коммунальные и бытовые отходы в чем разница
В чем разница твердых бытовых и коммунальных отходов для организаций (ТКО и ТБО) на 2021 год
Различия между ТКО и ТБО
Предметы и товары, утерявшие потребительские свойства в результате их эксплуатации, относятся к твердым бытовым отходам.
Совместно с изменениями в законах, отражающих правила накопления и вывоза бытового мусора, возникло новое понятие – твердые коммунальные отходы, внесенное в список коммунальных услуг.
Бытовой мусор разделяют на две группы:
Наибольший процент от общего объема ТБО занимают бумажные и пищевые отходы.
Отличие между ТБО и ТКО заключается в том, что понятие коммунальных отходов имеет более широкий смысл.
К ним относят не только мусор, накапливаемый жителями многоэтажных зданий и частных жилищных построек, но и отходы предприятий (к примеру, офисная бумага).
Таким образом, существенная разница между ТКО и ТБО для жителей РФ отсутствует. Однако, для организаций, данные изменения имеют значение, так как с введением понятия ТКО, аббревиатура ТБО, как и ее расшифровка, были исключены из официальной документации.
Виды отличий в 2021 году
Несмотря на схожесть в аббревиатурах, между этими понятиями есть значительная разница. Ведь к ТБО имеет отношение классический набор мусора, который граждане ежедневно выносят из своих квартир. Это биологические отходы, преимущественно остатки пищи и мусора, а также синтетические отбросы, состоящие из стекла, бумаги, металла, пластика.
Что касается ТКО, данная аббревиатура включает в себя мусор, который накапливается в жилых помещениях, в том числе на общих площадках. К нему относятся, в том числе, и потребительские товары, лишившиеся своих изначальных свойств. Коммунальные отходы образуются вследствие повседневной жизнедеятельности людей или в ходе изготовления продукции.
Основное различие между двумя этими терминами заключается в том, что ТКО – более широкая категория, включающая в себя не только мусор, образуемый в квартире ежедневно, но и аналогичные отходы организаций. После того как в действующие нормы законодательства были внесены определенные изменения, понятие ТБО использоваться перестало, но в разговорной речи граждан оно осталось.
Полный перечень и состав отходов, имеющих отношение к группе ТКО, приведен в Приказе Росприроднадзора №242 от 22 мая 2021 года. В данной законодательной норме указано, что это:
Согласно определению, фигурирующему в ст. 1 ФЗ №89 от 24 июня 1998 года, в категорию ТКО входят:
Исходя из вышеописанных положений, можно сделать вывод о том, что приведенные понятия не являются равнозначными. Чтобы иметь четкое понимание об их различиях, стоит обратить внимание на вид услуги и состав.
Так, в отношении ТБО сбор и вывоз имел отношение к содержанию общего имущества, а в отношении ТКО это самостоятельная услуга. В состав ТБО входили только отходы физических лиц, а в ТКО – отбросы, оставшиеся в ходе деятельности ИП и ЮЛ.
Услуга, связанная с обращением ТКО в бытовых хозяйствах и на предприятиях, является самостоятельной, поэтому плата за нее вносится в отдельном порядке. Если вести речь об организациях, то в процессе осуществления коммерческой деятельности ТБО они не создают, в то время как ТКО у них образуются.
Тем не менее, заняться оформлением соглашения на вывоз мусора должны все – как физические лица, так и юридические. Если на территории предприятия располагается персональный полигон для размещения отходов, у него есть право на отказ от составления такого договора.
Понятие ТКО
ТКО отходы — это бытовой мусор (утиль), ежедневно накапливаемый собственниками квартир и частных жилых помещений, подлежащий вывозу на свалки или полигоны.
Помимо продуктов и предметов, непригодных для последующего использования, к твердым коммунальным отходам относят мусор, вырабатываемый компаниями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) в ходе их деятельности.
Коммунальные отходы подразделяются на несколько групп:
Бытовой мусор исключает КГМ (крупногабаритный мусор), предметы, содержащие токсичные и канцерогенные вещества, оказывающие негативное влияние на окружающую природную среду и физическое состояние населения.
Источники возникновения
Основными источниками возникновения твердых коммунальных отходов (ТКО) являются:
Обращение, вывоз и утилизация
Общие правила и нормативы, в соответствии с которыми происходит обращение с твердым бытовым мусором, прописаны в требованиях СанПин. В них указаны следующие правила:
При несоблюдении этих норм на ответственные организации налагаются штрафные санкции. Еще одно существенное различие между представленными аббревиатурами заключается в порядках обращения с отходами. Суть изменений этих норм и принципов заключается в следующих аспектах:
Ранее утилизацией твердых коммунальных отходов должны были заниматься специализированные управляющие организации. В настоящее время ситуация изменилась, и это действие перешло в ответственность региональных операторов. Это юридические лица, обеспечивающие рациональное обращение с ТБО и ТКО в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства.
В законодательстве установлена определенная схема утилизации отходов, согласно которой мусор отвозят на полигон, находящийся ближе всего.
На практике используется большое количество способов избавления от накопившегося мусора.
О том, что такое «обращение с ТКО», можно узнать ниже на видео.
Изменение в законе от 29.12.2014 года
В конце 2014 года были произведены кардинальные изменения в ФЗ РФ «Об отходах производства и их потреблении», среди которых стоит выделить следующие позиции:
Согласно данным изменениям, собственники ТКО становятся потребителями услуг по вывозу мусора при заключении договоров с региональными операторами.
Способы экономии на мусоре
Чтобы платеж за обработку по ТКО был минимальным нужно знать на какие моменты стоит обратить внимание:
Самым выгодным способом экономии на оплате вывоза мусора является раздельное накопление отходов. В этом случае плата начисляется не по нормативам на каждого жильца, а за объем вывозимых ТКО. Такая методика сбора мусора, также способствует увеличению отходов, поступающих на переработку, что также сказывается на минимизацию конечных счетов и это правильно для всех соотечественников.
Классификация
Происхождение и уровень опасности бытового мусора считается главными характеристиками для классифицирования.
Основные способы исследования отходов, проводимые в лабораторных условиях и позволяющие точно определить степень опасности отходов: химический анализ, морфологический анализ и биотестирование.
Официальная классификация отходов по разделам и кодам, перечень видов ТКО приводится в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов).
По агрегатному состоянию
Твердые коммунальные отходы обладают разной формой, плотностью и структурой. Исходя из данных характеристик, отходы подразделяют на три группы:
Агрегатное состояние отходов указывается двумя предпоследними цифрами кода в ФККО.
По составу
Состав ТКО определяется происхождением компонентов и предполагает естественный или искусственный способ формирования:
В ФККО сфера происхождения отходов указывается после номера раздела и состоит из пяти цифр кода.
Классы опасности
Классификация опасности твердых коммунальных отходов требует подробного рассмотрения и включает на пять классов опасности отходов.
Биотестирование отходов 5 класса
Этот вид исследования ТКО подразумевает его взаимодействие с каким-то биологическим материалом. Токсичные компоненты, входящие в водную вытяжку анализируемого образца, приводят к гибели живых организмов. Для этого используют:
После эксперимента подсчитывается число выживших клеток, устанавливается категория ТКО по степени опасности, влиянию на экологию. Исследования проводятся аккредитованными лабораториями, результаты вносятся в протокол. Этот документ считается бессрочным.
Повторное биотестирование проводится только при смене деятельности предприятия, изменению состава отходов производства.
Опасность отходов
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.
Отличие ТБО от ТКО. Справочная информация для лицензиатов в сфере обращение с опасными отходами
Организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-4 классов, необходима соответствующая лицензия. К 4 и 5 классу опасности относятся Твердые бытовые и Твердые коммунальные отходы. Об их отличии читайте подробнее в нашей статье.
Росприроднадзор на своем сайте напоминает, что виды отходов, относящиеся к Твердым коммунальным отходам, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 года. Согласно указанному каталогу, к ТКО относятся все виды «Отходов коммунальных твердых» (код 7 31 000 00 00 0), а также «Отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), если в наименовании указано, что отходы относятся к ТКО.
Определение Твердых бытовых отходов (ТБО).
В тоже время, пункт 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», характеризует твердые и жидкие бытовые отходы, как отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и так далее).
И наконец, «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000» относит к твердым бытовым отходам отходы, которые образуются в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.
Таким образом, Твердые бытовые отходы образуются в:
Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).
Разница между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами
В соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров, а также товары, использованные в таких домах для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. То есть, в указанном документе между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами поставлен знак равенства. Таким образом, и ТБО, и ТКО представляют собой один вид отходов.
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Полигон ТБО и ТКО
Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.
Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Тарифы, установленные на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона № 8, органы исполнительной власти субъектов осуществляют государственное регулирование тарифов в области обращения с отходами. Данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления. При этом в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО. Иные тарифы, подлежащие регулированию, устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.
Постановление Правительства № 484 от 30.05.2016 года утвердило «Основы ценообразования в области обращения с ТКО» и «Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО». Согласно пунктам 4 и 5 «Основ ценообразования…», обращение с ТКО осуществляются по ценам, которые устанавливаются по соглашению сторон, но не превышают утвержденные тарифы. При этом тарифы устанавливаются по отношению к каждой организации, которая выполняет регулируемые виды деятельности по обращению с ТКО.
Регулированию подлежат следующие виды тарифов:
Согласно пункту 4 «Правил регулирования …», тарифы начинают действовать с начала календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями). При это организация до 1 сентября года, который предшествует очередному периоду регулирования, должна представить в орган регулирования предложение об установлении тарифов. В свою очередь, такой орган принимает соответствующее решение не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Отметим, что если организация, осуществляющая захоронение ТКО, использует объект обработки ТКО, принадлежащий ей на праве собственности или на ином законном основании, то тариф на обработку ТКО для такой компании не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности
Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками. Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании. Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.
С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.
Коммунальные и бытовые отходы в чем разница
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Что нужно знать про новую систему обращения с ТКО
Речь идет о ситуации, когда услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) начинает оказывать региональный оператор.
Когда производится переход?
Для некоторых регионов срок перехода на новую систему обращения с ТКО продлен Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ. Так, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе тянуть с переходом до 01.01.2022. До 01.01.2020 с переходом могут повременить субъекты РФ в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, в которых такой оператор отсутствует. В этих регионах плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
Вывод
Переход на новую систему обращения с ТКО предполагает, что обращение с ТКО будет осуществляться по договорам с региональными операторами. В субъектах РФ, где произведен такой переход, лица, осуществляющие управление МКД, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) отходов без решения общего собрания собственников начиная с месяца, в котором услугу начинает предоставлять региональный оператор.
Уменьшение размера платы за содержание жилого помещения — обязанность управляющего
Региональный оператор по обращению с ТКО оказывает соответствующую услугу с 01.01.2019.
В этом случае размер платы за содержание жилого помещения нужно было уменьшить путем исключения из ее состава стоимости услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, что должно было найти отражение в платежных документах за январь 2019 года (плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО отражается отдельной строкой).
Как определить и обосновать размер уменьшения?
Минстрой для этих целей предлагает использовать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД, решение органов управления ТСЖ либо ЖК (иного специализированного потребительского кооператива) об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества (кооператива), которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения. Но это актуально для ситуации, когда решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения содержит информацию о размере расходов на оказание услуги по обращению с ТКО.
Если указанной информации в решении нет, Минстрой считает возможным рассчитать размер уменьшения платы на основе фактических данных о расходах лица, управляющего МКД, на оказание услуги по обращению с ТКО по каждому дому за соответствующий год (например, за 2018 год при переходе с 01.01.2019) (см. Письмо от 23.01.2019 № 1784МЕ/04).
Кроме того, по мнению министерства, ОМСУ в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на оказание услуги по обращению с ТКО. Для этого нужно определить фактическое среднее значение указанных расходов на территории муниципального образования на 1 кв. м общей площади помещения в доме на основе:
Услуги по вывозу ТКО лицу, осуществляющему управление МКД, оказывают несколько организаций
Расчет производится раздельно в отношении всех МКД, обслуживаемых по каждому договору на оказаие услуг по вывозу ТКО. При этом следует учесть общую площадь всех помещений (жилых и нежилых), входящих в такую группу домов
Площадь помещений в МКД, находящихся под управлением лица, в отношении которого производится расчет, изменялась в течение года
Для расчета следует использовать среднее арифметическое значение площади, указанной на момент отчета лица, осуществляющего управление МКД, не за 2018, а за 2017 год, и площади по состоянию на дату начала предоставления услуги по обращению с ТКО региональным оператором
Срок включения первого дома в реестр лицензий УК (срок начала управления домом ТСЖ либо ЖК (иным специализированным потребительским кооперативом)) составляет менее 12 месяцев
Среднее значение размеров расходов на услуги по обращению с ТКО следует рассчитывать по количеству полных календарных месяцев фактического осуществления деятельности по управлению МКД