конкурс в налоговой что спрашивают
Собеседование в налоговую
Налоговая инспекция считается престижным местом работы. Так и есть на самом деле. Гражданская служба хороша не только дополнительными привилегиями, но и высоким пенсионным обеспечением в перспективе. Привлекательность налоговой объясняется также стабильностью и надежностью этого места работы. Просчитанная на годы вперёд карьера, регулярные выплаты зарплаты и отличное премирование — все в комплексе дает сотруднику уверенность в завтрашнем дне. «Туда нереально попасть!» — скажете вы. На самом деле возможности всегда открыты, особенно если вы не претендуете сразу на руководящую должность, а готовы начинать с низов.
Собеседование в налоговой: что нужно знать
Первое и основное, о чем нужно знать, это тот факт, что на любую, даже самую скромную позицию в налоговую инспекцию, проводится конкурс. Официальная процедура, которая принята в государственных структурах. Поэтому просто прислать резюме в отдел кадров и ждать ответа, не получится.
В каком порядке действовать? Сначала нужно подать документы на открытую вакансию, на которую уже объявлен конкурс. В пакет входят следующие официальные бумаги:
Важная деталь: документы в копиях заверяются по месту работы в отделе кадров печатью организации или нотариально.
Времени на сбор всего пакета предостаточно. С момента открытия вакансии бумаги можно сдать в кадровую службу ФНС в течение 21 дня.
Анализ документов кандидатов — это первый этап отбора. Их рассматривают на соответствие требованиям вакансии. Потом лучших уведомляют об участии во втором этапе. Происходит это не менее, чем за 15 дней до личного собеседования с соискателем должности. Таковы требования Закона о государственной службе.
Подать свои документы формально может каждый. Но помните о том, что если у вас не соответствует образование или опыт работы, то выдержать заочный конкурс с теми, у кого за спиной академии госслужбы, специальные юридические вузы и должности в чиновничьих структурах, будет невозможно.
Что спрашивают в налоговой на собеседовании
До вопросов с комиссией, в которую будет входить потенциальный руководитель и группа экспертов, надо еще пройти тестирование по специальности. Традиционный опросный лист состоит из 25 вопросов по законодательству с акцентом на тему налогов. Нужно знать режимы, нормы, сроки платежей, стандарты оформления деклараций как физических, так и юридических лиц.
Количество ошибок на испытании не должно превышать 7 пунктов. Кандидаты, которые допустили больше, автоматически отбраковываются комиссией. Также нужно помнить, что вы проходите конкурс. Если найдется кандидат, который сделал не 7, а 6 или 5 промахов, то он будет иметь приоритет.
Если вы не прокололись на тесте, который проводится зачастую на компьютере, а результат выдается сразу, то вы переходите на следующий этап — личного собеседования.
О чем будут спрашивать? От профессиональных нюансов до обычных разговоров о жизни, семье, личных приоритетах. Не избежать интереса к прежним местам работы и причинах их оставления. Это классика жанра, обычно такие вопросы задают и на государственной службе, и в коммерции.
Комиссия может вернуться и к законодательству. Погонять соискателя по особенностям налогов и сборов. Но здесь в ход пойдут не только общие вопросы, но и частные, сложные случаи. Так что готовиться по теории придется серьезно.
Как пройти собеседование в налоговую инспекцию
Универсального решения быть не может. Инспекций много, свое подразделение в каждом районе. Это значит, как минимум на этапе финального личного собеседования все будет не так, как в другом месте. Начальники разные, вопросы они задают тоже отличающиеся друг от друга.
Но, в целом, есть несколько краеугольных камней успешного трудоустройства в налоговую, которые лучше соблюдать.
Наши советы носят общий характер. Ситуации с трудоустройством всегда индивидуальны. Но самых распространенных ошибок с этими рекомендациями вы избежите.
Допрос в налоговой: рецепт успешного прохождения из 10 простых шагов
Итак, вас вызвали на допрос. Нормальные среднестатистические люди испытывают страх, волнение, в редких случаях – панику, и каждая из этих реакций нормальна. Особенно, если вызов на допрос вы получили впервые. После того, как первые эмоции пройдут, нужен план действий и этот план должен работать в вашу пользу, прежде всего, защищая ваши интересы. С чего начать? Вот список из 10 простых шагов, которые необходимо сделать.
1. Проверить правомерность и действительность вызова на допрос
Согласно п. 1 ст. 90 НК РФ налоговый инспектор может вызвать на допрос в качестве свидетеля «… любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля», а значит кого угодно.
Несмотря на то, что ст. 90 НК РФ не регламентирует как именно свидетеля необходимо вызвать на допрос, в нашем распоряжении есть письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837, которое содержит рекомендации о вызове свидетеля для дачи показаний повесткой.
Поэтому прежде, чем волноваться, давайте определим – вызвали вас или нет. Телефонный звонок, е-мэйл, приход участкового домой к вашей бабушке не являются официальным вызовом на допрос.
А что бывает? Согласно ст. 128 НК РФ предусмотрена ответственность за неявку без уважительной причины или уклонение от явки, в виде штрафа в размере 1000 руб.
Если же вами получена повестка и есть подтверждение, что вы ее получили, то как законопослушный налогоплательщик вы обязаны явиться на допрос.
2. Позвонить адвокату, налоговому консультанту, юристу
3. Изучить перечень возможных вопросов
В этом приложении содержатся два перечня вопросов: к генеральному директору и рядовому сотруднику.
Всего 80 вопросов, рекомендованных к применению всеми инспекциями при проведении допросов.
Проговорите ответы на вопросы, поскольку порой, чтобы услышать «абсурдность» довода или услышать «двойной смысл», нужно просто произнести фразу вслух.
4. Подготовиться к ответам на сложные вопросы
Даже если это не гарантирует вам победу, во всяком случае, точно убережет от ненужных ошибок.
5. Согласовать свою позицию с контрагентами, если это необходимо
Не сомневайтесь, что руководителя контрагента обязательно вызовут на допрос – это сейчас один из любимых способов налогового контроля у инспекторов.
6. Прийти на допрос в назначенное время
Некоторые адвокаты советуют схитрить – и прийти чуть позже, тогда времени на ваше мероприятие у инспектора останется гораздо меньше.
Это может быть отдельный кабинет, а может быть кабинет, где одновременно располагается 10 инспекторов и вы, приютившись на стуле у стола своего инспектора, будете отвечать на вопросы. На ваши ответы это никак не должно повлиять, придерживайтесь заранее подготовленной стратегии.
7. Отвечать на вопросы, не давая лишней информации
Налоговый инспектор бизнесмену:
— Как же это получается, Милейший! Заработали 1 миллион, а потратили 10 миллионов?
— Вот так и живем – еле сводим концы с концами.
Отвечайте на вопросы спокойно, особенно если ответы уже заведомо известны инспектору.
Прежде чем вызвать вас на допрос, инспектор уже провел небольшой анализ и ему уже известно о:
У вас есть право воспользоваться ст. 51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников». Положения этой статьи вам обязан разъяснить инспектор до начала допроса.
Если вы воспользуетесь таким правом только по некоторым вопросам, это вызовет у инспектора подозрение и только даст ему лишний повод «копать» глубже. Если вы решили не свидетельствовать, то прямо заявите об этом в самом начале допроса и не отвечайте совсем.
8. Внимательно прочитать протокол допроса и при необходимости внести корректировки
Ваша задача проверить, правильно ли отразили ваши ответы в протоколе и нет ли в них двойственного смысла. Инспектор будет толковать ваши ответы в свою пользу. Помните – у вас кардинально разные задачи! У инспектора – добыть как можно больше информации, у вас – рассказать, как можно меньше в общих чертах.
Если вы найдете в протоколе неточности или двойственные формулировки, попросите инспектора внести изменения. Объясните, что именно вы имели ввиду и как должна выглядеть фраза.
9. Откопировать, сфотографировать или в крайнем случае – переписать весь протокол
Скопируйте или сфотографируйте протокол. Если вам не разрешили это сделать, то вы можете смело его просто переписать на листок либо в телефон, это ваше право.
По моему опыту, в 30% случаях происходят повторные допросы и в 100% сверяется информация из протокола с данными из других источников.
10. Подписать протокол допроса, только после получения копии
Если вы поставите подпись на протоколе, не успев его скопировать, вы его больше не увидите, разве что в суде!
И последнее
Вы пришли в налоговую, чтобы исполнить свой долг как добросовестного налогоплательщика – ничего больше.
От того, что вас вызвали на допрос, у вас не стало меньше прав или их ограничили – нет. Помните об этом, держите свою позицию и тогда есть все шансы пройти допрос с минимальными последствиями.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как проходит собеседование на госслужбу
Вопросы при поступлении на государственную гражданскую службу:
В Постановлении Правительства № 397 от 31.03.2018 закреплено, как устроиться на государственную службу, и утверждена новая единая методика. В соответствии с этой методикой, граждане, претендующие на работу в государственных структурах, проходят конкурс и индивидуальное собеседование.
Как проходит конкурс
В 79-ФЗ от 27.07.2004 и Указе президента РФ № 112 от 01.02.2005 закреплено, как проходит конкурс на государственную гражданскую службу — в два этапа. На первом этапе госорганы размещают объявление о приеме документов для участия в конкурсе. В таком объявлении указывают:
Соискатель предоставляет требуемые документы, после чего их тщательно проверяют на достоверность.
На втором этапе проводится сам конкурс. В ведомстве созывают конкурсную комиссию: она и оценивает кандидатов на профессионализм и соответствие занимаемой должности. Конкурсные процедуры включают индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, реферат или тестирование по вопросам, напрямую связанным с выполнением трудовых обязанностей.
Существует база типовых тестов и тестовых вопросов. Каждое ведомство разрабатывает тестирование, исходя из специфики деятельности. Очевидно, что перечень вопросов тестирования госслужащих при приеме на работу в Совет Федерации связан со знанием Конституции РФ, действующего законодательства (в том числе и о противодействии коррупции), государственных символов.
А при поступлении в органы миграционной службы тестируют на знание Конституции, миграционного законодательства, основ информационно-коммуникационных технологий.
Как проходит собеседование
Оно представляет собой процесс взаимодействия двух сторон. Работодатель имеет возможность отобрать требуемого кандидата, а соискатель — провести для себя оценку компании в общем.
Чтобы оценить уровень навыков претендента, его соответствие установленным к должности требованиям, в процессе реализации конкурсной процедуры используют различные способы оценки кандидатов, не противоречащие законодательству, и в том числе беседа индивидуального характера. Собеседование проводится в рамках разработанной правительством новой методики № 397 и позволяет более объективно реализовать конкурсные процедуры на замещение вакансий в органах власти и сформировать кадровый резерв. К примеру, вопросы на собеседовании при приеме на работу в прокуратуру направлены на проверку знаний российских законов.
Как проводят собеседование при поступлении на госслужбу
В нормативах Минтруда и других ведомств разъясняется, как проходит подготовка граждан к госслужбе, — соискателям необходимо пройти не только собеседование, но и тематическое тестирование. Минтруд выпустил специальную методичку, которая поможет подготовиться к трудоустройству в госорганы.
Для будущих госслужащих проводят собеседование двух видов:
Руководитель подразделения вправе провести интервью с кандидатом в предварительном режиме и задать первоначальные вопросы на собеседовании.
Если предварительная беседа имела место, проводивший ее руководитель устно докладывает о результатах в процессе заседания конкурсной комиссии.
Очная встреча идет в процессе заседания специально созданной комиссии, которая обсуждает с претендентом итоги выполненных им иных заданий, предусмотренных конкурсом, задает вопросы, помогающие установить имеющиеся навыки и знания. Это необходимо, чтобы определить уровень профессионализма.
Проведение очной беседы является обязательным. Без проведения очного собеседования на госслужбу в процессе заседания комиссия не уполномочена принимать решение о выборе победившего претендента.
После беседы все члены комиссии вносят в бюллетень установленной формы (прилагается) результаты оценки, включающие баллы по итогам разговора. Эти баллы рассчитываются в виде суммы среднего арифметического по результатам индивидуальной беседы, баллов по итогам тестов и иных заданий по конкурсу. В п. 32 ПП РФ № 397 указано, сколько баллов необходимо для прохождения тестирования на госслужбу, — не меньше 50% от максимального балла. За каждый правильный ответ присваивают 1 балл, всего задают не меньше 40 вопросов. Тот, кто набрал меньше 20 баллов, признается не сдавшим тестирование.
Проводя индивидуальную беседу, комиссия, в соответствии с решением нанимателя, вправе использовать аудио- и видеозаписывающие средства. При необходимости ведется стенограмма реализации определенных процедур. Это позволит в дальнейшем сравнить полученные ответы в целях максимальной объективности их оценки.
Какие вопросы задают
Минтруд установил, какие вопросы задают на конкурсе на государственную службу, разработав базу тестовых вопросов. Кроме того, ведомства включают индивидуальные вопросы, продуманные с учетом специфики их деятельности. Прежде чем отправить заявку на вакансию, кандидат вправе пройти тест на официальном сайте госслужбы — для предварительной проверки собственных знаний.
Вопросы формируются по направлениям. С помощью них оценивают уровень профессионализма претендента.
При формировании перечня тем учитываются:
Вопросы включают информацию на знание:
На сайте Минтруда тоже приводится перечень проверочных вопросов для определения текущего квалификационного уровня. Вот пример подготовки проекта документа на экзамене госслужбы (один из базовых вопросов Минтруда):
Индивидуальное собеседование основано на вопросах из практики в конкретных ситуациях, имевших место в структурных подразделениях госоргана, в котором есть вакансия. Таким образом, конкурсная комиссия задает практические вопросы и проводит дискуссию с кандидатами индивидуально.
Как оценить результаты
В различных органах власти утверждены отраслевые методики проведения конкурсов, заключающиеся в устных, письменных и электронных ответах. Методики по отраслям предусматривают варианты подготовки и оценки интервью. Например, опросники в Минфине готовятся в соответствии с должностным функционалом и оцениваются по балльной системе.
Результат индивидуальной беседы подлежит оценке конкурсной комиссией:
Образец конкурсного бюллетеня
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Конкурс в налоговой что спрашивают
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной налоговой службы от 1 июня 2018 г. N ММВ-7-4/371@ “Об утверждении Методики проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе и Порядка и сроков работы конкурсных комиссий для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе”
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2018, № 1, ст. 7), Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 439; 2017, N 37, ст. 5506), постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 16, ст. 2359) и Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 40, ст. 5847), приказываю:
1. Утвердить Методику проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок и сроки работы конкурсных комиссий для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Руководителям территориальных органов Федеральной налоговой службы обеспечить выполнение требований настоящего приказа.
4. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2009 г. N ММ-7-4/241@ «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2009 г., регистрационный N 13994);
приказ Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2011 г. N ММВ-7-4/281@ «О внесении изменений в Методику проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2011 г., регистрационный N 20870);
приказ Федеральной налоговой службы от 1 июля 2013 г. N ММВ-7-4/219@ «О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2009 г. № ММ-7-4/241@ «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2013 г., регистрационный N 29074);
приказ Федеральной налоговой службы от 1 июля 2014 г. № ММВ-7-4/347@ «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2009 г. N ММ-7-4/241@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33296);
приказ Федеральной налоговой службы от 20 марта 2017 г. N ММВ-7-4/224@ «О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2009 г. № ММ-7-4/241@ «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46310);
приказ Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2018 г. № ММВ-7-4/103@ «О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2009 г. № ММ-7-4/241@ «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2018 г., регистрационный N 50383).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной налоговой службы | М.В. Мишустин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июля 2018 г.
Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 01.06.2018 г.
N ММВ-7-4/371@
Методика проведения конкурсов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе
определение победителя для назначения на вакантную должность гражданской службы.
3. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов для замещения вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности и определении победителя.
5. Конкурс не проводится:
а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
б) при заключении срочного служебного контракта;
в) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2018, N 1, ст. 7);
г) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
6. Конкурс может не проводиться:
а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному приказом ФНС России от 18 октября 2010 г. N ММВ-7-4/506@ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной налоговой службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2010 г., регистрационный N 18919);
б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.
7. Конкурс проводится в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 16, ст. 2359), и настоящей Методикой.
8. Конкурс проводится в два этапа.
9. На первом этапе осуществляется:
а) подготовка и публикация объявления о приеме документов для участия в конкурсе;
б) проверка полноты и правильности оформления представленных документов и достоверности сведений, представленных гражданином (гражданским служащим).
наименование вакантной должности гражданской службы;
место прохождения гражданской службы;
квалификационные требования для замещения вакантной должности;
условия прохождения гражданской службы;
перечень, а также место и время приема документов, подлежащих представлению для участия в конкурсе;
срок, до истечения которого принимаются указанные документы;
предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения;
положения должностного регламента гражданского служащего, включающие должностные обязанности, права и ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
другие информационные материалы.
Предварительный тест размещается на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет».
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также может публиковаться в периодическом печатном издании.
Результаты прохождения претендентом предварительного теста не могут быть приняты во внимание конкурсной комиссией и не могут являться основанием для отказа ему в приеме документов для участия в конкурсе.
11. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 439; 2017, N 37, ст. 5506) право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
12. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ФНС России, в территориальном налоговом органе, где он замещает должность гражданской службы, представляет в службу кадров заявление на имя представителя нанимателя.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ФНС России, в территориальном налоговом органе, при этом замещающий должность гражданской службы в ином государственном органе, представляет в службу кадров заявление на имя представителя нанимателя и заполненную, подписанную им и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст. 2192; 2018, N 12, ст. 1677), с фотографией.
Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в службу кадров следующие документы:
а) личное заявление;
б) заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст. 2192; 2007, N 43, ст. 5264; 2018, N 12, ст. 1677), с фотографией;
в) копию паспорта или заменяющего его документа (подлинник соответствующего документа предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:
копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
е) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
13. При подаче документов на конкурс гражданин оформляет письменное согласие на обработку персональных данных в ФНС России (территориальном налоговом органе).
14. Документы, указанные в пунктах 12 и 13 настоящей Методики, в течение 21 календарного дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» представляются в службу кадров гражданином (гражданским служащим) лично, посредством направления по почте или в электронном виде с использованием указанной информационной системы.
В электронном виде документы представляются в соответствии с Правилами представления документов в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв федерального государственного органа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. N 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 12, ст. 1677).
Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.
При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.
Заявления граждан (гражданских служащих), изъявивших желание участвовать в конкурсе, регистрируются службой кадров в электронном виде.
15. Достоверность сведений, представленных гражданином в ФНС России, в территориальный налоговый орган, подлежит проверке. Сведения, представленные в электронном виде, подвергаются автоматизированной проверке в порядке, установленном Правилами автоматизированной проверки сведений, представленных в электронном виде кандидатом для участия в конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв федерального государственного органа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 227 «О некоторых мерах по внедрению информационных технологий в кадровую работу на государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 12, ст. 1677).
Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.
16. С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой проводится конкурс, связано с использованием таких сведений.
При отказе гражданина (гражданского служащего) от проведения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой проводится конкурс, связано с использованием таких сведений, он не допускается к участию в конкурсе.
17. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения, о чем он уведомляется в письменной форме с объяснением причин отказа.
Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и оформляется ведомственным правовым актом (приказом).
Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.
При установлении в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе в письменной форме. В случае если гражданин представил документы для участия в конкурсе в электронном виде, извещение о причинах отказа в участии в конкурсе направляется ему в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственной информационной системы в области государственной службы.
20. На втором этапе осуществляется:
а) оценка профессиональных и личностных качеств кандидатов;
б) принятие решения конкурсной комиссией;
в) назначение на вакантную должность гражданской службы.
21. В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки (индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности, на замещение которой претендуют кандидаты).
Обязательными методами оценки являются тестирование и индивидуальное собеседование. Необходимость, а также очередность применения других методов оценки при проведении конкурса определяется конкурсной комиссией.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента, связанных с исполнением обязанностей по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
21.1. В ходе конкурсных процедур проводится тестирование:
для оценки уровня владения государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий;
для оценки знаний и умений по вопросам профессиональной служебной деятельности исходя из области и вида профессиональной служебной деятельности по вакантной должности гражданской службы.
При тестировании используется единый перечень вопросов.
Тест должен содержать не менее 40 и не более 60 вопросов.
На каждый вопрос теста может быть только один верный вариант ответа.
Кандидатам предоставляется одно и то же время для прохождения тестирования.
В ходе тестирования не допускается использование кандидатами специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации, выход кандидатов за пределы аудитории, в которой проходит тестирование.
По результатам тестирования кандидатам выставляется:
Тестирование считается пройденным, если кандидат правильно ответил на 70 и более процентов заданных вопросов.
21.2. Групповые дискуссии проводятся в форме свободной беседы с кандидатами и базируются на практических вопросах, конкретных ситуациях, касающихся их будущей профессиональной служебной деятельности.
Проведение групповой дискуссии позволяет выявить наиболее подготовленных и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами кандидатов.
Тема для проведения групповой дискуссии определяется начальником структурного подразделения центрального аппарата ФНС России (территориального налогового органа), для замещения вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс.
В целях проведения групповой дискуссии кандидатам предлагается конкретная ситуация, которую необходимо обсудить и найти решение поставленных в ней проблем.
В течение установленного времени кандидатом готовится письменный ответ.
Ответы кандидатов изучаются конкурсной комиссией. Затем проводится дискуссия с участием указанных лиц, после завершения которой конкурсной комиссией принимается решение об итогах прохождения кандидатами групповой дискуссии.
Результаты дискуссии оцениваются членами конкурсной комиссии:
в 5 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание практического вопроса, правильно использовал категории, понятия и термины, в ходе дискуссии проявил высокую активность, показал высокий уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков аргументированного отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение обоснованно и самостоятельно принимать решения;
в 4 балла, если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание практического вопроса, правильно использовал категории, понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, в ходе дискуссии проявил активность, показал достаточный уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков аргументированного отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение самостоятельно принимать решения;
в 3 балла, если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание практического вопроса, не всегда правильно использовал категории, понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе дискуссии проявил низкую активность, показал средний уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;
в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание практического вопроса, при ответе неправильно использовал основные категории, понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, в ходе дискуссии не проявил активности, показал низкий уровень знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности в соответствующей сфере, аналитических способностей, отсутствие навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров.
21.3. Написание рефератов осуществляется кандидатами по вопросам, связанным с исполнением должностных обязанностей и полномочий по должности гражданской службы, на замещение которой они претендуют. Кандидаты на замещение одной и той же должности пишут рефераты на одинаковую тему и располагают одним и тем же временем для их подготовки. Рефераты должны содержать как теоретический анализ заявленной темы, так и обоснованные практические авторские предложения.
Для написания реферата или иной письменной работы используются вопросы или задания, составленные исходя из должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, а также квалификационных требований для замещения указанных должностей.
Тема реферата в случае проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы определяется начальником структурного подразделения центрального аппарата ФНС России (территориального налогового органа), на замещение вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс, и согласовывается с председателем конкурсной комиссии.
Реферат оценивается членами конкурсной комиссии:
в 5 баллов, если реферат полностью соответствует установленным требованиям оформления, кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание темы, правильно использовал категории, понятия и термины, показал высокий уровень аналитических способностей и логичность мышления, в реферате представлены обоснованные и практически реализуемые предложения по заданной теме.
в 3 балла, если реферат полностью соответствует установленным требованиям оформления, кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание темы, правильно использовал категории, понятия и термины, показал высокий уровень аналитических способностей и логичность мышления, в реферате представлены обоснованные и практически реализуемые предложения по заданной теме, но допущены неточности и незначительные ошибки;
в 1 балл, если реферат полностью соответствует установленным требованиям оформления, кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание темы, не всегда правильно использовал категории, понятия и термины, показал средний уровень аналитических способностей и логичность мышления, в реферате представлены слабо обоснованные предложения по заданной теме, допущены неточности и ошибки;
в 0 баллов, если реферат не соответствует установленным требованиям оформления, кандидат не раскрыл содержание темы, не правильно использовал категории, понятия и термины, показал низкий уровень аналитических способностей и отсутствует логичность мышления, в реферате представлены необоснованные предложения по заданной теме, допущены значительные неточности и ошибки;
21.4. Анкетирование проводится по вопросам, составленным исходя из должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, а также квалификационных требований для замещения указанных должностей.
В анкету включаются вопросы о выполняемых должностных обязанностях по должностям, замещаемым в рамках ранее осуществляемой профессиональной деятельности, профессиональных достижениях, мероприятиях (проектах, форумах, семинарах), в которых кандидат принимал участие, его публикациях в печатных изданиях, увлечениях, а также о рекомендациях и (или) рекомендательных письмах, которые могут быть предоставлены кандидатом.
Оценка результатов анкетирования производится по 5-балльной системе.
21.5. Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.
Оценка результатов индивидуального собеседования производится по 10-балльной системе. По итогам индивидуального собеседования каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, составляемый по форме согласно приложению N 3 к единой методике проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 16, ст. 2359), с краткой мотивировкой, послужившей основанием принятия решения о соответствующей оценке. Конкурсный бюллетень приобщается к решению (протоколу заседания) конкурсной комиссии.
Результаты индивидуального собеседования оцениваются членами конкурсной комиссии:
в 10 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и правильно раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, в ходе собеседования проявил высокую активность, показал высокий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитические способности, навыки аргументированно отстаивать собственную точку зрения и вести деловые переговоры, умение обоснованно и самостоятельно принимать решения, готовность следовать взятым на себя обязательствам;
в 8 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия, и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, в ходе собеседования проявил активность, показал достаточный уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение самостоятельно принимать решения, готовность следовать взятым на себя обязательствам;
в 6 баллов, если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе собеседования проявил низкую активность, показал средний уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, готовность следовать взятым на себя обязательствам;
в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание вопроса, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, в ходе собеседования не проявил активности, показал низкий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, отсутствие навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, неготовность следовать взятым на себя обязательствам.
22. С целью обеспечения контроля при выполнении кандидатами конкурсных заданий в ходе конкурсных процедур присутствуют представители конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии не позднее 3 рабочих дней до начала ее заседания должны быть ознакомлены с материалами выполнения кандидатами конкурсных заданий. Перечень указанных материалов определяется председателем конкурсной комиссии.
23. При выполнении кандидатами конкурсных заданий и проведении заседания конкурсной комиссии по решению представителя нанимателя ведется видео- и (или) аудиозапись либо стенограмма проведения соответствующих конкурсных процедур.
24. Принятие решения конкурсной комиссией об определении победителя конкурса без проведения очного индивидуального собеседования конкурсной комиссии с кандидатом не допускается.
25. Итоговый балл кандидата определяется как сумма среднего арифметического баллов, выставленных кандидату членами конкурсной комиссии по результатам индивидуального собеседования, других конкурсных заданий, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования и выполнения иных аналогичных конкурсных заданий.
26. По результатам сопоставления итоговых баллов кандидатов секретарь конкурсной комиссии формирует рейтинг кандидатов.
27. Решение конкурсной комиссии об определении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
Указанное решение (протокол) содержит рейтинг кандидатов с указанием набранных баллов и занятых ими мест по результатам оценки конкурсной комиссией.
Решение является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.
29. По результатам конкурса издается приказ представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, на замещение которой проводился данный конкурс.
30. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.
32. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение 3 лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в службе кадров, после чего подлежат уничтожению. Документы для участия в конкурсе, представленные в электронном виде, хранятся в течение 3 лет, после чего подлежат удалению.
33. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.
34. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 01.06.2018 г.
N ММВ-7-4/371@
Порядок и сроки работы конкурсных комиссий для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе
2. Конкурсная комиссия формируется:
3. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав конкурсной комиссии входят гражданские служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы.
Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения, и утверждается приказом руководителя ФНС России, руководителем (начальником) территориального налогового органа.
4. Председатель конкурсной комиссии осуществляет руководство деятельностью конкурсной комиссии. В период временного отсутствия председателя конкурсной комиссии руководство конкурсной комиссией осуществляет заместитель председателя конкурсной комиссии.
Обеспечение работы конкурсной комиссии осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Секретарь конкурсной комиссии участвует в оценке кандидатов и обладает правом голоса при принятии решений конкурсной комиссией.
В качестве независимых экспертов привлекаются представители научных, образовательных и других организаций. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
В состав конкурсной комиссии центрального аппарата ФНС России включаются представители Общественного совета при ФНС России. В состав конкурсных комиссий территориальных налоговых органов, при которых образованы общественные советы, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Кандидатуры представителей указанных общественных советов для включения в состав конкурсных комиссий представляются этими советами по запросу руководителя Федеральной налоговой службы, руководителя (начальника) территориального налогового органа.
Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений фодательства Российской Федерации о государственной тайне.
5. Конкурсная комиссия имеет право:
а) запрашивать у начальников структурных подразделений ФНС России (территориального налогового органа) сведения и материалы, необходимые для работы комиссии;
б) вносить руководителю ФНС России, руководителю (начальнику) территориального налогового органа предложения по вопросам, входящим в компетенцию конкурсной комиссии;
в) приглашать на заседания конкурсной комиссии начальников и/или заместителей начальников структурных подразделений, не являющихся членами конкурсной комиссии.
6. Конкурсная комиссия проводит конкурсы на замещение вакантных должностей гражданской службы.
7. Заседание конкурсной комиссии проводится по мере необходимости в случае издания приказа ФНС России (территориального налогового органа) о проведении конкурса.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.
8. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.
При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.
9. Решение принимается конкурсной комиссией в отсутствие кандидата.
Обзор документа
Правительством РФ была утверждена единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей госслужбы и включения в кадровый резерв.
Она содержит порядок подготовки и проведения конкурсов, предварительного тестирования, методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.
Для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям могут использоваться такие методы оценки, как индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата и иных письменных работ или тестирование.
Соответствие кандидатов квалификационным требованиям оценивается исходя из категорий и групп должностей.
В связи с этим утверждена новая методика проведения таких конкурсов в ФНС России. В частности, предусмотрено, что обязательными методами оценки кандидатов являются тестирование и индивидуальное собеседование. Определен перечень предоставляемых документов. Урегулированы вопросы их рассмотрения.
Прописаны правила работы конкурсных комиссий.
Ранее изданные приказы по этим вопросам признаны утратившими силу.