конфликт это хорошо потому что
Конфликт это хорошо потому что
Скорее да, чем нет.Конфликт- это столкновение двух противоположных точек зрения.Ну, это как я понимаю.И если две «противоположности» начнут спорить, в рамках разумного, конечно, аргументируя и объясняя свое мнение, вот что хорошо.Это всегда интересно слушать.НО во всяком случае, я люблю конфликты только за разносторонность мнений, но не более.Ни насилия, ни давления.Это ужасно.
Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.
это плохо. Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях. значит плохо
в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны
Конфликт. Думаю,это не плохо.Это показатель того,что человек имеет своё мнение и высказывает свою точку зрения другому человеку. Не понимая при этом,что всё равно каждый останется при своём мнении
Любой конфликт это плохо. Это означает не совпадение мнений, интересов и может перерасти в нечто еще худшее.
это опыт жизни, который нужно пройти гармонизировав свое восприятие к окружающей реальности
конфликт. это как стресс, неминуемый процесс, после него обычно все встает на свои места)
поиск всегда чем нибудь да закончивается.но чем?вот ведь что нас более всего интересует.
Противоположные точки зрения и попытки доказать, что своё своё важнее другого своего.
это плохо..однозначно. а вот умение избегать конфликты является мудростью, умом
не сходством характером и не понимание,так же у других не получается,как у вас
это противоречие во взглядах, интересах. конфликтовать не желательно
..и то и другое.Пока не поругаешься-по-настоящему не узнаешь человека.
Конфликт: хорошо или плохо
Конфликт: хорошо или плохо
Сила взаимодополняющей команды – в объединении разных подходов. Но чтобы стать единым целым, команде придется преодолеть различия, порождающие конфликт.
Как уже отмечалось, конфликт неизбежен, более того, это признак эффективного менеджмента. Но он не всегда желателен. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, функциональным и дисфункциональным.
Дисфункциональный конфликт опасен для любой организации. Он может поставить компанию в безвыходное положение, истощить ее силы и даже уничтожить. Организация должна направлять всю энергию на внешний маркетинг: искать клиентов, удовлетворять их текущие потребности и предвосхищать будущие. Когда менеджеры не ладят между собой, энергия, которая нужна для развития компании, тратится на внутренний маркетинг.
Организация, которая расходует драгоценную энергию на внутренние конфликты, будет непременно испытывать затруднения. Я считаю, что по одному этому фактору можно определить, добьется ли компания успеха или придет к краху. Я убежден, что успех любой системы можно предсказать по соотношению внешнего и внутреннего расхода энергии.
Таким образом, следующая составляющая новой концепции менеджмента – это формула успеха, которая предупреждает внутренние потери энергии, позволяя использовать постоянное количество свободной энергии для развития компании. Чтобы создать управленческую команду, члены которой не похожи друг на друга, но способны работать сообща, лидер команды должен уметь сглаживать противоречия, естественно и неизбежно возникающие в любой неоднородной группе.
Как добиться того, чтобы различия работали на нас, а не против нас?
Ключевой момент – это подход руководителя к разрешению конфликта. Следует признать его полноправным инструментом обучения, направить эту энергию в нужное русло и обеспечить конструктивный характер конфликта.
Заметьте, я не сказал, что мы должны разрешить конфликт. Такая позиция в корне неверна. Тот, кто пытается разрешить конфликт, вновь идет по ложному следу, ошибочно полагая, что он нецелесообразен и вреден. «Нам не нужны разногласия». «Различия взглядов и интересов недопустимы». Этот распространенный взгляд игнорирует тот факт, что различия, а следовательно, и конфликт, естественны и нормальны.
Прежде чем мы начнем извлекать выгоду из своих различий, следует признать, что конфликт уместен и необходим и наша задача – превратить его в функциональный.
Как это сделать? Я знаю лишь один способ – создать атмосферу взаимного доверия и уважения. Хороший менеджер добивается этого, формируя доброжелательную среду, которая благоприятствует обучению. В такой обстановке конфликт воспринимается не как угроза, а как возможность учиться и развиваться. (Более подробно о взаимном доверии и уважении см. в работе Ichak Adizes: Mastering Change; The Power of Mutual Trust and Respect, «Управление изменениями. Сила взаимного доверия и уважения», Adizes Institute Publications, 1992.)
В атмосфере обучения иное мнение воспринимается не как угроза, вызов или досадное недоразумение, а как возможность ознакомиться с новыми подходами. Мы растем благодаря разногласиям, а не вопреки им. Если ваша точка зрения отличается от моей, это может вызывать у меня неудовольствие, но, уважая иной подход, я могу узнать то, что раньше не приходило мне в голову.
Если я не уважаю вас и не доверяю вам, наш конфликт неизбежно будет носить дисфункциональный характер. Слушая ваши возражения, я буду досадовать, что меня перебивают или мешают осуществить мои намерения. Я не смогу ничему научиться. Но, испытывая к вам доверие и уважение, – согласен я с вами или нет, – я открыт всему, что вы говорите, и хотя я вряд ли безоговорочно приму вашу позицию, но учту ее, выстраивая собственную аргументацию.
Что еще лучше, в большинстве случаев конфликт завершается принятием решения, которое поддерживаем мы оба, причем оно более качественное, чем те, которые мы приняли в одиночку. Почему? Потому что, выслушивая взаимные возражения, мы учились друг у друга и совершенствовали наше решение.
Если члены взаимодополняющей команды учатся, выслушивая возражения, и не испытывают при этом неприятных ощущений, совместные решения позволят реализовать потенциал группы, который превосходит возможности отдельных членов команды.
Хорошему менеджеру необходимо быть знающим и целеустремленным. Кроме того, он должен быть специалистом в области финансов, бухгалтерии или маркетинга. Но это еще не все. Помимо этого, будучи членом команды, он должен уметь завоевывать и оказывать доверие и уважение. Если менеджер этого не умеет, он неспособен разрешать конфликты, которые неизбежны во взаимодополняющей команде.
Прошу отметить, что я говорю о двух разных способностях. Внушать доверие и уважение и оказывать их – не одно и то же, и эти качества не всегда встречаются вместе. Одни люди внушают доверие и уважение, но не оказывают их. Другие оказывают доверие и уважение, но не вызывают их. Нам нужен человек, который способен и на то, и на другое.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Хорошо, хорошо, я согласен на перемены… Только давайте побыстрее!
Хорошо, хорошо, я согласен на перемены… Только давайте побыстрее! Повстречав Марли, Скрудж сначала полностью отрицает какую бы то ни было необходимость перемен. Тем не менее, ближе к концу разговора он начинает понимать, что в его образе жизни нет ничего хорошего – по
Глава 1. Насколько все плохо?
Глава 1. Насколько все плохо? — Думаю, на различных рынках начинают появляться первые зеленые ростки, и постепенно возвращается определенная уверенность, которая послужит началом позитивной динамики к восстановлению экономики. — Вы видите эти ростки? — Да. Я их
ПЛОХО РАЗБИРАЮСЬ В ИСТОРИИ. ПЛОХО ЗНАЮ БИОЛОГИЮ
ПЛОХО РАЗБИРАЮСЬ В ИСТОРИИ. ПЛОХО ЗНАЮ БИОЛОГИЮ Почему так мало данных подтверждает кажущееся столь очевидным утверждение, будто более развитое образование делает страну богаче? Попросту говоря, потому, что образование не настолько важно для увеличения эффективности
ТАЙНА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. ЧТО ХОРОШО ДЛЯ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС», НЕ ВСЕГДА ХОРОШО ДЛЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
ТАЙНА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. ЧТО ХОРОШО ДЛЯ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС», НЕ ВСЕГДА ХОРОШО ДЛЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ЧТО ВАМ РАССКАЗЫВАЮТ В центре капиталистической системы находится частный корпоративный сектор. Именно там производятся товары, создаются рабочие места и изобретаются новые
Хорошо или плохо?
Хорошо или плохо? Итак, что такое «плохо» в нашем резюме?1. «Растекаться мыслию по древу» в стратегии Пятачка (в позитиве) или Иа (в негативе).2. Претендовать на все позиции, имеющиеся в компании, в стратегии Винни Пуха.3. Рассказывать о том, что важно вам, а не
Если все были социалистическими, то почему на Западе было все хорошо, а в СССР — плохо?
Если все были социалистическими, то почему на Западе было все хорошо, а в СССР — плохо? См. выше. Данный вопрос это просто синоним предыдущего, просто другие ярлыки использованы. Опять же, где было хорошо, а где плохо, так же не является однозначным, и к предмету данной книги
4. Когда они плохо знают продаваемый продукт
4. Когда они плохо знают продаваемый продукт Здесь тоже всё просто. Вам должно быть стыдно. Если вы не знаете вдоль и поперек ваш собственный продукт, почему ваши клиенты должны его у вас покупать?Сотрудникам, принимающим заказы, не требуется досконального знания продукта
Глава 10 Плохо проведенные собрания
Глава 10 Плохо проведенные собрания Алек Маккензи неоднократно отмечал, что среднестатистический менеджер проводит на собраниях по десять часов в неделю. (Это больше одного рабочего дня. Умножим на 40–50 недель в году и получим 450–500 часов, ежегодно проведенных на
Работать плохо — невыгодно
Работать плохо — невыгодно К сожалению, есть все основания считать, что такой убогий сервис по нынешним временам скорее правило, чем исключение. Очень многие российские фирмы действуют так, словно они заранее закладываются на одноразовые отношения с клиентом, исходя из
Узелок 10 Обычно лучше выглядеть хорошо, но иногда гораздо выгоднее выглядеть плохо
Узелок 10 Обычно лучше выглядеть хорошо, но иногда гораздо выгоднее выглядеть плохо Один бизнесмен из Миннеаполиса проводил рождественские каникулы в Гонолулу. Он день за днем часами лежал на пляже и приобрел безупречный загар – но только от шеи. Лица его, которое
Хорошо или плохо – это неважно
Хорошо или плохо – это неважно Эго характеризуется устойчивым мировосприятием. Например, представлениями о том, что «хорошо», а что «плохо», или идеями относительно обязательного положения вещей. Если влияние эго на вас велико, вы испытываете постоянную потребность
Мы плохо знаем, что у нас на уме
Мы плохо знаем, что у нас на уме Показать, какая разница между сознанием и бессознательным, довольно легко. Если я дам вам 10-фунтовую купюру, как вы узнаете, что на самом деле держите в руках 10 фунтов, а не подделку, которую я напечатал у себя в сарае? Когда в магазине вам
77. Будьте лидером в ситуациях, когда все плохо
77. Будьте лидером в ситуациях, когда все плохо СИЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ являются предметом восхищения людей, особенно в кризисное время.Ничто так не способствует ясности, как подробная и внятная информация. Открытость во внутренних коммуникациях говорит о том, что вы честный
78. Когда все плохо
78. Когда все плохо НЕУДАЧНАЯ РЕАКЦИЯ НА КРИЗИС – результат неумелого руководства. Необходимо умение вовремя вмешаться в происходящее.Если случился кризис, руководитель должен делать три вещи.Быть заметным. В случае кризиса можно уверенно определить, на своем ли месте
9. Большое – плохо
9. Большое – плохо Достигнуть цели нам мешают не препятствия, а прямая дорога к меньшей цели. Роберт Бро Огромный Страшный Волк. Большой Злой Джон. В народных сказках и песнях исторически предполагается, что большое и плохое идут рука об руку, и мы настолько привыкли
Тема урока: Конфликт – это хорошо или плохо?
Конспект урока по обществознанию Класс _ 6
Ф.И.О. Мосеева Марина Александровна
Должность, образовательное учреждение учитель истории и обществознания
Тема урока: Конфликт – это хорошо или плохо?
Цель урока: создать условия для закрепления у учащихся представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Формирование и развитие УУД
Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы, умение оценивать жизненные ситуации.
Коррекционные: развитие произношения, пополнение словарного запаса учащихся
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), задания к эпизодам из фильма «Барышня-крестьянка», наглядный материал на доске, презентация.
Тип урока: урок-практикум
Формы урока: индивидуальная, фронтальная
Мотивирует на успешную работу.
Настраиваются на работу.
Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока.
— Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки (2 картинки…). О чем вы думаете, когда смотрите на эти картинки? Какие слова возникают при просмотре данных картинок? Конфликт …. – трудное слово, скажите красиво! (за экраном)
— Что такое конфликт?
— А вот конфликт это хорошо или плохо мы попытаемся ответить на нашем сегодняшнем уроке.
— Итак, тема нашего урока «Конфликт – это …».
Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.
Постановка учебной задачи
— Ребята, что мы должны будем сделать на уроке?
— Итак, ребята, что такое конфликт мы знаем, а между кем бывает конфликт? (между друзьями, между взрослыми и детьми, между коллегами по работе, между одноклассниками, между родственниками)
— А вот почему возникает конфликт нам поможет узнать такое упражнение
На уроке мы будем говорить о …..
Будем выяснять, …… – это …
1). Упражнение «Конфликтное слово»
Перед вами следующие буквы, У меня на столе слова, выберите из них конфликтное слово на эти буквы и разложить их на доске в графе «Плохо»
— Что означают эти слова?
— Мы знаем что такое конфликт, из-за чего он возникает, между кем он возникает, а как же разрешить конфликт? Давайте, вспомним, какие варианты решения конфликта мы знаем и сделаем следующее…
Называют слова, находят правильные на столе и раскладывают на доске в графе «Плохо» («Хорошо» ….)
Р— разрыв К – клички О-обида Н-непонимание
Давайте скажем правильно – повторяйте за мной (за экраном слова)
Отвечают на вопрос
2). Упражнение «Найди соответствия»
— У нас на доске следующие изображения животных и слова – варианты разрешения конфликта. Найдите соответствия и расскажите нам об этих вариантах решения конфликта?
«Плюшевый мишка» (подчинение)
— Какой вариант по-вашему самый лучший?
— Хорошо, а теперь, давайте проверим и закрепим полученные знания, Делимся на две команды (мальчики и девочки) у меня на столе пословицы и поговорки – находим соответствия с нашими решениями конфликта и читаем их и объясняем смысл этих пословиц и поговорок ….
Вот, посмотрите даже народная мудрость гласит нам о том, что лучшие варианты решения конфликта это компромисс и сотрудничество!
К картинкам, означающим определенный вариант, ребята подставляют правильный ответ, объясняя каждый
Отвечают на вопрос
3). Просмотр отрывков из фильма «Барышня-крестьянка»
— К какому варианту решения конфликта пришли наши герои?
Смотрят фрагменты и отвечают на вопросы (Приложение №1).
Работают все вместе
4). Ребята, молодцы! Давайте вернемся к нашей таблице и заполним второй столбик «Хорошо»
Находят соответствующие слова и закрепляют во второй столбик
Примирение Понимание Уважение Прощение Мир Дружба Вывод Владеть собой Сочувствие ( повторяйте за мной (за экраном слова)
— А теперь, посмотрите на нашу таблицу из слов и попробуйте ответить на вопросы: слайд
«Конфликт – это хорошо, потому что…»,
«Конфликт – это плохо, потому что…»
Отвечают на вопросы с помощью слов из таблицы
1)Обобщение полученных на уроке знаний
— Что мы делали на уроке (цели….)?
— Ответили мы на вопрос нашего урока?
Ребята, оцените свою работу на уроке
На одной стороне доски (закрыв.)
На уроке мы говорили о …..
На уроке мы выясняли, конфликт – это … х
Зеленый смайлик – на уроке я делал(а) то, о чем просили
Желтый смайлик – на уроке я внимательно наблюдал(а) за работой других
это хорошо или плохо?
На уроке мы будем говорить о …..
Будем выяснять, ….. – это …
На уроке мы говорили о …..
На уроке мы выясняли, …. – это …
И волки сыты, и овцы целы
И дешево и сердито. И товар хорошо и цена веселая.
Мир да лад – большой клад.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
Кто дарит, тот друзей наживает.
Других не суди, на себя посмотри.
Худой мир лучше доброй ссоры.
С глаз долой, из сердца вон.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
1 марта (среда, 6 урок) в 6 А классе будет дан открытый урок по Обществознанию.
Учитель – Мосеева М.А.
И волки сыты, и овцы целы
И дешево и сердито. И товар хорошо и цена веселая.
Мир да лад – большой клад.
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
Кто дарит, тот друзей наживает.
Других не суди, на себя посмотри.
Худой мир лучше доброй ссоры.
С глаз долой, из сердца вон.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
«Способы, варианты выхода из конфликтной ситуации»
4. «Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой-то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину». Они готовы пожертвовать ради достижения согласия для общего блага как часть своих притязаний, так и отношениями.
5. «Сова» (сотрудничество). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путем ослабления напряженности между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей
«Городской межшкольный учебный комбинат № 2»
УРОКА-СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ «КОНФЛИКТ – ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
ТЮЛЬПА Раиса Андреевна
В МБОУДД «ГМУК № 2» обучаются учащиеся школ города по различным рабочим специальностям по 5 часов в неделю. В течение двух лет у учащихся 10-11 классов формируются базовые профессиональные умения и компетенции – как условие конкурентоспособного специалиста.
Учитывая новые требования к содержанию образования, совершенствуя научно-методическое обеспечение образовательного процесса, большое внимание уделяется созданию условий для формирования компетентностей, организации и развитию навыков самообразования и самовоспитания обучающихся, т.к. это основа становления творчески состоятельной личности.
В ходе практической работы полученные знания были применены в новых, жизненных ситуациях – делового характера.
Проведя рефлексию урока, (и учитывая рефлексию учащихся), можно сделать вывод, что цель урока достигнута, урок построен с учетом требований психологии, педагогики и методики: за два месяца до проведения семинара перед учащимися была поставлена проблема. В ходе беседы было выяснено, что для решения данной проблемы у учащихся не хватает знаний. Было решено провести семинар. На стенде «Учись учиться» был помещен перечень вопросов, предложенных для рассмотрения, советы «Как готовиться к семинару», дан список рекомендуемой литературы. Учащиеся распределились на группы и началась подготовка. В ходе подготовки проводились консультации.
В ходе семинара, вначале, дана психологическая установка учащимся на предстоящую работу (тренинговое упражнение «Улыбка») – настрой на предстоящее общение, раскрепощение. Далее освещена тема, цели, которые надо достичь; критерий оценивания работы: оценки работы группы в целом + лепта каждого в общий вклад – «копилка».
Центральное правило семинара: высказываются все! активны все!
Во вступительном слове учителя подчеркнута актуальность темы семинара и отмечено, что общение на деловом уровне предполагает…
(сотрудничество). А для этого необходима атмосфера … (атмосфера взаимного доверия). Вот на этой основе и будет строиться разговор.
А далее, в едином равноправном взаимодействии учителя и обучающихся на основе деятельностного подхода (учащиеся активно мыслили, рассуждали, предполагали, предлагали, обосновывали свое понимание проблемы, поэтапно разрешая проблему), было сообща выведено определение «конфликта», выявлены причины возникновения конфликта, виды конфликтов, стратегии поведения в конфликте, как управлять конфликтом, табу в конфликте. Наглядность (макеты и презентация) помогала лучше воспринимать информацию. В ходе урока проблемными вопросами учителя активизировалась мыслительная деятельность учащихся. Учащиеся самостоятельно выявили свою стратегию поведения в конфликте, путем компьютерного тестирования. А на основе материала ранее изученных тем по деловому общению, был составлен «Кодекс поведения в конфликте». Чувствовалось равенство и взаимоуважение.
И, главное, у ребят сформировался еще один очень важный социальный навык – навык поведения в конфликте, изменилось отношение к конфликтам; они по-новому посмотрели на эту проблему, и четко усвоили, что в любом случае, необходимо сохранять отношения между людьми.
Учащиеся получили еще одно подспорье в становлении отношений к миру, к себе, к познанию, к трудовой деятельности.
Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?»
Цель: 1. Показать актуальность и значимость темы, выносимой на обсуждение. Сделать теоретическое обобщение самостоятельно изученного учащимися материала по проблеме. Продолжать учить учащихся учиться.
2. Продолжать формирования информационной компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; коммун
икативной компетентности, в т.ч. разрешении конфликтных ситуаций; углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте, через тестирование; кооперативной компетентности; проблемной компетенции.
3. Способствовать развитию эмоционально-волевой устойчивости.
4. Продолжать воспитывать чувство этического поведения и ответственности за конечный результат.
По форме организации: групповой.
Оформление и оснащение:
схема-аппликация: «Основы делового общения», «Содержание конфликта», «Структура разрешения конфликта»;
компьютерные тесты «Конфликтная ты личность?», «Определение стратегии поведения в конфликтной ситуации»;
1 этап: Вступительное слово:
психологическая установка уч-ся на предстоящую работу;
формулировка темы и целей семинара;
перечень рассматриваемых вопросов;
актуальность и значимость выносимой на обсуждение проблемы.
2 этап: Обсуждение проблемы, согласно плану. Подведение итогов обсуждения, оценка работы.
3 этап: компьютерное тестирование:
— «Конфликтная ты личность?»;
— «Определение способа решения конфликта»;
4 этап: Практическая работа: каждой группе демонстрируется отрывок делового общения в конфликте.
Задание: проанализировав ситуацию, определить:
— причину возникновения конфликта;
— предложить приемы урегулирования конфликта;
Анализ работы групп. Оценка результатов.
— Поделитесь впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт? (групповая работа).
1 . Конфликт – это спор, недоразумение или другое явление?
2. Какие типы конфликтов проявляются в ходе делового общении?
3. Что может послужить причиной конфликта?
4. Какие коммуникативные тактики (стили) используются для разрешения
5. Можно ли управлять конфликтом и если «да», то почему?
6. Как должен вести себя секретарь в конфликтной ситуации?
7. Каков механизм поведения в конфликте?
8. Конфликт – это хорошо или плохо?
1. Организационный момент: психологическая установка уч-ся на предстоящую работу (тренинговое упражнение «Улыбка») – настрой на предстоящее общение, раскрепощение.
— Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь, скажите пару приятных слов.
— Улыбнулись! И вы на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разумом, духом, любовью.
— Значит, вы готовы к занятию!
2. Объявление темы и целей семинара.
Тема семинара «Конфликт – это хорошо, или плохо?» (слайд 1).
Цели: На сегодняшнем семинаре мы должны подвести итоги самостоятельно проделанной вами работы для решения очень важной проблемы «Конфликт – это хорошо или плохо?», а для этого нам необходимо выяснить: конфликт – что это за явление, каковы его причины. Рассмотреть стили разрешения конфликта, выявить их преимущества и недостатки, а также выяснить, какой стиль поведения в конфликтной ситуации характерен для вас? Подобрать способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтом и постараться показать свои умения творческого разрешения конфликтных ситуаций в ходе выполнения практического задания.
План нашей работы (слайд 2), с ним вы уже знакомы, по его вопросам вы готовились к семинару. Этому плану мы и будем следовать в ходе нашей работы (слайд 2).
4. Критерий оценки: оценки работы группы в целом + лепта каждого в общий вклад – «копилка».
Центральное правило нашего семинара:
Вступительное слово учителя:
Общение на деловом уровне предполагает… ( сотрудничество). А для этого необходима атмосфера … (атмосфера взаимного доверия).
Вот на этой основе мы и будем строить сегодняшний разговор!
— Поддержание атмосферы уважения и этичного поведения – основа деловых отношений. Но на любой работе, в любом коллективе нас окружают самые разные люди, и не все они являются воплощением доброты и приветливости. Плюс еще конкуренция, гонка за прибылью, стремление быть лучше, стремление успеть, плюс наш неумный характер и еще многое другое…
Работа в режиме постоянных перегрузок приводит к появлению чувства хронической усталости, повышению раздражительности, снижению интереса к работе и, как следствие падение продуктивности. В результате – не только успех, а и конфликты, и стресс, и разочарования…
Статистические опросы и интервью менеджеров по персоналу показывают, что игнорирование конфликтных ситуаций в коллективе не только демонстрирует плохое управление, но и деморализует работника, наносит вред производительности труда, стабильности компании, и ее доходности. Сотрудники работают в напряженной атмосфере; возникает опасность возмездия… Это далеко не полный перечень последствий конфликтов. Как же быть?
В таких условиях особое значение приобретает способность искать и находить нестандартные способы решения проблем, мобилизуя все имеющиеся творческие и интеллектуальные ресурсы.
Необходимо помнить, что отношения создает каждый и каждый несет за это большую ответственность и насколько высока будет эта ответственность – настолько комфортно вам будет работать друг с другом.
В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.
Так давайте же рассмотрим, конфликт – это спор, недоразумение, или другое явление? (заслушиваются определения КОНФЛИКТА, которые предлагают представители групп). Давайте сделаем вывод:
Вывод: конфликт – это столкновение… целей, интересов, взглядов, стремлений, действий, планов… (слайд 3), (демонстрация макета);
А теперь давайте рассмотрим, какие типы конфликтов проявляются в ходе делового общения?
— Гёте утверждал: «Две души живут в моей груди…»
Учащиеся характеризуют типы конфликтов, которые, по их мнению, проявляются в деловом общении и делают вывод, что самые распространенные в деловом общении типы конфликтов, это (слайд 4):
конфликт между личностью и группой;
Вопрос к учащимся: какой тип конфликта считается самым распространенным? (межличностный).
Психологи утверждают, что в каждом из нас живет дух противоречия, который только ждет своего часа. поэтому конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением». Чтобы управлять конфликтной ситуацией, необходимо понимать причины ее возникновения.
Вопрос к учащимся: как вы думаете, что же может быть причиной конфликтов?
Учащиеся предлагают свои версии с комментариями (слайд 5):
— различия в манере поведения и жизненном опыте;
— плохая передача информации (неудовлет. коммуникации);
— фактор психологических травм и культурной среды;
— неумение эффективно общаться в деловой сфере.
Вопрос к учащимся: какая причина возникновения конфликта самая распространенная в деловом общении? (неумение эффективно общаться в деловой сфере).
В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какую-то определенную тактику (стиль) поведения.
В конкретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы (действуя активно или пассивно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Какие бы тактики вы предложили для разрешения проблемы?
(Учащиеся предлагают основные коммуникативные тактики (стили) поведения в конфликтной ситуации, дают определения и приводят примеры, в каких конфликтных ситуациях проявляется тот или иной стиль поведения (слайд 6).
Это пять основных коммуникативных тактик:
Вопрос к учащимся: какой стиль самый эффективный в достижении цели: разрешении конфликта? (эффективны все).
Делаем вывод: эффективный работник – это тот, кто одинаково успешно владеет всеми коммуникативными тактиками в конфликтной ситуации, выбирая их в соответствии с возникающей ситуацией взаимодействия с партнером, с которым происходит деловое общение.
Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения противоречий. И все же статистика показывает, что если выбора нет, и конфликт является единственным способом урегулирования противоречия… самому выступать инициатором конфликта.
— Возникает вопрос: можно ли управлять конфликтом и если да, то почему?
— Можно, потому, что при сознательном вхождении в конфликт появляется возможность управления им значительно эффективнее.
(Учащимися рассматриваются стадии конфликта (слайд 7); приемы управления конфликтом).
Вопрос учащимся: как сделать деловой конфликт конструктивным? (слайд 8) – демонстрация приемов учащимися).
1. Следовать этим рекомендациям нелегко, потому, что вместо позиции естественного эгоизма нужно научиться быть как бы внутри ситуации, и вне ее; отделять свои интересы, свою точку зрения, свой опыт от того, что происходит с другим человеком, принимать его интересы, как объективную реальность, независимо от вашего отношения к этому.
2. Да, конфликтом можно управлять, и очень эффективно!
3. Не только в разных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному, но и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть различной.
— Итак, мы выяснили, что для эффективного разрешения проблемы (конфликта) необходимо учитывать (на схеме отделять составные части конфликта):
мотивы других, отделить вовлеченных в конфликт людей, а также
причину самого конфликта (слайд 9).
Но и это еще не все!
Предотвращение конфликта – большое искусство. Оно предполагает умение слушать и разъяснять, причем делать это всякий раз по ситуации и с учетом собеседника. При этом важно умение разбираться в людях, распознавать их психологические особенности, находить индивидуальный подход к каждому.
Давайте же, посмотрим, что нам еще поможет установить контакт с собеседником? (качества) – (слайд 10).
Вывод: качества – это опорные кирпичики для установления контакта в разрешении конфликта! (работа с макетом).
— Недавно проходил симпозиум административных работников всех уровней и их помощников. В ходе опроса их попросили выбрать и расположить по приоритетам самые важные навыки и качества, которыми должен обладать успешный секретарь в их организации. Из 12 положений, внесенных в список, практически все выделили 5 основных (почти 95%):
честность, умение управлять собой, дипломатичность, гибкость, умение предупреждать события…
Остальные семь: способность работать с несколькими задачами, внимательность, инициативность, способность быстро понять проблему, всегда быть в курсе дела, умение работать в команде, быть открытым к новому.
Да, качества – большое подспорье!
А так как вы овладеваете азами профессии «Секретарь руководителя», то очень хочется узнать, а как должен вести себя секретарь в конфликтной ситуации, ведь секретарь является связующим звеном между руководителем и сотрудниками. Кто же ближе? (выступления уч-ся).
Делаем вывод: найти выход из конфликтной ситуации – не в этом ли показатель высокой культуры общения секретаря?
По данным Международной организации профессиональных секретарей, более 48% опрошенных руководителей и секретарей отметили, что имеют высокий уровень стрессов на работе. И как мы говорили ранее, при трудоустройстве на собеседовании работодателя интересует ваше здоровье: конфликтные работники никому не нужны.
И еще одно ведущее качество – быть разной, в зависимости от обстоятельств. В этом отражается гибкость поведения секретаря!
Вывод: и секретарю, и руководителю, и коллегам приятно работать на фоне позитивных взаимоотношений.
А теперь, для разрешения еще одной составляющей проблемы, нам необходимо, вспомнив все предыдущие темы по разделу «Деловая культура», составить «Кодекс поведения в конфликте».
Великий персидский писатель и мыслитель Саади писал:
Разгневан – потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев,
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно…
ВАШИ ПРИЕМЫ! (УБРАТЬ С МАКЕТА ПРИЕМЫ)
(Учащиеся предлагают приемы – слайд 11).
Но, в конфликтной ситуации НЕЛЬЗЯ… (учащиеся называют 11 табу) – слайд 12.
Делаем вывод: «переговоры», убеждения должны вестись до того момента, пока между участниками, находящимися ранее в состоянии «Я и ты – против друг друга», не возникло состояние «Мы вместе против проблемы» (СТРЕЛКИ В СХЕМЕ РАЗВЕРНУТЬ).
Помните, великие говорили: «Ведь любящие люди – это не те, что смотрят в глаза друг другу, а те, которые смотрят в одном направлении!».
Прав был Б. Грасиан, утверждая, «НИ ОДНО ИЗ ЗАНЯТИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ НЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШЕГО БЛАГОРАЗУМИЯ, ЧЕМ ЭТО», ИМЕЮ В ВИДУ ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ.
Для окончательного разрешения проблемы необходимо ответить еще на один вопрос: конфликт – это хорошо, или плохо? (слайд 13)
(Учащиеся озвучивают сравнительную характеристику и делают вывод:
— деструктивный конфликт – слайд 14;
— конструктивный конфликт – слайд 15);
1. К. – даже необходимы для развития ситуаций и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.
2. К. – помогает лучше и всесторонне узнать противоборствующую личность.
1. Явные и скрытые конфликты снижают продуктивность работы, профессиональную успешность и личную удовлетворенность отдельных работников.
2. Конфликт в больших дозах вреден для здоровья – стрессы.
Давайте сделаем общий вывод (слайд 16):
1. Необходимо избегать очень важной ошибки: в конфликте у участников не должно быть установки на победу или поражение. Должна быть цель: найти решение, при котором бы никто не проиграл (нельзя: «либо он, либо я»).
2. Только та победа истинна, когда никто не считает себя побежденным (Будда).
(обратить внимание учащихся на макет – «конфликт наш разрешен!» )
Учитель: все вопросы плана рассмотрены, проблема решена.
И в заключение теоретической части, хочется дать вам несколько советов – запомните эти прописные истины:
Любая проблема имеет решение: не бывает поражений, бывает только обратная связь;
Любой ваш выбор – самый лучший, из возможных;
Любая причина порождает следствие: ежеминутно своими мыслями, чувствами, поступками мы сеем причины будущих следствий;
Вспомните народную пословицу: «Как аукнется, так и откликнется!». Правда, скорее всего не сразу.
Необходимо не забывать вечную истину: отдавая, мы приобретаем; как ты относишься к людям – так и они к тебе…
Нужно обязательно научиться извлекать полезные уроки из всех негативных ситуаций;
Нужно уметь прощать, потому что горечь и самооправдание съедят вас изнутри;
Успех в значительной степени обусловлен гармонией отношений с окружающими и с самим собой.
И если уж случился стресс, научитесь снимать его одним из известных вам способов.
— Приступаем к оценке работы групп по теоретическим вопросам семинара (качественная самооценка).
1. Задания: каждой группе будет показан отрывок делового общения в конфликте. Вам необходимо:
1. Определить тип конфликта.
2. Причину возникновения конфликта.
3. Предложить приемы урегулирования конфликта.
(Учащиеся просматривают отрывки общения в конфликте, затем в течение 5 минут обсуждают проблему, делают выводы и представляют результаты).
2. Подведение итогов: каждая группа анализирует работу каждого участника и оценивает результаты, итоги выставляются в «портфеле».
3. Компьютерное тестирование:
— Конфликтная ты личность?
— Определение способа решения конфликта.
Результаты заносятся в рабочую тетрадь.
Ш. Рефлексия: ответы на вопросы:
1. Что Вы получили (чему научились, что узнали нового) на сегодняшнем семинаре?
2. Поделитесь впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт?
Практическое задание 1.
Задание: проанализировав ситуацию, определите:
2. Причину конфликта;
3. Найти ошибки и предложить приемы урегулирования конфликта.
— Наталья, вы составили проект приказа «Об участии в выставке», а факс-подтверждение об участии в выставке-продаже отправили?
— (резко) И не пытайтесь выкручиваться, я могу расценить это как безответственность. Вы просто бездельница! Изволь написать объяснительную!
— Не буду я писать объяснительную.
— Тогда я доложу директору (развернувшись, направилась к директору).
Практическое задание 2.
Задание: проанализировав ситуацию, определите:
2. Причину конфликта;
3. Найти ошибки и предложить приемы урегулирования конфликта.
Возбужденный секретарь входит в кабинет, снимает куртку (вся ее куртка мокрая), пытается ее почистить. И по ходу ворчит: «И что за народ, бока в автобусе намяли, обувь истоптали… И еще, в придачу, эта машина. я, как курица, мокрая… Как я буду работать. ».
Без стука входит девушка в верхней одежде:
— Ой, я не опоздала? Целый час ждала автобус! Сил никаких нет!
— А Галина Андреевна свободна? Она меня примет?
— Что значит, нет?! Мне очень надо!
— Я буду жаловаться! (Хлопнув дверью, вышла).
— Не успеешь порог переступить, а они уже ломятся… Ни здравствуйте, ни до свидания! А жаловаться все умеют!
Практическое задание 3.
Задание: проанализировав ситуацию, определите:
2. Причину конфликта;
3. Найти ошибки и предложить приемы урегулирования конфликта.
Идет собрание в отделе сбыта. На повестке дня вопрос о возможностях увеличения объема продаж.
Слово попросила Петрова:
— Я выражаю мнение всего отдела. Мы считаем, что увеличение объема продаж можно добиться путем снижения цены.
— А я считаю, что, во-первых, такая тактика приведет к уменьшению прибыли, а, во-вторых, у покупателей может сложиться мнение, что наша продукция по качеству ниже, чем продукция наших конкурентов! Можно поступить следующим образом:…
(не дослушав выступление Ивановой), выкрикивает Петрова:
— Вечно тебе, Иванова, кажется, что ты умнее всех!
— И все-таки, я убеждена, что мое мнение правильное.
— За твои убеждения мы объем продаж не увеличим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов. – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
2. Бабаева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – 2-е изд., исправл. – Мн.: Новое знание, 2001.
3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Вернер Зигерт. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 2000.
5. Власова Н.М. …И проснешься боссом: Справочник по психологии управления. – М.: Инфа-М; Экор, 2000.
6. Джини Грехем Скотт. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 2000.
7. Корнелиус Х., Фэй Ш. Выиграть может каждый. – М.: Стрингер, 2000.
8. Круглянская Л.Я. Настольная книга секретаря: Справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2011.
9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, Ч.2.
10. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону, 2000.
12. Сизикова С.Ф. Основы делового общения: Методическое пособие.
13. Чупрякова М.Э. Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Изд. «Литур», 2001.
14. Шейнов В.П. Секретарь: Практическое пособие. – М.: АСТ, Харвест, 2005.