клеймо в тесте что это на фарфоре

Клеймо в тесте что это на фарфоре

Кузнецк, основанный в 1618 г., практически сразу же после своего сооружения и в течение всего XVII в. имел весьма важное стратегическое значение для России. Он являлся самым южным укрепленным пунктом в этом районе Сибири и призван был отражать набеги кочевников. Для этих целей необходимы были орудия. Истории появления, распределения и обслуживания пушек в Кузнецком остроге посвящена настоящая виртуальная выставка.

Стоявший в стороне от торгово-транспортных путей Сибири, Кузнецк не мог похвастаться развитой торговлей. Тем не менее, в город поступали отечественные и импортные товары, развивалась местная торговля промысловой и сельскохозяйственной продукцией. Какие товары были на рынке уездного грода, как развивался этот рынок, можно узнать, посетив виртуальную выставку.

Виртуальная выставка, в которой можно узнать интересные факты о первых мельницах, построенных в Кузнецком уезде.

Виртуальная выставка, посвященная историческому развитию официальной символики города Новокузнецка.

Выставочный проект из фондов музея в рамках регионального конкурса «Кузбассу – 300! Лучшая музейная выставка», посвященного 300-летию Кузбасса.

Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды формировалась путем дарения и закупки отдельных предметов и небольших семейных коллекций, а также в ходе археологического изучения памятников на территории современного Новокузнецка.

Изделия с сохранившимися клеймами из культурного слоя старого Кузнецка дают представление о распространенности продукции различных керамических фабрик.

Сегодня все россияне прекрасно знают, что все в мире можно измерить в метрах, килограммах, литрах, гектарах, минутах. Но большинство современных людей даже не догадываются, что используемая в настоящее время в России метрическая система мер принята относительно недавно – менее 100 лет назад.

О старинных мерах, которыми пользовались жители Российской империи, на примерах образцов, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость», рассказывает сотрудник музея Н.А. Кузнецов.

Около 50-ти оцифрованных документов (в основном, открытки) из фондов музея теперь доступны для просмота и иузчения. Материал систематизирован по издателям, коллекциям. Отдельный раздел посвящен фото-открыткам (фотографиям на бланке почтовой карточки), получившим большое распространение в годы Первой мировой войны: адресованные родным фотокарточки могут быть интересны и полезны как историкам, коллекционерам, так и современникам, интересующимся историей своей семьи.

В пояснительном тексте кратко, но емко изложена история почты в уездном городе Кузнецке Томской губернии, соповождающаяся историческими фотографиями.

Древние монеты – один из наиболее интересных типов исторических источников. Информация, которую они могут поведать, сильно ограничена, но, тем не менее, позволяет делать некоторые выводы и исторические заключения.

О монетах V-VI вв. из средневековых курганов Кузнецкой котловины, хранящихся в коллекции «Кузнецкой крепости», рассказывает с.н.с. музея-заповедника, к.и.н. Николай Александрович Кузнецов.

В музейной коллекции редкой книги хранятся интересные образцы старопечатных книг, оригинал альбома «Славянский и восточный орнаментъ по рукописямъ древняго и новаго времени», составленный В.В. Стасовым и изданный в Санкт-Петербурге в 1887 году. На страницах этого альбома можно увидеть примеры оформления буквиц и орнаментов, украшающих тексты старинных изданий. Некоторые из этих образцов станут экспонатами настоящей выставки.

Дополнением станут фото образцов старопечатной книги и предметов для письма из фондов музея.

В постоянной экспозиции музея-заповедника «Кузнецкая крепость» демонстрируется бронзовая фигурка, изображающая всадника. Это одна из находок, обнаруженных во время исследования археологического памятника на территории Беловского района Кемеровской области курганного могильника Шестаки-II. Археологический памятник датируется 8-9 вв н.э. Кем мог быть этот всадник, и для чего его изображение было увековечено в виде маленькой бляшки и рассказывает виртуальная выставка, подготовленная сотрудником музея Н.А. Кузнецовым.

Выставка подготовлена к 165-летию движению сестер милосердия.

25 октября 1854 года Великой Княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России специализированная община сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она Крестовоздвиженская. А первыми российскими женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял Н.И. Пирогов.

На вопрос «как вы думаете, что это за предмет и для чего он предназначен?», посетители музея-заповедника дают самые разные ответы: «гвоздь какой-то», «ножницы» и тому подобное, но весьма далекое от правды. Правильный ответ, а также много других интересных фактов ищите на странице данной выставки.

Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта музея с весьма необычным предметом коллекционирования – упаковкой. Как и любой другой предмет своей эпохи, она может не только многое рассказать о бесследно исчезнувшем прошлом, но и представляет собой художественную ценность. На странице выставки мы откроем некоторые факты из истории развития упаковки на примере фондовых коллекций «Кузнецкой крепости».

В экспозиции виртуальной выставки представлены иконы из собрания музея-заповедника «Кузнецкая крепость», отреставрированные в 2012-2016 года. Результатом этой работы стало возрождение к жизни тридцати трех икон периода XIX – начала XX веков. Выставка «Светлый лик» не просто знакомит зрителя с новыми произведениями из музейных фондов – она раскрывает невидимый для глаза посетителей труд реставраторов, занимающихся возрождением к жизни экспонатов живописи.

Виртуальную выставку составили рукописные и старопечатные православные книги конца XIX-начала XX вв. из коллекции «Редкая книга» музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: церковная литература нескольких направлений: богослужебная литература (применялась для проведения служб), детская адаптированная литература, агиография (жития святых, поучения, прологи).

В фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость» хранится достаточно обширное собрание предметов кухонной утвари, столовых приборов и посуды периода второй половины XIX – начала XX вв., которое позволяет проиллюстрировать традиции питания, сервировки стола и семейного быта различных слоев населения Сибири, и, прежде всего, жителей города Кузнецка.

В данной виртуальной выставке представлены оригинальные фотопортреты периода Российской империи 2-й половины XIX – начала XX веков, являющиеся частью небольшой, но весьма ценной музейной коллекции старой фотографии. Снимки представляют изображения неизвестных для нас россиян из разных социальных слоев Центральной России, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока.

Источник

Как отличить настоящий фарфор от подделки?

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Как отличить фарфоровые статуэтки от подделки — вопрос, если планируете покупать подарок, пополнять коллекцию, инвестировать в антиквариат. Оригинальный благородный материал славится превосходным качеством, безопасен для здоровья.

Цена имеет значение

Жанровая скульптура, утонченные статуэтки из благородного материала не могут стоить дешево. Изысканные изделия — предметы роскоши с долгой историей, сложной, дорогой технологией производства. Низкая цена должна насторожить, это главное отличие оригинальной фарфоровой статуэтки от фаянса, керамической подделки.

Знак производителя: изучаем клеймо

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Толщина фарфора

Оригинальные предметы из благородного материала отличаются от подделок легкостью, визуальной хрупкостью. Толщина стенок редко превышает 2,5 мм. Простой тест на подлинность фарфоровой фигурки: поднесите к яркому источнику света, материал должен слегка просвечиваться.

Внешний вид

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Звучание благородного материала

Костяной фарфор легко проверить на подлинность при помощи деревянной палочки. Коснитесь края статуэтки, чашки, блюдца, слушайте звуки. Если разливается длинный, чистый, мелодичный звук, который затихает медленно, внезапно не обрывается — настоящий фарфор. Глухое звучание, неприятный скрип — сигнал, что перед вами подделка, замаскированная керамика.

Дно и ножка изделия

Предметы из фарфора имеют идеально гладкое основание. Как проверить: поставить на стол, убедится, что нет зазора, волн.

Ножка, нижний ободок предметов из благородного материала всегда остаются непокрытыми глазурью. Это обусловлено технологией производства, при обжиге ободок может спекаться, невозможно будет отделить фигурку, не повредив ее. Изнанка статуэтки должна быть аккуратной, без трещин и царапин.

Роспись

Оригинальная фарфоровая фигурка, блюдо, сервиз отличаются наличием четкого, детализированного рисунка. Плотный благородный материал после обжига не имеет больших пор, поэтому краски ложатся ровно, создают красивый, броский орнамент без дефектов. Со временем гамма оттенков не теряет насыщенности, линии не растекаются.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Нежный молочно-белый оттенок, иногда сливочный — сигнал, что перед вами оригинальный, качественный фарфор без посторонних примесей, искусственных полимеров.

Насыщенней голубой, серый, желтый фон, неоднородный с переливами этих полутонов — признак подделки или бракованной партии. Недобросовестный производитель может добавлять белоснежный пигмент в сырье. Обнаружить обман можно при изучении дна статуэтки, на ободке проявляется настоящий оттенок. Окрашенный фарфор не будет просвечиваться.

Тест температурой

Благородный материал отлично сохраняет тепло. Нагрейте предмет, стенки должны долго оставаться теплыми.

Источник

Фарфор СССР: клейма ведущих заводов

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

Источник

Клейма европейского фарфора

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Знакомство с клеймами европейского фарфора правильнее всего начинать с немецких производителей. Они наиболее известны, служат образцом для подражания, больше других востребованы коллекционерами и, соответственно, чаще подделываются. Клеймо играет первоочередную роль в правильной атрибуции фарфора, но само по себе не может служить полной защитой от фальсификата. Необходимо обращать внимание и на другие факторы: стиль и качество изделия, тонкость проработки деталей, а также цветовое и пластическое решение.

Мейсен

Широко известно клеймо ведущей фарфоровой мануфактуры Европы – скрещенные мечи, которые были позаимствованы с герба курфюста Саксонии. Однако немногие знают, что в начале своей деятельности предприятие, копировавшее китайские и японские образцы, подражало им во всём, вплоть до маркировки. Мануфактура была основана в 1709 году в Дрездене, а год спустя переведена в укреплённый замок Альбрехтстбург – резиденцию саксонского правителя Августа Сильного, чтобы защитить свои секреты.

В 1710 году состоялось официальное открытие предприятия, которое в то время выпускало красный фарфор, напоминавший иссинскую глиняную посуду из Китая. Маркировка продукции тоже имитировала иероглифы Поднебесной, а иногда и прямо копировала их. Параллельно с этим использовался широкий набор букв и символов, не имевших систематизации. Они процарапывались непосредственно в тесте, без цветной составляющей.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

В 1713 году мануфактура перешла на твёрдый белый фарфор, которому с тех пор не изменяла. Активно велись опыты по улучшению художественного вида изделий, созданию глазурей и пигментов, стойких к высокотемпературному обжигу. В 1719 году Бёттгер умер, а директором Мейсена стал живописец Иоганн Грегор Херольдт, привлечённый к работе венским арканистом Самюэлем Штольцелем. Уже год спустя были достигнуты существенные успехи в фарфоровом производстве, а «шпионские страсти» вокруг него накалились до предела. Европейским керамистам не терпелось узнать секреты Мейсена, чтобы в свою очередь заняться изготовлением прибыльного и прекрасного «белого золота».

Главными конкурентами стали небольшие дрезденские предприятия и Венская мануфактура Аугартен, основанная в 1719 году при содействии Штольцеля. Копировался не только начавший формироваться в те годы мейсенский стиль, но и маркировка, что до сих пор создаёт путаницу при атрибуции. Причём дрезденские мастерские, не имевшие собственного производства, в основном расписывали бракованную продукцию Мейсена, выдавая её за свою. Об этом факте необходимо помнить современным коллекционерам. В 1720 году было принято решение о единой маркировке мейсенской продукции. Два года спустя появился логотип в виде скрещенных мечей, нанесённых синей подглазурной краской, но официально он «вступил в силу» с 1731 года.

Каталог клейм по годам

«Мечи» не были единственным видом маркировки Мейсена. В разное время использовались и другие клейма – их можно найти в каталогах фарфора Германии по годам.

Период (гг.)Маркировка
До 1730-хНаряду с мечами применялись и буквенные обозначения, связанные с названием и статусом фабрики:

K.P.M. – Königliche Porzellan-Manufaktur (Королевская фарфоровая мануфактура)

M.P.M. – Meissener Porzellan-Manufaktur (Мейсенская фарфоровая мануфактура)

K.P.F. – Königliche Porzellan-Fabrik (Королевская фарфоровая фабрика).

До 1730-го в некоторых случаях до 1733-гоЛичная монограмма Августа Сильного – AR. Изначально применялась только для изделий, поставлявшихся ко двору курфюста, а затем и его наследника Августа III. Позднее ею клеймили дипломатические подарки. Изделия с такой монограммой представляют сегодня наибольшую ценность.
1733 – 1734Вензель АF, только для курфюста Фридриха Августа II.
1756 – 1773Между крестовинами мечей поместили точку. Изменения ознаменовали переход от барокко к классическому стилю. В атрибутике данный период известен как «точечный». Большое внимание начинают уделять качеству наносимой маркировки, до того она делалась весьма небрежно.
1774 – 1814Директором становится граф Камилло Марколини, оказавший большое влияние на художественное развитие фабрики. В частности ему принадлежит идея бисквитной скульптуры и пышного многоцветного декора в подражание Севру. Клеймо наносят синей краской без последующего глазурования. Между крестовинами появляется звёздочка.
1814 – 1824Рукояти и лезвия мечей становятся прямыми. Между ними наносят небольшую вертикальную черту.
1825 – 1924Рукояти мечей изгибаются.
1924 – 1934Точка ставится между вершинами лезвий.
1945 – 1947В нижней части добавляют опрокинутый полумесяц.
1947 – 1973Период фарфора ГДР. Посуда клеймится мечами с прямой крестовиной. С 1948 года в тесте оттискивают годовые знаки.
1972Используется только логотип Meissen.
1972 – 1974Скрещенные мечи и внизу надпись Meissen.

В европейской традиции не отмечается сортность фарфора, как например, это было в СССР. Есть только высшая категория и брак, который не пускается в производство. Тем не менее, Мейсен разработал свою систему контроля качества, выраженную в чёрточках на маркировке. Это было необходимой мерой защиты от домашних художников, которые забирали на фабрике бракованное «бельё», расписывали и продавали под видом оригинальной продукции.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Обозначения брака

Чёрточки наносились на мечи. В разные годы они отличались по количеству и значению.

В 1740 – 1938 гг. на «бельё», которое продавалось без росписи, ставилась одна черта. Две косые линии с 1852 по 1870 гг. свидетельствовали о низком качестве предмета. Три наклонных чёрточки наносили на несортовые изделия с трещинами, сколами и другими видами брака с 1852 по 1870 гг.

Помимо официальной маркировки существовали всевозможные подвиды, применявшиеся очень короткий период времени. Поэтому при коллекционировании, лучше изучить полный и подробный каталог клейм мейсенского фарфора, например, на сайте «Антикварчик» или ему подобных. Здесь же можно найти список предприятий, так или иначе копировавших маркировку ведущей европейской мануфактуры. К ним относятся фабрики из Нассау, Берлина, Арнштадта, Бристоля и так далее.

Фюстенберг

Вторая по старшинству фарфоровая мануфактура Германии была основана в 1747 году герцогом княжества Брауншвейг-Вольфенбюттель – Карлом I. Предприятие прославило не отличавшиеся большим доходом и высоким уровнем жизни земли, получив немало уникальных привилегий. В частности, только его продукцию разрешали продавать в Берлине, наряду со столичной фабрикой KPM.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Фарфоровая мануфактура в Фюстенберге до сих пор выпускает великолепного качества посуду с ручной росписью в классическом стиле. Отличительной чертой предприятия считается ажурная резьба и золочение. Помимо роскошных сервизов, в ассортимент входят статуэтки, отлитые по формам XVIII века. Изначально они применялись для сервировки центральной части стола во время торжественных обедов высшей знати.

С 1753 года, официальным указом герцог учредил маркировку изделий синим вензелем «F», нанесённым подглазурно. Дизайн буквы незначительно менялся со временем. В 1758 году к ней добавлялась датировка.

Нимфенбург

Фарфоровую мануфактуру в Мюнхене создал курфюст Баварии, Максимилиан III Иосиф в 1747 году, однако регулярное производство здесь началось только 7 лет спустя. До настоящего времени предприятие работает преимущественно в стиле рококо, выпуская эксклюзивную продукцию люксового сегмента. Каждая деталь изготовливается вручную по старинным технологиям. Таких производителей, как Нимфенбургская фарфоровая мануфактура в мире насчитываются единицы. Особенно ценится скульптура производителя, в том числе и серия белых, не расписанных фигурок животных.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Маркировку Нимфенбурга легко выделить среди других клейм европейского фарфора. Это – силуэтное изображение герба Баварии с ромбическим шахматным рисунком. Знак отдавливался в тесте или наносился подглазурной синей краской. В 1895 – 1921 гг. использовался зелёный пигмент. На ранних изделиях изображалась также шестиугольная звезда – гексаграмма, синей подглазурной краской.

Королевская фарфоровая мануфактура в Берлине (КРМ) производит продукцию с 1751 года. Однако почти на старте она пережила банкротство, спровоцированное семилетней войной и только 10 лет спустя, в 1761 году заработала в полную силу. А ещё через два года фабрику выкупил король Пруссии – Фридрих II Великий, страстный поклонник фарфора. Он привлёк ведущих мейсенских мастеров, благодаря чему в короткие сроки удалось добиться высшего качества продукции.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Фридрих II, приобретавший посуду и предметы сервировки исключительно на Берлинской мануфактуре, пожаловал ей право использовать королевскую эмблему – синий скипетр, наносившийся поглазурной краской. В 1830 году к основному клейму добавили изображение державы и подпись КРМ. Однако позднее эта разновидность применялась лишь в особых случаях для обозначения эксклюзивности продукции.

С 1751 по 1757 гг. изделия маркировались буквой «W» по фамилии первого владельца фабрики – торговца шерстью Вильгельма Каспара Вегели. А в 1761 – 1763 гг. вензелем «G», принадлежавшим промышленнику Иоганну Гоцковски, возродившему мануфактуру после краха и банкротства.

Франкенталь

Антикварам и коллекционерам хорошо знаком город Франкенталь, где с 1755 по 1799 гг. работала Курфальцская фарфоровая фабрика. За свою недолгую историю предприятие успело прославиться малой пластикой, за которой до сих пор «охотятся» ценители. Основатель производства – Карл Хэннонг переехал с семьёй из Страсбурга после того, как Людовик XVI установил государственную монополию на фарфор для поддержки Севра. Французский керамист привнёс в продукцию Франкенталя утончённый шарм и яркую цветовую палитру, характерную для своей родины.

В 1760 году фабрика отошла к сыновьям Хэннонга – Йозефу Адаму и Полю Антону. Возникшие между братьями разногласия, касавшиеся состава сырья, привели к банкротству, после чего предприятие выкупил курфюст Баварии Карл Теодор. В этот период фабрика достигла расцвета. Её отличал не только изысканный декор, но и редкий для немецких производителей нежно-кремовый оттенок бисквитного черепка. По некоторым сведениям, рецепт сырья Франкенталя был продан Севру наследниками Хэннонга и позволил флагману французской индустрии перейти с фриттового на более прочный твёрдый фарфор.

клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть фото клеймо в тесте что это на фарфоре. Смотреть картинку клеймо в тесте что это на фарфоре. Картинка про клеймо в тесте что это на фарфоре. Фото клеймо в тесте что это на фарфоре

Маркировка продукции фабрики тесно связана с её владельцами:

В разные периоды дополнительно использовался личный вензель Карла Хэннонга, обоих его сыновей, а также управлявшего фабрикой в 1800 году Франца Бартоло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *