клейзмерская музыка что это

Такое смешное слово – клезмер. О чем поется в «Тум-балалайке»?

15−16 июня в Одессе прошел Одесса-Бабель-Клезмерфест.
Что такое Одесса и кто такой Бабель — объяснять не нужно. Тех, кто этого не знает, я попрошу выйти вон и серьезно призадуматься о своей неправильной жизни. Что? Никто не вышел? Тогда оставайтесь. Будем разбираться — что такое Клезмерфест.

клейзмерская музыка что это. Смотреть фото клейзмерская музыка что это. Смотреть картинку клейзмерская музыка что это. Картинка про клейзмерская музыка что это. Фото клейзмерская музыка что этоКлезмеры — это еврейские музыканты. В их творчестве, рожденном в 14−15 веках нашей эры, уходящем своими корнями в библейские времена, гармонично переплетаются несколько культур. Это музыкальное направлении постоянно испытывало влияние фольклора немцев, украинцев, поляков, и особенно румын — мелодические обороты румынской народной музыки весьма характерны для творчества клезмеров — создавая своеобразное искусство. Клезмерам присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию, что повышает эмоциональное воздействие их музыки, которая представляет собой своеобразный музыкальный диалект, понятный и близкий слушателям.

клейзмерская музыка что это. Смотреть фото клейзмерская музыка что это. Смотреть картинку клейзмерская музыка что это. Картинка про клейзмерская музыка что это. Фото клейзмерская музыка что этоКлезмер-музыка — это инструментальная танцевальная музыка небольших ансамблей, чаще как бы недоукомплектованных, в которых каких-то инструментов как бы не хватает. Классический состав клезмерского ансамбля — скрипка, цимбалы и контрабас (или виолончель), а также кларнет. Изначально клезмер игрался музыкантами-любителями на ярмарках, свадьбах, бар-мицвах и других еврейских праздниках для увеселения публики, его расцвет пришелся на середину ХIХ — начало ХХ века. Сегодня клезмер — это респектабельный и бурно развивающийся музыкальный жанр, стремительно завоевывающий популярность как среди евреев, так и среди остальной публики. Клезмеры прочно вошли в мэйнстрим музыкальной культуры.

клейзмерская музыка что это. Смотреть фото клейзмерская музыка что это. Смотреть картинку клейзмерская музыка что это. Картинка про клейзмерская музыка что это. Фото клейзмерская музыка что этоВот это вот и было у нас на Дерибасовской под сенью цветущих лип с утра до вечера в воскресенье 15-го. Походная эстрада прямо на мостовой, и на мостовой же — стулья для зрителей. Группы из разных городов пели все, что положено, включая «7−40». Грустное и веселое. Рыдали скрипки, заливались духовые, все остальные тоже не отставали.

На мостовой же зрители и плясали. Стар и млад, и библейские бабушки плясали, и крошечные карапузы в кипочках и с пейсиками. И в толпе зрителей — клянусь — своими глазами я видела Утесова. Не бронзового на бронзовой скамейке, а живого в толпе.

клейзмерская музыка что это. Смотреть фото клейзмерская музыка что это. Смотреть картинку клейзмерская музыка что это. Картинка про клейзмерская музыка что это. Фото клейзмерская музыка что этоВ Одессе много кого можно встретить, и как же Леонид Осипович мог пропустить концерт клезмеров памяти Исаака Эммануиловича? Но пока я вытащила цифровичок — он уже исчез…

Пока я подбирала дефиниции и картинки к этой заметочке, прослушала на Ютубе множество вариаций песни «Тум-балалайка».

А про что же эта знаменитая и такая трогательная песня?
Тум-балалайке. Канонический текст на идиш

клейзмерская музыка что это. Смотреть фото клейзмерская музыка что это. Смотреть картинку клейзмерская музыка что это. Картинка про клейзмерская музыка что это. Фото клейзмерская музыка что этоДумает парень ночь напролёт,
Ту ли девчонку в жёны берёт.
Можно влюбиться и ошибиться.
Ах, если б всю правду знать наперёд!

Припев:
Тумбала, тум-бала, тум-балалайке,
Тум-бала, тум-бала, тум-балала,
Тум-балалайка, сердцу сыграй-ка,
Пусть веселится вместе с тобой!

Слушай, девчонка, ты мне ответь:
Что может вечно, вечно гореть,
Что без дождя растёт и в мороз,
Что может плакать, плакать без слёз?

Парень, тебе я скажу не шутя:
Камень растёт без тепла и дождя,
Вечно гореть любви суждено,
Плакать без слёз может сердце одно!

Из воспоминаний моей матушки о 40−60 годах в Бессарабии:

— Когда мы впервые привезли катушку (магнитофоны тогда были катушечные) с песнями сестер Бэрри, позвали слушать всех соседей. Они слушали все молча, но с таким чувством… Когда катушка закончилась, мадам Лесник сказала:
— Если бы я вас не стеснялась, я бы плакала…

Источник

Клезмер

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Клезмер (клейзмер) (от ‏כּלֵי‏‎ [клэй] — инструменты и זֶמֶר [зэмэр] — напев) — так называли еврейских народных музыкантов, которые играли чаще всего в странствующих ансамблях («капеллах») из трех-пяти исполнителей на свадьбах, бар-мицвах, праздничных гуляньях, ярмарках. Клезмерская музыка получила распространение в местах проживания евреев в «черте оседлости». Практически исчезнув в Европе после Катастрофы, клезмерская музыка возродилась в США и Израиле. Музыкальную основу клезмерских песен чаще всего составляют скрипки, кларнеты, флейты, а также аккардеон, цимбалы и труба (подробнее — см. ниже в разделе «Инструменты»).

Оглавление

Появление и развитие клезмерской музыки [↑]

Клезмерами впервые стали называть в XIV—XV вв. музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран.

В XVII веке пражские клезмеры образовали свою гильдию и сопровождали народные торжества в дни Симхат-Тора и Пурим, а также шествия несущих новый свиток Торы в синагогу.

По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе центр творчества клезмеров переместился к Востоку. Искусство клезмеров наиболее ярко проявилось на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии в конце XVIII — первой половине XX вв.

Творчество клезмеров испытало влияние фольклора и профессионального искусства народов, живших по соседству с евреями: немцев, украинцев, поляков и особенно — румын и жителей Бессарабии, чьи народные мелодические обороты очень характерны для искусства клезмеров.

Со временем в клезмерской музыке появились жанры, соответствующие разным торжественным событиям. Основным направлением их деятельности было и остаётся по сей день музыкальное оформление хупы — обряда еврейской свадьбы. Ни одна сколько-нибудь значимая свадьба не обходилась без клезмерской музыки.

При встрече гостей клезмеры играли «Гас-нигн» («Уличный напев»), перед хупой — «Базецн ди кале» («Посажение невесты»); после хупы — «Мазл-тов» («Счастья вам»), во время свадебной трапезы — «Тиш-нигн» («Застольный напев»). Наступали танцы, и вот уже клезмеры играли «Мехутоним-танц» («Танец сватов»), «Бройгез-танц» («Танец обиды») или «Шолем-танц» («Танец примирения»), отражавшие возможные взаимоотношения породнившихся семей. Потом уже и «Шер» («Ножницы»), «Бейгеле» («Бублик»), «Фрейлехс» («Веселое»), «Хосид» («Хасид»), а также чардаши, польки, мазурки, коломейки — в зависимости от местности. Когда приходило время проводов гостей, звучали «Зайт гезунт» («Будьте здоровы») и «Добранич» (по-украински — «доброй ночи»).

Неизменно ассоциирующийся с еврейской культурой танец «хора» — тоже играли клейзмеры на свадьбах, они же и сделали еврейским этот своеобразный румынский танец с необычном ритмом 3/8.

Особые мелодии, обычно исполнявшиеся солистом-скрипачом или кларнетистом, предназначались на случай, если невеста или жених были сиротами. Различным был также репертуар для богатых, среднего достатка и бедных свадеб.

Для бар-мицвы, Пурима, внесения свитка Торы — для каждого случая у клезмеров были подходящие музыкальные произведения.

Инструменты [↑]

Ведущий инструмент, обычно — скрипку, дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками. Выбор инструментов для клезмерского ансамбля был связан с его мобильностью. Музыка была необходима для различных частей свадебной церемонии, которые проходили в разных комнатах или дворах, и ансамбль должен был быстро перемещаться.

Кроме того, клезмеры были бродячими музыкантами, которые странствовали из города в город. Поэтому те инструменты, что держались в руках (кларнет, скрипка, флейта) или поддерживались ремнями, переброшенными через шею или плечи музыканта (аккордеон, барабан) были предпочтительнее тех, что ставились на пол, как виолончель, не говоря о любых клавишных инструментах, для перемещения которых потребовалось бы несколько человек.

Особенности клезмерской музыки [↑]

Клезмерам присуща экспрессивная манера игры, неожиданные ускорения или замедления темпа, внезапные импровизированные вставки в мелодию («дрейдлах»), что повышает эмоциональное воздействие их музыки.

Клезмерская музыка часто похожа на человеческий голос, который то поет, то смеется, то плачет, и это неслучайно: клезмерский стиль подразумевает имитацию канторского и паралитургического (то есть близкого по стилю к молитвенному, но молитвой не являющегося) пения.

Обычно ведущая партия предоставляется скрипке, а другие инструменты создают гармонию, ритм и контрапункт.

Музыканты [↑]

Несмотря на то, что большинство клезмеров не знали нотной грамоты и не записывали произведения (которые, как правило, сами сочиняли или импровизировали), их музыка с годами фольклоризировалась, а имена клезмеров вошли в историю еврейской музыки как имена творцов народного искусства.

Скрипач Йосл Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822—1870 гг.), был прославленным представителем большой семьи клезмеров: его отец Шолем Берл был кларнетистом, дед Шмуэль — трубачом, прадед Файвиш — цимбалистом, прапрадед Эфраим — флейтистом. Его шурин Вольф Чернявский (1841—1930 гг.), скрипач, стал последователем и наследником Стемпеню.

Аарон Моше Холоденко из Бердичева, прозванный Педоцур (1828—1902 гг.), был известен как скрипач-виртуоз; он был одним из немногих клезмеров, знавших нотную грамоту, благодаря чему установлено авторство части его сочинений, в том числе популярной поныне «Люли» («Колыбельная»).

Среди других известных клезмеров были Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 г. или 1810 г.—1900 г.), Авраам Ицхак Березовский из Смелы (1844—1888), Йехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный Алтер из Чуднова (1846—1912).

В Иерусалиме на свадьбах и в дни Симхат-Тора в 1850—1860-х гг. играли Хаим Файфер (то есть флейтист), Черновицер (видимо, выходец из города Черновцы), Моше Пойкер (барабанщик), Хаим Шиши-Кларнетист и его два сына барабанщика. По предписанию некоторых раввинов, в пределах стен Старого города в Иерусалиме не разрешалось играть, а лишь «барабанить».

Из семей клезмеров вышли всемирно известные музыканты: композитор и педагог Михаил Гнесин (заведовавший кафедрой композиции в учрежденном его сестрами знаменитом музыкальном училище им. Гнесиных) был внуком клезмера.

В клезмерской «капелле» играл отец и первый учитель одного из величайших скрипачей XX-го века Яши Хейфеца. Основатель одесской школы скрипичного искусства Петр Столярский был сыном клезмера и в начале своей музыкальной карьеры играл в «капелле». Иоахим Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, был сыном руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах Полтавской губернии.

Веками складывалось так, что молодые клезмеры учились у своих старших родственников. Но было несколько страшных периодов в истории, когда передача традиции трагически прерывалась. Катастрофа европейского еврейства уничтожила практически все клезмерские династии.

Среди многих клезмеров, погибших в годы Второй мировой войны в гитлеровских лагерях смерти, наиболее известными были Саша и Меир Ступель из Вильно, братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима.

Клезмерские традиции в классической музыке [↑]

Интонация и элементы клезмерской музыки претворены в оркестровой сюите «Еврейский оркестр на балу у городничего» (1929) Михаила Гнесина, фортепианном трио «Клезмерская свадебная музыка» (1955) Иоахима Стучевского. Мотивы музыки клезмеров использовал Сергей Прокофьев в «Увертюре на еврейские темы» (1919), Дмитрий Шостакович в фортепьянном трио «Памяти Соллертинского». В произведениях Леонарда Бернштайна, Аарона Копланда, Джорджа Гершвина звучат клейзмерские интонации как последние нити, связывающие их с еврейством.

После Катастрофы [↑]

После уничтожения европейского еврейства и еврейских местечек, чья жизнь неразрывно была связана с клезмерами, клезмерская музыка стала постепенно возрождаться в США. В середине 80-х в Америке начался так называемый «еврейский Ренессанс». Один за другим в США начали появляться высококлассные коллективы («клезмер-бэнды»). Потомки тех самых клезмеров, что эмигрировали в начале XX-го века в Америку, не дали ашкеназской культуре кануть в небытие. Они возложили на себя большую ответственность, взявшись возрождать из пепла окончательно утраченную, казалось, культуру европейских евреев.

В Америке начали появляться так называемые «клезкемпы» — своеобразные лагеря, куда могли приехать и приобщиться к еврейской музыке все желающие исполнять клезмерскую музыку. Набрав силу в Америке, возрождение идишкайта перекинулось в Европу.

Вскоре во многих европейских странах появились клезмерские капеллы, а в конце восьмидесятых, после более чем полувекового перерыва, — даже и на территории СССР. Сначала в Казани образовался клезмерский коллектив «Симха», а в Самаре — «Алия». К середине девяностых в странах бывшего Советского Союза насчитывалось свыше полутора десятков профессиональных клезмер-бэндов.

В 1996-м году произошло событие, ставшее отправной точкой для образования большого количества клезмерских коллективов, состоящих из совсем ещё молодых музыкантов — «Клезфест в Петербурге», настоящий семинар по изучению клезмерской музыки. В 1999 году аналогичный фестиваль появился в Киеве. Из года в год на эти фестивали в качестве участников съезжаются лучшие клезмеры стран СНГ и ближнего зарубежья.

Клезмерская музыка в Израиле [↑]

В Израиле музыка клезмеров получила название «Нигуней Мерон» («Мелодии горы Мерон») из-за своей связи с традиционным паломничеством к могиле раби Шимона бар Йохая в Лаг ба-Омер. Эти мелодии отличаются от обычного клезмерского репертуара влиянием музыкального фольклора нееврейского населения Эрец-Исраэль (арабов, друзов, турок).

С 1988 года ежегодно в августе на севере Израиля, вблизи горы Мерон, в необыкновенно живописном городе Цфат — городе с удивительной историей, архитектурой и атмосферой — проходит ежегодный фестиваль клезмерской музыки — музыки, затрагивающей самые сокровенные струны еврейской души.

Вход на все концерты, мастер-классы и мероприятия традиционно свободный. Фестиваль ежегодно посещают десятки тысяч гостей со всего мира. Среди участников много русскоязычных музыкантов, в том числе — даже преподавателей и сотрудников Толдот Йешурун. [↑]

Источник

Клезмерская музыка

Кле́змер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי ‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев [1] ) — традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле — кле́змеры (идиш קלעזמער — ед.ч. кле(й)змэр, мн. ч. клезмо́рим/кле́змерс/кле́змер).

Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания. В письменном виде слово «клезмер» в современном значении впервые зафиксировано в манускрипте XVI в.; термин «клезмерская музыка» (идиш קלעזמערישע מוזיק кле́змерише музи́к) был введён в обиход советским музыковедом Мойше (Моисеем Яковлевичем) Береговским (1892–1961) в 1938 году.

Музыкальные формы

Ссылки

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Клезмерская музыка» в других словарях:

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

Клейзмерская музыка — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клезмер — Клезмерская музыка Направление: еврейская музыка Место и время возникновения: Юго Восточная Европа, в основном Молдова, Бессарабия, румынская часть Буковины, Южная Украина … Википедия

Клезмеры — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клейзмер — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клецмер — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль … Википедия

Культура Израиля — Израильская культура совокупность творческих достижений населения Израиля. Израильская культура имеет древнюю историю и представляет собой сплав множества субкультур различных общин, живущих в Израиле. Одной из исторических особенностей… … Википедия

Муржа, Граф Шандорович — Граф Шандорович Муржа Дата рождения 1973 год(1973) Место рождения СССР Страна … Википедия

Источник

Клезмеры

Кле́змер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי ‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев [1] ) — традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения. Исполнители музыки в этом стиле — кле́змеры (идиш קלעזמער — ед.ч. кле(й)змэр, мн. ч. клезмо́рим/кле́змерс/кле́змер).

Первоначально клезмерская музыка предназначалась для исполнения на свадебных торжествах, отчего структурно соответствует традиционному обряду бракосочетания. В письменном виде слово «клезмер» в современном значении впервые зафиксировано в манускрипте XVI в.; термин «клезмерская музыка» (идиш קלעזמערישע מוזיק кле́змерише музи́к) был введён в обиход советским музыковедом Мойше (Моисеем Яковлевичем) Береговским (1892–1961) в 1938 году.

Музыкальные формы

Ссылки

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Клезмеры» в других словарях:

Клезмерская музыка — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клейзмерская музыка — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клейзмер — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клецмер — Клезмер (из идиш קלעזמער кле(й)змер, сложносоставное слово из двух корней, восходящих к ивр. כְּלִי‎ [клей] инструменты и זֶמֶר [земер] напев[1]) традиционная нелитургическая музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.… … Википедия

Клезмер — Клезмерская музыка Направление: еврейская музыка Место и время возникновения: Юго Восточная Европа, в основном Молдова, Бессарабия, румынская часть Буковины, Южная Украина … Википедия

Гольденштейн, Герман Абрамович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гольденштейн. Герман Абрамович Гольденштейн … Википедия

Пульвер, Лев Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Пульвер. Лев Михайлович Пульвер Лев Пульвер … Википедия

Сендерей, Самуил Залманович — Сендрей, Самуил Залманович Дата рождения 29 января 1905(1905 01 29) Место рождения Могилёв, Российская империя Дата смерти … Википедия

Источник

Клейзмеры. нет слов!

В Одессе прошел Второй фестиваль клейзмерской музыки.
______________________________________________________

Сначала о названии. Вы, наверное, заметили, что в рамках Дней еврейской культуры в Одессе, совершенно замечательно прошедших с седьмого по пятнадцатое июня, это придающее празднику истинно еврейский колорит слово звучало в двух вариантах: «клейзмеры» и «клезмеры», «клейзмерская» и «клезмерская» музыка.

До чего же уютно устроился этот по-домашнему сердечный фестиваль на небольшой ладони Греческой площади, вернее, на оставшейся в живых ее половине, где брусчатка и фонтаны. Хорошая идея пришла наконец в чью-то светлую голову, и аккурат в центре Южной Пальмиры, где вот она, рядом Дерибасовская, где сумасшедшей красоты архитектура и самый дух Ее Величества Одессы, возникло сконструированное пространство искусств.

Огромная эстрада, обращенная к площади, народ, оккупировавший ряды стульев, парапеты фонтанов и две свободные площадки по обе стороны от импровизированного партера. Оказалось, что устроители предусмотрели их для особо темпераментной публики: когда звучит клейзмерская музыка, сами ноги пускаются в пляс. Пожалуйста, пляшите, сколько хотите! И хлопайте. И подпевайте. Что, не говорите на идиш? Не надо. Петь можно, и не зная слов. Во всяком случае, так все мы и пели в течение четырехчасового концерта клейзмерского фестиваля.

В этот раз в нем приняли участие десять коллективов современных клейзмеров из Польши, Венгрии, России, Молдовы и Украины. Несколько меньше, чем в Первом фестивале клейзмерской музыки, прошедшем в нашем городе в прошлом году. Что поделаешь – финансовый кризис.

Зато, как сказал мне ведущий гала-концерта Алик Ветров, огромный интерес, которым пользуется нынешний фестиваль, вдохновил его организаторов на изменение формата этого ни на что не похожего песенно-музыкального праздника. Со следующего года планируется превратить одесский фестиваль клейзмерской музыки в соревнование певцов и музыкантов со своими лауреатами, дипломами и призами. А что, знай наших! Кто-то из них еще будет, ого, как гордиться, что победил в самой Одессе.

— Алик, что вмещает в себя понятие «клейзмерская культура» и что отличает одесский клейзмерский фестиваль?

— Клейзмерская или идиш-культура возникла в Восточной Европе еще на рубеже четырнадцатого – пятнадцатого веков, а ее расцвет пришелся на начало двадцатого века. Официально ее прародителями считаются немецкие, польские, украинские и особенно румынские евреи. Их небольшие ансамбли поначалу играли на ярмарках, свадьбах, различных еврейских празднествах и очень нравились народу. Ведь экспрессивные, мелодичные танцы, музыка и песни «заводят» любого вне зависимости от национальности или собственных этнических традиций.
Однако не следует считать, что клейзмерская музыка – это какие-то кабацкие мелодии. Идиш-культура очень философична. Это убедительно демонстрирует одесский фестиваль клейзмерской музыки. И хоть публика сегодня зачастую не понимает языка исполняемых песен, она хорошо улавливает их смысл, наслаждается красотой народных мелодий, эмоциями, театральностью действа.

— Стали ли для вас открытием выступления кого-то из нынешних участников фестиваля?

— Все участники очень своеобразны, каждый ансамбль демонстрирует свою «изюминку», свой инструментальный состав, хотя традиционно клейзмерским набором инструментов считаются скрипка, цимбалы, кларнет, контрабас или виолончель. Современные ансамбли расширяют возможности своих оркестров: сегодня на сцене и ударные, и клавишные инструменты, и аккордеон, и гитара.

Кстати, польский гитарный дуэт в составе Марека Кравского и Якуба Недоборека, который принимал участие и в Первом нашем фестивале, демонстрирует совершенно новую грань клейзмерской культуры. Они пишут и исполняют на идиш серьезные философские песни, связанные с историей еврейского народа.

— И все-таки появились ли у вас любимчики на этом фестивале?

— Очень понравились харьковчане. У них замечательные вокалистки, с хорошими выразительными голосами и подкупающей эмоциональной манерой исполнения. Это настоящий маленький национальный еврейский театр.

…Как я ни приглядываюсь к харьковскому ансамблю «Клейзмер-бэнд», вижу на сцене лишь двух исполнителей-евреев. Остальные – дети разных народов. Становится еще интереснее, и я отправляюсь за кулисы брать интервью у харьковчан.

Солистка Евгения Лапатник и клавишник Юрий Хаисон, которые и представляли «еврейское» лицо своего коллектива, оказываются супружеской парой.

Выясняется, что в этом году ансамблю «Клейзмер-бэнд» исполняется десять лет. Женя и Юра стояли у его истоков. А сегодня в составе их ансамбля очень много молодежи, у которой клейзмерская музыка пользуется невероятной популярностью. Я интересуюсь, где они берут тексты песен на идиш, и вообще, где можно сегодня выучить этот почти неупотребляемый язык?

Евгения Лапатник работает в харьковском Центре еврейской культуры. Преподает иврит, идиш, традиции еврейского народа, является руководителем программы «Споем вместе», которую ведет совместно со своим мужем Юрием. Они являются авторами множества песен на иврите и идиш, вошедших в их первый диск, который можно было приобрести на фестивале клейзмерской музыки в Одессе.

— А есть ли в Харькове подобный музыкальный фестиваль?

— Ваш ансамбль продемонстрировал в Одессе великолепное искрометное высоко профессиональное исполнение. Но показалось, что на сцене «Клейзмер-бэнд» был до обидного мало…

— Вы много путешествуете, даете концерты в разных городах и странах. Случались ли во время выступлений выпады против еврейской культуры, случаи ксенофобии, антисемитизма?

— Никогда! (вместе). Однажды в Брюсселе наш концерт проходил в зале, в который набились одни арабы. И они, как и все наши зрители без исключения, пели, танцевали, аплодировали… Искусство вне политики и во много раз сильнее любой политики. В этом мы убеждаемся на каждом концерте.

Эх, хорошо! И что за сила в этой клейзмерской музыке, коль сметает она и возрастные ограничения, и кем-то придуманные условности, и чью-то робость, и личные пристрастия, и национальные предрассудки?

— Мы собрались в ансамбль еще в 1998 году, можно сказать, в прошлом веке. Играли в ресторанах, на городских праздниках. Старались поддерживать одесскую традицию музыкального исполнительства, которая неразрывно связана с еврейской музыкальной культурой. А название «Мамины дети» придумали года два назад. Оно прижилось.

— Можно ли назвать ваш стиль исполнения клейзмерской музыкой?

— В чистом виде нет. Мы поем на русском языке. Инструментальный состав у нас несколько шире, чем у традиционных клейзмеров, но манера исполнения очень близка к этому жанру. Это не эстрада, это очень самобытная народная музыка. И мы стараемся донести ее до людей, поэтому часто выступаем в Одессе и в других городах.

— Вы как-то связаны с одесским Центром еврейской культуры?

— Конечно. Не так давно мы поставили там спектакль «Бычки в томате», в котором, кроме музыкантов из «Маминых детей», принимали участие актеры из Русского театра и театра Музкомедии. Если увидите афишу нашего спектакля, обязательно посмотрите его. Мне кажется, получилось интересно.

— Алеша, а что это на вас за шапочка? Как она называется по-еврейски?

— Представьте себе, не знаю, потому что это казахская шапочка. А на Игоре Знатокове сегодня, например, турецкая феска. Все специально нарядились в шапочки разных народов, чтобы подчеркнуть интернациональный характер нашего фестиваля.

…И вправду, чего только не напяливали на себя клейзмеры на фестивальной сцене! Были на них и крошечные еврейские кипы, и широкополые черные шляпы, и буденовка, и соломенный брыль, и всяческих фасонов тюбетейки… И было весело. И смешно. И хотелось, чтобы праздник и клейзмерская музыка не заканчивались никогда.

Удивительно, но словно в ответ на эту невысказанную просьбу одесситов по улицам города до самой ночи колесил наш знаменитый открытый трамвай, на котором клейзмерский оркестр наяривал самые жизнерадостные еврейские мелодии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *