когнитивное развитие ребенка что это

Развитие когнитивных функций и возможные нарушения

В процессе взросления ребенок проходит несколько стадий когнитивного развития. И если возникает какое-либо отклонение, в первую очередь выясняют, на какой стадии это произошло. Это позволяет правильно выбрать метод коррекции, необходимый для восстановления процесса когнитивного развития личности. В нейропсихологии выделяют 4 этапа становления познавательной деятельности. Рассмотрим их и дадим краткую характеристику каждому.

Особенности развития когнитивной сферы

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Под когнитивным развитием имеется в виду постепенное становление интеллекта человека. В основе классификации лежит деление по возрастным периодам. С переходом с одного этапа на другой ребенок начинает более осмысленно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Итак, когнитивное развитие происходит в такие периоды:

Когнитивные нарушения могут проявляться на разных этапах и иметь разные причины, например, перинатальное поражение ЦНС, заболевания в раннем детстве, психосоциальные факторы и др.

Период сенсомоторного интеллекта

В этот период ребенок проходит чрезвычайно сложный путь: преодолевает инстинктивные реакции и переходит до осознанных, прогнозируемых действий. Мозг младенца должен научиться координировать движения в пространстве. В этот период к нарушениям можно зачислить задержку эмоционального и моторного развития (оценивается по контрольным показателям). Также должно происходить речевое развитие, суть которого состоит в накоплении мозгом информации и составлении так называемого «виртуального лингвистического учебника», благодаря которому позже, к двум годам, ребенок сможет пользоваться родным языком на базовом уровне. Задержку речевого развития, как правило, диагностируют позже, но определенные прогнозы можно сделать и сейчас.

Период дооперационального интеллекта

После двух лет ребенок начинает чувствовать разрыв между конкретно воспринимаемым объектом и понятием о нем. Он учится оперировать отвлеченными категориями. Для этого этапа свойственна центричность восприятия, то есть, восприятие объекта только с одной точки зрения. С двух лет уже проводят тестирования на предмет задержки развития когнитивных функций и навыков на этом этапе.

Период конкретных операций

На этом этапе ребенок начинает оперировать понятиями. Такое умение считается главным в готовности к школьному обучению, где уже необходимо мыслить категориально, выстраивать логические цепочки, систематизировать информацию. Задержка развития на этом этапе представляет собой неспособность проводить логические операции. Традиционные нарушения – дисграфия, дислексия. Они относятся к легким нарушениям и успешно корректируются.

Период формальных операций

Для этого периода характерно формирование способности мыслить гипотетически, совершать сложные умственные операции разных видов (редукция, дедукция, дизъюнкция, конъюнкция). На этом этапе ребенок переходит из младшей школы в среднюю. У многих детей возникают сложности на этом этапе, но чаще всего отклонения не является нарушениями развития. Обычно помогают справиться с проблемами консультации с психологом и опытными педагогами.

Нарушения когнитивного развития и коррекция

Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.

Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть. Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата.

Не стоит забывать, что даже если когнитивные навыки развиты хорошо, со временем они могут ухудшаться. Для профилактики следует тренировать память и внимание, развивать мышление. Викиум предоставляет уникальные тренажеры для мозга, способствующие развитию основных когнитивных функций. Тренируйтесь ежедневно, держите мозг в тонусе!

Источник

Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация для педагогов «Особенности когнитивного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте»

Дошкольный возраст – это период с 3 лет до 6–7 лет. Дошкольный возраст имеет две основных возрастных стадии.Первая стадия: от 3-х лет до 5-ти лет – младший дошкольный возраст.Вторая стадия: от возраста 5 лет до 6–7 лет – старший дошкольный возраст. Некоторые исследователи выделяют также и средний дошкольный возраст: 4 лет до 5-ти лет.

Ранний детский возраст – это важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика [2, с. 102].

Первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», так как контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается собственно речь. Речь взрослого играет важную роль в развитии ребенка, ведь она развивает положительные эмоции и речь самого ребенка.

Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребенка [2, с. 142]. В рассматриваемый ранний период ребенокв связи с произошедшими в его жизни важнейшими переменами: прямохождением, овладением предметными действиями и речью – проделывает очень большой путь в собственном психическом развитии. В этом возрасте происходит развитиенового отношения к миру предметов: они становятся для ребенка не просто объектами, удобными для манипулирования, а вещами, имеющими определенное назначение и определенный способ употребления. Взрослый развивает у ребенка соотносящие и орудийные действия, с помощью которых можно оказывать влияние на окружающие предметы, изменять их.Овладение этими действиями создает условия для освоения новых видов деятельности: игровой и предметной (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Для ребенка в раннем возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению [4, с. 145].

Если рассматривать когнитивное развитие детей дошкольного возраста, то необходимо рассмотреть следующие познавательные процессы. Так, восприятие в дошкольном возрастеутрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для развитиявнимания свойственно следующее:

значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, интенсивно формируются другие свойства внимания;

складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, формирования познавательных интересов;

внимание становится опосредованным;

внимание связано с интересами ребенка к деятельности (в деятельности);

появляются элементы после произвольного внимания [1, с. 112].

Дошкольное детство – это возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Дошкольник запоминает с легкостью самый разнообразный информационный материал. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией

У младших дошкольников память, в основном, непроизвольная. Ребенок младшего дошкольного возраста не ставит перед собой цели специально что-то запомнить или вспомнить и не владеет способами запоминания. Доминирует эмоциональная память. Наряду с этим, ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка.

В среднем дошкольном возрасте (между 4-мя и 5-тью годами) начинает формироваться произвольная память. При условии организационного влияния взрослого, ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, познавательно связывать материал в целях запоминания, использовать информационные связи при вспоминании. В старшем дошкольном возрасте память, все больше познавательно объединяясь с мышлением и речью, приобретает истинно интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти [2, с. 132].

Воображение детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется в игровой и конструктивной деятельности, активно развивается в общении детей со сверстниками и взрослыми. Воображение, будучи особой познавательной деятельностью, в среднем дошкольном возрасте пошагово переходит в фантазирование. Ребенок старшего дошкольного возраста осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания [2, с. 133].

Развитие мышления в дошкольном возрасте определяется поступательным переходом от наглядно-действенного мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, к наглядно-образному мышлению, постепенно становящемуся ведущим в среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте доминирует наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возрастного периода начинается постепенный переход к вербально-логическому (словесно-планировочному) мышлению. Основным видом мышления, в течение дошкольного периода является наглядно-образное мышление [3, с. 151].

На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая деятельность и социальное взаимодействие. Опыт игровых и социальных взаимоотношений ребенка-дошкольника проявляется в сюжетно-ролевой игре. В старшем дошкольном возрасте данный личностный опыт ложится в основу формирования проекции как особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить своё собственное поведение.

В дошкольном возрасте развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. В младшем и среднем дошкольном возрасте интенсивно растет словарный запас ребенка. В среднем дошкольном возрасте в основном развивается грамматический строй речи. Детьми среднего и старшего дошкольного возраста усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического строя (построение фразы). В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок может подробно пересказать прочитанный рассказ или сказку, детально описать картину или иллюстрацию, словесно передать свои впечатления об увиденном на улице, услышанном в детском саду и т. д.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

речь «отрывается» от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

ребенок постигает законы родного языка в процессе речевой деятельности;

ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

речь превращается в особую деятельность,имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к речи как выражению мысли [5, с. 89].

В течение дошкольного детства речь качественно видоизменяется. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития речи. Ребенок-дошкольник усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. К шести-семи годам речь, язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму [3, с. 78].

Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это важный период физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Суть когнитивного развития заключается в развитии психики, всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

1. Волков Б. С. Возрастная психология.В 2 частях: учебные пособия для вузов / Под редакцией Б. С. Волкова. – М. : Владос, 2010. – 366 с.

2. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 465 с.

3. Иванников В. А. Основы психологии. – СПб. : Питер, 2010. – 198 с.

4. Котова И. Б.Общая психология: Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. – М. : Дашков и К, Академцентр, 2013. – 480 с.

5. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – СПб. : Питер, 2011. – 299с.

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что этоИз опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что этоКонсультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что этоКонсультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что этоТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Источник

Когнитивное развитие ребенка что это

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Аннотация: Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи и генерировать новые идеи.

Статья:

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.)

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

Обратите внимание на:

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50% от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2%. В общей массе травм головы очень часто (до 30% – 45% случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

Источник

Раннее развитие детей: плюсы и минусы

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое :

Целенаправленная моторная деятельность :

Зрительный анализатор :

Слуховой анализатор:

Речь:

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Задержка развития ребенка

когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть фото когнитивное развитие ребенка что это. Смотреть картинку когнитивное развитие ребенка что это. Картинка про когнитивное развитие ребенка что это. Фото когнитивное развитие ребенка что это

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *