классифайд что это такое
Классифайд что это такое
В рекламе недвижимости важное место занимают классифайды — сайты объявлений. Направление аренды ДОМ.РФ вместе с агентством MGCom разобрались в извилистых путях пользователя и оценили реальный вклад классифайдов в конверсию.
Проблема
На старте проекта возник вопрос: насколько сильно пересекаются аудитории сайта ДОМ.РФ и классифайда ЦИАН — на нём шла интенсивная рекламная кампания арендных предложений ДОМ.РФ. Статистика показывала, что пользователи активно просматривают карточки арендных квартир на сайте объявлений. Затем некоторые звонят по подменному номеру из карточки или переходят на сайты домена ДОМ.РФ.
Эти данные мы, маркетинговая команда арендного направления ДОМ.РФ и агентство MGCom, собирали благодаря связке коллтрекинга и Google Analytics. Такой подход показывал, что аудитории сайтов ДОМ.РФ и ЦИАНа пересекаются всего на 18‒19%.
Почему эти данные неполны? Всё дело в промежуточных звеньях. Многие пользователи не звонят сразу после просмотра карточки, а продолжают поиск. Чаще всего они попадают на сайт ДОМ.РФ через поисковики. Другие переходят на сайт или лендинг сразу, но ничего не покупают. И тоже уходят за подробностями на другие площадки, в том числе на классифайды. Этих перемещений мы почти не видели.
Было ясно, что, если учитывать в аналитике только прямые конверсионные цепочки вида «классифайд — звонок» и «классифайд — сайт — звонок», мы упускаем значительную часть поствью-конверсий с участием медийной рекламы. Оптимизировать её мы тоже вынуждены на основе неполной или неверной информации.
Чтобы этого избежать, нужно было получить максимально полную картину того, как размещения ДОМ.РФ на классифайде влияют на поведение пользователей арендного жилья.
Вводные данные: продвижение арендного жилья на классифайде
Одно из направлений работы ДОМ.РФ — развитие рынка цивилизованной аренды в России. В 2020 году компания запускала четыре новых дома в Москве, предназначенных исключительно под сдачу квартир в аренду. Необходимо было анонсировать ассортимент сдающихся квартир и повысить уровень знания об арендном направлении ДОМ.РФ. Для этого и запустили рекламную кампанию на ЦИАНе.
Весь спецпроект делился на три части. Первая часть — медийная реклама на ЦИАНе, она сопровождала пользователя на каждом шагу его взаимодействия с классифайдом. Это баннеры, параллаксы, брендирование раздела «Аренда» и тому подобное.
Вторая часть проекта — посадочная страница на площадке с рассказом об арендных домах от ДОМ.РФ. Третья — непосредственно карточки арендных квартир в результатах поиска классифайда. Информация для них выгружается из базы данных через фид.
Для оценки рекламной кампании использовались классические инструменты, прежде всего, коллтрекинг и Google Analytics. Затем подключили Google Campaign Manager, чтобы установить реальное пересечение аудиторий классифайда и сайта.
Настройка Campaign Manager и коллтрекинга
Для аналитики звонков ДОМ.РФ использует систему Calltouch — через неё присваиваются подменные номера объявлениям на классифайде. Если пользователь позвонил по номеру, указанному в карточке объявления, факт звонка попадает в CRM-систему ДОМ.РФ. Это позволяет проследить связь звонка с последующими шагами: показом квартиры и заключением договора аренды.
Чтобы учесть аудиторию, которая видит рекламу на классифайде, но не звонит по подменным телефонам, мы использовали Google Campaign Manager. Прометили пикселями CM все карточки объявлений, отдельный лендинг на классифайде и все другие активности.
В чём нам помогает Campaign Manager
Отслеживание postview-звонков заметно упростилось благодаря прямой интеграции системы коллтрекинга с Campaign Manager, которую недавно провели Calltouch и Google. Теперь система самостоятельно связывает звонки с данными о поведении пользователей из Campaign Manager. Раньше для этого нужно было проводить ряд действий с использованием сторонних инструментов и постоянными выгрузками из коллтрекинга и CM. После интеграции можно внести в коллтрекинговую систему данные о пикселях CM, заполнить поля с параметрами — и Campaign Manager начинает обмениваться информацией с Calltouch. Благодаря этому мы получаем данные в нужных нам срезах через CM. Это проще и быстрее, а значит, существенно экономит ресурсы команды.
Исследование: 88% аудитории сайта видели рекламу на классифайде
Видя максимально полные данные о перемещениях пользователей, мы смогли оценить взаимосвязь аудиторий классифайда и сайтов дом.рф/аренда.дом.рф. Как показал анализ, более 88% пользователей сайтов ДОМ.РФ хотя бы раз взаимодействовали с рекламой бренда на классифайде. При использовании стандартных инструментов postview-аналитики мы видели пересечение этих аудиторий лишь на 19%.
Одновременно мы изучили источники, с которых приходили на сайт аренда.дом.рф пользователи, ранее видевшие рекламу на классифайде. Доля прямых заходов оказалась низкой — всего 5%. И это несмотря на то, что везде в рекламе домен упоминался. Но пользователям проще ввести в поисковике название бренда или запрос вида «аренда ДОМ.РФ», а затем кликнуть по органической ссылке или по контекстной рекламе.
Ещё один результат: мы проанализировали длительность цикла сделки. При аренде недвижимости он намного короче, чем при покупке. Оказалось, что сроки принятия решения об аренде составляют всего около 15 дней от первого контакта с рекламой бренда до оформления сделки. При этом пользователю хватает всего четырёх часов, чтобы самостоятельно изучить предложения на классифайде и составить шорт-лист вариантов. После этого он уже готов связаться с нами и приехать на просмотр.
Также мы узнали, на каком этапе цепочки пользователи чаще звонят, чтобы договориться о просмотре арендной квартиры:
Общая длина цепочки от первого взаимодействия с рекламой до звонка, по нашим подсчетам, составила 13,7 касаний.
Анализ цепочек конверсии привёл к масштабированию охватной рекламы
На основе новых данных мы определили, как именно работает реклама ДОМ.РФ на ЦИАНе и какое место эта площадка занимает в процессе пользовательского выбора.
Основная функция продвижения на сайте объявлений, как и в любой медийной рекламе, — информировать, расширять знание о бренде и вовлекать пользователей в воронку. Из всех пользователей сайта аренда.дом.рф, взаимодействовавших с рекламой на классифайде, 61% действовали по сценарию «классифайд — сайт». Этих людей мы для удобства назовем новыми пользователями.
Классифайды возвращают посетителей
При этом 39% «классифайд-пользователей» сначала заходили на аренда.дом.рф, а уже потом — на сайт объявлений. Это показывает вторую важную роль классифайдов: они возвращают клиентов, которые после первого контакта с вашим сайтом отправляются на другие площадки, чтобы получить больше деталей и вариантов. В результате люди видели рекламу ДОМ.РФ на классифайде, изучали карточки арендных квартир компании и возвращались на её сайт снова, чтобы завершить сделку.
Для привлечения новых пользователей мы использовали стандартные средства продвижения на классифайде. Основное — это размещение карточек квартир, сдающихся в аренду, в результатах внутреннего поиска на классифайде. Выгрузка данных о квартирах проводится автоматически через фид. Объявления периодически обновляются и поднимаются в результатах поиска. Медийные форматы выступали на вспомогательных ролях.
Однако при таком подходе мы получали ограниченное количество клиентов. Как мы подсчитали впоследствии, только 47% цепочек, закончившихся сделкой, идут по сценарию «карточки объявлений — сайт».
Чтобы увеличить количество сделок, мы значительно масштабировали рекламную кампанию на классифайде за счёт охватных форматов. В частности, запустили брендирование в разделе «Аренда», параллакс в результатах выдачи и баннер-перетяжку в карточках объявлений. Ссылки с баннеров вели частично на сайт аренда.дом.рф, частично — на лендинг арендной недвижимости от нашего клиента, размещённый непосредственно на классифайде. За счёт охватной рекламы мы получили на 32% больше внимания к предложениям ДОМ.РФ, чем без неё.
Классифайды как инструмент ремаркетинга
Наконец, мы выяснили, как классифайды работают на возвращение клиентов, то есть служат инструментом ремаркетинга. По нашим замерам, 39% пользователей, в итоге арендовавших квартиры у ДОМ.РФ, в начале своего пути посетили один из сайтов в домене дом.рф и ушли, ничего не выбрав. Но затем они шли смотреть предложения об аренде на ЦИАНе. Там изучали карточки арендных квартир от ДОМ.РФ — и возвращались на сайт компании снова, чтобы совершить сделку.
Реклама на сайтах объявлений увеличила конверсии в аренду квартир на 32%
Теперь о наших результате, который стал возможен благодаря аналитике. Располагая неполной информацией о путях пользователя и его контактах с брендом, вы постоянно рискуете совершить ошибку и потратить бюджет на малоэффективные каналы. Аналитика postview-конверсий с использованием Campaign Manager позволила нам радикально улучшить знание о действиях пользователей и роли классифайда.
Используя Campaign Manager в связке с коллтрекингом Calltouch мы смогли:
Главный вывод, который мы сделали о рекламе на классифайдах: вести её следует равномерно на разных страницах в режиме 24/7. Это позволит собрать максимальный объём спроса. В нашем кейсе усиление медийных кампаний на классифайде привело к росту сделок аренды на 32%.
Источник фото на тизере: Ronan Furuta on Unsplash
Введение в классифайд – история, деньги, будущее
Здравствуйте, уважаемые Хабравчане!
Недавно я загорелся изучением отечественного рынка классифайдов и историей его происхождения. Тема эта еще не очень сильно развита в России, но темпы роста и возможности отрасли заставляют задуматься о будущем этого вида сервисов.
Как нам всем известно, отечественный рынок объявлений в интернете растет и множится с каждым годом, а юзеры все больше доверяют классифайдам в плане продажи и покупки товаров и услуг, поэтому я решил написать небольшое исследование на тему того, как и где зародился классифайд, а также что происходит с этим видом интернет-коммерции у нас, в России. Надеюсь, исследование будет вам полезным и я услышу ваши мнения и точки зрения. Итак.
Классифайд (от английского classified — классифицированный, систематизированный, отнесенный к определенной категории, отсортированный) – это метод представления рубрицированной структурированной информации, зародившийся в середине прошлого века на Западе в формате газетных объявлений. Понятие классифайд подразумевает под собой ресурс, собравший объявления различного характера, сгруппированные по характерным общим признакам и обозначенные специальной рубрикой («автомобили», «недвижимость», «товары для дома», «работа», «электроника» и т.п.). Классифайд зарождался как услуга для потребителей — c2c, позже в эту нишу включились и компании — b2c. За историю своего полувекового существования и развития, классифайд перебрался из печатной прессы в интернет, а оттуда в телефоны и планшеты. На данный момент рынок классифайдов переживает период бурного развития в странах с развивающейся экономикой, а также стадию активных глобальных слияний и поглощений, что не удивительно – мировой рынок классифайдов, по последним данным, оценивается более чем в 100 миллиардов долларов США.
Когда интернет еще только зарождался и делал первые шаги к конечному пользователю, зарубежные предприниматели смогли разглядеть потенциал сетевых ресурсов с бесплатными объявлениями. В США, в 1995 году, начал функционировать сайт Craigslist.org, который быстро завоевал популярность среди американских пользователей, будучи удобной и простой локальной доской объявлений. В августе 2004 года 25% Craigslist.org, чья аудитория сейчас составляет около 60 млн уникальных пользователей, купил интернет-аукцион eBay. Сайт остается популярным и по сей день: ежемесячно там появляется около 50 млн новых объявлений. Отличительной особенностью ресурса является нежелание его основателя, Крейга Ньюмарка, забивать его рекламой в угоду удобства пользования – платными являются только объявления в разделах недвижимости и работы.
Одним из самых старых и показательных примеров отечественного классифайда можно назвать газету объявлений «Из рук в руки». Первый ее номер увидел свет 28 января 1992 года. Забавный факт — объявления для первого выпуска газеты были собраны сотрудниками редакции со столбов, заборов и гаражей. Газета получила широкое распространение по всей России и в 2006 году была оценена в 840 миллионов долларов США. В 1997 году был запущен сайт irr.ru, который с 2005 года стал полноценным сетевым классифайдом, а к 2011 году содержал более миллиона объявлений и поддомены для всех регионов присутствия.
На сегодняшний день рынок классифайдов в России состоит из 5 ключевых игроков:
— avito.ru (Nafta Vostok и Kinnevik)
— olx.ru (Naspers, входит в состав avito.ru)
— slando.ru (Naspers, входит в состав avito.ru)
— irr.ru (TME)
— dmir.ru (Медиа 3)
По данным за октябрь прошлого года, ежемесячная аудитория всех онлайн-классифайдов в России составила около 20,35 миллионов уникальных пользователей (весь рунет — 50,64 миллионов юзеров).
Так что же отличает классифайд от аукциона? Ниже приведу основные отличительные особенности классифайдов:
— актуальность – объявления в классифайдах не могут bid’оваться, то есть цена за лот фиксирована и объявления могут выбираться по факту появления покупателя, а не по факту завершения торгов
— локальность – объявления в классифайде можно размещать по территориальному принципу, для определенных городов, в то время как аукционы, как правило, торгуют из одного места и доставляют товар покупателю
— бесплатное размещение объявлений – бесплатные сервисы более привлекательны для целевых аудиторий
Конечно, нам всем интересно, на чем держится финансовая модель классифайдов, далее привожу метода монетизации:
— платные объявления
— продвижение объявлений
— lead
— реклама
— спецпроекты
Темпы роста рынка в России и показатели социальной интеграции в процесс пользования классифайдом показывают очевидное отставание наших соотечественников от западных юзеров при растущем интересе и доверии к интернет-объявлениям. При этом, в ближайшем будущем само понятия классифайда изменится. Классифайды, не станут альтернативой e-commerce, но что привычные пользователю ресурсы будут содержать элементы классифайда, в том числе.
Что такое классифайд. Объясняем простыми словами
Классифайд — онлайн-сервис, где собраны различные объявления от частных лиц и компаний, сгруппированные по темам.
Проще говоря, это доска объявлений онлайн. Наверняка вы хотя бы раз обращались к сайту «Авито»: продать свою вещь, купить у другого человека, или просто заходили ради любопытства. Так вот, это классический классифайд. Ресурс, где люди предлагают свои товары и услуги, которые сгруппированы по темам: недвижимость, автомобили, работа, личные вещи, услуги и др.
Пример употребления на «Секрете»
«Чуть больше года назад я с двумя партнёрами запустила «Авито» для техники Apple — Damprodam.ru. Мы видели, что на других сайтах сложно найти айфон или макбук: фильтры плохо заточены под технику Apple, а в выдаче полно китайских подделок или сомнительных предложений. Тогда мы создали собственный ресурс — типичный классифайд, где встретились продавцы и покупатели яблочных гаджетов. Но как на этом заработать — мы не знали».
(Сооснователь Damprodam.ru. Елена Богатырева — о том, как заработать на продаже подержанных гаджетов Apple.)
История
Первым в России классифайдом считается газета “Из рук в руки”, которая с 1992 года выпускалась в печатном варианте, а с 1997 год перешла в интернет. Одним из первым классифайдов в мире считается американский Craigslist.org. Сервис появился в 1995 году, а в 2004 году инвестором ресурса стал eBay.
Нюансы
Классифайды бывают двух видов: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные работают только на один сегмент рынка. Например, «Циан» занимается только недвижимостью, «Дром» — автомобилями.
Горизонтальные развиваются сразу в нескольких направлениях — как «Авито». Это сложнее, так как требует для каждого сегмента свои ресурсы и команду, но для пользователя это значительно удобнее — всё необходимое находится на одном ресурсе.
Обычно основой горизонтального классифайда становятся объявления частных лиц о продаже товаров повседневного спроса — c2c-торговля (сonsumer-to-consumer, что переводится как «потребитель для потребителя»).
Критика
В последние годы на таких сайтах стало много мошенников. Например, за 2020 год они заработали на клиентах российских сайтов объявлений 0,8–1 млрд рублей. Эксперты заявили, что этот вид мошенничества — второй в стране после банковского. На крупнейшие преступные группировки приходится 111 000 случаев мошенничества на 660 млн рублей, оценили аналитики компании DLBI. Больше всего жертв приходится на сайты «Авито» (62%) и «Юла» (22%).
Классифайд – это рынок, а не агентство или частный риелтор
Около 20 лет назад, когда люди начали понимать, что в российском интернете можно найти практически все, пользователи задумались о создании неких досок объявлений – прототипов современных классифайдов, – где можно выкладывать объявление, обмениваться товарами и услугами, при этом не ограничиваясь тиражом печатного издания или эфирным временем телевидения. Таким первооткрывателем когда-то стал Molotok, который в 2015 году прекратил свою работу.
Первыми о досках объявлений с недвижимостью заговорили риелторы. На закрытых площадках они выкладывали квартиры, общались между собой, обменивались лотами. Изначально это были обычные форумы – без картинок, описаний, приложенных карт. Можно было найти только имя и контакты риелтора, адрес объекта и размер комиссии. Спустя некоторое время стало понятно, что на закрытых форумах новых клиентов почти нет, да и интерфейсы ресурсов не отвечают требованиям времени, поэтому нужны классифайды – современные сайты как для риелторов, так и обычных покупателей
Сегодня классифайд недвижимости – это удобная площадка в интернете, где публикуется неограниченное количество объявлений о продаже или аренде недвижимости. Пользователь может задать интересующие его параметры, ознакомиться со всеми существующими на ресурсе предложениями и связаться по указанному контакту с продавцом или арендодателем.
Любой классифайд (неважно, недвижимость это или барахолка) стремится помочь пользователям совершить сделку. Для этого сайты делают все возможное, чтобы дать пользователю максимальное количество информации о товаре. Классифайды недвижимости – не исключение. При поиске жилья покупатель может изучить:
Сегодня, зайдя на классифайд, человек может выбирать квартиру по целому комплексу параметров, не метаться по интернету в поисках дополнительной информации, а получить все данные на одном ресурсе.
Важно помнить, что классифайд – это рынок, а не агентство или частный риелтор. Пользователь получает все доступные ему данные, ресурс в полной мере помогает ему информационно лишь до того момента, когда тот совершает первый звонок продавцу. Это связано с тем, что классифайды не торгуют квартирами и не поддерживают контакт с конечным продавцом или покупателем.
Однако это вовсе не означает, что на сайт классифайдов попадают «левые» объявления. Любые крупные ресурсы берут на себя первичную ответственность за обработку объявлений, и у всех существуют свои системы проверок. В Недвижимости Mail.ru она работает так: клиент (крупное агентство или обычный продавец) направляет сотрудникам в формате фида (специальной формы, составленной по требованиям конкретной площадки) информацию об объекте, в которых заполняют все требуемые нами параметры. Затем фид обрабатывается специальной программой, и после клиенту направляется письмо с обратной связью: сколько объявлений обработано, сколько загружено, а в каких объявлениях найдены ошибки. Программа не пропустит объявление, если:
Иногда пользователи могут увидеть несколько объявлений о продаже одной и той же квартиры с идентичными фотографиями и описанием, но по разной цене, и это стандартный пример. Продавец, желая быстрее продать квартиру, обращается сразу к нескольким риелторам или агентствам. Разница будет лишь в размере комиссии, которая и влияет на конечную стоимость жилья, которую видит покупатель. Это абсолютно законно, поэтому классифайды пропускают такие объекты, но решают, как их показывать в поисковой выдаче по-разному. Например, у Недвижимости Mail.ru для таких ситуаций есть своя рейтинговая система, которая основывается на количестве жалоб на клиента, объеме качественно заполненных объявлений от агента и т. д. Несколько одинаковых объявлений схлопываются в одно с возможностью увидеть другие предложения по этому объекту в виде активной ссылки внутри основного объявления. Это позволяет не засорять выдачу для пользователя, показывая ему одну и ту же квартиру в ряд, но и не скрывать от него все возможные варианты по цене и продавцу.
О чем надо помнить при самостоятельном поиске жилья?
Стоит сразу определиться, сколько времени вы можете потратить на поиски. При работе с классифайдом существуют два паттерна поведения. К первому типу относятся пользователи, которые задают максимально возможное количество параметров – от города до этажности. Этим людям важно получить минимальное количество объявлений с максимально подходящими вариантами. Такой подход гарантирует быструю обработку существующих объявлений, но грозит «потерей» интересных пограничных предложений – другой этаж или меньшая/большая площадь за ту же цену и т. д. Здесь процесс ознакомления с возможными вариантами будет коротким. Другой тип пользователей, наоборот, задают минимальное количество параметров и самостоятельно, в большой выдаче объявлений, ищут варианты, подходящие не только по основным параметрам. У таких покупателей уходит больше времени на обработку выдачи, но они максимально расширяют себе выборку и часто ловят не самые очевидные варианты, которые оказываются самыми выгодными.
К слову, поиск квартиры на классифайде часто повышает эффективность работы с риелтором. Дополнительно просматривая квартиры, покупатель сразу отсекает неподходящие варианты или смотрит те, которые ему не покажет риелтор, просто потому что он не подходит всего по одному обговоренному с ним параметру. Человек сам может оценить, что есть на рынке и какие детали квартиры для него окажутся на самом деле несущественными.
Помните, что торг уместен в любых объемах. На вторичном рынке по большей части цены продиктовано исключительно желаниями продавца. Часто квартира продается по объективно завышенной цене. Чтобы помочь покупателям, на сайтах классифайдов указывается средняя стоимость квадратного метра на этой улице или в этом районе. Пользователь может рассчитать базовую стоимость квартиры. Все, что идет выше этой цифры, – надбавки продавца за ремонт, этаж, чистоту в подъезде и консьержку, хорошую школу рядом и т. д. Кроме того, ресурсы указывают и историю цены, как она росла или падала. За этим стоит следить по нескольким причинам:
Что касается новостроек, то в этом случае классифайды выполняют скорее ознакомительную функцию. Квартиры в строящихся домах раскупают настолько быстро, что пока система обработает все объявления в этом доме и выведет их на сайт, квартир уже не будет в продаже. Но вскоре могут открыть продажи других корпусов или подъездов, поэтому на классифайде стоит изучать ЖК, порядок цен и расположение, а затем самому звонить и общаться на месте с отделом продаж.
Обмани, но продай: что мешает рынку классифайдов
Под замысловатым термином «классифайд» понимается вполне обыденная вещь, которой уже не первое десятилетие пользуются люди по всему миру. Это ресурс, на котором размещаются объявления, сгруппированные по темам (например: недвижимость, автомобили, работа, и прочее). Изначально классифайд представлял собой «доску объявлений» от и для частных лиц. Позже на этом рынке появились и компании, развились форматы b2c и даже b2b. Со временем, классифайды перетекли из печатных газет в интернет и мобильное пространство – смартфоны и планшеты.
Старейшим российским классифайдом можно назвать газету «Из рук в руки». Она появилась в печатном виде в 1992 году, в интернет-варианте – в 1997 году. К 2011 году на сайте irr.ru было размещено уже миллион объявлений. Правда позже «Из руки в руки» был потеснен Avito, который и по сей день является лидером на рынке FMCG-классифайдов (FMCG — Fast Moving Consumer Goods или товары широкого потребления) и из квартала в квартал бьет рекорды по прибыли.
В мире представлено две модели развития рынка классифайдов. Первый вариант – когда есть базовый («горизонтальный») классифайд, и он «подминает» под себя весь рынок, как, например, Leboncoin во Франции. Второй вариант – когда базовый классифайд используется преимущественно для мелкой торговли, а специализированные направления (авто, недвижимость) закрывают другие игроки. Так происходит, например, в Австралии, США, Великобритании и отчасти в России. У нас есть Avito, лидер среди FMCG-классифайдов. Когда он начал захватывать другие ниши, очнулись конкуренты – и локальные игроки, и крупные интернет-гиганты – и стали вкладываться в продвижение. Но, конечно, у небольших локальных классифайдов не так много возможностей для развития и шансов на выживание в долгосрочной перспективе, поэтому их цель, как правило, — кооперация с федеральными компаниями. Так, например, в 2016 году Avito купил сервис объявлений о недвижимости Domofond, а «Яндекс» еще в 2014 году (компания «Яндекс.Вертикали») приобрел портал Авто.Ру.
Вообще, именно автомобили, их продажа, ремонт и сопутствующие услуги, – самый развитый и прибыльный сегмент российского рынка классифайдов. И здесь наиболее явно прослеживается российская специфика. Так, более 80% сделок в рамках классифайдов совершаются между частными лицами. При этом рынок крайне нецивилизован – в классифайдах много мошенников, продавцы постоянно указывают неверную информацию о состоянии и пробеге автомобиля, о стоимости работ, нет никакого юридического наказания за подобный обман, отсутствуют информационные системы, которые позволяли бы частным лицам отслеживать историю владения авто. В результате покупатели частно теряют деньги или покупают некачественный продукт.
Глобальная проблема российского рынка e-commerce – недоверие, которое в классифайдах усугубляется отсутствием прозрачных инструментов для проведения сделок и работающих правовых гарантий. В Европе или США любую обманную транзакцию можно «откатить», у нас, если сделка прошла, и покупатель отдал деньги, ее результаты уже не изменить.
Работает несколько авто-классифайдов, «заточенных» под нужды автодилеров (Maxposter, CarOperator, TradeDealer, CarCopy, Autocloud, Carbay). Есть совсем свежий стартап «ОСАГО» для розницы, который обещает гарантировать и сроки проведения ремонта, и соблюдение цены работ, и решение сопутствующих вопросов со страховой компаний. Однако, у таких нишевых стартапов свои проблемы – с масштабированием, развитием и монетизацией.
В то же время, люди все меньше доверяют классифайдам, и, если их правовая защищенность не повысится, спрос на возможности этих ресурсов начнет снижаться. Поэтому дальнейшее развитие рынка, скорее всего, за кооперацией лидеров рынка e-commerce и технологичных стартапов, которая сможет сделать классифайды прозрачными и удобными, полнофункциональными маркетами, отвечающими запросам современного потребителя.