классификатор gpc что это такое
GPC — Глобальный Классификатор Продуктов
GS1 GPC — это система, которая предоставляет возможность покупателям и продавцам использовать общий деловой язык для одинаковой группировки продуктов во всем мире. Он понятен и прост в использовании.
GPC классифицирует продукты, группируя их по категориям на основе их основных характеристик, а также описывает их связи с другими продуктами.
GPC предлагает универсальный набор стандартов для всех групп продуктов.
Основными задачами GPC являются:
Преимущества использования GPC
Как работает GPC?
GPC основан на коде продукта, который называется «Brick» (группа). Каждый продукт имеет свой «Brick» — от автомобиля до пакета молока и состоит из 8 цифр.
Например: Brick 10000025 — заменитель молока / молоко (скоропортящийся).
Самый высокий уровень классификации — это «Segment», соответствующий конкретной отрасли. Например, пакеты молока вписываются в сегменты продуктов питания, напитков и табака – код 50000000.
Самый низкий уровень системы классификации продуктов называется атрибутом группы. Атрибут описывает продукт более подробно. Например, вы можете указать, является ли молоко животного происхождения (коровье, козье и т. д.), или молоко не является продуктом животного происхождения (соевое, рисовое и т. д.).
Например:
В Глобальной базе данных продуктов Verified by GS1 одним из семи обязательных атрибутов продукта является значение кода “Brick”, полученного из классификатора GPC. “Brick” является основным кодом в функции поиска EXPLORE.
Браузер GPC
Браузер GPC позволяет просматривать все компоненты (сегмент, семья, класс, группа и атрибут) опубликованных схем GPC.
Подробнее о классификаторе GPC или на сайте GS1 Moldova
Глобальный классификатор продукции для супермаркетов
Глобальный классификатор продукции EAN.UCC GPC (Global Produce Classification) был разработан в ходе сотрудничества двух организаций — ACNielsen и GCI.
Глобальная коммерческая инициатива (The Global Commerce Initiative — GCI) является международной добровольной организацией, созданной в 1999 г. производителями и розничными продавцами. Важнейшее достижение этой организации — создание всеобщей гибкой системы классификации продуктов, которая обслуживает торговлю. В дальнейшем EAN International и UCC создали на основе разработок GCI стандарты классификации. EAN.UCC является собственником классификационной схемы и выдает лицензии на ее использование отдельным компаниям.
Промышленные стандарты классификации должны использоваться как производителями, которые размещают информацию о своей продукции, так и розничными продавцами, которые используют эту информацию. Таким образом, формируется модель «публикации и подписки».
Классификатор начал действовать в мае 2003 г. Он преследует три главные цели:
■ поддерживать программы закупки, позволяя покупателям предварительно выбрать группы необходимой продукции;
■ обеспечивать общий язык для анализа категорий;
■ быть ключом к процессу синхронизации данных.
Крупные торговые фирмы, имеющие сеть супермаркетов по всему миру, пользуются собственными системами классификации продуктов. Однако интересам промышленности в целом, по мнению авторов проекта, должно отвечать создание единой схемы, которая находилась бы в собственности и управлялась EAN International. Стандарт предлагает общий язык, который может связать различные классификационные схемы.
Содержание классификатора представлено в виде следующих разделов:
■ фрукты, овощи, орехи и семена;
■ приправы, консерванты и экстракты;
■ хлеб и продукция хлебопекарен;
■ зерно, злаки и бобовые;
■ кондитерские изделия, сахар и заменители сахара;
■ пища, напитки и табак;
■ мясо, домашняя птица и мясо диких животных;
■ съедобные жиры и масла;
■ приготовленная и консервированная пища;
■ табак и принадлежности для курения;
Вся система классификации организована в форме одного файла Exel.
Стандарты GS1
Логистическая этикетка GS1
Для идентификации логистической единицы используется логистическая этикетка GS1. Она описывается в Стандартах GS1, служит наилучшим способом передачи информации вместе с логистической единицей в самых различных отраслях и приложениях по всему миру.
Далее
Логистическая единица – любое объединение предметов торговли для транспортировки/хранения, контролируемое/управляемое по всей цепи поставки.
Логистическая этикетка GS1 дает возможность пользователям однозначно идентифицировать логистическую единицу, так что она может отслеживаться вверх/вниз по цепи поставки.
Имеется только одно ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ требование: каждая логистическая единица должна идентифицироваться уникальным серийным номером – Серийным номером транспортной упаковки (SSCC). Сканирование штрихового кода SSCC с каждой логистической единицы позволяет связать физическое движение самой единицы с электронными бизнес-сообщениями (EDI), относящимися к данной логистической единице. Использование SSCC для идентификации отдельных единиц открывает широкие возможности для внедрения большого количества приложений, таких как: кроссдокинг, отслеживание поставок, автоматизированная приемка грузов.
Помимо номера SSCC на логистическую этикетку GS1 может наноситься ЛЮБАЯ дополнительная информация.
Эта информация может относится как к самой логистической единице в целом, так и детально описывать ее содержимое. В качестве дополнительной информации могут выступать:
• GTIN самой логистической единицы как предмета торговли (т.е. может служить объектом заказа);
• GTIN содержимого логистической единицы (т.е. коробки/короба и пр., составляющие логистическую единицу, могут служить предметами торговли для заказа);
• Данные, связанные с конкретным номером GTIN (дата производства/упаковки, номер партии, срок годности, серийные номера, дополнительная идентификация от производителя и т.п.);
• Для предметов торговли с переменными измерениями – количественные характеристики: вес нетто/брутто, количество (шт.), длина/высота/ширина и т.д.);
• Номер заказа;
• Информация о месте происхождения/назначения в виде соответствующих кодов ISO или номеров GLN;
• Почтовый индекс места назначения отгрузки;
• Человекочитаемая информация об отправителе, грузополучателе, перевозчике;
Вся информация кодируется с использованием, так называемых, Идентификаторов Применения GS1 (ИП). ИП – это цифровые префиксы, используемые в штриховых кодах и EPC/RFID-метках для определения значения и формата кодируемых элементов данных, следующих за ними.
В настоящий момент описано свыше 100 ИП. С полным перечнем идентификатором применения можно ознакомиться здесь.
Каждый идентификатор применения может быть 2-х, 3-х или 4-х-значным. ИП обязательны для использования в следующих символиках: GS1-128, GS1 DataBar, GS1 DataMatrix и GS1 QR Code. Во всех этих символах штрихового кода могут содержаться по несколько полей данных, определяемых своими ИП. Ниже приводятся примеры идентификаторов применения:
ИП | Содержание |
---|---|
00 | Серийный код транспортной упаковки (SSCC) |
01 | Глобальный номер предмета торговли (GTIN) |
10 | Номер партии |
11 | Дата изготовления |
15 | Срок годности для продажи (качество) |
17 | Срок годности для использования (безопасность) |
21 | Серийный номер |
310Х | Вес нетто (кг) |
401 | Номер груза |
420 | Отгрузить (доставить) – почтовый код |
422 | Страна происхождения ( Код страны по ИСО 3166) |
426 | Страна полной цепи обработки |
7030-7039 | Номер лицензии для предприятия по переработке с кодом страны |
В логистической этикетке для отображения закодированных данных в машиночитаемом виде (в виде штриховых кодов) служит символика GS1-128 (ранее UCC/EAN-128).
Со спецификациями на символику GS1-128 можно ознакомиться здесь
Одежда/обувь/аксессуары
Ассоциация GS1 Россия объединяет как предприятия розничной торговли, поставщиков и торговые объединения в отрасли производства одежды, так и производителей изделий легкой промышленности. Надо понимать, что для введения уникальной и точной системы кодировки предметов торговли в данной отрасли, необходимы специально установленные правила.
Учитывая условия современных цепей поставки, носящих не только внутренний, но и международный характер производимых операций, было решено использовать Систему GS1, поскольку она является принятой по всему миру стандартной системой уникальной, унифицированной кодировки предметов торговли, логистических единиц и физических местонахождений (адресов). Это испытанный и опробованный свод стандартов и решений, которые на протяжении 35 лет применялись сначала в пищевой промышленности, а затем постепенно были распространены и на многие другие отрасли
промышленности, включая легкую, производство строительных товаров и здравоохранение.
Кодирование предметов торговли является основой для внедрения радиочастотных (RFID) технологий идентификации и технологии электронного обмена данными (electronic data interchange – EDI). С их помощью осуществляется точная и уникальная кодировка ассортимента продукции, и торговые партнёры могут эффективно и без риска возникновения ошибки обмениваться данными о предмете торговли в электронной форме.
Согласование правил и требований по указанию информации на торговых ярлыках является вторым, после кодирования, шагом к внедрению технологии EDI в отраслевых масштабах с применением Стандартов GS1.
История
3 апреля
Ведущие представители отрасли товаров широкого потребления в США из восьми имеющихся вариантов символик штрихового кода выбирают Универсальный код продукции (UPC) в качестве единого стандарта для идентификации товаров. Таким образом, код UPC, используемый по сей день, становится первым в истории штриховым кодом GS1.
В США создаётся Совет по унифицированному коду (UCC) – некоммерческая организация, известная сегодня как GS1 США.
26 июня 1974
Первым штриховым кодом GS1, считанным в магазине – в супермаркете Marsh в США, в штате Огайо, – становится код UPC, нанесённый на упаковку жевательной резинки Wrigley’s.
Первоначальная версия штрихового кода GS1 дополняется 13-м разрядом, что делает возможным глобальное использование идентификационной Cистемы GS1.
Создаётся международная некоммерческая организация – Европейская ассоциация товарной нумерации (EAN) с центральным офисом в Брюсселе (Бельгия). Основателями Ассоциации EAN (позднее переименованной в GS1) становятся 12 Национальных организаций, представляющих европейские страны. Совместными усилиями они внедряют идентификационную Систему GS1, направленную на повышение эффективности цепей поставки в сфере розничной торговли.
Сфера применения Стандартов GS1 расширяется: в дополнение к штриховым кодам UPC и EAN, используемым для идентификации индивидуальных упаковок товаров, для маркировки транспортных упаковок начинают использовать коды ITF-14.
С появлением кодов GS1-128 применение Стандартов GS1 распространяется на логистические единицы. Символика штрихового кода GS1-128 включает в себя Идентификаторы применения GS1, с помощью которых кодируется дополнительная информация о продукции. Первые шаги GS1 в сфере электронной торговли- публикация первоначальной версии Руководства EANCOM – международного стандарта по Электронному обмену данными (EDI) – становится первым шагом Ассоциации GS1 в области электронных коммуникаций.
Совет по унифицированному коду (GS1 США) и Международная ассоциация EAN (GS1) подписывают соглашение о сотрудничестве, формализующее процедуру перехода к совместному управлению системой глобальных стандартов. К этому времени Национальные организации GS1 имеются в 45 странах мира, в том числе и в России.
С реализацией первого Проекта сотрудничества в здравоохранении применение Стандартов GS1 распространяется на отрасль здравоохранения.
В рамках Международной организации по стандартизации (ISO) создаётся Подкомитет 31, специализирующийся на разработке стандартов в области автоматической идентификации и сбора данных. Работа Подкомитета 31 являет собой яркий пример международного сотрудничества в вопросах разработки и применения новых стандартов.
На базе Массачусетского технологического института создаётся Центр автоматической идентификации, в котором впоследствии будет разработан Электронный код продукции (EPC).
Утверждена спецификация символики штрихового кода сокращённой размерности GS1 DataBar (RSS).
К началу нового тысячелетия Национальные организации GS1 имеются в 90 странах мира.
Глобальный процесс управления стандартами (GSMP) становится единой площадкой для совместной разработки компаниями-членами GS1 из разных стран мира решений для бизнеса, основанных на Стандартах GS1.
Создаётся EPCglobal – специализированное подразделение Международной ассоциации GS1 по разработке стандартов Электронного кода продукции.
GS1 DataMatrix принимается Ассоциацией в качестве первой двумерной символики GS1.
GS1 публикует набор стандартных деловых сообщений (на основе XML) и первый стандарт по радиочастотной идентификации (Gen2).
Начинает свою работу Глобальная сеть синхронизации данных (GDSN) – сервис, позволяющий торговым партнёрам обмениваться данными о продукции через Интернет.
Глобальный офис Международной ассоциации EAN и все Национальные организации переходят к использованию нового названия – GS1.
Всемирная таможенная организация и GS1 подписывают Меморандум о сотрудничестве в сфере гармонизации стандартов.
GS1 начинает освоение сферы решений B2C. Конечной целью является создание открытых стандартов, обеспечивающих потребителям доступ к информации о продукции посредством мобильных устройств.
Международная ассоциация GS1 дополняет набор продуктов и услуг в рамках Системы GS1 символикой GS1 QR Code.
GS1 отмечает 40-летие Единого языка делового общения. Национальные организации GS1 имеются в 111 странах мира.