кохлеарная имплантация что это такое у ребенка фото с пояснениями
Личный опыт: плюсы и минусы кохлеарной имплантации для взрослых
Существует много плюсов и минусов, о которых стоит знать человеку до согласия на операцию по установке кохлеарного импланта.
Многие люди считают, что установка кохлеарного имплантата делает человека слышащим. Это абсолютно не так. Глухой человек, которому проведена операция по установке кохлеарного имплантата, всё равно остаётся глухим. Никто не становится сразу слышащим как по волшебству. Существует много плюсов и минусов, о которых стоит знать до согласия на операцию. Правда состоит в том, что кохлеарные имплантаты могут помочь людям с глубокой потерей слуха или глухотой улучшить их коммуникативные навыки в слышащем мире. Тем не менее, не у всех слабослышащих есть позитивный опыт в сфере протезирования слуха. Некоторые глухие люди активно протестуют против использования кохлеарной имплантации.
Также есть пользователи кохлеарных имплантатов, которые возмущены тем эффектом, который производит устройство на их окружение: часто после установки имплантата друзья и семья отказываются предпринимать усилия при общении с пациентом, поскольку теперь-то он их слышит. Важно понимать, что для получения преимуществ от установленного имплантата пользователю требуется потратить много времени и сил. Ведь вы же не просто нажимаете на кнопку и «бум!» – вы можете слышать. Также стоит отметить, что такой метод восстановления слуха подходит не каждому. К тому же человек, имеющий слуховой опыт и затем потерявший слух, получит больше преимуществ от вживления ему кохлеарного имплантата по сравнению с человеком, родившимся глухим и не обладающим воспоминаниями о звуке.
История Тома
Том был слышащим и стал кандидатом на кохлеарную имплантацию уже во взрослом возрасте, когда он внезапно потерял слух. После установки имплантата он сказал: «Я активно боролся за то, чтобы мои речевые процессоры передавали звуки как можно «ближе» к натуральным. Я хотел снова слышать, что моя собака лает, а не крякает, как больная утка. Я хотел слышать тиканье часов, а не глухие стуки. И после 8 месяцев регулярных занятий со специалистом и самостоятельной тренировки слуха я обрёл тот бионический слух, о котором мечтал, максимально приближенный к естественному».
Как работает улитка?
Основной аппарат слуха человека состоит из трёх частей: наружного уха, среднего уха, внутреннего уха. Внутреннее ухо соединено со средним посредством овального и круглого окошек. Колебания, возникающие в овальном окошке, переходят на жидкость. Благодаря этому раздражаются рецепторы волосковых клеток, находящиеся в улитке, что приводит к образованию нервных импульсов.
Что делает кохлеарная имплантация?
Кохлеарные имплантаты – электронные девайсы, позволяющие людям с глубокой потерей слуха и полной глухотой воспринимать звуковые сигналы. Имплантаты преобразуют звуки в электрические стимулы, а речевой процессор, являющийся частью устройства, улавливает звуки из внешней среды и оцифровывает их. Эти цифровые сигналы затем отправляются к крошечным проводам с большим количеством электродов, которые имплантируются в улитку. Каждый электрод соответствует определенной частоте сигнала. Затем мозг получает сигнал через слуховой нерв. Проблема может возникнуть, когда два электрода стимулируют одни и те же нейронные популяции или перекрёстные нейронные популяции, что в итоге приводит к путанице звуков при их восприятии.
Насколько хорошо работает кохлеарный имплантат?
Кохлеарные имплантаты не подходят одинаково хорошо всем глухим людям, и не каждый человек с ослабленным слухом может стать кандидатом на получение кохлеарного имплантата. Поэтому международная команда специалистов-аудиологов старается предупредить кандидатов на вживление имплантатов о том, что не стоит возлагать на операцию нереалистичные ожидания. Также они предлагают операцию только будучи уверенными в преимуществе слуховых имплантатов для пользователя. Конечно же, они не могут со стопроцентной точностью предсказать результат реабилитации. По статистике, большинство пациентов получают все желаемые преимущества. Те, у кого потеря слуха не является врожденной, восстанавливают свою способность слышать при помощи кохлеарной имплантации гораздо быстрее, чем те, кто родился глухим и не имел слухового опыта. Так как я тоже отношусь ко второй категории пациентов, мой аудиолог сразу сообщил мне, что не стоит возлагать нереалистичных ожиданий на результаты от операции. Мне всё равно по-прежнему придётся читать по губам. Но благодаря реабилитационной терапии, прослушиванию музыки и аудиокниг во время выполнения повседневных задач, постоянных уточнений у окружающих меня людей, верно ли я расслышала звук, я продвинулась довольно далеко в освоении слуха и речи. Теперь я могу даже пользоваться телефоном и переговариваться с человеком, находящимся в другой комнате. Но всё равно многое зависит от того, как именно говорит собеседник, и иногда это осложняет точность моего восприятия.
С моими слуховыми аппаратами у меня не было надежды на понимание речи. С кохлеарными имплантатами у меня эта надежда появилась, и с большим количеством практики, упорства и труда я смогла продвинуться в развитии своей способности слышать. Это как подготовка к марафону – вы получаете то, что вложили. Важно помнить, что все люди разные и результаты при активации кохлеарного имплантата у них тоже разные. Имплантат не вылечит глухоту, но, по моему опыту, он гораздо лучше, чем слуховой аппарат.
Плюсы кохлеарной имплантации
Минусы кохлеарных имплантатов
Я не могу согласиться этой точкой зрения. У меня два кохлеарных имплантата и всё равно я считаю себя глухой. Я имею в виду, что мне до сих пор приходится тяжело в шумных условиях и при общении сразу с несколькими людьми. Я никогда не стану слышащей, и это нормально. Я не только приняла свою глухоту, но теперь ещё и обладаю преимуществом избирательного слуха. Я понимаю, что глухие люди таким образом борются за уникальность своей культуры, и это здорово. Но каждый человек имеет полное право принимать решение о кохлеарной имплантации и не обязан его отстаивать перед кем-либо.
Вывод
Кохлеарная имплантация не даст вам нормальный слух, но позволит слышать гораздо лучше во многих ситуациях. Когда я говорю «гораздо лучше», я имею в виду сравнение кохлеарных имплантатов со слуховыми аппаратами. Современные имплантаты гораздо более высокотехнологичны и имеют больше преимуществ, чем их предшественники. Но до сих пор кохлеарные имплантаты не способны вернуть вам нормальный слух. Вам необходимо взвесить все плюсы и минусы прежде, чем решиться на операцию, поскольку это решение принадлежит не сообществу, не вашим друзьям и семье и даже не лечащему врачу, а вам и только вам. И я призываю также уважать мнения других людей по этому поводу и не судить их.
Кохлеарные имплантаты и слуховые аппараты очень разные. Теперь я знаю, почему слышащие люди с трудом понимают, что значит не слышать, а глухие не понимают, что такое слышать. Это как ночь и день. Я прошла сложный путь от практически нулевого слуха до почти полного слухового восприятия. Это было похоже на американские горки, но я бы сделала это снова, если потребовалось.
Тина Ай – профессиональный специалист
по зрительному восприятию речи,
пользователь двух кохлеарных имплантатов.
Особенности коррекции слуха у маленьких детей
Автор: Редакция Мастерслух
В последние годы увеличилось число детей, которые уже с рождения имеют проблемы со слухом. К счастью, сегодня доступны широкие возможности для его коррекции. Правильно подобранные слуховые аппараты с индивидуальными настройками или системы кохлеарной имплантации задействуют остаточный слух ребенка и тренируют слуховой анализатор, помогают малышу полноценно развиваться, социализироваться и радоваться жизни.
Чем раньше выполнено слухопротезирование, тем лучше для ребенка
С какого возраста можно использовать импланты?
Минимально возможного возраста нет: есть ряд показаний и ограничений. Устанавливать кохлеарный имплантат маленькому ребенку рекомендуют при таких условиях:
Окончательное решение о возможности операции принимает консилиум врачей в клинике. В него входят врач-хирург, отохирург и сурдолог. Специалисты учитывают результаты компьютерной томографии височных костей в коронарной и аксиальной проекциях (значение имеет толщина костей черепа). Также берут во внимание данные объективных исследований слуха.
В разных клиниках действует минимальный порог веса ребенка, которого принимают на кохлеарную имплантацию, – от 8, от 9 или от 10 кг. Это связано с показаниями по анестезии.
Как работать с маленьким пациентом после операции?
Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.
Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.
Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.
В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий
Чем отличается слухопротезирование у детей и у взрослых?
Снижение слуха у взрослых наступает, как правило, после периода нормального функционирования слухового анализатора. К этому моменту уже сформировано мироощущение в плане звуков, есть определенный объем библиотеки данных. Человек знает, как звучит речь, имеет представление о неречевых звуках – шуршании пакетов, сигналах автомобиля, шуме прибоя.
Задача слухопротезирования у взрослых – напомнить известные звуки и вернуть их в обыденную жизнь. С этой целью человеку надевают цифровой программируемый многоканальный аппарат – внутриушной, заушный, с ресивером или с динамиком в ухе.
У ребенка чаще всего снижение слуха начинается с раннего возраста, поэтому в памяти еще нет богатой библиотеки звуков. В детском слухопротезировании звучание подается по-другому. Иначе, чем у взрослых, настраивается система обработки звуков и усиление микрофона, используются другие органы управления.
Еще одно отличие – процесс подбора слухового аппарата. Маленький ребенок, в отличие от взрослого, не способен понятно изложить субъективные ощущения. Специалисты задействуют объективные методы, чтобы подобранная модель помогла юному пациенту максимально полно и разборчиво воспринимать звуки.
Размер слухового прохода у ребенка меньше, чем у взрослого, и в нем создается большее звуковое давление. Поэтому юным пациентам подбирают меньшее усиление, чем взрослым с аналогичной потерей слуха.
Эффективность кохлеарной имплантации зависит от точности настроек системы
Исследования слуха проводят новорожденным сегодня уже на 3-5-й день после рождения. Это позволяет как можно раньше обнаружить нарушения и принять меры. Современные технологии детского слухопротезирования шагнули так далеко вперед, что теперь даже малыши с серьезными проблемами имеют шансы на полноценное развитие и общение с окружающими.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →
Кохлеарная имплантация в раннем возрасте – эффективный способ реабилитации глухих детей
При кохлеарной имплантации (КИ) во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Считается, что кохлеарная имплантация у детей, потерявших слух в период до овладения речью, желательно проводить не позже 2-3 лет, поскольку звуковая стимуляция обеспечивает формирование межнейронных связей в центральных отделах слуховой системы, что необходимо для слухоречевого развития. Чем раньше производится кохлеарная имплантация, тем лучше ее результаты. Но есть и другая сторона вопроса.
Кохлеарная имплантация у детей раннего возраста сопряжена с высоким риском операционных и послеоперационных осложнений. Хорошие результаты реабилитации глухих детей могут быть достигнуты и при раннем слухопротезировании обычным слуховым аппаратом с применением адекватных сурдопедагогических методик. Однако КИ обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дает возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью слухового аппарата. Для принятия решения об операции необходима уверенность в неэффективности использования обычного слухового аппарата у данного ребенка, что требует, как правило, 6-месячного наблюдения за ним после подбора слухового аппарата. Остается неясным, является ли ранняя КИ оптимальным методом слухоречевой реабилитации долингвально оглохших детей.
В связи с этим американские ученые провели проспективное исследование с целью оценить эффективность и безопасность кохлеарной имплантации у детей первого года жизни.
Методы и ход исследования.
В исследование включили 18 детей с двусторонней сенсоневральной глубокой или полной глухотой: 17 – с врожденной, 1 – с приобретенной вследствие менингита, перенесенного в 5-месячном возрасте. Средний возраст пациентов к моменту КИ был 9,6 мес. (6-11 мес.) Все дети до операции получали слухоречевую реабилитацию. Для кохлеарной имплантации использовалась стандартная хирургическая техника постаурикулярного доступа. Первое подключение и настройка импланта (И) проводилось через 3 недели после операции. Первоначальный уровень для каждого электрода устанавливали на 15-20 единиц выше порогового. На 2-ой день стимуляции для большинства детей комфортный уровень увеличивался на 40-50 единиц. В последующем дети регулярно посещали Медицинский Центр для индивидуального контроля и репрограммирования И. Средняя продолжительность послеоперационного наблюдения составила 17,5 мес. (6-53 мес.). До операции, через 3 и 6 мес. после нее и далее каждые 6 мес. родители проводили оценку слухового развития детей в баллах (0 – никогда, 4 – всегда; максимальное количество баллов (КБ) = 40) с помощью специальной шкалы IT-MAIS, включающей 10 вопросов по 3 основным категориям: 1 – вокализация (2 вопроса), 2 – спонтанная реакция на звук (4 вопроса) и 3 – определение происхождения звука (4 вопроса). Последующее обследование слухоречевых навыков детей с интервалом каждые 6 мес. проводили с использованием специальных тестов (MLNT, LNT, тест простых двусловных фраз [ПДФ]).
Результаты.
Всем детям проведена успешная кохлеарная имплантация. Лишь у одного пациента через год после операции произошло повреждение и инфицирование выступа антенной зоны КИ вследствие раздражающего действия дужки очков, что потребовало хирургического вмешательства и имплантации нового устройства. Все дети хорошо адаптировались к И без побочных реакций. По данным IT-MAIS через 6 мес. после операции было отмечено значительное улучшение у всех 18 детей. Если значение общего предоперационного КБ было всего 0,7 (1,75%), то послеоперационное КБ составило 30,4 (76%). КБ по 3 категориям распределилось следующим образом: 1 – 0,2 (2,5%) до операции, 6,7 (83%) после операции; 2 – 0,4 (2,5%) и 12,3 (77%); 3 – 0,08 (0,5%) и 11,3 (71%) соответственно. С течением времени продолжалось значительное улучшение показателей. Результаты обследования через 1 год после операции были получены у 9 пациентов. Общее КБ у них увеличилось с 30,6 (76,5%) через 6 мес. до 34,8 (87%) через 12 мес., что всего на 7% меньше по сравнению с нормально слышащими детьми того же возраста. Показатели 1 категории улучшились с 85% до 93,8%, 2 – с 75,6% до 87,5%, 3 – с 72,5% до 83,1%.
Данные объективного послеоперационного узнавания речи получены у 5 пациентов. Показатели восприятия слов по данным MLNT-теста колебались от 83% до 100%, показатель восприятия фонем – от 95% до 100%. Аналогичные показатели LNT-теста составили 84-97% и 93-98%. Показатель ПДФ колебался от 60% до 100%.
Предварительные отчеты терапевтов и педагогов, проводивших слухоречевые реабилитационные занятия, показывают, что у всех детей хорошо развивается речь и языковые навыки. Дети, пользующиеся кохлеарными имплантами более продолжительное время, прогрессируют в развитии, догоняя своих нормально слышащих сверстников.
Выводы.
Кохлеарная имплантация у детей младше 12 мес. может быть выполнена без риска осложнений и обеспечивает эффективную возможность слуховой стимуляции и речевого развития ребенка с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. При выборе сроков кохлеарной имплантации следует учитывать повышенный риск операции и анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста, в том числе, небольшие размеры черепа, тонкость кожи, богатую васкуляризацию, продолжающееся развитие и дифференцировку мастоидальной области.
Что такое кохлеарная имплантация?
Кохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Нейросенсорная тугоухость является основным показанием для кохлеарной имплантации, поскольку она характеризуется серьёзными повреждениями тканей улитки. Установленный имплант способен восстановить полностью отсутствующий или утраченный слух.
Кохлеарный имплантат вживляется в зону за ухом. Электродами он соединяется с улиткой. Принцип работы слуховых аппаратов и имплантов полностью отличается. СА усиливают звуки, а КИ заменяет повреждённые рецепторы улитки. Имплант обеспечивает доставку звуковой информации непосредственно к слуховому нерву при помощи электрической стимуляции.
Отбор пациентов
Кохлеарная имплантация возможна не во всех случаях. Специалистами выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на успешность вмешательства. Операция рекомендована пациентам:
Важно помнить, что кохлеарная имплантация при длительной потере слуха может дезориентировать пациента. Это связано с тем, что участок головного мозга, который отвечает за обработку звуковой информации, не подготовлен к подобным нагрузкам. Поэтому, как правило, пожилым людям подобные операции не проводят. Адаптация может занять слишком длительное время и не дать ощутимых результатов.
Подготовка к операции
Перед установкой кохлеарного имплантата пациенты проходят стандартную предоперационную подготовку. Также им назначают:
В некоторых случаях перед вживлением кохлеарного аппарата назначаются дополнительные тесты и консультации со смежными врачами (неврологом, психоневрологом и так далее). На основании обследования специальной комиссией принимается решение о возможности проведения операции.
Установка кохлеарного импланта
Операция по имплантации аудиопротеза проводится под наркозом. Как правило, она занимает около 6 часов. Процедуру можно разделить на несколько этапов:
После операции пациент нуждается в уходе. До выхода из наркоза его состояние контролируется врачами.
Реабилитационный период
Процессор КИ подключается спустя 4-5-6 недель после оперативного вмешательства. На этом этапе важно правильно настроить аппарат, чтобы пациент мог комфортно слышать и обрабатывать информацию, а также не испытывать какого-либо дискомфорта.
Реабилитационная программа разрабатывается в каждом случае индивидуально. Помимо пациента в ней участвует аудиолог и сурдопедагог. После подключения процессора пациенту рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как он будет работать, какие самостоятельные упражнения следует выполнять и проводят первичную восстановительную сессию. Объём занятий и дополнительный настроек устройства зависят от конкретного пациента. Однако абсолютно всем пользователям имплантов рекомендуются регулярные восстановительные сессии в течение двух лет. В дальнейшем их количество будет снижаться. Однако тестировать имплант необходимо не менее раза в год.
Возможные осложнения
Кохлеарная имплантация является полностью безопасной процедурой при должном опыте и квалификации специалистов. Но в некоторых случаях пациенты сталкиваются с осложнениями. Операция может привести к:
Важно подойти к выбору кохлеарного аппарата и специалиста с большой ответственностью.
Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.
Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог
Кохлеарная имплантация
Кохлеарная имплантация – это один из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей на современном этапе развития науки и техники. Она способна радикально изменить жизнь ребенка, ведь она позволяет абсолютно глухим детям слышать и понимать речь. Это положительно сказывается на всем ходе развития ребенка, его социализации, положительно влияя на воспитание и обучение.
Основная особенность этой технологии в том, что в отличие от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, она действует по-другому: кохлеарный имплант выполняет работу поврежденного внутреннего уха (улитки) по передаче звуковых сигналов к мозгу.
В процессе операции во внутреннее ухо вводится система электродов, которая обеспечивает восприятие звуковой информации с помощью электростимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Всех детей, которые прошли через процедуру кохлеарной имплантации, можно разделить на две группы:
Но проблема в том, что после кохлеарной имплантации требуется проведение соответствующей реабилитации. Объясняется это тем, что эта операция не позволяет глухим детям сразу после подключения речевого процессора различать полученные звуковые сигналы. Иными словами, сразу после завершения операции ребенок не сможет правильно использовать речь в повседневной жизни, т.е. полноценная коммуникация будет отсутствовать.
В чем особенности психофизического развития детей с КИ
Развитие слуха и речи детей в большей степени зависит от их психического и физического уровня развития. Дети, у которых есть какие-либо нарушения слуха, не так развиты в отношении двигательной сферы, как их сверстники, у которых таких проблем нет.
Определенная неустойчивость, проблемы с сохранением равновесия, неточная координация и некая неуверенность движений – все это в той или иной степени присутствует у слабослышащих детей. Наблюдается плохо развитая мелкая моторика, а также общее замедление в выполнении каких-либо действий.
Помимо более низкой двигательной подготовленности глухих детей, присутствуют сложности в:
Такие дети могут испытывать сложности в распознавании предмета, если он закрыт другим. Это достаточно серьезные проблемы, потому что для глухих зрительное восприятие является основным источником представлений об окружающем мире.
Особенности реабилитации после кохлеарной имплантации
После первой настройки процессора нужна комплексная педагогическая помощь для развития слухового восприятия и речи. Основная задача реабилитации после кохлеарной имплантации – это научить детей воспринимать, различать, распознавать окружающие звуковые сигналы, понимать их значение. Все это очень важно для нормального развития речи.
Реабилитация после кохлеарной имплантации включает в себя следующие этапы:
В реабилитационной программе, помимо самого пациента, участвует сурдопедагог и аудиолог. После подключения процессора родителям ребенка рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как именно он будет функционировать, какие этапы реабилитации необходимо будет пройти. Проводится первичная восстановительная сессия (всем пациентам с КИ рекомендуется проведение восстановительных сессий в течение 2 лет).
Занятия для развития слухового восприятия детей необходимо начинать еще до проведения операции, а затем продолжать в послеоперационный период (примерно через 7 дней после снятия швов) до включения речевого процессора. Основная цель заключается в подготовке к включению импланта. На этом этапе ребенок привыкает к определенным действиям, которые предполагает проведение занятий. Он учится быть более собранным, усидчивым, у него формируется навык прислушиваться.
Для развития слухового восприятия с помощью речевого процессора применяются те же методы, что и при работе с детьми со слуховыми аппаратами. При этом нужно отметить, что положительная динамика в данном случае наблюдается значительно быстрее.
У детей с кохлеарным имплантом нужно развивать слуховое восприятие по следующим направлениям:
Речь детей после КИ недостаточно активна, а также сопровождается рядом нарушений. Присутствует несформированность ряда мыслительных операций. Общее психоэмоциональное состояние нестабильно, поэтому ребенок испытывает стресс.
С такими детьми важно проводить занятия для развития невербальных функций. Они включают в себя развитие: