картельный сговор что это такое простыми словами

Картельный сговор. Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Действующее антимонопольное законодательство запрещает ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Многие законодательные положения закрепляют, однако, ответственность не за конкретное действие, а за его последствия. В этой связи бывает достаточно сложно оценить степень опасности каких-то операций на рынке, так как заранее предугадать их результаты невозможно.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Несколько проще обстоят дела с картелями. В законодательстве прямо запрещено заключать картельные соглашения. Соответственно, контролирующим структурам достаточно доказать, а недобросовестным участникам – осознать сам факт такого сговора. Рассмотрим далее подробно, что такое картель и какая ответственность предусмотрена за его создание.

Общие сведения

Картельный сговор – это запрещенное законодательством соглашение между конкурентами о:

Антимонопольный орган должен доказать сам факт существования картеля. Опасные последствия для экономики при этом подразумеваются. Это означает, что контролирующий орган не обязан доказывать их наступление, в том числе и вероятное, для привлечения лица к административной ответственности. Несколько иначе обстоит дело с уголовным наказанием.

Действующая в настоящее время ст. 178 УК РФ предусматривает различные санкции для нарушителей антимонопольного законодательства. Однако для их вменения необходимо собрать доказательственную базу.

Особенности квалификации

Для определения признаков картельного сговора необходимо:

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Особенности доказывания

Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.

В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.

Нюансы

Как поясняют сами сотрудники контролирующих органов, у антимонопольной службы существует своего рода «красная черта» для случаев, когда прямые доказательства картельного сговора отсутствуют. Решение о наказании виновных лиц выносится, если результаты экономической экспертизы показывают недопустимость ситуации, сложившейся на рынке, и если имеется одно-два дополнительных доказательства факта нарушения закона. Стоит, однако, сказать, что контролирующие структуры прямо не называют те обстоятельства, на которые они могут среагировать. Это делается для того, чтобы недобросовестные конкуренты не смогли подготовиться к проверкам.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Предмет доказывания

При анализе рынка и поведения экономических субъектов антимонопольный орган, расследуя картельные сговоры, стремится найти подтверждения, что:

Проблемы судебной практики

Во многих странах выработаны и успешно используются практические руководства по доказыванию и расследованию случаев картельных сговоров. Они закрепляются, как правило, не в нормативных актах, а фиксируются в обзорах судебной практики.

Отечественное антимонопольное законодательство начало действовать сравнительно недавно. Соответственно, судебная практика по делам о формах ограничения конкуренции еще достаточно противоречива.

Кроме того, сложные случаи рассматриваются теми же судьями, которые принимают решения по оспариванию ненормативных актов структур власти. Ввиду отсутствия специализации, позволяющей уполномоченным лицам видеть в делах о картелях не только юридическую, но и экономическую сторону, лишает материалы, предоставленные субъектами, подозреваемыми в сговорах, доказательственного значения. В результате судьи доверяют выводам, сделанным на основе проверок жалоб на картельный сговор в ФАС.

В связи с этим все более актуальными становятся практические руководства, разрабатываемые контролирующими органами. Одним из них является приказ ФАС № 220 от 2010 г. В нем даны пояснения о порядке определения продуктовых и географических границ товарного рынка. Сегодня идет работа по выработке аналогичного практического руководства по установлению размера ущерба и вертикальным соглашениям.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Стадии доказывания

Для привлечения к ответственности за картельный сговор по УК РФ необходимо:

По мнению экспертов, первая и вторая стадии могут слиться в одну. Однако контролирующие органы обычно используют различные методы в процессе доказывания. ФАС реализует обе стадии, открывая дела по сговорам, реагируя на те или иные события на рынке. Одним из показательных примеров является внезапное повышение цен на гречку.

Особенности применения экономических моделей

Способы доказывания, которые выбирает контролирующий орган, обычно на практике не закрепляются. Экономические модели постоянно трансформируются под влиянием ситуации на рынке. Ежегодно возникают новые методики, опровергающие или заменяющие прежние.

Зачастую при разбирательстве дел между контролирующим органом и участниками картеля возникает спор об обоснованности той или иной модели.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Выявление отличий в поведении субъектов

Для доказательства наличия тех или иных отклонений в действиях участников рынка разработан комплекс экономических мер, базирующихся на сборе информации. Методы, используемые на третьей стадии, являются более детализированными.

Описание той или иной экономической модели начинается обычно с условий, в которых она может применяться. Антимонопольному органу необходимо сравнить ее с фактическим положением дел. Такая проверка осуществляется в отношении каждой экономической модели до тех пор, пока не будет выбрана наиболее подходящая.

ФАС активно применяет метод сравнения поведения субъектов, подозреваемых в сговоре, с действиями конкурентов. Стоит, однако, заметить, что в зарубежной практике такой анализ выступает в качестве обязательного этапа доказывания, а не инструмента, который может использоваться в одном деле и не применяться в другом.

Переход к непосредственному доказыванию наличия сговора

По результатам первых трех этапов у контролирующего органа и участников картеля аккумулируется большой массив информации. Сведения поступают от потребителей, статистических органов, прочих источников.

Контролирующий орган, используя эту информацию на заключительном этапе, должен сформулировать обоснованный вывод о существовании или отсутствии сговора. Для этого, как правило, выбирается одна математическая модель. Задача антимонопольного органа в итоге сводится к доказыванию, почему именно эту методику он выбрал. Участники предполагаемого картеля, в свою очередь, обосновывают причины невозможности применения этой модели.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Специфика судопроизводства

В качестве экономических доказательств в картельных делах выступают те документы и материалы, в которых присутствуют обоснованные выводы о:

В их число, в частности, входят:

Уголовная ответственность

Достаточно строгое наказание за участие в картеле предусматривается в ст. 178 УК РФ.

Уголовные санкции применяются к экономическим субъектам, если их действия:

Наказание будет ужесточено, если ограничение конкуренции посредством участия в картеле совершено:

Виновным может вменяться одно из следующих наказаний:

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Проверка предположений

В экономическом анализе могут применяться разные математические модели, характеризующие действия участников рынка в нормальных условиях и при наличии картеля. Однако все эти схемы основываются на одном принципе. Картельный сговор позволяет участникам установить стоимость продукции, в несколько раз превышающую цену конкурентов, и за счет этого извлечь сверхприбыль.

Однако модели в любом случае являются условным описанием реальной ситуации. Поэтому все предположения, на которых они основываются, требуют проверки.

При наличии спора о существовании картеля необходимо найти ответы на 2 основных вопроса:

О первом вопросе, к сожалению, на практике часто забывают. Здесь нужно вспомнить причину запрещения картеля. Запрет в законодательстве установлен потому, что сговор конкурентов всегда приводит к повышению цен, а это, в свою очередь, причиняет ущерб потребителям. Это предположение и надлежит проверять экономистам. Дело в том, что может оказаться, что маржа прибыли в действительности снизилась в период, когда по предположению контролирующего органа был создан картель.

Чтобы создать картель, у экономических субъектов должна быть возможность понимать, чем занимаются конкуренты. Если один из участников повысит стоимость продукции, то он потеряет клиентов, поскольку они переключатся на товар других производителей. При наличии сомнений в прозрачности рынка, вероятность существования картеля минимальна.

Источник

Картельный сговор на рынке: чем опасен и как его раскрыть

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Опасность картелей

Антиконкурентные соглашения можно условно разделить на пять типов:

Картели – это горизонтальные соглашения между конкурентами, которые больше всего вредят конкуренции.

Картели считаются самым серьезным видом нарушения антимонопольного законодательства, за них установлена наиболее жесткая ответственность. Если ФАС выявит картель, то административный штраф за него может составить половину от начальной цены торгов (пп. 1, 2 ст. 14.32 КоАП). Если участники картеля извлекли крупный доход (от 50 млн руб.), то должностным лицам грозит уголовная ответственность (ст. 178 УК). Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект, согласно которому расходы не будут учитываться при расчете такого дохода (№ 848246-7). «Это означает, что даже если поставщик поставил качественный товар на 100 млн руб., заказчик удовлетворен, а рентабельность контракта составила 5–10%, но в результате сговора цена снизилась лишь на 1% (а без картеля участники торговались бы до минус 3–5%), то все равно есть риск оказаться в тюрьме», – объяснил Ярослав Кулик, управляющий партнер Kulik & Partners Law Economics.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

Картели опасны тем, что в итоге страдают потребители. Цены растут, а выбора меньше.

Максим Бульба, партнер, глава практики антимонопольного права CMS Russia CMS Russia Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Страховое право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 18 место По количеству юристов ×

Раскрытие картелей

Процедура расследования картеля обычно начинается с подачи заявления или выявления признаков нарушения. Далее антимонопольный орган проверяет информацию и направляет запросы в государственные органы, банки, операторам торговых площадок. Если обнаружат признаки картеля, то могут провести и внеплановую проверку. Когда выявлено достаточно доказательств, ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.

ФАС может направить в правоохранительные органы запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий и информации для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК.

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

ФАС получает информацию о признаках картельного сговора от органов прокуратуры, следствия либо самостоятельно (в том числе из электронной переписки).

Анализ правоприменительной практики показывает, что основными доказательствами при расследовании картелей на торгах являются:

картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть фото картельный сговор что это такое простыми словами. Смотреть картинку картельный сговор что это такое простыми словами. Картинка про картельный сговор что это такое простыми словами. Фото картельный сговор что это такое простыми словами

В основе института добровольного раскрытия картелей лежит «дилемма заключенного». Она позволяет конкретному лицу минимизировать риски участия в картеле в ущерб самому картелю и другим участникам.

Старший юрист Noerr Noerr Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) × Татьяна Довгань называет добровольное раскрытие картеля эффективной практикой ФАС. Оно подразумевает полное освобождение от ответственности участника картельного соглашения, который заявил о картеле первым и выполнил ряд условий, необходимых для освобождения от ответственности (ст. 14.32 КоАП). «Остальные участники картеля могут получить снижение административного наказания, если тоже способствовали раскрытию нарушения. Такая практика существует во всем мире», – отметила Довгань.

Примеры картелей

Пример международного картеля – океанский картель. Океанские контейнерные перевозки очень влияют на международную торговлю. Стоимость таких перевозок составляет значительную долю в цене товара, а ценовые сговоры на этом рынке могут иметь крайне негативное влияние как на мировую экономику, так и на экономику отдельных государств. В результате нескольких десятков внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов выяснилось, что российские агенты крупнейших океанских контейнерных перевозчиков устанавливали и поддерживали цены на международном рынке перевозок.

Также известен «картель под гипнозом». В ходе разбирательства один из бывших участников картеля заявил, что на сознание людей оказывалось психологическое воздействие с помощью гипноза и других техник. ФАС признала ООО «Аксонмед», ООО «Сатори», ООО «Интермед», ООО «Дивайс», ООО «Лотос» и ООО «Эквипмед» виновными в заключении и реализации картельного соглашения при участии в государственных закупках на поставку медизделий и средств для уборки помещений. Картель был реализован на 111 электронных аукционах для нужд государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 18 субъектах России. Действовал картель более трех лет, сумма его доходов превысила 735 млн руб. Компании – участники картеля договорились не снижать цены на торгах и разделить между собой аукционы. После заключения госконтрактов бюджетные средства проводились через подставные компании с целью вывода денег из легального оборота и уклонения от уплаты налогов. Схема реализовывалась следующим образом: одна из компаний картеля закупала необходимую продукцию у производителей, передавала ее по документам «серым» компаниям, а те – победителям торгов. В результате большая часть прибыли оставалась на счетах «серых» компаний, которые затем осуществляли их незаконное обналичивание.

Источник

Картельный сговор

Карте́льный сго́вор — неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене. Также картельным сговором является договорное регулирование объемов закупок и продаж участниками рынка с целью влияния на уровень цен.

Группа участников рынка, которые вовлечены в сговор, часто называются картелем.

Критика противодействия

Экономические либералы обращают внимание, что картельный сговор по своей природе непостоянен и законодательная борьба с явлением приносит больше вреда, чем пользы. На самом деле, участникам картеля выгодно нарушать условия картельного сговора и изменять цену, чтобы увеличить свою долю рынка. [1]

Австрийский экономист фон Хайек, приводит другую аргументацию, и высказывает мнение, что проблемы картелей или монополий вообще не существует. Сверхвысокие картельные или монопольные цены посылают правильные сигналы другим экономическим агентам. Из-за высоких картельных или монопольных цен, данные отрасли становятся суперпривлекательными для других игроков или отраслей. Следовательно, они создадут заменители или более эффективные продукты или услуги. Яркими примерами являются бурное развитие автомобильных грузовых перевозок и уменьшение доли рынка железных дорог; увеличение доли рынка услуг мобильной связи, в ущерб фиксированной; развитие интернет-прессы и стагнирование обычных газет и журналов. В условиях отсутствия государственного регулирующего органа картель или монополия будут так или иначе устранены.

Теория, развиваемая Вирджинской школой Общественного выбора «Public Choice», утверждает, что государственный регулирующий орган имеет намного больше шансов вступать в сговор с картелями и монополиями, чем их контролировать.

Источник

Картельный сговор

ФАС стремится получить больше полномочий, в том числе при проведении контрольных мероприятий в рамках получения доказательной базы на этапе установления нарушения антимонопольного законодательства. Чем вызвано желание антимонопольного органа усилить свой контроль в этой области и ужесточить наказание, «Расчет» узнал у Аделины Мельк, руководителя отдела юридического консалтинга юридической компании «ПРИОРИТЕТ».

Историческая проблема

Что такое картельный сговор?

Картельный сговор – это соглашение коммерческих субъектов, направленное на поддержание определенного уровня цен в рамках проведения государственных закупок. Такая сделка может быть выражена как в письменной, так и в устной форме. Само собой последняя форма договоренностей распространена более широко.

Образование картеля приводит к тому, что фактически государственная казна теряет возможность экономии бюджетных средств, которая была бы достигнута при активной конкурентной борьбе поставщиков/подрядчиков. Это крайне насущная для власти проблема. И государство с ней активно борется. Причина такого пристального внимания к сговорам участников закупок в ощутимом ущербе, он составляет от 2 до 3% ВВП. И с каждым днем этот процент только растет.

Как контролеры вычисляют такие сделки?

ФАС фиксирует через систему электронных площадок одинаковые IP-адреса участников торгов. Факт участия нескольких компаний в торгах с одного IP-адреса является основанием для контрольного органа, чтобы проверить компании. Для установления факта наличия сговора между участниками ФАС также анализируют процент снижения участниками закупки начальной максимальной цены контракта (НМЦК), т. е. активность их конкурентной борьбы. Важно понимать: если НМЦК уменьшилась на этапе подачи ценных предложений не более чем на 10%, то для антимонопольного органа это второй сигнал о договоренности между компаниями удерживать цену контракта не снижая ее.

Горизонтальный сговор – это совместные и согласованные действия участников торгов. Вертикальный сговор – присоединение к картелю заказчика тендера. Сегодня основная доля дел, возбужденных ФАС, касается горизонтальных картелей, так как их проще выявить.

Какое количество компаний обычно принимает участие в картельном сговоре?

Сегодня количество компаний, участвующих в картеле, может достигать 6 и даже больше участников, и все они так или иначе будут связаны с одной компанией – так называемым организатором сговора, который чаще всего и заключает основной объем контрактов по итогам таких картельных соглашений. При этом не обязательно, чтобы все участники торгов работали с одного IP-адреса на всех этапах участия в закупке, бизнес допускает другие ошибки, которые приводят к обнаружению сговора. Например, одна компания подает заявку с одного IP, участие в торгах принимает уже другое предприятие с того же адреса, или этот же адрес используется уже третьим предприятием, но для участия с других тендерах. Таким образом, ревизоры из антимонопольного ведомства понимают, что интерес у каждой такой организации один.

Какие еще есть поводы привлечь к себе внимание ФАС?

У нас в практике был случай, когда антимонопольный орган начинал проверять бизнес, получив информацию из Счетной палаты. Из полученных данных можно было сделать вывод, что между предприятиями, которые участвуют в торгах, имеет место активное движение денежных средств, основанием для перечисления которых являются договоры займа или договоры на оказание каких-либо консалтинговых или аудиторских услуг.

Антимонопольный орган хочет максимально ужесточить ответственность за сговор. В настоящее время руководства компаний, уличенных в картелях, чаще всего привлекаются только к административной ответственности. ФАС стремится усилить ответственность, переведя ее в плоскость уголовной.

Также в нашей практике был опыт, когда внимание контрольных органов привлек факт входа в онлайн-клиент-банк различных компаний, но при этом с одного IP-адреса.

Так что данные факты также могут стать для контрольных органов определенным сигналом для привлечения особого внимания к данным компаниям и их проверки уже и в рамках участия в закупках.

Власти намерены свести возможность сговора между компаниями на нет?

Да, безусловно – цель создания и миссия антимонопольных органов именно в этом. Их задача достигнуть минимизации возможно любых действий компаний, направленных на подавление конкуренции.

Кроме технических способов определения сговора, есть другие инициативы, направленные на усиление борьбы с картелями?

Речь сейчас идет о желании антимонопольного органа расширить круг своих полномочий, чтобы максимально усилить борьбу с недобросовестными компаниями.

Уголовное преследование

А чем нынешняя модель работы плоха?

В ней должны участвовать правоохранительные органы. Например, для получения документов и сведений от подозреваемых в картеле компаний антимонопольному ведоству нужно привлекать дополнительные ресурсы, сами ревизоры в настоящее время такими полномочиями не наделены.

Положения Уголовного кодекса дополнят уголовной ответственностью для акционеров, топ-менеджеров и членов совета директоров. Введут ответственность в виде лишения свободы от 4 до 8 лет (на сегодняшний момент максимальный срок лишения свободы по данной категории дел был установлен сроком до 3 лет), а также в несколько раз увеличится размер административных штрафов.

Акционеров и топ-менеджеров планируют привлекать к конфискация имущества, полученного на основании картельного сговора.

Сотрудники антимонопольного ведомства получат возможность теперь изымать документы во время проведения контрольных мероприятий, а также получать данные от оперативных служб.

Срок давности возбуждения дела с момента совершения картельного сговора увеличится с 3 до 5 или 10 лет.

Законопроект ФАС об ужесточении ответственности за картельные сговоры снизит доказательную базу уголовных дел и даст возможность возбуждать дела по минимальным основаниям, и как следствие количество возбужденных уголовных дел будет исчисляться не десятками, а тысячами.

То есть ФАС хочет открывать уголовные дела на коммерсантов, в то время как уже почти год не утихают разговоры, что их и так слишком много?

Исходя из нашей практики всего 4 года назад участники тендеров совершенно не боялись привлечения их к уголовной ответственности, их интересовали только размеры административных штрафов. При этом они полагали, что заплатить деньги за выявленное нарушение выгоднее, чем не пойти на картельное соглашение, а сам штраф может быть начислен им только в случае, если сговор будет выявлен и доказан контрольным органом, что участникам закупок казалось маловероятным.

Прошло совсем немного времени, в ФАС отработали схему по выявлению картелей, процедура взыскания штрафов работает как швейцарские часы. Более того, как я сказала выше, размер санкций стал значительно выше. И ведомство ставит перед собой новую задачу: сделать так, чтобы участники сговора начали бояться уголовного преследования. Многие сегодня проводят торги с заранее известным результатом, потому что уголовное преследование для них – мнимое наказание. Хотя это далеко не так: даже по открытым источникам становится понятно, что с каждым годом возбуждается все большее количество уголовных дел с реальными сроками для генеральных директоров компаний, участвующих в сговоре. Примеры таких дел можно найти на сайте антимонопольного ведомства.

Кто может оказаться в зоне риска?

Сегодня подавляющее большинство участников торгов считает, что кар- тельный сговор их не касается. Они думают об этом как о некоем явлении, появление которого возможно только в сделках с естественными монополиями неких крупных организаций, которые владеют существенными ресурсами. Однако дела возбуждаются и в отношении небольших компаний, которые занимаются – условно – поставками мячиков, оставляя себе от контракта не более 50 000 руб прибыли. Коммерсанты иногда сильно удивляются – почему проверяющие из антимонопольного ведомства используют применительно к их сделкам слово «картель». Они уверяют, что никаких договоренностей не было, и очевидно, что выгоды от такого тендера они тоже не получили, и вообще в торгах никто больше не участвовал. Более того, в чем-то бизнес прав, если проанализировать некоторые торги, действительно можно сделать вывод, что на тендер никто кроме 2 участников, вменяемого ФАС картельного соглашения, больше и не пришел.

Надо полагать, что антимонопольные органы ведут борьбу не столько за бюджетные деньги, хотя и за них тоже, сколько за просвещение владельцев бизнеса и директоров: не имеет значения, привел сговор к значительному ущербу или нет, важен факт нежелания некоторых компаний четко следовать букве закона. Поэтому еще одна цель, которую преследует ФАС, – это предупредить компании, которые воспринимают торги слишком легкомысленно, чтобы они начали относиться более серьезно к тендерам. Сейчас для возбуждения уголовного дела достаточно установить факт картельного сговора на сумму от 50 млн руб., что является совсем небольшой суммой в масштабах госконтрактов, особенно в сфере строительства, которая является одним из лидеров по количеству и сумме сговоров.

Насколько может быть эффективным увеличение количества уголовных дел по картелям?

Здесь нужно рассказать про вертикальный и горизонтальный сговор. Вообще такой терминологии нет в законе, но неформально оба эти понятия широко используются рынком. Горизонтальный сговор – это совместные и согласованные действия участников торгов. Вертикальный сговор – присоединение к картелю заказчика тендера. Сегодня основная доля дел, возбужденных антимонопольными контролерами, касается горизонтальных картелей, так как их проще выявить. Но задача ФАС не просто получить штраф от участников или добиться реального срока для директора, но и устрашить заказчиков, которые участвуют в подобных сговорах. Цель ужесточения законодательства в том, чтобы получить возможность наказывать и сотрудников госструктур. Уже есть такие дела, в которых чиновники получили реальные сроки. Поэтому с этой точки зрения все меры по ужесточению контроля тендеров, которые предлагает антимонопольное ведоство, могут быть вполне эффективными.

Вам не кажется, что ужесточение наказания вплоть до уголовного – это слишком суровый подход?

Возможно и так, но давайте не забывать, что сами участники рынка каждый год анализируют собственные ошибки и становятся умнее. Поэтому, как правило, антимонопольный орган просто не успевает за рынком: пока вносятся изменения в законодательство, проходит столько времени, что недобросовестные игроки успевают найти новые лазейки для манипуляций на торгах. Власти думают о том, как изменить мышление участников рынка, чтобы они не искали способ обойти закон, не предугадывали способы, с помощью которых ФАС будет вычислять и находить сговоры. Они хотят показать, что сам по себе факт сговора – это то, что может довести руководителя компании до тюрьмы и конфискации имущества.

Есть сегодня возможность у компаний избежать ответственности?

Существует примечание к статье 14.32 КоАП, которое предусматривает возможность смягчить ответственность, а в некоторых случаях и вовсе избежать ее. Однако на сегодняшний день это примечание уже весьма редко применяется антимонопольными органами. Причина в том, что все участники сговора, зная о существовании послабления, начали активно им пользоваться. Можно сказать с уверенностью, что на текущий момент ФАС практически лишил бизнес возможности избежать ответственности. И я не исключаю, что в будущем ведомство не даст бизнесу отделаться от неприятной ситуации и только исключительно в форме штрафа. Службой создаются все условия, при которых участники рынка боятся образования картелей. Уже сегодня 90% наших клиентов – участников госзакупок обращается за консультацией с вопросом, что нужно сделать, чтобы гарантировать себе невозможность создания картеля по мнению контрольных органов.

Результаты борьбы ФАС с картелями уже есть?

Количество возбужденных антимонопольными органами дел постепенно снижается. То есть можно сказать, что у ФАС получается реализовать ту цель, которую ведомство перед собой ставит, – донести до бизнеса информацию о возможном возбуждении уголовного дела и получении реального тюремного срока.

Инструменты защиты

Если компанию уже уличили в создании картеля, что вы посоветуете делать в этой ситуации?

В законе написано, что для того, чтобы к компании, уличенной в картельном сговоре, применили смягчающую статью – примечание к статье 14.32 КоАП, предприятие должно отказаться от исполнения заключенного таким образом соглашения. Необходимо сообщить о прекращении действия соглашения всем участникам картеля. А также передать в ФАС информацию, которая помогла бы Службе установить факт картеля, грубо говоря, помочь следствию путем предоставления новых доказательств, которыми антимонопольный орган не обладал. Что немаловажно, все это нужно сделать до момента, когда ФАС вынесет итоговое решение по факту рассмотрения возбужденного дела. Безусловно, эти правила написаны очень поверхностно и в правоприменительной практике они имеют большое количество тонкостей. В частности, нигде не написано, как именно отказываться от картельного соглашения. Из сложившейся практики можно сделать вывод, что делать это нужно обязательно в письменный форме.

Коммерсанты иногда сильно удивляются – почему проверяющие из антимонопольного ведомства используют применительно к их сделкам слово «картель». Они уверяют, что никаких договоренностей не было, и очевидно, что выгоды от такого тендера они тоже не получили, и вообще в торгах никто, кроме них, не участвовал.

Второй нюанс, который нужно учесть: в письме участникам сделки нужно не просто известить бывших деловых партнеров о выходе из сговора, но и уведомить их, что ранее достигнутые договоренности нарушают нормы закона и компания отказывается от дальнейшего нарушения положений закона. Копию этого документа нужно представить в том числе в ФАС. Важный момент: в случае если две компании приходят на комиссию по рассмотрению антимонопольного дела и одновременно сообщают о том, что они отказались от сговора, то оба предприятия не будут освобождены от ответственности, так как юридически невозможно установить, какое именно предприятие первым приняло такое решение. Еще один момент, наверное, самый спорный: в настоящее время антимонопольный орган, возбуждая дело, обладает всей необходимой информацией, иначе бы Служба не инициировала процесс. По большому счету любая информация, которую компания может сообщить ведомству, у него уже есть. Но, тем не менее, организация должна рассказать ревизорам детали сделки, которые не были известны ФАС и без которых ведомству было бы сложнее установить факт сговора, – только в этом случае у участника картеля есть шанс на освобождение от административной ответственности. Наша практика показывает, что при возбуждении дела в своем определении ФАС никогда не пишет всей информации, которая уже есть у ревизоров. Обычно они указывают только часть данных (часть торгов, в которых фактически усматривается сговор участников). Выдавая документ, контролеры ожидают реакции от бизнеса: подтверждения правильности выводов ведомства или опровержения указанной информации. Таким образом, контролеры могут понять, готовы ли коммерсанты сотрудничать и пойти на сознание в сговоре или компания будет все отрицать.

Какие документы вы рекомендуете отправить в ФАС?

Я рекомендую на начальном этапе после возбуждения дела предоставить в ФАС всю информацию, которая есть у компании: договор аренды офиса, штатное расписание, договор с организацией, представляющей IP-услуги. К пакету бумаг прикрепите пояснения, в которых сделайте акцент на том, что предоставляемая информация является новой и ранее не была известна ФАС. Во всех своих пояснениях компания должна указывать, что на момент подписания соглашения она не предполагала, что сделка является картелем, тем более что в законодательстве дано абстрактное определение этого термина. Добросовестность компании должна быть безусловной.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *