ключевой фактор запоминаемости информации то что она вызывает
Основные факторы запоминания информации и научения
При изучении нового материала или в рамках работы над долгосрочным проектом важно понимать основные принципы приобретения новых навыков. Результатом поиска закономерностей стала таблица, приведенная нами в конце статьи. Мы надеемся постепенно пополнять ее в зависимости от появления у нас новых данных. Если у вас есть информация, которой можно дополнить данную таблицу, присылайте ее в комментариях и на нашу почту, и мы обязательно дополним таблицу, указав ваше авторство и участие в написании статьи.
Практика и прямо пропорциональный эффект
Первый базовый принцип в отношении новых знаний – это необходимость использования их на практике. Новая информация должна иметь отношение к выживанию, иначе она игнорируется мозгом. Большая часть мышления человека протекает бессознательно. Вам не удастся объяснить или внушить бессознательной части себя самих идею о том, что вам что-то нужно выучить или узнать, если в действительности вам это может никогда не пригодиться.
Можно попытаться обмануть себя и использовать целевую установку, но этот метод подойдет не всем. Легче всего погрузиться в предмет изучения на практике и сразу начать применять полученные знания, решая важную (акцент) задачу. Условия, где вам действительно понадобится на практике заниматься предметом, который вы хотите изучать, стимулируют запоминание. Чем больше времени вы потратите на практическое применение навыков или новых знаний, тем больше вероятность успеха в научении.
Стресс будет влиять на эффективность приобретения новых знаний
В 2016 году ученые из университета Виттен-Хердеке (Германия) поставили эксперимент [2]. Они воздействовали на испытуемых «острым стрессом», а именно помещали их руку на три минуты в ледяную воду. В ходе эксперимента добровольцам предложили придумывать себе интересные занятия на четыре дня каникул и запомнить их. На людей из второй, контрольной группы воздействовали тем, что помещали их руку в теплую воду.
После того, как испытуемые сообщали о том, что они придумали себе занятия, у них забирали их записи (черновики) и оставляли в покое. Через сорок минут каждый испытуемый должен был вспомнить, какие дела он запланировал и в какой последовательности на каждый из четырех дней, и мысленно совершить их. Выяснилось, что дела, запланированные на первые два дня, хорошо помнили почти все испытуемые. Разница оказалась значительной на память о планах на третий и четвертый день. Люди, прошедшие через стресс с ледяной водой, помнили свои планы гораздо лучше, чем испытуемые из контрольной группы.
Можно предположить, что такой результат обусловлен так называемым «эффектом первичности», заключающимся в том, что информация, запомненная ранее, удерживается в памяти лучше, чем информация, запомненная в середине или в конце. Вероятно, данные, запоминаемые позже во времени, отчасти подвергаются перезаписи. Острый стресс каким-то образом отключает этот механизм и возможности по запоминанию увеличиваются.
Открытый и важный вопрос, на который каждый должен ответить для себя самостоятельно: как постоянно создавать новый и полезный стресс в своей ежедневной деятельности?
Закономерности работы памяти, обнаруженные Германом Эббингаузом [1]
Закономерности работы памяти, обнаруженные гештальтпсихологами
В своих экспериментах Б. В. Зейгарник обнаружила, что в два раза чаще испытуемый мог вспомнить незавершенные задания, чем завершенные. Вероятно, из своих экспериментов с памятью Зейгарник сформулировала идею о таком явлении, как незакрытый гештальт. Незакрытый гештальт – это событие в прошлом, которое не пришло к своему логическому завершению, острое желание, которое не сбылось и запечатлелось в бессознательной или сознательной памяти. Человека в связи с этим могут преследовать чувство незавершенности, неудачи, повторяющиеся негативные сценарии развития ситуаций, ощущение утраты контроля над происходящим и т.п.
Закономерности работы памяти, обнаруженные психоаналитиками
Представители психоанализа обратили внимание на то, что лучше всего запоминаются эмоционально позитивные события, а негативные «вытесняются» в «подсознание» и на сознательном уровне воспроизводятся хуже или вообще могут полностью забываться.
Закономерности работы памяти, обнаруженные бихевиористами
Представители бихевиоризма обратили внимание на важность подкрепления при запоминании. А также на то, что лучше запоминаются события, в которых принимал участие испытуемый, чем те, в которых он был сторонним наблюдателем.
Наиболее благоприятные факторы для приобретения новых навыков
Применение знаний на практике
Интенсивность формирования нейронных связей обусловлена вовлечением крупных мышц.
Публичные выступления или публикация этапов работы
Публичные выступления вызывают сильный стресс, по мнению многих, следующий по интенсивности за страхом смерти. Делая свою работу публичной, вы заставляете себя более старательно и эффективно учиться чему-то новому, если от этого зависит результат публичного выступления.
Тяжелые физические упражнения или экстремальные виды спорта
Тяжелые физические упражнения или экстремальные виды спорта параллельно с основным видом деятельности или целевым приобретением какого-либо навыка заставляют организм поддерживать высокий уровень нужных для обучения гормонов и стимулируют запоминание.
Литература:
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго
Несложные рекомендации помогут облегчить процесс усвоения знаний.
Meery Mary для Skillbox Media
Вспомните, как многие готовятся к экзаменам в школе или университете: берутся за учебники за пару дней до сдачи и пытаются «проглотить» огромный объём информации разом. После того как заветная оценка получена, только самые усердные из студентов через неделю могут воспроизвести хотя бы пару тем курса, а через несколько месяцев и они вряд ли вспомнят хоть что-то.
Этот процесс потери полученных знаний объясняет теория о кривой забывания Германа Эббингауза. Мы решили разобраться, в чём её суть и можно ли использовать концепцию немецкого учёного так, чтобы помочь людям (например, вашим студентам) усвоить материал по-настоящему прочно.
Что такое кривая забывания и достоверна ли эта теория
Концепцию кривой забывания немецкий учёный Герман Эббингауз сформулировал ещё в конце XIX века в монографии «О памяти» (оригинальное название на немецком — Über das Gedächtnis). Чтобы оценить возможности человеческой памяти, автор проводил опыты как на себе, так и на своих студентах. Участники экспериментов заучивали бессмысленные слоги, используя различные техники запоминания, а Эббингауз засекал время и наблюдал за тем, как скоро испытуемые забывают эту новую для них информацию.
Журналистка. Пишет про исследования в сфере образования и пытается разрушить все вредные нейромифы. Любит онлайн-курсы и философию стоиков. Разбирается в поп-культуре и ратует за её использование в процессе обучения.
Он обнаружил, что через 20 минут после заучивания студенты помнят лишь 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20%. Эта зависимость и получила название кривой Эббингауза.
Можно увидеть, что наибольшие потери информации происходят практически сразу после заучивания (теряется 40%, остаётся 60). Без закрепления и повторения мы не способны удержать знания даже на относительно короткое время.
Кроме того, учёный сравнил результаты своих опытов по заучиванию бессмысленных слогов с заучиванием равного по объёму связного текста — «Дон Жуана» Байрона. Оказалось, что поэма забывалась медленнее, чем набор слогов, однако кривая выглядела так же: с течением времени всё равно удавалось воспроизвести гораздо меньше выученного материала.
Стоит ли сейчас доверять результатам экспериментов, которые провели больше века назад? Ведь не все их детали хорошо задокументированы, поэтому сложно оценить сейчас достоверность выводов. Известны случаи (как, например, с «пирамидой Дейла»), когда теории учёных прошлого доходят до нас с искажённым смыслом, но многие практики продолжают на них опираться.
Правильность выводов Эббингауза подтверждена современными исследованиями. В работе 2015 года нидерландские учёные Джаап Мурр и Джори Дрос воспроизвели эксперимент и получили схему, очень схожую с концепцией Эббингауза. В заключении исследователи упомянули новаторство немецкого учёного: уже в 1880 году тот опирался в своих выводах на математику и статистику, а также установил новые стандарты проведения психологических экспериментов.
Довольно долго в научном сообществе шли споры по поводу того, как кривая забывания соотносится с тем, что происходит в случае самых примечательных событий. После ряда исследований учёные вывели понятие «воспоминаний-вспышек» — то есть воспоминаний о моменте, когда человек впервые узнал о чём-то неожиданном (например, о теракте). Выяснилось вот что: хотя людям кажется, будто они хорошо помнят всё о значительном событии, детали всё же со временем забываются.
Почему забывать на самом деле полезно
Человеческий мозг способен на многое, но его возможности хранить и вспоминать конкретную информацию ограничены. Забывание — на самом деле очень полезное качество человеческого разума. В качестве аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим объёмом данных, он начинает медленнее работать, пока вы не освободите диск. Мозг делает такую «самочистку» автоматически, убирая из памяти «ненужную» информацию. Так что забывание можно считать своеобразной гигиеной.
Но есть одна неприятная проблема. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию, которую полезно держать в голове, — например, изученные темы.
Здесь нужно упомянуть о том, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первая довольно сильно ограничена в объёме, и сознание оперирует ею для выполнения конкретных задач. Это как раз та ситуация, когда студент зубрил билеты к экзамену, а после сдачи забыл почти всё выученное. Чтобы информация действительно сохранилась, она должна попасть в долговременную память. Именно благодаря ей некоторые взрослые всё ещё с лёгкостью наизусть декламируют «Бородино» Лермонтова.
Способны ли эти знания о памяти и теория кривой забывания помочь лучше запоминать информацию? Давайте разберёмся.
Как запоминать информацию надолго
Эббингауз не только вывел кривую забывания, но и обозначил некоторые факторы, которые влияют на нашу память. Принимая их во внимание, можно выстраивать подачу информации так, чтобы студенты эффективнее усваивали материал.
1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей
Если вы тщательно структурируете материал, который студентам нужно усвоить, так, чтобы он стал ясным, значимым и логично выстроенным, им будет намного проще его запомнить.
Проводите ассоциации между вашим предметом и тем, что учащиеся уже знают, помещайте изучаемую теорию в контекст. Это может быть массовая культура или быт, а в случае преподавания взрослым людям задача даже упрощается: у них уже накоплен собственный большой багаж знаний и опыта, который можно использовать. Постарайтесь объяснять сложные концепции на простых примерах.
2. Учитывайте важность повторений
С быстрым удалением свежей информации из памяти может бороться простое повторение. Самый оптимальный момент для того, чтобы начать повторять изученное, — уже через 20 минут после знакомства с этой информацией. Если мы взглянем на кривую забывания, увидим, что именно на этот момент приходится резкое падение линии в самом начале.
Да, после каждой сессии информация всё равно продолжит частично теряться, но забывание будет происходить медленнее. Эта техника запоминания заключается в повторении материала после определённых, постоянно возрастающих временных интервалов: например, через 20 минут, затем через час, после — через три часа, один день, три дня, неделю и так далее.
Тестирование гипотезы о пользе интервальных повторений в рамках когнитивной психологии началось в семидесятых годах прошлого века. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают связь «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента запоминать информацию надолго.
При этом важно понимать, что эта техника обычно изучается с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Насколько хорошо она работает в условиях усвоения более сложной информации, требующей размышлений, пока не ясно.
3. Давайте ученикам дополнительные упражнения
Существует термин «сверхобучение» (от английского слова overlearning ), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже отточил его до максимума. Например, если вы час практиковали на баскетбольной площадке трёхочковые броски, то лишние 15 минут занятий позволят вам лучше закрепить это умение.
Хорошо исследовано, как «сверхобучение» помогает тренировать моторные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление не так широко изучалось, однако учёные предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов оно работает даже лучше, так как здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не будет лишним выделить больше времени для упражнений на закрепление пройденного материала.
Кривая Эббингауза: как хакнуть свою память и запоминать до 95% информации
Уже через час вы забудете до 60% любой полученной только что информации. А через неделю в памяти останется не более 10%. Как ни прискорбно, но это правда.
Человеческая память подчиняется определенным паттернам, которые в конце XIX века вывел ученый Эббингауз. А если знать механизмы, по которым работает память, то можно ее хакнуть и запоминать до 95% всей информации, которая проходит через вас.
Как это сделать? Рассмотрим в этой статье на примере изучения английского языка.
Как работает память?
Умение забывать — это одно из самых важных умений человека. Без него мозг был бы перегружен ненужными данными и работал бы с жуткими лагами. Прямо как компьютер, в котором никогда не удаляли Temp-файлы и не дефрагментировали жесткие диски.
Ученые рассчитали, что объемы памяти человеческого мозга составляют примерно несколько петабайт (1 петабайт — 1024 терабайт — 1 048 576 гигабайт).
Но даже такое огромное хранилище было бы забито через 30 лет непрерывного записывания видео в Full-HD и постоянного анализа огромных массивов данных. И мы еще не учитываем системные функции вроде контроля над дыханием и биением сердца, производства и учета гормонов, противодействия болезням и тысячам других мелких, но жизненно важных процессов, которые происходят в организме непрерывно.
Так что умение забывать информацию сродни выбрасывания информационного мусора из головы.
Вот только проблема в том, что под статью «информационный мусор» часто попадают и нужные данные, которые мы стараемся запомнить. В мозгах ведь нельзя отметить флажком «системные файлы». Рут-доступа у нас, как ни странно, нет.
Мозг человека тоже можно разделить на оперативную и долговременную память — компьютерные аналогии здесь хорошо подходят. В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз практическим путем определил, как именно информация из оперативной попадает в долговременную память.
Этот процесс можно выразить простым графиком.
Оперативная память человека довольно сильно ограничена. Ее довольно точным аналогом в психологии можно считать объем внимания.
Объем внимания показывает, какое количество предметов мозг может воспринимать одновременно или какое количество действий могут одновременно выполняться.
Объем внимания среднестатистического взрослого человека составляет 7±2 единицы. Если экстраполировать это на изучение языков, то любой человек без особых сложностей может изучать одновременно 5 новых слов. А при должном уровне подготовки и 10 новых слов.
Но при единоразовом контакте с информацией новые нейронные связи создаются крайне плохо, поэтому эффективность запоминания будет низкая. В конечном результате запомнится не более чем 10%.
Лучший способ запомнить большие массивы информации на короткий срок — зубрежка. Недаром многие студенты готовятся к экзаменам за одну ночь. Но зубрежка действует только на оперативную память, информация не попадает в долгосрочную и забывается уже через неделю.
Чтобы информация запоминалась надолго, нужно задействовать другие инструменты и особенности мозга.
Механизмы запоминания и что на них влияет
Эббингауз анализировал чистую память — процесс запоминания, на который не влияют функции мышления. Но в реальной жизни так не бывает.
Мышление и отношение к запоминаемой информации играет огромную роль. И разная информация будет запоминаться с разной скоростью. Можно даже провести небольшой эксперимент.
Это и есть влияние мышления. Чем интереснее информация, тем быстрее создаются нейронные связи в мозге, и тем лучше она запоминается. Тот самый Эббингауз определил, что осмысленное запоминания в 9 раз эффективнее зазубривания. То есть, если что-то вам интересно, вы выучите это в 9 раз быстрее и лучше, чем что-нибудь, что не вызывает никаких эмоций.
Но реалии таковы, что далеко не вся информация, которая нам нужна, является интересной. Да и «интересно» — это понятие очень субъективное. Что интересно одному, будет скучно второму.
Изучение иностранных языков одновременно основывается на двух столпах:
Анализ Big Data студента позволяет увидеть и использовать неочевидные моменты обучения каждого конкретного студента. Система отслеживает и анализирует все действия студента, его ответы и динамику изучения, на основе чего формирует план занятий. К примеру, человек часто делает ошибки во фразовых глаголах. Система это видит, поэтому в дальнейшем дает ему больше упражнений на фразовые глаголы. И так до тех пор, пока владение ими не улучшится в достаточной мере.
Геймификация обучения при этом сохраняет уровень мотивации и поддерживает его на высоком уровне благодаря интересному контенту и учебным примерам. Студент изучает язык в игровой форме, выполняя квесты. Кроме того, соревновательный момент добавляет также система рейтинга пользователей и значки-награды за прохождение курсов и хорошей тренировки.
Механики обучения, которые учитывают кривую Эббингауза, используются, чтобы запоминать правила, неправильные глаголы, лексику, разные идиомы и огромное количество нюансов языка, которые очень сложно сделать интересными.
Как хакнуть свою память
Эббингауз не только вывел закономерности, по которым работает память. Он также определил способ, как можно запоминать до 95% информации.
Все дело в рациональном повторении. Ученый обнаружил, что повторения информации через определенные промежутки времени позволяет увеличить эффективность запоминания в 8-9 раз.
Если в «обычном» режиме памяти через неделю останется максимум 10% данных, то через 5 итераций повторений — до 95%.
Главное — правильно подобрать время повторений. Давайте разберем это на примере изучения английской лексики.
Как видим, визуальный график эффективности запоминания становится похожим на график степенной функции, которая стремится к 100%. То есть, время между итерациями повторений увеличивается в разы.
Если продолжить график, то шестое повторение можно сделать через месяц, а седьмое — через четыре месяца. Это на случай, если информацию нужно будет помнить всю жизнь.
Но при изучении английской лексики таким способом есть одна сложность — учет всех изученных слов и их повторений. Если делать его самостоятельно, то теряется сам смысл «хака памяти», ведь чтобы отмечать повторения 300 слов, нужно потратить в десятки раз больше времени, чем на их изучение.
Именно эта проблема делала изучение данных по Эббингаузу малоэффективным в иностранных языках ранее. Но сейчас учет повторений с легкостью ведет приложение на смартфоне. Вам нужно только потратить 15-20 минут в день на работу со словами, а организационные работы проведет процессор.
Мы провели аналитику свыше 1500 пользователей, которые установили приложение для изучения английской лексики ED Words в Google Play и App Store и использовали его более 3 месяцев. При соблюдении графика повторений пользователи изучали от 150 до 300 новых английских слов в месяц, тратя на занятия в среднем 16 минут в день.
А если комбинировать эту методику с проработкой лексики на практике и с помощью примеров, подобранных под интересы каждого конкретного студента, то эффективность обучения возрастает в разы.
Причем работает она не только с лексикой, но и любой другой информацией, которую нужно выучить. Правила, идиомы, неправильные глаголы, фразовые глаголы, сленг — все это можно изучать с помощью метода рациональных повторений Эббингауза. Берите на вооружение, пользуйтесь и изучайте английский с удовольствием.
Онлайн-школа EnglishDom.com — вдохновляем выучить английский через технологии и человеческую заботу
Только для читателей Хабра первый урок с преподавателем по Skype бесплатно! А при покупке занятий получите до 3 уроков в подарок!
Получи целый месяц премиум-подписки на приложение ED Words в подарок.
Введи промокод ebbinghaus на этой странице или прямо в приложении ED Words. Промокод действителен до 14.04.2021.
Что влияет на память человека Факторы запоминания
Что влияет на память человека Факторы запоминания
Факторы, влияющие на человеческую память
Психологи утверждают, что между человеческой памятью и проблемами психики есть тесная взаимосвязь. Так, человеческое сознание, в случае, когда у нас в жизни не всё гладко и ровно, выборочно сохраняет некоторые фрагменты, а некоторые – так же выборочно стирает.
Также, на человеческую память влияет и гормональный фон организма, в доказательстве этой теории учёные даже приводят свои аргументы относительно того, что с возрастом большинство женщин умнеет – и, дело тут не в жизненном опыте, а в том, что с каждым годом организм больше вырабатывает такого гормона, как эстроген. А, именно он влияет на умственные способности.
С другой стороны, в случае, когда щитовидная железа не справляется со своими функциями – у человека происходит ослабление памяти, и он начинает страдать забывчивостью. Правда, учёные утверждают, что достаточно подкрепить свой организм такими полезными веществами как йод, цинк и витамин В12, как проблемы с памятью исчезнут.
Плохая память у пожилых людей, виды расстройств возрастной памяти: описание
В зависимости от объема забытой информации расстройство возрастной памяти разделяют на несколько видов:
Из-за расстройств
Виды запоминания
В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.
Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.
В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:
Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:
Превращаемся в амбидекстра
Как улучшить память и внимание человеку, который высыпается, занимается спортом и не нервничает попусту, но все равно регулярно что-то забывает? Возможно, все дело в преобладающем влиянии одного из полушарий мозга. Амбидекстр — человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое
Амбидекстр — человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое.
Амбидекстрия бывает врожденной, когда у человека изначально одинаково развиты правое и левое полушария мозга, и приобретенной.
Для улучшения памяти используется способ периодической смены рабочей руки. Это позволяет «включить» менее используемое и, значит, менее развитое полушарие мозга, простимулировать его работу, это в итоге способствует значительному улучшению памяти.
Что принимать пожилым людям от забывчивости, для улучшения памяти, как тренировать память
Препараты, улучшающие память, влияют на кровообращение и процессы, связанные с концентрацией, вниманием и восприятием. Улучшить работу мозга с помощью простых препаратов, не имеющих противопоказаний:
Сосудистые
Препараты
На улучшение деятельности мозга положительно влияют следующие продукты:
Использование списков, напоминаний, правильная организация дня позволяют компенсировать забывчивость пожилых людей.
Очень важно подходить к проблеме комплексно — сочетать медикаментозное лечение, правильное питание, равномерную физическую нагрузку, когнитивную стимуляцию.
Как улучшить память ребенка
значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих
пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин
определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти
в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе
улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.
Кратковременная, резкая потеря памяти у пожилых людей: причины
Снижение памяти не редкость
К группе физиологических причин относят:
Ухудшается память по многим причинам
К группе психологических причин относят:
12 советов для улучшения памяти
Условно, память человека можно разделить на 2 типа: краткосрочную и долгосрочную. Мозг устроен таким образом, что полученная информация попадает сначала в краткосрочную память. Если материал не повторять, информация исчезнет. Следующие советы помогут в ответе на вопрос, как улучшить свойства памяти:
У пожилых людей, в силу возрастных изменений, внимание и память ухудшаются. Необходимо постоянно поддерживать показатели интеллекта на должном уровне
Принципы, связанные с тем, как тренировать память зрелого человека, не многим отличаются от стандартных методик, перечисленных в статье.
Главное – регулярно выполнять упражнения, на развитие памяти, внимания и мышления, и следить за своим самочувствием (особенно людям с болезнями сердечно-сосудистой системы).
Дополнительные якоря
Индейцы Северной Америки для запоминания важных событий пользовались таким методом: как только происходило то, что они хотели навсегда запечатлеть в памяти, они доставали и откупоривали один из мешочков с ароматической смесью. И с того момента всякий раз, вдыхая этот запах, они в деталях вспоминали событие.
Как улучшить память, если мы не носим с собой такие мешочки? Устанавливать ассоциативную связь, используя другие органы чувств: осязание, вкус, зрение. Прикоснитесь к ткани, чтобы запомнить, как она ощущается под руками, и это поможет запомнить цвет; отправьте в рот лимонную карамельку, познакомившись с человеком, и вы вспомните его имя, снова ощутив этот вкус на языке.
Повторение — лучшее упражнение
Для улучшения памяти и внимания ученые рекомендуют следующую схему повторения информации:
Такие упражнения для долговременного улучшения памяти желательно повторить через две недели, и последний раз — через два месяца.
Мозг запоминает то, над чем работает
Как улучшить память быстро и без длительных затрат времени? Возможно, ее не нужно улучшать, проблема может крыться в привычке бездумно зазубривать информацию вместо ее осмысления.
Привычка сперва понять, а потом запоминать дает отличные шансы на значительное улучшение памяти, повышая и внимание. Проговаривание вслух
В качестве хорошего упражнения для улучшения памяти можно применить метод проговаривания читаемого материала вслух. Это позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, что повышает шансы на запоминание и в целом способствует улучшению памяти.
Как быстро улучшить память, если простое проговаривание не помогает? Попробуйте спеть то, что пытаетесь запомнить. Пойте текст на мотив известного хита или придумайте свою мелодию, использовав феномен песни, которую невозможно выбросить из головы.
В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе великий сыщик спросил ассистента, сколько ступеней на лестнице, которую он преодолевает каждый день, и доктор Уотсон не смог дать ответ.
Зачастую мы не замечаем самых очевидных многократно повторяющихся фактов и цифр, и в качестве еще одного упражнения для улучшения памяти следует использовать метод восстановления событий прошлого.
На работе выдалась свободная минута? Закройте глаза и попытайтесь восстановить облик коллеги, которого встречали вчера в коридоре. Вспоминайте во что он был одет, что сказал, какое у него было выражение лица. Этот способ отлично подходит тем, кто имеет проблемы с памятью визуальной, не удерживает в голове лица, хотя не склонен забывать имена.
С помощью этого же упражнения для улучшения памяти можно научиться запоминать последовательность событий — через несколько дней после похода в кинотеатр постарайтесь в деталях восстановить сколько человек было в зале, что вы ели и пили, то же самое делайте после визитов в музей или ресторан. И вскоре вы заметите, что проблемы с памятью начали отступать.
Вещества, улучшающие память
Наука и медицина единогласно сходятся в том мнении, что человеческий мозг, как и весь организм, нуждается в правильном и сбалансированном питании. Так как клеткам нашего мозга для их нормальной работы нужны постоянно витамины, и когда эти клетки не получают таких витаминов, или получают, но в недостаточных количествах, человеческая память слабеет.
Холин для улучшения памяти
Так, в частности, одним из веществ, которое «лечит» нашу память и заставляет вспомнить всё и даже больше является такое вещество, как холин. Его принято относить к витаминам группы В, и оно обладает свойствами растворяться в воде. А вот ацетилхолин – это уже синтетический заменитель холина с теми же свойствами, что и натуральный холин. И, когда такого вещества как холин нашему организму не хватает, мы начинаем жаловаться на забывчивость.
Продукты, которые содержат холин
К счастью существует достаточное количество продуктов питания, которые содержат в своём составе такой полезный для нашей памяти холин. Это зародыши пшеницы, желток, соя и рыба. Употребление этих продуктов усиливает функции памяти и стимулирует сигнальную мозговую способность. Также, достаточное для нашей памяти количество холина содержится в масле виноградных косточек и в оливковом масле.
Фолиевая кислота
Фолиевая кислота полезна будет не только женщинам в период подготовки к беременности и на протяжении всех 9-ти месяцев ожидания появления такого чуда на свет, но и тем, кто хочет усилить познавательную функцию своего мозга. Кстати, регулярное употребление фолиевой кислоты является ещё и отличной профилактикой слабоумия и болезни Альцгеймера.
Где содержится фолиевая кислота
Фолиевая кислота в натуральном виде в достаточных количествах содержится в зерновых, в орехах и арахисе, а также, в свежих овощах.
Антиоксиданты для памяти
Также существует мнение, что природные антиоксиданты обладают свойством прекращать разрушительное действие радикалов, направленное на клетки всего человеческого организма, в том числе и на клетки головного мозга. Поэтому, употребляя пищу, богатую на количество природных антиоксидантов, вы защищаете свой организм и усиливаете познавательные функции своего мозга.
Где содержатся антиоксиданты
Много природных антиоксидантов содержится в томатах, землянике, в чёрной смородине, в красном луке, свекле и в вишне…
Цинк для памяти
Этот элемент обладает свойством усиливать навыки мыслительных процессов и повышать способности к запоминанию больших количеств информации. Соответственно, если вы жалуетесь на плохую память – то, скорее всего, ваш организм испытывает дефицит цинка. Попробуйте исправить ситуацию, включив в свой рацион питания продукты, которые содержат цинк – рыбу, тыкву, семечки, миндаль, говядину и устрицы…
Концентрация внимания
Иногда проблема нашей памяти связана с неспособностью удержать внимание, и для ее решения достаточно повысить способность к концентрации. Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:
Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:
Эти упражнения не обязательно решат проблемы, связанные с памятью, так как перед вами не будет поставлена задача запоминать найденные признаки, но вы избавитесь от рассеянности, с которой часто связан дефицит внимания.
Как возраст влияет на мозг
Возрастные изменения памяти происходят по нескольким причинам:
В норме, к старости страдает восприятие речи на слух. А двигательная и зрительная память остается на том же уровне. Однако у всех этот процесс происходит по-разному.
Мы наделены памятью с рождения. Так, благодаря ей младенцы могут совершать рефлекторные движения, запоминать лицо матери и другое.
К годовалому возрасту ребенок начинает запоминать слова и многие действия. Наш мозг растет и развивается до двадцати пяти лет, и только после этого его работа стабилизируется.
С возможными допущениями, стабильная ситуация наблюдается, как правило, до сорока, а у некоторых, до сорока пяти лет. После чего картина начинает ухудшаться.
Самым нехорошим диагнозом для пожилого возраста является болезнь Альцгеймера. При ней постепенно появляются следующие симптомы:
Таким образом, ухудшение памяти, причины которого разнообразны, способно повлиять на жизнь человека критичным образом. Залогом хорошей работы нервной системы, а, следовательно, и головного мозга, является бережное отношение к себе.
Видео: когнитивная тренировка мозга
В данном видео психолог Антон Шолохов покажет 5 упражнений для развития памяти и тренировки мозга:
Что ухудшает память
Кратковременные ухудшения памяти встречаются в двух вариантах:
Временные нарушения памяти потому и называются временными, что проходят. Память восстанавливается при устранении причины стресса, после лечения или хорошего отдыха.
Кратковременные сбои памяти, когда вы, например, никак не можете вспомнить имя собеседника или название какого-то предмета — обычное дело, не стоящее паники, результат усталости или стресса. Но стоит бить тревогу, если вы начали:
При временных проблемах информация восстанавливается через некоторое время: имя всплывает в памяти, нужные слова находятся.
Постоянная потеря памяти — уже дело серьёзное. В истинных причинах поможет разобраться врач. Запишите, когда начались проблемы с памятью, какие наблюдались ухудшения, какой тип информации забывается и как это влияет на повседневную жизнь.
Возможные причины ухудшения памяти
Проблемы со здоровьем | Побочные эффекты лекарств |
Несбалансированное питание с пониженным содержанием витаминов B, дефицит витамина D | |
Злоупотребление алкоголем | |
Заболевания щитовидной железы, сердца, почек или печени | |
Сахарный диабет | |
Последствия травм головы | |
Нарушение кровоснабжения мозга в результате травм позвоночника, защемления позвонков | |
Эмоциональные проблемы | Постоянный стресс, высокая тревожность |
Депрессия | |
Последствия эмоциональной травмы | |
Возраст | Возрастная забывчивость и расстройства памяти |
Виды деменции, самая опасная — болезнь Альцгеймера |
Нарушения памяти могут быть связаны с физическими и эмоциональными проблемами, но лечение и устранение причин стресса помогут её улучшить
Медитируйте.
Исследователи утверждают, что даже те, кто не имел ранее опыта медитации, могут всего лишь за восемь недель значительно улучшить память с помощью этой техники.
Регулярная медитация способствует улучшению памяти, помогает концентрироваться и даже отлично проходить тесты.
Этот феномен научно обоснован и уже не подлежит сомнениям.
Исследования Гарвардской Медицинской школы доказали, что люди, которые занимаются медитацией, намного лучше контролируют альфа-ритмы (волны головного мозга, которые помогают отбрасывать всё лишнее и концентрироваться на важном и существенном). Но это лишь одна гипотеза
Также известно, что медитация увеличивает приток крови к мозгу, что способствует хорошей памяти на долгие годы.
Итак, приступайте уже сегодня! Сядьте прямо, выпрямите спину, подвигайте глазами из стороны в сторону, и проверьте, сможете ли вы жевать жвачку и смеяться одновременно.
А если всерьёз, то мозг требует регулярных тренировок. Воспользуйтесь простыми советами – и ваша память никогда не подведёт!
Упражнения
Существует множество методик улучшения памяти, которые дают хороший результат. Намеренная и регулярная мозговая деятельность для интеллекта и способности запоминать информацию работает так же, как силовые тренировки в спортзале для мышц
Поэтому всем, кто имеет проблемы с памятью или просто хочет добиться повышения ее качества, нужно обратить внимание на специальные упражнения
Иностранные языки
Совмещать приятное с полезным можно, изучая иностранные языки. Всем известно, что люди, знающие несколько языков, отличаются хорошей памятью. Ученые из Канады провели особые исследования, которые доказали эффективность изучения иностранных языков. Их результаты показали, что полиглоты намного реже сталкиваются с болезнью Альцгеймера и лучше справляются со специализированными тестами на скорость мозговой реакции и внимательность в пожилом возрасте.
Развивающие игры
Один из лучших методов усовершенствования памяти – развивающие игры. Они особенно эффективны в детском возрасте, т.к. ребенок гораздо лучше обучается именно в игровой форме. Но подобные игры отлично подходят даже для взрослых. То, в каком виде они будут представлены, решать только родителям и их детям.
Можно отдать предпочтение классическим вариантам:
Не менее эффективным будет использование специальных приложений для смартфона или компьютера, которые состоят из множества мини-игр, направленных на улучшение памяти человека. Они подойдут как для детей, так и для взрослых. Также хорошие результаты показывает простая игровая тренировка, в ходе которой нужно просто стараться помнить лица, прическу или одежду прохожих так долго, насколько это возможно.
Мнемонические техники
Мнемоника позволяет запомнить любую информацию максимально просто и эффективно. С ее помощью удастся систематизировать информацию в том виде, какой покажется наиболее привлекательным. Всего есть 4 варианта:
Акронимы. Сокращения слов до первых букв (например, выгулять собаку – «ВС»).
Визуализация
Представлять в воображении вещь, с которой связано важное предстоящее дело.
Рифмы. Придумать короткую рифму, связанную с делом или словом, требующим запоминания.
Фрагментация
Разбивка информации на несколько частей.
Регулярное применение мнемонических техник даст положительные результаты уже в первую неделю.
Свойства памяти
На свойства памяти оказывают влияние такие параметры, как:
В соответствии с функциональной значимостью, выделяют следующие свойства памяти:
Благодаря этим свойствам памяти можно оценить как степень ее развития, так и выраженность ее нарушений. Хорошая память характеризуется, как правило, высокими показателями точности, объема и скорости запоминания, в отличие от плохой, когда наряду с высокой скоростью забывания может наблюдаться выраженное ухудшение процессов обработки и фиксации материала.
Мнемонестические упражнения Мнемоническое упражнение 10 лет назад Упражнение развивает способность к припоминанию, общую интеллектуальную активность.
Выделите
в своём графике 10-15 спокойных минут,
сядьте за стол, возьмите лист бумаги.
Вспомните то, что было ровно 10 лет назад.
Если получится, то вспомните день,
который был ровно 10 лет назад. Скорее
всего, вспомнить именно этот день у вас
не получится. Просто вспомните то
время,
плюс-минус месяц.
Вспомните
где и кем вы работали (или где и на кого
учились). Чем вы в то время занимались?
Какие люди вас окружали? Какие были у
вас увлечения? В каком месте вы жили?
Какая была обстановка в вашем городе?
стране? мире? О чём у вас тогда «болела
душа»? О чём вы мечтали? К чему
стремились? Какие основные проблемы
были в вашей жизни? Как вы их решали? Как
вы одевались? Как выглядели? Что ещё вы
можете вспомнить?
По
мере того, как вы вспоминаете, записывайте
это на бумаге.
Причины возникновения проблемы
За память в нашем организме отвечает мозг. Причем разные его участки отвечают за разную память:
Поэтому основными причинами кардинального ухудшения работы этих участков являются:
С медицинской точки зрения, болезнь любого внутреннего органа может привести к возникновению проблемы с памятью, так как любой воспалительный процесс неразрывно будет связан с ухудшением качества кровяных клеток или уменьшением кровоснабжения мозга в целом.
Для того, чтобы мозг функционировал полноценно, ему необходимо постоянное достаточное количество здоровой крови, благодаря которой он получает нужное количество кислорода и полезных веществ.
Как тренировать память пожилым людям: упражнения
Как тренировать память пожилым людям с помощью простых упражнений:
Цветная практика