коэффициент вариации по 223 фз что не должно превышать
Обоснование цены договора стало обязательным для заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ
Автор: Зайцева Г. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
У автономных учреждений, работающих по Закону № 223-ФЗ, появится еще одна обязанность – обосновывать начальную (максимальную) цену договора. Для этого надо прописать порядок обоснования цены в своем положении о закупке. В чем суть изменений? С какого момента руководствоваться новыми нормами и как подготовиться к их применению?
Поправки, оформленные в виде законопроекта № 1046332-7, Государственная дума приняла в окончательной редакции 17 марта 2021 года, а Совет Федерации одобрил 31 марта. Президент РФ подписал Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ, он вступил в силу 16 апреля 2021 года. После этой даты у заказчиков есть 90 дней, чтобы подготовиться к исполнению новых норм.
Что добавить в положение о закупке?
В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции) в положении о закупке заказчик помимо прочего должен обозначить для себя единые правила определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Речь здесь идет и о договорах, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Прописать потребуется в том числе порядок:
определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора;
определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги;
определения максимального значения цены договора.
В то же время в документации о конкурентной закупке порядок формирования цены договора указывать не нужно (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции) – ведь правила определения цены, распространяющиеся на все закупки заказчика, теперь должны быть отражены в положении о закупке. Но в документацию надо будет включить обоснование цены договора (единицы товара, работы, услуги) для конкретного случая закупки. В том числе понадобится внести информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и другие обязательные платежи.
Таким образом, поправки Закона № 223-ФЗ скажутся на закупочной деятельности автономных учреждений следующим образом.
1. Заказчики не потеряют самостоятельности в установлении порядка определения цены договора. Но они обязаны отразить этот порядок в своем положении о закупке.
2. Правила определения и обоснования цены договора станут общими для всех закупок заказчика. В отношении конкретного предмета закупки отдельно прописывать такой порядок не понадобится. Но и произвольно менять его при проведении той или иной закупки не получится – все регламентируется положением о закупке.
3. Разработанный заказчиком порядок определения и обоснования цены договора должен охватывать и закупки у единственного поставщика. Прежняя редакция Закона № 223-ФЗ этого не требовала, поскольку в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (если иное не оговорено в собственном положении о закупке). Но именно в этих документах раскрываются сами суммы договоров и порядок их формирования. То есть раньше прозрачных правил определения цены договора с единственным поставщиком не было, но после вступления поправок в силу такие правила появились.
4. Порядок формирования цены, установленный в прежней редакции п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, и единые правила, которые теперь должны быть прописаны в положении о закупке, направлены на одно – на максимальное раскрытие информации о цене договора. С одной стороны, используя такой порядок, участник закупки формирует свое ценовое предложение. С другой стороны, заказчик обосновывает, почему он готов заплатить исполнителю договора ту или иную сумму.
Зачем понадобились изменения?
В пояснительной записке к проекту № 1046332-7 сказано, что наделение заказчиков новой обязанностью призвано повысить эффективность закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и минимизировать коррупциогенные проявления. Единые для всех закупок заказчика правила формирования цены позволят раскрыть ее составляющие (например, объемы необходимых товаров, работ, услуг, их стоимость, дополнительные расходы), что облегчит жизнь участникам, снижая барьеры при допуске к закупкам. Участникам закупки будет проще формировать свои ценовые предложения с учетом раскрываемой заказчиками информации о цене договора.
На необходимость совершенствования механизма определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по Закону № 223-ФЗ, неоднократно указывали ФАС и Минфин. Финансовое ведомство и выступило разработчиком законопроекта № 1046332-7.
Как применять новые нормы?
Автономные учреждения, как и остальные исполнители Закона № 223-ФЗ, должны включить порядок определения и обоснования цены договора в свои положения о закупке в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок – до 15 июля 2021 года. В течение этого срока положение о закупке надо не только скорректировать, но и утвердить, а затем разместить его актуальную версию в ЕИС. До момента, пока актуализированная версия положения не опубликована в ЕИС (но в пределах установленного переходного периода), можно проводить закупки по прежним правилам.
Иными словами, если извещение либо приглашение принять участие в закупке было размещено до публикации скорректированного положения, такая закупка завершается по правилам, действующим на дату размещения извещения (направления приглашения). Если же извещение или приглашение выложено в ЕИС после опубликования доработанного положения (пусть и в пределах установленного переходного периода), проводить и завершать такую закупку надо по новым правилам – обосновывая цену договора.
Но если автономное учреждение в установленный срок не опубликует актуализированное положение о закупке, с 15 июля оно будет считаться неразмещенным в ЕИС. Тогда придется руководствоваться при закупках Законом № 44-ФЗ.
Что учесть при подготовке?
Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.
В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.
А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.
Позицию ФАС подтверждает и судебная практика. Например, АС ДВО в Постановлении от 11.12.2020 № Ф03-4451/2020 по делу № А59-1980/2020 признал вину заказчика и правомерность его привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик сформировал две цены договора – для участников, применяющих общую систему налогообложения и УСНО. Он полагал, что установление одного значения начальной (максимальной) цены для участников, находящихся на разных режимах налогообложения, ведет к созданию преимущественных условий. Но арбитры посчитали иначе: значение начальной (максимальной) цены договора должно быть одно для всех. Законом № 223-ФЗ и налоговым законодательством не предусмотрено варьирование цены закупки в зависимости от применяемой системы налогообложения. Наличие обязанности по уплате НДС у одних поставщиков и отсутствие такой обязанности у других – это их предпринимательский риск. Договор заключается на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.
В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.
Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).
Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.
Как обосновать НМЦД по 223-ФЗ в 2021 году
Расшифровка НМЦД — это начальная (максимальная) цена договора по 223-ФЗ. В 2021 году ее обоснование стало обязательным для всех заказчиков.
Скачать Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021 с официального интернет-портала правовой информации |
Скачать образец обоснования цены договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ |
Скачать образец обоснования НМЦД методом анализа рынка на поставку товаров |
Скачать образец обоснования НМЦД проектно-сметным методом в 2021 году |
Обоснование НМЦД по 223-ФЗ обязательно с 15.07.2021
05.04.2021 на портале правовой информации опубликовали Федеральный закон № 86-ФЗ от 05.04.2021, который обязал заказчиков обосновывать начальную цену договора в закупках отдельными видами юридическим лицам.
Заказчики внесли коррективы в локальные положения, уточняя порядок обоснования:
По нормам закона № 223, НМЦ в закупках — это начальная (максимальная) или ориентировочная стоимость с формулой расчета (указанием цены за единицу товара). Порядок определения этой цифры организации разрабатывают самостоятельно и закладывают в положение о закупках.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили путеводитель по спорам из-за неуказания НМЦД. Используйте его бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Как обосновать НМЦД: пошаговая инструкция для заказчика
Закон о закупках товаров, работ, услуг уточняет, где заказчик по 223-ФЗ указывает НМЦД: в извещении о покупке, тендерной документации, планах. Вот пошаговая инструкция, как подготовить обоснование стоимости договора:
Шаг 1. Сформулировать возможные методы расчета. Большинство заказчиков за основу берут методы, которые закреплены в статье 22 44-ФЗ. Основные из них:
Также компания вправе предусмотреть особые методы обоснования НМЦ. Например:
Шаг 2. Привести порядок определения формулы цены по 223-ФЗ и допустимые значения коэффициента вариации цен по 223, позаимствовав сведения из приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, который берут за основу заказчики, закупающие по 44-ФЗ. Для калькуляции таких услуг, как ОСАГО, понадобятся тарифы и формулы из указания Банка России от 28.07.2020 N 5515-У. Также понадобится специальная формула, которую используют для закупок с неясным объемом. В качестве основы подойдет стандартная формула расчета, где значение объема выступит в роли переменной:
Шаг 3. Закрепить, каким способом заказчики по 223-ФЗ определяют НМЦД, в локальном положении. Отдельно прописать методологию определения цены для каждого способа и привести формулы расчета.
Шаг 5. Включить данные о НМЦД в извещение о закупке и тендерную документацию, добавив в нее дополнительный блок «Расчет-обоснование НМЦД».
Шаг 6. Опубликовать извещение и расчет в составе документации при размещении заказа. Показываем, как определить начальную максимальную цену для закупок услуг естественных монополий по 223-ФЗ в этом году:
Закон разъясняет, допускается ли указать ориентировочную цену по 223-ФЗ: да, если заранее неизвестен точный объем покупки (пп. 5 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ). Например, при заключении договора на поставку запасных частей. Тогда же используют сведения о стоимости единицы товара вместо НМЦД и формулу.
Для закупок у единственного поставщика заказчики чаще всего в положении о закупке прописывают, что обосновывать начальную (максимальную) цену договора с единственным поставщиком в рамках закона № 223 не требуется.
Но есть и те, кто прописывает специальный порядок такого обоснования.
Примеры обоснований
Чаще всего заказчики используют для обоснования НМЦД анализ рынка. Для расчета используют коммерческие предложения по 223-ФЗ для обоснования цены, по аналогии с Федеральной контрактной системой.
Пример, как обосновать стоимость тендера проектно-сметным методом:
Разъяснения по теме
Как определять начальную (максимальную) цену договора для проведения закупок, заключения и исполнения договоров и исчисления НДС применяющим УСН индивидуальным предпринимателям
Опыт работы в сфере госзаказа более 10 лет (скорая помощь, театр им. Н.П. Акимова, Биржа — торги для Газпрома, Транснефти). Высшее образование по специальности «Финансы и кредит» (Университет при МА ЕВРАЗЭС), дипломированный эксперт по госзакупкам.
Горячая линия
Наши Рассылки
Обучающие мероприятия
(347) 291 20 70
Обоснование НМЦД по закону № 223-ФЗ: правила и рекомендации
Сегодня мы поговорим об очень интересной теме, которая появилась в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ). Это требование об обосновании начальной максимальной цены договора (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Норма эта была введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 86-ФЗ (далее – Закон N 86-ФЗ) и действует с 16 апреля 2021 года. Эта новация предусматривает, что заказчики по Закону N 223-ФЗ должны обосновывать начальные цены своих закупок. Но учитывая, что законодатель не дал никаких инструментов для проведения расчета обоснования начальной максимальной цены, мы поговорим о том, что заказчикам можно позаимствовать из Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее – Закон N 44-ФЗ), в котором механизмы обоснования начальной максимальной цены контракта применяются уже очень давно. Есть методы обоснования начальной цены контракта, есть методические рекомендации, как это делать. И учитывая, что правила теперь аналогичные, почему бы заказчикам по Закону N 223-ФЗ не позаимствовать те правила, которые уже обкатаны на государственных закупках?
Изменения в законе и действия заказчика
Как я уже сказала, с 16 апреля 2021 года действует новая редакция ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, которая говорит о новом содержании положения о закупках. А именно: теперь положение о закупках должно, в том числе, содержать порядок определения и обоснования начальной максимальной цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора (далее это именуется формулой цены по тексту Закона N 223-ФЗ). В положении о закупке должен быть указан порядок определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги и определения максимального значения цены договора. То есть ко всему прочему (что ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ указывает как обязательное содержание положения о закупках) добавились и эти порядки, относящиеся к определению и обоснованию начальной максимальной цены договора.
Заказчикам следует помнить, что эта новая редакция ст. 2 Закона N 223-ФЗ требует от них внесения изменений в свои положения о закупках: в предмет регулирования положения о закупках следует добавить и вот этот объем новых правил. Соответственно, эти правила заказчик должен разработать и оформить. Сейчас мы поговорим, в том числе, в каком порядке, в какой последовательности, в какие сроки и в каком объеме это нужно сделать.
В поддержку вот этих изменений, которые появляются в содержании положения о закупках, вносятся изменения также в ст. 4 Закона N 223-ФЗ, которая называется «Информационное обеспечение закупки», в части нового содержания извещений и нового содержания документации о закупках. Итак, меняется п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, который теперь говорит о том, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной максимальной цене договора. Слова о цене лота исключены. Либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы или услуги и максимальное значение цены договора.
То, что исключены слова «цена лота», это не какой-то принципиальный подход или изменение принципиального подхода. Сведения о начальной максимальной цене охватывают, в том числе, и понятие о цене лота. Заказчику также нужно не забыть внести необходимые изменения в положение о закупках в тот раздел, где указано содержание извещения о закупке, изложив его в новой редакции в части п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Как я уже сказала, изменения были внесены и в требования о составе документации. Это п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, который теперь гласит, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной максимальной цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Опять же, оговорюсь, что заказчику в соответствующий раздел положения о закупках, которое регламентирует содержание документации о закупке, необходимо внести изменения и изложить этот пункт в актуальной редакции закона.
Вот эти новации Закона N 223-ФЗ потребовали, очевидно, и переходных положений, поэтому определенные правила также были законодателем предусмотрены. Во-первых, положения о закупках должны быть приведены в соответствие с Законом N 86-ФЗ в той части, о которой мы с вами уже говорили, не позднее чем в течение 90 дней с момента их вступления в силу (ст. 2 Закона N 86-ФЗ). Вступили в силу они, повторю, с 16 апреля 2021 года.
Те положения о закупках, которые не будут соответствовать новым требованиям по истечении указанного срока, будут считаться не размещенными в единой информационной системе. Закупки, извещения о которых размещены в единой информационной системе, либо приглашение принять участие в закрытых закупках размещается, и были направлены до даты размещения обновленного положения о закупке, но не позднее 90 дней со дня вступления в силу Закона N 86-ФЗ, завершаются по тем правилам, которые действовали раньше. То есть до вступления в силу этих новых правил об обосновании начальной цены.
Методики Закона N 44-ФЗ для обоснования НМЦД
Итак, что мы можем позаимствовать из государственных закупок для того, чтобы решить вопрос с обоснованием цены в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ? Вопросы обоснования начальной цены контракта регламентируются в ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Вы можете, чтобы сформировать свою методическую базу, воспользоваться этой ст. 22 Закона N 44-ФЗ и теми подзаконными актами, которые разработаны в поддержку этой ст. 22 Закона N 44-ФЗ, которая так и называется – «Обоснование начальной максимальной цены контракта».
Чтобы разработать свои правила обоснования начальной максимальной цены, можно посмотреть в ст. 22 Закона N 44-ФЗ, а также в Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, который называется «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее – Приказ N 567). Ну, 2013 год, наверное, уже староват для регулирования наших закупок. Есть более свежий документ, но он пока в проекте (Проект Приказа Минфина России, ID проекта 01/02/02-19/00088851 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги»). Он разработан Министерством финансов (регулятором в сфере закупок и по Закону N 44-ФЗ, и по Закону N 223-ФЗ). И в этом проекте приказа, а в дальнейшем – приказе, даже учитывая то, что он является преемником этого Приказа N 567, о котором я уже сказала, в том числе будут содержаться правила обоснования цены за единицу, что от нас сейчас требует Закон N 223-ФЗ.
Итак, что нужно сделать заказчикам, чтобы соблюсти требования Закона N 86-ФЗ и создать у себя правила определения и обоснования начальной максимальной цены договора? Необходимо будет, как я уже говорила, внести изменения в положение о закупках в части содержания положения о закупках, содержания извещения и содержания документации, утвердить положение о закупках в новой редакции и разместить его в единой информационной системе.
Извещения о закупках, которые будут публиковаться заказчиком после внесения изменений в положение о закупках и после его размещения в ЕИС, должны будут содержать уже информацию об обосновании начальной максимальной цены договора.
Что заказчик должен будет отразить, какие разделы или какие части? Это порядок определения и обоснования начальной максимальной цены договора, порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем, порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчику, заказчиком поставщику, исполнителю или подрядчику в ходе исполнения договора, порядок определения и обоснования цены за единицу и порядок определения максимального значения цены договора. То есть методика заказчика, или вот этот приказ, или положение должны в обязательном порядке содержать вот эти правила определения и обоснования и цены договора, и цены договора с единственным поставщиком, и формулы цены, и максимального значения, и цены за единицу – то есть все эти разделы в методике заказчика должны быть.
Из практики госзакупок обоснование цены, с одной стороны, это некий процесс, с другой стороны – это некий результат, некий расчет. То есть процесс включает в себя сбор информации и выполнение определенного расчета. Для того чтобы обосновать цену, нужно получить какие-то сведения, получить их из открытых источников или добыть путем запроса ценовых предложений, либо разместить соответствующие процедуры в ЕИС или на электронной площадке по сбору ценовой информации. Затем заказчик производит на основании собранной информации расчеты, в итоге получая определенную в порядке, установленном методикой, цену. Обязательно нужно помнить, что в материалах закупки (в электронной форме или бумажной форме вы храните эти материалы) должны быть документы, которые вы подобрали для обоснования цены. Это могут быть и, как я уже упомянула, коммерческие предложения, полученные от поставщиков, подрядчиков, исполнителей, и скриншоты экранов с прайс-листами, с иной информацией, которую вы на сайтах поставщиков получили. И все эти документы обязательно должны содержать какие-то реквизиты, которые позволят определить дату, когда они были получены, информацию, откуда они были получены, чтобы иметь возможность скорректировать с учетом, в том числе, временных промежутков, когда эти предложения вы собирали. И целесообразно, как я сказала, все эти материалы хранить вместе с документами закупки.
Какие методы обоснования начальной цены договора мы можем почерпнуть в законодательстве о государственных закупках? Самый распространенный метод, который там применяется, это метод сопоставления рыночных цен или, проще говоря, метод анализа рынка. Заказчик сравнивает цены на товары, в отношении которых существует конкурентной рынок. То есть можно найти как минимум двух поставщиков, предлагающих такие товары, работы или услуги, и сравнить эти цены. Да, и это товары, работы или услуги с характеристиками, которые можно изложить довольно просто, то есть это характеристики, которые имеют числовые значения, и они понятны абсолютно всем, содержатся в любых каталогах и используются всеми поставщиками такого товара, работы или услуги.
Для того чтобы получить ценовую информацию, чтобы применить такой метод, заказчик может направить запрос предложений о ценовой информации потенциальным поставщикам, подрядчикам или исполнителям, может посмотреть информацию в реестрах контрактов и реестрах договоров, которые размещены в ЕИС. Может сделать соответствующие запросы в ЕИС или на электронной площадке, может в иных общедоступных ресурсах, статистическую информацию найти, о котировках и так далее.
Заказчик определяет товары, работы, услуги, характеристики, ищет цены на такие же товары или на идентичные товары, работы, услуги, то есть те, которые могут быть коммерчески взаимозаменяемыми, которые будут выполнять те функции, которые необходимо заказчику закупить.
При проведении расчета методом сопоставимости рыночных цен информация должна быть получена с учетом сопоставимости этих цен для проведения расчетов: сопоставимости условий доставки, финансовых условий, сроков поставки и тому подобное, чтобы действительно проведенный расчет был корректным с точки зрения сопоставимости цен.
Если вы посмотрите эти Методические рекомендации N 567, то там приведены различные коэффициенты, которые заказчики могут использовать как раз для того, чтобы обеспечить эту сопоставимость условий (п. 3.17 Приказа N 567). И вы, естественно, можете и формулу, которая представлена в этих методических рекомендациях, и коэффициенты, которые там предлагаются, использовать (п. 3.21 Приказа N 567). Не просто среднее арифметическое (жизнь богаче и сложнее) использовать при разработке своей методики для обоснования закупок методом анализа рынка. Формула для обоснования этим методом включает в себя количество закупаемого товара, включает в себя количество значений цены, которое заказчик получил тем или иным образом и использует в расчете, учитывается номер источника ценовой информации, цена единицы товара, работы, услуги в этом источнике предложена. И вы выберете те коэффициенты, которые будут корректировать для целей сопоставимости условий поставки, выполнения работ или оказания услуг. Повторюсь, это самый распространенный метод, и, возможно, многие заказчики, не называя это какими-то специфическими методами, используют этот механизм сбора цен, в том числе для формирования цены и ее обоснования.
Следующий метод, который используют государственные и муниципальные заказчики для обоснования закупок товаров, работ, услуг, цены на которые являются государственно регулируемыми или цены на которые установлены муниципальными правовыми актами, – это так называемый тарифный метод (п. 5.1 Приказа N 567). Он действует только при закупках вот таких, чаще всего, монопольных товаров, работ, услуг. Товаров, работ, услуг, поставляемых или оказываемых, выполняемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. И у нас существует либо акт государственного органа, или муниципальный правовой акт, который устанавливает на них цену.
Для расчета по формуле, применяемой в тарифном методе, мы берем тот объем товара, работы или услуги, который необходимо закупить заказчику, и просто умножаем его на тариф, установленный соответствующим актом или, в том числе, муниципальным правовым актом (п. 5.2 Приказа N 567).
Здесь нет никакой хитрости, умножаем тариф на количество, и вот мы с вами обосновали начальную цену такой закупки.
В государственных и муниципальных закупках для закупки строительных работ, ремонтных работ применяется так называемый проектно-сметный метод, который также описан в ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 9‑9.2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) и Приказе N 567 (разд. VI Приказа N 567). И применяется этот метод для закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Основанием для расчета данным методом является проектно-сметная документация, которая формируется в соответствии с требованиями законодательства (п. 6.1 Приказа N 567). Этот метод применяется для обоснования цены, в том числе, на текущий ремонт зданий, сооружений, строений, помещений, и применяется для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Для проведения расчета этим методом применяются нормы и правила, разработанные Министерством строительства, для работ по сохранению объектов культурного наследия применяются нормы, разработанные Министерством культуры, которое является регулятором в данной сфере. И, естественно, при описании заказчиком применения проектно-сметного метода в своем локальном акте нужно учитывать, в том числе, и нормы Градостроительного кодекса, которые содержат и понятие проектно-сметной документации, и требования, и терминологию, касающуюся проектирования, строительства, каких-то изысканий и т.д.
Проектный метод, с одной стороны, наиболее сложный, с другой стороны – в основу расчета обоснования начальной максимальной цены договора ложится целиком проектная документация.
И последний метод, который применяется в рамках закупок, который также легко перенять и заказчикам по Закону N 223-ФЗ, это затратный метод (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, разд. VII Приказа N 567). Этот метод (или расчет этим методом) состоит, в общем-то, из сложения или суммы тех затрат, которые необходимы на поставку, производство товара, на выполнение работы или на оказание услуги (п. 7.2 Приказа N 567). То есть складываются затраты или расходы на машины, механизмы, оборудование, комплектующие, полуфабрикаты, на рабочую силу, на все обслуживание производственного процесса, на хранение, транспортировку, страхование, перевозку и так далее. То есть все фактические затраты складываются, и учитывается обычная для определенной сферы деятельности, соответствующая объекту закупки прибыль.
Зачастую в госзакупках заказчики используют не один, а два метода в поддержку друг друга. Обычно поддерживающим методом как раз является затратный метод, и если заказчик посчитал в первый раз, обосновал цену договора методом анализа рынка, а потом посчитал затратным методом, и цифры получились одинаковыми, то можно считать, что заказчик корректно обосновал начальную цену договора.
И метод, который, возможно, не каждый заказчик сможет применить у себя при обосновании цены договора по Закону N 223-ФЗ – это нормативный метод (ч. 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, разд. IV Приказа N 567). Он используется государственными и муниципальными заказчиками при закупках товаров, работ, услуг, которые отнормированы. Если у заказчика, по Закону N 223-ФЗ, введено нормирование или некий аналог нормирования, то есть определены нормы положенности или нормы обеспечения сотрудников тем или иным объемом товаров, работ или услуг, и с какими-то характеристиками этих товаров, работ и услуг, тогда заказчик предусматривает в своей работе правила нормирования, устанавливает требования к товарам, работам, услугам, устанавливает нормы положенности, и для обоснования закупки отнормированных товаров (кому что положено с какими характеристиками и с какой предельной ценой), обосновывает начальную цену закупки вот этими правилами нормирования, введенными в организации. Нам нужно закупить столько-то столов, потому что они положены такому-то количеству сотрудников с такой предельной ценой. Вот мы обосновали тогда это нормативным методом.
Итак, завершая: мы можем позаимствовать из Закона N 44-ФЗ пять методов обоснования начальной цены договора, цены договора с единственным поставщиком или цены единицы товара, работы или услуги. Эти методы предусмотрены ст. 22 Закона N 44-ФЗ, Приказом N 567. И для того чтобы выполнить нормативную обязанность заказчиком по Закону N 223-ФЗ, нужно разработать у себя методику обоснования цены договора, начальной цены единицы, внести изменения в положение о закупках и в этом документе изложить все правила и порядок обоснования.