климатический след это что

Почему потребление мяса – одна из главных причин глобального потепления? Объясняет координатор «Гринпис»

Подписаться:

Поделиться:

На фестивале осознанного потребления «Знак Равенства» координатор проектов по изменению климата и энергетики «Гринпис» Полина Каркина рассказала, как производство и потребление мяса приближает глобальное потепление и чем это грозит планете (спойлер: ничем хорошим). «Собака.ru» записала самое интересное.

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

Почему глобальное потепление – важная проблема

Один из основных вкладов в изменение климата вносит сжигание ископаемого топлива – угля, нефти и газа. Ранее природный углеродный цикл находился в равновесии, однако после индустриальной революции в результате человеческой деятельности выбросы парниковых газов начали увеличиваться, из-за чего глобальная температура планеты начала повышаться. Никогда ранее концентрация углекислого газа в атмосфере не была так высока: до революции она составляла 280ppm, сейчас – 400ppm. Сегодня мы проводим настоящий эксперимент над природой, и чем он нам грозит, мы узнаем скоро.

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

Последствия изменения климата – что нас ждет?

Человеку необходимо подготовиться к новым условиям, но ко всему списку адаптироваться невозможно. Например, если игнорировать проблему глобального потепления, то уже в этом веке на некоторых территориях нашей планеты температура воздуха будет несовместима с жизнью. Из-за экстремальной жары находиться за пределами помещений с кондиционерами станет невозможно. Уже сейчас становится все больше пожаров, ледники таят, уровень Мирового океана растет. Примерно миллиард людей живут на побережье, и некоторые островные государства уже начали покупать землю для переселения жителей.

По телевизору рассказывают много страшилок о том, что конец света неминуем, во что уже никто не верит. Но с точки зрения изменения климата есть наука и реальные цифры, которые говорят о действительной угрозе коллапса. Если мы не перестанем создавать выбросы и бессознательно потреблять, то к концу века планета потеплеет на четыре градуса. Ежегодный доклад «Глобальных катастрофических рисков» в 2017 году заключил, что это будет означать конец человеческой цивилизации. На сегодняшний день масштабы разрушения выходят за рамки, и нет уверенности, что в будущем адаптация мира будет возможна.

Как животноводство влияет на глобальное потепление

Экологи всегда занимались лесами, водой, а животноводство и его влияние на изменение климата долгое время игнорировалось – казалось, что оно не наносит большого вреда. С 1989 по 2000 годы потребление животных продуктов в городах выросло почти в четыре раза. Сегодня, по оценкам ученых, 24% глобальных выбросов парниковых газов создается сельским хозяйством, из них 14% приходятся на животноводство, что превышает показатели всех видов транспорта: поезда, трамваи, самолеты все вместе наносят такой же вред, как и производство мяса. Если оставить все как есть, то к 2050 году сельское хозяйство будет виновником 50% всех выбросов человечества.

Около 26% поверхности суши используется только для выпаса скота, что эквивалентно площади Африки и ЕС суммарно. Ради этого пришлось пожертвовать лесами, а из-за изменений в землепользовании произошла потеря углерода и увеличение количества углекислого газа.

У некоторых людей сохранились романтические представления о том, что планета населена носорогами, жирафами и другими дикими животными, но сегодня это не так. Из-за огромного количества скота происходит потеря биоразнообразия. На основе одного из последних исследований газета The Guardian выпустила интересную инфографику и наглядно показала, что среди всей биомассы млекопитающих домашний скот составляет 60%, 36% – люди и только 4% – дикие животные.

Источник

Климатический баланс — в наших руках

Greenpeace продолжает документальный сериал о климатическом кризисе. Тема четвёртого эпизода посвящена углеродному следу человека. Голосами серии выступили телеведущая Мария Ивакова и актёр Никита Ефремов.

Поделиться

Видео

Что такое углеродный след и кто его оставляет? Что мы можем сделать, чтобы он стал меньше и почему это по силам каждому? Пройдите наш калькулятор и узнайте ответы на эти вопросы.

Мы можем менять мир в лучшую сторону и делать это каждый день. Для этого не нужно героических сверхусилий, достаточно начать менять свой подход к жизни. Именно из мелочей складывается наш большой углеродный след, и меняясь в малом, мы можем серьёзно его уменьшить. Подробности — в четвёртом эпизоде и нашем специальном материале ниже.

След, оставленный нами. И не только

Давайте разберёмся, что такое углеродный след и как мы делаем свой вклад в его увеличение. Когда летим в отпуск или едем в своём автомобиле на работу? Когда готовим, стираем или даже едим и спим? Или, может быть, когда смотрим любимый сериал? Во всех случаях ответ «да». Личный углеродный след – это все выбросы парниковых газов, которые поступили в атмосферу в результате деятельности человека.

Что не так с высоким углеродным следом? Он способствует усилению парникового эффекта атмосферы Земли. Сам по себе парниковый эффект в его естественном виде до вмешательства человека — это то, благодаря чему на нашей планете возможна жизнь. Но сегодня проблема в том, насколько деятельность человека увеличила этот эффект, и в какой момент из согревающего он превращается в удушающий.

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

Зачем снижать свой углеродный след?

Учёные сходятся во мнении, что для предотвращения опасного изменения климата недостаточно действий только на уровне государства и бизнеса — необходимо участие людей и изменений их ежедневных привычек. Для эффективного решения проблемы климатического кризиса в развитых странах личный углеродный след необходимо сократить на 80-90% к 2050 году.

Вот лишь некоторые последствия бездействия:

Большое общее дело по выходу из климатического кризиса тоже формируется из личных действий каждого из нас — изменение собственных привычек в потреблении и давление на производителей помогут сформировать будущее, в котором климат останется пригодным для жизни.

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

Из чего состоит мой углеродный след?

Мы вряд ли кого-то удивим, если скажем, что один из основных вкладов в климатический кризис вносит сжигание ископаемого топлива: угля, нефти и газа. Но мы не должны забывать, что высокие выбросы — это следствие нашего растущего потребления. То, что мы едим, как передвигаемся и ведём себя в быту каждый день, имеет решающее значение.

Представьте: утром вы надеваете одежду, произведённую в других странах и привезённую к вам издалека, едете на работу, заказывая такси, и обедаете сочным стейком. Если смотреть глобально, то человек оставляет за собой серьёзный углеродный след, занимаясь своими каждодневными делами, и его три главные составляющие — это еда, передвижение и жильё. Безусловно, многие из этих привычек могут быть обусловлены необходимостью или нехваткой времени. Но давайте посмотрим, есть ли альтернативы, которые можно применить в собственной жизни?

А углеродный калькулятор в специальном материале нашего медиа поможет вам в этом.

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

С чего начать?

Углеродный калькулятор поможет вам разобраться, из чего состоит ваш личный углеродный след и в каких сферах проще всего начать действовать. Его разделы покрывают все основные сферы жизни, в которых происходят выбросы: дом, путешествия, городской транспорт и еда.

Блок I: ДОМ

Мы слышим с детства, что нужно не забывать выключать свет и воду. Это тот случай, когда мотивация сэкономить на счетах полностью совпадает с пользой для климата. «Домашний» углеродный след складывается из энергопотребления в быту: это электричество, отопление, газ и даже энергия, «зашитая» в воду. Для того чтобы все эти услуги дошли до вас, где-то на теплоэлектростанции сжигается уголь или газ, что приводит к выбросам парниковых газов. А на производство горячей воды нужно затратить примерно на треть больше энергии, чем холодной.

Заметную долю климатического следа, связанного с жилищем, составляют также косвенные выбросы — например, связанные с производством телевизора, привезённого из Китая.

В итоге, чем более энергоэффективны наши бытовые приборы, чем меньше мы покупаем новой излишней электроники и мебели, а также более аккуратно расходуем воду и энергию, тем ниже наш углеродный след.

Блок II: ПУТЕШЕСТВИЯ

Известно, что один из самых климатически затратных способов путешествия — это передвижение на самолёте или личном автомобиле. Причём в некоторых развитых странах поездки на автомобиле вносят первый по величине вклад в углеродный след человека, связанный с транспортом, а перелёты — второй.

А вот поездка на поезде, напротив, будет климатически дружественным вариантом. Вы можете также попробовать такие экологичные виды туризма, как хайкинг и велопоходы, альпинизм, сплавы по реке, спелеотуризм, сельский туризм.

Блок III: ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

На углеродный след поездки по городу влияют вид транспорта, дальность маршрута, скорость, вид и эффективность использования топлива, стиль вождения и другие факторы.

Каждый раз, когда вы выбираете пешие прогулки, велосипед, самокат или общественный транспорт вместо личного автомобиля или такси, вы думаете о климате. Например, углеродный след поездки на автомобиле на 1 км пути примерно в 20 раз выше, чем на автобусе или метро.

Блок IV: ЕДА

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

Как снизить свой углеродный след, чтобы это было удобно и интересно?

Да, мы знаем, что всех достали «экосоветы». Поэтому для всех, кто прошёл наш углеродный калькулятор и уже определил горячие точки своего климатического следа, мы приготовили специальный чеклист с лайфхаками и челледжами, с помощью которых вы сможете попробовать климатический образ жизни! Просто оставьте свою почту после прохождения калькулятора, и мы пришлём вам чеклист.

Нам нужна ваша реакция

В финале четвёртого эпизода сериала мы задаём вопрос:

«На что лично вы готовы пойти для решения проблемы климатического кризиса?»

Поделитесь своими мыслями в соцсетях с хештегом проекта #ррреакция — лучшие из ответов станут частью нашего следующего эпизода, который выйдет в конце ноября.

Продолжение следует. А климатический кризис — продолжается…

Источник

Глобальное потепление: как государства регулируют количество выбросов

Декарбонизация, трансуглеродное регулирование и вот это все

Можно долго рассуждать о том, оправданны ли опасения по поводу изменения климата и действительно ли можно с этим что-то сделать.

Но реальность в том, что ни одна экспортно ориентированная страна не сможет игнорировать тренд на декарбонизацию в надвигающемся будущем.

Эта тема довольно животрепещущая и разделяет людей на два лагеря. Я попытался абстрагироваться от личных оценок всего происходящего, собрать достоверную информацию и разложить ее по полочкам от самого начала до сегодняшних дней. Это позволит сложить общую картину очень обширного и не всегда однозначного вопроса.

В 2022 с новыми знаниями

В двух словах о причинах беспокойства

Не углубляясь в научные исследования на тему изменения климата, скажу, что мировое сообщество обеспокоено ростом температуры Земли. В качестве виновника определены действия человека по выбросу в атмосферу парниковых газов, которые, накапливаясь в атмосфере, создают парниковый эффект, приводящий к повышению температуры Земли.

Основная доля выбросов приходится на CO2 — порядка 72%. В эквиваленте углекислого газа рассчитывают и все остальные выбросы: например, выбросы метана приводят в CO2-экв.

Доля от всех антропогенных выбросов в 2019 году

Необходимо пояснить, что, если мы сейчас наблюдаем какие-то природные аномалии, такие как наводнения на юге России или жара в ее центральной части, вероятно, еще рано говорить о том, что причина всего этого — изменение климата. Такие аномальные события происходили и раньше. А в действительности климат если и меняется, то не так быстро.

Источники антропогенных выбросов

В основном за антропогенные выбросы, то есть случившиеся в результате деятельности человека, несет ответственность энергетика. Здесь парниковые газы образуются при сжигании углеводородного топлива: нефти, газа, угля, нефтепродуктов. Топливо сжигают на электростанциях, в двигателях внутреннего сгорания, для отопления и горячего водоснабжения зданий.

Следом за энергетикой идет сектор животноводства, сельское хозяйство, землепользование, а затем химические, цементные производства и мусор.

Мировые выбросы парниковых газов по секторам в 2016 году

Энергетика73,2%
Животноводство, фермерство и лесное хозяйство18,4%
Промышленность5,2%
Мусор3,2%

В разрезе государств главный источник выбросов — Китай, причем в 1990 году он был лишь на третьем месте по выбросам после Америки и Евросоюза, но стремительный рост промышленного производства в Китае вывел его на первое место.

Объемы выбросов парниковых газов по крупнейшим странам-эмитентам, млрд тонн эквивалента CO2

19972017
Китай3,913,5
США5,65,7
Евросоюз5,44,1
Индия1,43,6
Россия3,11,6
Япония1,21,2
Германия1,20,9
Канада0,530,69
Австралия0,60,53
Великобритания0,80,46
Франция0,530,44

С чего все началось

В 1972 году Конференция ООН сформировала и утвердила Декларацию по проблемам окружающей человека среды. В ней указано, что человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы, ее среды. И что нужно остановить выбросы в окружающую среду токсических веществ и тепла в таких количествах или концентрациях, которые окружающая среда не может обезвредить.

В 1985 году приняли Венскую конвенцию об охране озонового слоя. В рамках конвенции признали главные научные проблемы:

Но первый документ именно климатической повестки — это Рамочная конвенция ООН об изменении климата, принятая в 1992 году. В ней речь уже идет о том, как стабилизировать концентрацию парниковых газов, ограничить и сократить их выбросы государствами.

В документе сформулирована конечная цель конвенции и всех связанных с ней документов: стабилизировать концентрацию парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Конкретных сроков не назвали, но определили их как достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе.

В рамках документа учрежден верховный орган — Конференция сторон конвенции, Conference of the Parties, COP. Конференция собирается каждый год и рассматривает, как воплощаются положения конвенции, принимает решения по дальнейшей разработке правил конвенции и ведет переговоры по новым обязательствам. В рамках заседаний учреждаются все основные документы по климату.

Дальше, в 1997 году, был принят Киотский протокол и вышедшее ему на замену в 2015 году Парижское соглашение — эти документы конкретизировали цель. По Парижскому соглашению в 21 веке необходимо удержать суммарный рост температуры земли в пределах 2 °C — а желательно 1,5 °C — в сравнении с доиндустриальным периодом. Другими словами, если бы сейчас на всей планете была температура +10 °C, то нужно, чтобы к 2100 году она не превышала +12 °C. Для достижения этой цели требуется сокращение мировых антропогенных выбросов на 40—60% от уровня 1990 года.

Исходя из заявленных целей, все участники соглашения обязаны:

К соглашению присоединились и приняли на себя обязательства 175 стран мира, включая Россию. Это практически все страны, входящие в ООН, — всего 193 страны.

Большинство государств рассчитывают снизить выбросы парниковых газов до нуля уже к 2050 году. В частности, Европейский союз, Великобритания, Япония, Республика Корея и более 110 стран. Такую же приверженность выразила и новая администрация Соединенных Штатов. Китай обязался сделать это до 2060 года.

Планы сокращения выбросов

Кроме планов отдельных государств, есть глобальные планы по конкретным секторам.

Международное энергетическое агентство разработало дорожную карту по достижению нулевых выбросов к 2050 году для глобального энергетического сектора. Учитывая, что основная доля выбросов приходится именно на энергетику и что этот сектор особенно важен для экономики России, мы рассмотрим конкретно этот план. А планы по животноводству, сельскому хозяйству, обращению с отходами и прочие рассматривать в этой статье не будем.

Дорожная карта для глобального энергетического сектораPDF, 4,6 МБ

Я писал выше, что выбросы в энергетическом секторе чаще всего возникают при сжигании углеводородов: угля, газа, нефтепродуктов — для производства тепловой и электрической энергии, а еще при сжигании в двигателях внутреннего сгорания. То есть выбросы от транспорта тоже относятся к этому сектору.

В промышленных производствах также используются углеводороды как для электро-, тепло- и водоснабжения, так и для производства товаров. В свою очередь, выбросы зданий и сооружений относятся к вопросам их энергоэффективности. То есть чем меньше здания потребляют энергоресурсов для отопления и электроснабжения, тем меньше выбросов в целом.

Существенная доля плана основывается на технологиях, которые еще только предстоит развить и масштабировать. Например, это технологии транспортировки и хранения водорода, управления спросом на электроэнергию, производства промышленных аккумуляторов, улавливания, хранения и утилизации углерода.

Этот план скорее рекомендательный, но он дает основу для принятия собственных обязательных планов для государств.

Как должен выглядеть мир по итогам реализации плана

Если вкратце,то к 2050 году:

И вот что для этого необходимо. С 2021 года:

Начиная с 2030 года:

Начиная с 2035 года:

Начиная с 2040 года:

По плану должна снизиться доля нефти, газа, угля и увеличиться — доля атомной генерации, ВИЭ и биоэнергии. Сохранение к 2050 году части потребления газа, угля и нефти связано в том числе с тем, что некоторые такие источники производства предполагается оснастить системами улавливания, транспортировки и хранения CO2. Грубо говоря, на выхлопную трубу завода надевается шланг, который высасывает CO2 в систему трубопроводов и закачивает его в хранилище — например, в природные пещеры, где раньше были нефть и газ, — или отправляет его на утилизацию.

Эта технология называется carbon capture, utilisation and storage — CCUS. Наиболее вероятными участниками рынка CCUS будут нефтегазовые компании, потому что у них есть инфраструктура в виде трубопроводов и отработанные месторождения нефти и газа, которые можно было бы заполнить углекислым газом.

Еще CCUS — возможное направление диверсификации бизнеса нефтегазовых компаний в условиях будущего сокращения спроса на нефть и газ.

Потребление электроэнергии будет доминировать во всех рассматриваемых секторах, также увеличивается доля водорода и биомассы. А доля ископаемого топлива снизится.

климатический след это что. Смотреть фото климатический след это что. Смотреть картинку климатический след это что. Картинка про климатический след это что. Фото климатический след это что

Учитывая, что основной объем электроэнергии к 2050 году будет вырабатываться на солнечных и ветряных электростанциях, а практически все угольные и газовые станции будут выведены из эксплуатации, энергосистемы будут нуждаться в источниках, обеспечивающих гибкость нагрузок. Спрос на электроэнергию — величина непостоянная, то есть необходимо выдавать электроэнергию в энергосистему, когда на нее есть спрос, и снижать выработку, когда спрос снижается. В свою очередь, выработка с ветряных и солнечных станций тоже величина непостоянная, а атомные станции не приспособлены к резким изменениям нагрузки.

В 2050 году в качестве основного источника гибкости энергосистем будут использоваться аккумулирующие батареи, системы управления спросом и гидроэлектростанции. Еще в качестве накопителя электроэнергии и источника гибкости будет использоваться водород и продукты на его основе, например аммиак. Водород может производиться методом электролиза в ночное время и производить электроэнергию при помощи топливных элементов в часы высокой нагрузки на энергосистему, то есть, по сути, водород будет аккумулятором. Но это не единственное применение водорода в соответствии с планом — об этом расскажу позднее.

Под системами управления спроса — demand response — подразумеваются системы, позволяющие управлять уровнем потребления электроэнергии определенных групп потребителей.

России: открывающиеся возможности. Экспертно-аналитический доклад под редакцией Ф. Опадчего, Д. ХолкинаPDF, 2,15 МБ

Это, как правило, крупные потребители электроэнергии, которые готовы по команде оператора энергосистемы снизить свое электропотребление на определенный объем в определенное время. За это потребители получают плату наравне с платой производителям электроэнергии за мощность, так как для сбалансирования энергосистемы нет разницы между производством необходимого мегаватта или снижением потребления на необходимый мегаватт.

У этих потребителей есть свои способы достичь снижения нагрузки, но, как правило, речь идет о том, чтобы по команде отключить системы электроотопления или кондиционирования зданий на непродолжительное время — не более четырех часов.

Система управления спросом формируется и в России — она уже работает в пилотном режиме для среднего и крупного бизнеса.

На всякий случай скажу, что ни один политик не может заставить оператора энергосистемы вывести из эксплуатации какие угодно источники электроэнергии, пока оператор системы не будет уверен в том, что энергосистема с этим справится. Потому что за аварию в энергосистеме будет нести ответственность, в том числе уголовную, не политик, а оператор. В этом плане не стоит переживать за то, что новый мир не будет сбалансирован, — скорее, наоборот, не наступит нового «чистого» мира, пока не будет сбалансирована энергосистема.

Основа их энергосистемы — газовые, угольные станции и АЭС, у которых тоже из-за мороза снизилась выработка электроэнергии, но об этом обычно не упоминают. История в Техасе говорит о том, что даже такая твердая основа, как газовые, угольные ТЭС и АЭС, могут не спасти энергосистему в аномальных условиях работы.

Энергосистема не может себе позволить содержать в резерве для «судного дня» десятки и сотни простаивающих в обычное время объектов генерации. Поэтому резервы стараются не раздувать: например, в России в резерве находятся порядка 25% станций — эта величина рассчитана из объема потребления электроэнергии в самый холодный день в году, то есть годовой максимум потребления. При превышении резервов у всех энергосистем начинаются проблемы — хоть газовых, хоть солнечных.

Отчет о функционировании ЕЭС России в 2020 годуPDF, 758 КБ

Использование водорода. В соответствии с планом водород и топливо на его основе будут широко использоваться в различных секторах к 2050 году. Помимо озвученного выше применения в электроэнергетике, водород планируется смешивать с природным газом в системах газопроводов — это снизит удельные выбросы углекислого газа от сжигания такого смешанного газа. Плюс здесь в том, что для этого не требуется создание какой-то особой инфраструктуры: системы газопроводов уже построены. Еще планируется использовать водород в чистом виде либо в виде аммиака в качестве топлива в авиации, судоходстве и на дорожном транспорте.

Надо сказать, что водород уже сейчас производится в промышленных масштабах для нефтепереработки, химической промышленности, удобрений. Но основной способ его производства сейчас — это метод с использованием ископаемого топлива, то есть газа, угля. Получается так называемый голубой и серый водород.

К 2050 году предполагается получать основной объем водорода — 90% — методом электролиза воды с использованием электрической энергии от возобновляемых источников — а это зеленый водород. Сейчас в основном производят водород там, где его потребляют, — на иллюстрации ниже так обозначен «собственный водород». То есть инфраструктура для транспортировки водорода пока еще не особо развита.

Доступ к электричеству. Половина людей, которые получат доступ к электричеству до 2030 года в развивающихся странах, не будут подключены к большим централизованным энергосистемам. Эти домохозяйства будут снабжаться за счет собственных источников ВИЭ — как индивидуальных, так и общих в небольших кластерах — поселках. Собственные источники возобновляемой энергии выгодны, потому что нет необходимости платить за передачу электроэнергии — а это значительная часть в конечной стоимости централизованной электроэнергии.

За счет этой особенности даже в России на большей части территорий возрастает экономическая целесообразность установки собственных солнечных панелей на крышах частных домов и предприятий. Об этом я уже писал подробную статью.

Это далеко не все, что упоминается в плане, а только то, что показалось мне наиболее важным и интересным.

Методы стимулирования компаний

В настоящий момент в качестве основных инструментов по контролю уровня выбросов углекислого газа предприятий используются системы торговли выбросами — СТВ и налог на выбросы парниковых газов — углеродный налог.

В системах одинаковый принцип: предприятию необходимо либо снижать выбросы, либо платить налог или покупать квоты на выбросы. Разница только в том, что стоимость квот на выбросы определяется рыночно, в ходе торгов, а налог устанавливается в «твердой» величине.

По данным Всемирного банка, системы торговли выбросами и углеродные налоги применяются во многих странах мира и охватывают порядка 21% всех мировых ежегодных выбросов. Первыми установили углеродные налоги Польша и Финляндия уже в 1990 году, еще до формирования Рамочной конвенции ООН по изменению климата.

Первая система торговли выбросами появилась в 2005 году в Европе — EU ETS — и до 2021 года она была самой крупной по объему охваченных выбросов, но в 2021 году ее обогнала китайская система — China national ETS. Всего в мире 29 подобных систем, но они не всегда охватывают все государство, в котором находятся. Например, в Америке сразу восемь систем в разных штатах.

Конечно, я не имею в виду, что от электромобилей нет выбросов. Но выбросы от ДВС прямые (scope 1), а от электромобилей — косвенные (scope 2) и зависят от источника электроэнергии. Системы торговли выбросами, как правило, применяются к источникам прямых выбросов, то есть за выбросы на электростанции заплатит электростанция, а не владелец электромобиля. Иначе получится двойная оплата одних и тех же выбросов. Про систему классификации выбросов расскажу чуть позднее.

Расскажу немного о европейской системе, так как она функционирует уже больше 15 лет и охватывает порядка 4% мировых ежегодных выбросов и 40% выбросов Евросоюза.

EU ETS работает во всех странах ЕС, а также в Исландии, Лихтенштейне и Норвегии. Система ограничивает выбросы от примерно 10 000 установок в энергетическом секторе, обрабатывающей промышленности и авиакомпаний. Охватывает следующие секторы и газы, уделяя особое внимание выбросам, которые можно измерить, зарегистрировать и проверить с высокой степенью точности.

Углекислый газ (CO2) из производства электроэнергии и тепла; энергоемкие отрасли промышленности, включая нефтеперерабатывающие заводы, сталелитейные заводы и производство чугуна, алюминия, металлов, цемента, извести, стекла, керамики, целлюлозы, бумаги, картона, кислот и сыпучих органических химикатов; коммерческая авиация в Европейской экономической зоне.

Закись азота (N2O) от производства азотной, адипиновой и глиоксиловой кислот и глиоксаля.

Перфторуглероды (ПФУ) при производстве алюминия.

Участие в EU ETS обязательно для компаний этих секторов, но в некоторых секторах включаются только установки выше определенного размера. Некоторые небольшие установки могут быть исключены, если правительства примут фискальные или другие меры, которые сократят их выбросы на эквивалентную сумму. В авиационном секторе до 31 декабря 2023 года СТВ ЕС будет применяться только к рейсам между аэропортами, расположенными в Европейской экономической зоне.

В дальнейшем планируется распространение системы торговли квотами на морской транспорт, на сектор строительства и автомобильный транспорт. Обратите внимание, что сами по себе нефть, уголь и газ не охватываются квотами и не регулируются налогами на выбросы. Налог на выбросы возникает только тогда, когда кто-то начинает их сжигать на своем производстве или в ДВС.

Объем распределяемых квот ежегодно снижается — для того, чтобы снижались выбросы. Часть квот распределяется между компаниями бесплатно, а часть торгуется на аукционах. По мере снижения общего объема квот рыночная цена на них будет расти.

С 2021 года стартовал четвертый этап развития системы. Ежегодно объем квот снижается на 2,2%. Основной объем квот торгуется на аукционах — порядка 57%. Уточнен перечень отраслей, подверженных высокому риску «утечки углерода», по которым квоты распределяются бесплатно.

Под утечкой углерода понимается ситуация, при которой европейская компания переносит свои «грязные» производства за границы Евросоюза или организует импорт «грязной» продукции, чтобы избежать платы за выбросы в ЕС.

Распределение бесплатных квот по таким секторам не обеспечивает должного уровня снижения их выбросов, но хотя бы сдерживает их стимулы перенести источники выбросов за границу ЕС. Дальнейшее решение этого вопроса базируется на введении трансграничного углеродного регулирования. Об этом позднее.

К 2021 году создан модернизационный фонд — деньги направляются на модернизацию 10 самых бедных экономик ЕС, а также инновационный фонд, который финансирует исследования. Сами фонды получают деньги от продажи на аукционе части выделяемых им квот.

В основном выбросы считают по определенной методике — только некоторые предприятия используют системы постоянных измерений фактических выбросов.

На нынешнем этапе в системе торгуются только квоты на прямые выбросы — scope 1. Но учитываются косвенные затраты некоторых энергоемких отраслей на уплату углеродного налога, учтенного в стоимости потребляемой этими компаниями электроэнергии. ЕС компенсирует этим секторам стоимость таких дополнительных затрат.

Как работает трансграничное углеродное регулирование

Механизм трансграничного углеродного регулирования — carbon border adjustment mechanism, или CBAM, — вводится на территории ЕС как один из механизмов достижения климатических целей, а также как решение проблемы «утечки углерода», о которой я писал ранее.

По мере роста климатических амбиций ЕС и увеличения разницы между углеродным регулированием в ЕС и третьими странами проблема «утечки углерода» без введения такого механизма будет усугубляться. Еще введение CBAM позволит Евросоюзу не раздавать бесплатно квоты в EU ETS отраслям промышленности с высокими рисками «утечки углерода».

СВАМ тесно связан с европейской системой торговли квотами. Все требования, регламенты и методики EU ETS будут зеркально отражены в СВАМ — как действующие, так и будущие.

Механизм заключается в том, чтобы импортеры приобретали сертификаты СВАМ на каждую тонну CO2-экв прямых выбросов (scope 1) ввозимого на территорию ЕС товара. Впоследствии планируется распространить и на косвенные выбросы (scope 2).

Поясню, что для каждого товара, подпадающего под регулирование, есть методика расчета выбросов парниковых газов при его производстве. Эти методики действуют как для произведенных внутри ЕС товаров, так и для тех, что импортируют на территорию ЕС. Сертификат СВАМ нужно будет приобретать на объемы выбросов, рассчитанные по этим методикам, для каждого конкретного товара.

Стоимость сертификатов СВАМ будет привязана к средней недельной стоимости, сформированной в EU ETS. Средства от СВАМ будут направлены в бюджет Евросоюза для финансирования программы восстановления экономики после COVID-19 — Next Generation EU.

В системе будут учитываться уже произведенные затраты на углеродный налог в стране-экспортере, если эти затраты не ниже, чем цена EU ETS, а также если эти затраты могут быть верифицированы Евросоюзом. То есть страны-экспортеры должны быть заинтересованы в том, чтобы создать собственные системы углеродного регулирования, которые были бы синхронизированы с Европейским регулированием, чтобы затраты на углеродный налог не уходили в бюджет Евросоюза, а оставались в стране-экспортере. Это может послужить предпосылкой для создания похожего механизма в других странах мира.

СВАМ затрагивает те же секторы промышленности, что и EU ETS, но с некоторыми особенностями. Например, СВАМ на первом этапе не будет затрагивать товары сектора нефтепереработки по той причине, что действующие методики позволяют рассчитать прямые выбросы нефтеперерабатывающего предприятия в целом, но не способны ответить, сколько именно CO2-экв в каждом отдельном продукте нефтепереработки: сколько в бензине, сколько в масле.

Как и EU ETS, регулирование СВАМ не будет распространено непосредственно на нефть, газ и уголь. Сертификаты СВАМ и квоты EU ETS будут приобретаться только теми предприятиями, которые их сжигают при производстве других товаров. То есть спрос на нефть, газ и уголь должен снижаться сам по себе по мере наращивания стоимости квот и сертификатов СВАМ на выбросы при их сжигании.

СВАМ запускается в тестовом режиме с 1 января 2023 года — он продлится до 31 декабря 2025 года. Во время этого периода не нужно приобретать сертификаты СВАМ, но импортерам необходимо ежеквартально отчитываться о встроенных выбросах товаров, импортируемых за предыдущий квартал, с подробным описанием прямых (scope 1) и косвенных (scope 2) выбросов. А также сообщать информацию о любых затратах на углеродное регулирование, уплаченных за границей ЕС.

С 1 января 2026 года за непредоставление сертификатов СВАМ на импортируемый товар будет накладываться штраф в том же размере, что и в EU ETS: 100 € за 1 т CO2-экв. Но уплата штрафа не освобождает от необходимости приобретения сертификатов СВАМ.

Добровольные инициативы по снижению выбросов

Все вопросы ESG и ЦУР мы охватывать здесь не станем, а по-прежнему сосредоточимся только на выбросах парниковых газов.

Мы уже обсуждали такие термины, как scope 1 и 2, в этой статье, но не углублялись в эту тему, так как обязательные меры по выбросам парниковых газов сейчас затрагивают только самую верхушку айсберга — scope 1, и в большинстве случаев только планируется приблизиться к регулированию косвенных выбросов по scope 2. Но зачастую основной айсберг выбросов для компаний может приходиться на scope 3. Например, у тех компаний, которые не производят самостоятельно свои продукты, а заказывают их производство на стороне, скажем в Китае.

Госрегулирование ограничено, поэтому бизнес придумывает все новые стандарты, соответствующие зеленой повестке, чтобы охватить все не охваченное обязательными государственными мерами.

Согласно ведущему корпоративному стандарту GHG Protocol, выбросы в цепочках производства товаров и услуг разделяются на прямые и косвенные. Всего их разделяют на три основные группы: scope 1, 2, 3.

Корпоративный стандарт GHG ProtocolPDF, 128 КБ

Scope 1. Это управляемые выбросы — прямые, которые образуются непосредственно от имущества предприятия, его деятельности и его ресурсов. Например Apple сама практически ничего не выбрасывает, так как ничего и не производит. У нее есть только офисные здания, которые учитываются при расчете выбросов, — и, может быть, имеется какой-нибудь корпоративный парк автомобилей на ДВС, который тоже будет учитываться.

Scope 2. Это неуправляемые выбросы — косвенные — от приобретаемых за пределами предприятия энергетических ресурсов, например электроэнергия, тепло, водоснабжение. Скажем, Apple не приобретает электроэнергию на стороне, а самостоятельно снабжает энергией свои здания за счет солнечных панелей, установленных на крыше, — вот и выбросы по scope 2 у нее нулевые.

Scope 3. Это все остальные неуправляемые выбросы — косвенные, исключая scope 2, — от приобретаемых за пределами предприятия товаров и услуг, используемых в его деятельности, а также выбросы за пределами предприятия, связанные с произведенными товарами и услугами после их производства.

Например, у Apple основной объем выбросов приходится именно на scope 3 — это выбросы при производстве товаров в Китае на чужих заводах, при транспортировке их по всему миру на чужих кораблях и машинах, выбросы от использования их товара, например зарядки телефона грязной электроэнергией, выбросы от отопления и энергоснабжения чужих магазинов, торгующих продукцией Apple.

Соответственно, scope 3 охватывает практически весь жизненный цикл товара.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *