категория утпз аэропорта что это

1. Определение категории аэропорта по УТПЗ

Таблица 1 Типы ВС и интенсивность полетов на аэродроме

УТПЗ аэропорта определяется исходя из размеров ВС, и интенсивности их полетов на данном аэродроме. При определении категории аэропорта с точки зрения аварийно-спасательных и противопожарных операций, нужно исходить из длины и ширины фюзеляжа наибольшего ВС которое выполняет полеты на данном аэродроме. Для этого используем таблицу 2 с характеристиками ВС.

Таблица 2 Характеристика ВС

Таким ВС является В-747В. После определения наибольшего ВС, установим категорию аэропорта с точки зрения аварийно-спасательных и противопожарных операций. Для этого используем таблицу 3.

Таблица 3 Категория аэропорта по УТПЗ

Категория аэропорта по

После этого проводим корректировку путем подсчета количества операций (взлета и посадок), ВС в течении трёх самых загруженных месяцев года подряд. Это: май, июнь, июль.

Поскольку в течении трёх самых загруженных месяцев года подряд, количество операций меньше 700, то категорию аэропорта по УТПЗ понижаем на одну ступень вниз. Аэропорту присваивается 8 категория по УТПЗ.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

6. Расчет схемы аварийного плана аэропорта:

4.8 Расчёт категории третьего помещения

4.9 Расчёт категории четвёртого помещения

4.10 Расчёт категории наружной установки

1.2 Действия служб аэропорта при возникновении АП, причиной которого могут быть метеорологические условия

1.После АП всегда необходимо отметать все разговоры о «хорошей» погоде и т.п. погоде.

2. Категории пожарной опасности

IV. ТРАНСПОРТНЫЕ КАТЕГОРИИ РАДИАЦИОННЫХ УПАКОВОК

В зависимости от мощности эквивалентной дозы излучения на поверхности или на расстоянии 1 м от поверхности радиационные упаковки разделяют на транспортные категории табл. 4.1 «right»>Таблица 4.

2. Определение категории тяжести работы на рабочем месте

Рабочая среда человека представляет собой совокупность рассмотренных выше физических, химических, биологических, психофизиологических и иных факторов внешней среды, воздействующих на него.

1.5.1 Категории производств по пожарной безопасности

Для решения основных вопросов пожарной профилактики (выбора степени огнестойкости зданий и конструктивности элементов, средств тушения пожара и др.) очень важно знать пожарную опасность различных производств.

4.5.1 Расчет категории помещения №1

При расчете значений критериев взрывопожарной опасности в качестве расчетного выбирается наиболее неблагоприятный вариант аварии.

4.5.2 Расчет категории помещения №2

4.5.3 Расчет категории помещения №3

В помещении №3 располагаются теплообменник, насос, сепаратор. В соответствии с п. 4.1,4.2 [5], в расчете будем принимать разрушение сепаратора, т.к. его объем больше объёма других аппаратов. Масса водорода, поступившего в помещение в результате аварии.

4.5.4 Расчет категории помещения №4

В помещении №4 располагаются контактный аппарат, буферный бак, конденсатор. В качестве расчетной аварии принимаем разрушение контактного аппарата. Рассчитаем избыточное давление взрыва для водорода без учета циклогексанола и фенола.

4.5.5 Расчет категории наружной установки

5 Определение категории тяжести труда

В соответствии с разработанной НИИ труда «Медико-физиологической классификацией работ по тяжести» (М., НИИ труда, 1974) все работы можно разделить на шесть категорий.

Источник

ТРЕБОВАНИЯ К АЭРОДРОМНЫМ СРЕДСТВАМ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ

Для тушения пожаров на ВС и обеспечения спасения пассажиров и экипажа на каждом аэродроме гражданской авиации должна быть специальная (аэродромная) пожарная техника и средства, являющиеся основной частью аварийно спасательных средств. Аэродромная пожарная техника и средства должны отвечать нормативным требованиям, изложенным в Нормах годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (глава 8 «Аварийно-спасательные средства»). Требования определяют правила назначения категории ВПП по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ), минимальное количество пожарных автомобилей (ПА) для ВПП и аэродрома в целом, запасы огнетушащих составов (ОТС), укомплектованность и размещение ПА, время развертки ПА, оборудование аварийно-спасательных станций (АСС) средствами связи и оповещения, а также тактико-технические характеристики устройств для покрытия ВПП пеной. В настоящее время утверждены следующие требования к пожарной технике и средствам на аэродромах.

1. На аэродроме должна быть определена категория каждой ВПП по уровню требуемой пожарной защиты. Категория ВПП по УТЗ определяется по таблице 1 в зависимости от размеров наибольшего (по длине фюзеляжа воздушного судна использующего ВПП.

Длина фюзеляжа наибольшего ВС, мМаксимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС, не более, мКатегория ВПП по УТПЗ
от 0 до 9
от 9 до 12
от 12 до 18
от 18 до 24
от 24 до 29
от 28 до 39
от 39 до 49
от 49 до 61
от 61 до 76

Если максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС превышает ширину указанную в таблице 1, его категория ВПП по УТПЗ повышается на одну ступень (за исключением девятой) относительно установленной по таблице 1.

Категория ВПП по УТПЗ может быть ниже на одну ступень относительно величины, определенной по длине и максимальной ширине фюзеляжа, если на аэродроме количество движений наибольшего для данной ВПП воздушного судна менее 700.

Количество движений определяется для трех самых интенсивных по полетам месяцев года. За одно движение принимается взлет или посадка ВС.

Правила назначения категории ВПП иллюстрируются следующими примерами

Пример 1. На аэродроме имеется две ВПП (ВПП-1 и ВПП-2), на которых выполняют полеты самолеты Ту-134, Ту-154, Ил-62. Количество движений этих самолетов на аэродроме в течение трех самых интенсивных месяцев года соответственно равно 3600, 3750 и 780.

Наибольшим ВС для обоих ВПП является самолет Ил-62, которому соответствует восьмая категория ВПП по УТПЗ. Так как максимальная ширина фюзеляжа Ил-62 менее 7 метров, то категория ВПП не повышается на одну ступень. Количество движений Ил-62 на аэродроме превышает 700, поэтому категория ВПП не понижается на одну ступень. Таким образом ВПП-1 и ВПП-2 устанавливается восьмая категория по УТПЗ.

Пример 2. На аэродроме имеются ВПП-1 и ВПП-2. На ВПП-1 совершают полеты самолеты Ил-62 и Ил-86, соответствующие восьмой категории ВПП по УТПЗ. Так как максимальная ширина этих ВС не превышает 7 метров, то категория ВПП-1 не повышается на одну ступень. Количество движений наибольшего ВС, равно сумме движений Ил-62 и Ил-86 составляет 750. Поэтому ВПП-1, определенная по длине и ширине фюзеляжа наибольшего ВС, не понижается на одну ступень. Таким образом, ВПП-1 устанавливается восьмая категория по УТПЗ. Для ВПП-2 наибольшим ВС является самолет Ту-154. По длине и ширине этого самолета ВПП-2, соответствует седьмая категория. Так как количество движений самолета Ту-154 на аэродроме менее 700, то категория ВПП-2 по УТПЗ устанавливается шестой.

2. На аэродроме должны быть пожарные автомобили, рекомендованные для тушения пожаров на ВС.

Категория УТПЗ ВППКол-во ПА, шт.Кол-во огнетушащих составов, кгВ т.ч. пенообразователя, кгСуммарная производительность подачи, г.с.

Общее количество ПА, огнетушащих составов и суммарная производительность их подачи на аэродроме должна обеспечивать УТПЗ для каждой ВПП.

Относительно указанного требования необходимо отметить следующее. Во-первых, на аэродроме для тушения пожаров на ВС могут использоваться только пожарные автомобили, рекомендованные МГА (см. приложение 2.1). Это обусловлено тем, что аэродромные ПА должны соответствовать специальным требованиям, разрабатываемым государственными органам с учетом рекомендаций ИКАО. Во-вторых, общее количество ПА на аэродроме определяется конкретными аэродрома и зависит от количества, длины и расположения ВПП, тактико-технических характеристик автомобилей, места размещения их на аэродроме. В-третьих ОТС, указанное в таблице 2, определяется количеством составов, которые могут подаваться лафетными стволами аэродромных ПА. Суммарная производительность подачи ОТС определяется производительностью лафетных стволов пожарных автомобилей. И наконец, на аэродроме рекомендуется иметь один резервный автомобиль с тем, чтобы количество ПА, находящихся на боевом дежурстве постоянно соответствовало нормативным требованиям.

3. Каждый пожарный автомобиль должен быть укомплектован:

— пожарно-техническим оборудованием (пожарные рукава, ручные пожарные стволы, генераторы помпы);

— средствами для обеспечения эвакуации людей из аварийного ВС (лестница, устройство для резки обшивки фюзеляжа, ножи для резки привязных ремней);

— средствами индивидуальной защиты личного состава ПСР (дыхательные аппараты, каски, теплозащитные костюмы, респираторы);

— шанцевым инструментом (лом, пожарный топор, лопата, кувалда).

Выполнение требования определяется опытной проверкой, проводимой для каждого типа ПА. Время развертывания оценивается для каждого конца ВПП, уровень требуемой пожарной защиты, который обеспечивает данный ПА. Время развертывания равно интервалу времени от момента объявления сигнала тревоги до момента подачи ОТС из лафетного ствола автомобиля, достигшего конца ВПП. Перед проведением опытной проверки пожарно-спасательный расчет извещается о ее задачах и находиться перед началом опыта в дежурном помещении АСС. Тревога объявляется голосом в дежурном помещении, время фиксируется хронометром. Более детально правила проведения проверки разрабатываются с учетом специфических условий организации пожарной охраны на аэродроме. Результаты проверки целесообразно сводить в таблицы, представленные в приведенном примере.

Тип ПАКонец ВПП-1
МК-180°МК-360°
АА-60(7310)
АА-40(43105) №1
АА-40(43105) №2
Тип ПАКонец ВПП-2
МК-150МК-330
АА-60(7313)
АА-60(7310)
АА-40(43105) №2

5. На аэродроме должен быть, по крайней мере, двукратный резерв пенообразователя по отношению к количеству, указанному в таблице 2 и не менее двух пунктов для повторных заправок ПА водой.

6. Пожарные автомобили должны размещаться в здании аварийно спасательной станции (станции). Данное требование не регламентирует количество аварийно-спасательных станций и их расположение. Количество АСС и их расположение должно быть таким, чтобы обеспечивалось дежурство всех ПА, потребных для защиты ВПП, в нормативные значения времени развертывания.

Требования, изложенные в пунктах 7, 8 и 9, регламентируют систему связи и оповещения ПСР при авиапроисшествии. Система связи и оповещения пожарно-спасательных расчетов должна быть организована так, чтобы исключались промежуточные звенья в передаче информации об АП. При этом считается, что наиболее вероятными источниками первичной информации об авиапроисшествии на территории аэродрома являются диспетчера управления воздушным движением (старта, руления, посадки) и наблюдатель наблюдательного пункта АСС.

7. На АСС (по крайней мере, на одной) должны быть предусмотрены наблюдательные пункты для обеспечения наблюдений за взлетом и посадкой ВС на каждой ВПП. Наблюдательные пункты (пункт) должны быть оснащены приборами для наблюдения.

8. На аэродроме должен быть пункт централизированного наблюдения, оборудованный:

— телефонной связью от АТС аэропорта с выходом на городскую телефонную сеть;

— прямой телефонной или радиосвязью с пунктом пожарной охраны МВД СССР;

— радиосвязью с аэродромными ПА;

— радиосвязью с транспортным средством (автомобилем) для обеспечения руководства аварийно-спасательными работами.

9. Аварийно-спасательные станции должны быть оборудованы:

— прямой связью с диспетчерскими пунктами УВД (старта, руления, посадки);

— прямой связью между зданиями АСС;

— звуковой сигнализацией тревоги. Возможность включения сигнала тревоги должна быть обеспечена с диспетчерских пунктов УВД (старта, руления, посадки), с пункта централизированного наблюдения и наблюдательных пунктов АСС.

В качестве отдельного пункта в требованиях к аэродромным средствам тушения пожаров на ВС включено требование об оснащении аэродромов устройствами для покрытия ВПП пеной (УПП).

10. На аэродромах, имеющих ВПП 6-9 категорий по УТПЗ, должны быть устройства, рекомендованные для покрытия ВПП пеной. Устройства для покрытия ВПП пеной, в зависимости от типов эксплуатируемых на данном аэродроме самолетов, должны обеспечивать нанесение на ВПП пенной полосы, имеющей размеры не менее приведенных в таблице 5. УПП должны обеспечивать нанесение пенной полосы за время не превышающее 10 мин. от начала подачи пены.

РазмерыТип самолета
2-х моторные винтовые2-3-х моторные винтовые с ГТД4-х моторные винтовые4-х моторные с ГТД
Толщина, см
Длина, м
Ширина, м

На основании этого требования выбираются количество и типы УПП. На основе тактико-технических характеристик УПП определяется время нанесения пенных полос и составляется схема покрытия ВПП.

На каждом аэродроме целесообразно составить инструкцию по покрытию ВПП пеной при аварийных посадках самолетов. Инструкция должна содержать следующие основные разделы: типы и размеры пенных полос, наносимых на ВПП; типы и количество средств, используемых для покрытия ВПП пеной; технология и схемы покрытия ВПП.

В последнем разделе инструкции целесообразно иметь таблицу, которая содержит следующие столбцы: вид аварийной посадки, тип самолета, тип полосы, размеры и схема нанесения пенной полосы, используемые средства, скорость движения каждого средства при нанесении пены на ВПП, расчетное время нанесения полосы.

В соответствии с изложенными требованиями разрабатываются разделы оперативного плана по тушению пожаров на воздушных судах (см. приложение 1). В этом случае оперативный план рассматривается в качестве доказательного документа при подтверждении соответствия аварийно-спасательных средств (в части пожарной техники) требованиям НГЭА СССР.

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 43 | Нарушение авторских прав

Источник

Требования к аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов на аэродроме

3.4.1. Планирование и организация

3.4.1.1.На аэродроме должны быть:

— инструкция по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома;

— оперативный план тушения пожаров на воздушных судах;

— план взаимодействия с другими организациями, предприятиями и учреждениями.

3.4.1.2. На аэродроме должна быть организована аварийно-спасательная команда (АСК), включающая штатные пожарно-спасательные расчеты (ПСР) и нештатные аварийно-спасательные расчеты для проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на воздушных судах на территории аэродрома. Из персонала аварийно-спасательной команды должна быть организована поисково-спасательная группа (ПСГ) для проведения поисково-спасательных работ в районе аэродрома.

3.4.1.3. Персонал аварийно-спасательной команды должен быть подготовлен к проведению аварийно-спасательных работ на ВС в соответствии с планами и программами подготовки персонала и проведения учений АСК. Результаты подготовки персонала аварийно-спасательной команды и учений АСК должны регистрироваться в документе (журнале) установленного образца.

3.4.2. Управление, связь, оповещение

3.4.2.1. На аэродроме должен быть стационарный командный пункт (СКП) для руководства и координации аварийно-спасательных работ. СКП должен быть оснащен средствами электросвязи с:

— местными административными и правоохранительными органами;

— взаимодействующими организациями, предприятиями и учреждениями;

— службами и объектами аэропорта;

— передвижным командным пунктом.

На СКП должны быть средства для объявления тревоги и оповещения расчетов АСК при авиационном или чрезвычайном происшествии на ВС.

Примечание: СКП может оборудоваться в служебном помещении должностного лица, назначаемого руководителем аварийно-спасательных работ.

3.4.2.2. На аэродроме должен быть передвижной командный пункт (ПКП) для руководства аварийно-спасательными работами на месте происшествия, выполненный на транспортном средстве повышенной проходимости. ПКП должен быть оснащен мегафоном, биноклем и средствами воздушной электросвязи с СКП, аварийно-спасательными станциями, диспетчерскими пунктами ОрВД, пожарными автомобилями аэропорта и аварийно-спасательным автомобилем (транспортным средством).

3.4.2.3. На аэродроме должен быть наблюдательный пункт для наблюдения за взлетом и посадкой ВС на всех ВПП. Наблюдательный пункт (НП) должен быть оснащен оптическими средствами для наблюдения (биноклем) и средствами для объявления тревоги и оповещения расчетов АСК и СКП при авиационном или чрезвычайном происшествии на ВС.

Допускается совмещение НП с диспетчерскими пунктами УВД, имеющими обзор летного поля.

3.4.2.4. На диспетчерских пунктах ОрВД аэродрома должны быть средства для объявления тревоги и оповещения расчетов АСК при авиационном или чрезвычайном происшествии на ВС.

3.4.3. Противопожарные средства

3.4.3.1. На аэродроме должна быть установлена и объявлена категория каждой ВПП по уровню требуемой пожарной защиты (УТПЗ) воздушных судов, совершающих регулярные полеты на данной ВПП (таблица 1).

3.4.3.2. Для обеспечения уровня требуемой пожарной защиты ВС на аэродроме должны быть пожарные автомобили (ПА), рекомендованные для тушения пожаров на ВС.

Количество ПА, огнетушащих веществ (ОТВ), имеющих расчетную огнетушащую интенсивность подачи 0,14 кг/м категория утпз аэропорта что это. Смотреть фото категория утпз аэропорта что это. Смотреть картинку категория утпз аэропорта что это. Картинка про категория утпз аэропорта что это. Фото категория утпз аэропорта что этос, которые находятся на этих ПА, и суммарная производительность подачи ОТВ, должны быть не менее, приведенных в таблице 2.

Общее количество ПА на аэродроме должно обеспечивать установленный уровень требуемой пожарной зашиты ВС для всех ВПП.

3.4.3.5. На аэродромах, имеющих ВПП 6-9-категорий по УТПЗ, должна обеспечиваться возможность покрытия ВПП пеной (нанесения пенной полосы) при аварийных посадках самолетов с отказавшим шасси. Нанесение пенной полосы, имеющей размеры не менее приведенных в таблице 3, должно производиться за время, не превышающее 10 мин. от начала подачи пены на ВПП.

Определение категории ВПП по уровню пожарной защиты ВС

Длина фюзеляжа наибольших ВС, мКатегория ВПП по УТПЗМаксимальная ширина фюзеляжа наибольших ВС, м
От 0 до 9
От 9 до 12
От 12 до 18
От 18 до 24
От 24 до 28
От 28 до 39
От 39 до 49
От 49 до 61
От 61 до 76

Количество ПА, огнетушащих веществ (ОТВ), и суммарная производительность подачи ОТВ в зависимости от категории ВПП по УТПЗ.

Категория ВПП по УТПЗКоличество ПА, шт.Количество ОТВ на ПА, кгСуммарная производительность подачи ОТВ, кг/с
1 700
2 600
8 000
12 000
15 200
24 000
32 500
41 000

3.4.3.6. На аэродроме должна быть аварийно-спасательная станция (станции) для размещения и обеспечения дежурства персонала ПСР, пожарных автомобилей и других аварийно-спасательных средств. Аварийно-спасательные станции должны быть оснащены средствами для приема сигналов тревоги и оповещения со стороны СКП, ПКП, диспетчерских пунктов УВД и НП.

Допускается (на время взлета и посадки ВС) размещение ПА с пожарно-спасательными расчетами вблизи ВПП, в месте, обеспечивающем нормативное время развертывания пожарных автомобилей, если это не приводит к снижению готовности расчетов и автомобилей.

Размеры пенной полосыТип самолета
2-х моторные винтовые2-3-х моторные с ГТД4-х моторные винтовые4-х моторные с ГТД
Толщина, см
Длина, м
Ширина, м

3.4.3.7. На аэродроме должен быть, по крайней мере, двукратный запас огнетушащих веществ по отношению к количеству ОТВ, имеющемуся на ПА, и пункты, обеспечивающие одновременную заправку водой ПА, находящихся на дежурстве.

3.4.3.8. Стоянки ВС должны оснащаться (по крайней мере, на время выполнения работ на ВС), огнетушителями из расчета не менее одного огнетушителя на две стоянки. Огнетушитель должен иметь запас ОТВ не менее 40 кг и возможность перемещения и приведения в действие одним человеком.

Допускается замена одного огнетушителя несколькими, суммарный запас ОТВ в которых, не менее 40 кг.

3.4.4. Аварийно-спасательные средства

3.4.4.1. На аэродроме должен быть аварийно-спасательный автомобиль (транспортное средство), выбираемый с учетом географических и климатических условий местности, для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в районе аэродрома, обеспечивающий доставку поисково-спасательной группы и аварийно-спасательного снаряжения к месту происшествия.

Перечень основного аварийно-спасательного снаряжения для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в районе аэродрома приведен в приложении 4.

3.4.4.2. На аэродроме должен быть санитарный автомобиль (автомобили) или фургон-прицеп, оснащенные носилками и аварийными медицинскими укладками с перевязочным материалом, рассчитанным на одну четвертую часть пассажировместимости самого крупного ВС, регулярно совершающего полеты на аэродроме. В случае использования фургона-прицепа должно быть предусмотрено транспортное средство для его буксировки.

3.4.4.3. На аэродроме должны быть обеспечены транспортные средства для эвакуации потерпевших бедствие с места происшествия.

Допускается обеспечение транспортными средствами по планам взаимодействия с другими организациями и предприятиями.

3.4.4.4. Аэродром, где взлет или посадка производятся над водным пространством (море, крупное озеро, водохранилище), должен быть обеспечен плавучими транспортными средствами (катера, моторные лодки), укомплектованными:

— средствами воздушной электросвязи с СКП и ПКП;

— оборудованием для освещения места работ на воде;

— звуковыми и световыми сигнальными устройствами;

— индивидуальными и групповыми плавсредствами в количестве, соответствующем пассажировместимости самого крупного ВС, совершающего взлеты-посадки на аэродроме. Допускается обеспечение плавучими транспортными средствами по планам взаимодействия с другими организациями и предприятиями.

Дата добавления: 2016-12-27 ; просмотров: 4268 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Пожарная безопасность на аэродромах => Введение. Глава 1 организация противопожарной защиты на аэродромах га. 1.1. создание на аэродромах пожарно-спасательных.

категория утпз аэропорта что это. Смотреть фото категория утпз аэропорта что это. Смотреть картинку категория утпз аэропорта что это. Картинка про категория утпз аэропорта что это. Фото категория утпз аэропорта что это

категория утпз аэропорта что это. Смотреть фото категория утпз аэропорта что это. Смотреть картинку категория утпз аэропорта что это. Картинка про категория утпз аэропорта что это. Фото категория утпз аэропорта что это

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА АЭРОДРОМАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В единой транспортной системе нашей страны значительное место занимает гражданская авиация. Это высокоразвитое, многоцелевое звено народного хозяйства с разнообразным самолето-вертолетным парком и широкой сетью аэропортов, авиаремонтных предприятий и строительных организаций, научных институтов и учебных заведений.

Аэрофлот превосходит по пассажирским и грузовым перевозкам все крупнейшие авиакомпании мира, протяженность воздушных трасс Аэрофлота превысила 1 млн. км. Они связывают между собой около 3600 городов и населенных пунктов. Советские самолеты выполняют регулярные рейсы в 97 стран мира.

Аэрофлот оказывает существенную помощь труженикам сельского хозяйства в выращивании высоких урожаев. Авиация незаменима при проведении геологоразведочных работ в отдаленных и труднодоступных районах, а также научных исследований в Арктике и Антарктиде.

В настоящее время почти три четверти общего объема перевозок выполняется на современных самолетах Ил-62, Ту-154, Ту-134. Освоены и внедрены в эксплуатацию Як-42, транспортно-грузовой Ил-76Т и аэробус Ил-86. Все это привело к тому, что воздушный транспорт превратился в массовый вид транспорта общего пользования, а во многих труднодоступных районах страны стал основным средством передвижения.

В свою очередь, увеличение объемов воздушных перевозок и возросшая интенсивность полетов потребовали не только исключительно четкой организации воздушного движения, но и принятия других мер по обеспечению безопасности полетов, среди которых важное место принадлежит аварийно-спасательному обеспечению.

Анализ авиационных происшествий гражданских транспортных самолетов, по данным США, показал, что 80% катастроф происходит на этапах взлета, захода на посадку и посадки, а исследования динамики разрушения самолетов при аварии свидетельствуют, что основными факторами, приводящими к жертвам при авиационных происшествиях транспортных самолетов, являются силы, действующие при ударе, и пожар.

Меры по обеспечению безопасности ВС предусмотрены в нормах летной годности гражданских самолетов и должны свести к минимуму возможность нанесения пассажирам и членам экипажа непосредственных ранений, а также обеспечить возможность быстрой эвакуации пассажиров при посадке на сушу и на воду.

С этой целью пассажирские кабины и кабины экипажа оснащены необходимым комплексом аварийно-спасательного оборудования для быстрого покидания самолета после его приземления с учетом возможности возникновения пожара (аварийные выходы, вспомогательные средства для спуска на землю, аварийное освещение, индивидуальные и групповые спасательные плавсредства, средства пожаротушения и др.).

Меры по аварийно-спасательному обеспечению полетов, предусматриваемые на аэродроме, должны обеспечить немедленные и эффективные действия по спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов в случае авиационного происшествия на территории аэродрома, а также эвакуацию с летного поля поврежденных или выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) воздушных судов.

Комплекс аварийно-спасательных мер на аэродроме предусмотрен Нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР), Наставлением по производству полетов гражданской авиации (НПП ГА) и другими нормативными документами МГА и включает в себя: организацию аварийно-спасательных формирований; их оснащение спасательной техникой и оборудованием; организацию дежурства аварийно-спасательных средств и их постоянную готовность; прием-передачу сигналов аварийного оповещения; взаимодействие с другими министерствами и ведомствами при проведении спасательных работ и другие меры.

В НГЭА СССР специальным разделом определены требования к пожарно-спасательному обеспечению полетов. К ним относятся требования: к аэродромной пожарно-спасательной технике и огнетушащим составам, их числу в соответствии с категорией аэродрома по уровню требуемой пожарной защиты; к аварийно-спасательным станциям, их оборудованию и размещению на территории аэродрома; к средствам связи и аварийного оповещения и др.

Одним из обязательных условий своевременного и эффективного проведения аварийно-спасательных работ является обучение личного состава, привлекаемого к проведению этих работ (летного и инженерно-технического состава, пожарных работников, бортпроводников, работников служб организации перевозок, аэродромной, спецтранспорта, медицинской и других). Необходимо, чтобы эти работники обладали определенным уровнем знаний, а также получили практические навыки по проведению аварийно-спасательных работ в условиях, максимально приближенных к реальным.

В МГА накоплен определенный опыт по исследованию пожарной опасности ВС, тактике и методам тушения послеаварийных авиационных пожаров имеющимися в гражданской авиации средствами, изданы нормативные акты и рекомендации по этим вопросам. Авторы сделали попытку обобщить и систематизировано изложить сведения об организации пожарно-спасательного обеспечения полетов ВС гражданской авиации, основных технических характеристиках и пожарной опасности ВС, динамике развития пожаров на ВС, тактике и методах их тушения, способах спасания людей из ВС, потерпевших аварию, технических данных пожарно-спасательной техники и снаряжения, подготовке и обучении специалистов, технике безопасности.

Книга предназначена для пожарных работников, инженерно-технического и летного состава, членов добровольных пожарных дружин, а также для студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации. Она может быть использована для обучения личного состава взаимодействующих с МГА подразделений пожарной охраны МВД СССР и ВВС.

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ НА АЭРОДРОМАХ ГА

1.1. СОЗДАНИЕ НА АЭРОДРОМАХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ

Противопожарная защита на аэродромах ГА по характеру задач и способам их выполнения подразделяется на два самостоятельных направления: а) обеспечение пожарной безопасности полетов; б) пожарная защита авиационной техники и объектов. Это положение находит закрепление в ряде нормативных документов МГА.

Система противопожарной защиты авиационной техники и объектов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение пожаров и загораний на авиационной технике и объектах, а в случае возникновения пожаров на своевременное их обнаружение и успешное тушение, на безопасную эвакуацию людей и материальных ценностей, а также на оснащение зданий, сооружений, складов и мест стоянок воздушных судов средствами пожарной защиты.

Различны и способы выполнения задач, стоящих перед этими двумя видами противопожарной защиты. Если обеспечение пожарной безопасности полетов достигается главным образом благодаря оснащению предприятий новой, более мощной пожарно-спасательной техникой, огнетушащими составами, организации пожарно-спасательных расчетов, своевременному применению пожарно-спасательных сил и средств, высокой профессиональной подготовке личного состава и совершенствованию тактики тушения пожаров и способов спасания пассажиров на ВС, то пожарная защита авиационной техники и объектов достигается в первую очередь путем постоянного проведения пожарно-профилактической работы, направленной на своевременное выявление и устранение причин, порождающих пожары и загорания.

Их содержание можно свести к следующим основным направлениям:

создание на аэродромах пожарно-спасательных подразделений и оборудования;

координация взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэродрома с пожарными частями других ведомств;

требования к уровню обеспечиваемой противопожарной защиты аэродрома;

требования к времени развертывания пожарно-спасательной службы;

требования к пожарным транспортным средствам;

требования к средствам связи и оповещения;

требования к персоналу пожарно-спасательных подразделений.

Рассмотрим более подробно, как реализуются перечисленные требования.

В соответствии с нормами на аэродроме в целях проведения аварийно-спасательных работ при авиационных происшествиях на ВС должны быть аварийно-спасательные средства, включающие пожарную технику и личный состав пожарно-спасательных расчетов. Наставление по пожарной охране гражданской авиации, конкретизируя это положение, уточняет, что для выполнения пожарно-спасательных работ на воздушных судах и объектах на предприятиях гражданской авиации создаются штатные пожарно-спасательные расчеты военизированной охраны, которые входят в состав аварийно-спасательных команд аэропортов. Пожарно-спасательные расчеты оснащаются пожарной техникой, огнетушащими составами, специальным аварийно-спасательным снаряжением и всегда должны быть готовы к немедленным действиям по выполнению возложенных на них задач. Кроме того, для усиления пожарно-спасательных расчетов в подразделениях военизированной охраны организуются пожарно-стрелковые расчеты, а для выполнения вспомогательных функций в состав пожарно-спасательных расчетов привлекаются члены добровольных пожарных дружин.

В зависимости от класса аэропорта и категории аэродрома по уровню требуемой противопожарной защиты пожарно-спасательный расчет может состоять из одного или нескольких экипажей на пожарных автомобилях. Во главе стоит начальник стартового пожарно-спасательного расчета, он же является начальником головного экипажа. В состав экипажа включаются водитель и оператор пожарного автомобиля. Таким образом, численность одного экипажа на пожарном автомобиле установлена из трех, а на головном автомобиле тяжелого типа из четырех человек.

Вместе с тем соображения экономической целесообразности не позволяют в отдельных случаях содержать в аэропортах большую численность личного состава в стартовых пожарно-спасательных расчетах, поэтому она устанавливается как минимально необходимая для выезда в первом эшелоне стартовых пожарно-спасательных автомобилей. Другая часть пожарных работников, необходимая для производства аварийно-спасательных работ, комплектуется из стрелков-пожарных основного караула военизированной охраны, свободных от несения службы. Кроме того, нормативными документами МГА предусмотрено привлечение членов добровольных пожарных дружин (ДПД) на дежурство в составе пожарно-спасательных расчетов. Для этой цели в аэропортах в каждой работающей смене организуются по одному-два отделения ДПД численностью по 2-3 чел. каждое. В состав этих отделений могут включаться и водители для работы на пожарных автомобиля. Члены ДПД, привлекаемые на дежурство в пожарно-спасательные расчеты, должны быть хорошо обучены тактике и методам тушения пожаров, иметь специальную одежду для работы на пожаре. Должен быть установлен четкий порядок оповещения и сбора на случай объявления внезапной тревоги.

Таким образом, в состав аэродромных пожарно-спасательных подразделений включаются: а) штатный стартовый пожарно-спасательный расчет; б) пожарно-стрелковый расчет, сформированный из стрелков-пожарных, свободных от несения службы на постах; в) специально сформированные и обученные отделения добровольной пожарной дружины.

1.2. КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ АЭРОДРОМА С ПОЖАРНЫМИ ЧАСТЯМИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ

Принимая во внимание, что численность пожарно-спасательных расчетов в аэропортах минимальна, руководящими документами МГА предусмотрено взаимодействие пожарно-спасательных подразделений аэропорта с органами пожарной охраны МВД СССР и с пожарными частями других ведомств, расположенных в непосредственной близости от аэропорта. Такое взаимодействие предусмотрено также совместной специальной инструкцией МГА и МВД СССР.

В случае происшествия на аэродроме или получения сообщения об аварийной посадке ВС пожарные части МВД СССР в соответствии с оперативными планами пожаротушения немедленно выезжают в аэропорт вызова для участия в ликвидации последствий происшествия или усиления пожарной безопасности аварийной посадки самолетов. Таким образом, главная цель оперативного взаимодействия пожарно-спасательных подразделений аэропортов с пожарными частями МВД или других ведомств заключается в усилении аэродромных пожарно-спасательных расчетов и создании необходимого резерва сил и средств для успешной борьбы с послеаварийными пожарами и спасения людей в минимально короткое время.

Вызов пожарных подразделений МВД или других ведомств, расстановка сил и средств, а также взаимодействие с расчетами аварийно-спасательной команды аэропорта осуществляются по заранее установленному порядку, изложенному в документах, утверждаемых администрацией аэропорта и взаимодействующими организациями. Такими документами, в частности, являются: «Инструкция по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе ответственности предприятия ГА» и «Оперативный план по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на воздушных судах».

В оперативном плане, например, детально излагаются характеристики авиапредприятия по месту его расположения (удаленность от ближайших пожарных частей, время, необходимое для их приезда в аэропорт с момента получения сообщения), состояние дорог к жизненно важным объектам, состояние водоснабжения аэродрома, типы и краткая характеристика эксплуатируемых ВС, характеристика сил и средств пожарных подразделений аэропорта, расчет сил и средств для тушения пожаров на ВС, расчет пожарной техники и личного состава взаимодействующих организаций, привлекаемых к работе по тушению пожаров и спасанию людей при аварии ВС. Кроме того, в этом документе даются основные рекомендации по организации тушения пожаров на ВС, схемы расстановки пожарной техники при тушении различных видов авиационных и наземных пожаров, меры по технике безопасности при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров.

Однако взаимодействие предполагает не только документальное закрепление самого факта привлечения взаимодействующих сил и средств, оно в обязательном порядке должно предусматривать изучение взаимодействующим личным составом ВС и объектов в оперативно-тактическом отношении, совместные практические занятия и тренировки по тактике и методам тушения пожаров, проведение проверочных тревог и сборов. Дважды в год при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду должны проводиться комплексные практические учения по отработке оперативных планов пожаротушения на воздушных судах и объектах с привлечением всех взаимодействующих сил и средств.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЕСПЕЧИВАЕМОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ

Требования изложены в НГЭА СССР. Суть их сводится к тому, чтобы на каждом гражданском аэродроме в зависимости от размеров и частоты движений воздушных судов, регулярно использующих этот аэродром, был обеспечен нормативный запас огнетушащего состава, доставляемого на пожарных автомобилях к месту авиационного происшествия в установленное время.

Потребное количество огнетушащих составов, которое необходимо доставлять к месту авиационного происшествия, рассчитывают по методике ИКАО. За основу расчета принимают: 1) возможную площадь разлитого авиатоплива на месте авиационного происшествия, так называемую критическую зону, которая зависит от длины и ширины фюзеляжа ВС; 2) интенсивность подачи огнетушащего состава для тушения разлитого авиатоплива; 3) расчетное время тушения авиатоплива в границах практической критической зоны; 4) вид огнетушащего состава и его огнетушащую способность.

Все аэродромы по уровню требуемой противопожарной защиты (УТПЗ) подразделяются на 9 категорий. Отнесение аэродрома к той или иной категории УТПЗ производится по следующей методике. 1. По табл. 1 в зависимости от длины ВС и ширины фюзеляжа определяют категорию ВС, регулярно использующих данный аэродром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *