кинезиология что это упражнения
Методы кинезотерапии
Сегодня одним из самых эффективных способов реабилитации является кинезотерапия. Данный метод основан на движении мышц и суставов. Он используется для реабилитации после огромного количества заболеваний. Причем его можно использовать сразу после того, как состояние пациента станет стабильным. Кинезотерапия восстанавливает двигательную функцию, уменьшает риск возникновения осложнений и сохраняет общую физическую способность.
Содержание:
Что такое кинезотерапия
Кинезотерапия – это лечение через движение. Данная методика считается одной из форм лечебной физкультуры. Она позволяет получить необходимый терапевтический результат путем выполнения упражнений лечебной гимнастики. Данная методика предусматривает активное участие пациента в оздоровительном процессе. За счет этого у пациента повышается мотивация, а также вера в свои силы. К тому же кинезотерапия позволяет установить контроль над заболеванием, что способствует ускорению восстановительного процесса.
Показания и противопоказания
Показанием к этому методу терапии могут быть такие патологии: рассеянный склероз, невриты, невралгии, нейропатии, ДЦП, синдром Паркинсона, нейроинфекции и вегетососудистая дистония. К кинезотерапии часто прибегают при нарушениях сна, тревожных расстройствах и регулярных головных болях. Лечение движением также рекомендовано пациентам, которые восстанавливаются после инсульта или травм головного мозга.
Кинезотерапия будет актуальна и при наличии патологий опорно-двигательного аппарата. Такой способ терапии рекомендован людям, которые страдают от искривления позвоночника, протрузии межпозвоночных дисков и нестабильности между позвонками. Артрозы суставов, артриты, периартриты и остеохондроз также являются поводом для того, чтобы начать лечение движением.
Что касается противопоказаний, то этот метод терапии категорически не рекомендован пациентам, у которых возникают или усиливаются болевые ощущения во время выполнения активных и пассивных движений. Кинезотерапия также запрещена при наличии травм мышц и сухожилий. Этот метод противопоказан и тем пациентам, у которых диагностирована онкология суставов и позвоночника. Если пациент восстанавливается после операции на суставах или позвоночнике, ему категорически не рекомендуется заниматься кинезотерапией.
Виды кинезотерапии
Существуют такие виды кинезотерапии: активная и пассивная. В первом случае пациент самостоятельно выполняет все упражнения. К активной кинезотерапии можно отнести лечебную физкультуру и подвижные игры. А вот пассивная кинезотерапия предполагает, что движениями конечностей пациента управляет либо специалисты, либо специальный аппарат.
Также стоит отметить, что существуют различные методы кинезотерапии. К наиболее востребованным методикам можно отнести гидрокинезотерапию, детензор-терапию и терапию при помощи сенсомоторной подушки.
Гидрокинезотерапия
Гидрокинезотерапия предусматривает выполнение упражнений и ходьбу в воде. К этому методу терапии также относится лечебное плавание и аквагимнастика. Гидрокинезотерапия считается максимально естественным способом восстановления пациентов с нарушением органов движения. Применение данного метода терапии:
Стоит добавить, что данный способ терапии будет актуален и для тех, кто не умеет плавать. Наличие аквапояса помогает удержать тело в вертикальном положении, не касаясь дна. При этом голова будет находиться над водой.
Детензор-терапия
Эта разновидность кинезотерапии основана на продолжительной щадящей тракции позвоночника под воздействием собственного веса. За счет такого воздействия снимается болевой синдром и корректируются деформации позвоночника. Этот способ терапии может быть рекомендован как взрослым, так и детям. Его применение исключает стресс для пациента и при этом гарантирует сохранение эффекта на протяжении длительного времени.
Этот способ терапии рекомендован при наличии острых или хронических заболеваний позвоночника, сколиоза, остеопороза и выпадения межпозвонкового диска. Его также используют для устранения проблемы перенапряжения и нарушений осанки. Показанием к детензор-терапии также являются головные боли, астма, дыхательная недостаточность и цервикальные мигрени.
Этот метод кинезотерапии актуален и для профессиональных спортсменов. Он снимает перенапряжение в мышцах и обеспечивает реабилитацию после травм.
Сенсомоторная подушка
Отвечая на вопрос что относится к средствам кинезотерапии, следует обязательно упомянуть о сенсомоторной подушке. Она представляет собой резиновый диск, который частично заполнен воздухом. Объем воздуха в подушке должен быть таким, чтобы сохранялось движение балансировки при применении этого приспособления в положении стоя или сидя.
Упражнения на сенсомоторной подушке (балансировочном диске) позволяют нормализовать координацию движений и выработать чувство равновесия и устойчивости. Благодаря тому, что во время занятий с сенсомоторной подушкой необходимо прикладывать дополнительные усилия для удержания равновесия, терапия при помощи этого приспособления на порядок эффективнее обычных упражнений. К тому же занятия с сенсомоторной подушкой могут быть рекомендованы всем, кто желает сбросить лишние килограммы и получить стройную фигуру.
Данный метод терапии может использоваться в целях оздоровительной и лечебной гимнастики. Он также рекомендован людям, страдающим от рассеянного склероза и болезни Паркинсона.
Резюмируя, стоит сказать, что кинезотерапия способствует продлению жизни, и делает ее более увлекательной, насыщенной и интересной.
Уже около 30 лет мы работаем над тем, чтобы врачи могли быстро и эффективно лечить боли в спине, расширять свои возможности и помогать большому количеству пациентов. Чтобы после травм и операций на суставах люди могли восстановить привычный объем движений и улучшить качество своей жизни.
Хронические заболевания пищеварительной системы
Хронические заболевания пищеварительной системы
Лечение хронических заболеваний пищеварительной системы
Большое количество населения (более 85% взрослого и 60% детского) страдает заболеваниями пищеварительной системы. Поражения этой системы может быть обусловлено проблемами нервной, дыхательной систем и костно-мышечными изменениями.
Заболевания пищеварительной системы может приводить к таким заболеваниям как: аллергии, хронические боли в спине, головные боли, боли в верхних конечностях, нарушение поведения детей и задержка психомоторного развития и даже бесплодия… И это не полный список заболеваний которые связаны с проблемами пищеварительной системы.
Ключевым моментом в диагностике (а в последствии и лечении) может стать определение состояния дыхательной мышцы (торако-люмбальная диафрагма).
Спазм торако-люмбальной диафрагмы – это очень частое нарушение, которое возникает у человека. Диафрагма функционально тесно связана с прилежащими к ней внутренними органами как в грудной, так и в брюшной полости. К диафрагме прикрепляются 6 важных органов – перикард с сердцем, легкие, печень, желудок, толстая кишка и 12-типерстная кишка.
Диафрагма состоит из мышечных волокон, прикрепляющихся к ребрам и соединительно-тканных волокон, которые располагаются в центре. Диафрагма дополнительными образованиями в виде 2-х ножек прикрепляется и к позвоночнику на уровне 3-го поясничного позвонка.
Когда диафрагма сокращается некоординировано, то функциональные связи между органами нарушаются, что приводя к формированию, как механических изменений, так и биохимических процессов, которые проявляются в определенной клинической картине.
При выполнении акта дыхания все структуры должны работают взаимосвязано и в комплексе, потому что в каждом движении вдох-выдох участвуют все структуры тела. При вдохе происходит нижнее, боковое и переднее смещение брюшных органов и растяжение легких. Во время выдоха происходит верхнее, медиальное смещение органов и внутреннее вращение грудной клетки.
Клиника нарушений (заболеваний) при этом очень многообразна. И поэтому требуется достаточно много времени для диагностики и дифференциальной диагностики причин её вызвавших. Заболевания пищеварительной системы оказывают серьезное влияние на всю физиологию в организме человека. При нарушениях в пищеварительной системе любая другая система подвержена более напряженной работе.
Клинические проявления дисфункции органов, фиксирующихся к диафрагме
Название органа | Ассоциированная гипотоничная мышца | Компенсаторно укороченная мышца | Клиника |
---|---|---|---|
Печень | Большая грудная грудинная порция | Малая грудная | Онемение в руках, преимущественно с 1 до 3 часов ночи |
Желудок | Большая грудная ключичная порция | Надостная | Боли в надплечье после еды |
Кишечник с одной стороны | Квадратная мышца поясницы с одноименной стороны | Квадратная мышца поясницы с противоположной стороны | Боль в поясничном отделе позвоночника, в области крестца с 5 до 7 утра |
Кишечник с двух сторон | Квадратная мышца поясницы с двух сторон | Пояснично-подвздошная | Боль в паховой области |
Легкие | Дельтовидная | Верхняя порция трапециевидной | Боль в надплечье, в шейном отделе позвоночника |
Перикард | Подлопаточная | Ромбовидные | Боль в межлопаточной области |
Прикладная кинезиология — ключ к лечению хронических заболеваний пищеварительной системы
Однако, использование такого диагностического метода, как мануальное мышечное тестирование, помогает выявить первопричину поражения диафрагмы и пищеварительной системы и устранить ее.
Этот метод был описан американским врачом Джорджем Гутхардом в середине прошлого века. Д. Гутхард изучал изменения мышечной силы при самых различных воздействиях и разработал систему диагностики, в дальнейшем получившим название «прикладная кинезиология».
Прикладная кинезиология интегрировала в себя все лучшее из таких методов лечения как: мануальная терапия, остеопатия, гомеопатия, нутрициология, психотерапия. Все знания из этих методов используются в мануальном мышечном тестировании. Кинезиолог способен с помощью мануального мышечного теста провести диагностику и определить, что стало причиной заболевания.
Диагностика в прикладной кинезиологии основывается на принципах иерархии нервного контроля в организме человека. Это позволяет рассматривать мышечный тест как ответную реакцию нервной системы на раздражитель (механический, химический, психологический). Такая реакция помогает в диагностике и выборе лечения.
Именно по этому, врач, владеющий методом прикладной кинезиологии, способен на глубоком уровне разобраться в том, почему одна и та же симптоматика болезни у различных пациентов, может быть вызвана разными причинами. Проанализировав и проверив мышечным тестом, врач-кинезиолог может правильно назначить адекватный метод лечения и провести полную коррекцию.
Для лечения заболеваний органов пищеварительной системы можно использовать самые различные терапевтические подходы. Наиболее эффективными методами терапии должны быть – изменение образа питания и стиля жизни, использование нутриентов, травяных экстрактов (при необходимости можно использовать фармацевтические препараты), изменение функционального состояния нервной системы при помощи мануальных висцеральных техник, а также правильно подобранная кинезитерапия (леченые физические упражнения для мышц тела и диафрагмы).
9 кинезиологических упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность
Эти упражнения можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.
Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.
Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).
Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
Упражнение “Зеркальное рисование”
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.
Упражнение “Ухо — нос”
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.
Эта поза подойдет для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.
Упражнение “Лобно-затылочная коррекция”
При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.
Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.
Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.
В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.
К этому простому, но эффективному упражнению я в основном прибегаю во время работы за компьютером. Если выполнять его 5—10 минут, то уменьшается, а то и совсем проходит ощущение усталости, заметно лучше начинает «работать голова», повышается концентрация внимания.
Упражнение “Кнопки мозга”
Это мини-серия из трех упражнений, как бы включающих «электрическую систему» организма. В результате активизируется кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.
Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).
Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20—30 секунд.
Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.
Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук
Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20—30 секунд положение рук поменять.
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания.
Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.
Мне очень нравится это упражнение, и я делаю его довольно часто в течение дня. Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга.
выбесило, пока пыталась повторить упражнение *крюки*
Соберись тряпка, перестань думать о своем инсулине. Большое депрессивное расстройство. Эндогенная депрессия
Сегодня речь пойдет о депрессии. Нет не о плохом настроении, а о настоящей эндогенной депрессии. В большинстве своем люди представляют депрессию, как сугубо плохое настроение и сниженную работоспособность. Отчасти это верно, но лишь от части. Дело тут в том, что для депрессии плохое настроение, это вовсе не обязательный компонент, но об этом речь пойдет дальше.
Хорошо, вот я вам тут рассказываю, как вы все заблуждаетесь, но без аргументов это все будет оставаться лишь болтовней. Так что, думаю стоит дать определение того, что же такое депрессия.
Начнем с того, что все “депрессии” делятся на 2 большие ветки:
Данное заболевание возникает при дисбалансе выработки серотонина и катехоламинов. Тут существует 2 варианта:
Нейроны не способны создавать в синаптической щели достаточную концентрацию серотонина и катехоламинов. В таком случае сигнал получается попросту слишком слабым. И нейрон “приемник” не реагирует на входящий сигнал.
Теперь рассмотрим, а как же все таки диагностируется депрессия.
Диагностика начинается с того, что нужно исключить другие расстройства. Такие как мания, гипомания, смешанные состояния, симптомы дефекта личности, апатико-абулический синдром при шизофрении. Также важно убедится в отсутствии тяжелых органических нарушений. Таких как инсульт, рак, и.т.д. Последствия черепно-мозговой травмы. Реакция на острую стрессовую ситуацию, а также хроническую усталость / астению, невротические расстройства, патологии развития и старения. Все вышеперечисленные болезни могут проявиться как депрессия, но это не будет большое депрессивное расстройство.
Теперь рассмотрим симптоматику.
Изменения аппетита и веса. Тут существует 3 варианта:
нет апспетита, человек ничего не ест, и теряет вес.
нет аппетита, человек ничего не ест, но вес остается прежним.
обратная ситуация, человек малоподвижен, много ест и набирает вес.
Полное отсутствие либидо. Человек в депрессии, за исключением легких форм, не испытывает сесуального желания. аналогично сексу, у человека полностью отсутствуют любые другие влечения, даже к любимым занятиям.
Изменение физической активности. Человек с этим расстройством будет чувствовать катастрофическую усталость, нежелание и неспособность вообще что либо делать. При тяжелой депрессии человек целыми днями может лежать и ему даже перевернуться на другой бок будет сложно. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию. Исключением является атипическая депрессия или маскированная депрессия, когда у человека на первый взгляд все нормально, но на деле оказывается что у него полный пакет симптомов.
Постоянное чувство вины.
Нарушения в когнитивной сфере. Трудность мышления, трудность концентрации, трудность или даже невозможность принятия решений.
Постоянные навязчивые мысли о смерти и суициде.
Благодарю за внимание. Всем добра!
Принять себя
«Не могу полюбить себя», «не принимаю себя», «не хочу быть собой» — частые жалобы на консультациях. Кажется, что можно и нужно быть каким-то другим: более сильным, умным, успешным, красивым. Толстые мечтают похудеть, худые — поправиться. Матери троих детей винят себя за то, что не реализовались в карьере. Успешные профессионалы переживают, что до сих пор зарабатывают недостаточно. И все уверены, что должны были стать «нормальными» еще вчера.
Это иллюзия, когнитивное искажение. Представление о том, что вокруг живут какие-то «правильные» люди, и лишь ты никчемный неудачник — ошибка мышления. Неуместное обобщение, привычка недооценивать собственные успехи и переоценивать ошибки. Стремление все время сравнивать себя с идеалом, хотя само слово «идеал» подразумевает, что это нечто, существующее лишь в области идей, но не в объективной реальности.
Человек, который не принимает себя, отказывается от собственной индивидуальности. Подгоняет себя под противоречивые стандарты и страдает от того, что не влезает в узкие рамки этих стандартов. Хотя из объективных закономерностей («лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным») никак не следует, что эти стандарты являются обязательными к исполнению!
Они не обязательны просто потому, что прямо сейчас их невозможно исполнить. Только в наших мечтах и фантазиях о будущем. Но реальный я — вот он, здесь и сейчас. Я тот, кто я есть, и нет никакого другого меня. И что бы я от себя ни требовал, как бы я себя ни ругал, прямо сейчас я не могу измениться. Так для чего это бесконечное самобичевание, если оно ничего не меняет? Зачем я заставляю себя страдать, если это никак мне не помогает?
Невозможно стать умным усилием воли. Нельзя стать успешным по требованию. Не получится заставить себя быть красивым. Поступки, а не требования, приближают нас к поставленным целям. И если это действительно мои цели, разве мне нужно принуждать себя к ним стремиться? К тому, что для меня важно, я иду добровольно.
Вместо того, чтобы воевать с самим собой, разумней научиться быть собой. Принять себя — значит строить жизненные планы с учетом себя настоящего. Признать свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. И действовать, учитывая эти особенности, а не игнорируя их! Научиться жить эту жизнь с собой реальным. Потому что другой жизни и другого себя у нас нет.
Самопринятие и любовь к себе строятся не на принуждении («я заставлю себя быть лучше»), не на самовосхвалении («я прекрасная и замечательная»), не на выдумках («все мне завидуют»). Это иллюзии, попытки не замечать реальность, которая снова и снова напоминает о себе. Здоровое самопринятие — признание фактов. Они всегда просты и незамысловаты. «Я студентка, живу с родителями, свободное время провожу в соцсетях». «Я инженер, живу с кошкой, играю в футбол два раза в неделю». «Я пенсионерка, нянчу внуков, здоровье пошаливает». Неважно, нравятся нам факты или нет — они существуют независимо от нашего мнения!
Принятие себя — отказ от бессмысленной войны с собой и с реальностью. Не быть собой невозможно. Выбрать себя невозможно. В наших силах лишь выбрать, что делать дальше. Но для того, чтобы этот выбор был эффективным, необходимо понять, кто ты сейчас. И не бороться с собой, истощаясь в безнадежной битве, а сделать себя своим собственным союзником. Потому что это лучший союзник из возможных.
Ученые разработали способ для контроля за мыслями и поведением человека
Научные специалисты из США отчитались о предварительных результатах исследований на пациентах, согласно которым некоторые мозговые функции человека, отвечающие за самоконтроль и гибкость интеллекта, можно изменить в положительную сторону. Достичь такого феноменального результата получилось благодаря объединению возможностей ИИ с таргетированной стимуляцией участков мозга.
В исследовании приняло участие 12 человек. Все они перенесли операцию на мозге по причине эпилепсии. В ходе нее пациентам были внедрены несколько сотен небольших электродов, которые были размещены в мозговых тканях для локализации области и причины возникновения судорог.
Исследователям удалось определитель участок мозга, стимуляция которого положительно сказывалась на психическом состоянии пациентов. Данная часть мозга, так называемая внутренняя капсула, ответственна за контролирование когнитивного состояния, а также переход между образами мышления, свойственный людям с психическими заболеваниями.
По словам одного из авторов работы Алика Виджа, примером может служить человек с депрессией, которого длительное время не оставляет какая-либо неприятная мысль. Так как когнитивный контроль в этом случае имеет огромное значение, поиск методов его улучшения может стать инновационным подходом в лечении подобных болезней и расстройств.
В ходе исследования были также разработаны алгоритмы, которые отслеживали возможности пациентов к когнитивному контролю, как по внешним факторам, так и по активности мозга. Когда участники менее успешно проходили тесты, ИИ определял это и повышал стимуляцию конкретных участков мозга.
По итогам научной работы были выдвинуты следующие тезисы:
— Ряд человеческих психических функций коррелирует с соответствующими заболеваниями и может быть изменен в положительную сторону при помощи таргетированной стимуляции.
— Во внутренней капсуле имеются участки, стимуляция которых наиболее положительно сказывается на конечном результате.
— Алгоритм, при котором учитывалась обратная связь, оказался на 100% более эффективным, нежели стимуляция в случайные моменты времени.
Часть пациентов, участвовавших в исследовании, имела также повышенную тревожность. В этом нет ничего удивительного, учитывая с какими трудностями им приходится сталкиваться в повседневной жизни.
После получения когнитивной стимуляции пациенты отмечали снижение тревожности. Им становилось легче не обращать внимание на постоянную тревогу и сосредотачиваться на выполнении своих дел.
Авторы научной работы утверждают, что в последствии разработанную методику можно будет применить для лечения людей с сильной и резистентной к медицинским препаратам тревожностью, депрессией, а также рядом других болезней.
А. Видж отметил, что это потенциально совершенно новый подход в лечении расстройств психики. Вместо борьбы с симптомами их разработка могла бы дать людям возможность управлять собственным разумом, обеспечив им полный контроль над ним.
В настоящее время научные специалисты готовятся к проведению клинических испытаний. Отмечается, что новое исследование может быть проведено с помощью уже существующей техники. Это означает, что в случае прохождения всех необходимых испытаний, методику удастся внедрить в практическую медицину в кратчайшие сроки.
Я сама это состояние знаю. В этом случае, в первую очередь нужно куда-то деть свои мысли.
Прекрасная техника №1: берете листы и начинаете писать. Пишем все подряд, насколько бы абсурдно это не было. Пытаемся написать максимально много. Перечитывать не обязательно.
Техника №2: прощальное письмо. Эта техника подходит и в тех случаях, когда вы точно решили попращаться с чем-то/кем-то, либо же, если вы еще в замешательстве, то сделав ее вы будете четче понимать, что вы чувствуете и точно ли оно вам нужно.
Суть в том, что вы находите уединенное место, время, когда вам не будут мешать, берете лист (желательно побольше) и отвечаете на вопросы:
Важные детали: писать искренне; давать эмоциям выходить, если они появляются (а они появляются и это нормально); отвечать на вопросы в прошедшем времени, как будто это уже произошло.
В конечном итоге во время и после написания письма у вас будут появляться определенные эмоции и чувства, которые помогут успокоиться и обдумать ситуацию.
Как хакнуть когнитивные искажения через левое ухо
Хочу сегодня познакомить вас с парочкой интересных не просто когнитивных искажений, а программно-аппаратных сбоев мозга, как с ними живется людям и как их хакнуть.
Есть такой синдром Капгра, когда в результате травмы или болезни человек вдруг начинает считать своих близких притворщиками. Такой больной видит свою мать и отца, или ребенка, и они выглядят точь-в-точь как его родные, но это не они, а какие-то люди, которые притворяются ими. Причем, на уточняющий вопрос, в чем отличия, больной приводит визуальные признаки: притворщик завязывает шнурки как-то иначе, другой цвет глаз, или длиннее нос. На сегодняшний день проверенное объяснение таково: нейронные связи, соединяющие локации мозга для определения лица и категоризации его как близкого человека – в целости, а вот связи между этим же регионом и эмоциональной системой разрушены.
Поэтому человек видит родителя или ребенка, но не чувствует никаких эмоций, и мозг выдвигает гипотезу, что это не мать, а притворщица. А стоит родителю выйти из комнаты и тут же позвонить больному, как диалог вполне нормальный. Потому что связи между голосовой идентификаций и эмоциональной системой в сохранности. Иногда при синдроме Капгра происходит селективное нарушение — вместе с притворщиками и родной дом оказывается подмененным, или притворщиком оказывается только один член семьи. Это может казаться безобидной причудой, но есть данные, что пациенты с синдромом Капрга убивали своих притворщиков, то есть, своих родных.
Синдром Фреголи назван так в честь итальянского актера Леопольдо Фреголи, который отличался быстрым умением переодеваться и перевоплощаться в разных героев на сцене. Больному кажется, что его преследует человек, который постоянно преображается, выдавая себя за других. Все встречные могут быть лишь загримированными преследователями. Это так называемая гиперидентификация знакомых лиц, в отличие от гипоидентификации как при синдроме Капгра.
Синдром Котара – редкое нарушение, когда человек думает, что он мертв, просто оболочка, пустота, тело разлагается. Другие люди и даже объекты тоже могут видеться таким же мертвыми. Самый исследованный случай – недавний. Молодой мужчина решил покончить с собой, решив принять ванну с тостером. Попытка была неудачной, но на следующее утро он проснулся, уверенным, что он мертв – что он «поджарил» свой мозг накануне. Его мозг просканировали и результаты удивили исследователей. Активность мозга в некоторых регионах оказалась значительно сниженной и похожей на ту, которая бывает у человека в коме, либо под анестезией.
Что интересно и парадоксально, у половины пациентов с этим синдромом есть убеждение, что они бессмертны. Причина синдрома до сих пор непонятна, но предполагается, что нарушен механизма самоидентификации и связи его с эмоциональной системой.
Кстати, эти синдромы можно представить на схеме:
Нормальная ситуация – человек А считает себя человеком А, а человека В – человеком В.
При синдроме Капгра – все так же, только человек В – непонятно кто, но не В.
Даже не добавляя новых переменных, можно сгенерировать «новые» синдромы. Но скорее всего, они уже описаны.
Вот, к примеру, реально существующий синдром двойника:
У человека А – двойник, который постоянно лезет в его жизнь, и который внешне выглядит как он, но с другим характером. Но для стороннего наблюдателя этого человека на самом деле нет.
Такой подход может показать огромное число вариантов того, как что-то может пойти не так в работе мозга.
Еще парочка синдромов:
Аназогнозия – в буквальном смысле, «отсутствие знаний о болезни»; ее очень много видов, и проявляется она в виде отрицания какого-то заболевания или нарушения. Она может возникнуть после инсульта, когда повреждается определенная часть правого полушария, возникает паралич или ослабление моторных функций левой стороны тела. Человек не отрицает, что не может двигать своей левой рукой, приводя аргументы типа «я устал», «я только что двигал, что же вы не смотрите», или «у меня артрит и мне будет больно, и я не хочу», при этом артрита у пациента нет. В ходе практики работы с такими пациентами врачи обнаружили майндхак: если закапать несколько капель холодной воды в левое ухо, то это приводит к временному осознанию и принятию того, что рука действительно парализована. Известно, что холодная вода в ухе стимулирует вестибулярную систему, но как одно связано с другим – непонятно.
Синдром Антона – очень редкое заболевание (всего зарегистрировано менее 30 случаев), когда человек, после травмы или инсульта теряет зрение, но при этом слепоту отрицает. Он также говорит о том, что в комнате слишком темно, у него неподходящие очки, голова болит, и прочее.
Гипотеза о происхождении такова, что визуальная кора повреждена, в том числе, разрушены связи с речевым центром. То есть зрение получает сигналы о проблемах, а центр производства речи не в курсе этого.
Вообще, мы узнали многое о нашем мозге, изучая нарушения его работы. Что объединяет эти и другие синдромы – это причудливые объяснения, которые выдают больные, описывая ситуации. Вместо того, чтобы сказать: «Не знаю, что со мной, но я смотрю на своего отца и почему-то он мне кажется чужим», человек выдумывает историю о подмене.
Эти объяснения не соответствуют действительности и называются конфабуляции, и их природа может показаться простой, но десятки лет ученые из нейронаук и философии сознания пытаются ее понять.
Конфабуляции бывает двух видов: памяти и восприятия. Одни придумывают события прошлого, которых не было, другие — объясняют свое восприятие.
Конфабуляция – это не ложь, и не самообман.
Ложь всегда имеет умысел и подразумевает знание правды, которую надо скрыть. При конфабуляции такого нет.
Самообман – это когда человек кашляет кровью, но говорит себе, что это простуда, хоть и несколько суровая. Самообман – это когда преподавателей университета спросили, насколько они хороши в своей работе, и 94% заявили, что как учителя они лучше, чем их коллеги. Это самообман в 44% случаях.
Нигде конфабуляция не проявляется так ярко, как у людей с расщепленным мозгом. Пациенты, которые страдали фармакорезистентной эпилепсией, и перенесли хирургическую операцию по разделению полушарий головного мозга, дали возможность ученым изучить работу каждого полушария отдельно.
При таких нарушениях говорить может только левое полушарие (за редким исключением), где расположены регионы, отвечающие за речь. Поэтому ученые делают что-нибудь с правым полушарием, и ждут объяснений от левого.
Например, показывают правому полушарию (левому глазу) банан и просят его нарисовать. Левой рукой (она управляется правым полушарием) человек этот банан рисует. Затем его спрашивают, почему он нарисовал именно банан? Левое полушарие, которое не видело задания, не задумываясь ни секунды, говорит: «Этой рукой, поскольку она слабее правой, проще всего нарисовать что-то простое, вроде банана».
Или показывают картинку голого тела правому полушарию, человек хихикает, а когда спрашивают, почему, то левое полушарие, которое слышало только свой смех, но не знает причины, выдает: «Да у вас сегодня такой смешной галстук, профессор!» Или дают команду встать и пройтись. Он ее выполняет, а на вопрос «зачем он пошел», он отвечает, что ему захотелось пройтись.
То есть, мозг объясняет то, что он не знает. И это удивительнее чем эти, даже самые экзотические нарушения работы мозга. С человеком происходит что-то непонятное, совершенно неизвестное, а он пытается объяснить это какой-то банальной причиной.
Майкл Газзанига, который всю жизнь изучал феномены расщепленного мозга, называет левое полушарие «интерпретатором». Интерпретатор – это такой модуль, который в подавляющем большинстве случаев находится в левом полушарии, производит вербальное объяснение активности агента, основываясь на доступной информации.
Теоретически интерпретатор мог бы сказать «я не знаю», но он почти никогда так не поступает, а предпочитает объяснять мир, даже в условиях недостатка информации. И это происходит не только при нарушениях работы мозга.
Когда девушка спрашивает своего молодого человека: «Почему ты выбрал меня? За что ты меня любишь»?, ей действительно могут быть интересны причины. У нее, возможно, есть версия, но она нуждается в подтверждении.
Ответ: «Не знаю, понятия не имею, это загадка для меня» хоть и будет максимально честным, но совсем не хорошим. «Мне нравится твой характер, твои глаза, как ты смеешься, как ты причесываешься, мне нравится в тебе все» – такой ответ будет воспринят гораздо лучше. Но на самом деле, он понятия не имеет об истинных причинах своего выбора и любви. А реальные основания могут быть такими:
Посмотрите на эти фотографии. На какой из них девушка выглядит симпатичнее?
После того, как вы определитесь, вам надо будет объяснить, почему. Если вы видите это впервые, то вы сможете предложить интересные гипотезы.
Большинство людей считает, что на правой картинке девушка красивее. Между картинками есть только одно отличие – наличие так называемого лимбального кольца на радужке девушки. Наличие и толщина кольца во многих случаях (но не во всех) свидетельствуют о хорошем здоровье человека. Иными словами, природа дает знать, что девушка готова успешно продолжить род, и каким-то образом делает для мужчины правую девушку красивее и желаннее. Кроме лимбального кольца, такими же факторами могут быть цвет и состояние волос, соотношение бедра к талии, расстояние между верхней губой и основанием носа, округлость губ, и много чего еще.
Мы можем вспомнить классический эксперимент 1973 года, когда в канадском парке девушка подходила к посетителям с просьбой ответить на вопросы и пройти краткий тест. Она подходила в двух разных местах, встречая мужчин после перехода через мосты. Один мост был устойчивый и короткий, на трехметровой высоте над мелким ручьем. Другой был знаменитый подвесной мост – полтора метра шириной, 137 метров длиной, из тросов и брусков, с низкими поручнями, и он качался в разные стороны на высоте 70 метров над бурной рекой. После опроса девушка оставляла всем свой телефон и просила перезвонить, если будут какие-то вопросы. Почти половина из тех мужчин, что перешли через опасный мост, перезвонили девушке и предложили встретиться.
Экспериментаторы поговорили с ними и выяснили, что девушка им понравилась, но никто, разумеется, не назвал настоящей причины, что опасный мост вызывал возбуждение, которому мозг мужчины ошибочно приписывал другую природу – сексуальную. Но мы-то знаем, что у безопасного моста только пара мужчин из 20 перезвонили девушке.
Нам нравится будущий партнер, тем больше, чем сильнее отличаются наши иммунные системы. Эти различия – в системе генов тканевой совместимости человека, за открытие которой была вручена Нобелевская премия по медицине в 1980 году. Это может быть основной причиной, почему вам нравится человек. Природа хочет, чтобы мы создали потомство, которое будет здоровым, с хорошей иммунной системой. Разница в иммунной системе выражается в запахе, который сознательно мы не ощущаем, но наш мозг его регистрирует и создает у обоих людей взаимное чувство любви.
Некоторые пестициды могут сделать наоборот: проникнув в мужчину, фермера или потребителя продукции, могут изменить его запах так, что женщины будут стараться обходить его стороной. Запах будет незаметен, но вполне ощутим для мозга. Этот мужчина будет получать отказы, которые будут логичны, обоснованы и прекрасны, но не будут иметь ничего общего с реальностью. А реальность в том, что вещества из пестицидов с большой вероятностью нарушат здоровье потомства. Причина отказа может быть не соответствующей действительности, но сам отказ – правилен, потому что с таким мужчиной лучше не заводить детей.
Итак, и в условиях «нормальной» работы мозга, и в случаях ее нарушения, мы не знаем причин своего поведения, но готовы быстро дать объяснение своему выбору или другому поведению. Но зачем?
Почему мозг тратит время и калории — дорогой и не всегда доступный ресурс? Мы знаем по себе, как бывает ленив наш мозг, когда мы что-то сознательно хотим, а мозг не проявляет интереса: мы уклоняемся, забываем, бесконечно откладываем, у нас нет сил, мы хотим сразу прилечь, и все что угодно еще, лишь бы этого не делать. А тут мозг не мелочится, и это верный признак того, что эта функция важна.
Ученые не замечали, чтобы люди объясняли свои поступки исключительно самим себе, причем реально только самим себе, а не воображаемым собеседникам. Поэтому вероятно, что объяснения нужны для социального взаимодействия, для других людей. И только тогда, когда их просят.
Отличие конфабуляции человека с расстройством работы мозга от человека без расстройства в том, что у одного поврежден проверочный механизм. Человек с синдром Капгра не замечает реакции собеседника, не видит, что ему не верят, не понимает, что он «несет дичь».
Поэтому он довольствуется быстрым и достаточным объяснением, а «нормальный» человек должен подстроить свою историю под собеседника. Но эта подстройка не меняет сути того, что объяснение все равно не отражает реальности. Представьте, что наше восприятие мира и его описание для существа с более высоким уровнем развития с другой планеты звучат так же как для нас – объяснения человека с синдромом Капгра. Инопланетянин послушал бы нас и отметил у себя в блокноте: «просто конченный псих».
Для всех видов конфабуляции также характерен недостаток знания. Мысль, высказываемая, основывается на ошибочных предпосылках, но сам факт ошибочности неизвестен.
Некоторые ученые предполагают, что конфабуляция – адаптивный процесс, защитная реакция на страх неизвестности. Если ты не объясняешь неизвестное как угодно, то оно остается неизвестным и пугающим. Неизвестность требует быстрых и уверенных объяснений. Сомнения – и есть некая форма страха из-за неопределенности, и постоянно сомневаться – не самая лучшая идея, с точки зрения эволюции. За каким лидером вы пойдете – тем, кто постоянно сомневается, или кто всегда уверен в себе? Идеальным Сократом быть хорошо, в сферическом вакууме, а в жизни надо добывать себе на пропитание, завоевывать сердца красавиц и убивать врагов, без страха и сомнений.
Другие считают, что конфабуляция – это соединение всех частей себя в единое целое, в гладкую бесшовную историю, потому что, опять же, для нужд социального проживания, необходимо казаться перед другими цельной личностью, без черных дыр незнания и внутренних разломов, иначе они просто решат, что ты стал малоценным членом общества, со всеми вытекающими последствиями.
Каждый из нас в состоянии, даже будучи в очень плохой психической форме, и без предварительных заготовок, выдать объяснение, звучащее вполне убедительно. Причем вы можете объяснить даже самые фантастические ситуации.
Если нам указывают на противоречия в нашей истории, то их можно просто игнорировать. Пусть у того, кто «купил» вашу историю, плавится мозг.
Не сомневайтесь, раз уж начали развивать какую-то теорию. Не оставляйте никаких неопределенностей.
А вот если вы хотите узнать что-то важное, то пробуйте говорить «я не знаю» сначала самому себе, желательно наедине. Напомните, что скорее всего, ваше первое пришедшее на ум объяснение не имеет никакого отношения к реальности. Вы можете попробовать на вкус страх неизвестности, когда вы вдруг останавливаетесь объяснять что-то первыми пришедшими на ум словами.
Не отказывайтесь от конфабуляции! Если ее роль действительно в интеграции всех частей себя, то отказ от нее может иметь суровые последствия.
Возможно, иногда нам стоит позволить холодной воде попасть в наше левое ухо, чтобы остановиться и не нести пургу.
Статья написана совместно с Борисом Зубковым.
Авторы: Алексей JetHackers Стаценко и Борис Зубков.
Беды с бошкой
Приветствую друзья!
Это мой первый пост, мемное название но ситуация, отнюдь не смешная. По этому попрошу совета, может кто сталкивался.
Мне 26 лет, лет в 18 был шустрым, остроумным парнем, любил пошутить, помнил не один десяток анекдотов, травил рассказы из жизни, занимался спортом (тяж атлетикой), ну и за компом посидеть любил, порой сутками без сна, да и сейчас, правда времени не так много. Осваивал профессии на лету на новых местах работы.
Но что происходит сейсас, не понятно, перейду к сути. Я стал очень забывчив, мне сложно осваиваться на новом месте, не помню порой и имена людей, я в разговорах в коллективе практически не могу вспомнить не одной истории, я забываю рабочие моменты, которые делал к примеру месяц назад. Я не помню название фильмов которые смотрел не так давно и элементарно мне сложно сосредоточиться на чем либо, повышена рассеянность. Нет конечно, порой бывают прояснения в сознании и я в эти деньки чувствую себя чуть ли не супер героем. Но это не часто.
К кому обратиться, когда одолевает ступор мозговины?
Привет всем читающим.
Теперь предыстория, для тех, кто хочет подробностей.
Что было характерно для моего состояния: любая умственная деятельность, даже просто думать или чтение, вызывала усиление этих «вибраций» в теле и слабости в голове. Даже составлять слова в предложения было довольно тяжко. В башке туман, зрение будто совсем слегка смазано. Я ещё и вокалом в то время пытался заниматься, чтение нот вообще перестало даваться.
Учёба тем временем шла на спад, ну ещё бы. По итогам сессии я чуть не вылетел после третьего курса, впервые у меня остался долг по экзаменам.
Хандра усилилась до «не хочу жить» и боли/ломоты в теле, словно физической. Додумался дойти до психотерапевта(бесплатного), всё описал(вообще всё), поставила «тревожно-депрессивное расстройство», выписала лекарств, сказала ходить к ней. Однако лекарств я не смог купить, так как деняк было мало, а потом вообще свалил в другой город.
С тех пор прошло вот уже почти 6 лет. Я сменил место жительства на СПб, привык жить в этом состоянии и даже справлялся с умственной нагрузкой, хоть и очень тяжело и медленнее всё новое даётся, чем до всей этой ситуации.
Попёр я к мозгоправам в клинику неврозов. К психотерапевту попасть не удалось, пошёл к психиатру. Назначили Паксил, который помог. Но помогал только пока я его принимал, т.к. спустя месяц после его отмены я понял, что снова наступает. В итоге я просто навалил болт и типа «ну будь что будет», ПА ушли 😀 Хотя иногда бывает пытаются снова, но забить болт очень помогает.
Ступор мозговины никуда не делся и даже усилился после ковиды. Ещё и агрессивный стал какой-то. В общем состояние, как и описал во втором абзаце.
Так куда же мне податься? Может есть тут люди, кто сталкивался с тем же и/или может посоветовать спеца в таких делах? Уж очень я устал тормозить в элементарных вещах, просыпаться уставшим и находиться в постоянном тумане.
Гугл инфой уж слишком пестрит, а отзывам на всяких сайтах с отзывами верить как-то чревато, зная как там те отзывы появляются, потому просто ломиться к психотерапевтам с ценой 5к за сеанс уж как-то тоже желания никакого, хочется уже эффекта.
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Первый – значит ложный
Один главных вопросов психологии: почему люди по-разному оценивают одинаковый опыт? Почему для кого-то увольнение – это трагедия, а для кого-то – новые возможности? Почему кто-то расстаётся с осознанием, что ещё сможет обрести любовь, а другой вешает на себя клеймо навсегда одинокого?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить, что происходит в нашей голове, когда мы пытаемся оценить любой опыт. Например, я задаю вопрос:
– Тяжело ли пережить расставание?
Что делает ваш мозг? Он не пытается провести объёмное исследование всех знакомых ему фактов, чтобы дать мне объективный ответ. В качестве обоснования для ответа он возьмёт факты, которые первыми придут ему на память. Например, вот как ответит Гена, который только недавно сам пережил тяжёлое расставание:
– Это просто ужасно! Ты будешь мечтать уйти в запой и отомстить своей бывшей.
А вот Олег, который развёлся пять лет назад и после этого встретил любовь всей жизни:
– Да, это непросто, но потом ты полностью пересмотришь своё отношение к жизни. Ты поймёшь, что это не тот человек, который был тебе нужен, и выйдешь из отношений с полезным опытом.
Такое противоречие – результат когнитивного искажения мышления, которое называется эвристика доступности. Суть эвристики в том, что наш мозг сподвигает нас оценивать вероятность событий по лёгкости, с которой примеры этого события приходят на ум. Доказали эвристику доступности психологи Канеман и Тверски в 1973 году в серии простых экспериментов. Вот как проходил один из них.
Психологи задавали испытуемым вопрос:
– Если взять случайное слово из текста, более вероятно, что это слово начинается с K, или что K – третья буква?
Большинство отвечали, что это будет слово, которое начинается с К. Спойлер: они ошибались. Всё потому, что слова, которые начинаются с K, приходят на ум быстрее (кит, краб, каска). Чтобы вспомнить слова с буквой К в середине, мозгу требуется больше усилий (буква, показ, доказательство).
Другими словами, наш первый ответ на любую мыслительную задачу всегда чертовски субъективен. Когда нас спрашивают: «Ты счастлив?», «Как у тебя дела?», «Ты доволен своими отношениям?», мы будем отвечать, опираясь на маленькую долю опыта, которая лучше задержалась в памяти, ведь мозгу лень составлять полную картину. Хорошо, если мозг обратится к позитивному опыту. Плохо, если это пример негативный, потому что тогда он может утянуть вас в петлю пессимистичного самообмана.
Кстати, большинство тревожных и депрессивных состояний поддерживаются эвристикой доступности. Во время депрессии память в первую очередь подчёркивает, что и вчера было плохо – «продолжай страдать», вместо того чтобы напомнить, что когда-то было хорошо, а значит можно что-то изменить.
Я часто рассказываю про эвристику доступности во время консультаций. Особенно часто, когда речь заходит о том, чтобы начать привносить в жизнь конструктивный, но тревожный опыт: делать то, что хочется, или говорить о том, что не нравится. Это всегда страшно. Почему? Потому что, если вы всю жизнь поступали наоборот, то какие воспоминания достанет память, отвечая на вопрос: «Что будет, если ты попробуешь?»
Правильно, она скажет:
– У нас ничего не получится. Лучше вернись к тому, что мы делали только вчера, к подчинению и самообвинению.
Что же делать с эвристикой доступности?
Главный совет – не торопитесь доверять своей первой реакции. А точнее примите за правило, что первая реакция психики – ложная или как минимум неполная. Вспомните последние разы, когда вы думали: «Я не справлюсь», «Это слишком сложно», «Это не для меня». Сколько времени вы потратили на эти выводы? Сколько фактов?
И главное – сколько из них вы проверили на практике?
Что почитать (НаучПоп / Научная Фантастика)
Некоторые время назад сильно увлёкся потреблением информации с научно-популярным уклоном. Но как не заблудиться в миллионах книг? Ресурс то ограничен. А значит придётся выбирать.
Как сузить поле выбора? Я решил взять рейтинги и подборки. Стал копать в этом направлении. С насмотренностью начало приходить понимание, что в рейтингах где хоть кого-то выкидывают, в основном одни и те же. И вот те, кто наблюдаются в «приличных местах», связаны несколькими маркерами.
Какие маркеры мне на данный момент кажутся ярко перспективными:
— Топы книг в Дигитеке
— Попадание на книгу вот этого деревца фонда «Династия» от Дмитрия Зимина. Ну и конечно попадание в шорт листы премии Просветитель.
— Попадание на обложку книги обезьянки и человека, причисляющее его к библиотеке фонда «Эволюция».
Раздел 1. Законы науки и мышление(Математика, Рациональность, Научный метод, Когнитивные искажения, Нейрофизиология, Ошибки мышления, Доказательная медицина)
«Защита от темных искусств» Александр Панчин
«Рациональность: От ИИ до зомби» Элиезер Юдковский
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман» Ричард Фейнман
«Объясняя религию» Паскаль Буайе
«Думай медленно, решай быстро» Каннеман
«Мир, полный демонов» Карл Саган
«Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда» Дуглас Хофштадтер
«Как не ошибаться. Сила математического мышления» Джордан Элленберг
«Недоверчивые умы: чем нас привлекают теории заговоров» Роб Бразертон
«Как работает разум» Стивен Пинкер
«Неприродная природа науки» Льюис Уолперт
«Предистория разума» Стивен Митен
«Фактологичность» Ханс Рослинг
«Сигнал и шум» Нейт Сильвер
«0,05 доказательная медицина» Пётр Талантов
«Пациент разумный» Алексей Водовозов
«Укрощение бесконечности. История математики от первых чисел до теории хаоса» Иэн Стюарт
«Математика для гуманитариев» Алексей Савватеев
«Математика космоса» Иэн Стюарт
Раздел 2. Законы природы(Физика, Теория относительности, Квантовая механика, Астрофизика, Астрономия, Изобретения и открытия)
«Краткая история времени» Стивен Хокинг
«Краткие ответы на Большие вопросы» Стивен Хокинг
«В поисках кота Шредингера. Квантовая физика и реальность» Джон Гриббин
«Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории» Брайан Грин
«Суперобъекты» Сергей Попов
«Темная сторона вселенной» Владимир Сурдин
«Теория всего» Стивен Хокинг
«Мир в ореховой скорлупке» Стивен Хокинг
«Астрономия. Популярные лекции» Владимир Сурдин
«Голубая точка. Космическое будущее человечества» Карл Саган
«Ткань космоса. Пространство, время и текстура реальности» Брайан Грин
«Всё из ничего: Как возникла Вселенная» Краусс, Лоуренс Максвелл
«Фейнмановские лекции по физике» Сэндс; Фейнман; Лейтон
Раздел 3. Законы жизни(Абиогенез, Теория эволюции, Химия жизни (Клетки, ДНК), Антропогенез)
«Эгоистичный ген» Ричард Докинз
«Происхождение жизни: От туманности до клетки» Михаил Никитин
«Эволюция человека» Александр Марков
«Достающее звено» Станислав Дробышевский
«Сумма биотехнологии» Панчин Александр
«Лестница жизни» Ник Лейн
«Вопрос жизни» Ник Лейн
«От атомов к древу» Ястребов
«Расширенный фенотип» Ричард Докинз
«Слепой часовщик» Ричард Докинз
«Самая главная молекула. От структуры ДНК до биомедицины 21 века» Максим Франк-Каменецкий
«Она смеется, как мать: могущество и причуды наследственности» Карл Циммер
«Хлопок одной ладонью» Николай Кукушкин
Раздел 4. Художественный научпоп / Научная фантастика
«Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковский
«Апофения» Александр Панчин
«Понедельник начинается в субботу» Стругацкие
«Гарвардский Некромант» Александр Панчин
«Драконы Эдема» Карл Саган
«Праща Давида» Марк Стиглер
«Звёздные дневники Ийона Тихого» Станислав Лем
«Конец Вечности» Айзек Азимов
«Анафем» Нил Стивенсон
«Политика и английский язык» Оруэлл
«Пасынки Вселенной» Роберт Хайнлайн
«Марсианин» Клиффорд Саймак
«Гиперион» Дэн Симмонс
«За миллиард лет до конца света» Стругацкие
«Квантовый Вор» Ханну Райаниеми
«Ложная слепота» Питер Уоттс
«Мошка в зенице господней» Нивен и Пурнель
Большая часть книг из списка не прочитана. Часть книг, которые были в списке, улетели из него после прочтения. В связи с чем, вопрос к Вам. Читали ли Вы что-то из списка? Можете ли сказать про какую то из книг что-то конкретно плохое? Может что-то в списке смотрится «не в тему»? И конечно главный вопрос. Какой книги там точно не хватает?
Из научной фантастики интересует больше всего Твёрдая.
Данную библиотеку планирую регулярно «допиливать» у себя в телеграмме. А Ваши рекомендации вынесу в UPD данной статьи.
UPD (предложения из комментариев):
Раздел 1. Законы науки и мышление(Математика, Рациональность, Научный метод, Когнитивные искажения, Нейрофизиология, Ошибки мышления, Доказательная медицина)
«Записки врача» Версаев
«Черный Лебедь» Талеб
«Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить» Уёмов
Раздел 2. Законы природы(Физика, Теория относительности, Квантовая механика, Астрофизика, Астрономия, Изобретения и открытия)
«Интерстеллар: наука за кадром» Кип Торн
Раздел 3. Законы жизни(Абиогенез, Теория эволюции, Химия жизни (Клетки, ДНК), Антропогенез)
«Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Жуков
Раздел 4. Художественный научпоп / Научная фантастика
«Марсианин» Энди Уир
«Солярис» Станислав Лем
«Непобедимый» Станислав Лем
«Задача трёх тел» Лю Цисинь
«Темный лес» Лю Цисинь
«Вечная жизнь смерти» Лю Цисинь
«Основание» Айзек Азимов
«Дверь в лето» Хайнлайн
«Насморк» Станислав Лем
«Футурологический конгресс» Станислав Лем
«Эхопраксия» Питер Уоттс
«Лестница из терновника» Максим Далин
«Семиевие» Нил Стивенсон
Что определяет интеллект?
Многие удивляются, какие динозавры тупые! Как мал их мозг относительно тела! Но динозавры не были тупыми!
В старых постах я уже опровергла миф о том, что интеллект зависит от соотношения размеров мозга и тела. Расстояние между нейронами возрастает вместе с размерами тела только у млекопитающих. Так у бурого медведя( brown bear) в коре больших полушарий примерно столько же нейронов, сколько у кошки(cat)
Как объяснить интеллектуальное превосходство крысы над кроликом, если в передних полушариях кролика больше нейронов, чем у крысы? У более умной крысы 31 миллион, а у более глупого кролика 71 миллион. Играет ли большую роль количество нейронов?
Давайте разбираться. Вспомним насекомых. Муравьи.
Они способны передавать друг другу довольно много различных сообщений, а время передачи сообщения пропорционально количеству информации в нем. Более того, эти насекомые способны подмечать закономерности и использовать их для «сжатия» информации.
Последующие опыты, построенные по тому же принципу, но с несколько измененной методикой, в которых муравьи должны были передавать сведения о номере планочки с приманкой (экспериментальная установка напоминала длинную гребенку, установленную в разных вариантах вертикально, горизонтально или замкнутую в круг) выявили у муравьев даже некую систему счисления, сходную с архаичными системами счисления у человека. В последние годы была разработана и проведена серия экспериментов, позволивших исследовать способность муравьев к сложению и вычитанию.
Так же ученые подсчитали их колличество нейронов. У этих насекомых 250 тысяч нейронов. У человека 86 миллиардов нейронов.
Есть и другие гениальные насекомые.
Пчелы идеально знают точное время и место, когда цветут некоторые растения, и способны оценивать количество нектара и пыльцы в этих цветах.
Они могут передавать друг другу координаты цветов с помощью кодовых движений, способны считать, даже осознавать абстрактное понятие нуля, как приматы и попугай Алекс. Они обучаемы, и даже способны перебороть свои инстинкты с помощью интеллекта.
Проводилось немало исследований, где пчелам предстояло решить конкретные практические задачи или выявить закономерность. Самый простой и известный пример – с отодвиганием кормушки.
Каждый день кормушку отодвигали в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. В очередной раз пчелы предусмотрели изменение положения кормушки и слетелись к тому месту, куда должны были отодвигать кормушку заранее. То есть, увидев предыдущие изменения, насекомые сделали умозаключение и просчитали следующие изменения.
Пару лет назад ученые заставили группу насекомых добывать еду, потянув за веревку. Освоив этот трюк некоторые пчелы стали УЧИТЬ ДРУГИХ, а наблюдавшие за процессом сделали это с первого раза. В конце эксперимента уже вся колония могла с лёгкостью делать то, что 1 пчеле давалось с трудом. Ранее считалось что таким талантом обладают только птицы и млекопитающие. Теперь же, используя поразительные умственные способности пчел, некоторые люди забавы ради учат их играть в футбол!
Есть и другой эксперимент, демонстрирующий абстрактное мышление пчел. Мартен Журфа научил пчел узнавать симметричные и не симметричные фигуры. Пчелы быстро перестали заглядывать под не симметричные фигуры в поисках еды, переключившись на симметричные. Затем насекомые освоили различия во взаимных расположениях объектов в пространстве (над – под, справа – слева). А во сколько лет вы перестали путать право и лево? Какому возрасту соответствует интеллект пчёл? Пишите в комменты. А сейчас вернёмся к экспериментам.
Помимо взаимного расположения объектов в пространстве насекомые разобрались в понятиях «такое же» и «совсем другое». Оказалось, что пчёлы запросто переносят навык на новые ситуации. Например, если их научили находить одинаковые запахи, они легко находят и одинаковые на вид фигуры.
Ещё больше впечатляют результаты, полученные Журфа недавно. Он и его коллега Аврора Аваргэ-Вебер обнаружили, что пчёлы могут совмещать освоенные ими понятия. Например, их научили среди нескольких пар из двух разных фигур находить пары фигур одинакового цветового оттенка и одинакового пространственного расположения (например, одна фигура над другой, а не рядом). По мнению Журфа, это свидетельствует о довольно высоком уровне интеллекта. Он научил пчёл данному трюку с 30-й попытки, тогда как некоторые обезьяны начинали справляться с заданием лишь после нескольких тысяч попыток! И это ещё не всё.
Хорошо усвоившие урок пчёлы могут также научиться находить дорогу к приманке в лабиринте, ориентируясь по развешенным в нём изображениям абстрактных фигур. Более того, они способны понять, что одна и та же фигура в разных лабиринтах может означать разные вещи, то есть способны соотносить символ с контекстом.
А ведь у них лишь 960 тысяч нейронов!
В Нидерландах двум обезьянам передали изображение прямо в мозг с помощью импланта
Животные смогли видеть и различать формы букв, не используя зрение.
Исследователи из Нидерландского института нейронаук создали имплант, который позволяет транслировать изображение в мозг. Его успешно проверили на двух обезьянах — после внедрения устройства они смогли «видеть» без глаз. Об этом говорится в результатах исследования, которые опубликовали в журнале Science.
Учёные утверждают, что впервые добились настолько высокой чёткости изображения, не задействуя сетчатку глаза. Для этого исследователи подключили множество игольчатых электродов 1,5 миллиметра длиной прямо к зрительной коре мозга обезьян.
По задумке учёных, макаки должны были начать определять фигуры из точек без использования зрения. Для этого их заранее натренировали выполнять простейшие задачи, соответствующие одной из 16 форм букв, выполненных из точек. После внедрения импланта макаки корректно распознали формы букв, которые передали им в мозг с помощью устройства.
Попытки восстановить зрение с помощью имплантов предпринимали и раньше — их внедряли в сетчатку глаза. Однако этот способ не сработает для людей с повреждённым зрительными нервами.
Метод нидерландских учёных даёт возможность обойти первичные стадии обработки изображения в глазу и зрительном нерве. В будущем это может позволить восстановить зрение для людей с врождённой или приобретённой слепотой при условии, что зрительная кора их мозга осталась нетронутой.
При этом возможности имплантов пока всё же далеки от обычного человеческого зрения. Устройства могут обеспечить разрешение в тысячу пикселей, в то время как глаз может различать миллионы отдельных пикселей.
Синдром хронической усталости?
Немного слов о том, что этому предшествовало. Всегда же кажется, что если такое случилось, значит этому должна быть яркая причина. Но не в моем случае. Жил обычной жизнью. Счастливая семья, не особо напряжная работа (скажем, постоянных стрессов не было. Так, бывало несколько раз за год, но не более того), сон нормальный, по выходным не работал. Вредных привычек нет. В общем, ничего необычного не произошло. Единственное, что характер тревожный и мнительный, часто очень эмоционально реагирую на происходящее, но не думаю, что это могло привести к таким кардинальным изменениям в здоровье. Все лето по утрам пробежки, турник, растяжка (до того, правда, несколько лет спорт был очень прерывистый, но дохляком никогда не был). Питание нормальное. Короче говоря, обычная, нормальная жизнь.
Теперь далее о диагностике. Прошел необходимых врачей: терапевта, двух эндокринологов, трех кардиологов, двух неврологов, сдал анализы на гормоны, биохимические показатели крови, глюкозу и т д. В основном, все в полной норме. Температуры тоже нет (многие ребята с СХУ описывают, что у них постоянная субфебрильная температура).
Прошу не путать это состояние с ленью, депрессией и т д. Это чисто вегетативная дисфункция, но причину не нашел.