, конечно же, неприемлемо. Тем более что анализ происшествий не оставляет сомнений: ситуацию можно улучшить, если в этом будут заинтересованы владельцы и руководители подрядных организаций.
Дело в том, что причина 95% всех инцидентов — это опасные действия самих сотрудников, а не следствие каких-то опасных условий. Игнорируются элементарные правила безопасности, нарушаются стандартные процедуры. То есть речь идет о нарушении трудовой дисциплины, атмосфере безответственности.
Разумеется, это не уникальная проблема «Газпром нефти» — с ней сталкиваются все отечественные нефтяные компании, да и мировые лидеры, работающие в разных странах, с большим количеством подрядчиков самого разного уровня. Но в отличие от отечественной нефтянки мейджоры уже прошли долгий путь, выстраивая систему производственной безопасности и создавая соответствующую философию.
«У нас в группе ВР действуют три очень простых декларативных заявления, — рассказал Крис Мауэр, вице-президент ВР в России по охране труда, промышленной безопасности, охране окружающей среды и инженерно-техническим работам. — Мы стремимся работать так, чтобы не было никаких происшествий; мы стремимся работать так, чтобы никогда не создавать угрозу жизни и здоровью нашего персонала; мы стремимся работать так, чтобы не причинять ущерба окружающей среде. И когда мы рассматриваем вопросы привлечения подрядчиков, мы стремимся выбирать компании, которые разделяют нашу точку зрения, которые готовы следовать нашему кодексу деловой этики».
Только в сегменте «Разведка и добыча» BP сотрудничает с 16 тыс. контрагентов, на подрядчиков приходится порядка 70% времени выполнения работ, цена которых измеряется десятками миллиардов долларов ежегодно. Понятно, что при таких масштабах актуальность управления подрядными организациями в сфере производственной безопасности крайне высока. Господин Мауэр обозначил проблему очень четко: «Простая логика и здравый смысл подсказывают, что подрядчики и работы, которые они выполняют, потенциально несут огромный риск для организации. При этом очевидно, что если произойдет серьезная авария или происшествие, средства массовой информации не будут разбираться, кто конкретно это допустил, — в газетах будет написано, что работы выполняла компания ВР или «Газпром нефть».
Изменение ситуации, смещение баланса производства работ в сторону сторонних организаций заставляет заниматься совершенствованием управления системами ПБ подрядчиков даже западные компании, с уже зрелой корпоративной культурой, в которой безопасность стоит всегда на первом месте. Та же BP лишь в прошлом году завершила внедрение новой системы управления производственной безопасностью контрагентов, особый акцент в которой делается на ранжировании компаний, исходя из опасности потенциальных последствий работ, которые они выполняют.
Появляется такая система и в «Газпром нефти». Программа, разработанная блоком разведки и добычи (где объем работ, выполняемых подрядными организациями, наиболее высок), называется «Семь ступеней».
Безопасный подъем
Первый и главный постулат обновленной философии взаимодействия «Газпром нефти» с подрядчиками — это переход от сформировавшейся еще в советские годы системы взаимоотношений «заказчик — подрядчик» к равноправному партнерству. Мировой опыт показывает, что только такой подход позволяет добиться необходимого результата. Иначе «сроки, объемы, деньги» в шкале ценностей всегда будут оставаться выше безопасности. Дальнейшее движение по «семи ступеням» — это по большому счету практическое воплощение принципа партнерства.
Первые три охватывают период выбора подрядчика. Все претенденты на участие в тендере оцениваются с точки зрения развития системы производственной безопасности. Проводится и всесторонняя оценка потенциальной опасности работ, связанных с рисками травматизма, аварий, пожаров, загрязнения окружающей среды. Контракт с компанией, прошедшей процедуру отбора, заключается с учетом этих рисков, а обязательным дополнением договора становится соглашение в области промышленной, экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты (ПЭБ, ОТ и ГЗ).
На следующем этапе подрядчику разъясняются требования «Газпром нефти» в сфере производственной безопасности, менеджеры и сотрудники компании-партнера проходят обучение, необходимое для максимально безопасного выполнения работ, исходя из уровня риска, определенного в ходе квалификации и зафиксированного в контракте. Обучение это проводится за счет «Газпром нефти». И лишь после того как завершена учеба, проведены все необходимые учения, компания получает допуск к работе.
Последние ступени — это контроль функционирования системы производственной безопасности, причем как внутренний, который проводят специалисты самой компании-подрядчика, так и внешний — со стороны «Газпром нефти». Качество выполнения соглашения в области ПЭБ, ОТ и ГЗ ложится в основу рейтинга партнера. Таким образом, «прогулка по семи ступеням» в рамках одного контракта во многом определяет перспективы (и возможности) сотрудничества с «Газпром нефтью» и в будущем. Попадание в базу добросовестных партнеров станет дополнительным плюсом для компании при участии в других тендерах «Газпром нефти», позволит рассчитывать на заключение долгосрочных контрактов. Провал по безопасности, низкий рейтинг, напротив, станет дополнительным препятствием.
«С точки зрения безопасности мы не разделяем людей на сотрудников компании и подрядных организаций, поэтому хотим работать только с теми подрядчиками, которые к охране жизни и здоровья относятся точно так же, как мы, — резюмировал начальник департамента производственной безопасности „Газпром нефти“ Олег Николаенко. — Где система производственной безопасности в подрядных организациях работает, с теми мы и будем продолжать сотрудничать. С теми, у кого нет желания улучшать безопасность, нам не по пути».
* LTIFR = удельный коэффициент травматизма (количество случаев потери трудоспособности) × (1 млн чел.-ч) / (суммарно отработанное рабочее время)
Стратегия взаимодействия с подрядными организациями
Система управления производственной безопасностью
Основополагающим внутренним нормативным документом Компании в области ПБ является Политика в области промышленной, пожарной, транспортной, экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты.
В Компании действует комплексная система коллегиальных органов для принятия решений по ключевым вопросам ПБ. Экспертный совет функции ПБ обеспечивает формирование консолидированных решений, направленных на развитие общекорпоративной системы управления ПБ, а также выдвижение стратегических инициатив для рассмотрения на заседаниях Наблюдательного совета и Правления Компании.
Наблюдательный совет по производственной безопасности – коллегиальный орган на уровне руководителей производственных блоков. Его задача – проработка стратегических вопросов развития безопасности Компании с учетом экспертизы производственных функций. Наиболее важные решения рассматриваются на заседании Правления.
В 2018 г. Компания начала трансформацию системы производственной безопасности, приняв за основу риск-ориентированный подход. Для ее реализации внедряется серия проектов, выстроенных в логике повторяющегося цикла Plan – Do – Check – Act («Планирование – действие – проверка – корректировка»).
В 2019 г. первый цикл реализации подхода отработан на практике. Для управления ключевыми рисками ПБ в Компании на общекорпоративном уровне был определен 31 сценарий происшествий с катастрофическими последствиями. В сотрудничестве с широким кругом профильных экспертов для всех сценариев разработаны модели причинно-следственных связей, которые отображают отношения между предпосылками, возможным происшествием и его последствиями.
Наши стратегические цели в производственной безопасности очень амбициозны. Чтобы выйти на уровень «ноль смертельных случаев и ноль техногенных аварий», нужны изменения многих процессов. В области производственной безопасности мы сделали ставку на риск-ориентированный подход – это создание системы «Каркас безопасности». Мы определили ключевые риски, выбрали приоритетные барьеры и начали их постановку. Сегодня Компания выделяет для этой работы значительные финансовые и организационные ресурсы.
Для снижения ключевых рисков в области ПБ запущен общекорпоративный проект «Каркас безопасности». Основная задача проекта – установить барьеры на пути реализации сценариев происшествий с катастрофическими для Компании последствиями. В рамках проекта «Каркас безопасности» происходят отбор и внедрение приоритетных барьеров безопасности. В первый цикл проекта, который начал реализовываться в дочерних обществах в 2019 г., вошли требования по девяти первоочередным направлениям. Это более 60 обязательных барьеров, которые должны работать во всех активах Компании. Оценку качества внедрения этих барьеров на предприятиях проводит независимая инспекция, которая анализирует результативность принятых мер – работоспособность барьеров.