кочедык что это фото
Лапти
Лапти — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки
Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Русские лапти. Рязанская область.
Максим Шанин, CC BY-SA 4.0
Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала, простоты изготовления — мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом», но при этом были недолговечны.
Изготовление
Материал
Для изготовления одного лаптя требуется семь лык длиной по два метра каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам заготавливал лыко и впоследствии сам плёл лапти.
Лапти берестяные. Наталья Жидяк. Великий Устюг, Вологодская область, Россия. 2018 г.
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы».
Потребление
Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть они были товаром или предметом меновой торговли.
Лапти (бахилы) лыковые
Ajvol, Public Domain
Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом.
Инструменты
Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена.
Технология плетения
Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.
Мужик плетёт лаптилубок XVIII (?) века
неизвестен, Public Domain
Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссучёное в шнур лыко. Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога.
Урок по плетению лаптей
Лобачев Владимир, CC BY-SA 3.0
После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя.
Кочедык
Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад.
Кочедык для плетения лаптей.
Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник, притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность.
Ремонт
После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. В классической русской литературе это нашло отражение, например, у Н. А. Некрасова в стихотворении «Калистрат»:
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается,
Носит лапти с подковыркою.
Использование
Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.
Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.
Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».
Трофейные эрзац-валенки. Зима 1942/1943.
Наталья Боде, CC BY-SA 3.0
Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить себе сапоги, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти.
История
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век), при этом сами лапти гораздо древнее: инструменты для плетения (кочедыки) известны с каменного века. Описывая победу киевского князя Владимира Красного Святославича и его дяди Добрыни над волжскими булгарами, летописец приписывает Добрыне такие слова: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ» («Посмотрел пленных, а они все в сапогах. Эти нам дань платить не будут; пойдем с тобой искать лапотников».
Нижеприведённое описание основывается на статье из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (нач. XX века) :
Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье, лапти состояли только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придавали форму башмака, и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге. Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко, сдираемое с молодых, не толще 1½ вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье. Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико. Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы, производили на 100 тыс. руб. лаптей, расходящихся по всей России. Из села Мыт Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.
В Гражданскую войну (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии, их заготовкой занималась специальная комиссия.
Типичные виды лаптей, и способы изготовления
Лапоть м. лапоток; лаптишка, лаптища м. постолы южн. зап. (немецк. Basteln), короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколодки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники, плоше), реже из коры ракиты, ивы (верзки, ивняки), тала (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи, чрнг.), из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуна, шептуны), из конских грив и хвостов (волосянники), наконец из соломы (соломенники, кур.).
Чуни — лапти из верёвок (аналог пеньковых).
Лобачев Владимир, CC BY-SA 3.0
Лычный лапоть плетется в 5—12 строк, пучков, на колодке, кочедыком, коточиком (железный крючок, свайка), и состоит из плетня (подошвы), головы, головашек (переду), ушника, обешника (каймы с боков) и запятника; но плохие лапти, в простоплетку, без обушника, и непрочны; обушник или кайма сходится концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в которую продеваются оборы. Поперечные лыка, загибаемые на обушнике, называются курцами; в плетне обычно десять курцев. Иногда лапоть ещё подковыривают, проходят по плетню лыком же или паклею; а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. (Словарь Даля)
Лапти берестяные. Мастер: Наталья Жидяк. Великий Устюг, Вологодская область, Россия. 2018 г. Берёсьта, плетение.
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими — ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы. Лапти, изготавливаемые из полосок ткани, называли плетешками. Ещё лапти делали из пеньковой веревки — крутцы, и даже из конского волоса — волосянника. Такую обувь носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.
Великорусские лапти имели косое плетение, тогда как в западных районах использовали прямое плетение, или «прямуя решетку». На Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, русские крестьяне делали работу с задника. Для московских лаптей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые носки. На Севере обычно мастерили лапти из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные также в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка.
Кочедык что это фото
К настоящему моменту археологическая коллекция МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» составляет одно из лучших собраний древностей Кемеровской области, отражающих основные этапы истории региона до прихода русских и в первые столетия вхождения в состав России. Несколько сотен археологических предметов поступили в начальный период деятельности музея от наследников известного краеведа-археолога М.Г. Елькина. Они передали в музей коллекции раскопок средневековых курганных могильников Ур-Бедари и Саратовка, случайные сборы эпохи бронзы и раннего железа, сделанные на различных памятниках Кемеровской области и Алтайского края.
Археологические коллекции активно используются научными сотрудниками не только для построения экспозиции, но и для написания научных работ. Для ознакомления и работы с этими коллекциями в музей приезжают исследователи из различных сибирских и центральных научно-исследовательских учреждений. Археологические коллекции музея позволяют подойти к решению крайне важных социально-исторических проблем. Особенности развития древних культур края, проблемы формирования этнической и социальной структуры его обитателей, особенности мировоззрения коренных народов — вот лишь немногий круг вопросов затрагиваемых при изучении археологических памятников региона. Кроме этого археологические исследования позволяют прояснить влияние различных факторов, прежде всего экологических и социально-политических, на формирование этнокультурной специфики коренных народов Кузнецкой котловины.
кочедык
Смотреть что такое «кочедык» в других словарях:
КОЧЕДЫК — КОЧЕДЫК, КОЧАДЫК муж. кодочиг, коточик, костыг, лапотное шило, свайка. Его отселе кочедыком не выковырнешь, прижился. Кочедыжник, растение папорот, папоротник, купоротник. Такой работящийи, что помер с кочедыком в руках! Не спеши языком, торопись … Толковый словарь Даля
КОЧЕДЫК — КОЧЕДЫК, кочедыка, муж. (обл.). Инструмент для плетения лаптей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
кочедык — сущ., кол во синонимов: 4 • инструмент (541) • костык (1) • мужской половой орган (70) … Словарь синонимов
Кочедык — м. местн. Инструмент для плетения лаптей в виде плоского изогнутого шила. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кочедык — кочедык, кочедыки, кочедыка, кочедыков, кочедыку, кочедыкам, кочедык, кочедыки, кочедыком, кочедыками, кочедыке, кочедыках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
кочедык — кочед ык, а и а … Русский орфографический словарь
кочедык — кочедык/ … Морфемно-орфографический словарь
насаживавший на кочедык — сущ., кол во синонимов: 14 • вступавший в половой акт (28) • вступавший в половую связь (58) • … Словарь синонимов
Лапти — Лапти … Википедия
Лапоть — Лапти (бахилы) лыковые Мужик плетёт лапти. Лубок XVIII (?) века … Википедия
Тамбовски говор тебе товарищь
Наш родной язык безумно богат и «могуч» на различные «региональные» слова и выражения. Какие-то из них понятны каждому: и жителям, и гостям. А какие-то, наоборот, вызывают смутные сомнения. Наша газета продолжает постоянную рубрику о «Черноземном диалекте», где в каждом выпуске специальный корреспондент еженедельника знакомит наших читателей с региональной разговорной речью черноземных областных центров. На очереди тамбовский диалект: читайте и запоминайте – вдруг пригодится при общении!
Не надо колготиться
Словарный состав тамбовских говоров представляет собой яркий образец наиболее чувствительного звена языка к тем процессам, которые происходят в жизни общества. Территория Тамбовской области – территория позднего смешанного этногенеза. При взаимных контактах представителей различных говоров устанавливалась коммуникативная ситуация, в которой стирались различия между говорами и формировалась лексика одного порядка, поэтому со временем получился своеобразный «языковой винегрет». Одно из самых популярных слов в Тамбове – «колготиться», что означает «суетиться, беспокоиться». Приезжим это старинное русское слово режет уши, как и его производные. На Тамбовщине могут спросить: «Что ты колготной такой?», а могут и покритиковать, мол, «вот колгота!» Примечательно, но ничего общего с колготками – женским чулочным изделием этот глагол не имеет, так как происходит от существительного «колгота» в значении «ссора», «словесная перебранка» или «суета». А еще в древности так именовали место, где садились птицы, которые «когодали», поэтому и было шумно. Отсюда – не колготись, то есть не суетись, много шума от тебя.
«МК-словарик» для приезжего в Тамбовскую область
предмет для плетения лаптей –
булочки из муки – «алялюшки»;
идти пешком – «чапать»;
сильный снег – «снежура»;
Барышня-колчушка
В Тамбовской области девушку часто могут обозвать «колчушкой», если она рассеянная, неопрятная или невоспитанная. Любопытно, что для отрицательной характеристики человека в живых тамбовских говорах используются различные типы имен собственных, то есть прозвища, являющие собой трансформировавшиеся женские имена. Например, личные календарные имена Марфа, Матрена, Акулина превратились в нарицательные существительные («Ну и Матренкой ты стала!», «оделась Акулькой»). Даже словарь В.И. Даля отмечает слово «акулинка» в значении «бурьян, род крупной сорной травы». А вот собственные мужские имена, перешедшие в имена нарицательные, для отрицательной характеристики внешнего облика человека на Тамбовщине не были обнаружены. Примечательно, но факт! Женщины, наверняка, остались не в восторге, но ничего не поделаешь.
«Ветер-тепляк»
Еще одно распространенное слово в Тамбовском регионе – тепляк. Здесь так называют дующий с юга теплый ветер. Интересно, что это слово имеет в русском языке еще несколько значений. Подобным образом обозначают временное сооружение, закрытое отапливаемое помещение на строительных работах в зимнее время, а также род меховой женской шубки. Вот такой круговорот тепляков в природе – диву даешься!
«Побыть рогачом и бирюком»
Тамбовские говоры принадлежат к восточной рязанской группе южновеликорусского наречия. Так, в названии разлива Рогачи́, который находится в Тамбовском районе, лежит диалектное слово «рогачи» – ухват, название получилось по форме берегов – «как рогач». Здесь даже появился собственный фразеологизм – «побывать в рогачах», что означает «быть при черной работе, на подхвате». Интересно, что в основе фамилии Рогачев, зафиксированной на данной территории, лежит характеристика человека по признаку «рогачий», образованному от глагола «рогачить» – «браниться, ругаться, ссориться» (по В.И. Далю). Хотя в современных тамбовских говорах глагол «рогачить» имеет и позитивное значение – много усердно работать по хозяйству.
Одна из распространенных фамилий на Тамбовщине – Бирюков – также имеет интересную этимологию. Она произошла от диалектного тюркского «бирюк», имеющего множество значений. Так могли называть одинокого, нелюдимого, живущего на отшибе или озлобленного человека, а могли и. волка. Вот и отыскали прямую связь с живым символом Тамбовского региона. Получается, что тамбовский бирюк тебе товарищ!
«Тамбовские сюрплясы»
Лексическую систему современных тамбовских говоров пронизывают синонимические связи: крапива названа в силу своих обжигающих свойств «жгучкой».
В некоторых селах Тамбовской области до сих пор жители кладут ее на подоконники и порог дома с целью защитить себя от нападения «нечистой силы». Выразительной чертой тамбовского диалекта является чрезвычайная употребительность постпозитивной частицы –то. Она служит для выделения и подчеркивания отдельных слов.
У тамбовчан следует отметить умеренное «яканье» и типичное «аканье», переход существительных среднего рода в слова женского рода («красная платье», «свежая молоко»), смягчение конечного «ть» – «глядять, играють, поють». Довольно часто можно встретить рокировку в некоторых предлогах: «через» вместо «из-за», предлога «об» вместо наречия «вдоль», а также вопроса «чаво» вместо общеупотребительного «что».