киль самолета что это такое

Киль (авиация)

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Киль — часть хвостового оперения летательного аппарата (ЛА), расположенная в нормальной плоскости летательного аппарата (которая обычно совпадает с его плоскостью симметрии) или наклонной плоскости в случае V-образного оперения. Киль предназначен для обеспечения устойчивости по углу скольжения летательного аппарата. К задней кромке киля на шарнирах обычно крепится руль направления (на рисунке справа показан жёлтым).

Варианты конструкции

Конструкция вертикального оперения может включать в себя различное число килей (1, 2 или 3).

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Киль (авиация)» в других словарях:

Киль (значения) — Киль: Киль продольная, обычно составная балка, идущая посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности. Киль (авиация) часть хвостового оперения летательного аппарата (ЛА), расположенная в нормальной плоскости ЛА… … Википедия

Авиация ВМС Мексики — Fuerza Aeronaval Годы существования с 1926 года Страна Мексика … Википедия

Киль — (голладское kiel, английское keel) аэродинамическая поверхность летательного аппарата, являющаяся основной частью вертикального оперения и предназначенная для обеспечения путевых устойчивости (см. Боковая устойчивость) и, в некоторых случаях,… … Энциклопедия техники

Авиация ВМС Украины — Морська авіація України Морская авиация Украины Эмблема морской авиационной бригады ВМС Украины Годы существования с 1992 года Страна … Википедия

Авиация Первой мировой войны — Авиация Первой мировой войны возду … Википедия

Авиация ВМС Бразилии — Aviação Naval Морская авиация Герб управления морской авиации Бразилии Годы существования с 18 ноября 1922 года Страна … Википедия

Авиация ВМС Аргентины — Aviación Naval Военно морская авиация Годы существования с 11 февраля 1916 года[1] Страна … Википедия

Авиация ВМС Уругвая — Aviación Naval Uruguaya Военно морская авиация Уругвая Герб авиации ВМС Уругвая Страна … Википедия

Авиация ВМС США — United States Naval Aviation Военно морская авиация Соединённых Штатов … Википедия

Морская авиация Украины — Морська авіація України Морская авиация Украины Эмблема морской авиационной бригады ВМС Украины Год формирования 1992 Страна Украина Подчинение … Википедия

Источник

Курсовая работа: Киль легкого самолета

Курсовая работа по дисциплине:

Конструирование изделий из композиционных

Киль легкого самолета

1. Назначение киля и требования к нему………………………………..………3

2. Техническое описание киля………………………………..………………….3

3.Конструктивно – силовая схема киля…………………………………….…..3

5.Проектировочные расчеты…………………………………………………. 7

II. Проектировочный расчет на прочность……………………………………10

Список используемой литературы……. ……………………..……………….13

1. Назначение киля и требования к нему

К оперению самолета относятся горизонтальное и вертикальное оперение.

Горизонтальное оперение служит для обеспечения продольной, а вертикальное – путевой устойчивости и управляемости самолета.

К вертикальному оперению самолета предъявляются следующие основные требования:

— обеспечение путевой устойчивости и управляемости самолета на всех режимах полета, в том числе и на режимах, близких к αкр (посадка, штопор);

— наименьшее лобовое сопротивление;

— возможно меньшее затенение оперения крылом, фюзеляжем, гондолами двигателей, а также одной части оперения другой;

— исключение возможности возникновения вибраций;

— простота монтажа и демонтажа оперения на самолете.

2. Техническое описание киля

Киль летательного аппарата – часть хвостового оперения самолёта, расположенная в вертикальной (или наклонной) плоскости и предназначенная для обеспечения путевой устойчивости.

Киль представляет собой консольную балку. К задней кромке киля на шарнирах крепится руль направления полёта.

В конструкцию киля входят два лонжерона. Первый располагается позади носка киля, а второй перед передней кромкой руля направления. Первый лонжерон необходим для крепления киля к хвостовой части фюзеляжа, обычно здесь используются шарнирные узлы крепления, которые устанавливаются на поясах лонжеронов.

На заднем (втором) лонжероне расположены узлы навески руля направления.

3. Конструктивно – силовая схема киля

Конструктивно-силовая схема киля – двухлонжеронная.

Лонжероном воспринимаются изгибающий момент и перерезывающие силы. Пояса лонжерона берут осевые усилия от изгибающего момента, а стенки погонные касательные усилия от перерезывающей силы. Кроме этого в стенке лонжерона могут действовать погонные усилия от крутящего момента. Крутящий момент воспринимается только замкнутыми контурами.

Этот лонжерон целесообразно размещать в месте максимальной строительной высоты. Обычно это совпадает с местом положения оси вращения.

Лонжерон обычно представляет собой балку таврового или швеллерного типа. Стенка лонжерона изготовлена из трехслойного КМ (сотовый заполнитель). Причем несущие слои стенки выкладываются под углом ± 45˚, так как они работают на сдвиг. А пояса лонжерона выклеиваем из лент стеклоткани Т – 10, практически однонаправлены. Пояс будет работать на сжатие и не извернется, т.к. одну кромку будет держать стенка лонжерона, а другая кромка упирается в трехслойную обшивку и не выпадает оттуда. Несущие слои тоже укладываются под углом ± 45˚, это делается для того, что бы повысить жесткость агрегата (деформация в 3 раза меньше). Обшивку в носике целесообразно сделать однослойной, т.к. большая кривизна, нагрузку выдержит, а вся обшивка будет трехслойная.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

4. Нормирование нагрузок

Исходные данные:

Самолет имеет двухкилевое ВО установленное симметрично относительно плоскости хорд крыла.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Общая площадь вертикального оперения:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Площадь одного вертикального оперения

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Максимально допустимая скорость полета

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Максимально допустимый скоростной напор

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Во всех случаях нагружения распределение нагрузок по размаху оперения принимается пропорционально хордам, а нагрузки параллельные хордам, из-за малой величины не учитываются.

Расчетный случай: маневренная нагрузка.

Нагрузка вертикального оперения, возникающая при маневре в горизонтальной плоскости, мо­жет быть определена по формуле

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н.

В соответствии с АП23 п.23.445 «Разнесенное (двухкилевое) вертикальное оперение» 65% вычисленной нагрузки приходиться на один киль.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н.

Удельная нагрузка на вертикальное оперение (нагрузка на единицу площади) равна:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н.

В соответствии с «Нормами прочности спортивных планеров» эксплуатационная удельная нагрузка меньше 800н/м 2 не берется.

Нагрузка ки­ля рассчитывается пропорционально его площади:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н,

где киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое— площадь киля.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н.

Нагрузка по размаху (высоте) киля распределяется пропорционально его хорде:

где b к – хорда киля в сечении, тогда

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н.

Распределение нагрузки по хорде вертикального оперения в случае маневренной нагрузки и остановки двигателей произво­дится так, как показано на рисунке:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

5. Проектировочные расчеты

Для киля центр давления киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Определение изгибающих моментов и перерезывающих сил киля.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н/м

Расчет ведем с концов киля. Для левого участка (рис. 5.) имеем:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Для правого участка (рис. 5.) имеем:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Название: Киль легкого самолета
Раздел: Промышленность, производство
Тип: курсовая работа Добавлен 01:10:26 21 января 2008 Похожие работы
Просмотров: 430 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
zр м.0,000,100,200,300,400,500,600,650,650,600,500,400,300,200,100,00
z м.0,000,100,200,300,400,500,600,650,650,700,800,901,001,101,201,30
Q н.91137189248314386465506-398-365-302-244-192-145-103-66
Mи н*м.0112849771121551791391208759372180

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Определение крутящих моментов киля.

Расчет ведем с концов киля.

Погонный крутящий момент

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Для левого участка (рис. 5.):

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Для правого участка (рис. 5.):

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

zр м.0,000,100,200,300,400,500,600,650,650,600,500,400,300,200,100,00
z м.0,000,100,200,300,400,500,600,650,650,700,800,901,001,101,201,30
b м0,300,350,390,440,480,530,580,600,600,580,530,480,440,390,350,30
q н*м.426492557623689754820853682656603551498446394341
хц.д. м0,150,170,200,220,240,270,290,300,300,290,270,240,220,200,170,15
xж м0,170,20,20,20,30,30,30,30,330,320,290,270,240,220,190,2
m н6,398,511141720242620,518,91613,310,98,756,815,12
кр0,000,70,971,231,521,842,181,230,981,751,471,210,980,780,600,00
Mкр (m)0,000,751,722,954,466,308,489,717,776,795,043,572,361,370,600,00
Mкр (P)-16-18-20-22-23-25-27-28-20-20-18-17-16-14-13-12
Mкр н*м-16-17-18-19-19-19-19-18-13-13-13-13-13-13-12-12

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

II. Проектировочный расчет на прочность

Площадь поясов лонжеронов определяют по их изгибающим моментам. В проектировочном расчете изгибающий момент распределяем между лонжеронами, как и перерезывающую силу пропорционально квадратам их высот:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое; киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Максимальные изгибающие моменты по расчетному случаю маневренная нагрузка киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеН*м, киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеН*м.

В зоне максимального изгибающего момента в лонжероне имеем расстояние между ц.т. полок лонжерона 51мм.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеВ двух-трех наиболее нагруженных сечениях определяем площа­ди поясов лонжерона, толщину его стенки и толщину обшивки. Площадь сечения поясов лонжерона (рис. 8.) опре­деляется по формуле

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

где М – изгибающий момент;

Принимаем для стеклоткани Т-10 допустимые напряжения

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Тогда площадь сечения равна:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Усилие в полке равно:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, Н.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

По технологическим соображениям минимальный размер полки лонжерона (2 слоя стеклоткани шириной 10мм) равен киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое, это почти в два раза превосходит требуемое значение.

Расчетное напряжение в полке лонжерона равно:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Критическое напряжение местной потери устойчивости при сжатии равно:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое.

Расчетное напряжение не превосходит критических значений, следовательно, прочность обеспечивается.

Толщина стенки лонжерона определяется по формуле

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Максимальная перерезывающая сила равна:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Тогда толщина стенки лонжерона будет

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Расчетное напряжение в стенке (2 слоя стеклоткани) равно:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Предполагая, что трехслойная стенка работает без потери устойчивости, допустимые напряжения сдвига равны киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое. Расчетное напряжение сдвига не превосходит допустимых напряжений, следовательно, прочность обеспечивается.

Максимальный крутящий момент, соответствующий случаю маневренной нагрузки:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

В проектировочном расчете считаем, что крутящий момент воспринимается обшивкой и стенкой заднего лонжерона. Тогда погонное сдвигающее усилие от кручения будет равно

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

По величине qкp определяем толщину обшивки, тогда δ = 0,3 мм – толщина обшивки работающей на кручение

Толщина обшивки определяется из условия восприятия ею крутя­щего момента. При этом делается допущение, что крутящий момент воспринимается внешним замкну­тым контуром, образованным об­шивкой.

Напряжения определяются по формуле Бредта:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Здесь ω – площадь контура работающего на кручение = 9333 мм 2 ;

δ – толщина обшивки работающей на кручение = 0,3 мм (2слоя ткани СВМ).

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Предполагая, что трехслойная стенка работает без потери устойчивости, допустимые напряжения сдвига равны киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое. Расчетное напряжение сдвига обшивки не превосходит допустимых напряжений, следовательно, прочность обеспечивается.

Список используемой литературы

1. Авиационные правила: часть 23 Нормы летной годности гражданских легких самолетов. М.: Межгосударственный авиационный комитет, 1993.

2. Нормы прочности спортивных планеров. СибНИА, 1968.

3. Справочная книга по расчету самолета на прочность/М.Ф. Астахов, А.В.Караваев, С.Я.Макаров, Я.Я. Суздальцев. М.: Оборонгиз, 1954. 702 с.

Источник

Как устроен самолет названия частей самолета

Ссылки

stengel/MAE331Lectures.html Princeton Aerodynamics Lecture Series]

V-образное оперение •
Грузоотсек •
Гаргрот •
Гермошпангоут •
Головной обтекатель •
Стабилизатор •
Задняя кромка крыла •
Зализ •
Кабина •
Киль •
Кессон •
Корень крыла •
Крыло •
Лонжерон •
Мотогондола •
Нервюра •
Обшивка •
Носок крыла •
Оперение •
Подкос •
Расчалка •
Стабилизатор •
Стойка •
Стрингер •
Технический отсек •
Узел подвески вооружения •
Фонарь кабины •
Фюзеляж •
Центроплан

NOTAR •
Автопилот •
АБСУ •
Автомат перекоса •
Аэродинамический тормоз •
Боковая ручка •
Вибросигнализатор штурвала •
Демпфер рыскания •
Крутка крыла •
Руль высоты •
Руль направления •
Рулевой винт •
Ручка управления самолётом •
Сервокомпенсатор •
Спойлер (интерцептор) •
Спойлерон •
Стопор рулей •
Толкатель штурвальной колонки •
Триммер •
Флаперон •
Фенестрон •
ЦПГО •
Штурвал •
ЭДСУ •
Элевоны •
Электрогидравлический актуатор •
Элероны

ACTE •
Адаптивное управляемое крыло •
Активное аэроупругое крыло •
Аэродинамический гребень •
Бесхвостка •
Вибрирующий предкрылок •
Гребень крыла •
Законцовка крыла •
Закрылок •
Закрылок Гоуджа •
Закрылок со сдувом пограничного слоя •
Кольцевое крыло •
Крыло изменяемой стреловидности •
Крыло обратной стреловидности •
Наплыв крыла •
Пластинчатый турбулизатор •
Предкрылки •
Утка •
Щиток Крюгера

ACAS •
EFIS •
EICAS •
GPS •
INS •
TCAS •
Авиагоризонт •
БРЛС •
Бортовая СЭС ЛА •
Бортовой самописец •
Вариометр •
Высотомер •
ИЛС •
Индикатор отклонения курса •
Компас •
Корректор высоты •
Командно-пилотажный прибор •
Плановый навигационный прибор •
Приборная доска •
Приёмник воздушного давления •
Радиовысотомер •
Радиокомпас •
Самолётный радиолокационный ответчик •
Система воздушных сигналов •
Система траекторного управления •
Сигнальное табло •
Система управления полётом •
Стеклянная кабина •
Указатель курса •
Указатель поворота и скольжения •
Указатель скорости

FADEC •
Автомат тяги •
Воздушный винт •
Кок •
Кольцо Тауненда •
Конус воздухозаборника •
Обтекатель NACA •
Несущий винт •
ПАЗ •
Пластинчатый отсекатель •
Подвесной топливный бак •
Рампа воздухозаборника •
Реверс •
РУД •
Сверхзвуковой воздухозаборник •
Топливный бак •
Управление вектором тяги •
Форсажная камера

Автомат торможения •
Гидравлический амортизатор •
Демпфер шимми •
Парашютно-тормозная установка •
Тормозной гак

Катапультируемое кресло •
Спасательная капсула

Аварийная авиационная турбина •
Бомбодержатель •
Бортовой туалет •
Бортовой трап •
ВСУ •
Навигационные огни •
Гидравлическая система •
Бортовые огни •
Противообледенительная система •
Развлекательная система •
Рампа •
Речевой информатор •
Статоскоп •
Система аварийной подачи кислорода •
Система кондиционирования •
Система отбора воздуха •
Система сигнализации пожара в авиации •

Основной принцип

В теории нет ничего сложного в устройстве самолета, благодаря которому тот взлетает в воздух. Главный элемент лайнера – это его двигатели, которые обеспечивают большую тягу, позволяющую разогнать машину до огромных скоростей. Именно за счет большой скорости самолет и взлетает. Итак, два двигателя разгоняют машину на взлетно-посадочной полосе, из-за чего самолет набирает высокую скорость. Затем закрылки на крыльях опускаются вниз. Они воспринимают большую нагрузку встречного воздуха, из-за чего возникает большая подъемная сила, которая и отрывает лайнер от земли.

То есть, два двигателя разгоняют самолет, закрылки на крыльях позволяют изменить вектор тяги и направить лайнер вверх. Вот так в двух словах можно описать устройство самолета для чайников.

Крылья

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Крылья или крыло (часто в самолетах всего одно крыло, которое ошибочно принимают за два) – устройство самолета, которое обеспечивает аэродинамическую устойчивость лайнера и позволяет им управлять. Благодаря крыльям также обеспечивается аэродинамическая подъемная сила.

Принцип их действия основан на третьем законе Ньютона: частицы воздуха сталкиваются с нижней поверхностью крыла, отскакивают вниз, толкая при этом крыло вверх. Вместе с ним вверх направляется сам самолет. Регулировать подъемную силу позволяют закрылки (оперение) крыльев. Угол их поднятия изменяет пилот из кабины.

Варианты конструкции

Конструкция вертикального оперения может включать в себя различное число килей (1, 2 или 3).

На абсолютном большинстве самолётов гражданской авиации применяется традиционное однокилевое оперение.

Менее распространено двухкилевое. В настоящее время оно достаточно широко применяется на сверхзвуковых боевых самолётах в связи с недостаточной путевой устойчивостью самолёта на больших скоростях, в противном случае киль приходится делать непропорционально большим. Реже — на транспортных, чтобы снизить кренящий момент при отклонении руля, как на Ан-22.

Трёхкилевое оперение, хотя и использовалось в авиастроении, не получило распространения (в первую очередь из-за массы и ). Наконец, такая конструкция отличается излишней сложностью.

Прочие виды устойчивости

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеПоперечная устойчивость. В общем-то, этот фактор является логичным продолжением предыдущего свойства. Когда на крыло и поперечные стабилизаторы киля действуют разнонаправленные силы, они «стараются» опрокинуть самолет. Противодействует этому форма крыльев: если посмотреть на них издали, то они напоминают букву «У» с сильно разведенными верхними «рожками». Такая форма обеспечивает самостоятельную коррекцию положения летательного аппарата в пространстве. Киль при этом помогает сохранению поперечной устойчивости.

Заметим, что у самолетов с обратной стреловидностью крыла нужда в киле не столь велика… на высоких скоростях. Если она падает, то нарастание сил противодействия происходит в геометрической прогрессии. А потому для этих машин очень важен максимально прочный и легкий киль, который может сопротивляться столь высоким нагрузкам. А как его можно получить? Расскажем и об этом.

Ссылки

Системы бортового оборудования

Все, что обеспечивает жизнь машины в воздухе и правильность ее поведения в полете — управляемость, безопасность, надлежащие условия для пассажиров и экипажа, исправное выполнение специальных функций, для которых, собственно, машина и создавалась, — называют системами бортового оборудования.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеЧасть бортовой системы электроснабжения самолета: преобразователь тока

В 1970-х годах, когда на воздушные суда начали все шире проникать электронные устройства, для этих систем появился термин «авионика», совместивший в себе понятия «авиация» и «электроника». Оборудование летательных аппаратов подразделяют на собственно авиационное, радиоэлектронное и авиационное вооружение (для военных машин).

К авиационному оборудованию относится, прежде всего, электрика, в том числе системы энергоснабжения, светотехническое оборудование, системы управления силовыми установками (двигателями машины), системы кондиционирования, автоматические противопожарные средства, противообледенительные системы.

Система энергоснабжения обеспечивает электроэнергией все системы и аппараты машины, питаемые от электричества. В нее входят в первую очередь авиационные генераторы, отличающиеся от аналогичных наземных устройств меньшими размерами и весом.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеЧасть бортовой системы электроснабжения самолета: генератор постоянного тока

Затем — преобразователи тока, изменяющие его род и характеристики при подаче к электрическим аппаратам. Аварийными источниками питания, которые применяются при выходе из строя основных, служат аккумуляторные батареи.

Наконец, сами электрические провода и коробки для их разветвления, а также разного рода реле, включающие и выключающие в нужный момент то или иное электрическое устройство.

Светотехническое оборудование самолета подразделяется на внешнее и внутреннее. Первое устанавливается на крыле, фюзеляже, хвостовом оперении. Оно служит для предотвращения столкновения с другими машинами, освещения взлетно-посадочной полосы, подсветки опознавательных знаков на борту и прочее. На консолях крыла, носу и хвосте находятся аэронавигационные огни, обозначающие габарит машины в темноте.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеЧасти бортовой системы электроснабжения самолета: а — реле; б — распределительная коробка

Внутреннее освещение применяется в самом самолете — в кабине пилотов, пассажирских отсеках. Оно же используется для подсветки приборных досок.

К приборному оборудованию самолета относятся устройства, осуществляющие измерения условий полета: атмосферное давление за бортом и высоту машины над землей, скорость полета и число Маха (то есть отношение скорости самолета к скорости звука), скорость ветра за бортом, температуру воздуха и прочее. Все приборы, контролирующие эти показатели, называют аэрометрическими.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеФара для освещения взлетной полосы, применявшаяся в советских летательных аппаратах. На снимке — в убранном положении

Отдельная приборная система следит за работой силовых установок: проверяет температуру и давление в рабочих камерах двигателей, предупреждает о сбоях в управляющих системах. Специальные пилотажно-навигационные приборы сверяют движение машины с заданным курсом.

К авиационному оборудованию относят и средства объективного контроля, следящие как за оборудованием машины, так и за поведением ее экипажа, причем делающие это независимо от него. Такие средства, называемые черными ящиками, нужны для выяснения причин аварий. В эту же группу входят и всем известные автопилоты — средства, позволяющие вести машину по заданному курсу в автоматическом режиме. Система предупреждения о столкновении «обозревает» пространство вокруг машины, передает сигналы встречным воздушным судам, сообщает о появлении других машин своему пилоту.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеБортовой аэронавигационный огонь самолета

Конструктивно-силовая схема крыла

Конструктивно-силовая схема крыла должна обеспечивать противодействие силам сдвига, кручения и изгиба, возникающим во время полета. Ее надежность обуславливается использованием прочного каркаса из продольных и поперечных элементов, а также прочной обшивки.

Продольные элементы каркаса крыла представлены лонжеронами и стрингерами. Лонжероны выполняются в виде фермы или монолитной балки. Они размещаются по всему внутреннему объему крыла с определенным интервалом. Лонжероны придают конструкции жесткость и нивелируют воздействие поперечных и сгибающих сил, возникающих на той или иной стадии полета. Стрингеры играют роль компенсатора осевого усилия сжатия и растяжения. Они также нивелируют местные аэродинамические нагрузки и повышают жесткость обшивки.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Поперечные элементы каркаса крыла представлены нервюрами. В данной конструкции они могут выполняться в виде ферм или тонких балок. Нервюры обуславливают профиль крыла и придают его поверхности жесткость, необходимую при распределении нагрузки в момент формирования полетной воздушной подушки. Также они служат для более надежного крепления силовых агрегатов.

Обшивка не только придает крылу необходимую форму, но и обеспечивает максимальную подъемную силу. Наравне с другими элементами каркаса, она увеличивает жесткость конструкции и нивелирует воздействие внешних нагрузок.

Крылья самолетов могут отличаться по конструктивным особенностям и функциональности обшивки. Выделяют два главных типа:

Говоря о конструкции крыла, стоит отметить, что его стыковка и последующее крепление должны выполняться таким образом, чтобы в конечном итоге обеспечивалась передача и распределение крутящего и изгибающего моментов, которые могут возникнуть в разных режимах эксплуатации самолетов.

Основные материалы

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеНаиболее оправдано использование композитов в конструкции не только хвостового оперения, но также крыльев и силовых элементов фюзеляжа, которые должны быть не только очень прочными, но и достаточно гибкими. В противном случае не исключена вероятность разрушения конструкции под действием полетных нагрузок.

Но так было не всегда. Так, гордость советского авиастроения, самолет «Ту-160», он же «Белый лебедь» или «Блэк-джек», имеет киль из… титановых сплавов. Столь специфический и чрезвычайно дорогой материал был выбран из-за огромных нагрузок на конструкцию этой машины, которая до сего дня оставляет за собой титул самого тяжелого бомбардировщика, стоящего на вооружении. Но все же столь кардинальный подход к созданию киля – редкость, а потому сегодня конструкторам куда чаще приходится иметь дело с более простыми композитными материалами.

Крыло

Крыло — это собственно тот элемент конструкции, который помогает самолету взлететь. Сила, поднимающая самолет в воздух, образуется за счет разности давлений на нижнюю и верхнюю поверхности его крыла. А эта разность возникает из-за того, что длина верхнего профиля крыла больше, чем длина нижнего, и за равный промежуток времени верхнему потоку приходится преодолевать большее расстояние, чем нижнему. Верхний поток как бы «растягивается», становиться разреженным, и плотность его уменьшается. При уменьшении плотности верхнего потока уменьшается и сила, давящая на верхнюю часть крыла. Сила же, давящая на нижнюю часть крыла, по-прежнему остается большой, поэтому крыло как бы выталкивает вверх. Сила, возникающая за счет разности сил, давящих на нижнюю и верхнюю часть крыла, называется подъемной силой.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеСхема распределения воздушных потоков по профилю крыла:
1 — угол атаки; 2 — направление воздушного потока; 3 — хорда крыла; 4 — профиль крыла

Величина этой силы зависит от очень многих факторов, начиная от площади крыла и заканчивая его профилем. Линия, которая соединяет две точки крыла, находящиеся на наибольшем удалении друг от друга, называется хордой крыла. Хорда крыла образует с потоком воздушных частиц, направленных навстречу крылу, особый угол — угол атаки. Его величина в значительной степени влияет на подъемную силу. Чем она больше, тем выше подъемная сила.

Крыло самолета может быть прямым, стреловидным, треугольным, трапециевидным, эллиптическим, с обратной стреловидностью и т. д. Каждое из них имеет свои достоинства и недостатки. Так, прямое крыло характеризуется высоким коэффициентом подъемной силы, но оно непригодно для сверхзвуковых скоростей из-за сильного лобового сопротивления потокам воздуха, а треугольное, отличаясь пониженным лобовым сопротивлением, имеет невысокую несущую способность.

Оперение

На фюзеляже размещено оперение, то есть все части, которые обеспечивают устойчивость и управляемость машины в небе. Оперение бывает горизонтальным и вертикальным. Первое придает самолету продольную устойчивость относительно невидимой линии, проведенной через крыло самолета. Оно закрепляется обычно в хвостовой части машины — либо на самом фюзеляже, либо наверху киля. Хотя возможно и расположение оперения в передней части самолета. Такая схема называется уткой.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеАмериканский самолет «Нортроп YB-49» сконструированный по схеме «летающее крыло»: и крыло, и оперение выполнены вместе с фюзеляжем

Горизонтальное оперение состоит из неподвижного стабилизатора — двух плоских «крылышек», размещенных чаще всего в хвостовой части, и шарнирно подвешенного к нему руля высоты.

Вертикальное оперение обеспечивает машине устойчивость и неподвижность в поперечном направлении, то есть относительно ее продольной оси. Иначе говоря, оно необходимо, чтобы самолет не «завалился» в полете на крыло, как это произошло с первой машиной Можайского. Вертикальное оперение шарнирно, то есть подвижно, состоит из киля и подвешенного к нему руля направления, который позволяет изменить направление движения машины в воздухе.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеХвостовое оперение «Боинга 747»:
1 — стабилизатор; 2 — руль высоты; 3 — киль; 4 — руль направления

В полете на оперение действуют те же нагрузки, что и на крыло самолета. Соответственно, и составлено оно из элементов, имеющих формы и профили, как у крыла. Оперение может быть трапециевидным, овальным, стреловидным и треугольным. Существуют схемы вообще без оперения. Они называются «бесхвостка» и «летающее крыло».

Прочие виды устойчивости

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеПоперечная устойчивость. В общем-то, этот фактор является логичным продолжением предыдущего свойства. Когда на крыло и поперечные стабилизаторы киля действуют разнонаправленные силы, они «стараются» опрокинуть самолет. Противодействует этому форма крыльев: если посмотреть на них издали, то они напоминают букву «У» с сильно разведенными верхними «рожками». Такая форма обеспечивает самостоятельную коррекцию положения летательного аппарата в пространстве. Киль при этом помогает сохранению поперечной устойчивости.

Заметим, что у самолетов с обратной стреловидностью крыла нужда в киле не столь велика… на высоких скоростях. Если она падает, то нарастание сил противодействия происходит в геометрической прогрессии. А потому для этих машин очень важен максимально прочный и легкий киль, который может сопротивляться столь высоким нагрузкам. А как его можно получить? Расскажем и об этом.

Какие виды устойчивости обеспечиваются килем

Различают три типа устойчивости, ради сохранения которых в конструкцию самолета входит киль:

Разберемся со всеми этими разновидностями подробнее. Итак, путевая устойчивость. Следует помнить, что в случае потери продольной устойчивости фюзеляжа в полете, самолет все равно продолжит некоторое время лететь вперед за счет инерционной силы. После этого воздушный поток начинает набегать на заднюю часть летательного аппарата, которая лежит позади центра тяжести. Киль в этом случае препятствует возникновению вращающего усилия, вынуждающего самолет вращаться вокруг своей оси.

Продольная устойчивость. Предположим, самолет летит в нормальном режиме, центр тяжести совпадает с центром приложения давления к его фюзеляжу. В этот момент на его фюзеляж также действуют разнонаправленные силы, которые стремятся развернуть корпус летательного аппарата. Подъемная сила и сила тяжести действуют одновременно. Киль самолета (фото этой детали вы увидите в статье) обеспечивает равновесие, которое в данном конкретном случае является весьма неустойчивым. Нормальный полет без хвостового оперения, киля и стабилизаторов невозможен.

Передовые методы создания хвостового оперения самолета МС-21

В не столь далеком прошлом авиационную промышленность буквально ошеломило заявление отечественных разработчиков о том, что они занимаются разработкой абсолютно нового самолета, «МС-21». Его необычность в том, что почти за три последних десятилетия это первая отечественная машина для рейсов внутри страны. При его изготовлении были апробированы многие новейшие технологии, которые во многом коснулись инновационных особенностей киля и всего хвостового оперения.

Разрабатывая и выпуская кессон киля самолета «МС-21», отечественные специалисты смогли добиться следующего:

Управление

Органами управления самолета называют комплекс бортового оборудования, а также командные и исполнительные приборы. Подача команд происходит из кабины пилота, а выполняется элементами крыла и оперения. В разных самолетах могут использовать различные виды систем управления: ручная, автоматизированная и полуавтоматическая.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Независимо от вида системы, рабочие органы подразделяют на основные и дополнительные.

Основное управление. Включает в себя действия, которые отвечают за регулировку режимов полета и восстановление баланса судна в заранее установленных параметрах. К органам основного управления относятся:

Дополнительное управление. Используется только при взлетном и посадочном режиме.

Независимо от того, ручное или автоматическое управление реализовано в конструкции самолета, только пилот может собирать и анализировать информацию о состоянии систем самолета, показателях нагрузки и соответствии траектории с планом. И что самое главное, только он способен принять решение, максимально эффективное в сложившейся обстановке.

Классификация воздушных судов

Все авиалайнеры подразделяются на две основные группы в зависимости от назначения: военные и гражданские. Главное отличие самолетов второго типа заключается в наличии салона, который оборудован специально для транспортировки пассажиров. Пассажирские воздушные суда, в свою очередь, делятся на магистральные ближние (летают на расстояния до 2000 км), средние (до 4000 км) и дальние (до 9000 км). Для перелетов на большие расстояния используются авиалайнеры межконтинентального типа. Также в зависимости от разновидности и устройства такие летательные аппараты различаются по весу.

Двигатели

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Одним из самых сложных в техническом и технологическом плане элементов является двигатель. Чаще всего в самолетах используется две или три силовые установки. Принцип работы реактивного двигателя чрезвычайно сложен, поэтому объяснять его невозможно. Этому необходимо посвятить целый курс лекций. Но в двух словах его работа выглядит так: авиационный керосин в крыльях самолета (чаще всего топливо находится в них) подается на силовые установки (двигатели), где смешивается с воздухом и при этом обогащается кислородом, поджигается. При этом выделяется энергия в большом количестве, которая и толкает самолет.

Каждый двигатель обладает огромной мощностью. В теории даже одной силовой установки достаточно для того, чтобы заставить самолет лететь, и наличие сразу двух или трех двигателей обусловлено отчасти из соображений безопасности. В мире много случаев, когда один из двух двигателей отказывал в работе, и пилоты без особых проблем сажали самолет всего с одним из них.

Как называются части самолета

Корпус состоит из следующих основных частей:

Схемы расположения

Чаще всего киль бывает одинарным, но в некоторых случаях его делают двойным и даже тройным (на винтомоторных бомбардировщиках). В последнем случае это требуется для обеспечения высокой курсовой устойчивости тяжелой машины. Кстати говоря, все самолеты по месту расположения киля делятся на три типа:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеРазумеется, последние две разновидности более характерны для «сообщества» военных самолетов, так как подобное размещение киля необходимо для придания летательному аппарату особо высокой маневренности.

В некоторых случаях используют еще более сложные конструкции. Например, подкилевые гребни (они же – подфюзеляжные кили). Они применяются на некоторых сверхзвуковых самолетах, где сохранение идеальной устойчивости во время полета жизненно необходимо. Таким образом, под килем самолета (это где, мы уже выяснили) есть дополнительный и массивный наплыв. Чаще встречается ситуация, когда горизонтальное оперение хвоста вообще приходится переносить на самый верх киля. Такое случается, если двигатели установлены в кормовой части самолета. Подобную схему, к примеру, можно увидеть на отечественных грузопассажирских самолетах «Ил».

Схемы расположения

Чаще всего киль бывает одинарным, но в некоторых случаях его делают двойным и даже тройным (на винтомоторных бомбардировщиках). В последнем случае это требуется для обеспечения высокой курсовой устойчивости тяжелой машины. Кстати говоря, все самолеты по месту расположения киля делятся на три типа:

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеРазумеется, последние две разновидности более характерны для «сообщества» военных самолетов, так как подобное размещение киля необходимо для придания летательному аппарату особо высокой маневренности.

В некоторых случаях используют еще более сложные конструкции. Например, подкилевые гребни (они же – подфюзеляжные кили). Они применяются на некоторых сверхзвуковых самолетах, где сохранение идеальной устойчивости во время полета жизненно необходимо. Таким образом, под килем самолета (это где, мы уже выяснили) есть дополнительный и массивный наплыв. Чаще встречается ситуация, когда горизонтальное оперение хвоста вообще приходится переносить на самый верх киля. Такое случается, если двигатели установлены в кормовой части самолета. Подобную схему, к примеру, можно увидеть на отечественных грузопассажирских самолетах «Ил».

Классификация по конструктивным признакам

В зависимости от количества крыльев различают моноплан (одно крыло), биплан (два крыла) и полутораплан (одно крыло короче, чем другое).

В свою очередь монопланы делят на низкопланы, среднепланы и высокопланы. В основу этой классификации лежит расположение крыльев возле фюзеляжа.

Если говорить об оперении, то можно выделить классическую схему (оперение сзади крыльев), тип “утка” (оперение перед крылом) и “бесхвостка” (оперение — на крыле).

По типу шасси воздушные судна бывают сухопутными, гидросамолеты и амфибии (те гидросамолеты, на которые установили колесные шасси).

Есть разные виды самолетов и по видам фюзеляжа. Различают узкофюзеляжные и широкофюзеляжные самолеты. Последние — это, в основном, двухпалубные пассажирские лайнеры. Наверху находятся места пассажиров, а внизу — багажные отсеки.

Вот что из себя представляет классификация самолетов по конструктивным признакам.

Что это такое

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеЭто «орган» устойчивости, который позволяет сохранять летательному аппарату заданный курс. В отличие от кораблей, киль самолета является неотъемлемой частью вертикального оперения хвоста. Внизу фюзеляжа никакого киля у летательных машин нет! Но есть одна тонкость. Дело в том, что эта часть намертво соединена с силовыми элементами фюзеляжа, а потому что-то общее в морском и воздушном термине все же есть. Так где находится киль у самолета? Проще говоря, это вертикальная часть хвоста.

Ставится он неподвижно, закрепляется в трех точках, симметричных осевой линии самолета. На вид эта деталь имеет форму идеальной трапеции. Как правило, киль самолета состоит из лонжеронов, нервюр и обшивки. Схема эта классическая, мало изменившаяся с момента появления первых самолетов. Передний лонжерон ставится наклонно (как правило).

Летающее крыло

При данной схеме фактически нет такой части самолета, как фюзеляж. Все объемы, необходимые для размещения экипажа, полезной нагрузки, двигателей, топлива, оборудования находятся в середине крыла. Такая схема имеет следующие преимущества:

К недостаткам относится сложность обеспечения устойчивости полета ЛА.

Передовые методы создания хвостового оперения самолета МС-21

В не столь далеком прошлом авиационную промышленность буквально ошеломило заявление отечественных разработчиков о том, что они занимаются разработкой абсолютно нового самолета, «МС-21». Его необычность в том, что почти за три последних десятилетия это первая отечественная машина для рейсов внутри страны. При его изготовлении были апробированы многие новейшие технологии, которые во многом коснулись инновационных особенностей киля и всего хвостового оперения.

Разрабатывая и выпуская кессон киля самолета «МС-21», отечественные специалисты смогли добиться следующего:

Фюзеляж

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеФрагмент каркаса истребителя МиГ-1

Тело самолета без крыла, оперения, мотогондолы и шасси называется фюзеляжем. Внутри него находятся экипаж самолета, его оборудование, грузовой или пассажирский отсеки — иными словами, все, что должно подниматься и переноситься на крыле.

Бывают, впрочем, и фюзеляжи, размещенные внутри самого крыла. Такая конструкция называется летающим крылом. Чаще всего фюзеляж представляет собой тело вращения, имеющее осесимметричную форму, которая позволяет достичь наименьшего веса и минимального сопротивления воздушному трению. Конструктивно фюзеляж представляет собой скелет из ребер, обтянутых снаружи тонкостенной оболочкой — обшивкой. На языке науки такая форма называется коробчатой балкой, а вся конструкция — балочной.

Контроль

Для считывания объективной информации о состоянии воздушного судна и летной обстановки пилот пользуется приборами, разделенными на несколько основных групп:

Все приборы, которые служат для контроля состояния самолета и внешней среды? адаптируются к работе в любых погодных условиях.

Основные материалы

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеНаиболее оправдано использование композитов в конструкции не только хвостового оперения, но также крыльев и силовых элементов фюзеляжа, которые должны быть не только очень прочными, но и достаточно гибкими. В противном случае не исключена вероятность разрушения конструкции под действием полетных нагрузок.

Но так было не всегда. Так, гордость советского авиастроения, самолет «Ту-160», он же «Белый лебедь» или «Блэк-джек», имеет киль из… титановых сплавов. Столь специфический и чрезвычайно дорогой материал был выбран из-за огромных нагрузок на конструкцию этой машины, которая до сего дня оставляет за собой титул самого тяжелого бомбардировщика, стоящего на вооружении. Но все же столь кардинальный подход к созданию киля – редкость, а потому сегодня конструкторам куда чаще приходится иметь дело с более простыми композитными материалами.

Современные проблемы

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такоеДля чего мы столько времени провели, обсуждая современные способы разработки и постройки киля? Дело в том, что еще с 60-х годов прошлого века стало окончательно понятно, что дальнейшее увеличение скоростных показателей самолетов возможно только в том случае, если повышать их прочность и внедрять в производство совершенно новые разновидности полимерных материалов. Проблема летательных аппаратов последних поколений в том, что их конструкция (и киль в особенности) сильно подвержена «усталости». Из-за этого примерно к 70-м годам прошлого века были разработаны многочисленные методики контроля состояния крыла и хвостового оперения.

Требования к производству также высоки. Каждую партию деталей подвергают жесточайшим перегрузкам на вибрационных стендах, испытывают температурами и давлением. И это неудивительно, так как малейшая трещинка впоследствии чревата гибелью сотен пассажиров.

Вот вы и узнали, где у самолета киль и для чего он нужен!

Шасси

Еще один важный элемент конструкции любого самолета — шасси. Оно служит для передвижения аэроплана по земле или воде при рулении, взлете и посадке.

Шасси может быть колесным, лыжным и поплавковым. Существуют три основные схемы расположения шасси: с хвостовым колесом, с передним колесом и велосипедного типа. В первом случае две главные опоры находятся ближе к передней части, а вспомогательная, хвостовая, — сзади. Во втором случае главные опоры расположены ближе к задней части, а в носовой части находится переднее колесо.

киль самолета что это такое. Смотреть фото киль самолета что это такое. Смотреть картинку киль самолета что это такое. Картинка про киль самолета что это такое. Фото киль самолета что это такое

Что касается шасси велосипедного типа, то одна главная опора находится в передней части фюзеляжа, вторая — в задней, а две вспомогательные крепятся обычно на крыльях. Схема расположения лыжного шасси идентична, с той лишь разницей, что вместо колес используются лыжи. А вот с поплавковым шасси все немного по-другому.

Существуют следующие типы гидросамолетов: поплавковые, летающие лодки и самолеты-амфибии.

У поплавковых самолетов две основных схемы расположения шасси: первая — два основных поплавка крепятся по бокам фюзеляжа, вторая — основной поплавок крепится к фюзеляжу, а два вспомогательных — к крыльям.

У летающей лодки роль основного поплавка выполняет сам фюзеляж, имеющий форму лодки, а вспомогательные поплавки крепятся к крыльям.

Самолет-амфибия — это та же летающая лодка, но кроме поплавкового шасси у нее есть убирающееся колесное шасси.

Рассмотрим устройство колесного шасси более подробно.

Шасси современного самолета состоит из:

Для достижения хороших летных характеристик у большинства самолетов шасси после взлета убираются в фюзеляж либо крыло. Исключение составляют небольшие и тихоходные машины. Но даже неубирающиеся шасси закрывают обтекателями для снижения аэродинамического сопротивления.

Заключение

Вкратце схема устройства самолета является простой: двигатели толкают самолет, крылья изменяют вектор тяги и создают подъемную силу. В результате машина поднимается в воздух и летит. Когда необходимо снижаться на посадку, пилот сбавляет обороты двигателя и немного меняет вектор подъемной силы с помощью закрылков и стабилизатора на крыле. При приближению к земле пилот активирует шасси, и самолет успешно касается покрытия взлетно-посадочной полосы.

Все это звучит очень просто, однако на самом деле техническое устройство самолета намного сложнее. Перед инженерами ставятся задачи высокой сложности, поскольку для того, чтобы безопасно поднять и посадить такую машину, необходимо проведение серьезных расчетов и обеспечение работы всех систем, включая системы безопасности и жизнеобеспечения.

Всего в самолете реализуется тысячи систем, каждая из которых просчитана до мелочей, и перечислять их все можно очень долго. К примеру, в судне реализована система сбрасывания кислородных масок, которая автоматически срабатывает при разгерметизации. Механизмы тушения двигателей в случае пожара, устройства обогрева салона, ориентировки в пространстве и т. д. Современные лайнеры оснащаются умным программным обеспечением, которое даже может вывести лайнер из так называемого «штопора» – ситуации, при которой частично теряется управление.

Все это разобрать в маленькой статье практически невозможно, но общее устройство самолета теперь, пожалуй, является понятным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Компоненты летательного аппарата
Элементы планёра летательного аппарата